«Глаголы – исключения. Выбор способа спряжения глагола»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Задачи урока:
- Познакомиться с глаголами – исключениями;
- Уметь находить их в тексте и научиться правильно писать их безударные личные окончания;
- Продолжить работу по изучению двух спряжений глаголов и упражнять в определении спряжения и запоминании личных окончаний глаголов;
- Искать и выделять необходимую учебную информацию, используя изученный алгоритм;
- Формировать уважение к родному языку;
- Развивать способности обучающихся к рефлексии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_gl_-iskl.docx | 848.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа № 1
Проект урока
Составила и провела учитель Соловьева Ирина Алексеевна
Учебный предмет: русский язык
УМК «Гармония»
Тема урока «Глаголы – исключения. Выбор способа спряжения глагола»
Тип урока: изучение нового материала
Задачи урока:
- Познакомиться с глаголами – исключениями;
- Уметь находить их в тексте и научиться правильно писать их безударные личные окончания;
- Продолжить работу по изучению двух спряжений глаголов и упражнять в определении спряжения и запоминании личных окончаний глаголов;
- Искать и выделять необходимую учебную информацию, используя изученный алгоритм;
- Формировать уважение к родному языку;
- Развивать способности обучающихся к рефлексии.
Ожидаемые результаты
Предметные: знакомство с глаголами-исключениями; умение находить их
в тексте и учиться правильно писать их безударные личные окончания; работать над запоминанием личных окончаний глаголов.
Метапредметные:
Познавательные: определять грамматические признаки глаголов, наличие у глаголов двух спряжений на основе различий, проявляющихся в наборах личных окончаний глаголов; моделировать и использовать алгоритм определения безударных личных окончаний глаголов; устанавливать связи на основе аналогии свойств; строить рассуждения, делать и формулировать выводы; искать и выделять необходимую учебную информацию, используя имеющиеся знания.
Личностные: активное и сознательное усвоение нового материала; способность к самооценке; умение адаптироваться в сложной ситуации, анализировать, сопоставлять, обосновывать результаты своего труда.
Регулятивные: умение формулировать, принимать и сохранять учебную задачу; выделять и осознавать то, что усвоено и применять для нахождения нового; умение планировать свою деятельность, действовать по алгоритму; самоконтроль.
Коммуникативные: учитывать мнение партнёра в сотрудничестве с целью успешности диалога; умение слушать и слышать других, выражая свои мысли с достаточной полнотой и точностью; ориентироваться в своей системе знаний, обосновывая свои ответы.
Оборудование: Учебник Соловейчик М.С.Русский язык Ч.2 –Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2014.; тетрадь-задачник к учебнику Часть 2;
индивидуальные пособия: таблица-подсказка алгоритма «Как не ошибиться в безударном личном окончании глагола?», табличка-стихотворение «Запомни глаголы-исключения!», таблица «Оцени свою работу на уроке»; таблица «Гимнастика для глаз»; компьютерная презентация.
Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы
Изучая самостоятельную часть речи глагол, обучающиеся познакомились с образованием неопределённой формы глагола, временами, спряжением глагола, а значит узнали о существовании двух наборов окончаний. В разделе «Обучение правописания личных окончаний глагола» (20 часов) отводится время и на ознакомление с темой «Глаголы-исключения».
