Конспект урока по русскому языку на тему«I и II спряжение глаголов. Правописание ударных личных окончаний глаголов», 4 класс, УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Цели деятельности учителя: формирование знаний обучающихся о I и II спряжении глаголов; формирование умений определять спряжение глагола по ударному личному окончанию.
Планируемые результаты
Предметные:
- знать алгоритм определения спряжения глаголов по ударному личному окончанию.
- уметь распознавать окончания глаголов I и II спряжения
Личностные:
- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
- проводить самооценку своих действий, поступков;
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом.
Тип урока: открытие нового знания
Оборудование: учебник «Русский язык» 4 класс, 2 часть (УМК «Школа России»); учебная презентация; раздаточный материал.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дата: 12.04.2021 ФИО учителя: Гагарина О.А.
Школа: МАОУ«ОЦ №1» ФИ студента: Литвинович А., 43 гр.
Класс: 4 «В» ФИО методиста: Кондратьева И.И.
Кабинет: 206
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Тема урока: «I и II спряжение глаголов. Правописание ударных личных окончаний глаголов»
Цели деятельности учителя: формирование знаний обучающихся о I и II спряжении глаголов; формирование умений определять спряжение глагола по ударному личному окончанию.
Планируемые результаты
Предметные:
- знать алгоритм определения спряжения глаголов по ударному личному окончанию.
- уметь распознавать окончания глаголов I и II спряжения
Личностные:
- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
- проводить самооценку своих действий, поступков;
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом.
Тип урока: открытие нового знания
Оборудование: учебник «Русский язык» 4 класс, 2 часть (УМК «Школа России»); учебная презентация; раздаточный материал.
Этап урока Методы и приемы | Хроно- Метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
І. Этап самоопределения к деятельности Словесный метод: психологический настрой, беседа Практический метод: запись даты с комментированием | 1-2 мин | - Здравствуйте, ребята! - Сейчас сядут только те, у кого хорошее настроение. А теперь сядут те, кто успел позавтракать сегодня. И те, кто готов узнать что-то новое сегодня на уроке. - Откройте свои тетради и запишите число. Кто знает, какое сегодня число? - Как ты запишешь дату? Прокомментируй вслух запись сегодняшнего числа и месяца. | Приветствуют учителя и садятся. Эмоционально настраиваются на работу. - Двенадцатое апреля. Записывают дату. Один ученик комментирует запись. | Р.:саморегуляция: способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий |
II. Актуализации знаний и мотивация Практический метод: минутка чистописания Практический метод: словарная работа Наглядный метод: демонстрация эталонов Практический метод: взаимопроверка в парах Практический метод: повторение теории Метод языкового анализа: орфографический анализ Словесный метод: беседа Проблемный метод: создание проблемной ситуации | 4-5 мин | - Выполним минутку чистописания. ешь ет ишь ит - Внимательно посмотрите на эталон слайд, работать начинаем с начала строки. Не забывайте про интервалы. Приступайте, я буду подходить и смотреть за вашей работой. - А теперь небольшая словарная работа. Итак, посмотрите внимательно на слайд. Через запятую здесь представлены картинки, которые обозначают словарные слова. Вам необходимо их отгадать и записать. - Отлично, посмотрите на свою работу. Разделите все слова на слоги и скажите, какие слоги у нас бывают? А зачем нам нужно ударение? - Давайте выполним взаимопроверку по эталону. Поменяйтесь работами с соседом по парте. И проверьте работы красным карандашом по слайду. Если нет ошибок, то поставьте «5». Если 1-2 ошибки – «4», а если больше 2, то минус. - Итак, ребята, послушайте и отгадайте загадку. Есть необычная страна, -Верно, мы с вами отправляемся в страну царя Глагола и сегодня познакомимся с двумя его сыновьями. Поможет нам в этом весь глагольный народ. Готовы? - Посмотрите на слайд, прочитайте то, что на нём написано. - Прочитайте глаголы с ударением. Скажите, в чем особенность окончания глаголов? - Вставьте пропущенные буквы. - Когда мы не ошибемся в написании окончаний глаголов? - А где возникает проблема? - Предположите, о чем мы с вами сегодня будем говорить.. | Выполняют задание по минутке чистописания. Записывают слова в тетрадь. Слова: урожай, пенал, морковь, молоко, улица, картон, космос, троллейбус. Выполняют задание. - Слоги бывают ударные и безударные, ударение нужно для правильного произношения слов. Выполняют взаимопроверку в парах. Отгадывают загадку - Страна царя Глагола. - Да На слайде глаголы: Ид..шь, сто…шь пойд…шь, будешь читать - Настоящее, будущее - От спряжения - От чего зависят окончания глаголов. | Л.:самоопределение к учебной деятельности. К.: участвовать в учебном диалоге. |
