"Типы спряжения глаголов. 1 и 2 спряжение " (русский язык 4 класс)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Курочка Анна Федоровна
Закрепить знания о спряжении глаголов, познакомить с 1 и 2 спряжением глаголов, учить отличать глаголы 1 и 2 спряжения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tipy_spryazheniya_glagolov.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Урок «Типы спряжения глаголов. 1 и 2 спряжение»

4 класс

Цель: научить отличать глаголы 1 и 2 спряжения.

Задачи:

Обучающие: закрепить знания о спряжении глаголов, познакомить с 1 и 2 спряжением глаголов, учить отличать глаголы 1 и 2 спряжения.

Развивающие: развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать полученную информацию, делать выводы, обобщать материал, развивать устную и письменную речь учащихся.

Воспитывающие: воспитывать коммуникативную культуру, уважение к окружающим, взаимопомощь.

Оборудование и материалы:

для учителя: компьютер, проектор, экран (желательно интерактивная доска), колонки.

для учащихся: половинки белых листов бумаги, цветные карандаши или фломастеры, орфографические словарики.

  1. Повторение.
  2. Что такое «спряжение глаголов»? Маленький тест: выберите правильное утверждение.

Ребенок выходит к доске, произносит правило, с которым знакомились на прошлом уроке и выбирает правильный по его мнению ответ. При нажатии на строчку с ответом происходит следующее:

- если ответ правильный – то раздаются аплодисменты и появляются аплодирующие руки;

- если ответ неверный, то раздается горький вздох и появляется грустная мордашка.

- Итак, спряжение глаголов – это изменение глаголов по лицам и числам.

- Мы продолжаем изучать особенности спряжений глаголов.

2. Новая тема.

- Проспрягайте глагол «спасти». Скажите, пожалуйста, в настоящем или простом будущем времени будет спрягаться этот глагол и обоснуйте, почему? (в простом будущем, так как это глагол совершенного вида, у глаголов совершенного вида нет формы настоящего времени)

- Давайте проспрягаем этот глагол (слайд 3 – по щелчку поочередно появляются местоимения и формы глагола)

-  Выделите окончания, проанализируйте, как изменяются окончания при спряжении этого глагола.

- А теперь в парах проспрягайте рядом глагол «лететь» (слайд – 4) . Выделите окончания (для проверки – щелчок). Проанализируйте, как изменяются окончания. Сравните окончания этих глаголов. Что замечаете? (в первом лице ед. числа окончания глаголов одинаковые, а в других формах отличаются)

- Выпишите ниже только окончания глаголов, кроме первого лица ед.ч., в два столбика (слайд 5)

- Что вы заметили, когда спрягали данные глаголы? (у них получились разные окончания)

- Да, действительно, окончания разные. Это связано с особенностями спряжения глаголов, глаголы, в зависимости от окончания при спряжении делятся на две группы – глаголы I спряжения (щелчок) и глаголы II спряжения (щелчок).

- Откройте учебник на с. 79, изучите таблицу. Сделаем вывод, чем отличаются окончания глаголов 1 и 2 спряжения?

- Есть способ быстрее запомнить правило. Интересно, кто-нибудь догадается? Внимательно рассмотрите запись на экране.

- В букве «Е» одна палочка – напоминает римскую цифру 1, а буква «И» - две палочки, римская цифра 2. Так легко запомнить!

- Зарисуйте эту памятку на листочках – это схема-опора (слайд 6)

- А теперь отдохнем немного! Какого спряжения слово «Отдохнем»? (1 спряжение, окончание –ём)

- Следите за фигурками на экране и повторяйте за ними! (слайд 7)

3. Закрепление.

- Ответьте на вопрос, что вы сейчас должны были делать? Определите спряжение названных глаголов.

- А теперь я предложу вам грамматическую задачу: расскажите всё, что мы можем узнать по окончанию –ишь (это глагол 1 лица, единственного числа, второго спряжения)

- А что мы можем узнать о глаголе по окончанию –ем? (это глагол множественного числа, второго лица, 1 спряжения)

- Сейчас я предлагаю вам составить грамматическую задачу, в которой по окончанию нужно определить   лицо, число и тип спряжения.

- А теперь задание для закрепления (слайд 8). Сейчас вы поработаете в парах. На экране слова. Вам нужно распределить их в два столбика – 1 и 2 спряжение. Помогайте друг другу. Будьте внимательны. Что нужно знать для того, чтобы правильно определить спряжение? (выделить в глаголе окончание, по окончанию определить спряжение)

- Приступайте к работе, можете пользоваться своими схемами-опорами.

- Проверим, правильно ли вы справились с работой (по щелчку слова делятся на два столбика).

- Похвалите себя, кто выполнил все правильно.

- А теперь вы выполните задание еще труднее. Теперь вам нужно  самостоятельно подобрать слова по картинкам (слайд 9). Прочитайте задание. Есть вопросы по содержанию? Рассмотрите картинки, всё понятно?

- Приступайте к работе, помогайте друг другу, будьте внимательны. Если возникнут сомнения в правописании слов, пользуйтесь словариками. Когда закончите, проверьте друг друга.

По окончании работы учитель проверяет несколько тетрадей.

  1. Итог урока.

- Какие новые знания вы унесете с этого урока?

- Что нового вы узнали о спряжении глаголов?

- Как отличить глаголы 1 и 2 спряжения?

- Что было самым интересным?

- Какой вид работы вам особенно удался?

- А что было особенно трудно?

- Ваши коллеги помогали вам в работе?

- Кто доволен той помощью, которую оказывали вам ваши соседи?

5. Домашнее задание.

- На следующем уроке мы будем учиться писать глаголы, относящиеся к 1 и 2 спряжению, поэтому вам нужно научиться хорошо их различать. Поэтому вы дома должны хорошо выучить правило и данные таблицы на с.78-79, вы можете опираться на схему, дома также оформите ее красиво, чтобы она могла вам служить долго.

А дома вы выполните упражнение 59, отгадаете загадку, проспрягаете выделенные глаголы, выделите окончания и укажите тип спряжения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка "Спряжение глаголов" УМК "Школа России", 4 класс

Технологическая карта урока УМК «Школа России», 4 классСпряжение глаголов (общее понятие)Цель урока: Создать условия для ознакомления с понятиями «спряжение глагола», «ли...

Конспект урока русского языка "I и II спряжение глаголов" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цель урока: знакомство учащихся с I и II спряжением глаголов; формирование умений определять спряжение глагола по ударному личному окончанию.Планируемые результаты:Предметные:Знать: алгоритм ...

Конспект урока по русскому языку по теме «Спряжение глаголов». (УМК "Школа России"), 4 класс.

Цели деятельности учителя: формирование понятия «спряжение глагола», «личное окончание глагола»; Планируемые результаты:Предметные:знать: понятие «спряжение глагола»...

Технологическая карта урока русского языка «I и II спряжение глаголов» (УМК «Школа России», 4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний о I и II спряжение глаголов.Задачи урокаДидактические:формировать знания о I и II спряжение глаголов;научить различать I ...

Технологическая карта урока русского языка «I и II спряжение глаголов» (УМК «Школа России», 4 класс)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА     Дата: 25.04.2022Школа: МАОУ СОШ  № 74Класс: 4 «м»Урок: 1Время: 8:30-9:10  Кабинет: 216Студент: Закирова Эльвира Рахи...

Технологическая карта урока по русскому языку «Спряжение глаголов в будущем времени», 4 класс( УМК "Школа России")

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умения выделять личные окончания глаголов I и II спряжения в будущем времени; развитие умения определять спряжение глаголо...