технологическая карта "Личные местоимения" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Афанасьева Ольга Дмитриевна

Технологическая карта урока

Предмет: русский язык, УМК « Школа России», 3 класс

Учитель:Афанасьева О.Д.

Тема:Понятие о местоимении, личные местоимения.

Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями.

Цель:познакомить с понятием местоимение, функции местоимений в речи.

Планируемые результаты обучения, формирование УУД:

1. познавательные

·         формировать представление о местоимении, функции местоимений в речи;

·          познакомить с правописанием, с грамматическими признаками  личных местоимений;

·         выработать алгоритм определения лица и числа местоимений.

2. развивающие

·          развивать интеллектуальные и коммуникативные способности учащихся, мышление, речь, внимание;

3.воспитывающие

·       создать условие для воспитания у учащихся толерантного отношения друг к другу, уважения к мнению других, умения работать в коллективе, в парах.

Личностные УУД: формировать устойчивые учебные мотивы, интерес к изучению русского языка через открытие новых знаний, развать доброжелательность, готовность к сотрудничеству с учителем, учащимися.

Регулятивные УУД: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения проблемного вопроса, умение контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность партнёра.

Познавательные УУД: развивать умение выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.

Коммуникативные УУД: развивать умение работать в парах,  внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_russkiy_yazyk.docx37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создает позитивную обстановку.

Прозвенел звонок весёлый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

-Я приветствую вас на уроке русского языка.

На столах- школьные принадлежности, в головах – мысли, в сердцах – чувства, в душах – хорошее настроение.  

Приветствуют учителя

Личностные: формирование положительного отношения к процессу познания.

Регулятивные: самопроверка порядка на рабочем месте, нацеливание на успешную деятельность. 

Коммуникативные:

формирование  умения слушать и слышать.

Актуализация знаний.

Объясните орфограммы в записи числа. Откройте тетради, запишите число, классная работа.

1.Минутка чистописания

- Букву, которую мы будем писать на минутке чистописания, вы определите, если установите закономерность подбора букв в данных группах.

- Какую вы видите закономерность? Какую букву мы будем писать на уроке?

- Напишите цепочку, которая состояла бы из нескольких пар букв. В каждую пару должны входить буква о и по очереди находящиеся в группах буквы в алфавитном порядке.

оа   об  ов  ог  од  ое…

2. Словарно – орфографическая работа

У.Чтобы узнать новое слово из словаря, выполним работу в парах.

Для этого в каждом данном слове запишите букву, являющуюся в нем орфограммой: коса, сердце, чугун, травка, картина, ванна, ключ, шина, звук.

Какое это слово? (одуванчик)

Произнесите это слово орфоэпически [адуван'ч'ик]. А теперь произнесите орфографически. Что вы заметили?

Записывают в тетради.

Определите лексическое значение слова одуванчик

- Что такое одуванчик?

-Травянистое растение с желтыми цветками и семенами на пушистых волосках, разносимых ветром.

-Давайте назовем грамматические признаки слова «одуванчик» (им. сущ., неодуш., нариц.,м.р., ед.ч., И.п.) 
Составьте предложение с этим словом (предложение записывает ученик на доске, остальные в тетради). Назовите основу предложения.
 

Объясняют орфограммы.

Отвечают на вопросы учителя

Находят закономерность, определяют букву, выполняют задание.

Работают в паре. Составляют из букв слово,  Объясняют орфограммы.

сравнивают произношение слова с его написанием.

Ответы детей

Регулятивные: контроль и коррекция ответов, нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

 знание основных моральных норм работы в паре

Коммуникативные:

формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог.

Познавательные: формирование лексических умений

Постановка проблемы учащимися. Формулирование темы.

Назовите  известные вам части речи.

У. Как вы думаете, над какой темой будем работать сегодня на уроке?

Д. Сегодня на уроке мы будем знакомиться с новой частью речи.

У. Расскажите, что вы знаете об этой части речи. В ходе урока мы должны ответить на вопросы:

-Что такое местоимение?

-Как называются местоимения, которые указывают на лица?

-Какие местоимения относятся к личным?

ак изменяются личные местоимения?