ІІІ. Постановка учебной задачи Наглядный метод: демонстрация слайдов Словесный метод: подводящий диалог | 5 мин | - Верно, сегодня на уроке, мы с Вами будем говорить о глаголах с ударным окончанием. - Для того чтобы узнать тему урока давайте вспомним, как одним словом можно назвать изменение глаголов по лицам и числам? - Верно, это спряжение. Прочитайте определение на слайде. - А в каком времени глаголы не будут спрягаться? Почему? - Откройте, пожалуйста, свои учебники на странице 88. Сможете ли вы теперь назвать имена двух сыновей царя Глагола? - А поняли ли вы с какими временами дружат I и II спряжение? Сформулируйте тему нашего урока. Поставьте цели нашего урока. - Молодцы. | Спряжение – изменение глаголов по лицам и числам в форме настоящего и будущего времени. В прошедшем, так как не изменяются по лицам. - I спряжение, IIспряжение -Настоящее и будущее. «I и II спряжение глаголов. Правописание ударных личных окончаний глаголов» Цели: узнать, на какие группы делятся глаголы; узнать окончания 1 и 2 спряжения глаголов; научиться спрягать глаголы в настоящем и будущем времени. | К.: участие в учебном диалоге; формулирование ответов и выводов; построение речевых высказываний. П.:самостоятельное формулирование темы и цели урока. |
ІV. Открытие нового знания Словесный метод: учебный диалог Практический метод: работа с правилом Практический метод: работа в парах Наглядный метод: демонстрация слайдов Словесный метод: учебный диалог Словесный метод: обобщение по наблюдениям и анализу Практический метод: работа с комментированием Словесный метод: учебный диалог | 10 мин | -Итак, ребята, посмотрите на правило, которое находится на странице 88. Прочитайте это правило. - Проговорите его в парах по очереди. Отлично, молодцы. -Как определяется спряжение глагола с уд. окончанием? -Посмотрите на таблицу спряжения глаголов в настоящем времени. -Как определить спряжение глагола, если окончание ударное? - Какие окончания имеют глаголы I спряжения? А II спряжения? Молодцы. -Обратите внимание на памятку, которая находится на этой же странице. Давайте мы с Вами ее прочитаем. Какой можем с Вами сделать вывод? - Давайте вернёмся к минутке чистописания. Что же мы с вами записали? Верно, это окончания. Рядом с ними укажите спряжение, лицо и число глаголов с таким окончанием. - Какие окончания имеют глаголы с ударным окончанием I спряжения? А II спряжения? -Выполним упражнение 181 устно. Прочитайте задание. Отвечаем по поднятой руке. (каждый ученик выходит к доске и по таблице показывает, как он определил лицо, число и спряжение). Молодцы! - Скажите, как определить спряжение у глаголов с ударными окончаниями? Какие окончания у глаголов I спряжения? У глаголов II спряжения ? | Читают правило, анализируют таблицу. - Спряжение глагола с ударным окончанием определяется по окончанию. -по лицам -в 1 лице ед.ч «Обратите внимание» Глаголы одного и того же спряжения в форме настоящего времени имеют одинаковые ударные и безударные личные окончания в одном и том же лице и числе. -ешь-ед.ч., 2 лицо., 1 спр, ишь-ед.ч., 2 лицо.,2 спр(им, ем, ите, ете, ит, ет, ат, ут, ют, ят) - Окончания глаголов. ешь (1спр., 2 –е лицо) ет (1 спр., 3-е лицо) ишь (2 спр., 2-е лицо) ит (2 спр., 3-е лицо) | К.: построение речевого высказывания П.: применение базовых знаний для решения конкретной проблемы . К.: построение речевого высказывания К.: аргументация своего мнения и позиции К.: участие в учебном диалоге; формулирование ответов и выводов; построение речевых высказываний. |
V. Первичное закрепление во внешней речи Словесный метод: обобщающий диалог Практический метод: выборочное списывание, морфологический разбор Практический метод: запись с комментированием Практический метод: морфемный разбор | 6 мин | - Выполним упражнение 182 также устно. Прочитайте стихотворение. Какие слова автор повторяет несколько раз? Почему? В прямом или переносном смысле употреблены здесь глаголы? Объясните - В чём сходство этих глаголов? В чём различие? - Теперь ещё раз прочитайте стихотворение, найдите глаголы настоящего времени, нам нужно будет выписать их, указать спряжение, лицо, число и время. - Какой глагол мы выпишем первым? Итак, какой глагол будет следующий, а за ним. И последний глагол? - Кто желает выйти к доске и выполнить это упражнение с комментированием? - Давайте проверим. - Какой разбор нам необходимо выполнить? - Скажите, как определить спряжение у глаголов с ударными окончаниями? Какие окончания у глаголов I спряжения? У глаголов II спряжения ? | -Автор повторяет слова: дождь, ходит Глаголы употреблены в переносном смысле, т.