Технологическая карта метапредметного урока по русскому языку в малокомплектной школе
методическая разработка по русскому языку на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_v_malokomplektnoy_shkole.doc | 113 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка в малокомплектной школе
Мышова Татьяна Викторовна
МБОУ «Улыбышевская основная общеобразовательная школа»
Класс – комплект : 3 и 4 класс
Русский язык 3 класс Тема урока: «Сложные слова» (первый урок в теме)
Русский язык – 4 класс Тема урока : «Однородные члены предложения» ( первый урок в теме)
Фундаментальный объект : слово
Продукт: схема
Вид учебной деятельности: 3 класс- работа со словом, лексическим значением слов
4 класс – работа с предложением, с грамматической ролью слов в предложении
Цель: | |
3 класс | 4 класс |
- формирование образовательных компетенций учащихся по предмету «Русский язык» по теме « Сложные слова» через их включение в образовательную деятельность в учебном процессе. Совершенствовать знания обучающихся по теме « Слово. Образование слов», познакомить с понятием «простые» и «сложные слова» и случаями их написания. | - формирование образовательных компетенций учащихся по предмету «Русский язык» по теме «Однородные члены предложения» через их включение в учебную деятельность . Совершенствовать знания обучающихся по теме « Главные и второстепенные члены предложения»», познакомить с понятием «Однородные члены предложения» |
Задачи урока:
Учебные задачи, направленные на формирование личностных результатов обучения:
а) формирование чувства гордости за свой родной языку, его словарного богатства;
б) развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
в) формирование уважительного отношения к иному мнению;
г) воспитание лучших качеств личности: чуткости, сопереживания, доброжелательности, трудолюбия, целеустремлённости, терпения, эмоционально-нравственной отзывчивости.
д) активизация познавательной активности обучающихся, повышение уровня учебной мотивации, развитие творческих способностей каждого ученика.
е) создание наиболее благоприятных условий для сохранения физического и психического здоровья детей.
Учебные задачи, направленные на формирование метапредметных результатов обучения ( УУД ):
а) формирование умения принимать и сохранять учебные задачи;
б) формирование умения планировать, контролировать и оценивать свою работу;
в) формирование умения работать со словами: анализировать, синтезировать и предъявлять;
г) формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции,
д) развитие умений работать в статичных парах в режиме интерактивного обучения, делегировать полномочия, распределять роли.
е)развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, обобщения
ж) формирование умения самостоятельно строить схемы на основе самостоятельно добытых знаний
1. Повысить уровень сформированности УУД через включение обучающихся в учебную деятельность.
Повышение самооценки, уровня познавательной активности и школьной мотивации детей в процессе учебной деятельности .
Вовлечение детей с разными способностями и с разным уровнем интеллекта в учебную деятельность.
Оборудование (создание информационной, подготовительной предметно-развивающей среды)
Пронумерованные карточки со словами, карточка с заданием ( 3 класс), технологические карты , шаблон схемы для заполнения( 4 класс)
Таблички с названиями групп, листы самооценки.( 3 класс, 4 класс)
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- освоение доступных способов изучения природы (наблюдение, сравнение, классификация др.) с получением информации из разных источников, в открытом информационном пространстве;
- знакомство с понятиями «простые слова», «сложные слова»
-формирование умения проводить элементарный сравнительный анализ
Планируемый результат:
-учащиеся познакомятся с новым понятиями
-приобретут элементарные навыки сравнительного анализа;
-научатся строить простейшие схемы;
Этапы урока | Цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | |||||||
1. Организационный | 3 класс | 4 класс | 3 класс | 4 класс | 3 класс | 4 класс | 3класс | 4 класс | |||
Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности | Мотивация, выявление уровня готовности. Учитель зачитывает четверостишие: «С благоговеньем прикасайся К тому, чем ты вооружён, Твори светло и упивайся Безбрежным русским языком» | Отражение настроения. | 1. Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание. 2. Регулятивные: Целеполагание, планирование, контроль, волевая саморегуляция. | ||||||||
2. Актуализация знаний и постановка проблемы. Постановка цели урока | Актуализировать и зафиксировать знания по предмету , подвести учащихся к постановке цели урока. | Для работы на уроке мы с вами разделимся на две группы. Возьмите лист бумаги со словом и определите, какой частью речи оно является: если слово-имя существительное, то вы будите работать в группе под названием «ДОБРО», если ваше слово- глагол, то вы попадаете в группу «Желать» | Выдаёт учащимся технологические карты. | Учащиеся делятся на группы. | Учащиеся получают технологические карты, внимательно их прочитывают и приступают к выполнению задания. | ||||||
