Глаголы-исключения. Выбор способа определения спряжения глаголов.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Урок по русскому языку 4 класс "Школа 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glagoly-isklyucheniya.docx | 30.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Глаголы – исключения
Тип урока: открытие нового знания.
Цель: познакомить с глаголами-исключениями и с особенностями их спряжения.
Задачи:
- познакомить с глаголами-исключениями на основе сравнения личных окончаний глаголов и их неопределенной формы;
- формировать навык распознавания глаголов-исключений, умение писать безударные личные окончания глаголов;
- развивать умение действовать по алгоритму, анализировать, делать выводы.
Ход урока.
I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
− Сегодняшний урок мы начинаем с высказывания «Помогаешь другим – учишься сам».
− Как вы понимаете эти слова?
− Спасибо, ребята, я с вами согласна. Приступим к нашему уроку. Пожелайте друг другу удачи!
− Какую тему изучаем?
− Как вы думаете, удачным было изучение этой темы?
− А как вы можете проверить, насколько хорошо вы усвоили материал? (Нужно повторить.)
II. Актуализация знаний.
1. Проведём устный блиц-опрос.
- Что такое глагол?
- Как изменяется глагол?(по числам; по временам; по родам в прош. вр.)
- Что называется спряжением глагола?
- Как определить спряжение глагола?
1)по ударному окончанию, 2)по неопределённой форме (все глаголы на -ить- являются глаголами второго спряжения, а все оставшиеся - первого спряжения.), 3)Ставим глаголы в третье лицо множительного числа.Окончания -ут- ют- первое спряжение, а -ат-ят- второе спряжение.
- От чего зависит выбор буквы «Е» или «И» в безударном личном окончании глагола?(Зависит от спряжения).
2. Работа в парах. (Слова на доске.)
Лов…шь, помога…шь, воз…шь, крас..шь, ро…шь,жале…шь, бре…шь, стел…шь.
- Что объединяет эти слова? (глаголы 2 лица ед. числа)
- На какие группы можно распределить глаголы? (по спряжениям: 1 и 2 спр.)
- Спишите, распределив глаголы в два столбика по группам, вставив пропущенные буквы, выделив окончания глаголов.
(Одна пара работает у доски)
П р о в е р к а.
I спр. | II спр. |
помогаешь | ловишь |
роешь | возишь |
жалеешь | красишь |
стелешь | стелишь |
бреешь | бреишь |
- Задание одно, а вариантов ответов 2.
- Как вы определяли спряжение глаголов с безударными окончаниями? (Поставили глагол в неопределённую форму)
- Образуйте глаголы неопределенной формы и докажите правильность написания безударного окончания.
П р о в е р к а.
I спр. | II спр. |
помогать | ловить |
рыть | возить |
жалеть | красить |
брить | |
стелить |
(брить, стелить оканчиваются на -ить, глаголы 2 спр., значит пишу окончание ишь)
Глаголы брить, стелить спрягаются так ( на экране)
1 л. ед.ч. брею, стелю
2 л. ед.ч. бреешь, стелешь
3л. ед.ч. бреет, стелет
- Кто сможет продолжить спрягать эти глаголы? (один ученик у доски)
1 л. мн.ч. бреем, стелем
2 л. мн.ч. бреете, стелете
3 л. мн.ч. бреют, стелют
- Какого спряжения глаголы имеют окончания ешь, ет, ем, ете, ют? (1 спр.)
(Во втором столбике (1 таблицы) глаголы бреишь, стелишьубираю.)
- Что вы заметили? (Глаголы бреешь, стелешь 1 спр.,а глаголы брить, стелить оканчиваются на –ить, записаны во вторую группу)
- Что надо сделать с глаголами брить, стелить? (Переместить в первый столбик)
-Итак, что мы думали о глаголах сначала, и что оказалось на самом деле? (Думали, что глаголы 2 спряжения, а оказалось, что глаголы 1 спряжения).
-Почему сначала мы глаголы брить, стелить отнесли ко 2 спряжению? (не хватало знаний)
-Попадают ли эти глаголы в правило определения спряжения? (Нет)
-Как можно назвать такие глаголы? (В русском языке такие глаголы называются исключениями)
III. Постановка учебной задачи
Сформулируйте тему урока. ГЛАГОЛЫ – ИСКЛЮЧЕНИЯ
- Какие учебные задачи перед собой поставите?
1) познакомиться с глаголами-исключениями.
2) учиться правильно писать безударные окончания глаголов исключений
IV.Открытие нового знания.
Я расскажу сказку про страну Глаголов.
Давным-давно, когда нас с тобой ещё не было на свете, в царстве Грамматика жил-был славный царь Глагол со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: всё время куда-то спешил, что-то делал, чем-то занимался.
