Технологическая карта мастер-класса в 3 классе"Внедрение метода пластического интонирования в урок музыки".
план-конспект урока по музыке (3 класс) на тему

Ситникова Елена Вячеславовна

Целью данного мастер- класса является освоение учащимися младшего школьного возраста  метода пластического  интонирования с элементами ритмических движений и жестов для превращения процесса восприятия музыки из пассивной формы в активное сопереживание.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта мастер-класса в 3-м классе

Тема: «Внедрение метода пластического интонирования  в урок музыки»  

учитель музыки Ситникова Е.В.            

Цели деятельности учителя

Освоение учащимися младшего школьного возраста  метода пластического  интонирования с элементами ритмических движений и жестов для превращения процесса восприятия музыки из пассивной формы в активное сопереживание.

Тип урока

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Вид урока

Комбинированный

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный, демонстрационный опыт, беседа; фронтальная, групповая , индивидуальная, творческие задания.

Образовательные ресурсы

Презентация мастер-класса, народные инструменты,CD-плеер, микрофо, фонозаписи.

Организационная структура урока

Этапы

Обучающие и развивающие компоненты, задания

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

I.Орга-низационный момент

 

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Учитель приветствует учеников. Создает эмоциональный настрой для знакомства с учебным материалом.

( слайд2)

Как настроение? Добрый день! или Добрый день (поздороваться с жестом). Какое приветствие вам больше понравилось?

А почему?

 Движением можно иногда гораздо больше объяснить и показать, чем словами. Как часто на уроках музыки, слушая музыкальное произведение или во время исполнения песни нам недостаточно просто сидеть на месте,нас переполняют чувства и эмоции  это потому что вы талантливы…каждый из вас…и ваши движения это просто система выражения ваших эмоций, сидящих внутри у вас. . За окном зима, предлагаю всем разогреться.

(слайд 3)

Учитель предлагает пластически проинтонировать  И. Брамс «Венгерский танец».

(слайд 1)

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

желаю(соприкасаются большими пальцами);

успеха (указательными);

большого (средними);

во всём (безымянными);

и везде (мизинцами);

Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью

Второй раз

Потому, что вы показали движением и мы поняли что это от души. И слова стали выразительней намного.

«А» - стремительные движения рук из стороны в сторону, вверх, вниз
имитация: СНЕЖНАЯ ВЬЮГА.

«Б» - круговые движения кистями рук, поочередное замахивание рук,

(rallentando – «замедляя») – наклон вперед, руки вниз круговыми 
движениями, корпус медленно в исходное положение и выбрасывание
обеих рук вперед.

имитация: ИГРА В СНЕЖКИ, СЛЕПИЛИ БОЛЬШОЙ КОМ

«В» - руки за спину, плавные, скользящие шаги. Корпус немного наклонен

вперед, руки в стороны одну ногу поднимают назад («ласточка»).
имитация: КАТАНИЕ НА КОНЬКАХ

«Г» - руками обхватывают корпус, слегка притопывают ногами, легкие
прыжки на одной ноге, затем на другой. Растирание руками туловища

имитация : ГРЕЕМСЯ НА МОРОЗЕ

«Д» - круговые вращения руками с разжиманием и сжиманием пальцев.

имитация: КОЛЮЧИЕ СНЕЖИНКИ

Личностные:

создание положительного эмоционального настроя.

Коммуникативные:

настраиваются на учебное сотрудничество с учителем . сверстниками.

Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.

II.Актуализация знаний

Сообщение темы мастер класса. Учащиеся настраиваются на восприятие новой темы.

Слушают вопросы учителя. Отвечают на поставленные вопросы. Высказывают свои суждения.

Узнают о значении новых терминов.

(слайд 4)

Движение -это зримая музыка. Если движение и музыку соединить воедино, то можно увидеть как слышит музыку каждый из вас. Я сегодня хочу активно использовать на нашем занятие метод пластического интонирования…это то, что вы делали минуту назад (ритмические движения, жесты, пластические этюды – это все я предлагаю попробовать сегодня в сочетании  с музыкой различных композиторов.

