Технологическая карта урока. Тема: Роль фонемы в образовании слова
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

   Материал мастер - класса отчётливо покажет, что возможности учебника "Азбука", отбор и структурирование материалов урока позволяют в полной мере реализовать требования нового образовательного стандарта в части использования системно - деятельностного подхода, в части развития универсальных учебных действий для достижения главной цели – развития ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

    «Виды работы на уроках обучения грамоте (чтение)

 в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в рамках ФГОС»

Цель мастер-класса:  формирование представлений об организации работы на уроках обучения грамоте в соответствии с требованиями нового образовательного стандарта с учётом УУД и достижения планируемых результатов.

Задачи: 

  • знакомство с видами работы на уроках чтения,
  • формирование представлений о реализации личностно-ориентированного и деятельностного подхода на уроках обучения грамоте,
  • демонстрация различных форм организации работы на уроке,
  • знакомство с формируемыми УУД на различных этапах урока.

Материал мастер - класса отчётливо покажет, что возможности учебника "Азбука", отбор и структурирование материалов урока позволяют в полной мере реализовать требования нового образовательного стандарта в части использования системно - деятельностного подхода, в части развития универсальных учебных действий для достижения главной цели – развития ребёнка.

Технологическая карта урока

Тема: Роль фонемы в образовании слова

Педагогическая

 цель

Способствовать формированию навыков правильного чтения и письма, развитию умений определять роль фонемы в образовании слова, творческому пересказу; создать условия для развития фонематического слуха, логического мышления.

Тип, вид урока

Решение учебной задачи.      

Планируемые результаты (предметные):

      Обучающие имеют представление о роли фонемы в образовании слова; знают, что один звук меняет значение слова; умеют читать  слова, предложения с изученными буквами, объяснять написание заглавных букв в словах, предложениях, умеют работать с текстом (прогнозировать содержание по иллюстрации, отвечать на вопросы по содержанию). Получат возможность научиться:  пересказывать текст от имени героев.

Универсальные учебные

действия (метапредметные):

   Личностные. У обучающегося будут сформированы:

- положительное отношение к школе и учебной деятельности; интерес к учебному материалу, к занятиям по Азбуке;

-знание основных моральных норм поведения.

     Обучающийся получит возможность для формирования: представления о роли фонемы в образовании слова, первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные. Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять учебную  задачу,  соответствующую  этапу обучения;
  • понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
  • оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

Получит возможность научиться:

  • адекватно воспринимать оценки своей работы учителем и одноклассниками;
  • в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
  • осуществлять пошаговый контроль по ходу выполнения задания под руководством учителя.

Познавательные. Обучающийся научится:

  • понимать знаки, символы, модели, приведенные в Азбуке и учебных пособиях;
  • понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

     -анализировать объекты, представленные в рисунках, сравнивать рисунки с опорой на выделенные учителем критерии;

Получит возможность научиться:

  • на основе анализа и сравнения группировать языковой материал по заданному основанию;
  • видеть возможное разнообразие  способов решения учебной задачи;
  • соотносить изучаемый материал с собственным опытом.

Коммуникативные. Обучающийся научится:

  • принимать участие в работе парами и группами;
  •  использовать в общении правила вежливости;
  • адекватно реагировать на обращение учителя.

Получит возможность научиться:

-принимать другое мнение и позицию,

- допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению;

  • строить понятные для партнёра высказывания.

Формы и методы

обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, коллективная, работа в парах, группах.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Образовательные ресурсы

  • Учебник Н.В.Нечаевой, К.С. Белорусец. Азбука. – Самара:  Издательский дом «Фёдоров», 2011.
  • Тетрадь по чтению Н.В.Нечаевой, К.С. Белорусец «Я читаю.» – Самара:   Издательский дом «Фёдоров», 2011.
  • Касса букв;
  • Карточки для самооценки работы на уроке.
  • Компьютер,
  • Интерактивная доска,
  • Презентация к уроку.
  • Реализация нового образовательного стандарта: потенциал системы Л.В.Занкова /А.Г.Ванцян, Н.В.Нечаева, Е.Н. Петрова, А.Ю.Плотникова, С.Г.Яковлева. – Самара: Учебная литература: Издательский дом «Фёдоров», 2011.
  • http://festival.1september.ru/ 

Сценарий урока

Этап урока,

цель

Действия учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I.Самоопределение к деятельности

(организационный момент)

Проверка готовности обучающихся к уроку; эмоциональный настрой

 на урок

Приветствие.

Прозвенел уже звонок,

Начинаем наш урок.

Стряхните сон! Пожелайте друг другу удачи. 

- Проверим готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие учебных принадлежностей на столе.

 Проговаривают девиз работы:

Будем вместе развивать

 У себя внимательность.

А поможет всё узнать

Наша любознательность.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на весёлое стихотворение, пробуждающее любознательность

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД).

II.Актуализация

опорных

 знаний

Фонетическая разминка.

Раз, да, три, четыре, пять

Вышли буквы погулять.

Много их посмотри: одна, две, три:

Как их нам различать?

Каждой надо имя знать.

А ещё, конечно, надо

Научиться их читать.

- Какое задание можно выполнить с этими буквами? ( а  ы ГдВбжз).

- Что можно сказать об этих буквах?

Создание проблемной ситуации. Составьте слова из букв второй группы.

А как можно выполнить это задание?

Проговаривают стихотворение.

Делят  буквы на группы: первая- буквы, которые обозначают гласные звуки; вторая – буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки

( а  ы / ГдВбжз).

Заглавные – маленькие (ГВ/аыдбжз).

