Технологическая карта урока. Русский язык. 4 класс. Связь слов в словосочетании. Примыкание.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Сизенко Любовь Степановна

Технологическая карта урока. Русский язык.4 класс. Связь слов в словосочетании. Примыкание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx26.54 КБ

Предварительный просмотр:

   Предмет: Русский язык. 4 класс.

Автор учебника: С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М. И. Кузнецова и др.

Тема: «Связь слов в словосочетании. Примыкание».

Тип  урока: «открытие» нового.

Цели урока: создать условия для формирования представлений о примыкании как типе связи слов в словосочетании.

Задачи:

Обучающие: формировать представление о словосочетании, умения вычленять словосочетания из предложения, умение определять главные и зависимые слова в словосочетании, о типах связи слов в словосочетании согласовании, управлении, примыкании

Развивающие: развивать умение формулировать и сохранять в памяти познавательную учебную задачу урока, осуществлять ее решение под руководством учителя; развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать, видеть цель, добиваться результата; развивать умение оценивать результаты своей деятельности

Воспитательные: создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, : воспитывать уважительное отношение друг к другу, навыки сотрудничества.

Методы обучения: деятельностный, словесный, проблемный, практический . Юлия Васильевна

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Технологическая карта урока

 

Этап урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Самоопределение к деятельности

Регулятивные УУД (Самостоятельно организовывать свое рабочее место; следовать режиму организации учебной деятельности.)

- – Добрый день, дорогие ребята! Присаживайтесь, пожалуйста. Проверьте свою готовность к уроку. Проверьте, всё ли у вас лежит на парте:  рабочая тетрадь, пенал, учебник, дневник. 

 -  Ребята, а сейчас тетрадь открыли

     И как надо положили.

     Сядьте прямо, не кривитесь,

     За работу все возьмитесь.

     Запишите все число,

     Классная работа.

- проверяют свою готовность к уроку

2.Актуализации знаний. Фиксация затруднений в деятельности.

Познавательные УУД:

(Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг,)

 

Лё-кий  в-т-рок   б-жит ( по)

в-рхушкам  д-ревьев.

Работа с предложением. (один – у доски, остальные в тетради)

 -Объяснить, какие буквы пропущены.

- Сделать синтаксический разбор предложения.

- Выписать все словосочетания, определить тип связи.        

  - Что такое словосочетание?

- Что не является словосочетанием?

- Что такое  словосочетание с типом связи «управление»? «согласование»?

  Оценивание работы.

 Лёгкий(лёгок) ветерок(ветер) бежит(бег) по верхушкам (верх) деревьев(дерево)

Лёгкий ветерок(согл.), бежит ветерок (упр.), бежит по верхушкам(упр.), по верхушкам деревьев(упр.)

3.Постановка учебной задачи.

Регулятивные УУД.(Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.)

Запись на доске:

Ваза с фруктами, чтение вслух, второе место, очень грустный, ловить рыбу, пойти гулять, заниматься спортом, повернуть налево, в красивом парке.

- Выпишите в столбик словосочетания с типом связи согласование и управление

- Какие словосочетания вы не выписали?

- Почему не справились?

-Что не знаем?

-Какая же будет тема урока?

Давайте откроем учебник и проверим свои предположения

Управление                                

ваза с фруктами                  

ловить рыбу                        

заниматься спортом

Согласование

второе место

в красивом парке

чтение вслух, очень грустный, пойти гулять, повернуть налево.

- Нет, не будет.

Распознавать словосочетания с новым типом связи

Примыкание

4.Построение проекта выхода из затруднения

Регулятивные УУД.(Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.)

- Определите главное и зависимое  слово в словосочетаниях.

- Какой частью речи являются главные и зависимые слова.

 - Как называется такая связь в словосочетаниях, вы узнаете, прочитав правило  на стр.131 учебника.

-Какой новый тип связи в словосочетании мы рассмотрели?

- Как называется связь в словосочетаниях, когда главное и зависимое слово связаны по смыслу?

- Какой частью речи выражены зависимые слова в таких словосочетаниях?

- Познакомьтесь с алгоритмом нахождения словосочетаний с примыканием на стр.131 учебника.        

 Примыкание  

Наречие, неопределённая форма глагола.

Физминутка

 Потрудились –отдохнём, встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд, влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать. Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили, всем улыбки подарили.

5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Поз – построение логической цепи рассуждения;

Ком –владение монологической и диалогической речьюЮлия асильевн

Регулятивные УУД

(Работая по плану, сверять свои действия с целью.)

