Рабочая программа по русскому языку. УМК "Гармония". 3 класс
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку. УМК "Гармония". 3 класс. 2016-2017 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk._3_klass.docx | 116.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4 города Новошахтинска
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании МО с заместителем директора Директор МБОУ СОШ №4
учителей начальных классов по учебной работе _________ Трубицына И.В.
Протокол №__ от______2016г. ______2016г. Приказ №___ от______2016г.
_________Князева Е.А. ________Кононова Г.А.
Рабочая программа
по русскому языку
Уровень общего образования (класс):
начальное общее, 3 класс
Составитель: учитель начальных классов
Князева Екатерина Анатольевна
2016-2017 учебный год
Русский язык
УМК «Гармония» 3 класс.
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Русский язык» разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009, с изменениями приказ Минобрнауки от 31.12.15г. №1576;
- Авторской программы «Русский язык» для учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений (Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С , 2013г. Смоленск, Ассоциация ХХI век.);
- В соответствии с ООП НОО МБОУ СОШ №4;
- Учебным планом МБОУ СОШ №4 г. Новошахтинска на 2016-2017 учебный год;
- Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов, дисциплин МБОУ СОШ №4 (приказ №15 от 27.07.2016г.);
- УМК «Гармония». Учебники имеют гриф: «Рекомендовано Министерством образования и науки».
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Курс русского языка в начальных классах – это составная часть общего лингвистического образования учащихся, поэтому назначение данного курса состоит в том, чтобы обеспечить предметную подготовку младших школьников и формирование у них универсальных учебных действий в объёме, необходимом для дальнейшего образования.
Цели начального курса русского языка:
- создать условия для осознания ребёнком себя как языковой личности, как носителя русского языка и тем самым способствовать формированию его гражданской идентичности; для становления у него интереса к изучению русского языка, для появления сознательного отношения к своей речи;
- заложить основы лингвистических знаний как элемент представления о научной картине мира и как базу для формирования умения осознанно пользоваться языком в процессе коммуникации;
- сформировать комплекс языковых и речевых умений, обеспечивающих сознательное использование средств языка, функциональную грамотность учащихся;
- средствами предмета «Русский язык» влиять на формирование психологических новообразований младшего школьника, его интеллектуальное и эмоциональное развитие, на формирование комплекса универсальных учебных действий и в целом умения учиться;
- обеспечить становление у младших школьников всех видов речевой деятельности в устной и письменной форме, становление их коммуникативной компетенции.
Для достижения курсом русского языка поставленных целей необходима особая организация работы по освоению его предметного содержания – необходима реализация системно-деятельностного подхода к процессу лингвистического образования младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
В Федеральном базисном учебном плане на изучение русского языка в 3 классе начальной школы отводится 5 часов в неделю, всего 170 часов (34 учебные недели), но в соответствии с годовым календарным графиком на 2016-2017 учебный год будет проведено 166 уроков.
Учебно-методический комплект
Учебники и тетради с печатной основой для учащихся (Изд.: Смоленск, Ассоциация ХХI век) | Пособия для учителя (Изд.: Смоленск, Ассоциация ХХI век) |
| • Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С. Методические рекомендации к учебнику русского языка «К тайнам нашего языка» для 3 класса. – 2013 и послед. • Мали Л. Д. и др. Работаем по учебнику «К тайнам нашего языка» . Книга для учителя. 3 класс. – 2013 и послед. • Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С. Оценка достижений планируемых результатов обучения русскому языку по учебнику «К тайнам нашего языка». – 2013 и послед. |
Планируемые предметные результаты по программе «Русский язык»
Содержательные линии | Базовый уровень Ученик научится: | Повышенный уровень Ученик получит возможность научиться: | |
В области речи, речевой деятельности | – участвовать в коллективном обсуждении вопросов на уроке, вступать в разговор, говорить на обсуждаемую тему, слушать собеседников, соблюдать при этом основные правила речевого поведения; – самостоятельно читать задания и другие материалы учебника, понимать их, выделять нужные сведения, следовать инструкциям; – пользоваться словарями учебника (в том числе грамматическим «Какого рода и числа слово?») для решения различных практических вопросов; – соблюдать нормы произношения, изменения, употребления и написания изученных слов; – понимать тему текста и его словесно выраженную главную мысль, выделять предложение, содержащее основную мысль; озаглавливать текст с учётом его темы и главной мысли; осознавать и раскрывать тему в создаваемом тексте, проводить в нём главную мысль; – озаглавливать части текста, выделенные абзацными отступами, составлять план; – различать повествования и описания предмета (в ясных случаях), выделять предложения со значением оценки и характеризовать их роль в тексте; – замечать в художественном тексте (в ярких случаях) языковые средства, создающие его выразительность; – письменно (после коллективной подготовки) подробно, выборочно пересказывать текст повествовательного характера (предъявленный для зрительного восприятия), осознанно сохраняя особенности оригинала; – письменно (после коллективной подготовки) пересказывать текст, внося в него указанные изменения (например, меняя лицо рассказчика); – письменно создавать речевые произведения освоенных жанров (например, словесную зарисовку), небольшие тексты повествовательного и описательного характера, использовать в них предложения со значением оценки; – улучшать созданный или пересказанный текст: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные. | – понимать главную мысль текста, выраженную в подтексте; озаглавливать текст по его главной мысли с учётом стиля и типа речи (без терминов); – самостоятельно делить текст на части (ориентируясь на подтемы), составлять план; – самостоятельно (с использованием памятки учебника) готовиться к пересказу текста; пересказывать повествовательные тексты с элементами описания, сохраняя особенности оригинала, а также внося требуемые изменения (например, изменяя лицо рассказчика); – создавать речевые произведения разных жанров (загадки, словесные этюды, простые инструкции), небольшие тексты, содержащие повествование, описание и оценку чего-либо; – редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств; – соблюдать требования каллиграфии при письме, аккуратно и, по возможности, красиво оформлять свои записи. | |
