Рабочая программа по русскому языку для 2 класса, УМК "Перспектива"
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему

Гизатуллина Алсу Атласовна

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса. Авторы учебника Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В.  УМК "Перспектива". В неделю 4 часа, итого в год 136 часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raboch_prog._po_russkomu_yazyku_2_kl.docx111.34 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Рабочая программа разработана на основе:
1) Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273 - ФЗ;

2)Закона Республики Татарстан «Об образовании» от 22 июля 2013 г. №68 – ЗРТ;

3)Закона РТ « О государственных языках РТ и других языках в РТ" от 08.07.1992 г. № 1560 – XII ;

4) Федерального государственного образовательного стандарта Начального Общего Образования(приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г 373 "Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО", приказ МО и Н РФ 1241 от 26.10.2010г "О внесении изменений в ФГОС НОО, утверждённого приказом МО и Н РТ от 6.10.2009 г 373", письма МО и Н РТ 6272/10 от 18.08.2010 г "О ведении ФГОС НОО с 1.09.2010 г" );
5) Основной образовательной программы начального общего образования ГБООУ "Новокашировская санаторная школа-интернат";
6)  Примерной программы по учебным предметам. Начальная школа, в 2 частях, М.: «Просвещение» 2011 года и
авторской программы Л.Ф.Климановой,  Т.В.Бабушкиной «Русский язык», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального образования;

7 ) Письма МО и РТ от 19.08.2015г. №1054/15 «О направлении методических рекомендации»;

8) Учебного план ГБООУ "Новокашировская санаторная школа-интернат" на 2016/2017 учебный год утверждённый приказом от 31.08.2016 г № 67.;
9) Локального акта ГБООУ " Новокашировская санаторная школа-интернат " «Положение об утверждении структуры рабочих программ»;
10)  СанПиН 2.4.2.2821-10 « Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (от 29.12.2010 г. №189); изменения №3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно - эпидемиолоческие требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» (утв. постановлением  Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 г. №81)

11)  Годовой календарный график ГБООУ «Новокашировская санаторная школа-интернат», приказ № 65 от 26.08.2016 г.

Цели и задачи обучения

1) познавательную (ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся);

2) социокультурную (формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека).

Особенностью предмета является его тесная взаимосвязь с литературным чтением, обеспечивающая реализацию основных задач содержания предметной области «Филология»:

• формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

• развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

• развитие коммуникативных умений;

• развитие нравственных и эстетических чувств;

• развитие способностей к творческой деятельности.

       

3.3 Содержание учебной  программы

Согласно примерной программе на изучение русского языка  отводится 170 часов (5 урока в неделю), по учебному плану ГБООУ«Новокашировская санаторная школа-интернат» отводится  102 часа (3 часа в неделю)  + 1 час (образовательный  компонент),   102 + 34 ч., итого  136 часов (1 час образовательного компонента добавлен к 3 часам русского языка в целях углубленного усвоения  программного  материала уч-ся ).

Исходя из этого и учитывая  особенности класса,  предполагается следующее распределение часов, при этом программный материал  за 2 класс изучается полностью.

№ п/п

Разделы программы

Количество часов

По примерной программе

По рабочей программе

1

Мир общения

20

11

2

Звуки и буквы. Слог . Ударение

65

63

3

Слово и его значение

20

15

4

Состав слова

15

13

5

Части речи

32

26

6

Предложение. Текст.

15

7

7

Повторение  изученного за год

3

1

ИТОГО:

170 часов

136 часов

«Мир общения». Повторение. (11 ч.)

Даёт целостное представление о языке, о таких его единицах, как звук, буква, слово, предложение, текст. Буква ь для обозначения мягкости согласных в середине слова (перед твердым и мягким согласным); случаи, когда ь не пишется (чк, чн и др. сочетания). Использование букв ь и ъ как разделительных (предупредительных) при обозначении звука [и'].

«Звуки и буквы. Слог. Ударение». (63 ч.)

Основная цель данного раздела связана с освоением орфографических правил и формированием грамотного письма. Понятие орфограмма, необходимость выбора буквы как ее признак. Наиболее частотные орфограммы как «главные опасности письма»: орфограммы безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных.  Запись с пропуском орфограмм («с окошками») как способ письма без ошибок. Орфографический словарь, его назначение и порядок поиска слов.

Понятие орфографическое правило, применение правил как способ решения орфографических задач. Выбор буквы на конце слов, называющих предметы (сливА, яблонЯ, деревО, морЕ, сливЫ, яблокИ), действия (игралА, игралО, игралИ; играТЬ, играеТ), на месте звука [yl (клУбника, тЮльпан, на сливУ, на яблонЮ). Наличие двух орфограмм в безударных слогах жи-ши (жИвут).

Решение орфографических задач в корнях слов: проверочные слова как помощники при выборе правильной буквы. Общее правило и способы подбора проверочных слов для корневых орфограмм безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных (на конце слова и перед другими согласными) в названиях предметов, действий, признаков. Пользование орфографическим словарем как способ выяснения непроверяемых написаний.

Возможность непроизносимых согласных звуков в корнях слов и способы решения орфографической задачи. Удвоенные согласные в корне слова и на границе частей слов. Правило выбора разделительного (предупредительного) знака: ь или ъ. Написание наиболее распространенных приставок и суффиксов. Буквы в окончаниях слов при их изменении как еще не решаемые орфографические задачи.

«Слово и его значение» (15 ч.)

Данный раздел  посвящен формированию элементарных представлений о лексическом значении слова, его многозначности, синонимах и антонимах. Предмет как общее название слов, отвечающих на вопросы кто? что? Слова и их значения; семьи слова, родственные слова, корень слова, понятие однокоренные слова, слова близкие и противоположные по значению (синонимы и антонимы); отличие однокоренных слов от синонимов и слов с омонимичными («похожими») корнями. Способ нахождения корня в словах. Изменение слов по числам и «по команде вопросов», понятие об окончании, в том числе нулевом (об «окончании-невидимке»). Приставки и суффиксы: их назначение, место в словах. Анализ состава слова, основные действия при его проведении. Разграничение приставок и предлогов. Наиболее распространенные значения приставок и суффиксов, использование их в речи и написание.

«Состав слова» (13 ч.)

Первые наблюдения за строением слова на наглядно-образных моделях. Первоначальное знакомство с составом слова: корень, приставка, суффикс, окончание; выделение корня слова на основе подбора однокоренных слов (с помощью учителя). Сопоставление значения и написания однокоренных слов.

Наблюдение за единообразным написанием корней в родственных словах.

Образование новых слов с помощью приставок; правописание приставок. Обозначение на письме безударных гласных звуков в корне слова. Обозначение на письме парных звонких и глухих согласных звуков в корне слова. Корень — смысловой центр слова.

«Части речи» (26 ч.)

Внимание учеников переключается с конкретного лексического значения слова на его грамматическое значение. Знакомство с такими грамматическими категориями, как имя существительное, имя прилагательное, глагол.

 

«Предложение. Текст» (7 ч.) Повторение изученного (1 ч.)

Назначение предложения, признаки (наличие выраженной мысли и в устной речи интонации ее конца, связь слов); оформление границ предложений в устной и письменной речи. Возможность запятых и других знаков внутри предложений; запятые при перечислении, перед словами-помощниками а, но. Виды предложений по цели: повествовательные, вопросительные, побудительные. Разговор двух людей (диалог), обращение (на уровне общего представления), их оформление в письменной речи (выделение реплик диалога «черточками», восклицательный знак при обращении). Правила вежливости при разговоре по телефону. Виды предложений по интонации: восклицательные и невосклицательные; их оформление при письме. Способы построения предложений при ответе на вопрос «Почему?»; грамотная их запись (общее знакомство). Побудительные предложения с выражением совета, просьбы, пожелания, требования; особенности их произнесения; оформление предложений со словом пожалуйста в письменной речи. Отличие текста от предложения: развитие мысли и потому наличие нескольких предложений. Тема и основная мысль как стержень текста. Требования к хорошему тексту, правила его обдумывания и улучшения после записи. Пересказ как способ передачи мыслей автора, изложение как письменный пересказ.

