Урок русского языка на тему: "Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы"2 класс Школа 2100
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс) по теме

Нестерова Галина Васильевна

Данный урок позволяет развить умения учащихся конструировать предложения из слов, обогащает словарный запас и грамматический строй речи учащихся. Дети учатся беречь природу, любить свою малую родину.Урок побуждает учащихся к самостоятельному, творческому поиску, формирует умения применять знания в новых условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnologicheskaya_karta.doc77.5 КБ
Файл rus_yaz_2_klass_svoya.pptx2.89 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Предмет: русский язык.

Класс: 2 «А»

Программа: УМК «Школа 2100»

Тема урока: «Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы».

Тип урока: урок развития умений.

Учитель: Нестерова Галина Васильевна

Техническое оснащение урока:

1. Компьютер.

2. Интерактивная доска.

3. Карточки со словами.

.Учебно-методическое обеспечение:

УМК « Школа 2100», курс «Русский язык», Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.Пронина, 2 класс.

Вид медиапродукта :

Наглядная презентация учебного материала.

Среда, редактор, в котором выполнен продукт:

Методическая разработка по теме представлена в виде документа MS Word, мультимедийной презентации MS PowerPoint.

Методы, применяемые на уроке: 

  • Словесные (рассказ, беседа, объяснение, выступления учащихся)
  • Наглядный (презентация учителя, наблюдения учащихся)
  • Частично-поисковый
  • Проблемно-диалогическая технология.

Формы организации работы на уроке:

  • Фронтальная.
  • В парах.
  • Групповая.

Цели урока:

  • развитие умений конструировать предложения из слов;
  • дальнейшее обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

Цели использования ИКТ на уроке:

  1. Формирование умения применять знания в новых условиях.
  2. Побуждение учащихся к самостоятельному, творческому поиску.
  3. Обеспечение оптимизации учебного процесса, реализации идей развивающего обучения и совершенствования форм и методов его организации.

Задачи педагога: 

- формировать новые способы действий, обучать работе по плану, алгоритму; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

I. Организационный этап.

Настрой на урок.   Слайд 2.

         Прозвенел уже звонок

         Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнем урок.

Будем мы писать, трудиться,

Ведь заданья – нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы – ученики.

        На уроке не зевай –

        Сразу всё запоминай!

        Чтоб минутка не пропала,

        Мысль чтоб точно в цель попала!

        Чтобы в русском языке

        Равных не было тебе!

Хочешь грамотным быть, учись мыслить, думать и творить!

- Сегодня у нас необычный урок русского языка.  Мы все вместе отправимся в гости к Осени. Будем наблюдать осенние изменения в природе.

ΙI. Актуализация знаний.

– Откройте тетрадь. Она будет нашим дневником наблюдений.

– Что надо записать? (Дату.)

.– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

 Чистописание и  орфографическая минутка

Звучит фрагмент из «Времена года» П.И. Чайковского.Учитель на фоне музыки читает стихи

    Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора:

Стоял ноябрь уж у двора.

Учитель:

- О каком времени года шла речь? Как называется осень в ноябре?

-Говорят, что ноябрь – ворота зимы, сумерки года. Объясните , почему?

- Сегодня мы в гостях у осени.

Послушайте  строки стихотворения  Елены Благининой «Осень», представьте себе осенний день, нарисованный в нём.

Елена Благинина «Осень»

Если встанешь на заре –

крыши в сером серебре…

Длинно тень ложится,

долго лист кружится

Пусть на строчке в тетради  у вас также красиво закружаться буквы, как кружатся в воздухе осенние листья

Лл  Ёё  Вв  Нн  Оо  Зз  Яя  Ее  Юю

На какие две группы можно разбить эти буквы?

Какая буква среди гласных лишняя и почему? (о)

Что объединяет все согласные буквы? (звонкие)

В ноябре зима с осенью спорит.

- Как вы понимаете смысл написанного?

 Запишите, подчеркните опасные места и поставьте ударение.

(Один ученик выполняет эту работу у доски с пояснением)

- 

2. Словарная работа

Отгадайте загадки, отгадки запишите:

Сегодня дождь, как из ведра.
Он льётся с самого утра.
А вчера гуляли вволю:
В роще, на лугу, по полю.
Так расщедрилась природа!
Эх, хороша была …
(погода).

Поле чёрно-белым стало:
Падает то дождь, то снег.
А ещё похолодало —
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи?
  (Ноябрь)

Стали дни короче.
Ночью дождик лил.
И пришел стекольщик -
Лужи застеклил
(мороз)

- Угадайте птиц, которые живут у нас круглый год.

 Я назову лишь действия этих птиц, а вы по ним узнаете и запишите названия. Показ слайдов после отгадывания слова.

1) Летает, прыгает, чирикает… (воробей). Слайд

2) Летает, ворует, стрекочет…  (сорока).    Слайд .

3) Летает, важничает, клюёт, каркает … (ворона). Слайд .

- Какое общее правило правописания объединяет эти слова?