Дети помогают учителю в формулировке задач урока

Регулятивные:

умение формулировать тему и цель урока.

Познавательные:

 постановка и решение проблемы;

Личностные:

 развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

 умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

Открытие новых знаний

Я составила маленький рассказ. Давайте прочитаем.              Одуванчики похожи на маленькое солнышко. Одуванчики дарят ощущение детства. Из одуванчиков часто плетут венки.

У. Какой  недостаток есть в этом тексте?

У. Как можно исправить этот недостаток?

У. Прочитаем текст, заменив во втором и третьем предложениях слово одуванчик другими словами.

Одуванчики очень похожи на маленькие солнышки. Они дарят ощущение детства. Из них часто плетут венки.

У. Вместо какой части речи мы употребили эти слова.

Д.  Эти слова заняли место имени существительного.  МЕСТО ИМЕНИ

У. Какое название можно дать этим словам?  

У. Что же такое местоимение?

Д. Местоимение – это часть речи, которая не называет предмет, а указывает на него.

У. В русском языке есть несколько групп местоимений. Одна из групп указывает на лица, поэтому эти местоимения называются личными.  С ними мы познакомимся  во время работы с таблицей.

- С помощью какого местоимения человек указывает на самого себя или несколько человек? 

 Определим эти местоимения, указывающие на себя в первую группу, запишем и запомним. 

(я, мы)

-С помощью какого местоимения, мы указываем на того или тех к кому обращаемся?  

 Определим их во вторую группу.(ты, вы)

-С помощью какого местоимения вы укажете на человека мужского пола, который не участвует в разговоре, женского пола, среднего рода? (он, она, оно)

-С помощью какого местоимения можно назвать всех о ком говорят?  (они)

Определим их в третью группу.

Итак, местоимения бывают:

1 лицо – я, мы

2 лицо – ты, вы

3 лицо – он, она, оно, они

У. Как изменяются местоимения?

Д. Личные местоимения изменяются по числам и лицам.

Я  и  МЫ,  ТЫ  и  ВЫ,

ОН,  ОНА,  ОНО,  ОНИ –

Все слова отличные,

Важные и личные.

Это, без сомнения,

Все местоимения.

Дети читают текст, находят недостатки. Заменяют другими словами.

Заполняют таблицу

Делают вывод.

Обобщают знания по плану.

Регулятивные:

 предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

Познавательные:

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; воспроизведение информации, необходимой для решения учебной задачи;

Личностные:

 положительное отношение к процессу познания; проявление внимания, желания узнать больше.

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами. 

Первичное закрепление.

Физминутка.

Я буду называть слова, относящиеся к различным частям речи. Если назову местоимение, вы хлопаете в ладоши. Если услышите любую другую часть речи - приседаете.

Ребята, они, дело, оно, она, метла, снег, он, горький, учиться, я, ты, вдруг, вы,  солнечная, мы.

Выполняют упражнения

Личностные:

Понимание ценности здоровья

Включение в систему знаний и повторение

Работа по учебнику.

Откройте учебник на 92 стр. Прочитайте правило. Есть вопросы на которые мы не дали ответа?

Упр.159

Читают правило, выполняют задания, доказывают, делают выводы 

Регулятивные:

 умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

 умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Познавательные:

 поиск и выделение необходимой информации, Личностные:

 готовность к сотрудничеству, оказанию помощи,  оценивание усваиваемого содержания.

Коммуникативные:

 планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

 умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Личное местоимение какого лица есть в предложении: А-1-го л.; Б-2-го л.; В-3-го л.?

       А

      Б

     В

1. Ты любишь гулять по осеннему лесу?

2. По полёту ласточки мы узнаём о наступающей перемене погоды.

3. В лесу ещё полно снега, он спрятался под кустами и деревьями.

4. Однажды я шёл по лугу.

5. Перья утки пропитаны жиром, и поэтому они у неё всегда сухие.

Взаимопроверка по эталону.

Ученики распознают и отмечают личные местоимения, определяют лицо.

Регулятивные:

оценивание результата своей деятельности, сравнивание с эталоном.

Познавательные:

 выбор наиболее эффективных способов решения.

Личностные:

 оценивание усваиваемого содержания.