График выполненных работ  за год

Четверть

Контрольный диктант

Развитие речи

Тест

Проверочная работа

Контрольное списывание

Итого

1

2

-

-

1

1

4

2

1

2

-

2

-

5

3

2

-

1

1

-

4

4

4

-

1

1

-

6

Итого

9

2

2

5

1

3.4 Результаты обучения (личностные, метапредметные, предметные  )

Личностные результаты

Обучающийся научится:

  • понимать значимость речи для процесса общения;
  • испытывать  чувство гордости за родной язык;
  • осознавать потребность в освоении лексического богатства родного языка;
  • уважительно относиться к языку и его традициям;
  • осознавать необходимость свободного владения языком для успешного общения;
  • применять навыки культурного поведения при общении.

Обучающийся получит возможность:

  • развивать личностные качества в процессе общения (внимание к собеседнику, терпение, использование «вежливых» слов и т. п.);
  • испытывать потребность в общении;
  • осмыслить значение общения;
  • понимать культурную значимость орфографически верной письменной речи;
  • осознавать необходимость писать грамотно;
  • сформировать интерес к  изучению истории русского языка;
  • понимать значение орфоэпически правильно звучащей речи для успешного общения людей, для определения культурного уровня человека;
  • стремиться к совершенствованию своей произносительной культуры;
  • развивать потребность к постоянному обогащению своего словаря;
  • проявлять интерес к топонимике родного края (к истории географических названий), к истории слов (в том числе и личных имён);
  • научиться уважительному отношению к художественным произведениям, испытывать интерес к ним, воспитывать в себе внимательное отношение к использованию слова в художественной речи;
  • создавать собственные словесные произведения по образцу;
  • понимать изобразительные возможности гласных и согласных звуков в речи, использовать эти возможности при создании собственных речевых произведений;
  • осознать потребность обращения к справочной лингвистической литературе (орфографическому и орфоэпическому словарям) как непременное условие общей культуры;
  • добросовестно относиться к труду и его результатам (на примере знакомства с деятельностью В. И. Даля) и негативное отношение к лени;
  • усвоить уважительное отношение семейным ценностям;
  • осмыслить необходимость  в чувстве сопереживания близким, попавшим в трудные ситуации;
  • сформировать навыки поведения в экстремальных ситуациях;
  • научиться проявлять интерес и уважение к различным профессиям и их представителям;
  • научиться относиться с уважением к обычаям других народов и стран;
  • расширять свой кругозор путём знакомства с новыми географическими объектами, старинными городами, выдающимися людьми;
  • сформировать  интерес и любовь к живой природе;
  • сформировать гуманное отношение к домашним животным;
  • соблюдать правила поведения при проведении дидактических игр в классе;
  • оценивать степень своего продвижения в освоении учебного материала;
  • понимать необходимость постепенности в усвоении знаний (на примере повторного обращения к употреблению разделительного твёрдого знака).

Метапредметные результаты

Обучающийся научится:

  • использовать знаково-символические средства для решения учебных задач;
  • работать с моделями слова, звуковыми схемами;
  • пользоваться наглядно-образными схемами для классификации языковых единиц;
  • контролировать свою речь в процессе общения.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • находить сходство и различие языковых единиц (звук и буква, гласные и согласные звуки, слово и предложение, корень и приставка, суффикс; тексты разных типов и т. д.);
  • сравнивать языковые единицы по разным критериям;
  • развивать логическое мышление (при восстановлении последовательности предложений в тексте, при делении текста на предложения, при прогнозировании возможного содержания и типа текста по его заглавию, по изображённой на рисунке жизненной ситуации, при распределении слов на группы);
  • развивать абстрактное мышление при классификации слов по частям речи;
  • классифицировать языковые единицы по различным критериям;
  • работать с предложенными алгоритмами и самостоятельно или с помощью учителя составлять алгоритмы (например, алгоритмы проверки орфограмм);
  • понимать значение алгоритма для осуществления своей деятельности;
  • сотрудничать со сверстниками в процессе выполнения парной и групповой работы;
  •  работать с различными словарями и справочниками, составленными по алфавитному принципу;
  • развивать речь (при составлении словосочетаний и предложений из заданных слов и по рисунку, при изменении слов—названий предметов по числам, при работе с прозаическими текстами и составлении собственных текстов, при изложении текста, при доказательстве верности своего решения, при объяснении выбора проверочных слов, при подборе обобщающих слов, при составлении собственных речевых произведений по заданной теме, по жизненным впечатлениям, при подборе пословиц с заданным словом, при составлении загадок, составлении диалогов, характерных для различных коммуникативных ситуаций, и т. п.);
  • развивать внимание (например:  нахождение «третьего лишнего»,  работа с картинками,  нахождение ещё не изученных орфограмм и т.п.);
  • понимать значение орфоэпически грамотного произношения слов при общении;
  • понимать важность орфографически правильного написания слов для общения, понимания письменной речи;
  • понимать обучающую задачу дидактических игр;
  • принимать участите в составлении учебных лингвистических словарей;
  • применять полученные знания для решения практических задач.

Предметные результаты

Развитие речи. Речевое общение

Обучающийся научится:

  • ориентироваться в ситуации общения, использовать правила речевого этикета (в групповых формах работы и других видах сотрудничества);
  • различать устные и письменные формы общения;
  • составлять рассказ о себе и своей семье по заданному алгоритму;
  • составлять предложение на заданную тему, правильно оформлять его на письме и в устной речи;
  • понимать важность слова для точного называния предметов и явлений, формировать представление о неисчерпаемости лексического богатства русского языка;
  • понимать необходимость осознания значения слова и его написания;
  • называть основные языковые единицы (звуки, буквы, слова, предложения, текст);
  • писать изложение текста из 40—55 слов по составленному плану.

Обучающийся получит возможность научиться: 

  • поддерживать диалог с собеседником при помощи репликам и вопросамов, проявлять к собеседнику внимание, терпение, уважение к чужому мнению;
  • понимать и уметь объяснить значение жестов, мимики и рисунка для передачи информации;
  • составлять и расшифровывать «рисуночное письмо»;
  • составлять тексты разных типов и стилей, в том числе деловой текст (записка, письмо, объявление, поздравление);
  • иметь наглядно-образное представление о структуре языка (единицах, из которых он состоит).

Главный помощник в общении — родной язык

Фонетика, графика, орфография

Обучающийся научится:

  • понимать преимущества звукобуквенного письма;
  • осознавать необходимость знания букв для передачи устной речи на письме; использовать знание алфавита;
  • понимать, какова роль гласных и согласных звуков в различении слов;
  • систематизировать знания о звуках и буквах русского языка, понимать различие между звуками и буквами;
  • находить и объяснять расхождения в количестве звуков и букв в слове;
  • передавать на письме мягкость и твердость согласных звуков (обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью мягкого знака и букв е, ё, ю, я, и; твёрдость — с помощью букв а, о, э, у, ы);
  • разграничить две функции букв е, ё, ю, я, и: а) обозначение мягкости согласных звуков; б) обозначение двух звуков;
  • правилам деления слов на слоги, определять количество слогов в слове;
  • находить ударный слог в слове, понимать смыслоразличительную функцию ударения (на примере омографов);
  • понимать различия между звонкими и глухими согласными звуками; понимать, почему парные звонкие и глухие согласные в конце слова являются орфограммой;
  • понимать отличие алгоритма объяснения проверяемого написания букв безударных гласных звуков и парных по звонкости-глухости согласных, проверяемых и непроверяемых ударением;
  • верно писать буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, чк, чн, щн, понимать, почему они носят традиционный характер и являются орфограммами;
  • переносить слова по слогам в соответствии с правилами;
  • правилам употребления прописной буквы;
  • правильно писать слова с удвоенными согласными;
  • правильно писать слова с непроизносимыми согласными;
  • уметь использовать мягкий знак в качестве разделительного и как показатель мягкости согласных звуков;
  • употреблять при написании слов разделительные твёрдый и мягкий знаки, объяснять разницу в употреблении разделительных твёрдого и мягкого знаков.

