конструирование предложений из слов с опорой на вопросы "Зимой в лесу"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
КОНСТРУИРОВАНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ИЗ СЛОВ С ОПОРОЙ НА ВОПРОСЫ
(2 класс)
«ЗИМОЙ В ЛЕСУ».
Цели : отрабатывать навыки составления предложений из слов на вопросы; обобщать и закреплять знания учащихся о слове, предложении, тексте; проверить умение учащихся правильно писать изученные словарные слова; развивать речь учащихся; воспитывать умение слушать и слышать товарища.
ХОД УРОКА
Ребята, вы любите сказки? Нам пришло приглашение посетить сказочный лес. Для того, чтобы там оказаться мы с вами должны выполнить одно условие. Нужно всем сесть поудобнее, закрыть глаза и не открывать до тех пор пока не услышите звон волшебного колокольчика.
И так реснички опускаются
Глазки закрываются
Мы в сказочный лес с вами отправляемся
Вот и легкий ветерок
Наших щек касается
Вот и ветер наш дружок
Всем принес он холодок
Колокольчик он задел
Колокольчик зазвенел
Ребята , вот мы с вами и оказались в сказочном лесу на волшебной поляне. Посмотрите - зимой цветок распустился. Ребята, этот цветок не простой, сорвав лепесток и выполнив задание, вы получите крупицу знаний.
1 . На доске написано стихотворение (письмо по памяти ).(Приложение 1)
Первый снег.
Что такое за окном?
Сразу в доме посветлело!
Это снег лежит ковром,
Самый первый, самый белый!
2. «Исправь ошибки»
-ребята, совушка-умная головушка обращается к нам с просьбой -помочь исправить ошибки в объявлении, которое напечатал Незнайка
Прашу влесу не кричять и не шумеТь.
Соблудайте тишыну.
САВА.
3. Загадки. Если вы услышите звон колокольчика, то это слово запишите в тетради.
Тихо, тихо как во сне падает на землю снег.
Вот веселье для ребят все сильнее снегопад.
Словно в белый пуховик, нарядился снеговик.
Рядом снежная фигурка. Это девочка снегурка.
Словно в сказке, как во сне. Землю всю украсил снег.
Давайте проверим, что у вас получилось ( сверяют написанное с записью на экране)
-Придумайте с данным корнем однокоренное слово. Какие слова называются однокоренными. Докажите, что вы правильно выполнили задание.
Физминутка
я мороза не боюсь
я с ним крепко подружусь
подойдет ко мне мороз
тронет руку, тронет нос
значит надо не зевать,
прыгать, бегать, танцевать.
4. « составь предложения из рассыпанных слов»
( На экране появляется запись, учитель задает вопросы)
Снег, пушистый, выпал, белый. Зима, холодная, наступила, снежная. Льдом, речка толстым покрылась.
- Это предложение? ( нет)
Ребята, докажите свое предположение. Что называется предложением?
- А можно ли из этих слов составить предложение? Как?
- о чем надо помнить, когда составляем предложение?
( вспомнить правило - что называется предложением)
К слову пушистый подберите синоним.
К слову толстый подберите антоним.
Выпал белый пушистый снег. Наступила холодная снежная зима. Речка покрылась толстым льдом. Записывают на листочке.
- Что можно сказать о получившихся , предложениях? (они связаны между собой по смыслу)
- как можно сказать записанное? (текст)
- Что такое текст? (учащиеся дают определение текста)
- Чего не хватает в нашем тексте? ( названия)
- Назовите его. ( Зимой.) Запишите название на листочках.
5.- Зимой очень холодно. Люди утепляют жилища, надевают теплую одежду. Растения сбрасывают листву и засыпают. Многие животные тоже засыпают. Есть такие животные, которые в холодные дни мерзнут.
Мерзнут лапки у белки. Чьи лапки мерзнут? Беличьи.
Мерзнут лапки у волка. Чьи лапки мерзнут? Волчьи.
Мерзнут лапки у лисы. Чьи лапки мерзнут? Лисьи.
