Конспект урока по русскому языку "Однокоренные слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
- Этот урок направлен на формирование у учащихся понятия «однокоренные слова».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odnokorennye_slova.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарии уроков по учебнику «Русский язык, 2 класс»
Тип урока: ОНЗ
Тема: Признаки однокоренных слов.
Автор: Н.А. Козлова, учитель МОУ СОШ № 1 им. Н.В. Пушкова г. Троицка Московской области.
Основные цели:
- Сформировать понятие «однокоренные слова».
- Активизировать мыслительные операции: синтез, анализ.
- Обогащать словарный запас учеников.
- Тренинг орфографической зоркости.
Демонстрационный материал:
- Рисунок дерева.
- Листочки – слова.
- Схема
Раздаточный материал
- карточка №1
ВОДА – ВОДИТЕЛЬ – ВОДЯНОЙ – ПРОВОД – ВОДИЧКА
Ход урока.
- Самоопределение к учебной деятельности.
- Ребята, а вы любите путешествовать? (Да).
- Значит, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в необычную страну «Грамматику». В этой стране все необычное, даже деревья. На ветвях у таких деревьев вместо листьев растут слова.
- Хотите отправиться в это путешествие? (Да)
- Тогда в путь!
- Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
- Посмотрите внимательно на этот дерево. (Д-1).
- Что интересного вы заметили? (Слова с одним корнем –весел-; однокоренные слова…)
- Что такое корень?(Главная часть слова, общая часть однокоренных слов…)
- Дунул ветер, сорвал с дерева листочки-слова и перемешал их с другими листочками-словами. Нам нужно помочь жителям «Грамматики» - найти и выписать в тетрадь слова, которые имеют одинаковый корень.
ВЕСЁЛАЯ ВЕСЕЛО РАДОСТНО ВЕСЕЛИТЬСЯ СМЕЯТЬСЯ ВЕСЕЛЬЕ ВЕСЁЛЫЙ.
Дети проговаривают вслух и записывают слова в тетрадь. На доске появляются слова, проговариваемые детьми.
ВЕСЁЛАЯ ВЕСЕЛО ВЕСЕЛИТЬСЯ ВЕСЕЛЬЕ ВЕСЁЛЫЙ
- Во всех этих словах один корень? (Да, ВЕСЕЛ)
- Как можно назвать эти слова? (Однокоренными)
- Какой признак однокоренных слов вы можете назвать? (Однокоренные слова – это такие слова, у которых есть общий корень). На доске появляется схема.
- Замечательно! Мы с вами вместе отлично поработали! А теперь попробуйте самостоятельно. Возьмите со стола карточку №1. (Р-1). По моей команде за 30 секунд выделите корень в этих словах. Начали!
- Стоп! Отложите ручки. Проверим. На доске появляются слова, и учитель под проговаривание учеников выделяет в словах корень.
ВОДА – ВОДИТЕЛЬ – ВОДЯНОЙ – ПРОВОД – ВОДИЧКА
- Что вы замечаете? (Одинаковый корень)
- Значит все эти слова однокоренные? (Да, нет).
- Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности.
- Почему разные ответы? Разве такое может быть? (Нет).
- Давайте вспомним, какое задание выполняли последним? (Выделяли корень в словах)
- В чем возникло затруднение? (Не можем определить, однокоренные это слова или нет)
- Почему? (По признаку однокоренных слов – это все однокоренные слова, но по смыслу слов понимаем, что что-то не так).
- Достаточно ли нам иметь один признак – общий корень, что бы назвать слова однокоренными? (нет).
- Какие цели поставим перед собой на уроке? (Уточнить признаки однокоренных слов)
- Какова тема нашего урока? (Признаки однокоренных слов).
- Построение проекта выхода из затруднения.
- Давайте понаблюдаем над словами из упражнения №117 на стр. 74.
- Прочитайте слова. Что общего у этих слов? (Общая часть – корень).
- Объясните смысл каждого слова. (Все слова близкие по смыслу и связаны с морозом).