В области освоения языка В области фонетики и графики | – различать звуки и буквы, объяснять случаи их несовпадения, в том числе и в количественном отношении (например, при наличии непроизносимых согласных, сочетаний -тся, -ться) ; – понимать характеристику звуков речи, представленную в модельном виде; выполнять различные учебные задания с использованием моделей; – анализировать и группировать слова по указанным характеристикам звуков; – правильно называть буквы алфавита, использовать знание алфавита при работе со словарями; – пользоваться при письме новым для учащихся небуквенным графическим средством: абзацным отступом («красной строкой»). | – классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям; – письменно выполнять полный звуко-буквенный анализ слова. | |
В области лексики | – осознавать, что понимание значения слов – обязательное условие их умелого использования в устной и письменной речи; – различать в слове два значения: основы (лексическое) и окончания (грамматическое); – выявлять в речи (устной и письменной) слова, лексическое значение которых требует уточнения; спрашивать об их значении или обращаться к толковому словарю учебника; – в специально предложенных текстах замечать слова, обеспечивающие точность и выразительность речи; – стараться не допускать в письменной речи неоправданных повторов слов. | – выяснять значения незнакомых слов в доступных источниках (у взрослых, в толковых словарях для младших школьников); определять значение слова по тексту; – самостоятельно замечать слова, обеспечивающие точность и выразительность речи; – понимать, что в языке есть слова с одним значением или несколькими, что слова могут употребляться в прямом или переносном значении; замечать в художественных текстах слова, употреблённые в переносном значении. | |
В области словообразования (морфемики) | – выделять в слове (в ясных случаях) основу слова и окончание, понимать их различную роль в слове; находить в основе корень, приставку, суффикс (в однозначных случаях); – отличать от однокоренных слов формы одного и того же слова; – сравнивать слова по их строению, характеризовать различия, классифицировать слова в зависимости от их строения; – соотносить слова с предъявленными моделями, выполнять разнообразные учебные задания с использованием моделей; – различать изменяемые и неизменяемые слова. | – понимать роль каждой из частей основы (корня, приставки, суффикса) в передаче лексического значения слова (без термина); – отличать от других сложные слова, выделять в них два корня; – определять значение слова, передаваемое окончанием (грамматическое); – выполнять полный разбор слов по составу (в соответствии с освоенным способом действия). | |
В области морфологии | – выявлять принадлежность слова к определенной части речи по комплексу освоенных признаков, разграничивать слова самостоятельных и служебных частей речи (в пределах изученного); – различать формы слова и однокоренные слова; – ставить имена существительные, имена прилагательные и глаголы в начальную форму; изменять слова в соответствии с их морфологическими особенностями; ставить слова в указанные формы; находить заданные формы слов в тексте; – определять морфологические признаки слова (род, число, падеж имени существительного и имени прилагательного; время, число, лицо или род глагола; лицо и число личного местоимения в начальной форме), выполнять для этого необходимые способы действия; – сравнивать, классифицировать, преобразовывать предложенные слова по указанным признакам; – пользоваться словарём учебника «Какого рода и числа слово?» для решения вопросов правильности речи; – правильно употреблять в речи имена существительные (в объёме программы), личные местоимения 3-го лица с предлогами; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов слов; – под руководством учителя выявлять роль слов разных частей речи в художественном тексте; – пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях, стремиться при этом к повышению точности, выразительности речи. | – различать смысловые и падежные вопросы, личные и родовые окончания глаголов; понимать значения форм настоящего, прошедшего, будущего времени; – находить в тексте слова по указанным морфологическим признакам; – выполнять морфологический анализ имён существительных, имён прилагательных, глаголов на основе освоенного общего способа действия (объёме изученного); – соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой; –замечать яркие случаи неудачного употребления местоимений, приводящие к неясности речи, стараться устранять их; – понимать роль предлогов и союзов в речи, значение частицы не при глаголе . | |
В области синтаксиса и пунктуации | – различать понятия «части речи» и «члены предложения», понимать смысл понятий «главные» и «второстепенные» члены предложения; осознавать главные члены как основу предложения; – выделять в предложениях главные и второстепенные члены, среди главных различать подлежащее и сказуемое; – устанавливать связи членов предложения, ставить от одного к другому вопросы «по смыслу» и «по форме»; различать основу предложения и пары других его членов; – отражать связь членов предложения в схемах; соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме; – проводить синтаксический анализ простого предложения (ясной структуры): характеризовать его по цели, интонации, наличию второстепенных членов (без деления на виды), указывать главные; – распространять заданные предложения второстепенными членами, выявлять смысловые различия распространённых и нераспространённых предложений. | – осознанно пользоваться смысловыми и падежными вопросами для решения языковых и речевых задач; – строить предложения заданной структуры (с опорой на схему); – использовать знания о роли второстепенных членов предложения при создании собственных высказываний для повышения их точности и выразительности. | |
Формирование орфографических умений | – осознавать сущность понятия «орфограмма»; по освоенным опознавательным признакам обнаруживать орфограммы (в зрительно воспринимаемом тексте и на слух); – определять разновидности орфограмм и соотносить их с определёнными правилами (в освоенных пределах); – разграничивать орфограммы на изученные правила и неизученные; – пользоваться приёмом сознательного пропуска буквы на месте орфограммы (письмом с «окошками») как средством проявления орфографического самоконтроля и орфографической рефлексии по ходу письма; – применять изученные орфографические правила (в объёме программы 1– 3-го классов); – пользоваться орфографическим словарём учебника для решения вопросов письма на месте непроверяемых орфограмм; – писать слова с непроверяемыми орфограммами (в изученном объёме); – списывать и писать под диктовку; – проверять написанное и вносить коррективы. | – обнаруживать большую часть орфограмм в предъявленной и собственной записи; – оставлять сознательный пропуск буквы («окошко») на месте неосвоенных орфограмм; – применять несколько дополнительных орфографических правил (в соответствии с программой 3-го класса); – эффективно осуществлять проверку написанного, обнаруживать и аккуратно исправлять все допущенные орфографические и пунктуационные ошибки. |
Планируемые результаты формирования УУД
Личностные результаты: | Метапредметные результаты | ||
Регулятивные УУД: | Познавательные УУД: | Коммуникативные УУД: | |
