Конспект урока по русскому языку "Однокоренные слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Козлова Наталья Анатольевна
  1. Этот урок направлен на формирование у учащихся понятия «однокоренные слова». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon odnokorennye_slova.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарии уроков по учебнику «Русский язык, 2 класс»  

Тип урока: ОНЗ

Тема: Признаки однокоренных слов.

Автор: Н.А. Козлова, учитель МОУ СОШ  1  им.  Н.В. Пушкова г.  Троицка Московской области.

Основные цели:

  1. Сформировать понятие «однокоренные слова».
  2. Активизировать мыслительные операции: синтез, анализ.
  3. Обогащать словарный запас учеников.
  4. Тренинг орфографической зоркости.

Демонстрационный материал:

  1. Рисунок дерева.
  2.  Листочки – слова.
  1. Схема

Раздаточный материал

  1. карточка №1  

ВОДА – ВОДИТЕЛЬ – ВОДЯНОЙ – ПРОВОД – ВОДИЧКА

Ход урока.

  1. Самоопределение к  учебной деятельности.
  • Ребята, а вы любите путешествовать? (Да).
  • Значит, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в необычную страну «Грамматику». В этой стране все необычное, даже деревья. На ветвях у таких деревьев вместо листьев растут слова.
  • Хотите отправиться в это путешествие? (Да)
  • Тогда в путь!
  1. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
  • Посмотрите внимательно на этот дерево.                                (Д-1).
  • Что интересного вы заметили? (Слова с одним корнем –весел-; однокоренные слова…)    
  • Что такое корень?(Главная часть слова, общая часть однокоренных слов…)
  • Дунул ветер, сорвал с дерева листочки-слова и перемешал их с другими листочками-словами. Нам нужно помочь жителям «Грамматики» - найти и выписать в тетрадь слова, которые имеют одинаковый корень.

  ВЕСЁЛАЯ     ВЕСЕЛО     РАДОСТНО     ВЕСЕЛИТЬСЯ     СМЕЯТЬСЯ           ВЕСЕЛЬЕ     ВЕСЁЛЫЙ.

Дети проговаривают вслух и записывают слова в тетрадь. На доске появляются слова, проговариваемые детьми. 

ВЕСЁЛАЯ  ВЕСЕЛО  ВЕСЕЛИТЬСЯ  ВЕСЕЛЬЕ  ВЕСЁЛЫЙ

  • Во всех этих словах один корень? (Да, ВЕСЕЛ)
  • Как можно назвать эти слова? (Однокоренными)
  • Какой признак однокоренных слов вы можете назвать? (Однокоренные слова – это такие слова, у которых есть общий корень). На доске появляется схема.

  • Замечательно! Мы с вами вместе отлично поработали! А теперь попробуйте самостоятельно. Возьмите со стола карточку №1. (Р-1). По моей команде за 30 секунд выделите корень в этих словах. Начали!
  • Стоп! Отложите ручки. Проверим. На доске появляются слова, и учитель под проговаривание учеников выделяет в словах корень.

ВОДА – ВОДИТЕЛЬ – ВОДЯНОЙ – ПРОВОД – ВОДИЧКА

  • Что вы замечаете? (Одинаковый корень)
  • Значит все эти слова однокоренные? (Да, нет).
  1. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности.
  • Почему разные ответы? Разве такое может быть? (Нет).
  • Давайте вспомним, какое задание выполняли последним? (Выделяли корень в словах)
  • В чем возникло затруднение? (Не можем определить, однокоренные это слова или нет)
  • Почему? (По признаку однокоренных слов – это все однокоренные слова, но по смыслу слов понимаем, что что-то не так).
  • Достаточно ли нам иметь один признак – общий корень, что бы назвать слова однокоренными? (нет).
  • Какие цели поставим перед собой на уроке? (Уточнить признаки однокоренных слов)
  • Какова тема нашего урока? (Признаки однокоренных слов).
  1. Построение проекта выхода из затруднения.
  • Давайте понаблюдаем над словами из упражнения №117 на стр. 74.
  • Прочитайте слова. Что общего у этих слов? (Общая часть – корень).
  • Объясните смысл каждого слова. (Все слова близкие по смыслу и связаны с морозом).
  • Значит мы с вами выделили еще один признак определения однокоренных слов. Можем дополнить нашу схему.