«Мои руки- это зеркала, в которых отражается музыка»…Сейчас я попрошу ребята вас показать рукой движение мелодии, настроение музыки и кульминации фраз. Прозвучит «Утро» Э. Грига. Но вначале давайте вспомним, как начинается новый день. Солнышко сразу появляется на небе?

Правильно. Оно медленно поднимается из-за горизонта, постепенно освещая и согревая своими лучами землю, поэтому движение мы начнем с какой позиции?

Правильно и постепенно медленно по мере восхождения мелодии будем двигаться куда?.

Правильно. Запомните, вы должны показать не только кульминационные моменты, но и настроение музыки. Если это солнышко, то как будет двигаться наша рука?

Правильно плавно, потому что солнышко какое?

А я одновременно попробую эмоционально вас настроить на восприятие музыки.

Развитие эмоциональной сферы через движение.

Э.Григ «Утро» слушание с распускающимся цветком. (В сжатых ладонях учителя в виде бутона скомканная яркая газовая косынка. По мере усиления музыки учитель отпускает пальцы ладоней, цветок распускается).

Дети настраиваются на восприятие новой темы урока.

Нет

Снизу

Наверх.

Плавно.

Ласковое, доброе, теплое.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу при ответах на вопросы учителя.; учатся действовать в соответствии с поставленной задачей, отслеживать понимание нового материала, осуществлять взаимоконтроль.

Коммуникативные: используют свою речь для регуляции своего действия; умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, обмениваются мнениями.

Личностные:

проявлять интерес, формировать собственное отношение к произведению

Познавательные:

Учатся  анализировать информацию; уметь применять знания при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности.

III.Подготовка проблемной ситуации

Слушают вопросы учителя. Отвечают на поставленные вопросы. Работают в паре с учителем и по группам. Знакомятся с композиторами и музыкальными произведениями. Различают оперу  и балет. Умеют слушать музыкальное произведение воображая, представляя, эмоционально реагируя.

 (слайд 5)

Учителем предлагается Ритмический прием «На балу».

Мы с вами на новогодней елке. Звучит удивительно красивый марш. Кто начинает этот марш, мальчики или девочки?

Предлагается послушать начало Марша из балета «Щелкунчик» П. И.Чайковского.

Правильно, мальчики. Музыка вначале очень бодрая, четкая, энергичная. (Шаг исполняем ладошками по коленям, носочками ног о пол, стоя легко на носочках)

 Очень трудное задание: послушайте еще раз марш и поднимите руки, когда будут маршировать девочки.

Правильно. А девочки маршируют так же четко, бодро, как мальчики?

Верно. Очень легко, воздушно, полетно, изящно. (Подушечками пальцев по коленям, игриво; легко касаясь пола носочками ног - сидя; стоя – сначала выставляя носочек правой ноги, разводя руки в стороны, затем – левой ноги).

Теперь все сначала, как в произведении, вступают мальчики, девочки, мальчики, девочки.

Где танцуют дети под эту музыку: в опере, в балете, в симфонии?

(слайд 6)

Конечно в балете. Мы с вами исполнили марш из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского.

( слайд 7)

А сейчас закройте глаза. Я – волшебница. С помощью музыки мы окажемся где? (Звучит вступление, 6 тактов, на фоне вступления чтение из «Золушки»: «волшебница коснулась Золушки своей волшебной палочкой — и старое, испачканное золой платье превратилось в роскошный бальный наряд. На ногах у девушки засверкали чудесные хрустальные туфельки. Золушка села в карету.
Карета тронулась.
….» (нужно успеть сказать это до конца вступления).

(На фоне звучания вальса учитель читает, как принц танцевал с Золушкой).

«…Бал был в самом разгаре, когда принцу доложили, что приехала прекрасная неизвестная принцесса. Он сам выбежал встречать ее и повел в зал.
Музыка стихла, все замерли, изумленные ее красотой. 
Молодой принц тут же пригласил гостью на танец. Одно удовольствие было смотреть, как она танцует. Музыка заиграла опять. Золушка танцевала так легко, что все снова залюбовалась ею. Принц не отпускал ее от себя весь вечер, не прикасался к угощению и не сводил глаз со своей дамы…»

О ком шла речь в моем рассказе? Строки из какой сказки прозвучали?

