Технологическая карта урока. Русский язык. 2 класс. "Корень слова. Однокоренные слова".
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему
Технологическая карта урока русского языка. 2 класс "Школа России" .Тема: "Корень слова. Однокоренные слова".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 31.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
ФИО учителя: Маюн Наталья Викторовна
Класс:2
УМК: «Школа России»
Предмет: русский язык
Тема. «Корень слова. Однокоренные слова»
Тип урока: открытие нового знания.
Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок в разделе «Однокоренные слова»
Цель: познакомить с понятием «корень», «однокоренные слова», «родственные слова»
Планируемые результаты
Предметные знания, предметные действия | УУД | |||
регулятивные | познавательные | коммуникативные | личностные | |
сформировать умение находить и выделять корень в однокоренных, родственных словах; подбирать группу родственных слов; расширить словарный запас учащихся | освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления; формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение. | освоение умения подбирать однокоренные слова и выделять корень; формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесения к известным понятиям | формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих действий; наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их. | осознание алгоритма учебного действия; способность к самооценке на основе критерия успешность учебной деятельности |
Ход урока.
Этап урока | Цель | Содержание взаимодействия с учащимися | Методы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный | Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу | Ну-ка, всё проверь дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадь? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь оценку «пять»? | – | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое. Коммуникативные: - формирование умения слушать и слышать. |
Выход на тему, цель, учебные задачи в соавторстве. Словарно-орфографическая работа. | Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы | На доске написаны слова круж…во ..рех р… цепт м… нета н… деля леб… дь | Наблюдение, проблемная ситуация. Работа по плану урока | Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятие "орфограмма", формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока | Дописывают на доске и в тетради, производят взаимооценку, сравнивают произношение слов с их написанием. Объясняют, почему в данных словах присутствует орфограмма. Формулируют тему и задачу урока | Регулятивные: - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно; Познавательные: - постановка и решение проблемы; Личностные: - развитие познавательных интересов учебных мотивов; Коммуникативные: - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. |
Минутка чистописания. | Выход на тему урока | 1) – Составьте и запишите цепочки из букв, которые вставили в слова. | Наблюдение. | Указывает объект наблюдения | Выполняют упражнение в тетради. Обосновывают выбор написания | Регулятивные: - оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности. Познавательные: - классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку) Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; |
Самоопределение к деятельности | - Что общего между словом и деревом? (На доске висит изображение дерева) - Вспомните и назовите, из каких частей состоит дерево. Корень, ствол, крона: ветви с листьями. - А только у деревьев такие части? Нет, у всех растений. - А без какой самой главной части растения не смогли бы выжить, которая питает растение удерживает и его в земле? Так и в словах есть главная часть, без которой они не могут обойтись. И называется она – корень слова. Так что же общего между словом и деревом? Ответы учащихся. Корень слова – тема нашего урока. Кто сформулирует цель урока? Чему будем учиться? А почему нужно знать, что такое корень, уметь находить его в словах? Если мы будем знать, что такое корень слова и уметь находить его и
Где вам это пригодится? Если мы будем знать, что такое корень и уметь его находить и подбирать слова, то… | Организует деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации. | Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.), Предположения детей. Корень, ствол, крона: ветви с листьями. Нет, у всех растений. Корень Узнаем, что такое корень, потренируемся находить и выделять его в словах, подбирать слова с одинаковым корнем. …(ответы) | |||
Проверка понимания способа действия. | Коллективное выполнение упражнения. (Как-то много лет назад Посадили дивный сад Не был этот сад фруктовым Был он только словом. Это слово, слово – корень Разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло – Стало много новым слов. Вот из сада вам рассада. Вот ещё посадки рядом. А вот садовод Иль садовник к нам идёт. Очень – очень интересно Погулять в саду словесном ! - Назовите корень в этих словах. Что вы заметили? (корни в однокоренных словах чаще всего пишутся одинаково) | Доказатель-ство | Дает образец короткого доказательства | Объясняют написания слов, делают выводы. | Познавательные: - выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства; Регулятивные: - составление плана и последовательности действий. | |
Прочитаем вопрос урока с. 61 учебника. - Выполнение упражнения № 84. Почитайте группы слов. Почему слова так записаны? Докажите, что в первой группе слова родственные. Докажите, что во второй группе слова родственные. Спишите любую группу родственных слов. Как обозначим общую часть? Взаимопроверка. Оценивание работы. Прочитайте правило самостоятельно и скажите, как называется общая часть родственных слов. Почему корень – главная часть родственных слов? - Расскажите правило друг другу. | . | Организует работу по теме урока в соответствии с планом. | Работают в соответствии с составленным планом Дом, слон – одинаковая часть в словах. Общая часть – дом, все слова близки по значению: домик – маленький дом, домище – большой дом, домишко – небольшой плохой дом.
