«Глаголы – исключения. Выбор способа спряжения глагола»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Соловьева Ирина Алексеевна

Задачи урока:

  - Познакомиться с   глаголами – исключениями;

  - Уметь находить их в тексте и научиться правильно писать их безударные личные окончания;

  - Продолжить работу  по изучению  двух спряжений глаголов и упражнять в определении спряжения и  запоминании личных окончаний глаголов;

  - Искать и выделять необходимую учебную информацию, используя изученный алгоритм;

  - Формировать уважение к  родному языку;

  - Развивать способности обучающихся к рефлексии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_gl_-iskl.docx848.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа № 1

Проект урока

Составила и провела учитель Соловьева Ирина Алексеевна

Учебный предмет: русский язык

УМК «Гармония»

Тема урока «Глаголы – исключения. Выбор способа спряжения глагола»

Тип урока: изучение нового материала

Задачи урока:

  - Познакомиться с   глаголами – исключениями;

  - Уметь находить их в тексте и научиться правильно писать их безударные личные окончания;

  - Продолжить работу  по изучению  двух спряжений глаголов и упражнять в определении спряжения и  запоминании личных окончаний глаголов;

  - Искать и выделять необходимую учебную информацию, используя изученный алгоритм;

  - Формировать уважение к  родному языку;

  - Развивать способности обучающихся к рефлексии.

Ожидаемые результаты

Предметные: знакомство с глаголами-исключениями; умение находить их

в тексте и  учиться правильно писать их безударные личные окончания; работать над запоминанием личных окончаний глаголов.

Метапредметные:

Познавательные: определять грамматические признаки глаголов, наличие у глаголов двух спряжений на основе различий, проявляющихся в наборах личных окончаний глаголов; моделировать и использовать алгоритм определения безударных личных окончаний  глаголов; устанавливать связи на основе аналогии свойств; строить рассуждения, делать и формулировать выводы; искать и выделять необходимую учебную информацию, используя имеющиеся знания. 

Личностные: активное и сознательное усвоение нового материала; способность к самооценке; умение адаптироваться в сложной ситуации, анализировать, сопоставлять, обосновывать результаты своего труда.

Регулятивные: умение формулировать, принимать и сохранять учебную задачу; выделять и осознавать то, что усвоено и применять для нахождения нового; умение планировать свою деятельность, действовать по алгоритму; самоконтроль.

Коммуникативные: учитывать мнение партнёра в сотрудничестве с целью успешности диалога; умение слушать и слышать других, выражая свои мысли с достаточной полнотой и точностью; ориентироваться в своей системе знаний, обосновывая свои ответы.

Оборудование: Учебник Соловейчик М.С.Русский язык Ч.2 –Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2014.; тетрадь-задачник к учебнику Часть 2;

индивидуальные пособия: таблица-подсказка алгоритма «Как не ошибиться в безударном личном окончании глагола?», табличка-стихотворение «Запомни глаголы-исключения!», таблица «Оцени свою работу на уроке»; таблица «Гимнастика для глаз»; компьютерная презентация.

Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы

Изучая самостоятельную часть речи глагол, обучающиеся познакомились с образованием неопределённой формы глагола, временами, спряжением глагола, а значит узнали о существовании двух наборов окончаний. В разделе «Обучение правописания личных окончаний глагола» (20 часов) отводится время и на ознакомление с темой «Глаголы-исключения».

Этапы урока и хронометраж

№ п/п

Этапы урока

Хронометраж

(мин.)

I.

Самоопределение к учебной деятельности.

Цель: осознанное включение учащихся в деятель- ность.

1

II.

Актуализация знаний.

Цель: повторение способов определения спряжений; алгоритма написания безударных личных окончаний глаголов; выявление и обсуждение затруднений в использовании алгоритма.

5

III.

Постановка проблемы и учебной задачи.

Цель: поиск и решение проблемы; проговаривание темы и задач урока.

6

IV.

Физкультминутка 

2

V.

Изучение нового материала.

Цель: уточнение характера нового знания через доказательство, что глаголы-исключения спрягаются, как глаголы II спряжения.

10

VI.

Домашнее задание.

Цель: обсуждение домашнего задания.

2

VII.

Первичное закрепление.

Цель: работая в парах, тренироваться в определении безударных личных окончаний глаголов по установленному алгоритму; дифференциация заданий по объёму и по уровню сложности для индивидуальной работы.

15

VIII.

Итог урока. Рефлексия деятельности.

Цель: сформировать личную ответственность за

результаты деятельности.

4


Содержание урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Теоретическое основание

I.Самоопределение к учебной деятельности

Цель: осознанное включение учащихся в деятельность.

Презентация: слайд 1

Девиз: Мало уметь писать -

Надо уметь думать и рассуждать.

