Технологическая карта урока. Тема : " Имя существительное и его роль в речи." Русский язык. 3 класс. УМК Школа России.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Технологическая карта урока. Тема : " Имя существительное и его роль в речи." Русский язык. 3 класс. УМК Школа России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta.docx | 66.62 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет: | Русский язык | ||
Класс: | 3 «А» | ||
Дата проведения: | 9. 01. 2014г | ||
УМК: | «Школа России» | ||
Тема урока: | Имя существительное и его роль в речи. | ||
Тип урока: | Урок изучения новых знаний и первичного закрепления. | ||
Цель урока: | Развивать умения распознавать имена существительные, определять их значения, правильно употреблять в речи. | ||
Планируемый результат | Предметные | Метапредметные | Личностные |
|
|
| |
Технологии: | технология развития критического мышления через чтение и письмо, здоровьесбережение, дифференцированное обучение. |
Организация пространства
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы |
Литературное чтение (чтение стихотворения). | Фронтальная, в малых группах, в парах, индивидуальная. | 1.Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, программное обеспечение системы контроля и мониторинга качества знаний PROClass; 2. Презентация по теме урока, выполненная учителем. 3.Карточки для дифференцированной работы. 4.Учебник «Русский язык», В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, Москва «Просвещение», 2013 год. 5. Рабочая тетрадь № 1 по русскому языку: 3 класс: к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык. 3класс»/ 6. Е.М.Тихомирова. – М: Экзамен, 2014. 7. Методическое пособие Ситникова Т.Н. Поурочные разработки по русскому языку. 3 класс. – М.: ВАКО, 2014. |
I этап. Организационный момент.
Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке. Слайд 1 | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Проверь, дружок, Прозвенел уже звонок, | Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие необходимых учебных принадлежностей | Метапредметные (УУД) регулятивные: -осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание. |
II этап. Мотивация к учебной деятельности
Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
Цель: повторить имеющиеся у учащихся знания и умения, необходимые для введения новой темы. Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций. Слайд 2 Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8 | 1.Чистописание. -Какая буква пропущена в словах? -Можем мы проверить безударный гласный «о» в этих словах? Как называются такие слова? -Пропишите заглавную и строчную буквы Оо. Запишите словарные слова с пропущенной буквой. 2.Тренинг «Расселение». Распределите слова на 3 группы по определенным общим признакам. Бегать, солнце, красный, летит, желтеть, огромная, небо, бумажное, девочка. - По какому признаку вы разделили слова? - Какие слова отнесли к первой группе? - К какой части речи относятся эти слова? - На какие вопросы отвечают эти слова? - Какие слова вы отнесли ко второй группе? - К какой части речи относятся эти слова? - На какие вопросы отвечают слова второй группы? - Какие слова вы отнесли к третьей группе? - К какой части речи относятся эти слова? -На какие вопросы отвечают имена существительные? 3. Затруднения в индивидуальной деятельности. Проверка. -Посмотрите на доску. Все ли правильно выписали имена существительные? -Почему же вы допустили ошибки? -Запишите имена существительные в тетрадь. | Отвечают на вопросы учителя. Записывают число, классная работа. Прописывают букву Оо. Записывают словарные слова: воробей, ворона, собака, обезьяна горох, ботинки, ,лопата, костюм. Отвечают на вопросы. -По частям речи. -Бегать, летит, желтеть. -Глаголы. Что делать? Что делает? -Красный, огромная, бумажное. -Имена прилагательные. Какой? Какая? Какое? Солнце, небо, девoчкa. - Имена существительные Кто? Что? -Нет. -Мы не смогли правильно задать вопрос к слову, забыли правило, перепутали вопросы. Записывают имена существительные в тетрадь. | Метапредметные (УУД) познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - находить ответы на вопросы, используя информацию; регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать; - высказывать свое предположение на основе учебного материала; коммуникативные: - слушать и понимать речь учителя; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; личностные: -оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); - определять общие для всех правила поведения; |
III этап. Учебно-познавательная деятельность.
Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
Цель: организация коммуникативного взаимодействия для восприятия нового материала. Слайд 9 | -Послушайте стихотворение и если правильно закончите его, то сможете сформулировать тему урока. «Вещи, люди и цветы, Носороги и коты, Джинсы, майки и штиблеты, Называются ПРЕДМЕТЫ. Шубы, шапки и зонты, Гвозди, гайки и болты, Сёла, города, планеты – Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ. АХ, какие все слова Восхитительные, Называются они……. -Тема нашего урока: | Слушают стихотворение. СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ! «Имя существительное и его роль в речи». | Метапредметные (УУД) регулятивные: -определять и формулировать цель деятельности на уроке; - под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; -определять последовательность действий на уроке;познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); регулятивные: -высказывать свое предположение; коммуникативные: -точно и полно выражать свои мысли; личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?). |
IVэтап. Проектирование и фиксация нового знания.
Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
Цель: научить отличать имена существительные от других частей речи. Слайд 10 Слайд 11 Слайд 12 Физкультминутка. Слайд 13 | -Что мы уже знаем об имени существительном? -У каждого слова своя работа. Одни называют признаки предметов, другие – действия предметов, третьи – предметы. Имя существительное – это то, что существует. Но только ли предметы обозначают имена существительные? Поиграем в группы слов. Кто из вас играть готов? (игра «Назови одним словом».) -Итак, что еще могут обозначать имена существительные? -Молодцы! Прочитайте текст. Здесь промчался трусливый ……….(заяц). Сверкнула на солнце яркая шубка хитрой……….(лисицы) Белочка грызёт приготовленные летом ………… (грибки и орешки) Стучит по стволу дерева ………… (дятел) Только лежит в своей берлоге…………(медведь) и сосёт лапу. -Все ли понятно в тексте? -Почему? -Что нужно сделать, чтобы предложения имели смысл? -Давайте вместе подберем слова. -Спишите текст, вставляя пропущенные слова. -На какие вопросы отвечают вставленные имена существительные в 1,2,4,5предложениях?Каким членом предложения являются имена существительные, отвечающие на вопрос кто? или что? -Какие слова вставили в 3 предложение? -Какое слово вставили в 5 предложение? -На какой вопрос отвечает? -Это имена существительные, но в предложениях будут являться второстепенными членами предложения. Муравей не отдыхает. За день много успевает: Наклониться, подтянуться, Перепрыгнуть, изогнуться, Пробежать и повернуться, Перелезть и развернуться, Проползти и увернуться, Чтоб на месте не споткнуться. Так весь день. Назад - вперёд И совсем не устаёт. | -Имена существительные отвечаю на вопросы кто? что? -Имена существительные обозначают предмет. -Имена существительные бывают собственными и нарицательными, одушевленными и неодушевленными. -Птицы.. - Явления природы. - Посуда. - Цветы. Записывают слова в тетрадь. Ответы детей. Записывают полученный текст в тетрадь. Проверка в парах по образцу (Слайд 12). Отвечают на вопросы. Дети выполняют подвижную физкультминутку. | Метапредметные(УУД) коммуникативные: -слушать и понимать речь других; формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; -учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; познавательные: -развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; -строить речевое высказывание в устной форме; -выдвигать гипотезу; - проводить сравнение и классификацию слов; -устанавливать причинно-следственные связи; -делать обобщение; -искать и выделять необходимую информацию; -моделировать информацию; регулятивные: -высказывать свое предположение на основе учебного материала; -отличать верно выполненное задание от неверного; -осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке. |
Vэтап. Первичное закрепление нового материала.
Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
Цель: закрепить знания и выработать умение находить и отличать имена существительные от других частей речи. Синквейн Слайд 14 Слайд 15 | Из учебника «Русский язык», В.П. Канакина, В.Г.Горецкий, С. 9 упр. 9 -Выпишите имена существительные. -Докажите, что это имена существительные. -Сейчас мы с вами будем работать в парах. Один ученик выписывает слова, которые отвечают на вопрос ЧТО?, а другой на вопрос ЧТО? Молодцы! Все справились с заданием на отлично! Следующее задание: С. 10 упр. 11. Объясните какой частью речи является каждое слово. Над существительными укажите часть речи так: сущ. Предлагаю написать синквейн «Природа».Работа в группах по 4 человека. 1-я строка – одно существительное, выражающее главную мысль синквейна. 2 – я строка – два прилагательных, выражающее главную мысль. 3 – я строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4- я строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 – я строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). | Записывают в тетрадь. Слова отвечают на вопросы кто? что? Обозначают предметы. Работа в парах. Представитель от каждой пары зачитывает слова, отвечающие на вопрос ЧТО? -КТО? Объясняют какой частью речи является каждое слово. Над существительными указывают: сущ. Сочиняют синквейн. Зачитывают. Например: Тишина. Глубокая, таинственная. Завораживает, прячет, учит слушать. Люблю побывать в тишине. Сказка… | Метапредметные (УУД) регулятивные: -работать по предложенному плану; - выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; познавательные: - ориентироваться в учебнике; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - уметь находить и выделять необходимую информацию; - уметь сравнивать, называя критерий для сравнения; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. личностные: - определять общие для всех правила поведения; - определять правила работы в парах; - оценивать усваиваемоесодержание (исходя из личностных ценностей). |
VI этап. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
Цель: организовать дифференцированную работу с последующей самопроверкой. | -Перед вами лежат карточки(ПРИЛОЖЕНИЕ 1), выберите себе ту, задания на которой вы сможете выполнить. Подчеркните те имена существительные, которые будут соответствовать значениям.Красная-высокий уровень, синяя-средний уровень, зеленая-низкий уровень. Красная карточка: Качества человека- доброта,красота, вежливость,быстрота,доброжелательность, трусость, высота. Географические названия-море, Москва, гора, Россия, город, Волга, равнина, Байкал. Синяя карточка: Зерновые культуры-лен,пшеница, хлопок, ячмень, шерсть, рожь, васильки, овес. Профессии-штангист, водитель, повар, футболист, учитель, продавец, хоккеист, студент, врач. Зеленая карточка: Игрушки-штанга, мяч, портфель, ручка, кукла, пирамидка, коньки, кубики, юла. Мебель-диван, ковёр, стол, компьютер, шкаф, кровать, телевизор, кресло. -Давайте проверим вашу работу. | Дифференцированная работа по индивидуальным карточкам. Проверяют свою работу по образцу (ПРИЛОЖЕНИЕ 2). | Метапредметные (УУД) регулятивные: -отличать верно выполненное задание от неверного; -осуществлять самоконтроль; познавательные: - осуществлять анализ учебного материала; Коммуникативные: - слушать и понимать речь других; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
VII этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
Цель: зафиксировать новое содержание на уроке. Организовать рефлексию и самооценку учениками учебной деятельности. Слайд 16 Слайд 17 Слайд 18 Слайд 19 | Система контроля и мониторинга качества знаний PROClass. 1) Имя существительное - это: А) часть слова; Б) часть речи; В) часть предложения. 2) Имя существительное обозначает: А) действие предмета; Б) предмет; В) признак предмета. 3) На какие вопросы отвечают имена существительные? А) Кто? Что? Б) Какая? Какое? Какие? В) Что делать? Что сделать? 4) Какое из однокоренных слов, является именем существительным? А) походка; Б) проходил; В) проходной. 4) В какой строке все слова являются именем существительным? А) рисовать, рисунок, рисование; Б) море, моряк, приморье; В) лес, лесник, лесной. - Проверьте свою работу по ключу: 1) б 2) б 3) а 4) б - Подведём итог урока. -В чем были ваши трудности? Что для этого нужно сделать? Выставляются оценки. | Самостоятельная работа. Проверяют работу. Самооценка деятельности. Мне было интересно… Мне было трудно… Я научился… | Метапредметные (УУД) регулятивные: -осуществлять самоконтроль; - давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; -выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить |
Информация о дифференцированном домашнем задании (комментирование)
Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
Предлагает выполнить по выбору: По выбору: - Стр. упр.10 - Стр. упр. 13 - Стр. упр.12 (написать мини-сочинение «Наша классная комната»). СПАСИБО всем, кто сегодня со всеми вместе своей маленькой удачей помог сделать успешным наш урок! | Самостоятельная домашняя работа | познавательные: -осуществлять анализ учебного материала; коммуникативные: -слушать и понимать речь других. |
Приложение №1
Карточки с разноуровневыми заданиями.
Карточка № 1 Выбери из списка слова, которые относятся к данной группе. Качества человека - доброта, красота, вежливость, быстрота, доброжелательность, трусость, высота. Географические названия-море, Москва, гора, Россия, город, Волга, равнина, Байкал. | Карточка № 2 Выбери из списка слова, которые относятся к данной группе. Зерновые культуры - лен, пшеница, хлопок, ячмень, шерсть, рожь, васильки, овес. Профессии - штангист, водитель, повар, футболист, учитель, продавец, хоккеист, студент, врач. | Карточка № 2 Выбери из списка слова, которые относятся к данной группе. Игрушки - штанга, мяч, портфель, ручка, кукла, пирамидка, коньки, кубики, юла. Мебель-диван, ковёр, стол, компьютер, шкаф, кровать, телевизор, кресло. |
Приложение №2
Карточки с разноуровневыми заданиями.