– представление о русском языке как языке своей страны; – осознание языка как средства устного и письменного общения, а себя – как носителя русского языка; – представление о богатых возможностях русского языка, о способах повышения точности и выразительности речи; появление элементов сознательного отношения к своей речи, понимания необходимости контроля за её качеством; – элементы коммуникативного, социального и познавательного мотивов изучения предмета «Русский язык»; – становление интереса к изучению русского языка и в целом положительного отношения к учению (в частности, к урокам русского языка); – элементы способности оценивать свои достижения и трудности; готовность совместно с учителем искать способы преодоления трудностей. | – понимать, принимать, коллективно ставить и сохранять учебную задачу; – планировать (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками, а также самостоятельно) свои действия для решения конкретных языковых и речевых задач; коллективно отражать план действий в моделях, схемах, памятках и т.п.; – действовать по намеченному плану, по инструкции, представленной в словесном или схематичном, в том числе алгоритмичном виде; – выполнять учебные действия (операции) в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий; – выполнять действия самоконтроля по ходу деятельности и после завершения, вносить необходимые коррективы на различных этапах; – оценивать свои действия (в ретроспективе) и полученный результат; сравнивать оценку, данную учителем, и свою; адекватно воспринимать оценку учителя. | – под руководством учителя вести наблюдения за фактами языка и речи, извлекать из них определённую информацию, размышлять над ней, высказывать свои предположения; – целенаправленно (понимая конкретную задачу) слушать учителя и одноклассников, принимать информацию, определять своё отношение к высказываниям одноклассников; – читать и понимать указанный учебный текст, находить в нём требуемые сведения, соотносить их с известными; – замечать слова, выражения, требующие уточнения значения; выполнять действия для выяснения значения; – находить в материалах учебника (во всей книге, в читаемом тексте, в словарях, справочниках и т.п.) необходимую информацию, использовать её для решения практических задач; – понимать информацию, представленную в изобразительном, модельном, табличном и т.д. виде, переводить её в словесную форму и использовать для решения практических задач; – применять разные способы фиксации информации (словесный, схематический); – находить в предложенных материалах или указанных источниках примеры для иллюстрации определённых понятий, правил, закономерностей; – осознавать общий способ действия для решения различных языковых и речевых задач, ориентироваться на него при решении конкретных задач; – осознавать возможность решения ряда лингвистических задач разными способами ; – осуществлять целенаправленные наблюдения, действия анализа, синтеза (конструирования), сравнения, группировки, классификации по указанным или коллективно установленным параметрам; – коллективно устанавливать причинно-следственные связи, проводить аналогии, делать умозаключения, выводы, обобщения; – подводить конкретные факты языка под понятия на основе выделения известных существенных признаков | – участвовать в общей беседе, в диалоге, выполняя принятые правила речевого поведения; – участвовать в совместной деятельности (в паре, в группе), договариваясь (под руководством учителя) об организации работы; стремиться к достижению согласия при столкновении интересов, к проявлению доброжелательных отношений с партнёрами; оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль; – задавать вопросы, отвечать на вопросы других; слушать высказывания собеседников; – высказывать своё мнение по обсуждаемым вопросам, объяснять его; понимать возможность существования других точек зрения, стремиться к их пониманию; – строить небольшие устные монологические высказывания (в том числе учебно-делового характера) с учётом ситуации общения (партнёра и решаемых речевых задач), стараясь соблюдать нормы литературного языка и заботиться о точности и ясности выражения мысли, выбирать для этого языковые средства; – воспроизводить приобретённую информацию, доносить её до других, делиться ею, по возможности, объяснять её. – понимать зависимость характера речи (отбора содержания и его организации, выбора языковых средств) от задач и ситуации общения (сообщить, объяснить что-то или словами нарисовать увиденное, показать действия или признаки; поздравить кого-то или научить чему-то; в устной или письменной форме; адресат взрослый или сверстник и т.д.) – пересказывать и создавать письменные тексты освоенных жанров, учитывая как особенности жанра, так и характер адресата и решаемых коммуникативных задач; отбирать содержание и выбирать языковые средства с учётом ситуации общения. |
Содержание учебного предмета
№ п\п | Название (главы, раздела) | Содержание учебного предмета | Основные виды учебной деятельности | Формы организации учебных занятий |
Язык, речь, практика речевой деятельности | Речь как способ общения людей. Деловые сообщения и словесные рисунки как разновидности речи. Особенности оформления мыслей (предложений) в устной и письменной форме. Выполнение главных требований к речи (устной и письменной): быть понятной и вежливой. Практическое овладение диалогической и монологической формами речи в различных ситуациях, в том числе при общении на уроке и в быту: слушать и понимать информацию, воспринятую на слух, участвовать в коллективном обсуждении разных вопросов, точно отвечать на вопросы и задавать свои, высказывать свою точку зрения, выслушивать и стараться понимать чужую; выбирать языковые средства с учётом особенностей собеседника; пользоваться формулами речевого этикета в типовых ситуациях общения (просьбы, благодарности и др.), соблюдать основные правила общения (не перебивать, смотреть на собеседника, стараться понять его и помогать понимать себя), начинать и завершать разговор. Практическое овладение умением работать с информацией, содержащейся в заданиях, сообщениях, справочных материалах учебника, в том числе представленной в виде схем, алгоритмов, осознанно пользоваться ею для решения учебно-познавательных задач. Правильность и точность как важные качества хорошей речи. Обучение правильному использованию, произношению, выбору средств языка с учётом ситуации и задач общения (в объёме, предусмотренном учебником). Практическое освоение словаря грамматических трудностей «Какого рода и числа слово?». Текст: продолжение освоения основных признаков. Повествование и описание предмета, особенности их содержания и построения; словесная зарисовка (этюд) повествовательного или описательного типа. Организация делового текста типа инструкции (как что-то делать). Предложения со значением оценки действительности; особенности их построения. Роль и место таких предложений в тексте, выражение в них главной мысли. Строение текста, включающего несколько подтем. План текста и способы его составления. Красная строка как знак начала текста и его частей. Оформление письменного текста, состоящего из нескольких частей. Изложение текстов различного характера (подробное, выборочное, с элементами дополнения и перестройки текста). Создание собственных текстов на основе разных источников (картин, серии рисунков, личных наблюдений). Практическое освоение различных жанров речи, особенностей их построения, выбора языковых средств, оформления: словесная зарисовка (этюд), совет о том, как что-то делать (инструкция). | Обмениваются впечатлениями, сравнивают и группируют слова, подводят под понятие «текст», анализируют способы