Обучающийся получит возможность научиться:

различать произношение некоторых слов, характерное для литературной речи, и варианты произношения, которые встречаются в просторечии;

  •  понимать неоднозначность соотношения «звук-буква», объяснять случаи расхождения в написании и произношении при передаче звуков в слабых позициях (безударные гласные, парные звонкие-глухие согласные в конце слова);
  • особенностям орфографического и орфоэпического словарей, понимать их назначение;
  • иметь представление о единообразном написании слова.

Лексика

Обучающийся научится:

  • формировать ценностное отношение к слову;
  • расширять свой лексический запас словами разных тематических групп;
  • иметь представление о слове как двусторонней языковой единице, имеющей материальную форму (звучание или написание) и значение;
  • составлять двусторонние модели слов;
  • формировать представление о понятийном (обобщающем) значении слова;
  • понимать различие в функциях имён собственных и нарицательных.

Обучающийся получит возможность:

  • научиться понимать назначение толкового словаря, уметь с ним работать;
  • научиться понимать принцип возникновения нескольких значений у одного слова, объяснять значение многозначного слова в конкретном случае;
  • углубить знания об омонимах, различать омонимы и многозначные слова;
  • углубить знания о синонимах, понимать возможные различия слов-синонимов (по сфере употребления, по стилистической и эмоционально-экспрессивной окрашенности);
  • научиться выбирать синонимы в зависимости от ситуации общения;
  • расширить знания об антонимах, подбирать антонимы к словам разных частей речи;
  • понимать выразительные возможности фразеологических оборотов, объяснять значение устойчивых оборотов.

Состав слова (морфемика)

Обучающийся научится:

  • называть части слова;
  • выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и на общность написания корней;
  • разграничивать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями;
  • выделять приставку в слове, определять значение, которое приставки привносят в слово;
  • различать предлоги и приставки;
  • находить суффикс в слове, определять значение, которое придает слову суффикс, и его роль в образовании новых слов;
  • правильно употреблять окончание в устной и письменной речи (простейшие случаи ударного окончания);
  • объяснять роль окончания для связи слов в предложении и в словосочетании.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • формировать представление о слове как объединении морфем, стоящих в определённом порядке и имеющих определённое значение;
  • понимать принцип единообразного написания морфем;
  • составлять слова с предложенными морфемами.

Морфология

Обучающийся научится:

  • определять части речи по обобщенному значению предметности, действия, признака и по вопросам;
  • понимать роль использования слов каждой части речи в произведениях словесного творчества.

Обучающийся получит возможность:

  • научиться понимать грамматическую общность слов, относящихся к определённым частям речи;
  • получить образное представление о языке как о чётко организованной структуре.

Имя существительное

Обучающийся научится:

  • находить имена существительные в предложении по вопросу и общему значению предметности;
  • определять различия между одушевлёнными и неодушевлёнными, собственными и нарицательными существительными;
  • осознанно употреблять заглавную букву при написании имён собственных, обобщать все известные способы употребления заглавной буквы;
  • определять число имён существительных.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • верно употреблять существительные, имеющие вариативные формы окончаний (в родительном падеже множественного числа).

Глагол

Обучающийся научится:

  • находить глаголы в предложении по вопросу и общему значению действия;
  • определять число глаголов.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • ставить вопросы к глаголам в форме настоящего, прошедшего и будущего времени;
  • на практическом уровне изменять глаголы по временам.

Имя прилагательное

Обучающийся научится:

  • находить в предложении имена прилагательные по их основному грамматическому значению и по вопросу;
  • определять связь имени прилагательного с именем существительным в числе;
  • классифицировать имена прилагательные на основе различия в их значении.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • редактировать тексты, дополняя их именами прилагательными;
  • образовывать имена прилагательные от других частей речи.

Синтаксис

Предложение

Обучающийся научится:

  • выделять предложение из связного текста, правильно оформлять его на письме;
  • определять тип предложения по цели высказывания и по интонации.

Обучающийся получит возможность научиться:

  •  определять отношения между словами в предложении на основе вопроса от слова к слову;
  • составлять предложения разных типов.

Текст

Обучающийся научится:

  • озаглавливать текст;
  • определять тему и главную мысль текста;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • практически различать текст-описание, текст-повествование, текст-рассуждение;
  • составлять план текста на основе памяток, образцов;
  • составлять текст заданного типа, в том числе деловые тексты (записка, объявление, поздравительное письмо).

                                                                         3.5  Критерии оценивания

Диктант
«5» – ставится. если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (в 3 классе возможно одно исправление графического характера).
«4» – ставится, если не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм.
«3» – ставится, если допущено 3 – 5 ошибок, работа написана небрежно.
«2» – ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.
«1» – ставится, если допущено 8 орфографических ошибок.

Ошибкой в диктанте следует считать: 
• нарушение правил орфографии при написании слов;
• пропуск и искажение букв в словах;
• замену слов;
• отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;
• неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).

За ошибку не считаются: 
• ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались;
• единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;
• единичный случай замены одного слова без искажения смысла.

За одну ошибку в диктанте считаются:
- два исправления;
- две пунктуационные ошибки;
- повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове «ножи» дважды написано в конце «ы». Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку.

Негрубыми ошибками считаются следующие: 
- повторение одной и той же буквы в слове;
- недописанное слово;
- перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
- дважды записанное одно и то же слово в предложении.

Грамматическое задание
«5» – ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы;
«4» - ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий;
«3» – ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий;
«2» – ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий;
«1» – ставится, если ученик не смог правильно выполнить ни одного задания.

Списывание текста
«5» - ставится за безошибочное аккуратное выполнение работы;
«4» – ставится, если в работе 1 – 2 орфографические ошибки и 1 исправление (1 кл.); 1 ошибка и
1 исправление (2 и 3 кл.);
«3» – ставится, если в работе допущены 3 орфографические ошибки и 1 исправление (1 кл.);
2 ошибки и 1 исправление (2 и 3 кл.);
«2» – ставится, если в работе допущены 4 орфографические ошибки (1 кл.); 3 ошибки (2 и 3 кл.);
«1» – ставится, если в работе допущено более 4 орфогр. ошибок (1 кл.); более 3 ошибок (2 и 3 кл.).

Контрольный диктант
1. Объём соответствует количеству слов по нормам чтения (за 1 минуту).
2. Негрубые ошибки: исключения из правил; повторение одной и той же буквы (букварь); перенос слов; единичный пропуск буквы на конце слова.
3. Однотипные ошибки: первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку.
4. При трёх поправках оценка снижается на 1 балл.

