технологическая карта урока русского языка 2 класс "Корень слова. Однокоренные слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Попова Ирина Юрьевна

технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Корень слова. Однокоренные слова"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Попова Ирина Юрьевна, учитель высшей категории МОУ СОШ № 7 г. Балашова Саратовской области.

Предмет: русский язык.

Класс: 2.

Авторы учебника :Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина.

Тема урока «Корень.  Однокоренные слова »

Дидактическая цель урока: создать условия для овладения новым способом  действия (нахождение корня в слове).

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Задачи:

Образовательные:

– формируем умение находить корень в словах, различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Воспитательные:

– воспитываем положительную мотивацию к уроку русского языка путем вовлечения каждого в активную деятельность,

– формируем умение работать в группе, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения.

Развивающие:

– развиваем речь (обогащаем словарный запас), мышление, память

– развиваем умение планировать, контролировать, регулировать и анализировать собственную деятельность

- развиваем умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного;

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Методы обучения: проблемный диалог, словесные, наглядные, практические, частично-поисковые.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения : карточки с заданиями для учащихся, учебник, рабочая тетрадь, плакат с изображением дерева, таблички с однокоренными  словами .

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Самоопределение к деятельности

На доске записано «Зри в корень»

-Прочтите, что написано.

-Это фразеологизм. Как вы понимаете его значение?

- Сегодня мы начинаем работу в новой главе учебника.

- Как Вы думаете, чему она посвящена?

Дети делятся на группы (по 6 человек), повторяют правила работы в группах.

Личностные результаты

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

-Отгадайте загадку:

Я у дуба, я у зуба,

Я у слов и у цветов.

Я упрятан в темноту

Я не вверх, а вниз расту.

-По каким признакам догадались, что это корень?

Какие значения имеет это слово?

-  Заполните таблицу.

Корень растения

Корень зуба

Корень слова

Где находится?

Для чего нужен?

Как найти?

Отгадывают загадку. Высказывают свои предположения.

Заполняют таблицу. Выявляют затруднение в заполнении столбца «корень слова».

Познавательные

1Развиваем умение извлекать информацию .

2. Выявлять сущность, особенности объектов.

3. На основе анализа объектов делать выводы.

4. Обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные

1.Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Умение работать в группе.

Постановка учебной задачи

- Кто полностью заполнил таблицу?

- Что вызвало затруднение?

- Что не знаем?

- Хотите узнать?

- Какова тема нашего урока?

- Сравним, как звучит эта тема в учебнике.

Формулируют задачи урока.

Уточняют тему урока

Регулятивные

1.Прогнозирование, целеполагание - 2.Постановка учебной задачи на основе анализа того, что ещё неизвестно.

Коммуникативные

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

Построение проекта выхода из затруднения

-Какие вопросы у вас возникают? Что вы хотели бы узнать?

-Составим план работы.

Учитель фиксирует вопросы на доске:

- Что мы называем корнем слова?

- Зачем нужен корень слова?

-Как найти корень слова?

- Кто из вас может дать ответ на эти вопросы?

- Что мы делаем, когда встречаем затруднение?

- Прочтите, что говорят о корне авторы учебника и

заполните столбец «корень слова». Что записали?

 Наблюдение над однокоренными словами

Работа на доске.

Жил-был корень (сад). Один догадливый человек решил его посадить. Выросло необыкновенное словесное дерево. Вместо ветвей росли на нём слова. У всех была общая часть, та, что человек посадил сначала.

На доске появляется «дерево», на нём вместо ветвей однокоренные слова: сад, садик, посадить, посадка, садовник, садовый.

– Запишите эти слова. Как они называются?

– Что такое однокоренные слова?

- Выделите корень дугой.

– Хотите сами стать такими садовниками? Посадим корень стол.

Это слово, слово-корень

Разрастаться стало вскоре.

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

- Работая в группах, запишите цепочку слов.

- Давайте проверим, у какой группы цепочка слов  длиннее.

-Как называются такие слова?

– Проведём маленький эксперимент (опыт).

– Назовите в этих словах только корень. Вы поняли, что означает это слово?

– Покажите, как значение корня стол «присутствует» в других словах? Для этого объясните все однокоренные слова через корень (слово) стол.

– А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. Ясен ли смысл слова?

– Без какой же части не бывает слова?

– Что выражает корень в однокоренных словах?

– Посмотрите на план, который мы записали в начале урока,  сделайте вывод: что такое корень?