выражения главной мысли, использованные средства языка; проверяют и редактируют написанное, находят, объясняют и исправляют ошибки в чужом тексте; обдумывают свой текст, отбирают материал и создают текст, выбирают языковые средства; осуществляют контроль за правильностью письма. Повторяют освоенные орфографические понятия, признаки и состав орфограмм; обсуждают известные способы решения орфографических задач, решают орфографические задачи разными способами. Анализируют слова с точки зрения наличия, состава орфограмм и доказывают выбор букв; проверяют записи, исправляют ошибки, объясняют выбор написания. Списывают, пишут под диктовку, выбирают слова по указанным признакам, проверяют написанное. Сравнивают написание слов, выявляют закономерности, читают информацию в учебнике, осваивают новые сведения и применяют их при письме; анализируют и группируют слова по указанным признакам. Анализируют слова с точки зрения их строения и значения; преобразовывают слова, сравнивают звучание и написание слов и их отдельных частей, делают выводы, фиксируют их схематически, подводят выявленные факты под понятие «орфограмма». Строят научное сообщение по его готовому началу, формулируют опознавательные признаки, по которым различаются части речи. На основе картинки подбирают и классифицируют слова. Анализируют предложения, по опознавательным признакам квалифицируют слова как части речи, классифицируют и группируют слова. Отгадывают кроссворд, воспроизводят значения недавно освоенных терминов. Анализируют строение текста, характеризуют слова как части речи. Выявляют и выписывают глаголы, наблюдают за их использованием в речи, воображают себя операторами, снимающими кино, проводят аналогию с делением плёнки на кадры; сравнивают исходный текст с неудачным пересказом, обсуждают недостатки, делают вывод; по выделенным «кадрам» сами пересказывают текст. Анализируют строение и языковые средства отрывка. Читают информацию в учебнике, сравнивают её со своими наблюдениями, получают совет. Анализируют и оценивают представленные пересказы, сравнивают их с текстами писателей, выявляют отличия, устанавливают роль глаголов, открывают «секреты» писателей; соотносят текст с иллюстрацией к нему, учатся выбору и употреблению глаголов. Анализируют морфологические признаки слов. Анализируют связи и изменения слов, обнаруживают и исправляют ошибки в образовании форм слов, объясняют исправления. Выделяют и анализируют формы глагола. Систематизируют и обобщают сведения об изменении глаголов, фиксируют информацию в таблице; выявляют неизвестный способ изменения, осознают новую учебную задачу. Наблюдают за изменением глаголов в диалоге, пытаются охарактеризовать изменение, осознают отсутствие нужных знаний и коллективно ставят учебную задачу. Анализируют схему, сопоставляют её с проведёнными наблюдениями и читают информацию учебника для приобретения новых знаний. Анализируют таблицу, сравнивают отличительные признаки времён глагола, выявляют существенные. Выводят способ действия для распознавания времён глагола, уточняют его по памятке и осваивают применение. Сравнивают способы изменения глаголов различных временных форм, в парах анализируют информацию таблицы, систематизируют сведения по таблице и словесному плану; применяют новую информацию, с её помощью ведут рассуждения. Обсуждают и оценивают мнение персонажа, высказывают свою точку зрения, уточняют состав необходимых действий по учебнику. Анализируют и обсуждают текст; выявляют средства выразительности речи, средства передачи определённых значений; сравнивают средства языка. Преобразуют текст в заданном направлении, наблюдают за изменениями в использовании языковых средств. Выбирают более точные слова и выражения, конструируют отдельные предложения. Осознают последовательность событий, ход развития мысли, обсуждают их; воспроизводят текст в соответствии с установкой. Выбирают предложения для оценки своего отношения к учению, к школе; достраивают предложения, формулируют мысль. Определяют принадлежность слов к частям речи, сравнивают слова. Устанавливают значения, переданные суффиксом -л, окончаниями глаголов; характеризуют грамматические признаки слов. Анализируют текст, с точки зрения использованных частей речи, изменяют слова по указанным параметрам; выполняют инструкции, уточняют общие способы действия при анализе и записи слов. Готовят сообщения о частях речи в русском языке. Обдумывают проблему, сформулированную в теме урока, обсуждают ответ на заданный в учебнике вопрос. Анализируют и сравнивают слова, находят основания для их объединения; классифицируют слова по заданным признакам. Сравнивают слова по возможности изменения, выявляют связь между способностью слова к изменению и наличием окончания, делают умозаключение, вывод. Устанавливают связи слов по смыслу и по форме. Повторяют общие способы действия при решении различных орфографических задач, планируют операции и выполняют их. Готовят ответы на вопросы заголовка. Анализируют предложения с точки зрения передаваемого значения; выявляют границы предложений, аргументируют решение. Разграничивают набор слов и предложение, уточняют опознавательные признаки предложений; находят в тексте предложения определённых видов, конструируют предложения, выполняют при этом известный общий способ действия. Целенаправленно слушают учителя (читают информацию в учебнике), проводят аналогию между строением предложения и составом семьи, осмысливают понятие «член предложения», соотносят его с другим – «часть речи»; осознают различие; выявляют условие, при котором слова становятся членами предложения. Соотносят понятия «слово» и «член предложения», устанавливают различие, сравнивают количество слов и членов предложения в предложенной записи. Конструируют предложения и составляют свои, выявляют в них количество слов, членов предложения и разных частей речи, сравнивают результаты количественного анализа, делают вывод о несовпадении полученных данных, подтверждают умозаключение о различии обсуждаемых понятий. Обсуждают особенности частей речи, анализируют, сравнивают и классифицируют слова; читают учебник и углубляют свои знания об именах существительных и именах прилагательных, сопоставляют части речи, проверяют свои решения по таблице на обложке в конце учебника; пользуются общим способом действия при определении частей речи; расширяют представление о тех семантических группах слов, которые относятся к именам существительным, доказывают принадлежность слов к группе имён существительных, оперируют для этого всем набором признаков: вопрос, значение, изменение. Объясняют значения слов, выявляют строение, выделяют однокоренные, анализируют звуковой состав, группируют слова. Сравнивают значение и изменение однокоренных имён существительных и прилагательных, выявляют различие этих частей речи по признаку рода, делают умозаключение о способе разграничения этих имён. Группируют слова по указанному признаку, осознают трудности в определении рода некоторых слов; знакомятся со словарём «Какого рода и числа слово? Словарь трудностей», пользуются им для решения поставленных задач. Читают отрывки из стихотворений, по опознавательным признакам разграничивают группы слов и предложения; определяют падежи, выявляют отсутствующие, составляют предложения. Анализируют «секреты» рисования словом, устанавливают