Оценки за контрольный диктант
«5» – не ставится при трёх исправлениях, но при одной негрубой ошибке можно ставить;
«4» – 2 орфограф. и 2 пунктуац. ошибки или 1 орфограф. и 3 пунктуац.;
«3» – 3 – 4 орфограф. и 4 пунктуац. ошибки, а также при 5 орфограф. ошибках;
«2» - более 5 – 8 орфограф. ошибок;
«1» – более 8 орфограф. ошибок.

Оценки за грамматические задания
«5» – всё верно;
«4» – не менее 3/4 верно;
«3» – не менее 1/2 верно;
«2» – не выполнено больше половины общего объёма заданий;
«1» – не выполнено ни одно задание.

Словарный диктант. Количество слов 
(оценивается строже контрольного диктанта). для словарного диктанта.
«5» – нет ошибок; 1 класс – 7 – 8 слов;
«4» – 1 – 2 ошибки; 2 класс – 10 – 12 слов;
«3» – 3 – 4 ошибки (если 15 – 20 слов); 3 класс – 12 – 15 слов;
«2» – 5 – 7 ошибок; 4 класс – до 20 слов;
«1» – более 7 ошибок.

Контрольное списывание 
«5» – нет ошибок;
«4» – 1 – 2 ошибки или 1 исправление (1 кл.), 1 ошибка или 1 исправление (2 – 4 кл.);
«3» – 3 ошибки и 1 исправление (1 кл.), 2 ошибки и 1 исправление (2 – 4 кл.);
«2» – 4 ошибки (1 кл.), 3 ошибки (2 – 4 кл.);
«1» – более 4 ошибок (1 кл.), более 3 ошибок (2 – 4 кл.).

                                                                                             Учебно — тематическое планирование

Тема урока

Планируемые  результаты

Количество часов

План

Факт

Мир общения

1

Мир общения.

Собеседники. 

Урок повторения.

Уяснить нормы вежливого поведения.

Определить вид речи (устной) по жестам и мимике. Уметь записать слово с помощью рисунков. Уметь проверить правильность написания слова с непроверяемым написанием.

01.09.

2

Слово, предложение и текст в речевом общении. 

Урок повторения.

Уметь оформлять предложение на письме. Разграничивать слова и предложения. Знать значение правильного оформления границ предложения.

02.09.

3

Слово, предложение и текст в речевом общении. 

Урок изучения нового.

Уметь оформлять предложение на письме. Разграничивать слова и предложения. Знать значение правильного оформления границ предложения.

6.09.

4

Предложения по цели высказывания. 

Урок изучения нового.

Знать предложения по типу высказывания, уметь составлять предложения к заданной коммуникативной ситуации.

07.09.

5

Различные по интонации предложения. 

Урок изучения нового.

Уметь определить тип предложения и прочитать его с нужной интонацией.

08.09.

6-7

Слово, предложение и текст в речевом общении. Типы текстов. 

Урок изучения нового.

Урок закрепления знаний.

Знать тип текста и составляют собственные тексты различных типов. Уметь прогнозировать возможное содержание и тип текста по его заглавию, по рисунку.

09.09.

13.09.

8

Слово, предложение и текст в речевом общении. Типы текстов.

Урок закрепления знаний, комплексное применение знаний.

 Знать тип текста и составляют собственные тексты различных типов. Уметь прогнозировать возможное содержание и тип текста по его заглавию, по рисунку.

14.09.

9

Главный помощник в общении - родной язык. 

Урок изучения нового.

Знать и называют функции языка – возможность выражать мысли; получать информацию; вызывать у людей добрые чувства.

15.09.

10

Контрольная работа по разделу «Мир общения». 

Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Знать, какой должна быть речь, называют главное средство общения людей. Уметь правильно писать безударные гласные в корне слова, парные согласные.

16.09.

11

Работа над ошибками. 

Урок обобщения и систематизации знаний.

Знать и понимать причину допущенных ошибок, уметь их исправлять.

20.09.

Звуки  и буквы. Слог. Ударение.

12

Гласные и согласные звуки и буквы. 

Урок обобщения и систематизации знаний.

Знать различия между звуками и буквами, умеют о них рассказать. Выделять буквы парных и непарных согласных звуков. Систематизировать знания о звуках и буквах русского языка, различия звуков и букв, развивать речь при составлении рассказа о звуках и букв.

21.09.

13

Алфавит. Роль алфавита. 

Урок обобщения и систематизации знаний.

Знать алфавит, правильно называют все буквы алфавита. Понимать роль алфавита в различных справочниках. Систематизировать знания о звуках и буквах русского языка, различия звуков и букв, развивать речь при составлении рассказа о звуках и букв. Понимание роли алфавита в различных справочниках, повторить правильное употребление заглавной буквы в именах собственных.

22.09.

14

Гласные и согласные звуки и буквы.

 Урок комплексного применения знаний.

Знать разницу в работе органов речи при образовании гласных и согласных звуков. Понимать роль звуков. Знать, что согласные в большей степени позволяют узнать слово. Повторить сведения об акустических и артикуляционных различиях гласных и согласных звуков, развитие орфографической зоркости при определении «ошибкоопасных» мест.

23.09.

15

Проверочная работа по теме «Гласные и согласные звуки и буквы». 

Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Понимать неоднозначность  соотношения «звук-буква». Знать, что одинаковые звуки на письме могут обозначаться разными буквами. Проверить умение находить в словах буквы безударных гласных и парных согласных звуков.

27.09.

16

Правописание безударных гласных, парных согласных. 

Урок изучения нового.

Знать, как проверить написание буквы в слабой позиции.

28.09.

17

Общение людей. Виды речи. 

Урок изучения нового.

Понимать значение правильно звучащей речи для успешного общения людей. Знать о преимуществах звуко-буквенного письма.

29.09

18

Звук (й) и буква Й. 

Урок изучения нового.

Различать гласный звук [и] и согласный звук [й’]. Уметь подбирать родственные слова с буквами И и Й Показать различия гласного звуки и и согласного й, создание текста- рассуждения при объяснении значения пословицы, правила переноса слов с буквой й.

30.09.

19

Перенос слов с буквой й в середине слова. 

Урок изучения нового.

Уметь подбирать родственные слова и формы слов с буквой Й. Знают правила переноса слов с буквой Й  в середине слова.

04.10.

20

Изложение по сказке К.Ушинского «Утренние лучи». 

Урок изучения нового.

Уметь озаглавливать рисунки. Уметь объяснить, почему к тексту подходит данная пословица. Уметь работать с текстом: найти окончание ответа и записать ответ целиком.

05.10.

21

Звук (э) и буква Э. 

Урок изучения нового.

Уметь составлять рассказ по картинке и опорным словам. Уметь правильно произносить и правильно записывать слова с буквой Э. Работа со словами с буквой э, развивать речь при составлении рассказа по вопросам и опорным словам, произношение согласных звуков перед  звуком э.

06.10.

22-23

Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме. 

Урок обобщения и систематизации знаний.

Знать, какие гласные буквы указывают на мягкость предыдущего согласного. На основе произношения различают твёрдые и мягкие согласные звуки. Систематизировать знания о парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков, случаи обозначения мягкости согласных звуков с помощью мягкого знака.

7.10.

11.10.

24

Волшебный мягкий знак. Перенос слов с мягким знаком. 

Урок изучения нового.

Уметь переносить слова с мягким знаком в середине слова и на конце.

Понимать, какую роль играет мягкий знак в слове

12.10.

25

Обозначение мягк06ти согласных с помощью букв Е,Ё, Ю, Я, И.  

Урок изучения нового.

Знать два способа обозначения мягкости согласных звуков на письме и умеют ими пользоваться.

13.10.

26

Твердые и мягкие согласные звуки.

 Урок изучения нового.