             (Сочетание –оро- )

- Поставьте ударение, подчеркните –оро-, запомните написание слов.

 Слово учителя:

- Сегодня нам предстоит изучить новое словарное слово, попробуйте догадаться какое.

(Использование элемента театрализации)

Диалог Рябинки и Гриба в исполнении обучающихся.

(Звучит фрагмент П.И. Чайковского «Времена года»)

 

Рябинка

У осеннего ковра

Я одна, одна, одна.

Очень скучно на ветру

Рано-рано поутру…

 

Гриб

Нет, красавица, моя!

Среди листьев вырос я,

И любуюсь я тобой,

Алой ягодкой лесной.

Зря скучаешь, зря томишься,

Вот сейчас увидишь: птицы

Прилетят их поклевать.

Так чего же унывать!

Рябинка

Пусть летят, что за беда!-

Ягод хватит – это да!

Ну, конечно, горьковаты,

Но вкусны и мягче ваты.

Подморозил их мороз,

Сладости во вкус принёс.

Слово учителя:

-О какой ягоде шла речь? ( о рябине)

 

<Cлайд > 

-Рассмотрите ветку рябины.

- Почему эта ягода получила такое название?

Слово учителя:

Кудрявые соцветия рябины в пору цветения выделяются своей пестротой. «Рябые» говорили в народе. Гроздья среди резных листьев ярко, пёстро рябят.

 

Б) Задания.

1. Работа с орфографическим словарем(работа в парах)

Учитель:

-Найдите это слово в словаре, запишите и выделите орфограмму.

(один ученик записывает слово на доске)

2. Подберите однокоренные слова (запись на доске и в тетрадях)

Рябина, рябинка, рябинушка, рябиновый

3. Выделите в словах корень, обозначьте орфограмму.

4. Запишите под диктовку предложение:

   В ноябре одна ягода, да и то горькая рябина.

 

Слайд 6.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

III. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения).

1   3   3

На слайде слова:

красивые,прилетели,к,снегири,рябине                          Слайд 7.

 Что записано на доске? (Слова.)

– Составьте из них предложение. (К рябине прилетели красивые снегири.)Слайд 8.

– Есть ли ещё какие-нибудь варианты? (– Что вы сделали для того, чтобы составить предложение? (Поставили слова в нужном по смыслу порядке.)

– Всегда ли был одинаковый порядок слов? (Нет, возможны варианты.)

– Сформулируйте на основе этого задания цель урока.

Сегодня мы будем учиться составлять предложения из слов, расставляя слова в нужном порядке.

-Сформулируйте тему урока

Конструирование предложений из слов.         Слайд 9.

ФИЗМИНУТКА

Веселые грибники

Меж еловых мягких лап

Дождик кап, кап, кап.

Где сучок давно засох,

Серый мох, мох, мох.

Где листок к листку прилип,

Вырос гриб, гриб, гриб.

Кто нашёл его, друзья?

Это я, я, я!

Хлопают в ладоши.

Потирают ладошки.

«Грибы»- дети поднимаются.

Дети берутся за руки.

Прогулка в лес».

Только в лес мы вошли –

Появились комары.

Дальше по лесу шагаем

И медведя мы встречаем.

Дальше по лесу идём –

Перед нами водоём.

Прыгать мы уже умеем.

Прыгать будем мы смелее.

1-2, 1-2, позади уже вода.

Мы шагаем, мы шагаем,

Руки выше поднимаем.

Впереди из-за куста

Смотрит хитрая лиса.

Мы лисичку обхитрим –

На носочках пробежим.

Зайка скачет в чистом поле,

Хорошо скакать на воле!

Помахали мы зайчишке –

непоседе, шалунишке.

Но закончилась игра

И учиться нам пора.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ΙV. Развитие умений – применение знания.

1  3  5  3  1    

1.Работа в учебнике.

Упр. 98 – развивается умение конструировать предложения из слов, расставляя их в определённом порядке. Для выработки умения вместе с детьми составляется алгоритм.

Алгоритм фиксируется на доске во время рассуждения.

Дети записывают предложение из слов камыш, чуткий, дремлет.

Например, Чуткий камыш дремлет.

– Что нужно найти вначале? (Главные слова, грамматическую основу.)

– Как это можно сделать? (Вспоминаем алгоритм нахождения основы предложения: определить, о чём будет говориться в предложении и что именно будет говориться.)

– Что поможет нам в этом? (Вопросы.)

– Определяйте, из каких слов будет состоять основа.

– О чём будет говориться в предложении? (О камыше – (что?) камыш.)

На доске фиксируется: 1. кто? что?

– Что именно о нём говорится? (Камыш (что делает?) дремлет.) Как вы понимаете значение этого слова?

Ниже на доске записывается: 2. что делает?

– От какого слова надо поставить вопрос к слову чуткий? (От слова камыш камыш (какой?) чуткий.)

Ниже ещё одна запись: 3. другие вопросы.

4. Составляем предложение, расставляя слова по смыслу.