связи слов; наблюдают за явлениями омонимии. Анализируют картину, воображают происходящее, обмениваются впечатлениями, высказывают свои мысли и чувства, слушают других. С опорой на картину заканчивают предложения. Предполагают строение будущего текста, планируют его части. С опорой на «заготовки» предложений словами рисуют картину, сравнивают картину и её словесное описание, редактируют его. Читают предложение, оценивают его ясность, предполагают причину неясности; сравнивают предложение с текстом, делают умозаключение, проверяют его и дополняют сведениями из учебника. Наблюдают за построением текста, сравнивают предложения, выявляют отличия. Читают и анализируют тексты, по освоенным признакам находят нужные фрагменты текста, оперируют новыми понятиями. Наблюдают за построением предложений, обсуждают выбор слов, «открывают секреты» писателей. Письменно пересказывают тексты по частям. Предполагают вопросы, которые должны изучаться в дальнейшем. Анализируют оглавление учебника, содержание справочных страниц, вспоминают изученные вопросы, обсуждают и оценивают приобретённые знания и умения. Коллективно (в группах) разрабатывают викторины, конкурсы, формулируют вопросы, обдумывают ответы, обсуждают и планируют форму проведения, участвуют в осуществлении плана. Обмениваются мнениями об уроках русского языка, о важности хорошего владения русским языком, аргументируют свои мысли, иллюстрируют их; вспоминают различные эпизоды, обсуждают трудности и способы их преодоления. | Фронтальная, самостоятельная, индивидуальная, парная, групповая деятельность, презентация проектов учащихся | |
Фонетика и графика | Дальнейшее совершенствование умений: различать звуки и буквы, соблюдать правила произношения, а также использовать знание алфавита при обращении к словарям. | |||
Лексика | Слово и два его значения: основы (лексическое) и окончания (грамматическое); накопление опыта выявления слов, лексическое значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или толковому словарю. Наблюдение за использованием синонимов в речи, за выбором точного слова. Начальное представление о прямом и переносном значении, о словах, имеющих несколько значений, о происхождении отдельных слов и выражений. | |||
Состав слова (морфемика) | Продолжение овладения понятием «однокоренные слова»; общее знакомство с понятием «основа слова», представление о сложных словах, о значении основы (лексическом) и окончания (грамматическом). Совершенствование умения выделять части слов и необходимых для этого способов действия. Продолжение наблюдений за строением слов, за использованием приставок и суффиксов для повышения точности и выразительности речи. Разграничение однокоренных слов и форм одного и того же слова. Различение изменяемых и неизменяемых слов. | |||
Морфология | Части речи как группы слов, отличающиеся значением, вопросом, на который отвечают слова, способами изменения. Деление частей речи на самостоятельные и служебные. Общее представление о форме слова, о понятии «начальной форма», об окончании как выразителе грамматического значения слова. Имя существительное, его значение и употребление в речи. Значение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода; использование словаря учебника «Какого рода и числа слово?». Изменение имён существительных по числам; имена существительные, не имеющие пары по числу. Изменение имён существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное; овладение необходимым для этого способом действия. Различение падежных и смысловых вопросов. Морфологический анализ имён существительных (в объёме изученного). Соблюдение правил культуры речи при использовании имён существительных: не имеющих форм единственного или множественного числа (очки, санки, молоко, сахар), несклоняемых (пальто, метро, кино, шоссе). Имя прилагательное, его значение и употребление в речи, полная зависимость от имени существительного. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам. Использование имён прилагательных в речи для повышения её точности и выразительности. Морфологический анализ имён прилагательных. Имя числительное: назначение в речи, общее представление об изменении. Сходство имён существительных, имён прилагательных и имён числительных, составляющих группу имён. Местоимение как часть речи (общее представление). Личные местоимения, их назначение, значения местоимений 1-го, 2-го, 3-го лица; правило употребления местоимений 3-го лица с предлогами. Использование личных местоимений для устранения повторов имён существительных; предупреждение неудачного употребления местоимений как одной из причин неясности речи. Глагол, его назначение в речи и возможные значения. Неопределённая форма глагола как его начальная форма, способ её нахождения. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что делать?» и «что сделать?». Изменение глаголов по временам; значение времён и внешние приметы; две формы будущего времени. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени; значение форм лица. Изменение глаголов прошедшего времени по числам и родам. Окончания глаголов личные и родовые. Морфологический анализ глаголов (в объёме изученного). Работа над правильностью речи: над правильным ударением (звонит, позвонишь, послала, начала…), над верным чередованием звуков (бежит – бегут, хочешь – хотят); наблюдения за использованием форм настоящего времени вместо прошедшего, форм 2-го лица вместо 1-го для повышения выразительности речи. Предлоги, союзы и, а, но, частица не как служебные части речи. Участие предлогов в образовании падежных форм имён существительных и местоимений. Назначение и использование союзов и, а, но; значение и использование частицы не с глаголами. | |||
Синтаксис | Предложение, его назначение, признаки. Общее представление о понятии «член предложения», о связи слов в предложении «по смыслу» и «по форме», о возможности постановки от слова к слову двух вопросов: смысловых и падежных. Главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) как его основа; способ нахождения в предложении главных членов. Представление о второстепенных членах предложения и их роли в речи. Разграничение распространенных и нераспространенных предложений. | |||
Орфография и пунктуация | Совершенствование владения понятием «орфограмма» и умения обнаруживать орфограммы на основе освоенных признаков. Использование приёма сознательного пропуска буквы на месте орфограммы (письма с «окошками») как способа самоконтроля в процессе письма и «ухода» от орфографических ошибок. Применение изученных орфографических правил и обращение к орфографическому словарю как способы решения орфографических задач. Освоение правил письма на месте следующих орфограмм:
Продолжение освоения правил пунктуационного оформления конца предложения. Проверка написанного: практическое овладение. Освоение правильного написания следующих слов с непроверяемыми гласными и согласными: автобус, автомобиль, адрес, аккуратный, апрель, балкон, библиотека, ботинки, быстро, валенки, варежки, велосипед, веять, видеть, вокруг, ворона, гараж, гладить, город, горох, готовить, двадцать, декабрь, жёлтый, животное, завод, завтра, земляника, каникулы, карман, картофель, клеить, коллекция, лаять, математика, мебель, месяц, минута, ноябрь, обидеть, облако, огород, огромный, одиннадцать, октябрь, отдых, падать, плавать, платок, полотенце, природа, прыгать, пятьдесят, сапоги, сарай, сентябрь, сеять, скоро, слушать, слышать, сначала, солдат, соловей, сорок, сорока, ставить, строить, таять, товарищ, трамвай, улица, февраль, футбол, цыплёнок, черный, шоссе, январь. |