Карточка № 1 Выбери из списка слова, которые относятся к данной группе. Качества человека - доброта, красота, вежливость, быстрота, доброжелательность, трусость, высота. Географические названия-море, Москва, гора, Россия, город, Волга, равнина, Байкал. | Карточка № 2 Выбери из списка слова, которые относятся к данной группе. Зерновые культуры - лен, пшеница, хлопок, ячмень, шерсть, рожь, васильки, овес. Профессии - штангист, водитель, повар, футболист, учитель, продавец, хоккеист, студент, врач. | Карточка № 2 Выбери из списка слова, которые относятся к данной группе. Игрушки - штанга, мяч, портфель, ручка, кукла, пирамидка, коньки, кубики, юла. Мебель - диван, ковёр, стол, компьютер, шкаф, кровать, телевизор, кресло. |
Здесь промчался трусливый ……….(заяц). Сверкнула на солнце яркая шубка хитрой ……….(лисицы) Белочка грызёт приготовленные летом ………… (грибки и орешки) Стучит по стволу дерева ………… (дятел) Только лежит в своей берлоге…………(медведь) и сосёт лапу.
Дети пришли в … . Там весело и шумно. Пчела брала мед с …. . Муравей тащил … . Голубь строил … для голубят. Зайчик бежал к … . Ручей журчал по камням. Он работал. Ручей поил чистой … людей и животных.
Дети пришли в рощу. Там весело и шумно. Пчела брала мед с цветка. Муравей тащил травинку. Голубь строил гнездо для голубят. Зайчик бежал к ручью. Ручей журчал по камням. Он работал. Ручей поил чистой водой людей и животных.
На реке раскрылись белые лилии и золотые кувшинки. Буйно цветет над водой водяная кашка.
Дикая утка вывела из осоки маленьких утят. Летают над водой белые и синие стрекозы. В воде плавают пузатые караси. В зеленой осоке затих, притаился зубастый щурёнок. Ходко снуют по пруду на длинных лапках водяные паучки.
XI. Подведение итогов урока. (14 слайд)
Что помогло вам сегодня добиться цели урока, доказать, что “имя существительное – хлеб языка”? Сделаем выводы.
Выводы: - на каждые 100 слов приходится 40 имён существительных.
- Имя существительное даёт названия всем предметам.
- С помощью существительных можно “нарисовать” картину природы.
- Существительные несут в себе эмоциональную окраску и придают предмету усилительное и уменьшительно-ласкательное значение слова.
XII. Рефлексия. Оценки.
Каждому ученику предлагается заполнить карточку и поставить себе отметку.
- Доволен ли тем, как прошёл урок?
- Было ли тебе интересно?
- Сумел ли ты получить новые знания?
- Ты был активен на уроке?
- Ты с удовольствием будешь выполнять домашнее задание?
- Учитель был внимателен к тебе?
- Ты сумел показать свои знания?
Слово учителя.
- Мне приятно было работать с вами. Спасибо за урок. До свидания.
Здесь промчался трусливый ……….(заяц). Сверкнула на солнце яркая шубка хитрой ……….(лисицы) Белочка грызёт приготовленные летом ………… (грибки и орешки) Стучит по стволу дерева ………… (дятел) Только лежит в своей берлоге…………(медведь) и сосёт лапу.
I вар
Запишите слова, в три столбика: в первый столбик – слова, обозначающие предмет, во второй – признак предмета, в третий – действие предмета.
Ученик, учиться, умный, писать, пенал, яркий, рисовать, чертить, линейка, читать, книга, интересный, смотреть, слушать.
II вар
Спишите. Подчеркните одной чертой слова, обозначающие предмет.
Почему из-под точилки
Вьются стру..ки и опилки?
К..рандаш писать не хочет,
Вот она его и точит.
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.
Собственные и нарицательные.
1 уровень.
Запиши слова в два столбика.
Чиж, Москва, город, дуб, Казахстан, Дарья, голубь, океан, Астана.
2 уровень.
Все существительные из предложений запишите в два столбика.
Борис Петрович Житков уходил на лодке далеко в море. Щенок Бим любит пить вкусное молоко.
3 уровень.
Составьте предложения и запишите их. Подчеркните имена собственные.
Бурёнка, на, паслась, корова, лугу. Кошки, были, Мурки, котята, у, Мурзик, и, Васька.