(Ответы детей) Корень. В нём лексическое значение всех родственных слов | Регулятивные: целеполагание, прогнозирование, коррекция. Познавательные: общеучебные- самостоятельное создание алгоритма деятельности, осознанное построение речевого высказывания. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества | ||
Первичное закрепление нового материала | Развитие умения распознавать и подбирать однокоренные слова, | На листах Игра «Выбери пару». | Самостоя-тельная работа, рефлексия, контроль. | Проводит инструктаж обучающихся. Организует выступление групп, обмен мнениями | По очереди соединяют слова, доказывая. Один человек объясняет решение группы у доски. Произво-дят взаимо-проверку, рефлек-сию | Регулятивные: - умение действовать по плану и планировать свою деятельность; - умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками; Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств; Личностные: - готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей; - оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор; Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Выявление однокоренных слов | Испугались медвежонка Ёж с ежихой и ежонком, Чиж с чижихой и чижонком, Стриж с стрижихой и стрижонком. Разбежались кто куда, Приведи-ка их сюда! | Работа с учебником (№87, стр 62) | Помещает слова | Читают хором с учебника, дополнительно – с листов групповой работы | Регулятивные: - умение адекватно воспринимать оценки; Познавательные: - построение логической цепи рассуждений; Личностные: - формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки и самопринятия; Коммуникативные: - управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка его действий); - владение монологической и диалогической формами речи родного языка. | |
Физминутка | ||||||
Самопроверка | Игра «Редактор». Восстанови текст, добавив однокоренные слова. Выдели корень. У меня встали _______. Ещё ______ назад ходили. А сейчас ____________ стрелка стоит неподвижно. Нужно чтобы их починил мастер - ________. Слова для справок: часовщик, час, часовая, часики. | Игра «Редактор», Диктовка, самопровер- ка, самооценка | Диктует слова | Производят предварительную оценку работы. Записывают слова, сверяют с записями | Коммуникативные: - умение работать в статичных и мигрирующих группах, делегировать полномочия, распределять роли, владение монологической и диалогической формами речи; Познавательные: - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Личностные: - ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; - умение выделить нравственный аспект поведения; - готовность к сотрудничеству и дружбе; Регулятивные: - умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей. | |
Гимнастика для глаз. | Снятие усталости с глаз | Мульдимедийная презентация | Просмотр презентации | Организует выполнение гимнастики для глаз | Выполняют гимнастику для глаз по упражнениям презентации | |
Включение в систему знаний | Игра «Копилка русского языка» Работа в группе (по рядам). Собрать как можно больше родственных слов с корнем вод-, сад-, рыб-. Выделить корень - Проверка задания. Вывод. Что нужно сделать, чтобы правильно определить корень в слове? | Работа в группе | Организует выполнение творческого задания | Выполняют в группах творческое задание, обсуждают, советуются, отстаивают свое мнение. | ||
(На столах лежат карточки с заданиями.) Найти среди слов только родственные слова, выделить в них корень. Зачеркнуть лишнее слово. Объяснить по какому признаку вы его зачеркнули. Карточка: Белка, беленький, белить Водяной, вода, водить Лист, лиса, лисёнок Лось, лоскут, лосёнок Горный, горка, городок Пёс, песочный и песок | Работа в группе | Организует рефлексию | Выполняют в группах творческое задание, обсуждают, советуются, отстаивают свое мнение. | Познавательные: - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше. Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | ||
Подведение итогов. Рефлексивно-оценочный этап. | Обеспечение позитивного настроя на получение знаний | - Какая цель была на уроке? Достигли ли мы её? - Что такое корень слова? - Как правильно определить корень в слове? - Какие слова называются однокоренными? - Каковы признаки однокоренных слов? | Рефлексия, КОД | Обеспечивает положитель ную реакцию учащихся на уроке русского языка | Получают позитивный настрой от урока | Регулятивные: - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями; - осуществлять итоговый контроль Личностные: - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач. Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. - проявлять активность в деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка по теме " Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки" 2 класс ПНШ с использованием ЭОР
Технологическая карта урока русского языка с использованием ЭОР...
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе "Устаревшие слова, слова-синонимы, новые слова". УМК "Начальная школа 21 века"
Урок разработан в соответствии с требоаниями ФГОС НОО для учителей, работающих по УМК "Начальная школа 21 века". Урок решает следующие учебные задачи:развитие речи, мышления, побуждение познавательног...
Технологическая карта урока русского языка по теме: "Признаки однокоренных слов" 2 класс Занков Л.В.
технологическая карта урока "Признаки однокоренных слов" 2 класс Занков...
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Корень слова"
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Корень слова" по программе "Школа России"В предварительном просмотре презентация отображается НЕ КОРРЕКТНО, при скачива...
Технологическая карта урока по русскому языку "Корень слова. Однокоренные слова" 2 класс УМК "Школа России"
Технологическая карта урока по русскому языку "Корень слова. Однокоренные слова" 2 класс УМК "Школа России"...
технологическая карта урока.Русский язык. Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы.
Технологическая карта урока...