Тематическое планирование
№ п\п | Название раздела, темы | Количество часов |
1. | Знаем – повторим, не знаем – узнаем | 20 |
2. | Морфология. Каждое слово – часть речи | 26 |
3. | Продолжаем знакомиться с частями речи. Глагол | 31 |
4. | Что мы знаем о частях речи? | 17 |
5. | Возвращаемся к разговору о предложении | 17 |
6. | И вновь о частях речи | 20 |
7. | Обо всём, что мы теперь знаем | 17 |
8. | Продолжаем учиться хорошей речи | 16 |
9. | Подводим итоги, строим планы | 2 |
Итого | 166 |
Календарное планирование
№ п\п | Дата | Тема урока | Количество часов | |
1 четверть (42 часа) | ||||
Знаем – повторим, не знаем – узнаем (20 ч.) | ||||
1-2 | 1.09 2.09 | Повторение изученного о речи | 2 | |
3. | 5.09 | Понятия «правильно и точно». Обучение правильности и точности речи | 1 | |
4. | 6.09 | Знакомство с понятием «основа слова», с двумя значениями слова: основы и окончания | 1 | |
5. | 7.09 | Повторение и уточнение памятки «Как узнать строение слова?» Разбор слова по составу. | 1 | |
6-7 | 8.09 9.09 | Повторение изученного по орфографии | 2 | |
8. | 12.09 | Совершенствование различных умений | 1 | |
9. | 13.09 | Подбор проверочных слов для нескольких орфограмм в корне. Знакомство с сочетаниями -оро- – -ра-, -оло- – -ла-,- ере- – -ре- | 1 | |
10. | 14.09 | Правописание суффиксов -ек и -ик- (общее знакомство) | 1 | |
11-12 | 15.09 16.09 | Правописание ударных и безударных сочетаний -цы- – -ци- (общее знакомство) | 2 | |
13. | 19.09 | Общее знакомство со сложными словами | 1 | |
14. | 20.09 | Освоение изученных орфографических правил | 1 | |
15-16 | 21.09 22.09 | Обобщение и систематизация известных правил письма, упражнение в их применении | 2 | |
17. | 23.09 | Контрольный диктант по итогам повторения | 1 | |
18. | 26.09 | Анализ диктанта. Совершенствование различных умений | 1 | |
19. | 27.09 | Обучающие изложения (рассказы о словах или рассказы о событиях) | 1 | |
20. | 28.09 | Совершенствование различных умений | 1 | |
Морфология. Каждое слово – часть речи (26 ч.) | ||||
21. | 29.09 | Представление понятия «части речи» | 1 | |
22. | 30.09 | Знакомство с названиями частей речи | 1 | |
23. | 3.10 | Назовём слова-указатели | 1 | |
24. | 4.10 | Освоение личных местоимений | 1 | |
25. | 5.10 | Знакомство с названиями слов-помощников. Деление частей речи на самостоятельные и служебные | 1 | |
26. | 6.10 | Обучение употреблению и написанию служебных частей речи | 1 | |
27. | 7.10 | Совершенствование умений употреблять и писать служебные части речи | 1 | |
28. | 10.10 | Использование слов разных групп в речи. Обобщение изученного о частях речи | 1 | |
29. | 11.10 | Изложение: обучение рассказу о словах | 1 | |
30-31 | 12.10 13.10 | Формирование умения определять части речи и правильно писать служебные слова; повторение различных вопросов орфографии | 2 | |
32. | 14.10 | Представление понятия «форма слова». Разграничение разных слов и форм одного и того же слова | 1 | |
33. | 17.10 | Знакомство с начальной формой глагола и имени существительного | 1 | |
34. | 18.10 | Знакомство с начальной формой имени прилагательного | 1 | |
35. | 19.10 | Закрепление изученного | 1 | |
36. | 20.10 | Диктант по теме «Морфология. Каждое слово – часть речи» | 1 | |
37. | 21.10 | Анализ диктанта. Род имён существительных. Зависимость от рода имени существительного рода имени прилагательного | 1 | |
38. | 24.10 | Закрепление изученного о роде имён существительных и имён прилагательных. Способ выяснения окончаний в именах прилагательных. Словарный диктант. | 1 | |
39. | 25.10 | Изменение имён существительных по числам, имён прилагательных по числам и родам; выбор окончаний в именах прилагательных | 1 | |
40. | 26.10 | Изменение по родам глаголов в форме прошедшего времени (без упоминания о времени – «в одной из своих форм») | 1 | |
41. | 27.10 | Знакомство с изменением по падежам, наблюдение за изменением по падежам имён существительных и местоимений | 1 | |
42. | 28.10 | Названия падежей и их вопросы. Способ определения падежа | 1 | |
2 четверть (35 часов) | ||||
43. | 7.11 | Освоение способа действия для определения падежей | 1 | |
44. | 8.11 | Закрепление изученного | 1 | |
45-46 | 9.11 10.11 | Систематизация сведений об именах существительных и именах прилагательных. Уточнение общего признака всех имён: изменяться по падежам | 2 | |
Продолжаем знакомиться с частями речи. Глагол (31 ч.) | ||||
47. | 11.11 | Повторение изученного о частях речи | 1 | |
48. | 14.11 | Наблюдение за ролью глаголов в речи; обучение детализации изображённых действий | 1 | |
49. | 15.11 | Наблюдение за изменениями глаголов: по числам и родам или по числам и лицам | 1 | |
50. | 16.11 | Знакомство с системой времён глагола | 1 | |
51. | 17.11 | Особенности изменения глаголов прошедшего и настоящего, будущего времени | 1 | |
52-53 | 18.11 21.11 | Закрепление изученного | 2 | |
54. | 22.11 | Как отличить глагол от других частей речи? | 1 | |
55. | 23.11 | Знакомство с понятием «неопределённая форма глагола» и её двумя вопросами. Способ нахождения неопределённой формы глагола | 1 | |
56. | 24.11 | Закрепление изученного | 1 | |
57. | 25.11 | Строение и написание глаголов в неопределённой форме | 1 | |
58. | 28.11 | Закрепление изученного | 1 | |
59. | 29.11 | Обучение нахождению неопределённой формы глагола и правописанию в ней суффиксов перед -ть | 1 | |
60. | 30.11 | Закрепление изученного. Тестовая работа | 1 | |
61. | 1.12 | Прошедшее время глагола: его значение, приметы и особенности изменения: понятие о родовых окончаниях | 1 | |
62. | 2.12 | Закрепление сведений о глаголах прошедшего времени; обучение выбору родовых окончаний | 1 | |
63. | 5.12 | Использование глаголов прошедшего времени в речи; работа над их правильным написанием | 1 | |
64. | 6.12 | Закрепление изученного. Списывание. | 1 | |
65. | 7.12 | Особенности глаголов настоящего времени: понятие о личных окончаниях | 1 | |
66. | 8.12 | Определение и образование форм глагола; наблюдение за употреблением в речи глаголов настоящего времени | 1 | |
67-68 | 9.12 12.12 | Знакомство с двумя формами будущего времени. Обучение распознаванию глаголов будущего времени и их изменению | 2 | |
69. | 13.12 | Повторение изученного о глаголе, его начальной форме и изменении по временам | 1 | |
70. | 14.12 | Правописание суффиксов и окончаний в глаголах прошедшего времени. Повторение различных вопросов орфографии. Подготовка к контрольной работе | 1 | |
71-72 | 15.12 16.12 | Закрепление изученного | 2 | |
73. | 19.12 | Диктант по теме «Глагол» | 1 | |
74. | 20.12 | Анализ диктанта. Обучение написанию изложения с изменением лица: пересказ текста от 1-го лица | 1 | |
75. | 21.12 | Изложение текста-воспоминания (или создание собственного по аналогии) | 1 | |
76. | 22.12 | Знакомство с особенностями текстов инструктивного характера. Написание инструкций об изготовлении ёлочной гирлянды | 1 | |
77. | 23.12 | Создание текста «Как я сделаю…». Написание новогодних поздравлений | 1 | |
3 четверть ( 52 часа) | ||||
Что мы знаем о частях речи? (17 ч.) | 1 | |||