Этапы урока и хронометраж
№ п/п | Этапы урока | Хронометраж (мин.) |
I. | Самоопределение к учебной деятельности. Цель: осознанное включение учащихся в деятель- ность. | 1 |
II. | Актуализация знаний. Цель: повторение способов определения спряжений; алгоритма написания безударных личных окончаний глаголов; выявление и обсуждение затруднений в использовании алгоритма. | 5 |
III. | Постановка проблемы и учебной задачи. Цель: поиск и решение проблемы; проговаривание темы и задач урока. | 6 |
IV. | Физкультминутка | 2 |
V. | Изучение нового материала. Цель: уточнение характера нового знания через доказательство, что глаголы-исключения спрягаются, как глаголы II спряжения. | 10 |
VI. | Домашнее задание. Цель: обсуждение домашнего задания. | 2 |
VII. | Первичное закрепление. Цель: работая в парах, тренироваться в определении безударных личных окончаний глаголов по установленному алгоритму; дифференциация заданий по объёму и по уровню сложности для индивидуальной работы. | 15 |
VIII. | Итог урока. Рефлексия деятельности. Цель: сформировать личную ответственность за результаты деятельности. | 4 |
Содержание урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Теоретическое основание |
I.Самоопределение к учебной деятельности Цель: осознанное включение учащихся в деятельность. | Презентация: слайд 1 Девиз: Мало уметь писать - | Надо уметь думать и рассуждать. | Личностные УУД: формиро- вать мотивационную основу учебной деятельности; интерес к изучению родного языка |
II.Актуализация знаний Цель: повторение способов определения спряжений; алгоритма написания безударных личных окончаний глаголов; выявление и обсуждение затруднений в использовании алгоритма. | 1). - Мы будем продолжать думать и рассуждать о самостоятельной части речи – глаголе. - Что мы о глаголе уже знаем? - У существительных 3 склонения, а у глагола? - А зачем учёные распреде- лили глаголы в два спряжения? - Давайте вспомним, а какими способами можно определить спряжение? Презентация: слайд 2 - Вывод: ??? 2). - Повторяем Алгоритм написания безударных личных окончаний. Таблицы-подсказки у каждого. (См. Приложение. Приложение 1) | 1.Глагол-самостоятельная часть речи, обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? 2.Глаголы изменяются по временам и числам. 3.В прошедшем времени – по родам, в настоящем и будущем времени – по лицам. 4.В предложении является главным членом предложения – сказуемым. 5.У глагола два спряжения: ко II спряжению относятся гл. в н.ф. на –ить, к I спряжению – все остальные. 6.Чтобы правильно писать безударные личные окончания. 1 способ: по ударному окончанию -Е -ут,-ют - Iспряжение -И -ат, -ят - IIспряжение 2 способ: если окончание безударное, то по неопределённой форме -Если будем знать спряжение – правильно напишем безударное окончание. Рассуждаем по таблице-подсказке: Гл.с безуд.оконч.--н.ф. --на ить или нет--спряжение------окончание. | Метод активации познава- тельной деятельности. ПознавательныеУУД: искать и выделять необходимую учебную информацию, используя имеющиеся знания; устанавливать связи на основе аналогии свойств; использовать необходимый для этого случая алгоритм. Коммуникативные УУД: ориентироваться в своей системе знаний, обосновы- вая свои ответы, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Регулятивные УУД: выделять и осознавать, то что усвоено. |
III.Постановка проблемы и учебной задачи. Цель: поиск и решение проблемы; проговаривание темы и задач урока. | 1).- Продолжаем наше путешествие в страну Глаго-лию. Может найдём ещё что-то новое и полезное о глаголе. - Работаем по задачнику стр. 36 упр.418. (Cм.Приложения Приложение 5) Прочитаем отрывок из стихотворения Маршака. - О чём он? Словарная работа: - Все ли слова вам понятны? Какая часть речи? - Как вы понимаете смысл слова? Как поступим? Выполняем задания к этому стихотворению самостоятельно. - Проверяем, что у вас получилось. Какие глаголы не вызвали затруднений и сомнений? - А какие глаголы не попали в наше правило? Презентация: слайд 3 - Вспомним сказку про царя Глагола и его сыновьях Iспряжения и IIспряжения, как они распределили глагольный люд по спряжениям. Одна семья оказалась в двух разных царствах. Это были глаголы: гнать, дышать, держать, зависеть, видеть, слышать и обидеть, а ещё вертеть, терпеть, ненавидеть и смотреть. Пришли они к царю с просьбой: - Милостивый государь, славный царь Глагол, помоги нам. - Что случилось? - По твоему указу оказались мы в царстве I спряжения, а наши старые родители – в царстве II спряжения. Разреши нам остаться с ними. - Рад бы вам помочь, но не могу нарушить свой указ. - Смилуйся, государь, сделай исключение. Не смог устоять царь перед просьбой и разрешил этим глаголам остаться в царстве II спряжения, хотя они и не заканчиваются на –ить. И по сей день эти глаголы в виде исключения относятся ко II спряжению. 2). Вывод: - Так какова тема нашего урока сегодня? Какой секрет русского языка мы открыли? Молодцы! Значит наша задача: -запомнить глаголы-исключения; - уметь находить их в тексте; А главное – что? -Верно, ребята: - научиться правильно писать их безударные личные окончания. Презентация: слайд 4 3). – Для того чтобы эти глаголы было легче запомнить, предлагаю вам такое стихотворение для заучивания: Презентация: слайд 5 Гнать, держать, Смотреть и видеть, Дышать, слышать, Ненавидеть И зависеть и вертеть, И обидеть, и терпеть Вы запомните, друзья, Их на –Е –спрягать нельзя! - А как же? | - О цирке. - Непонятно слово «исподлобья». - Смотрит (как?) исподлобья - наречие. - Обратимся к толковому словарю Ожегова. Из-под насупленных бровей, переносное значение – недоверчиво,недружелюбно. Дети работают в задачниках с упр. 418. 