( слайд 8)

Верно. Это Золушка.  А как вы думаете , была ли Золушка счастлива в тот миг?

( слайд 9)

Вам  понравилась музыка?  Вам  всем хорошо? Вы счастливы? А можно сказать, что счастье это когда вам хорошо? Значит музыка – это счастье. Покажем движениями рук, как вы счастливы (плавное движение рук вправо, влево).

Вы все сейчас Золушки и принцы. Какой танец вы танцевали?

Правильно. Вальс. А вальс вы будете танцевать где?

Да. На балу. При помощи чего? (Учитель исполняет движение).

Правильно. Через движение. Как передать чувства Золушки? Ваша душа была переполнена радостью, восторгом, счастьем. Давайте покажем движением счастье Золушки. 

Звучит вальс с пластическим интонированием.

Учащиеся слушают начало

Мальчики

Исполняют без сопровождения музыки.

Учащиеся слушают начало произведения ещё раз и определяют вступление девочек.

Нет.

В балете

Слушание  вальса из балета «Золушка» С.Прокофьева

 О Золушке

Да

Учащиеся выполняют задание учителя.

Вальс

При помощи движения.

Исполнение вальса с пластическим интонированием.

Регулятивные:

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

Познавательные:

поиск и выделение информации, выбор оснований и критериев для сравнения; знакомство с новым музыкальным произведением,

анализ музыкального произведения.

Личностные:

умение выразить свое отношение к изучаемому музыкальному произведению.

Коммуникативные:

развитие умения сотрудничать с учителем и сверстниками, формулировать свой ответ.

Личностные:

проявлять интерес, формировать собственное отношение к произведению

Регулятивные:

способность к слушанию и восприятию новой информации.

Познавательные:

Уметь применять знания при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности.

IV. Осознание проблемы

Внимательно слушать,  оценивать сказанное учителем..

Знакомство с понятием «пластический этюд». Учатся определять и сравнивать характерные признаки цветов для изображения их в музыкальных пластических этюдах.

 Сейчас мы немного порелаксируем, направим свои мысли, эмоции и движения на  прекрасное. Мы отправляемся в оранжерею.

 (слайд 10)

 

На слайде множество цветущих растений (вьюнок, кактус, колокольчик, незабудка, водяные лилии, роза и т.д.).

Оранжерея – это место, где собрано огромное количество самых разных растений. Представьте, что каждая мелодия – это цветок. Обратите внимание на то, какие у них разные стебельки, листики, лепестки. Нам нужно будет собрать букет для самого близкого человека, но не любые цветы для этого годятся. Нужно услышать в «зеркалах» их мелодии, нарисовать их в воздухе или даже превратиться в цветы – кому как удобнее.

Звучат музыкальные произведения классиков.

Мелодия - колокольчик:       Ф.Шопен «Ноктюрн» № 1 Си-бемоль минор (1 часть)

Мелодия – вьюнок:              И.С.Бах «Шутка» из сюиты № 2 Л.Бетховен «К Элизе»

Мелодия – кактус:               М.Равель «Благородные сентиментальные вальсы» Modere – tres frank

                                              Т.Хренников – Сюита из балета «Любовь за любовь» Месть

Мелодия – водяная лилия: М.Равель «Благородные сентиментальные вальсы» Assez lent

Мелодия – роза:                   Н.А.Римский – Корсаков – симфоническая сюита «Шехерезада» тема Шехерезады.

Учащиеся определяют название цветов на слайде.

Учащиеся стараются продемонстрировать образ того или иного цветка или изобразить его в движении и жестах.

Познавательные:

освоение нового знания, умение объяснить и усвоить новое на базе уже имеющихся знаний.

Регулятивные:

способность к слушанию и восприятию новой информации.

Личностные:

проявлять интерес, формировать собственное отношение к произведению,

позитивная самооценка своих музыкально творческих способностей

V.

Целеполага

ние. Открытие нового знания

Учатся внимательно слушать музыку.