– Сравните свои выводы с текстом  учебника.

– Что для вас было новым? Непонятным?

Работают по учебнику. Заполняют в таблице столбец «корень слова». Представитель каждой группы читает свои записи.

Выводят понятия «корень слова», «однокоренные слова».

Записывают однокоренные слова.

Столик – маленький стол, настольный – стоящий (находящийся) на столе, столовый – нужный для стола, застолье – еда на столе.

Делают вывод. Сравнивают свой вывод с текстом учебника.

Регулятивные

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в группе.

Познавательные

1. Развиваем умение извлекать информацию .

2. Выявлять сущность, особенности объектов.

3. На основе анализа объектов делать выводы.

4. Обобщать и классифицировать по признакам.

Личностные результаты

1. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Кто хочет попробовать выступить в роли  учителя и рассказать «Как найти корень в слове».

- Воспользуемся составленным вами алгоритмом при работе. Выполним  упр.116 на стр. 79

- Что предстоит нам сделать?

Обсуждают  и составляют алгоритм нахождения корня.

Сравнивают свои выводы с текстом учебника. Выделяют корень слова, пользуясь алгоритмом. Находят однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Регулятивные

1. Развиваем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные

1. Развиваем умение извлекать информацию .

2. Выявлять сущность, особенности объектов.

3. На основе анализа объектов делать выводы.

4. Обобщать и классифицировать по признакам.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Организует самостоятельную работу детей по закреплению знаний.

1. Работа по учебнику с.79 Упр .117

2. Работа в рабочей тетради тема 9 № 1,2.

Самостоятельно выполняют задание.

Познавательные

1. Развиваем умение извлекать информацию .

2. Выявлять сущность, особенности объектов.

3. На основе анализа объектов делать выводы.

4. Обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные

1. Развиваем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Рефлексия деятельности

- Над какой темой работали?

- Что вызвало затруднение?

- Какую цель перед собой поставили?

- Достигли ли поставленной цели? Обоснуйте свою позицию.

- Оцените свою собственную работу на уроке по шкале самооценки. Обоснуйте свой вывод.

- А теперь возьмите карточки с высказываниями сказочных героев и отметьте, кто из них прав.

 

- Что у вас сегодня получилось лучше всего?

-Над чем ещё следует поработать?

-Потренироваться находить корень в словах вы сможете, выполнив упр.100 (дидактический материал)

-Можете сочинить сказку про корень (по желанию)

Формулируют вывод, проводят самооценку:

- Я научился…

- Я хотел бы…

- Оказывается, что…

Регулятивные

1. Развиваем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные

1. Развиваем умение извлекать информацию .

2. Выявлять сущность, особенности объектов.

3. На основе анализа объектов делать выводы.

4. Обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

СПИСОК использованных материалов:

  1. Русский язык, 1-2 класс. Методические рекомендации для учителей/ Е.В.Бунеева, Н.А.Исаева.- М.: Баласс.2014
  2. Русский язык. Учебник для 2 класса общеобразовательной школы.- Изд 3-е. переработанное.-М.: Баласс.2012
  3. Рабочая тетрадь по русскому языку. 2 класс/Н.А.Исаева.-М.Баласс.2014
  4. http://school2100.com/pedagogam/lessons/ 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме "Однокоренные слова", 4 класс

Данная разратботка урока русского языка с элементами обучающих и логических структур сингапурского метода обучения. Применение этих структур даёт большие возможности для организации эффективной учебно...

Методическая разработка технологической карты урока русского языка по теме: Однокоренные слова 3 класс

Технологическая карта урока включает в себяподробное  описание содержания деятельности учителя и обучающегося. Содержит дополнительный материал к уроку.Также на уроке используется прентация к ска...

Технологическая карта урока русского языка «Основа слова. Разбор слова по составу».

Технологическая карта урока русского языка «Основа слова. Разбор слова по составу»....

Технологическая карта урока русского языка по теме: «Однокоренные слова» в рамках ФГОС

Тема урока: Однокоренные словаЦель: Формирование образовательных компетенций учащихся (информационных, коммуникативных, креативных) через реализацию монопроекта по теме: «Однокоренные слова&raqu...

Технологическая карта урока русского языка "Корень слова. Однокоренные слова" (УМК "Перспектива", 4 класс)

Цель деятельности учителя:формирование понятия, представления о корне слова и однокоренных словах; совершенствование умения определять корень слова и распознавать и подбирать однокоренные слова.Задачи...