1.Подчеркни глаголы и выдели окончания. Рядом каждый запиши в неопределённой форме, обозначь суффикс перед -ть. 2.Устно проведи рассужде- ние. Если окончание в глаголе подчиняется правилу, ставь над ним +, если не подчиняется, ставь -. Волочит – волочить –II спр.- -ит !!!ударное окончание Нажимает- нажимать–I спр.- - ет !!!безударное оконч. Держит - держать Смотрит – смотреть - В русском языке есть глаголы-исключения. - Мы их будем изучать. - Глаголы-исключения. -Правильно писать их. - Как глаголы II спряжения. | Словарная работа, использование толкового словаря. Самостоятельная работа. Частично-поисковый метод, «открытие» нового через вопрос учителя. Познавательные УУД: строить рассуждение, делать и формулировать выводы. Личностные УУД: развивать умение адаптиро- ваться в сложной ситуации, анализировать, сопоставлять Регулятивные УУД: уметь формулировать, принимать и сохранять учеб ную задачу; выделять и осоз навать то, что усвоено. Коммуникативные УУД: аргументировать своё мнение, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Познавательные УУД: использовать и выделять необходимую учебную информацию, используя имеющиеся знания; устанавливать связи на основе аналогии свойств. |
IV.Физкультминутка. | Нужны знанья и уменья И отличнейшее зренье. | Дети выполняют гимнастику для глаз по таблице. | Воспитание здорового образа жизни |
V.Изучение нового материала. Цель: уточнение характера нового знания через доказательство, что глаголы-исключения спрягаются, как глаголы II спряжения. | - Что значит проспрягать глагол? - Проспрягайте два из глаголов-исключений в тетради самостоятельно. Окончания выделяй! Набор окончаний какого спряжения вы увидели? - Какой же вывод мы сделаем? | - Проспрягать глагол - это значит изменить его по числам и лицам. Самостоятельно изменяют любые два глагола - исключения по числам и лицам. Ед. ч. Мн. ч. 1 лицо -у,-ю -им 2 лицо -ишь -ите 3 лицо -ит -ат, -ят Вывод:Глаголы-исключения спрягаются, как глаголы II спряжения. | Самостоятельная работа. Познавательные УУД: строить рассуждение, делать и формулировать выводы; моделировать и использо- вать изученный алгоритм. Коммуникативные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; участвовать в коллективном обсуждении проблем, вопросов. Регулятивные УУД: контролировать и оценивать правильность выполнения задания, самоконтроль. |
VI. Домашнее задание. Цель: обсуждение домашне- го задания. | - выучить глаголы-исключе- ния, каждому табличка со стихотворением.(См. Прило- жения. Приложение 2) - задачник стр. 39 упр. 422. (См. Приложения. Приложе- ние 5) - Давайте посмотрим таблицу на стр. 38 к домашнему заданию. - Какая графа появилась в таблице-подсказке? Презентация: слайд 6 | Дети открывают задачник стр.38-39 - Графа: Исключение ? Надо поставить + или - . | Личностные УУД: формировать мотивацион- ную основу учебной деятельности при выполнении домашнего задания. |
VII.Первичное закрепление. Цель: работая в парах, тренироваться в определении безударных личных окончаний глаголов по установленному алгоритму; дифференциация заданий по объёму и по уровню сложности для индивидуальной работы. | Работа в парах. - Открываем учебник на стр. 43 упражнение 424 и с помощью таблицы в задачнике стр.37 «Для дополнительной работы» выполняем упражнение. (См.Приложения. Приложе- ние 4,5) - Работаете в парах по определению безударных личных окончаниях глаго- лов. Не забывайте о графе «Исключение или нет»?! - Объясняя друг другу, закрепляем знание алгоритма. Каждый по 3 глагола. | Дети работают по таблице, поочерёдно выполняют задание, комментируя свои действия, проговаривание. Индивидуальное задание слабоуспевающим задачник стр.36 упр.421 с обязательной проверкой учителем. (См. Приложения. Приложение 5) | Познавательные УУД: искать и выделять необходи- мую учебную информацию, используя изученный алгоритм. Регулятивные УУД: умение контролировать ре- зультаты своей деятельнос- ти и деятельности партнёра, вносить коррективы; осуществлять самоконтроль, адекватно оценивать свои достижения. Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать собеседника, вступать с ним в учебный диалог. Работа в парах. Речевое действие (взаимообучение). Дифференциация по уровню сложности и объёму. |
VIII.Итог урока. Рефлексия деятельности. Цель: сформировать личную ответственность за результа- ты деятельности. | - Давайте подведём итог нашего урока. Что узнали нового о глаголах? -Давайте повторим глаголы- исключения. - Завтра мы продолжим работу над глаголами-исключениями и узнаем ещё кое-что новое о них. - А теперь оцени свою работу на уроке! Закончите предложение! Презентация: слайд 7. Спасибо всем за урок! Молодцы! Презентация: слайд 8. | В русском языке есть глаголы-исключения, которые по неопределённой форме -ать, -еть, а спрягают- ся по II спряжению. Дети повторяют их по таб- личкам. Сегодня я доволен работой, так как … Не совсем доволен, потому что … Не доволен своей работой, ведь я … (См. Приложения. Приложе- ние 3) | Подведение итогов совместной и индивидуаль- ной деятельности. Регулятивные УУД: выделять и осознавать то, что усвоено. Коммуникативные УУД: способность высказывать собственное мнение; оцени- вать свою деятельность на уроке. |
Литература
- Соловейчик М.С. Русский язык: учебник для 4 класса. В 2 частях. Ч. 2. –
Смоленск: Ассоциация XXI век, 2015.