  • Дети начинают работать, перешептывания. Мы не можем это сделать, потому что здесь нет гласных.
  • Взять буквы из первой группы.(Вазы, газ, жабы, джаз

Наличие положительного отношения к познавательной деятельности(Личностные УУД).

Уметь проводить   сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме , допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению;

 (Коммуникативные УУД).

III.Постановка учебной задачи. Подготовка к основному этапу занятия.

Цель: обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности

-Прочитайте слоги, составьте из них как можно больше слов.

Слайд 3.

Измени одну букву, назови новые слова.

ЗАЙКА               СОВА           ВОРОНА

-Чем мы сегодня будем заниматься?

С помощью учителя формулируют тему урока.

 С помощью учителя ставят цель урока.

Уметь проводить   сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

IV.Усвоение новых знаний и способов действий.

Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий;

организовать работу над текстом.

Работа по  материалам учебника Азбука, с.46.

1.На какой вопрос нам предстоит ответить?  Слайд 4

-Что для этого нужно? (Работа в группе)

-Что заметили?

                                                                                                                            -Как же зовут попугая?

-Почему первая клеточка больше остальных?

-Какие ещё слова пишутся с большой буквы?

-Нельзя ли было проще узнать имя попугая?

2.Отгадайте имя мальчика.

- Что для этого нужно?

- Как же зовут мальчика?

-Что общего между словами Рома и Роман?

-Где «опасное» место? Почему?

- В какой позиции стоит о в слове Рома, а в слове Роман?

3.Работа над текстом с.46.

-Как вы думаете о ком будет этот текст?

-Оправдался наш прогноз?

 Отвечают на вопросы по содержанию.

- Как бы эту историю рассказала кошка? А как Рома?

Работают с материалом учебника, выполняют задания, отвечают на вопросы.

Работают в группах, выполняют задание, демонстрируют ответы классу.

Учащиеся приходят к выводу: меняется 1буква и меняется смысл слова.

Имена пишутся с большой буквы.

В слове рама, меняем второй звук, получается Рома.

Вписывают первые буквы отгаданных слов в кроссворд.

Проверяют. Один ученик пишет печатными буквами на интерактивной доске – Роман).

Самопроверка.

Прогнозируют содержание текста по иллюстрации.

Осуществляют анализ рисунков, высказывают предполагаемые ответы.  Читают текст про себя.

Ставят вопросы к тексту.

Готовят пересказ от имени кошки и Ромы.

Познавательные УУД

Общеучебные-осуществление поиска нужной информации в учебнике, учебных пособиях; использование знаково-символических средств; логические -анализ и сравнение звуков в словах, осуществление классификации.

Регулятивные УУД

 Принятие и сохранение учебной задачи, соответствующей этапу обучения; осуществление пошагового контроля по ходу выполнения задания под руководством учителя.

Коммуникативные УУД

Принимают участие в работе парами и группами; используют в общении правила вежливости; адекватно реагируют на обращение учителя; принимает другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения, договаривают-ся, приходят к общему решению; строят понятные для партнёра высказывания.

Высказывают своё мнение, учитывают другие мнения.

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД)

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

      V. Включение нового                    

знания в систему знаний и повторение.

Цель:

- организовать работу над  совершенствованием навыков чтения слов, записи имён с большой буквы.

Работа по рабочей тетради

 «Я читаю» №2, с.9

Работа в группе.

1.Распределите имена на две группы.

На какие ещё группы можно разделить эти имена? Слайд 6

2.Работа с кроссвордом. Слайд 7

Впиши буквы в имена.

-Что вы можете рассказать о  слове дружба? (Составление схемы слова).

Комментирует задание.

(Работа в парах)

- Найдите имена, которые спрятались в словах.

3.Самостоятельная работа. 

- Найди буквы и напечатай их.

Работают в группе, распреде-ляют имена на две группы (мальчики-девочки; краткое имя- полное имя)

Самопроверка. Один ученик выполняет  на интерактивной доске.

Анализируют имена, сравнивают, делают выводы.  

Выполняют задание. Ученики по очереди выходят  к интерактивной доске и печатают пропущенные буквы. (дружба). 

Выполняют задание. Самопроверка с использованием записей на интерактивной доске.

VI. Подведение итогов.

Рефлексия.

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Организует фиксирование содержания.

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности. - Какая тема урока была? - Какую цель ставили? Достигли цели?

 Расскажите по схеме (Я – знаю, запомнил, смог), чему научились на уроке.

- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный, красный, жёлтый.

Отвечают на вопросы учителя.

По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Дают самооценку.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока. Тема : " Имя существительное и его роль в речи." Русский язык. 3 класс. УМК Школа России.

Технологическая карта урока. Тема : " Имя существительное и его роль в речи." Русский язык. 3 класс. УМК Школа России....

технологическая карта урока русского языка 2 класс "Корень слова. Однокоренные слова"

технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...

Технологическая карта урока. Русский язык. 2 класс. "Корень слова. Однокоренные слова".

Технологическая карта урока русского языка. 2 класс "Школа России" .Тема: "Корень слова. Однокоренные слова"....

Технологическая карта урока по русскому языку «Как делаются слова. Снова суффиксы слов, называющих предметы»

Разработка урока по русскому языку 2 класс, УМК «Перспективная начальная школа». Изучение нового материала по теме «Как делаются слова. Снова суффиксы слов, называющих предметы»...

Технологическая карта урока.Тема: Как переносить слова с одной строки на другую? Класс: 2 Предмет: русский язык

Тип: открытие нового знанияПрограмма: школа РоссииЦель урока: создать условия для открытия правила и использования  умения переносить слова с одной строки на другую...