Коммуникативные:

осуществление взаимоконтроля.

Рефлексия. Итог деятельности

-Мы с вами хорошо потрудились.

- Что на уроке было знакомым?

– Что нового узнали сегодня на уроке?

Продолжите мои предложения:

-Было интересно…

-Было трудно…

-Мне захотелось…

- Я научился …

-  Кого из учеников могли бы отметить за помощь, за хорошую работу на уроке?

Д/з стр.92-93 правило                                  

Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают предположения

Регулятивные:

Самооценка учебной деятельности.

Познавательные:

Оценка процесса и результата деятельности.

       А

      Б

     В

1. Ты любишь гулять по осеннему лесу?

2. По полёту ласточки мы узнаём о наступающей перемене погоды.

3. В лесу ещё полно снега, он спрятался под кустами и деревьями.

4. Однажды я шёл по лугу.

5. Перья утки пропитаны жиром, и поэтому они у неё всегда сухие.

Технологическая карта урока

Предмет: русский язык, УМК « Школа России», 3 класс

Учитель: Афанасьева О.Д.

Тема: Понятие о местоимении, личные местоимения.

Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями.

Цель: познакомить с понятием местоимение, функции местоимений в речи. 

Планируемые результаты обучения, формирование УУД: 

  1. познавательные
  • формировать представление о местоимении, функции местоимений в речи;
  • познакомить с правописанием, с грамматическими признаками  личных местоимений;
  • выработать алгоритм определения лица и числа местоимений.

2. развивающие

  • развивать интеллектуальные и коммуникативные способности учащихся, мышление, речь, внимание;

3. воспитывающие

  • создать условие для воспитания у учащихся толерантного отношения друг к другу, уважения к мнению других, умения работать в коллективе, в парах.

Личностные УУД: формировать устойчивые учебные мотивы, интерес к изучению русского языка через открытие новых знаний, развать доброжелательность, готовность к сотрудничеству с учителем, учащимися.

Регулятивные УУД: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения проблемного вопроса, умение контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность партнёра.

Познавательные УУД: развивать умение выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.

Коммуникативные УУД: развивать умение работать в парах,  внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли.

Межпредметные связи: окружающий мир

Ресурсы для учителя:

 -В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, учебник «Русский язык», часть 2, М., «Просвещение», 2013г.-с.31

 - Г.А.Бакулина «Интеллектуальное развитие мл. школьников на уроках русского языка. 3 класс.- Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999г.-с.224

Ресурсы для учащихся:

-В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, учебник «Русский язык», часть 2, М., «Просвещение», 2013г.-с.31

-карточки для работы в парах со словами;

-карточки для самостоятельной работы;

-таблица для заполнения «Личные местоимения».

Муниципальное казённое  общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

Технологическая карта урока

 по русскому языку

Учитель: Афанасьева О.Д.,

стаж работы 24 года.

Учебный предмет: русский язык

Автор УМК (программы учебного курса): Русский язык 3 класс («Школа России») В.П.Канакина, В.Г.Горецкий – М.: Просвещение (Учебник, 2016)

Тема урока: Понятие о местоимении, личные местоимения.

Класс: 3

Сухиничи 2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта 4 класс

Дидактический план-конспект урока по русскому языку 4 класс на тему "Три склонения имен существительных"...

Технологическая карта 2 класс немецкий язык

Технологическая карта урока немецкого языка во 2 классе по теме "Как при знакомстве представить других"....

Технологические карты 1 класс

Документ содержит  образцы технологических карт для учеников 1 класса....

Технологическая карта мастер-класса в 3 классе"Внедрение метода пластического интонирования в урок музыки".

Целью данного мастер- класса является освоение учащимися младшего школьного возраста  метода пластического  интонирования с элементами ритмических движений и жестов для превращения процесса ...

Технологическая карта мастер-класса "Состав слова. Приставка. Суффикс". 3-й класс

Цель: создать условия для формирования представления учащихся о суффиксе и приставке как значимых частей слова, умения находить в слове морфемы; способствовать обогащению словарного запаса обучаю...

Технологическая карта урока "Класс миллионов. Класс миллиардов"

Технологическая карта урока  "Класс миллионов. Класс миллиардов"...