Мерзнут лапки у зайца. Чьи лапки мерзнут? Заячьи.
У мышки мерзнут лапки. Чьи лапки мерзнут? Мышиные.
-найди пары и соедини стрелочкой:
ежи …….рыщут
зайцы……спят в норе
медведи……скачут
лоси…..спят в берлоге
составить предложение из рассыпаны слов ( холодов, заснул, в своей, с наступлением , берлоге, рисунок медведя). Предложение записывают на листочках. ( С наступлением холодов медведь заснул в своей берлоге.)
6. Осенью многие птицы улетают на юг в теплые страны, а снегири только зимой прилетают к нам. Они называются снегирями , потому что появляются вместе снегом. Дело в том, что для снегирей наши леса и есть теплые края, летом они живут гораздо севернее.
Исправь ошибки
Голуби……каркают
Вороны……трещат
Воробьи…..ухают
Сороки…..воркуют
Филины…..чирикают
Физминутка
Птички прыгают, летают
Птички прыгают, поют
Птички крошки собирают
Зернышки клюют
Клювики почистили
Дальше полетели
И на место сели
Голодно и холодно птичкам зимой. (записывают это предложение на листочках )
(На листочках появляется запись)
Выпал белый пушистый снег. Наступила холодная снежная зима. Речка покрылась толстым льдом.
С наступлением холодов медведь заснул в своей берлоге. Голодно и холодно птичкам зимой.
-можно ли сказать, что записанные предложения будут составлять текст? Докажите. Озаглавьте данный текст.
7.-Ребята, мы уже знаем, что с наступлением морозов в лесу много птиц погибает не от холода , а от голода.
А мы свами сможем помочь им зиму перезимовать? Как? (ответы детей)
-У вас было домашнее задание подготовить (нарисовать, наклеить, сделать вырезки из газет) картины на тему «Зимой в лесу».
- Сейчас мы с вами вместе поможем нашим лесным обитателям. (коллективная работа)
8. на экране появляется запись.
Елка в лесу.
Лакомились гостинцами зайцы и птицы.
Ваня принес морковку.
Петя развесил на ветках бусы из рябины.
Ребята нарядили в лесу елку.
- это предложения? ( да)
- можно ли сказать, что записанные предложения составляют текст? ( нет) почему? Докажите. Что надо вспомнить? (ответы детей)
- составьте из данных предложений текст
Ребята нарядили в лесу елку. Ваня принес морковку Петя развесил на ветках бусы из рябины Лакомились гостинцами зайцы и птицы.
-Как можно озаглавить текст по -другому ? (Зимой в лесу.)
8. Оценивание. Подведение итогов.
- Какую цель перед собой ставили? Достигли?
- что было самым важным, главным на уроке
Что нужно запомнить?
Можно сказать мы с вами успешно потрудились.
-Кто из товарищей лучше всех работал?
Почему вы так считаете?
- Что можете сказать о личном вкладе в общую работу.
- Я узнал,
- Я поняла
-Я доказала
-Оценивание учителем
Использованная литература
Проектная деятельность в начальной школе. Волгоград: Учитель , 2011г.
Информационнные технологии на уроках. . Волгоград: Учитель , 2011г.
Развитие офографической грамотности младших школьников. . Волгоград: Учитель , 2011г.
Приложение 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация урока по русскому языку: Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы.
1. Зна зна мство с новым словарным словом; 2. Закре...
Урок русского языка на тему: "Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы"2 класс Школа 2100
Данный урок позволяет развить умения учащихся конструировать предложения из слов, обогащает словарный запас и грамматический строй речи учащихся. Дети учатся беречь природу, любить свою малую родину.У...
Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы
Урок русского языка . Активазицация познавательной деятельности с применением ИКТ....
Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы.
Воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь; развивать умение ставить вопрос от слова к слову в предложении; закрепить развитие умения конструировать предложения...
Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы.
Образовательная программа «Школа 2100».Учебник: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. «Русский язык». 2 класс. М.: Баласс, 2005.Цель: Научить составлять предложения из слов, опираясь на вопросы....