78-79 | 10.01 11.01 | Повторение изученного о частях речи | 1 | |
80. | 12.01 | Закрепление изученного. Словарный диктант | 1 | |
81. | 13.01 | Сходство и различие имён существительных и имён прилагательных | 1 | |
82. | 16.01 | Отличие глаголов от других частей речи. Способ нахождения неопределённой формы глагола; суффиксы перед -ть | 1 | |
83. | 17.01 | Определение времени глагола; разграничение форм настоящего и будущего времени | 1 | |
84-85 | 18.01 19.01 | Знакомство с памяткой анализа глагола как части речи | 2 | |
86. | 20.01 | Повторение способов решения различных орфографических задач; правописание глаголов в неопределённой форме | 1 | |
87-88 | 23.01 24.01 | Знакомство со способом выбора между -тся и -ться в глаголах | 2 | |
89. | 25.01 | Закрепление изученного | 1 | |
90-92 | 26.01 27.01 30.01 | Изложение. Обучение составлению плана, детализации действий, словесному рисованию с помощью глаголов настоящего времени | 3 | |
93. | 31.01 | Создание рассказа по картинкам | 1 | |
94. | 1.02 | Создание рассказа о проделках животных по личным впечатлениям | 1 | |
Возвращаемся к разговору о предложении (17 ч.) | ||||
95. | 2.02 | Повторение изученного о предложении | 1 | |
96. | 3.02 | Знакомство с понятием «член предложения» | 1 | |
97. | 6.02 | Понятие «главные члены» предложения, способ их выявления | 1 | |
98. | 7.02 | Упражнения в нахождении главных членов предложения; расширение сведений о подлежащем и сказуемом | 1 | |
99. | 8.02 | Закрепление изученного | 1 | |
100. | 9.02 | Общее представление о второстепенных членах; предложения распространённые и нераспространённые. Характеристика предложения | 1 | |
101. | 10.02 | Закрепление изученного. Тестовая работа. | 1 | |
102. | 13.02 | Связь подлежащего со сказуемым по смыслу и по форме | 1 | |
103. | 14.02 | Обучение установлению связи слов в предложении и выписыванию различных пар членов предложений | 1 | |
104. | 15.02 | Закрепление изученного | 1 | |
105-106 | 16.02 17.02 | Повторение и обобщение изученного о предложении и частях речи. Наблюдение за использованием частей речи | 2 | |
107. | 20.02 | Совершенствование грамматических и орфографических умений. | 1 | |
108. | 21.02 | Подготовка к контрольной работе | 1 | |
109. | 22.02 | Диктант по теме «Предложение» | 1 | |
110. | 24.02 | Анализ диктанта. Создание текстов изобразительного характера | 1 | |
111. | 27.02 | Создание текста- инструкции | 1 | |
И вновь о частях речи (20 ч.) | ||||
112-113 | 28.02 1.03 | Повторение изученного об именах | 2 | |
114. | 2.03 | Зависимость рода и числа имени прилагательного от рода и числа имени существительного. Знакомство со «Словарём трудностей» | 1 | |
115. | 3.03 | Освоение способа решения орфографических задач в окончаниях имён прилагательных | 1 | |
116. | 6.03 | О значении имён прилагательных | 1 | |
117-118 | 7.03 9.03 | Тренировка в решении орфографических задач в окончаниях имён прилагательных. Словарный диктант. | 2 | |
119. | 10.03 | Представление памятки анализа имени существительного и имени прилагательного как части речи | 1 | |
120-121 | 13.03 14.03 | Знакомство с правилом написания ь на конце имён существительных после шипящих и его освоение | 2 | |
122-124 | 15.03 16.03 17.03 | Повторение изученного, обобщение; подготовка к контрольной работе | 3 | |
125-126 | 20.03 21.03 | Закрепление изученного. Контрольное списывание. | 2 | |
127. | 22.03 | Диктант по теме «Части речи» | 1 | |
128-129 | 23.03 24.03 | Анализ диктанта. Работа над грамматической правильностью речи; формирование умения пользоваться «Словарём трудностей» | 2 | |
4 четверть (37 часов) | ||||
130. | 3.04 | Изложение: обучение правильности и точности речи | 1 | |
131. | 4.04 | Создание словесных зарисовок | 1 | |
Обо всём, что мы теперь знаем (17 ч.) | ||||
132. | 5.04 | Повторение общих сведений о частях речи и предложении | 1 | |
133. | 6.04 | Изложение с элементами сочинения на основе картины | 1 | |
134. | 7.04 | Повторение различных видов разбора на материале словесной модели | 1 | |
135. | 10.04 | Повторение грамматических признаков частей речи и строения слов. Различные случаи употребления ь. | 1 | |
136. | 11.04 | Работа над связью слов, над значением слов, над правильностью речи. Обучение пользованию словарями | 1 | |
137. | 12.04 | Повторение вопросов орфографии. Зависимость написания слов от их значения | 1 | |
138. | 13.04 | Закрепление изученного | 1 | |
139-140 | 14.04 17.04 | Совершенствование орфографических умений на текстах с объяснением значения слов. Формирование умения рассказывать о словах; написание изложений | 2 | |
141. | 18.04 | Написание изложения | 1 | |
142-143 | 19.04 20.04 | Систематизация изученных орфографических правил; решение разнообразных орфографических задач. Подготовка к контрольной работе | 2 | |
144-146 | 21.04 24.04 25.04 | Совершенствование орфографических и грамматических умений | 3 | |
147. | 26.04 | Итоговая контрольная работа | 1 | |
148. | 27.04 | Анализ контрольной работы. Продолжение и обсуждение итоговой контрольной работы | 1 | |
Продолжаем учиться хорошей речи (16 ч.) | ||||
149. | 28.04 | Знакомство с понятием «повествование», «описание предмета», «предложение со значением оценки». | 1 | |
150-151 | 3.05 4.05 | Обучение построению текстов с описанием предмета и повествованием. | 2 | |
152. | 5.05 | Включение в повествование и описание предмета предложений со значением оценки; работа над основной мыслью текста | 1 | |
153. | 8.05 | Совершенствование речевых умений. Словарная работа. | 1 | |
154. | 10.05 | Создание текстов- повествований по серии рисунков и по личным впечатлениям | 1 | |
155. | 11.05 | Знакомство с особенностями словесных этюдов | 1 | |
156-157 | 12.05 15.05 | Создание словесных этюдов (описаний и повествований) на основе картинок учебника | 2 | |
158-159 | 16.05 17.05 | Рисование словесных этюдов по личным впечатлениям | 2 | |
160-162 | 18.05 19.05 22.05 | Создание текстов разных жанров: загадок, записок, телеграмм, поздравлений, кулинарных рецептов, инструкций, писем и т. д. | 3 | |
163-164 | 23.05 24.05 | Совершенствование речевых умений | 2 | |
Подводим итоги, строим планы (2 ч.) | ||||
165-166 | 25.05 26.05 | Перелистывая учебник… | 2 |
ГРАФИК КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ДИКТАНТ | ТЕСТ | СПИСЫВАНИЕ | СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ | ОБУЧАЮЩЕЕ ИЗЛОЖЕНИЕ | |
СЕНТЯБРЬ | 23.09 | ||||
ОКТЯБРЬ | 20.10 | 24.10 | 11.10 | ||
НОЯБРЬ | 30.11 | ||||
ДЕКАБРЬ | 19.12 | 6.12 | 21.12 | ||
ЯНВАРЬ | 12.01 | 30.01 | |||
ФЕВРАЛЬ | 22.02 | 10.02 | |||
МАРТ | 22.03 | 20.03 | 9.03 | ||
АПРЕЛЬ | 26.04 | 3.04 6.04 18.04 | |||
МАЙ | 8.05 | ||||
ИТОГО | 9 | 4 | 3 | 4 | 10 |
- Примечание : тексты тестовых работ есть в наличии у каждого ученика – тетрадь на печатной основе/ Автор:Корешкова Т.В. Тестовые задания по русскому языку. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1: Тренировочные задания; ч. 2: Контрольные задания. – 2013г. и послед.
Примерные контрольные работы по русскому языку. 3 класс.
Контрольный диктант по итогам повторения
Вы хотите узнать про льва? Я расскажу.
Это хищник. У зверя гладкая шкура и огромная голова. На носу нашлёпка. На кончике хвоста есть кисточка. В мягких подушках на ступнях когти. Их концы кривые и острые. Я ходил в цирк и смотрел на льваз-б. через прутьяз-б. клетки. Мне понравилась его походка.