- Значит мы с вами выделили еще один признак определения однокоренных слов. Можем дополнить нашу схему.
- Опираясь на схему, сформулируйте правило для определения однокоренных слов. (Однокоренные слова – это такие слова, которые имеют общий корень и близкие по смыслу).
- Молодцы! Давайте теперь вернемся к заданию, которое вызвало у нас затруднение.
- ВОДА ВОДЯНОЙ ВОДИЧКА (Общий корень -вод-, связана с водой).
- ВОДИТЕЛЬ ПРОВОД (Общий корень –вод-, связано с вести или машину, или ток)
Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо,
Ветерок все тише, тише,
Деревцо все выше, выше.
- Первичное закрепление во внешней речи.
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым –
Был он только словом.
- Хотите сами стать такими садовниками? Давайте «посадим» слово –стол-.
Это слово, слово – корень
Разрастаться стало вскоре.
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
- Каких? Дети записывают слова в тетрадь с проговариванием, а учитель пишет их на доске. Корень выделяется.(Стол, столик, столовая, столешница, настольный, застолье, столоваться…)
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- У вас все очень хорошо получается. А хотите проверить себя, сможете ли вы работать самостоятельно? (Да).
- Тогда давайте выполним упр. 120 на стр. 76. Но помните,
Корень слова – значимая часть,
Над словами родственными держит власть.
Выясни умело линию родства –
Однокоренные подбери слова.
- Выпишите цепочку однокоренных слов с корнем –хлеб-. Даю вам 2 минуты. По истечении времени на доске появляется образец, по которому дети проверяют и оценивают себя. (хлеб – хлебный – хлебушек).
- Включение в систему знаний и повторение.
- Молодцы! А теперь давайте поиграем в игру «Учитель». На стр. 77 упр. 122. Исправьте ошибки Вовы Колесникова. А потом поменяйтесь учебниками со своим соседом по парте и проверьте ваши работы.
- Рефлексия деятельности.
- Какие цели ставили перед собой на уроке?
- Достигли этих целей?
- Проговорите правило для определения однокоренных слов.
- Оцените работу класса, пары, себя на дереве успеха.
- Кто работал активно и без ошибок – прикрепите листочек на вершине дерева; те кто работал активно, но делал ошибки – в середине дерева; те кто ничего не понял и не принимал участие в работе класса – внизу - на корень дерева.
- Посмотрите на наше дерево. Почти все ребята оценили свою работу очень хорошо. Значит наш урок получился плодотворным, удачным. Я очень этому рада. Думаю и следующий урок будет таким же. Спасибо вам за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по русскому языку "Слова, которые выражают различные чувства и их роль в речи" (2 класс)
План-конспект по системе "Школа-2100". К нему прилагется презентация и раздаточный материал....
Конспект урока по русскому языку "Слова с проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне". 2 класс(1-4)
Конспект урока содержит фотографии кадров презентации....
Конспект урока по русскому языку "Слова исконные и заимствованные"
Тема: Слова исконные и заимствованныеЦели: формирование понятия «заимствованные и исконные слова»Оборудование:учебник «Русский язык» для 2 класса, ч. 2, авт. С. В. Иванов,А. О. Евдокимова и др.;презен...
Конспект урока по русскому языку "Слова-признаки. Различие предметов по величине, форме, цвету" с мультимедийной презенатцией
Конспект урока по русскому языку для 3 классапо программе VIII вида. К конспекту прилагается презентация....
Конспект урока по русскому языку " Слова- антонимы"
В этом уроке представлена работа в группах, парах, работа со славорем....
Конспект урока по русскому языку "Слова - названия предметов, у которых нет окончаний".
Данный урок помогает детям самим понять, что в русском языке есть слова - предметы, которые не имеют окончаний. Прводя анализ слов, учащиеся сталкиваются с данной проблемой, решение которой находят во...
Конспект урока по русскому языку "Слова - названия предметов, у которых нет окончаний".
Конспект урока по русскому языку "Слова - названия предметов, у которых нет окончаний" по программе "Перспективная начальная школа"...