Знать роль твёрдых и мягких согласных в различении слова. Развивать умение подбирать родственные слова разных частей речи, правила переноса слов с мягким знаком, правило написания букв парных по звонкости-глухости согласных звуков в конце слова.

14.10.

27,

28

Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме. 

Урок обобщения и систематизации знаний.

Уметь обозначать мягкость согласных звуков на письме. Различать две функции йотированных букв. Закрепить навык обозначения мягкости согласных звуков на письме, закрепить умение различать две функции букв ЕЁЮЯ в словах.

18.10.

19.10.

29

Контрольное списывание «Правописание твёрдых и мягких согласных». 

Урок оценки, контроля и коррекции знаний.

Уметь грамотно списывать текст. Определять способ обозначения мягких согласных звуков на письме. Проверить степень усвоения орфограмм с твёрдыми и мягкими согласными.

20.10.

30

Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний жи-ши. 

Урок систематизации и обобщения знаний.

Уметь применять правило при написании слов с сочетаниями ЖИ-ШИ. Знать, как подобрать проверочное слово, если после согласных стоят другие.

21.10.

31

Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний  ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

Урок комплексного применения знаний.

Знать правописание слов с буквосочетаниями ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Уметь подбирать проверочные слова в случаях безударного на-писания сочетаний  ЧА-ЩА. Закрепить навык правописания буквосочетаний ча-ща, чу-щу, различать случаи ударного и безударного употребления орфограммы ча-ща.

25.10.

32

Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН, ЩН. Урок изучения нового.

Выделять слова с изученными орфограммами, уметь их правильно записывать.  Понимать, почему буквосочетания ЧН, ЧК, ЩН пишутся без мягкого знака.

26.10.

33

Контрольный диктант. «Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн». 

Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Уметь писать текст под диктовку. Проверить степень усвоения орфограмм с шипящими согласными.

27.10.

34

Работа над ошибками. Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн. 

Урок обобщения и систематизации знаний. Работа над ошибками.

Уметь объяснить причину допущенной ошибки. Выделять слова с изученными орфограмма-ми, уметь их правильно записывать.  Способствовать активному употреблению слов с изученными орфограммами, развивать речь при работе с прозаическим текстом.

28.10.

35

Учимся писать изложение. 

Урок изучения нового.

Уметь писать изложение по плану. Выяснить, почему буквосочетание ЧК, чн, щн являются орфограммами, развивать речь при подготовке к изложению и написании изложения.

08.11.

36

Правила деления слов на слоги.

Урок повторения.

Различают деление слова на слоги и деление слова для переноса с одной строки на другую. Знать правила деления слова на слоги. Повторить правила деления  слов на слоги, углубить знания о правилах переноса слов.

09.11.

37

Слог. Перенос слова. 

Урок обобщения и систематизации знаний.

Уметь делить слова для переноса с одной строки на другую. Знать правила деления слов для переноса и умеют их применять при письме. Закрепить навык деления слов на слоги и для переноса, варианты переноса слов.

10.11.

38

Ударение. Ударный слог. 

Урок изучения нового.

Уметь правильно произносить слова и уметь обозначать ударный слог на письме. Знать, что ударение падает на гласный звук. Показать смыслоразличительную функцию ударения на примере слов-омографов, показать, как важно орфоэпически верно произносить слова при общении.

11.11.

39

Ударение. Ударный слог. 

Урок закрепления знаний.

Знать, как произносится ударный слог. Понимать, для чего нужно уметь верно ставить ударение в словах. Закрепить навык нахождения ударного слога в словах, показать особенность буквы ё, развивать речь при досказывании сказок.

15.11.

40

Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме. 

Урок изучения нового.

Знать, почему нужно проверять написание безударных гласных звуков в словах и как это делать. Формировать умение находить в словах буквы безударных гласных звуков, умение находить проверочные слова путём подбора родственных слов.

16.11.

41

Проверка слов с безударной гласной, которая обозначается буквой Е,е.

Урок изучения нового.

Уметь подбирать проверочные слова к словам с безударным гласным, который обозначается на письме буквой Е. Познакомить с разными способами проверки изучаемой орфограммы, построение текста- доказательства при объяснении выбора проверочных слов.

17.11.

42,

43

Родственные слова. 

Урок изучения нового.

Знать, как найти проверочные слова для проверки правильности написания безударных гласных.

18.11.

22.11.

44, 45

Правописание безударных гласных.

Урок закрепления изученного материала.

Уметь подбирать к словам с безударной гласной родственные слова с гласной в сильной позиции.

23.11.

24.11.

46

Написание непроверяемых безударных гласных. 

Урок комплексного применения знаний.

Уметь правильно писать слова с  непроверяемыми безударными гласными.  Знать, как можно проверить правильность написания таких слов.

25.11.

47

Правописание слов с двумя безударными гласными. 

Урок изучения нового.

Знать, что для проверки двух безударных гласных в слове нужно подобрать два проверочных слова. Правильно писать  слова с непроверяемым написанием. Уметь пользоваться орф.словарём.

29.11.

48

Проверочная работа по теме «Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме». Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Уметь правильно писать слова с непроверяемым написанием. Уметь подбирать проверочные родственные слова. Проверить уровень усвоения темы, умение применять правила в диктанте, умение подбирать проверочные слова.

30.11.

49

Работа над ошибками.

Урок повторения.

Уметь анализировать свою работу, объяснить причину, по которой допущена ошибка.

 01.12.

50

Звонкие и глухие согласные звуки.

Урок изучения нового.

Знать отличие звонких согласных от глухих согласных звуков. Повторить различия между звонкими и глухими согласными звуками, повторить орфограмму – парные по звонкости-глухости согласные в конце слова.

02.12.

51

Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме. 

Урок изучения нового.

Знать отличие звонких согласных от глухих согласных звуков.

06.12.

52

Парные согласные. 

Урок изучения нового.

Знать парные согласные звуки и умеют проверять их при письме.

07.12.

53

Звонкие и глухие парные согласные в конце слова. 

Урок закрепления знаний.

Знать разные способы подбора проверочных слов для слов с изучаемой орфограммой.

08.12.

54

Непарные по звонкости-глухости согласные. Урок закрепления знаний.

Знать, что при письме нужно проверять только парные по звонкости-глухости согласные звуки

09.12.

55

Звонкие и глухие парные согласные в середине слова.

 Урок закрепления знаний.

Знать  разные способы проверки парных согласных.

13.12.

56

Способы проверки парных согласных в середине слова. 

Урок закрепления знаний.

Знать, что существительные с парными согласными можно проверить словами- глаголами.

14.12.

57

Закрепление пройденного материала по теме «Звонкие и глухие согласные».

Урок закрепления знаний.

Знать правила написания безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных.

15.12.

58

Проверочная работа по теме «Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме».

Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Знать правила написания безударных гласных, парных согласных; умеют правильно подбирать проверочные слова

16.12.

59,

60

Работа над ошибками.

Слова с удвоенными согласными. 

Урок коррекции знаний. Урок изучения нового.

Знать, что в русском языке есть слова с удвоенными согласными, которые нужно запомнить.

20.12.

21.12.

61

Административная контрольная работа за 1 полугодие.

Урок контроля и оценки знаний.

Уметь писать текст под диктовку, проверять слова на пройденные орфограммы, выполнять задания

22.12.

62

Работа над ошибками. Правила переноса слов с удвоенными согласными. 

Урок коррекции знаний.

Урок изучения нового.

Уметь  применять правила при исправлении ошибок.

Уметь слова с удвоенными согласными делить для переноса.

Закреплять умение правильно писать слова с удвоенными согласными, развивать речь при составлении рассказа по рисункам.

23.12.

63

Правописание слов с удвоенными согласными.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Уметь правильно писать слова с удвоенными согласными.