Личностные УУД: формиро- вать мотивационную основу учебной деятельности; интерес к изучению родного

языка

II.Актуализация знаний

Цель: повторение способов определения спряжений; алгоритма написания безударных личных окончаний глаголов; выявление и обсуждение затруднений в использовании алгоритма.

1). - Мы будем продолжать думать и рассуждать о самостоятельной части речи – глаголе.

- Что мы о глаголе уже знаем?

- У существительных 3 склонения, а у глагола?

- А зачем учёные распреде- лили глаголы в два спряжения?

- Давайте вспомним, а какими способами можно определить спряжение?

Презентация: слайд 2

- Вывод: ???

2). - Повторяем Алгоритм написания безударных личных окончаний.

Таблицы-подсказки у каждого. (См. Приложение.

Приложение 1)

1.Глагол-самостоятельная часть речи, обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

2.Глаголы изменяются по временам и числам.

3.В прошедшем времени – по родам,

в настоящем и будущем времени – по лицам.

4.В предложении является главным членом предложения – сказуемым.

5.У глагола два спряжения:

ко II спряжению относятся гл. в н.ф.  на –ить,

к I спряжению – все остальные.

6.Чтобы правильно писать безударные личные окончания.

1 способ: по ударному окончанию

 -Е   -ут,-ют   - Iспряжение

 -И   -ат, -ят   - IIспряжение

2 способ: если окончание безударное, то по неопределённой форме

-Если будем знать спряжение – правильно напишем безударное окончание.

Рассуждаем по таблице-подсказке:

Гл.с безуд.оконч.--н.ф. --на ить или нет--спряжение------окончание.

Метод активации познава- тельной деятельности.

ПознавательныеУУД: искать и выделять необходимую учебную информацию, используя имеющиеся знания; устанавливать связи на основе аналогии свойств;

использовать необходимый для этого случая алгоритм.

Коммуникативные УУД:

ориентироваться в своей системе знаний, обосновы- вая свои ответы, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Регулятивные УУД:

выделять и осознавать, то что усвоено.

III.Постановка проблемы и учебной задачи.

Цель: поиск и решение проблемы; проговаривание темы и задач урока.

1).-  Продолжаем наше путешествие в страну Глаго-лию. Может найдём ещё что-то новое и полезное о глаголе.

- Работаем по задачнику стр. 36 упр.418. (Cм.Приложения

Приложение 5)

Прочитаем отрывок из стихотворения Маршака.        - О чём он?

Словарная работа:

- Все ли слова вам понятны?

    Какая часть речи?

-  Как вы понимаете смысл слова? Как поступим?

Выполняем задания к этому стихотворению самостоятельно.

- Проверяем, что у вас получилось.

 Какие глаголы не вызвали затруднений и сомнений?

 - А какие глаголы не попали в наше правило?

 Презентация: слайд 3

- Вспомним сказку про царя Глагола и его сыновьях Iспряжения и IIспряжения, как они распределили глагольный люд по спряжениям. Одна семья оказалась в двух разных царствах. Это были глаголы: гнать, дышать, держать, зависеть, видеть, слышать и обидеть, а ещё вертеть, терпеть, ненавидеть и смотреть.  Пришли они к царю с просьбой:

- Милостивый государь, славный царь Глагол, помоги нам.

- Что случилось?

- По твоему указу оказались мы в царстве I спряжения, а наши старые родители – в царстве II спряжения. Разреши нам остаться с ними.

- Рад бы вам помочь, но не могу нарушить свой указ.

- Смилуйся, государь, сделай исключение.

Не смог устоять царь перед просьбой и разрешил этим глаголам остаться в царстве II спряжения, хотя они и не заканчиваются на –ить. И по сей день эти глаголы в виде исключения относятся ко II спряжению.

2). Вывод:        

- Так какова тема нашего урока сегодня? Какой секрет русского языка мы открыли?

Молодцы!

Значит наша  задача:  -запомнить глаголы-исключения;

- уметь находить их в тексте;

А главное – что?

-Верно, ребята:

- научиться правильно писать их безударные личные окончания.

Презентация: слайд 4

3). – Для того чтобы эти глаголы было легче запомнить, предлагаю вам такое стихотворение для заучивания:

Презентация: слайд 5

Гнать, держать,

Смотреть и видеть,

Дышать, слышать,

Ненавидеть

И зависеть и вертеть,

И обидеть, и терпеть

Вы запомните, друзья,

Их на –Е –спрягать нельзя!                                                            

- А как же?

- О цирке.

- Непонятно слово

«исподлобья».

- Смотрит (как?) исподлобья  - наречие.

- Обратимся к толковому словарю Ожегова.

Из-под насупленных бровей, переносное значение – недоверчиво,недружелюбно.

Дети работают в задачниках с упр. 418.

