Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Валеева Фидалина Рифовна

Образовательная программа «Школа 2100».

Учебник: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. «Русский язык». 2 класс. М.: Баласс, 2005.

Цель: Научить составлять предложения из слов, опираясь на вопросы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konstr-ie_pred-iy_iz_slov.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы.

Тип урока: Изучение нового материала.        

Образовательная программа «Школа 2100».

Время проведения: декабрь.

Учебник: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. «Русский язык». 2 класс. М.: Баласс, 2005.

Цель: Научить составлять предложения из слов, опираясь на вопросы.

Задачи урока:

Обучающая:

-        Формировать умение ставить вопрос к словам разных частей речи.
Развивающая:

-        Развивать орфографическую зоркость, внимание, память, восприятие на слух, умение работать в паре.

Воспитательная:

-        Учить ребят аккуратности в работе, воспитывать любовь к родной
природе.

Оборудование:

Учитель: карточки со словарными словами; магнитофон, аудиокассета, этимологический словарь, толковый словарь.

Ученик: учебник, рабочая тетрадь, карандаш, линейка, ручка, плоски 3-х цветов со словами.

Организация рабочих мест:

Учебник, рабочая тетрадь, ручка, карандаш, линейка, полоски желтого, зеленого, розового цвета, на которых написаны предложения.


Этапы урока

Ход урока Содержание

Задача этапа

I. Организационный момент

Ребята! Готовы к уроку? (Да)

На вас надеюсь я, друзья.

Мы хороший дружный класс

Все получится у нас!

-   Я думаю, что урок получится интересным и познавательным. А для этого нужно быть очень внимательным и старательным.

Эмоционально положительный настрой на урок

Создание ситуации успеха, доверия Мотивационный компонент урока

II. Чистописание

-        Чтобы подготовить руку к письму, вспомним написание строчной и заглавной буквы «р».

-        Вспомните, из каких элементов они состоят?
(Образец на доске)

-        Запишите в тетрадь.

И этим буквам мы будем уделять повышенное внимание на уроке.

Нацеливание на работу

Анализ элементов буквы «Р» и буквы «р». Посадка!

III. Словарная

работа

-        Вот так горе! Вот беда

В словах запутались слова Все они из трех слогов Кто помочь словам готов? (На доске записаны слова)

Собака, роща, камыш.

Вода, роман, народ.

Добела, родина, газета.

Колос, рота, ваза. Задание: Из каждого слова взять только первый слог и составить новое слово, которое записать в тетрадь. Проверка: Карточки со словами на доске. Сорока, ворона, дорога, корова.

-        Что общего у всех слов? (Безударная буква «о», со
четание оро, три слога).

-        На какие группы можно разделить эти слова?

-        Какое слово лишнее? Почему?

-        Составьте устно предложение с любым из этих
слов.

-        А я составила предложение о правилах дорожного
движения со словом дорога.

(Всегда внимательно переходите через дорогу).

Дидактическая игра «Шифровка»

Воспитание внимательного пешехода.

IV. Создание проблемной ситуации.

-        Прочитайте слова, записанные на доске.
Жила, Вовы, у, ворона.

-        Можно ли эти слова назвать предложением? (Нет)

-        Можно ли из них составить предложение? (Да)

-        Назовите признаки предложения

Постановка проблемной задачи. Подведение учащихся к новой теме.

а)        Предложения состоят из слов

б)        Первое слово в предложении пишется с заглав
ной буквы

в)        В конце предложения ставится точка.

г)        Все слова в предложении связаны по смыслу
-   Кто составит предложение из этих слов?

(2-3 чел.) Итог: Мы составляли предложения из слов, т.е. конструировали. А кто такие конструкторы? Чем они занимаются? Сегодня мы будем с вами конструкторами речи.

Повторение изученного материала

Знакомство со словами «конструктор», «конструирование»

V. Сообщение темы урока

Тема урока: Конструирование предложений

-        Сегодня на уроке мы будем учиться конструиро
вать предложения

-        Что может помочь нам в их составлении? (Вопро
сы)

-        Не забывайте о вопросах - помощниках.

Сообщение цели урока

Обратить внимание на слова - помощники на доске.

VI. Упражнение в составлении предложений

Самостоятельная работа

-        Откройте учебники на стр. 62 №98.

-        Прочитайте задание про себя. Как вы поняли его?
1.

-        Прочитайте слова в первой строке.
камыш, чуткий, дремлет.

-        Поставьте вопрос к каждому слову.

-        О чем будет говориться в предложении
(О камыше. Что? Камыш).

-        Что именно о нем говорится?
(камыш (что делает?) дремлет.

-        От какого слова нужно задать вопрос к слову «чут
кий»? (Камыш (какой?) чуткий)

-        Какое получилось предложение?
(
Дремлет чуткий камыш)

-        Как вы понимаете лексическое значение слова
«чуткий»?

(Ученик читает по словарю толкование этого слова)

Это строчка из стихотворения И.Никитина «Утро». У него такой порядок слов: Дремлет чуткий камыш, Тишь, безлюдье вокруг...