- Соловейчик М.С. Русский язык: Тетрадь-задачник 2 к учебнику для 4 класса.
Русский язык 4 класс. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2015.
- Поурочные планы к уч. М.С. Соловейчик, Н.Г. Кузьменко «К тайнам нашего языка» - Волгоград: Учитель, 2010.
- Современные технологии проведения урока в начальной школе с учётом требований ФГОС: Методическое пособие/ Под ред. Н.Н. Деменевой. – М.: АРКТИ, 2013.
- Толковый словарь Ожегова.- М: Просвещение, 1998.
Приложения
Приложение 1.(II этап урока –по таблице-подсказке повторить алгоритм)
Глагол ( ) | Неопр. ф. | На –ить? | Спряжение | Окончание |
Приложение 2.(III этап урока – табличка со стихотворением)
Гнать, держать,
Смотреть и видеть,
Дышать, слышать,
Ненавидеть
И зависеть, и вертеть,
И обидеть, и терпеть,
Вы запомните, друзья,
Их на -Е- спрягать НЕЛЬЗЯ!
Приложение 3.(VIII этап урока – оценить свою работу на уроке)
-Оцени свою работу на уроке-
Выбери и закончи предложение:
Сегодня я доволен своей работой, так как ___________________________
_________________________________________________________________
Не совсем доволен, потому что______________________________________
_________________________________________________________________
Не доволен своей работой, ведь я____________________________________
Приложение 4.
М.С. Соловейчик Русский язык: учебник для 4 класса. Часть 2/ -
Смоленск: Ассоциация XXI век, 2014, стр. 42-43
(стр.43 VII этап урока – работа в парах упр. 424)
Приложение 5.
М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко Русский язык К тайнам
нашего языка Тетрадь-задачник к учебнику для 4 класса Часть 2 стр. 36-39.
(стр.36 III этап урока – работа с упр.418)
(стр.38-39 VI этап урока – домашнее задание)
(стр.36-37 VII этап урока - индивидуальное задание упр. 421
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку. Тема: «Типы спряжения глаголов. 1 и 2 спряжение»
Цель: научить отличать глаголы 1 и 2 спряжения.Задачи: закрепить знания о спряжении глаголов, познакомить с 1 и 2 спряжением глаголов, учить отличать глаголы 1 и 2 спряжения; развивать внимание,...
Глаголы – исключения. Выбор способа определения спряжения глагола
Знакомство с глаголами-исключениями, овладение разными способами определения спряжения глагола....
Технологическая карта изучения темы «Определяем спряжение глагола по начальной форме. Глаголы-исключения»
Методическая разработка урока по русскому языку с использованием технологической карты....
"Типы спряжения глаголов. 1 и 2 спряжение " (русский язык 4 класс)
Закрепить знания о спряжении глаголов, познакомить с 1 и 2 спряжением глаголов, учить отличать глаголы 1 и 2 спряжения...
Глаголы-исключения. Выбор способа определения спряжения глаголов.
Урок по русскому языку 4 класс "Школа 2100"...
Конспект урока по русскому языку на тему«I и II спряжение глаголов. Правописание ударных личных окончаний глаголов», 4 класс, УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование знаний обучающихся о I и II спряжении глаголов; формирование умений определять спряжение глагола по ударному личному окончанию.Планируемые результатыПредметные:...
Технологическая карта урока «Типы спряжения глаголов. 1 и 2 спряжение»
Технологическая карта урока русского языка для 4 класса...