Конспект урока "Местоимение"
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс) на тему

Козлова Елена Борисовна

Создать условия для формирования у школьников представления о местоимении как части речи, и его роли в предложении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Урок повторение по теме: «Местоимение»                                                                                         Подготовила: Козлова Е.Б.

Цели урока:

Обучающая

Создать условия для формирования у школьников представления о местоимении как части речи, и его роли в предложении.

Развитие УУД

  • Коммуникативные: строить высказывания, аргументировано доказывать свою точку зрения, работать в группе, в паре, умение договориться, вести диалог.
  • Регулятивные: определять цель, ставить учебные задачи, решать их под руководством учителя, оценивать свои достижения, осознавать причины своего успеха и неуспеха.
  • Личностные: развивать навыки сотрудничества со сверстниками.
  • Познавательные: овладеть умением извлекать информацию из текста, анализировать, делать выводы.

Воспитательная

Способствовать развитию исследовательских компетенций.

Методическое и дидактическое обеспечение урока:

Учебник – русский язык В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Тип урока – презентация, закрепление. Открытие новых знаний.

Материально – техническое обеспечение:

  1. Ноутбук
  2. Мультимедийный проектор
  3. Экран

Образовательные ресурсы:

  1. Карточки – помощницы для постановки учебных задач.
  2. Карточки со словами.
  3. Цветовые блок – сигналы

Продолжительность урока – 45 минут

План урока:

  1. Эмоциональный настрой – (Мотивационный этап)
  2. Целеполагание
  3. Исполнительский блок
  4. Контрольно – оценочная деятельность
  5. Рефлексия

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование

I – этапМотивационный

1. Эмоциональный настрой

2.Повторение изученного материала и подготовка к восприятию

- Что необходимо для успешной работы на уроке? Покажите цветом какое у вас настроение в начале урока.Желаю Вам работать на уроке активно, аккуратно и найти путь к новому секрету русского языка.

Вспомните

Чем пользуется человек для общения?

- Какая бывает речь?

- Какую речь мы называем устной?

- Какую речь мы называем письменной?

- Чтобы речь была богатой человек использует разные …

Игра: «Узнай часть речи». Она:

- украшает нашу речь

- называет предмет

- помогает восстановить последовательность событий

- указывает на предмет

-Что объединяет эти слова?

На доске появляется схема в виде солнца с лучами

-Как отличить одну часть речи от другой?

Игра: «Определи часть речи».

Как отличали одну часть речи от другой?

Обучающиеся дают ответы

Обучающиеся показывают по цветовым блок сигналам

Красный цвет – плохое

Желтый цвет – хорошее

Зелёный цвет – прекрасное

Обучающиеся дают ответы.

- речью

-Устная и письменная

-Разговор, беседа.сообщение

 - то, что написано

- части речи

- имя прилагательное

- имя существительное

- глагол

- местоимение

- это всё части речи

- по вопросам, - по значению

Обучающиеся читают слова и помогают лосям.

На данном этапе формируются коммуникативные УУД (высказывать своё мнение), личностные УУД (вовлечение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне).

II – этап

Целеполагание.

Расшифруйте слово ме 100 имение

- Почему это слово появилось на уроке?

-А вы хотите что-то интересное узнать про местоимение?

- Определите тему урока

Тема урока: «Местоимение»

Мы уже знаем что такое местоимение?

Тогда:

- с точки зрения темы урока сформулируем цель урока

Цель урока (на доске)

Применить знания и умения, выполняя различные задания.

- Поставьте перед собой задачи

Обучающие читают и высказывают своё мнение.

Обучающиеся отвечают

Обучающиеся читают

Обучающиеся ставят задачи:

1) Повторить знания о местоимении.

2) Выяснить какую роль выполняет местоимение в предложении

3) научиться употреблять местоимение.

На данном этапе обучающиеся учатся определять цель учебной деятельности и задачи (регулятивные УУД)

III – этап

Исполнительский блок

  1. Минутка чистописания

2. Актуализация знаний.