-Прочитайте задание к упр. 1 на с. 133

-Какие словосочетания будете выписывать?

2.Упр.2, стр.120 – коллективная работа.

– Выписать словосочетания с типом связи «примыкание», определить часть речи зависимого слова.

 Проверка выполненной работы.    Оценивание работы.

 Выполняют задание в рабочей тетради, один из учеников выполняет на доске с проговариванием алгоритма

Дети работают в парах

Постоянно, вставать, рано, весело, часто, приехать.

Очень сильный, выйти погулять, хорошо поёт, быстро читает, пришёл поговорить(ученики аргументируют свои ответы)

6 Самостоятельная работа с самопроверкой и взаимопроверкой.

Познавательные УУД (Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.)

Личностные УУД

(В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор.)

  Составление вопросов по теме.

  Составьте по 2-3 вопроса по нашей теме. Задайте друг другу эти вопросы, а наиболее, на ваш взгляд, интересные, задайте всему классу.

1.Тестирование

1. Укажите верное определение.

а) словосочетание – это сочетание двух  самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу подчинительной связью

б) словосочетание – выражает законченную мысль

в) словосочетание – это сочетание подлежащего и сказуемого

 г) словосочетание – это соединение слов одной части речи.

2. Словосочетание может состоять :

а) из фразеологизма

б)  из однородных членов

в) из подлежащего и сказуемого

 г) из главного и зависимого слова

3. В каком словосочетании вид связи – согласование?

а) быстро доехать  

б) прогулка по лесу

в) ласковое солнышко

 г) выглянуло из-за туч

4. В каком словосочетании вид связи – управление?

а) весна радует

 б) звонкие ручьи  

в) прочитал рассказ

г) забыл рассказать
5. В каком словосочетании вид связи – примыкание?

а) говорить быстро

б) бутылка из-под молока

в) пятый класс

 г) глядеть по сторонам

6. Найди ошибку в определении типа словосочетания:

а) хвойный лес - согласование

б) играть  на скрипке– управление

в) настольные часы- примыкание

г) Лес шумит – управление

Оценивание работы

1.а, 2.г,3.в, 4.в, 5.а, 6.в,г.

 Физминутка

Звучит инструментальная музыка, дети закрывают глаза и расслабляются.

- Представьте себя на берегу моря. В лицо дует свежий ветерок, на лоб и щеки упали соленые капли. Вы слышите крики чаек. У горизонта еле видна белоснежная яхта. Нам весело. Хочется, чтобы это мгновение длилось вечно.

7. Включение в систему знаний и повторение

- Сегодня вы изучили новый тип связи слов в словосочетании. Когда вам могут пригодиться знания о примыкании?

- Для чего вам нужны эти знания?

-Когда будем писать диктанты, выполнять задания.

- Для грамотного письма.

8. Рефлексия деятельности

Регулятивные УУД(В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнен своей работы и работы всех, исходя из имеющ. критериев.)

Д.З.учебник с 132(правило)

У.с.133 №4

 - На уроке я работал…

– Своей работой я…

 -  Урок показался мне…

–  За урок я…
–  Материал урока мне…

–  Домашнее задание кажется мне…

активно/ пассивно  

доволен/не доволен

коротким/длинным

устал/не устал

интересен/не интересен

понятен/не понятен

полезен/не полезен

лёгким/трудным

интересным/не интересным


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

технологическая карта урока.Русский язык. Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы.

Конспект урока по русскому языку.Суффиксы слов, называющих предметы и признаки...

Технологическая карта урока русского языка. Тема: "Связь имени прилагательного с именем существительным" (УМК "Школа России", 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: формирование представления о способе связи имени прилагательного с именем существительным.Задачи урокаДидактические:Сформировать умени...

Технологическая карта урока "Русский язык" на тему "Предложение и словосочетание" (УМК "Школа России", 4 класс

Тип урока: «Рефлексии» Цель урока: Систематизирование знаний учащихся о предложении и словосочетании.  Задачи урока Дидактические: Закреплять представление о словосочетании,...

Технологическая карта урока "Русский язык" на тему "Предложение и словосочетание" (УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока: «Рефлексии» Цель урока: Систематизирование знаний учащихся о предложении и словосочетании.  Задачи урока Дидактические: Закреплять представление о словосочетании,...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Слово и словосочетание"

Тип урока: урок отработки умений и рефлексииТема: «Слово и словосочетание»...