1.Подчеркни глаголы и выдели окончания. Рядом каждый запиши в неопределённой форме, обозначь суффикс перед -ть.

2.Устно проведи рассужде- ние. Если окончание в глаголе подчиняется правилу, ставь над ним +, если не подчиняется, ставь -.

Волочит – волочить –II спр.- -ит  !!!ударное окончание

Нажимает- нажимать–I спр.-

- ет !!!безударное оконч.

Держит - держать

Смотрит – смотреть

- В русском языке есть   глаголы-исключения.

- Мы  их будем изучать.

- Глаголы-исключения.

-Правильно писать их.

- Как глаголы II спряжения.

Словарная работа, использование толкового словаря.

Самостоятельная работа.

Частично-поисковый метод, «открытие» нового через вопрос учителя.

Познавательные УУД:

строить рассуждение, делать и формулировать выводы. Личностные УУД:

развивать умение адаптиро- ваться в сложной ситуации, анализировать, сопоставлять

Регулятивные УУД:

уметь формулировать, принимать и сохранять учеб

ную задачу; выделять и осоз

навать то, что усвоено.

Коммуникативные УУД:

аргументировать своё мнение, участвовать в коллективном обсуждении

проблем.

Познавательные УУД:

использовать и выделять

необходимую учебную информацию, используя имеющиеся знания; устанавливать связи на основе аналогии свойств.

IV.Физкультминутка.

Нужны знанья и уменья

И отличнейшее зренье.

Дети выполняют гимнастику для глаз по таблице.

Воспитание здорового образа жизни

V.Изучение нового материала.

Цель: уточнение характера нового знания через доказательство, что глаголы-исключения спрягаются, как глаголы II спряжения.

- Что значит проспрягать глагол?

- Проспрягайте два из глаголов-исключений в тетради самостоятельно. Окончания выделяй!

Набор окончаний какого спряжения вы увидели?

- Какой же вывод мы сделаем?

- Проспрягать глагол  -  это значит изменить его по числам и лицам.

Самостоятельно изменяют любые два глагола -

исключения  по числам и лицам.

              Ед. ч.            Мн. ч.                    

1 лицо   -у,-ю             -им

2 лицо   -ишь              -ите

3 лицо    -ит                -ат, -ят

Вывод:Глаголы-исключения спрягаются, как глаголы II спряжения.

Самостоятельная работа.

Познавательные УУД:

строить рассуждение, делать

и формулировать выводы;

моделировать и использо-

вать изученный алгоритм.

Коммуникативные УУД:

ориентироваться в своей системе знаний; участвовать в коллективном обсуждении проблем, вопросов.

Регулятивные УУД:

контролировать и оценивать

правильность выполнения задания, самоконтроль.

VI. Домашнее задание.

Цель: обсуждение домашне- го задания.

- выучить глаголы-исключе- ния, каждому табличка со стихотворением.(См. Прило- жения. Приложение 2)

- задачник стр. 39 упр. 422.

(См. Приложения. Приложе- ние  5)                    

- Давайте посмотрим  таблицу на стр. 38

 к домашнему заданию.          

- Какая графа появилась в таблице-подсказке?

Презентация: слайд 6

Дети открывают задачник стр.38-39

- Графа:    Исключение ?      

Надо поставить + или - .

Личностные УУД:

формировать мотивацион- ную основу учебной деятельности при выполнении домашнего

задания.

VII.Первичное закрепление.

Цель: работая в парах, тренироваться в определении безударных личных окончаний глаголов по установленному алгоритму; дифференциация заданий по объёму и по уровню сложности для индивидуальной работы.

Работа в парах.

- Открываем учебник на стр. 43 упражнение 424 и с помощью таблицы в задачнике стр.37 «Для дополнительной работы»  выполняем упражнение.

(См.Приложения. Приложе-

ние 4,5)

 - Работаете в парах по определению безударных личных окончаниях глаго- лов. Не забывайте о графе «Исключение или нет»?!

- Объясняя друг другу, закрепляем знание алгоритма. Каждый по 3 глагола.

Дети работают по таблице,

поочерёдно выполняют задание, комментируя свои действия, проговаривание.

Индивидуальное задание

слабоуспевающим

задачник стр.36 упр.421 с обязательной проверкой учителем. (См. Приложения.

Приложение 5)

Познавательные УУД:

искать и выделять необходи- мую учебную информацию,

используя изученный алгоритм.

Регулятивные УУД:

умение контролировать ре-

зультаты своей деятельнос- ти и деятельности партнёра,

вносить коррективы; осуществлять самоконтроль, адекватно оценивать свои достижения.

Коммуникативные УУД:

умение слушать и понимать собеседника, вступать с ним в учебный диалог.

Работа в парах. Речевое действие (взаимообучение).