3. Физминутка. Смена деятельности, напряжения

4. Проблемная ситуация

5. Первичное закрепление. Сформировать умение применять полученные знания на практике.

Работа с учебником.

Упр. 180

Урок русского языка учит нас грамотному и красивому письму.

Начнём урок с чистописания. Для этой работы нужно подготовить пальчики:

Пальчиковая гимнастика

(Массаж кисти рук с помощью ручки)

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик,

Быть послушным научу.

 Откроем тетради, запишем число, классная работа.

- Зачем нужна минутка чистописания?

- Чему учимся?

Сегодняна минутке чистописания мы будем прописывать 2 буквы: нам предстоит прописать каллиграфически правильно согласную букву П. Пропишем в воздухе. А теперь в тетради.

Эта буква всем на свете доложить готова, что она не только буква, она слог и слово.

Я

Посмотрите ещё раз на ваши буквы, определите самую красивую, каллиграфически правильно написанную букву и обозначьте её зелёным цветом.

Запишите  имена существительные, которые начинаются на буквыПи Я

Работа со словарными словами: платок, посуда.пальто, ягоды

- Что это за слова?

-Разделите эти слова на слоги

- Разделите для переноса

-Чем отличается деление на слоги, от деления для переноса?

Замените эти слова местоимениями.

- Что обозначает слово – Я?

- На кого указывает это местоимение?

- Какие ещё местоимения знаете?

Запишите местоимения:

1) Какое местоимение употребляете, если обращаетесь к однокласснику?

2) С помощью какого местоимения несколько человек указывают на себя?

3) А если обращаетесь к нескольким одноклассникам?

4) Как говорите о людях, которые в данный момент отсутствуют?

5) Какое местоимение читается одинаково слева направо и справа налево?

- Какие ещё местоимения не записали?

Вспомните, что еще знаете о местоимении?

- Что такое местоимение

 -Почему эта часть речи так называется?

Прочитайте слова и замените их местоимениями

.

- Давайте отдохнём и проведём физминутку.

- Чем в предложении местоимение бывает?

-Прочитайте предложения.

Солнышко выплыло из-за тучи.

Солнышко обогрело землю

- Вам нравится текст? Почему?

- Чтобы вы сделали, чтобы в тексте не было повторов?

- Теперь прочитайте.

Солнышко выплыло из-за тучи.

Оно обогрело землю.

- Нравится?

- Вместо какого слова употребили местоимение ОНО

- Зачем мы это сделали?

-Рассмотрите следующие предложения:

На крышу сел воробей.

Воробей звонко зачирикал.

Прилетела воробьиха.

Воробьиха расправила свои пёрышки и тоже зачирикала.

Рады солнышку птицы.

Птицы стали весело щебетать.

- Какую роль выполняют местоимения в предложении?

Обучающиеся работают в тетрадях.

Определяют значимость минутки чистописания.

- Словарные

Обучающиеся отвечают.

- Местоимение

- На самого себя

Обучающиеся называют другие местоимения.

- ты

- мы

- вы

- они

- оно

- он, она

Обучающиеся отвечают.

- часть речи

- Указывает на предмет

Выполняют физминутку для глаз.

Выполняют движения согласно текста.

Обучающиеся читают.

Обучающиеся отвечают, выдвигают гипотезы, обосновывают, предлагают способы решения.

- Чтобы не было повторов.

Обучающиеся читают предложения, исправляют ошибки и редактируют текст.

- Исключают повтор.

Обучающиеся учатся сравнивать с образцом, оценивать товарища, следить за осанкой, определять успехи и трудности.

Обучающиеся обобщают, высказывают своё мнение, слушают товарищей.

Ценностное отношение к своему здоровью

На данном этапе происходит открытие нового знания при помощи проблемной ситуации, формируются познавательные УУД и регулятивные УУД.