3. Постановка учебной задачи | !.Научиться обрабатывать полученную информацию. 2.Мотивация к учебному действию. 3. Выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося | Для успешной работы давайте вспомним, как называется главная часть слова( корень), что такое основа слова? (часть слова без окончания. Сейчас вы каждый составите схему к своему слову и начертите её на листке бумаги. | Какие знания вам понадобились для выполнения задания? Какие трудности возникли? | Учащиеся отвечают на вопросы учителя и составляют схему к слову. | Учащиеся объясняют , что для выполнения задания им понадобились знания по теме «Главные и второстепенные члены предложения» Учащиеся формулируют вопросы по трудностям, которые возникли. | Регулятивные: -Уметь слушать в соответствии с целевой установкой - принимать и сохранять учебную цель и задачу Познавательные: - постановка и решение проблемы; - подведение под понятие | |||||
4.Открытие нового знания | 1.Организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия: инструкция целеполагание предъявление результата | 1,-А теперь вы все превратитесь в волшебников и попробуете найти себе пару из другой группы по номеру и соединить два слова в одно (составленные слова крепятся на доске). Запишите все слова, которые у нас получились в тетрадь 2. Теперь внимательно посмотрите и скажите: -сколько корней в слове с которым вы выходили? ( один), а после соединения? (два) Учитель делает вывод, а учащиеся этот вывод договаривают: Слова, в которых один корень-называются ПРОСТЫМИ, подумайте и скажите…как будут называться слова в которых два корня?...(СЛОЖНЫМИ) Обратите внимание на корни в сложных словах, как они близко стоят.Значит корни дружат. А что помогло им так сильно подружиться? (дети внимательно смотрят на слова и делают вывод, что корням помогают подружиться гласные О и Е и добавляют эти гласные в схему.Эти гласные называются СОЕДИНИТЕЛЬНЫМИ | Что нового вы заметили в разборе предложения по членам? | Учащиеся соединяются парами по номерам карточек и строят новые слова. Полученные слова обучающиеся записывают в тетрадь Учащиеся проговаривают правило и строят схемы во вновь образовавшихся парах: простое сложное ͡ ͡͡ ͡ ˽ ˽ ˽
͡ ͡͡ ͡ ˽ ˽(о, е) ˽ | Учащиеся объясняют новизну разбора (члены предложения повторяются; встретились два подлежащих, три сказуемых, два обстоятельства, три определения, два дополнения) Учащиеся рассматривают заполненную схему и добавляют пропущенные элементы (схема в технологической карте) | Коммуникативные: Рефлексия своих действий(полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий) Познавательные: Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме Самостоятельно строить схемы и формулировать вывод | |||||
5. Структуирование полученных знаний | 1.Построение способа действий | Как определить простое это слово или сложное? Постройте схему к простому слову и к сложному. Попробуйте сформулировать тему урока (Тема урока: «Сложные слова») | Отвечают на вопросы учителя. Самостоятельно строят схемы с рассуждением. Формулируют тему урока. | Проговаривание правила по самостоятельно заполненной схеме. | Регулятивные: Выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий; Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу задания Познавательные: Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в усной форме | ||||||
6. Первичное закрепление полученных знаний | Учитель раздаёт карточки с заданием «Распределить слова на простые и сложные « | Записывают слова в два столбика ПРОСТЫЕ и СЛОЖНЫЕ | Работа в учебнике стр. | Регулятивные: Действовать по инструкции Познавательные: Владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач | |||||||
Рефлексия | Каждый ребёнок заполняет табличку под названием «Закончи предложение» | ||||||||||
Д.з.: записать 5 сложных слов и доказать, почему эти слова так называются (доказываем с помощью схем) | Придумать 3 предложения с однородными членами |
ПРИЛОЖЕНИЕ:
Рефлексия
Закончи предложение:
1. на уроке для меня было важно_______________________________________________________
2. На уроке мне было сложно__________________________________________________________
3. Теперь я умею______________________________________________________________________
4. На уроке у меня получилось________________________________________________________
Р – 3 ПРОСТОЕ СЛОВО
͡
˽
сложное слово
͡ ( о, е) ͡
˽ ˽
добро
желать
Слова для обучающихся 3-его класса для деления на группы
Имена существительные: 1) птица 2) пар 3) змея 4) нефть 5) дым 6) машина 7) канат
Глаголы: 1) ловить 2) ходить 3) ловить 4) проводить 5) ходить 6) строить 7) ходить
Р- 3 Слова для первичного закрепления.