24.12.

64

Непроизносимые согласные. 

Урок изучения нового.

Знать о словах с непроизносимой согласной, знают способы проверки слов с непроизносимой согласной Познакомить с новой орфограммой и способом её проверки, активизировать словарный запас при подборе родственных слов.

10.01

65

Причины появления непроизносимых согласных в словах.

Урок изучения нового.

Знать причину появления в языке слов с непроизносимыми согласными Умеют слова с непроизносимыми согласными делить для переноса. Вырабатывать навык проверки изученной орфограммы. Развивать навык орфоэпически верной речи.

11.01.

66

Правописание слов с непроизносимой согласной.

Урок закрепления изученных знаний.

Уметь проверять изученные орфограммы. Закрепить знания по изученной теме. Систематизировать изученные орфограммы, активизировать способы их поверки.

12.01.

67

Разделительный мягкий   знак. 

Урок изучения нового.

Знать, какую роль играет в словах разделительный мягкий знак. Углубить и систематизировать знания об употреблении разделительного мягкого знака, объяснение пословиц.

13.01.

68

Две функции  мягкого знака в словах. 

Урок комплексного применения знаний.

Знать, какие функции может выполнять мягкий знак в словах. Разграничить две функции мягкого знака в словах, развивать речь при дописывании предложений.

17.01.

69

Разделительный мягкий знак и мягкий знак как показатель мягкости согласного. 

Урок изучения нового.

Уметь использовать мягкий знак как разделительный и как показатель мягкости согласных.

18.01.

70

Написание поздравительного письма.

Урок закрепления знаний.

Знать, из каких частей должно состоять поздравительное письмо. Используют в речи слова с мягким знаком. Развивать речь при написании поздравительного письма,  активизировать словарный запас, закрепить навык использования слов с мягким и твёрдым знаками.

19.01.

71

Разделительный мягкий  и твёрдый знаки. Урок обобщения и систематизации знаний.

Различать на слух слова с твёрдым и мягким разделительными знаками

20.01.

72

Написание объявления. 

Урок закрепления знаний.

Знать особенности написания объявления. Развивать речь при написании  объявления, активизировать словарный запас, закрепить навык использования слов с мягким и твёрдым знаками.

24.01.

73

Контрольная работа по разделу «Звуки и буквы. Слог. Ударение». 

Урок контроля и оценки знаний.

Проверить и систематизировать основные знания по изученному разделу.

25.01.

74

Работа над ошибками.

Урок коррекции знаний.

Понимать причину, по которой допустили ошибки в диктанте.

26.01.

Слово и его значение

75

Что рассказало слово. 

Урок обобщения и систематизации знаний.

Знать, что чем лучше человек понимает значение слов, тем лучше он понимает окружающий мир.

27.01.

76

Разновидности толковых словарей. 

Урок комплексного применения знаний.

Иметь представление о понятийном значении слова. Закрепить представление о слове как двусторонней языковой единице, работа с толковым словарём.

31.01.

77

Имена собственные и нарицательные.

Урок изучения нового.

Иметь представление о различии имён собственных и нарицательных Формировать представление об основном назначении имен собственных, закрепить орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных.

01.02.

78

Правописание имён собственных. 

Урок изучения нового.

Уметь подбирать нужные имена нарицательные. Знать, что имена собственные пишутся с заглавной буквы.

02.02.

79

Имена собственные и нарицательные.

Урок закрепления полученных знаний.

Знать разную степень мотивированности кличек животных и имен людей, сопоставление омонимических имен собственных и нарицательных.

03.02.

80

Слова с несколькими значениями. 

Урок изучения нового.

Уметь определять конкретное значение многозначного слова, повторить изученные орфограммы. Знать, что переносное значение слова возникло на сходстве предметов по определённым признакам.

07.02.

81

Многозначные слова. 

Урок изучения нового.

Знать, какие слова называют многозначными. Уметь приводить примеры многозначных слов.

08.02.

82

Роль слов с переносным значением. 

Урок изучения нового.

Понимать роль слов с переносным значением в речи.

09.02.

83

Слова похожие, но разные (омонимы).

Урок изучения нового.

Понимать роль омонимов в речи, уметь их использовать. Знать отличие омонимов от многозначных слов.

10.02.

84

Слова, близкие по значению (синонимы). Урок изучения нового.

Знать возможные различия слов-синонимов (по сфере употребления, по стилистической и эмоционально-экспрессивной окрашенности)

14.02.

85

Роль слов-синонимов в речи. 

Урок закрепления полученных знаний.

Знать, что синонимы помогают более точно выразить мысли и чувства, избежать повторения одного и того же слова.

15.02.

86

Слова противоположные по значению (антонимы). 

Урок изучения нового.

Знать роль антонимов в речи. Обогащать речь синонимами, антонимами разных частей речи, расширить знания об антонимах

16.02.

87

Устойчивые сочетания слов.

 Урок изучения нового.

Знать выразительные возможности фразеологических оборотов, используют их в письменной и устной речи.

17.02.

88

Тематические группы слов. 

Урок обобщения и систематизации знаний.

Уметь классифицировать слова на основе лексического значения, активизировать словарный запас словами разных тематических групп, подготовка к введению понятия «части речи».

21.02.

89

Контрольный тест «Слово и его значение». Урок проверки и оценки знаний.

Уметь самостоятельно выполнять тестовые работы. Систематизировать знания по лексике, поверить степень усвоения материала по разделу.

22.02.

Состав слова

90

Как собрать и разобрать слово. 

Урок изучения нового.

Знать, что такое корень слова, родственные слова. Умеют выделять корень в слове. Дать общее представление о морфемном составе слова, учить выделять корень в родственных словах, повторить правила написания букв гласных и парных согласных звуков.

23.02.

91

Морфемный состав слова. 

Урок изучения нового.

Знать о единообразном написании одной и той же морфемы в родственных словах.

24.02.

92

Корень- главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова.

Урок изучения нового.

Уметь разграничивать родственные слова и слова с омоничными  корнями. Формировать умение выделять корень в родственных словах, развивать навык правильного написания букв безударных гласных звуков в корне слова на основе подбора однокоренных слов.

28.02.

93

Корень- главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова. 

Урок изучения нового.

Уметь разграничивать родственные слова и слова с омоничными  корнями. Формировать умение выделять корень в родственных словах, развивать навык правильного написания букв безударных гласных звуков в корне слова на основе подбора однокоренных слов.

01.03.

94

Правописание однокоренных слов.

Урок закрепления изученного

Знать, как проверить написание безударного гласного в корне слова. Формировать умения подбирать родственные слова для проверки безударной гласной в корне слова, повторить правила оформления предложений в тексте.

02.03.

95

Правописание безударных гласных звуков в корне слова. 

Урок закрепления знаний.

Уметь правильно подбирать проверочные  родственные слова. Формировать умения подбирать родственные слова для проверки безударной гласной в корне слова, повторить правила оформления предложений в тексте.

03.03.

96

Проверочная работа по теме «Безударные гласные в корне слова». 

Урок проверки и коррекции знаний.

Уметь выделять в словах корень, правильно подбирают однокоренные проверочные слова Определить уровень усвоения орфограммы «Безударные гласные в корне слова».

07.03.

97

Работа над ошибками.

Правописание слов с изученными орфограммами.

Урок коррекции знаний, комплексное применение изученного материала.

Знать, что при письме необходимо проверять написание букв парных по глухости-звонкости согласных звуков, непроизносимых согласных.

08.03.

98

Приставка.

Урок изучения нового.

Знать, что приставка является значимой частью слова и понимать роль приставки в образовании новых слов. Сформировать представление о приставке как значимой части слова.