Орлика, пруду, к, ведёт, коня, Алёша. Живёт, Миша, деревне,у, в, Дубки, бабушки.
Род имен существительных.
1 уровень.
Выпишите имена существительные и запишите их в три столбика по родам.
Мечтал, красивое, ходил, яблоко, бродил, мебель, адрес, чашка, чувство, разведка, дело, лучистый, путник, мир, удача.
2 уровень.
Из слов строчки составьте предложения так, чтобы получились пословицы. Укажите род имён существительных.
Почёт, рядом, труд, живут, и.
Матери, лучше, сердце, солнце, греет.
Мастерство, в, почёте, всегда.
До, язык, Киева, доведёт.
3 уровень.
Составьте рассказ, используя слова.
Утро, дождь, плащ, луч солнца.
Определите род всех имён существительных.
Число имён существительных.
1 уровень.
Запишите слова в два столбика.
Звезда, кусты, лебедь, дерево, бревно. Журавли, мхи, ящик, алмазы. Лётчик, шерсть, перо, кочки, яблоки.
2 уровень.
Запишите предложения. Укажите род и число существительных. Ребяти..ки л…пили ч..шки и ло..ки. В л…су ж…вутдр…зды, гр…чи, сн…гири.
3 уровень.
Запишите слова в два столбика. Поставьте существительные женского рода в единственное число, а мужского рода- во множественное.
Окна, узоры, пальма, деревья, ковёр, наряды, ручей, сено, рощи, дом, черта, волны, ключ, путь.
Склонение имён существительных.
1 уровень.
Спишите. Поставьте вопросы к выделенным словам.
Посеяла на грядке, шишки ёлки, пронёсся по степи, напиши бабушке, вечер за книгой, альбом подруги, протекает по равнине, был за школой, забыл о задаче.
2 уровень.
Составьте с именами существительными словосочетания, в которых эти существительные стояли бы в П.п., Д.п., Р.п.
Гроза, окно, грач, степь.
3 уровень.
Спишите. Определите падеж имён существительных.
Дож..ь (по)шёл в..с..лее. Люди (вы)б..гали из д..мов. Они протягивали руки. В..да (с)б..гала по их рукам до самых плеч. Р..бятишки (за)прыгали (по)лужам.
1 уровень.
1.Выбери правильный ответ и обведи его кружком.
Склонение - это:
А) изменение имён существительных по числам;
Б) изменение имён существительных по падежам;
В) изменение имён существительных по родам.
2.Выдели окончание, определи род и склонение существительных.
Земля, небо, подруга, дочь, мышь, солнце, дедушка, город, ночь.
3.Просклоняй слово пила.
И. п В. п..
Р. п Т. п..
Д. п П. п. .
2 уровень.
1.Вставь пропущенные окончания, определи падеж и склонение.
Нагор.. (____,____) о земл.. (____,_____)
За окн.. (____,____) по троп..(____,_____)
Из стекл..(____,____) к доск..(____,_____)
2.Исправь ошибки в склонении, если они есть.
И. п. трава В. п. травы
Р. п. о траве Т. п. травой
Д. п. траве П. п. траву
3 уровень.
1.Составь предложения, употребив в разных падежах слово «школа».
Выдели окончания, определи падеж имён существительных.
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
2.Разобрать одно предложение по членам предложения.
3.Разобрать одно имя существительное как часть речи.
_______________________________________________________________
______________________________________________________
1 уровень
Просклоняйте слова: «птица», «лось».
И.п. - В.п. -
Р.п. - Т.п. -
Д.п. - П.п. -
Спишите, связывая слова в словосочетание. Определите падеж имен существительных.
Щука (река), роща (гора), дымок (село), переходили (дорога), осока (озеро), положили (поляна), побежали (река), зверь (клетка).
2 уровень
3 уровень
Спишите. Определите падежи имен существительных. Продолжите текст (1 – 2 предложения).
Жил желторотый воробей. Жил он вместе с мамой над окошком бани в теплом гнезде. Воробьишко махал крыльями и хотел летать.
Падежные окончания имён существительных.
1 уровень.
Спишите, вставив пропущенные буквы. Определите падеж. Выделите окончания.
О букашк…, о гордост…, из шерст…, по милост…, по травинк…, из земляник…, о вишн…, в арбуз…, на фуражк…, в колен… .
2 уровень.
Спишите, вставив прпущенные буквы. Определите падежи и склонения. Выделите окончания.