-        Запишите это предложение в тетрадь.
2.

-        Прочитайте слова второй строки.
река, сонная, течет, медленно.

-        Поставьте вопрос к каждому слову.

-        Поставьте вопросы от слова к слову.

-        Можно из этих слов составить предложение? (Да)

-        Какое предложение получилось?

Вопросы - помощники этого предложения останутся на доске, а вы запишите его самостоятельно в тетрадь.

Ученик читает лексическое значение слова «чуткий» по толковому словарю.

Запись учеником на доске, остальные - в тетради,

Проверка предложения на доске и в тетрадях.

Запись предложения в тетрадях Посадка.

Проверка

Как? Что делает? Какая? Что?

-        Подчеркните опасные места.

-        В каком порядке вы поставили слова?

-        Почему?

-        Можно ли изменить порядок слов в этом предло
жении?

-        (Самостоятельная работа)

Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте 2-е предложение друг у друга. Ошибки исправьте простым карандашом.

-        Кто 5-ку получил? Кто 4?

Взаимопроверка предложения. Умение работать в паре.

Воспитывать чувство взаимопомощи. Форма работы - парная

VII. Физкультминутка

Мы конструкторы сегодня Будем складывать слова Шаг налево, шаг направо Выше руки, голова. А сейчас потянемся Нам работать нравится. Тихо сядем все опять Вместе думать и писать Предложенья составлять.

Прочитайте второе предложение еще раз. «Медленно течет сонная река»

Охрана здоровья. Снимается утомляемость, поддерживается эмоциональный настрой, развивается внимание

Слова на карточках располагаются под вопросами на доске.

VIII.

Работа со словарем

-        В какое время года течение реки замедляется и она
будто бы засыпает? (замой)

-        Положите головы на руки и послушайте музыку.

-        Как приятно зимой вспомнить весну.

-        Что эта музыка вам напоминает? (Капель)

-        Когда она бывает? (замой, весной)

-        Что такое капель?

-        Прочитайте на стр. 63 учебника значение этого
слова из толкового словаря

-        Учитель читает происхождение этого слова из эти
мологического словаря (Этимология - это наука о
происхождении слов).

Картина «Река со льдом»

Звучит фонограмма «Капель» П.И. Чайковского «Времена года»

Работа с толковым словарем и этимологическим. Умение находить нужное слов. На доске рассматривается рисунок капели.

IX. Конструирование предложений

-   Как называется тема урока?

(Конструирование предложений с помощью вопросов - помощников)

Самостоятельная работа

-        Итак, мы продолжаем учиться конструировать
предложения.

-        Сейчас вы будете работать в парах. Возьмите жел
тые полоски. Прочитайте на них слова

{капель, звенит, весенняя)

-        Составьте из них предложения.

-        Чтобы правильно изменить слова в предложении,
задавайте вопросы - помощники.

1)        О ком или о чем говорится в предложении? (кто?
или что?)

2)        Что о нем говорится? (что делает? Что сделал?)

3)        Какой он? Какая? или какие?

-        Прочитайте, какое предложение у вас получилось?
(Аналогичная работа с розовыми и зелеными по
лосками, на которых расположены следующие сло
ва:
большие, чернеют, сугробы, и, оседают;
идет, весна, весела, ранняя)

-        Прочитайте все 3 предложения.

-        А можно поставить слова в предложениях в другом
порядке?

-        Можно сказать, что у вас получился текст? Поче
му? Докажите.

(Предложения связаны между собой по смыслу, записаны в определенном порядке. Можно определить тему, основную мысль текста заголовком «Весенняя капель»

-        Запишите предложение, которое вам больше всего
понравилось в тетрадь.

-        Прочитайте предложения, которые вы записали.

Работа в парах Работа по алгоритму

Составление предложений на доске с помощью слов на цветных карточках

Повторение признаков текста

Запись предложений в тетрадь

Проверка фронтальная

X. Домашнее задание

-        С. 42 №83 (дополнительно для желающих)

-        С. 64 № 101 (всем учащимся)

-        Подготовиться к словарному диктанту

Дифференцированное домашнее задание

XI. Итог урока.

-        Чему научились?

-        Для чего необходимо уметь правильно конструи
ровать предложения?

-        Кому понравилось быть конструктором речи?

-        Составьте предложение по вопросам на капельках
о нашем уроке.
 

XII. Оценивание

-        Молодцы! Я очень благодарна вам за работу на
уроке.

-        Я заметила, что очень внимательно слушал на уроке.

Положительная оценка. Похвала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока по русскому языку: Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы.

1. Зна      зна мство с новым словарным словом;                    2. Закре...

Урок русского языка на тему: "Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы"2 класс Школа 2100

Данный урок позволяет развить умения учащихся конструировать предложения из слов, обогащает словарный запас и грамматический строй речи учащихся. Дети учатся беречь природу, любить свою малую родину.У...

Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы

Урок русского языка . Активазицация познавательной деятельности с применением ИКТ....

Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы.

Воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь; развивать умение ставить вопрос от слова к слову в предложении; закрепить развитие  умения конструировать предложения...