Карточка.
Спиши слова, распределив их на два столбика (подумай, как будут называться эти столбики). Запиши название столбиков самостоятельно!
Громоотвод, птицелов, железнодорожный, громогласный, школа, утконос, перепёлка, канатоходец, дымоход, скалолаз, паровоз, теплоход, ледоход, ледостав, пылесос, водомерка, бегемот.
Р – 4 Технологическая карта для урока по теме «Однородные члены предложения»
1. Внимательно прочитай предложения.
2.Выполни грамматический разбор предложений с указанием грамматических признаков.
3.Понаблюдай и сделай вывод, что нового и необычного появилось в разборе предложений по членам.
Предложение №с 1.
Летом зреет рожь, пшеница, овёс и ячмень.
Предложение № 2.
Кот ещё сильнее выгнул спину, зашипел и ударил Каштанку лапой по голове.
Предложение № 3.
Зима лютая хотела заморозить людей, зверей, птиц.
Предложение № 4.
Летом, осенью, зимой и весной радует нас природа своей красотой.
Схеме по теме «Однородные члены предложения» для заполнения учащимися.
Какие члены предложения повторяются? отобрази это в схеме!
Однородные члены предложения:
1. Отвечают на один и тот же______________________________________________________________
2. Являются одним и тем же _______________________________________________________________
3. Стоят в одном и том же __________________________________________________________________
4. Интонация _____________________________________________________________________________
Схеме по теме «Однородные члены предложения» ( готовый продукт )
Однородные члены предложения:
1. Отвечают на один и тот же вопрос
2. Являются одним и тем же членом предложения
3. Стоят в одном и том же роде, числе, падеже, лице (глаг., мест.)
4. Интонация перечисления
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по русскому языку в малокомплектной школе (2-4 класс)
План урока по русскому языку в малокомплектной школе.Такие разработки мало в интернетресурсах.Предлагаю один из таких уроков.2 и 4 классы.2 класс-тема "Образование слов при помощи приставок",4 к...
Технологическая карта темы урока по русскому языку «Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода».
Технологическая карта темы урока по русскому языку «Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода». Тема«Правописание безударных падежных окончаний...
Технологическая карта открытого урока по русскому языку 3 класс "Правописание суффиксов и приставок"
Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС...
Технологическая карта открытого урока по русскому языку.2 класс. Программа "Школа России"(Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова). Тема урока: "Перенос слов".
Технологическая карта открытого урока.Тема урока "Перенос слов". Русский язык. 2 класс. Программа"Школа России". Авторы-Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова.Урок разработан учителем начальных классов -Федор...
Технологическая карта открытого урока по русскому языку 3 класс "Однокоренные слова.Обобщение"
Материал рекомендуется для проведения урока обобщения по теме "Однокоренные слова"...
Технологическая карта открытого урока по русскому языку на тему: "Слова- антонимы". УМК "Начальная школа XXI века"
Урок соответствует всем требованиям ФГОС. Учащиеся в занимательной форме повторяют изученное, подбирают ключи к открытию новых знаний, составляют алгоритм действий и, открыв тайны русского языка,.знак...
Технологическая карта открытого урока по русскому языку "Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными" (УМК "Школа России", 2 класс)
Открытый урок по русскому языку во 2 классе по УМК "Школа России". Тема урока : "Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными"....