Применяют на практике полученные знания, доказывают правильность выполнения.

IV – этап

Контрольно-оценочный блок.

1. Самостоятельная работа в парах.

2. Самостоятельная работа в группах.

3.Организация усвоения детьми нового способа действий при решении задач с их проговариванием во внешней речи.

А сейчас я попрошу вас выступить в роли редакторов. Кто такой редактор? У каждого на парте находится конверт с текстом, который вы сейчас и будете править. Прочитаем его.

  Маша любит ходить в театр. В субботу Маша смотрела балет «Лебединое озеро».

  По вечерам  Маша часто играет с папой в шахматы. Маша не любит проигрывать.

- Что вы узнали из текста?

- Почему словосочетание  «Лебединое озеро» написано с заглавной буквы и взято в кавычки?

- А кто-нибудь  смотрел постановку «Лебединое озеро»?

На что вам, как редакторам нужно обратить внимание?

- Чем вы будете заменять повторяющееся слово?

Пришло время  редактирования текста.

Посмотрим, что у вас получилось.

Запишите первое и второе предложение в тетрадь.

Подчеркните грамматическую основу предложений. Подпишите части речи.

-На что вы обратили внимание?

К какому выводу пришли?

- Выделите корень слова лебединое.

 Подберите однокоренные  слова, проверочные слова к присутствующим орфограммам.

Работа в группах. Вспоминают правила работы в группах.

Редактор – человек, который редактирует (исправляет) текст при подготовке его к печати.

-Это название балета.

-В каждом предложении повторяется имя собственное Маша. Нужно его заменить.

Повторяющиеся имена существительные в рядом стоящих предложениях можно заменить:

•        местоимением;

•        синонимами;

образным выражением.

Дети редактируют текст самостоятельно.

 Маша любит ходить в театр. В субботу она смотрела балет «Лебединое озеро».

  По вечерам девочка часто играет с папой в шахматы. Она не любит проигрывать.

Работа в тетради.

- Во втором предложении подлежащее выражено местоимением.

-Вывод: в русском языке подлежащее может быть выражено как существительным, так и местоимением.

лебединое

Лебедь, лебёдушка.

-Безударная гласная в корне слова.

На данном этапе обучающиеся учатся работать в паре, доказывать свою точку зрения, слушать других.

(Коммуникативные УУД)

Самостоятельно применяют знания. Формируются личностные УУД (самоконтроль, самооценка)

Обучающиеся определяют форму работы – в группах, ведут диалог, высказываются, доказывают свою точку зрения, развиваются навыки сотрудничества. (Формируются регулятивные, коммуникативные, личностные УУД).

V – этап

Рефлексия

Итог урока.

- По какой теме работали?

Ребята, скажите, сумели ли мы достичь поставленных целей?

Что у нас сегодня получилось и над чем нам ещё стоит поработать?

Какие выводы можете сделать?

 

Прошу встать тех, кто считает, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились править текст и можете помочь другим.

  Сейчас попрошу встать тех, кто считает, что научились определять местоимения, научились редактировать текст, но вам ещё нужна помощь.

  А теперь встаньте те, кто затрудняется в определении и использовании местоимений в речи.

Молодцы. Спасибо за урок.

- Какое настроение у вас в конце урока, покажите.

- Домашнее задание:

(творческое):

стр. 104    Упр.179


Обучающиеся дают ответы. Оценивают себя.

       

   

  Выводы:

    В русском языке подлежащее может быть выражено как существительным, так и местоимением.

  Повторяющиеся имена существительные в рядом стоящих предложениях можно заменить:

•        местоимением;

•        синонимами;

•        образным выражением.

 

В диалоге с учителем обучающиеся учатся определять степень успешности выполнения своей работы, понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. Формируются регулятивные УУД.

Творческое и репродуктивное задание позволяет развить у детей познавательную мотивацию. Формируется познавательное УУД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"

Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...