09.03.

99

Употребление разделительного твёрдого знака. 

Урок изучения нового.

Знать правила употребления разделительного твёрдого знака. Познакомить с правилом употребления разделительного твердого и мягкого знака, учить конструировать слова из данных морфем.

10.03.

100

Суффикс. 

Урок изучения нового.

Знать, что суффикс – это значимая часть слова. Дать представление о суффиксе как значимой части речи, показать роль суффикса в передаче оттенков значения слова и образовании новых слов, группировка слов по значению суффикса.

14.03.

101

Окончание.

Урок изучения нового.

Знать, что окончание – это изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении.

15.03.

102

Контрольная работа по разделу «Состав слова». 

Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Определить уровень усвоения темы, уровень сформированности умения выделять морфемы в слове, понимания роли каждой части слова.

16.03

Что такое части речи

103

Работа над ошибками.

Что такое части речи. 

Урок коррекции знаний.

Урок изучения нового.

Осознать причины допущенных в контрольной работе ошибок. Знать, как избежать ошибок в работе. Знать, что в русском языке слова делятся на группы на основе общности свойств; эти группы принято называть частями речи.

17.03.

104

Части речи. 

Урок обобщения и систематизации знаний.

Знать, что такое части речи, на какие общие вопросы отвечают слова каждой части речи.

29.03.

105

Имя существительное. 

Урок изучения нового.

Знать различия между неодушевлёнными и одушевлёнными именами существительными. Ввести понятие «Имя существительное», показать различие между одушевленными и неодушевленными существительными, подготовка к знакомству с местоимением.

30.03.

106

Собственные и нарицательные имена существительные.

 Урок изучения нового.

Различать собственные и нарицательные имена существительные, знать различия в их написании, активизировать навык употребления заглавной буквы при написании имен собственных различных тематических групп.

31.03.

107

Употребление заглавной буквы в именах собственных. 

Урок закрепления полученных знаний.

Усвоить правописание имён собственных. Знать такие случаи употребления заглавной буквы, как передача уважения и любви к родной стране

04.04.

108

Категория числа имени существительного. Урок изучения нового.

Уметь определять число имён существительных, находить в тексте имена существительные нужного числа.

05.04.

109

Имена существительные в Р. п. мн. числа. Урок закрепления полученных знаний.

Знать в форме какого числа могут употребляться имена существительные. Уметь образовывать у существительных формы родительного падежа множественного числа.

06.04.

110

Диктант  по теме «Имя существительное». Урок проверки, оценки и коррекции знаний.

Систематизировать знания об имени существительном, определить уровень усвоения темы. Уметь рассказать об имени существительном как части речи. Знать функциональные различия между одушевлёнными и неодушевлёнными именами существительными, собственными и нарицательными.

07.04.

111

Работа над ошибками. Глагол. 

Урок коррекции знаний. Урок изучения нового.

Уметь находить причины допущенных в работе ошибок. Знать  о глаголе как части речи, пополнять словарный запас глаголами разных тематических групп.

11.04.

112

Тематические группы глаголов. 

Урок изучения нового.

Знать, что могут обозначать глаголы. Пополнить словарный запас школьников подбором глаголов разных тематических групп.

12.04.

113

Изменение глаголов по числам. 

Урок изучения нового.

Уметь наблюдать за изменением глаголов по числам, формировать представление о коммуникативной важности грамотного сочетания слов в предложении.

13.04.

114

Изменение глаголов по временам. 

Урок изучения нового.

Уметь свободно трансформировать текст, изменяя форму времени глаголов

14.04.

115

Изменение глаголов по временам. 

Урок изучения нового.

Уметь свободно трансформировать текст, изменяя форму времени глаголов

18.04.

116

Роль глагола в образовании предложения. 

Урок обобщения и систематизации знаний.

Уметь находить глаголы в речи. Наблюдать за изменением глаголов по временам, формировать умение свободно трансформировать текст, изменяя форму времени глагола.

19.04.

117

Проверочная работа по теме «Глагол». Урок проверки и коррекции знаний.

Уметь писать под диктовку тексты, могут изменять глаголы по числам и по временам. Систематизировать знания о глаголе, проверить уровень усвоения материала по теме, повторить изученные орфограммы.

20.04.

118

Работа над ошибками. Имя прилагательное.  Урок коррекции знаний. Урок изучения нового.

Уметь находить причины допущенных в работе ошибок. Дать представление об имени прилагательном как части речи, показать роль имен прилагательных в речи, обогащать словарный запас прилагательными разных тематических групп (размер, форма, цвет, вкус)

21.04.

119

Роль имён прилагательных в речи.  

Урок обобщения и систематизации знаний.

Знать роль прилагательных в речи. Обогатили словарный запас прилагательными разных тематических групп.

25.04.

120

Число имени прилагательного.

Урок изучения нового.

Уметь находить имена прилагательные в речи. Знать, что число прилагательных и существительных в словосочетании совпадает.

26.04.

121

Имена прилагательные тематических групп. 

Урок изучения нового.

Знать, что имена прилагательные позволяют точно описать предмет, помогают отличить один предмет от другого.

27.04.

122

Словесные средства создания художественного образа. 

Урок обобщения и систематизации знаний.

Знать возможности использования слов разных частей речи в тексте.

28.04.

123

Диктант «Имя прилагательное».  

Урок проверки и коррекции знаний.

Систематизировать знания по теме «Имя прилагательное», проверить умение определять части речи в предложении.

02.05

124

Предлог. 

Урок изучения нового.

Знать необходимость использования предлогов для связи слов в предложении и словосочетании, правила написания предлогов с другими словами.

03.05

.

125

Правописание предлогов. 

Урок изучения нового.

Знать, что орфографические правила призваны не затруднять, а облегчать написание слов и восприятие речи. Уметь писать словосочетания  с предлогами.

04.05.

126

Способы разграничения предлога и приставки. 

Урок изучения нового.

Знать разницу в написании предлогов и приставок, познакомить со способами различения предлога и приставки.

05.05.

127

Части речи. Обобщение знаний. 

Урок закрепления полученных знаний.

Закрепить умение определять части речи в связном тексте, проанализировать случаи использования в одном предложении нескольких однокоренных слов.

09.05.

128

Контрольная работа по разделу «Части речи». 

Урок проверки, оценивания и коррекции знаний.

Знать особенности каждой части речи. Уметь определять принадлежность слова к определённой части речи.

10.05.

Предложение. Текст.

129

Работа над ошибками.

Предложение. 

Урок коррекции знаний.  Урок изучения нового.

Уметь анализировать свою работу, назвать причины допущенных ошибок.  Представлять предложение, как  цепочку связанных между собой слов. Понимать необходимость смысловой связи слов в предложении. Осознавать выбор интонации и цель высказывания коммуникативной задачей.

11.05.

130

Главные члены предложения. 

Урок закрепления знаний.

Знать о сочетании главных членов предложения как грамматической основе предложения, уметь показать роль главных и второстепенных членов предложения, ставить вопросы от одного члена предложения к другому.

12.05.

16.05.

131

Второстепенные члены предложения. 

Урок изучения нового.

Знать роль главных и второстепенных членов предложения в выражении его смысла.

17.05.

132

Текст. Типы текстов. 

Урок обобщения и систематизации знаний.

Уметь составлять из слов предложения, а из предложений – текст. Правильно оформлять предложения в тексте.

18.05.

133

Тест по разделу «Предложение. Текст». 

Урок проверки, оценки и корректировки знаний.

Проверить уровень усвоения знаний по изученным в разделе темам, определить уровень сформированности умения составлять предложения и тексты.

19.05.

134

Работа над ошибками. Текст. Записка. Письмо. Приглашение.