  • Опираясь на схему, сформулируйте правило для определения однокоренных слов. (Однокоренные слова – это такие слова, которые имеют общий корень и близкие по смыслу).
  • Молодцы! Давайте теперь вернемся к заданию, которое вызвало у нас затруднение.
  • ВОДА                ВОДЯНОЙ              ВОДИЧКА     (Общий корень  -вод-, связана с водой).
  • ВОДИТЕЛЬ                ПРОВОД        (Общий корень –вод-, связано с вести или машину, или ток)

Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо,

Ветерок все тише, тише,

Деревцо все выше, выше.

  1. Первичное закрепление во внешней речи.

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым –

Был он только словом.

  • Хотите сами стать такими садовниками? Давайте «посадим» слово –стол-.

Это слово, слово – корень

Разрастаться стало вскоре.

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

  • Каких? Дети записывают слова в тетрадь с проговариванием, а учитель пишет их на доске. Корень выделяется.(Стол, столик, столовая, столешница, настольный, застолье, столоваться…)
  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
  • У вас все очень хорошо получается. А хотите проверить себя, сможете ли вы работать самостоятельно? (Да).
  • Тогда давайте выполним упр. 120 на стр. 76. Но помните,

Корень слова – значимая часть,

Над словами родственными держит власть.

Выясни умело линию родства –

Однокоренные подбери слова.

  • Выпишите цепочку однокоренных слов с корнем –хлеб-. Даю вам 2 минуты. По истечении времени на доске появляется образец, по которому дети проверяют и оценивают себя. (хлеб – хлебный – хлебушек).
  1. Включение в систему знаний и повторение.
  • Молодцы! А теперь давайте поиграем в игру «Учитель». На стр. 77 упр. 122. Исправьте ошибки Вовы Колесникова. А потом поменяйтесь учебниками со своим соседом по парте и проверьте ваши работы.
  1. Рефлексия деятельности.
  • Какие цели ставили перед собой на уроке?
  • Достигли этих целей?
  • Проговорите правило для определения однокоренных слов.
  • Оцените работу класса, пары, себя на дереве успеха.
  • Кто работал активно и без ошибок – прикрепите листочек на вершине дерева; те кто работал активно, но делал ошибки – в середине дерева; те кто ничего не понял и не принимал участие в работе класса – внизу - на корень дерева.
  • Посмотрите на наше дерево. Почти все ребята оценили свою работу очень хорошо. Значит наш урок получился плодотворным, удачным. Я очень этому рада. Думаю и следующий урок будет таким же. Спасибо вам за урок.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по русскому языку "Слова, которые выражают различные чувства и их роль в речи" (2 класс)

План-конспект по системе "Школа-2100". К нему прилагется презентация и раздаточный материал....

Конспект урока по русскому языку "Слова исконные и заимствованные"

Тема: Слова исконные и заимствованныеЦели: формирование понятия «заимствованные и исконные слова»Оборудование:учебник «Русский язык» для 2 класса, ч. 2, авт. С. В. Иванов,А. О. Евдокимова и др.;презен...

Конспект урока по русскому языку "Слова-признаки. Различие предметов по величине, форме, цвету" с мультимедийной презенатцией

Конспект урока по русскому языку для 3 классапо программе VIII вида. К конспекту прилагается презентация....

Конспект урока по русскому языку " Слова- антонимы"

В этом уроке представлена работа в группах, парах, работа со славорем....

Конспект урока по русскому языку "Слова - названия предметов, у которых нет окончаний".

Данный урок помогает детям самим понять, что в русском языке есть слова - предметы, которые не имеют окончаний. Прводя анализ слов, учащиеся сталкиваются с данной проблемой, решение которой находят во...

Конспект урока по русскому языку "Слова - названия предметов, у которых нет окончаний".

Конспект урока по русскому языку "Слова - названия предметов, у которых нет окончаний" по программе "Перспективная начальная школа"...