Было у царя два сына: 1 спряжение и 2 спряжение. Призвал однажды царь Глагол сыновей и говорит им:
- Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю вам я три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать.
-И после этих слов отпустил царь своих сыновей.
Думали они три дня и три ночи и решили: 2 спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределённой форме заканчиваются на –ить, а 1 спряжение – всеми остальными. Пришли сыновья к отцу и сказали о своём решении. Глагол обрадовался, что у него такие мудрые дети и издал указ о разделении царства.
Некоторые семьи оказались в двух разных царствах. Это были глаголы: гнать, держать, дышать, слышать; смотреть, видеть, , ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть и брить, стелить. Пришли они к царю с просьбой:
- Милостивый государь, славный царь Глагол, помоги нам.
- По твоему указу оказались мы в разных царствах с нашими старыми родителям. Разреши нам остаться с ними.
Не мог устоять царь перед просьбой и издал Указ.
Я, царь Глагол , повелеваю:
жителей своего царства –
глаголы гнать, держать, дышать, слышать; смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть оставить проживать во 2 спряжении,
а глаголы брить, стелить - в 1 спряжении.
Так и появились глаголы – исключения.
1. – С какими глаголами –исключениями вы познакомились?
-Прочитаем правило из учебника на стр. 86.
Ответы на вопросы
-Как ты думаешь, почему эти 13 глаголов называют глаголами-исключениями?(Они не подчиняются правилу определения спряжения по глагольному суффиксу перед -ть)
2. Чтобы лучше запомнить глаголы-исключения, выучи -стихотворение. Обязательно его вклейте в свой словарик-справочник.
Ко второму же спряженью
Отнесём мы, без сомненья,
Все глаголы, что на «-ить»,
Исключая брить, стелить.
А ещёсмотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, дышать, держать, терпеть,
И зависеть, и вертеть.
Вы запомните, друзья,
Их на -е- спрягать нельзя!
3. -Давайте ещё раз вспомним алгоритм написания безударного окончания глагола.
Нужно ли его дополнить?
V.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Для закрепления нового материала, мы выполним несколько заданий.
1 Задание. Проспрягайте глаголы – исключения.
1 ряд 2 ряд 3 ряд
Смотреть слышать стелить
(Проверка на доске)
- Поднимите руки те, кто справился с заданием без ошибок.
2.Работа в группах на карточках - Опознайте глаголы исключения, определите спряжения глаголов, на основании этого выберите окончание.
Спр. | 2 л., ед.ч.(ты) | Спр. | 3 л.,ед.ч.(он) | ||
Слышать | Зеленеть | ||||
Писать | Видеть | ||||
Держать | Смотреть |
2 Задание. (на экране)
-Прочтите текст. К какому жанру устного народного творчества он относится?
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Определите спряжение глаголов.
Мягко стелет, да жестко спать. В чужом глазу соринку видит, в своём бревна не замечает. Любят того, кто не обидит никого. Не глаза видят, а человек; не ухо слышит, а душа.
(Проверка: обменяться тетрадями с товарищем по парте, сверка с эталоном на экране)
- Поднимите руки те, кто справился с заданием без ошибок.
-Поднимите руки те, у кого возникли противоречия.
Домашнее задание:
1. Выучить глаголы – исключения.
2. Упр. № 4 с.108
3. Вопросы для любознательных:
Почему глаголы терпеть, зависеть относятся к исключениям, а глаголы греметь, звенеть, гореть и некоторые другие не являются исключениями, хотя тоже являются глаголами IIспряжения?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Глаголы – исключения. Выбор способа определения спряжения глагола
Знакомство с глаголами-исключениями, овладение разными способами определения спряжения глагола....
Способы определения спряжения глагола
Урок русского языка формирует метапредметные УУД. Использованы приемы и методы технологии проблемного обучения, технологии деятельностного метода....
Способы определения спряжения глагола
Содержит памятку по определению спряжения глагола...
Конспект урока «Знакомство с 11 глаголами исключениями и освоение действия по определению спряжения глагола» 4 класс УМК "Гармония"
laquo;Знакомство с 11 глаголами исключениями и освоение действия по определению спряжения глагола»...
Конспект урока по русскому языку (4 класс). Тема: Способы определения спряжения глагола. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: развитие умений в определении спряжения глаголов по неопределённой форме; правильной постановки вопроса к глаголам; написание безударных личных окончаний глаголов....
Определение спряжения глаголов. Правописание букв –е и –и в безударных личных окончаниях глаголов.
для дистанционного обучения...
Конспект урока по русскому языку на тему: «Способы определения спряжения глаголов»
Конспект урока по русскому языку на тему: «Способы определения спряжения глаголов»...