Дифференциация по уровню сложности и объёму.

VIII.Итог урока. Рефлексия деятельности.

Цель: сформировать личную

ответственность за результа- ты деятельности.

- Давайте подведём итог нашего урока.

Что узнали нового о глаголах?

-Давайте повторим глаголы-

исключения.

- Завтра мы продолжим работу над глаголами-исключениями и узнаем ещё кое-что новое  о них.

- А теперь оцени свою работу на уроке!

Закончите предложение!

Презентация: слайд 7.

 Спасибо всем за урок!

 Молодцы!

Презентация: слайд 8.

В русском языке есть глаголы-исключения,

которые по неопределённой форме -ать, -еть, а спрягают-

ся по II спряжению.

Дети повторяют их по таб- личкам.

Сегодня я доволен работой, так как …

Не совсем доволен, потому что …

Не доволен своей работой, ведь я …

(См. Приложения. Приложе- ние 3)

Подведение итогов совместной и индивидуаль-

ной деятельности.

Регулятивные УУД:

выделять и осознавать то, что усвоено.

Коммуникативные УУД:

способность высказывать

собственное мнение; оцени- вать свою деятельность на

уроке.


Литература

- Соловейчик М.С. Русский язык: учебник для 4 класса. В 2 частях. Ч. 2. –

Смоленск: Ассоциация XXI век, 2015.

- Соловейчик М.С. Русский язык: Тетрадь-задачник 2 к учебнику для 4 класса.

Русский язык 4 класс. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2015.

- Поурочные планы к уч. М.С. Соловейчик, Н.Г. Кузьменко «К тайнам нашего языка» - Волгоград: Учитель, 2010.

- Современные технологии проведения урока в начальной школе с учётом требований ФГОС: Методическое пособие/ Под ред. Н.Н. Деменевой. – М.: АРКТИ, 2013.

- Толковый словарь Ожегова.- М: Просвещение, 1998.

Приложения

Приложение 1.(II этап урока –по таблице-подсказке повторить алгоритм)

Глагол (   )

Неопр. ф.

На –ить?

Спряжение

Окончание

        

Приложение 2.(III этап урока – табличка со стихотворением)

Гнать, держать,

Смотреть и видеть,

Дышать, слышать,

Ненавидеть

И зависеть, и вертеть,

И обидеть, и терпеть,

Вы запомните, друзья,

Их на  -Е-  спрягать    НЕЛЬЗЯ!

Приложение 3.(VIII этап урока – оценить свою работу на уроке)

-Оцени свою работу на уроке-

Выбери и закончи предложение:

Сегодня я доволен своей работой, так как ___________________________

_________________________________________________________________

Не совсем доволен, потому что______________________________________

_________________________________________________________________

Не доволен своей работой, ведь я____________________________________

Приложение 4.

 М.С. Соловейчик  Русский язык: учебник для 4 класса. Часть 2/ -

Смоленск: Ассоциация XXI век, 2014,  стр. 42-43

(стр.43 VII этап урока – работа в парах упр. 424)

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\учебник.jpg

Приложение 5.

 М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко  Русский язык К тайнам

нашего языка Тетрадь-задачник к учебнику для 4 класса Часть 2 стр. 36-39.

(стр.36 III этап урока – работа  с упр.418)

(стр.38-39 VI этап урока – домашнее задание)

(стр.36-37 VII этап урока - индивидуальное задание упр. 421

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\рабочая тетрадь (2).jpgC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\рабочая тетрадь.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку. Тема: «Типы спряжения глаголов. 1 и 2 спряжение»

Цель: научить отличать глаголы 1 и 2 спряжения.Задачи: закрепить знания о спряжении глаголов, познакомить с 1 и 2 спряжением глаголов, учить отличать глаголы 1 и 2 спряжения;  развивать внимание,...

Глаголы – исключения. Выбор способа определения спряжения глагола

Знакомство с глаголами-исключениями, овладение разными способами определения спряжения глагола....

Технологическая карта изучения темы «Определяем спряжение глагола по начальной форме. Глаголы-исключения»

Методическая разработка урока по русскому языку с использованием технологической карты....

"Типы спряжения глаголов. 1 и 2 спряжение " (русский язык 4 класс)

Закрепить знания о спряжении глаголов, познакомить с 1 и 2 спряжением глаголов, учить отличать глаголы 1 и 2 спряжения...

Конспект урока по русскому языку на тему«I и II спряжение глаголов. Правописание ударных личных окончаний глаголов», 4 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование знаний обучающихся о I и II спряжении глаголов; формирование умений определять спряжение глагола по ударному личному окончанию.Планируемые результатыПредметные:...

Технологическая карта урока «Типы спряжения глаголов. 1 и 2 спряжение»

Технологическая карта урока русского языка для 4 класса...