(50 слов)
По Ю. Яковлеву
Примерные языковые задания:
1. В подчёркнутом предложении проверить, все ли орфограммы отмечены; на полях указать их количество. (Всего 9 орфограмм – учтены пробелы между словами и обозначение границ предложения).
2. Выполнить указанный вид разбора (полный или частичный).
3. В двух последних предложениях найти два однокоренных слова и подчеркнуть их. У второго из них показать строениес.с..
Диктант по теме «Морфология. Каждое слово – часть речи»
Зимняя квартира
Медведь выбрал место для спячки у склона холма. Он надрал узкие полоски еловой коры. За концы стащил их в яму. Потом накидал мягкий мох. Вокруг ямы сломал молоденькие деревья. Они и накрыли её. Вот и получилась настоящая зимняя квартира! Залез медведь в неё и заснул.
Пусть косолапый спит до весны!
(52 слова)
По В. Бианки
Примерные задания:
1. Указать части речи во втором и третьем предложениях.
2. На полях около двух предложений (последнего и третьего от конца) указать, какими они являются по цели.
3. На полях около второго предложения цифрой указать, сколько слов начинается с согласного звука; подчеркнуть буквы на месте первых согласных звуков.
4. В предпоследнем предложении подчеркнуть буквы на месте звука [з].
5. В том же (предпоследнем) предложении найти местоимение и над ним цифрой указать количество звуков.
6. Показать состав слов: полоски, косолапый (последнее – если изучались сложные слова).
Диктант по теме «Глагол»
Трещал мороз. Старик въехалс.с. в лес срубить ёлку. Стукнул топором по стволу. А из-под снега вылетела большая медведица. Она спала под ельюз-б., от стука проснулась, напугалась и убежалас.с..
Маленький медвежонок Мишутка замёрзз-б. и захотел есть. Он завозился и заплакал. Но мама не слышала его. Тогда он рассердился и на животе полез из берлоги.
(53 слова)
Примерные задания:
1. В подчёркнутом предложении указать части речи. Рядом, на полях кратко назвать знакомые части речи, которые в этом предложении не встретились.
2. Отметить (неопр. ф.) глаголы, которые употреблены в неопределённой форме.
3. Выписать глаголы заплакал, слышала, указать форму каждого из них (время, число, лицо или род), затем поставить каждый глагол в неопределённую форму и рядом записать.
4. Показать строение указанного (с.с.) слова, а затем найти в тексте слово той же части речи, с теми же признаками, такого же строения; выделить части этого слова.
5. Отыскать в тексте однокоренные слова, подчеркнуть их и отметить в них корень.
6. В шестом предложении (Маленький медвежонок Мишутка…) попытаться найти слово самостоятельной части речи, которое начинается с гласного звука. Если такое слово есть, то подчеркнуть букву на его месте.
7. Над первым из слов, отмеченных значком з-б., указать количество звуков, а над вторым – последний звук.
8. В подчёркнутой форме слова показать все орфограммы или проверить, все ли показаны. (Задание может выполняться после записи слова с «окошком» и указания Вами нужной буквы, хотя следует иметь в виду, что слово живот неоднократно встречалось, в частности, во 2 классе.)
Диктант по теме «Предложение»
Пик вылез из-под куста. Тёмный клубочек быстро покатился в траву. Мышонок проголодался. Ему нужно было подкрепиться. Пик начал грызть листья и стебли. Один оказался очень вкусным. Из него сразу стал течь сладкий сок. Пик съел стебелёк, но больше не увидел.
(40 слов)
Примерные задания:
1. Найти нераспространённое предложение и поставить перед ним галочку. Подчеркнуть его главные члены.
2. Посчитать, сколько в первом предложении членов предложения, и цифрой на полях дать ответ.
3. Во втором предложении подчеркнуть главные члены; над подлежащим указать падеж, а над сказуемым – время, показать его примету.
4. Дополнительно (по Вашему усмотрению) из второго предложения выписать пары членов предложения с вопросами.
Диктант по теме «Части речи»
Однажды на охоте забрались мы в лесную глушь. Собаки гнали зайца и потерялип.р.. Выбежали на поляну. Среди мелких кустиков высокие пни стоятпр.. Бегают собаки около них, хотят в следах разобраться. Куда ему спрятаться? Посмотрел я вокруг. В пяти шагах от меня на пне серел пушистый комочек. Глядел и словно просил не выдавать собакам. Я оставил его и ушёл. Пусть этот хитрый заяц живёт!
(63 слова)
Речевое задание (Выполняется без отметки или оценивается отдельной отметкой.)
Озаглавить текст по теме или основной мысли и записать заголовок на оставленной строке.
Примерные языковые задания (выполняются после отдыха):
1. Над словами подчёркнутого предложения надписать части речи, к которым они относятся.
2. Три последних слова (или другие – по Вашему выбору) письменно проанализировать как части речи. (Допустимо пользование памяткойч.р.)
3. В указанныхпр. предложениях подчеркнуть главные члены. Из четвёртого предложения выписать пары связанных между собой членов.
Итоговая контрольная работа
Под высокой елью мы увидели муравейник. Снег стаял. Муравьи вылезлис.с. на тёплое солнце погреться. После долгой спячки они не бегают, а лежат. Проснулась и летучая мышь. Всё просыпается. Ожил пруд. В нём уже можно поймать рыбную мелочь. Попался на удочку и лещ.
Начался разлив рек. Вода стала заливать всё вокруг. Как зверькам спасаться? Им нужна помощь. Часто можно подъехать на лодке и помочь бедным зверюшкам.
(65 слов)
Примерные языковые задания:
1. В первом предложении подчеркнуть главные члены и выписать члены предложения парами. После имён существительных указать падеж.
2. Найти нераспространённые предложения и поставить перед ними галочки.
3. В первых четырёх предложениях над глаголами указать время. Если где-то его определить нельзя, то указать форму этого глагола.
4. Из тех же предложений (первых четырёх) выписать в столбик все слова служебных частей речи, рядом (в скобках) кратко написать название каждой части речи. (Примечание: отсутствие среди записей предлога после можно не считать ошибкой.)
5. Показать строение указанного слова (вылезли).
6. Во второй части текста найти два однокоренных слова и выделить в них корень.
7. Указать количество звуков в слове погреться.
Примерные речевые задания:
1. Озаглавить текст по теме и записать заголовок.
2. Составить и записать план текста: озаглавить по теме или главной мысли каждую из двух его частей.
Лист корректировки рабочей программы
№ п/п | Название раздела | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по русскому языку 2 класс по программе школы России
Рабочая программа по русскому языку для 2 «А» класса ГСКОУ 3-4 вида г. Петровск-Забайкальска на 2011-2012 учебный год разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку 1 класс "Школа России" и календарно–тематическое планирование уроков русского языка
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 1 класса составлена на основе авторской программы Канакиной В.П., Горецкого В.Г, Бойкиной М.В. УМК &laqu...
Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...