В холод…, из деревн…, о жизн…, по букв…, около город…, у вырубк…, по пустын…, к сирен…, на припёк… в фонтан… .
3 уровень.
Спишите. Поставьте имена существительные в скобках в нужном падеже. Определите падеж и склонение этих существительных. Выделите окончания.
Катя п..лучилапис..мо (дядя Коля). Сам..лёт прил..тел из (Казань). Дети гуляли (площ..дь). П..любуйсяпуш..стым (снег).
Множественное число (склонение).
1 уровень.
Просклоняй во множественном числе существительные бури, грибы.
2 уровень.
Спишите, раскрывая скобки. Выделите окончания, определите падежи имён существительных.
Весной к нам прилетает малиновка. Кормится она (жучки, личинки, гусеницы). Птичка ищет их в опавших (листья) под (деревья и кусты). Летом она лакомится (ягодки).
3 уровень.
Допишите предложения, подбирая подходящие по смыслу сравнения, используя слова для справок. Выделите окончания. Определите падежи имён существительных.
Снег на сухих ветках нанизан … . В развилках голых осин снег скопился … .
Деревья кажутся то …, то …, то … .
Слова для справок: мохнатые шапки, загадочное чудовище, сияющие шары, сказочные великаны, белые медведи.
Методы обучения:
По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно – поисковые.
По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.
По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.
Технологии, используемые на уроке:проблемно-диалогическая, ИКТ, личностно-ориентированная, здоровьесберегающая, игровая.
Планируемые результаты:
Предметные: познакомить с именем существительным, как частью речи - наблюдать за значением имён существительных, уметь классифицировать имена существительные, учить находить признаки имён существительных, применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе.
Метапредметные:
Личностные УУД: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе; устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); определять общие для всех правила поведения; определять правила работы в парах, в группах; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; формулировать учебные задачи; учить планировать свою деятельность на уроке; высказывать свое предположение на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике, тетради; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию; уметь определять уровень усвоения учебного материала.
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои
мысли ; владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Учебник В.П.Канакина. Русский язык. 4 класс. I часть. М.: Просвещение, 2014
Рабочая тетрадь № 1 по русскому языку: 4 класс: к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык. 4класс»/ Е.М.Тихомирова. – М: Экзамен, 2014.
Методическое пособие Ситникова Т.Н. Поурочные разработки по русскому языку. 4 класс. – М.: ВАКО, 2014.
9. Тест.
1) Имя существительное - это:А) часть слова;Б) часть речи;В) часть предложения.
2) Имя существительное обозначает: А) действие предмета; Б) предмет; В) признак предмета.
3) Какое из однокоренных слов, является именем существительным? А) походка; Б) проходил; В )проходной.
4) В какой строке все слова являются именем существительным?
А) рисовать, рисунок, рисование; Б) море, моряк, приморье; В) думать, придумал, задумка; Г) лес, лесник, лесной
Ключ:1) б 2) б 3) а 4) б (взаимопроверка)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока математики. Учитель: Кустова Наталья Алексеевна 1.Дидактическое обоснование: «Математика 2 класс» УМК «Школа России» М.И.Моро 2.Тема урока: « Сравнение числовых выражений».
Урок математики по ФГОС, технологическая карта. 2 класс. Школа России....
Учебно-методический комплект по русскому языку (технологическая карта урока «Глаголы в единственном и во множественном числе» + учебная презентация) 2 класс. УМК "Школа России"
Предмет: русский языкКласс: 2а...
Технологическая карта урока технологии «Домашние животные и птицы» Изделие: «Деревенский двор. Аппликация» 2 класс УМК "Школа России"
Цель урока: создание условий по формированию представления об объёмных изделиях на основе развёрток в процессе выполнения конструирования деревенского двора. Задачи урокаДидактические:позна...
Технологическая карта урока литературного чтения С.А. Клычков "Весна в лесу" в 4 классе УМК "Школа России.
ТКУ литературного чтения С.А. Клычков "Весна в лесу"....
Технологическая карта урока обучения грамоте "Звуки [й ’э], [’э]. Буква Е, е", 1 класс, УМК "Школа России"
Тема урока «Звуки [й ’э], [’э]. Буква Е, е» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: создание условий для формирования пон...
Технологическая карта урока литературного чтения «Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» 3 класс УМК «Школа России»
Цели деятельности учителя: формирование читательской компетентности в процессе изучения Б. Шергина и его произведении «Собирай по ягодке – наберешь кузовок», формирование умений анал...