– А теперь послушайте. Это строчка из стихотворения И. Никитина «Утро». У него такой порядок слов:

Дремлет чуткий камыш,

Тишь, безлюдье вокруг...

– Что же произошло со словами? (Они поменялись местами.)

– Сделайте вывод: как могут располагаться слова в предложении?

(Слова в предложении располагаются свободно, они могут меняться местами.)

Второе предложение ученики составляют сами, опираясь на алгоритм:

1. кто? что?

2. что делает?

3. другие вопросы.

4. Составляем предложение расставляя слова по смыслу.

 2.Работа по группам.

-Составьте предложения из слов.

морозы, Стоят, сильные

снежинки, В, закружились, воздухе

полянки, Пушистый, укрыл, снег

Не птиц покормить забудь

Проверка

– Что получилось? (Текст.)

– Подберите к нему название, обсудите в группах. («Пришла зима»)    Слайд 10.

Спишите текст. Найдите однокоренные слова. Снежинки, снег. Выделите корень. –снеж-, -снег-.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к работе, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

V. Итог урока.

Рефлексия.

-Какая тема урока? Какие цели? Для чего нужно уметь составлять предложения? Добились цели?

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

Оцените себя с помощью таблицы.

Сегодня на уроке

      я узнал...
    было непросто ...
     у меня получилось ...
     хотелось бы ...
     мне запомнилось ...
     я попробую .

  • было интересно…
  • было трудно…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я почувствовал, что…
  • … я научился…
  • у меня получилось …
  • я смог…
  • я попробую…
  • меня удивило…
  • мне захотелось…

..       Слайд 11.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы. Русский язык. 2 класс Учитель: Нестерова Галина Васильевна

Слайд 2

Хочешь грамотным быть, учись мыслить, думать и творить!

Слайд 4

Красиво писать – красоту творить Минутка чистописания Лл Ёё Вв Нн Оо Зз Яя Ее Юю В н… ябре з … ма с ос… нью спорит .

Слайд 5

Словарная работа П … ГО ΄ ДА О

Слайд 6

Н … Я ΄ Б Р Ь О

Слайд 7

М … Р О ΄ З О

Слайд 8

В … Р … Б Е ΄ Й О О

Слайд 9

С … Р О ΄ К А О

Слайд 10

В … Р О ΄ Н А О

Слайд 11

Р … Б И ΄ Н А Я

Слайд 12

Физминутка

Слайд 13

Определяем тему урока Проблема, поиск решения Красивые, прилетели, к, снегири, рябине К рябине прилетели красивые снегири.

Слайд 14

Определяем основной вопрос урока Тема: Конструирование предложений из слов

Слайд 15

Алгоритм 1. Кто? Что? 2. Что делает? 3. Другие вопросы. 4. Составляем предложение расставляя слова по смыслу. Применяем знания

Слайд 16

Творческая работа Работа в группах Подул холодный ветер. В воздухе закружились снежинки. Деревья надели снежные шапки. Пушистый снег укрыл полянки. Не забудь покормить птиц! Подберите к нему заглавие. Пришла зима.

Слайд 17

Рефлексия Посмотрите в свою тетрадь : Кто написал чисто? Кто написал аккуратно? Кто написал без ошибок? ( Оцените своего соседа)

Слайд 18

Сегодня на уроке я узнал... было непросто ... хотелось бы ... мне запомнилось ... было интересно… было трудно… теперь я могу… я научился… я смог… меня удивило… мне захотелось…

Слайд 19

Урок окончен! Спасибо за работу!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме: «Конструирование сочетаний слов и предложений со словами, отвечающими на вопросы кто? что?»

Основная цель:  Сформировать у учащихся умение составлять сочетание слов по схемам. ЗадачиОбразовательные задачи:1) Систематизировать знания учащихся о словах, которые отвечают на вопр...

Описание результатов работы над темой самообразования:«Орфографическое чтение на уроках русского языка, как основа формирования грамотного письма слов с непроверяемым написанием в классах для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (VII вид)»

В программе по русскому языку в начальной школе предусмотрено обязательное изучение слов с непроверяемым написанием, традиционно называемых «словарными». Тема «Непроверяемые гласные и согласные в корн...

Презентация к уроку русского языка на тему "Выведение правила написания безударных падежных окончаний имен существительных". Программа "Школа 2100",4 класс

Презентация содержит материал к  уроку по данной теме, включая все основные этапы урока: словарная работа, определение основного вопроса урока, открытие нового знания, развитие умения, итог урока...

Презентация к уроку русского языка на тему "Характеристика предложения и слова как части речи" 4 класс

Разработка презентации по русскому языку четвертого класса. Тема презентации "Характеристика предложения и разбор слова как части речи". К учебнику 4 класса. Программа "Перспективная на...

Урок русского языка, посвящённый Дню победы. "Обобщение и систематизация знаний о глаголе". 3 класс. "Школа России".

Урок, посвящённый Дню Победы в ВОВ. Обобщение и систематизация знаний обучающихся о глаголе, о его роли в речи в 3 классе. Программа "Школа России". учебник Канакиной В.П....