Уметь находить ошибки и исправлять их. Знать, какие элементы включают в себя приглашение, письмо, записка.

23.05.

135

Итоговый контрольный диктант. 

Урок проверки, оценки знаний.

Систематизировать знания, полученные за год, определить уровень усвоения тем.

24.05.

Повторение изученного за год

136

Общение человека с природой. 

Урок комплексного применения знаний.

Повторить в игровой форме основной материал изученный в течении учебного года. Формировать мотивацию к общению, образцы лирического общения человека с природой.

25.05.

3.7 Перечень учебно-методического обеспечения

1. Используемый учебно-методический комплекс:

1. Климанова, Л. Ф. Русский язык.Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1–4 классы / Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина. – М. : Просвещение, 2011.

2. Климанова, Л. Ф. Русский язык : учеб.для общеобразоват. учреждений с приложением на электрон. носителе. В 2 ч.2 класс / Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина ; – М. : Просвещение, 2012.

3. Климанова, Л. Ф. Русский язык. Рабочая тетрадь.2 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / Л. Ф. Климанова,Т. В. Бабушкина – М. : Просвещение, 2012.

        

2. Литература для учителя

1.Планируемые результаты начального общего образования. (Стандарты второго поколения). /Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др./ -  М. : Просвещение, 2011.  

2.Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2ч. Ч.1. - М. : Просвещение, 2010.

3.Орфографический словарь русского языка: более 50 000 слов / Под ред.             С.И. Ожегова. – М. : ЛОКИД ПРЕМИУМ, 2010.

4.Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка : 80 000 слов / РАН. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. М. : ООО «А ТЕМП», 2010

5.О.Е. Гайбарян, школьный словарь синонимов и антонимов / Ростов н/Д.: Феникс, 2010.

3. Информационно-коммуникационные средства

1. Электронное приложение к учебнику «Русский язык» Л. Ф. Климановой, С. Г. Макеевой.2 класс (1CD).

4. Интернет-ресурсы

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru

2. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык». – Режим доступа :http://www.gramota.ru

3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : http://nsc.1september.ru/urok

4. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info/about/193

5. Детские электронные презентации. – Режим доступа :http://www.viki.rdf.r

5. Технические средства обучения

1. Персональный компьютер

            2. Мультимедийный проектор

3. Экран проекционный

Контрольное списывание «Провописание твердых и мягких согласных»

Галка.

            У Артёма  была ручная галка. Она ела  из рук, улетала  на волю и прилетала  назад. Однажды  из дома пропали  кольцо и очки. Всей  семьей искали  эти вещи, но не нашли. Вечером  Артём  играл  во дворе  с друзьями . он увидел , что галка  сидит на дереве  и запихивает клювом  очки в дупло. Так и нашли  пернатого вора.

Контрольный  диктант с грамматическим заданием по теме

 «Правописание буквосочетаний ЖИ — ШИ, ЧА — ЩА, ЧУ — ЩУ, ЧК, ЧН, ЩН»

Щука

Щука живёт в пресных реках. Это хищная рыба. Длина обычной щуки около двух метров. Её вес может быть больше десяти кг. Щука пятнистая с тёмными полосками. Щуки живут в глубоких местах. В начале лета они могут выходить на мелководье.

Проверочная работа по теме «Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме»

Диктант с грамматическим заданием.

Ленивый кот

У Миши жил кот Пушок. У него был пушистый хвост. Кота кормили молоком и кашей. Но Пушок кашу не любил. Он просил мяса. Мышей он не ловил. Часто мыши пробегали у самого кончика хвоста Пушка. Хорошо жилось мышам с ленивым котом! (43 слова)

Задание: выписать пять слов с проверяемыми безударными гласными; подобрать и записать проверочные слова к выписанным словам.

 

Контрольная работа  за 1 полугодие

Ветер

      Ветер играет большую роль в жизни животных и растений. Он может переносить плоды и семена березы, клена, одуванчика. Ветер может далеко занести мелких насекомых. Осенью летят по ветру маленькие комарики и паучки. (33 слова)

На доске выписать слово: комарик.

Проверочная работа по теме «Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме»

Все задания проверочной работы или записываются под диктовку учителя, или же заранее записаны на доске с пропуском орфограмм (они подчеркнуты).
а) Вставьте пропущенные буквы согласных звуков, подберите и запишите проверочные слова.
Тетрадка, шубка, березка, крик, мороз, сноп, грядка, головка, арбуз, час.
б) Запишите предложение, вставьте пропущенные буквы гласных звуков, подберите и запишите проверочные слова.
Козел за водой ходил, сам и кашу он варил, деда с бабушкой кормил.
в) Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы.
Дружно по дорожке топают две ножки. Уходи с дороги, кот! Маленький сынок идет! Уроки 75—76. Слова с удвоенными согласными Тетрадка, шубка, березка, крик, мороз, сноп, грядка, головка, арбуз, час.

Контрольный диктант  по теме “Звуки и буквы. Слог. Ударение.”

ЗВЕРИ ЗИМОЙ

На дворе мороз и вьюга. Ветер кружит хлопья снега. Смолкли птичьи голоса. Только дятлы стучат по коре деревьев. Холодно зверям зимой. Медведь залёг в берлогу. Лисица залезла в нору. Белка в дупле орешки грызёт. Заяц дрожит под кустом. На макушку ёлки села ворона.

Слова для справок: кружит, берлога, залезла.

Грамматические задания

1. Подчеркнуть в тексте слова с разделительным мягким знаком.

        

Контрольное тестирование «Слово и его значение».

Вариант 1

1. Как устроено слово? Выбери верный ответ на вопрос.

А) Слово имеет значение, звуковую и буквенную оболочку.
Б) Слово — это несколько букв.

2. Исправь ошибки Ктототама, запиши предложения без ошибок.

В москве много улиц. Мой друг Саша Иванов живет около Реки яуза.




3. Напиши, к какой группе относится каждая пара слов.
А) Хороший, замечательный — это


Б) Ключ (от двери) — ключ (источник) — это


В) Горячий — холодный — это


4. Соедини фразеологические обороты и их значения.

нога за ногу (идти)
спустя рукава (работать)
за тридевять земель

далеко
медленно
плохо

Вариант 2

1. Как устроено слово? Выбери верный ответ на вопрос.
А) Слово имеет значение, звуковую и буквенную оболочку.
Б) Слово — это несколько звуков.
2. Исправь ошибки Ктототама, запиши предложение без ошибок.
Моя Собака жучка живет у Ирины васильевны в деревне Сосновка.




3. Напиши, к какой группе относится каждая пара слов.
А) Грустный — веселый — это


Б) Морозный, студеный — это


В) Зайчик (зверек) — зайчик (солнечный) — это


4. Соедини фразеологические обороты и их значения.

сломя голову (бежать)
засучив рукава (работать)
куры не клюют

много
быстро
хорошо

Контрольная работа по разделу «Состав слова»

Весна

Весной на деревьях появились зеленые листики. Среди травы стали видны первые цветочки. Птички уже прилетели. Они весело поют свои весенние песни. (22 слова).

Задание: а) разобрать по составу слова листики, цветочки, птички; б) найти два слова с приставками; в) подобрать однокоренные слова к слову зеленые. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому языку 2 класс по программе школы России

Рабочая программа по русскому языку для 2 «А» класса ГСКОУ 3-4 вида г. Петровск-Забайкальска на 2011-2012 учебный год разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс "Школа России" и календарно–тематическое планирование уроков русского языка

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 1 класса составлена на основе авторской программы Канакиной В.П., Горецкого В.Г, Бойкиной М.В.   УМК &laqu...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...