 Определение

 характера, настроения музыки. Разбор музыкального фрагмента (анализ). Учатся правильно подбирать и исполнять движение, соответствующее музыкальному фрагменту. Вспоминают инструменты народного оркестра.

(слайд 11)

Учитель предлагает послушать фрагмент мелодии р.н. песни «Калинка».

Все вы узнали мелодию р. н. песню «Калинка». А теперь я предлагаю вам подобрать движение к каждой части композиции.

Сколько было частей в композиции?

Как вы это поняли?

Соответственно и движения у нас будут разные плавной и лиричной мелодией мы будем создавать образ девочек, а быстрой и удалой – мальчиков. Давайте подберем соответствующие движения этим образам.

Дети угадывают название песни.

Две

Одна часть медленная, спокойная, размеренная. А другая  веселая , удалая, в быстром темпе.

Дети стараются подобрать определенные ритмические движения…соответствующие характеру и настроению муз. произведения.

Исполнение двухчастной композиции в русской народной песне-пляске «Калинка» .

( В лирическом запеве девочки исполняют фразировку движением раскрывающейся руки с платочком (направо – налево) с соответствующим поворотом головы, в плясовом припеве дети на пружинящих ногах подчеркивают стуком каблучков ритмическую пульсацию, исполняют ритм мелодии («топотушки»), присядку. Звучание припева можно также сопровождать игрой на народных инструментах – ложках, бубне).

Регулятивные:

учатся действовать в соответствии с поставленной задачей, отслеживать понимание нового материала, осуществлять взаимоконтроль.

Познавательные:

Уметь применять знания при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности.

Личностные:

проявлять интерес, формировать собственное отношение к произведению,

позитивная самооценка своих музыкально творческих способностей.

Коммуникативные:

развитие умения сотрудничать с учителем и сверстниками.

VI. Обобщение и закрепление материала. Вывод по теме.

Подведение итогов  занятия,  на основе полученных знаний

Что же нового мы сегодня узнали нового?

С чем познакомились?

Правильно. А что самое главное все это связано с нашими чувствами и эмоциями.

Как вы думаете интересней было бы. Если бы мы не смогли показать и выразить свои эмоции?

Ну а теперь так как солнышко взошло…должен наступить новый день.

(слайд 12)

Учитель предлагает детям исполнить песню «Добрый День» совместно с ним.

Ну а теперь так как солнышко взошло…должен наступить новый день.

(слайд 13)

Мы познакомились с методом пластического интонирования. Он включает в себя, ритмические движения, пластические этюды, элементы театрализации, жесты.

Нет. Мы не смогли бы эмоционально тонко передать смысл песни, любого музыкального фрагмента. Наши бы слова без жестов не были такими выразительными.

Исполняют песню «Добрый день»

Коммуникативные: умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, обмениваются мнениями.

Регулятивные:

Формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта мастер - класса" Синквейн как форма свободного творчества учащихся в начальной школе"

Технологическая карта масстер- класса "Синквейн как форма свободного творчества учащихся "...

Технологическая карта Мастер-класса

Цели деятельности учителя:  познакомить с новом понятием интерактивная доска, рассказать о базовых возможностях использования интерактивной  доски, изучение  интерфейса интерактивной до...

Технологическая карта Мастер-класса

Цели деятельности учителя:  познакомить с новом понятием интерактивная доска, рассказать о базовых возможностях использования интерактивной  доски, изучение  интерфейса интерактивной до...

Технологическая карта мастер-класса "Состав слова. Приставка. Суффикс". 3-й класс

Цель: создать условия для формирования представления учащихся о суффиксе и приставке как значимых частей слова, умения находить в слове морфемы; способствовать обогащению словарного запаса обучаю...

Технологическая карта мастер-класса "Объемная звезда"

Целью мастер-класса является обучение создания объемной композиции из бумаги в  технике  кусудама для украшения интерьера  к новогоднему  празднику. Данный мастр- класс рекомендова...

Технологическая карта мастер класса для младших школьников 10 лет « закат солнца »

мастер класса для младших школьников 10 лет  «Технологическая карта  закат  солнца »...