к дождь ходить не может -Число, лицо, время -Спряжение Проходит- 2 спр,3 л., ед.ч., наст. вр.; идёт 1спр., 3 л.,ед.ч, наст. вр.; ходит 2 спр., 3 л., ед.ч., наст. вр.; хлещет 1 спр., 3 л., ед.ч., наст. вр. -Разобрать слово по составу. Проходит (про-приставка, ход-корень, ит-окончание, проход-основа) | П.: выполнение действий по алгоритму К.: аргументация своего мнения и позиции П.:применять базовые знания для решения конкретной проблемы. К.: построение речевого высказывания |
Динамическая пауза | 1 мин | - А теперь поиграем. Я называю слова, а вы определяете спряжение. Если 1 спряжение, хлопаете 1 раз, 2 спряжение- 2 раза. Несёшь, идёшь, говоришь, стоишь, плывёт, везём, растёт. Молодцы! | Выполняют задание | Р.: действовать с учетом выделенных ориентиров |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой Наглядный метод: демонстрация слайдов Практический метод: взаимопроверка в парах | 4 мин | - Ребята, а сейчас работаем самостоятельно. На доске даны 2 глагола и вам необходимо проспрягать их в своих тетрадях. Что значит проспрягать? Верно, изменить по лицам и числам. Сидеть, стоять. - Первый вариант работает с глаголом «сидеть», а второй с глаголом «стоять». Не забывайте выделять окончания. - Обязательно, укажите спряжение и число этих глаголов. - Давайте выполним взаимопроверку по эталону. Поменяйтесь работами с соседом по парте. И проверьте работы красным карандашом по слайду. Если нет ошибок, то поставьте «5». Если 1-2 ошибки – «4», а если больше 2, то минус. - Поднимите руку те, у кого нет ошибок. Молодцы. Остальные еще потренируйтесь дома. | Выделяют окончания. Сидеть, сижу, сидишь, сидит, сидим, сидите, сидят. ( спр.) Стоять, стою, стоишь, стоит, стоим, стоите, стоят. (2 спр.) | П.: применение базовых знаний для решения конкретной проблемы |
VII. Включение в систему знаний Словесный метод: обобщающий диалог | 4 мин | Прочитайте задание на слайде. Списать в тетрадь, определить спряжение, лицо и число глаголов. Работаем по цепочке, комментируем по алгоритму. Зовут, ползёт, вьют, ведут, шуршит, летят, грызёт, трещит, пищат, зовёшь, снуют, пронесёт, сохранит, спасём, ползём, вьёшь, молчит, лежит. Цветёт, лежат, пищит, пьют, прилетите, горишь, замолчу, проползёт, идёт, найдёт, победит, сидит, трещишь, горит, кричит, сгрызут, утаит. - Какое основное отличие глаголов I и II спряжения? | Выполняют задание. | К.: построение речевого высказывания К.: участие в учебном диалоге; формулирование ответов и выводов; построение речевых высказываний. |
VIII. Рефлексия деятельности Словесный метод: постановка вопросов, формулирование выводов, обобщений. | 2 мин | Давайте проанализируем нашу работу. Продолжите фразы на слайде:
- Молодцы! Дома Вам нужно будет выучить личные окончания глаголов 1 и 2 спряжений. И выполнить упр…в рабочей тетради. Запишите задание в дневник. - Урок окончен. | Подводить итог урока. Отвечать на поставленные вопросы. | П.: умение анализировать результаты своего труда, выражать свое мнение в соответствии с поставленными задачами. |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку по теме: "I и II спряжение глаголов"
Цели деятельности: знакомство учащихся с I и II спряжением глаголовПланируемые результатыПредметные:Знать: алгоритм определения спряжения глаголовУметь: распознавать окончания глаголов I и II сп...
Урок русского языка в 4 классе по теме "Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями"
Тема урока: Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями. (Развитие умения применять правило, действовать по алгоритму)Тип урока: урок развития умений.Цель: овладеть алгоритмом определения спр...
Конспект урока по русскому языку (4 класс). Тема: Способы определения спряжения глагола. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: развитие умений в определении спряжения глаголов по неопределённой форме; правильной постановки вопроса к глаголам; написание безударных личных окончаний глаголов....
Конспект урока по русскому языку по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа». 4 класс. УМК "Школа России"
Конспект урока по русскому языку по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа». 4 класс УМК "Школа России" Цели:...