Технологическая карта темы урока по русскому языку «Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода».
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме
Технологическая карта темы урока по русскому языку «Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода».
Тема | «Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода» |
Класс | 4 |
Цель | Отработка умений и навыков грамотного написания безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода. |
Задачи
|
|
Планируемые результаты | Личностные УУД: - Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные: - Уметь определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД). - Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию. (Коммуникативные УУД). - Уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. (Познавательные УУД). Предметные: - умение определять окончания прилагательных; - усвоение учащимися правила определения окончаний прилагательных; - умение определять мягкую и твердую основу прилагательных; - обеспечение освоения учащимися зависимости имени прилагательного от имени существительного; - умение составлять блок-схему (зависимости имени прилагательного от имени существительного по правилу определения окончания прилагательного); - умение формулировать вопросы к прилагательному; - умение составлять алгоритм для определения написания безударного окончания прилагательного. |
Основные понятия | безударные падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода – орфограмма, блок-схема, алгоритм для определения грамотного написания безударного написания прилагательных. |
Межпредметные связи | Литературное чтение И. Бунин. Стихи. Развитие речи – «Составление предложений, используя слова – антонимы». |
Ресурсы: - основные - дополнительные |
Учебник Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова «Русский язык», «Дидактический материал (упражнения)». с.59 №6 Проектор, экран, презентация, ноутбук, карточки, опорные схемы. Электронная физкультминутка Королёвой И. Н. учителя начальных классов (источник http://www.rusedu.ru/ ) |
Организация пространства | Работа фронтальная, самостоятельная, индивидуальная, работа в группах.
|
Интернет-ресурсы | http://rusedu.ru/, http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223, http://www.nachalka.com/, http://www.uroki.net/docnach.htm, http://www.proshkolu.ru/ http//aida.ucoz.ru, http://literatura5.narod.ru/pushkin5.html, blestki.com, http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola- |
Аннотация | Данный урок проведен в 4 классе по УМК "Школа 2100". Тип урока – изучение нового. Урок с презентацией. |
Технология проведения
| Деятельность учеников | Деятельность учителя | Обучающие и развивающие задания каждого этапа | Диагностирующие задания каждого этапа | ||||||||||||
I этап. Организационный момент. Цель: -Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку
| Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Создает эмоциональный настрой на урок
| - Здравствуйте, дорогие гости, ребята. Я рада вновь видеть ваши глаза, улыбки. Покажите и вы мне, с каким настроением начинаете наш урок. (Дети поднимают «личико») Могут даже у ребят Сбыться все желания, Нужно только, говорят, Приложить старания | Iэтап. Организационный момент. (Коммуникативные, Регулятивные УУД)
| ||||||||||||
II. Актуализация опорных знаний.
| Записывают на доске и в тетради, производят взаимооценку. Объясняют правописание окончаний прилагательных. | Выдвигает проблему.
| -Открываем тетради, записываем число, классная работа. - Прочитайте текст на слайде. (Слайд 1) - Как определить окончания прилагательных? (ответ хором). Правило: Когда есть прилагательное И нужно обязательно Узнать про окончание, - Внимание, внимание! Правел легче нет на свете: Что в вопросе – то в ответе. -Определите окончания прилагательных, запишите текст (один ученик работает у доски) -Проверяем (Слайд 2) | II. Актуализация опорных знаний. Фронтальная работа | ||||||||||||
III. Формулировка темы урока, постановка цели Цель: -создание условий для формулировки учащимися темы урока; Задача: организовать постановку цели урока детьми. | Формулируют тему урока. Составляют план урока. | Побуждает к высказыванию своего мнения. Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы | -Что мы повторили? Какой будет тема урока? (ответы детей)(Слайд3)
| II. Формулировка темы урока, постановка цели Учащимся на уроке предстоит составить алгоритм для определения написания безударного окончания прилагательных. Самое важное отработать навык написания безударного окончаний прилагательного единственного числа мужского и среднего рода (Регулятивные УУД)
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)
Уметь определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД) | ||||||||||||
IV. Работа по теме урока.
Цель: -Отработка навыка правописания безударного падежного окончания прилагательного единственного числа мужского и среднего рода. | Фронтальная работа. Отвечают на вопросы.
Выполняют упражнение. Вставляют пропущенные буквы (подбирают проверочные слова), расставляют недостающие знаки препинания, составляют схему предложения | Организует фронтальный опрос
Осуществляет: -индивидуальный контроль; -выборочный контроль.
| Фронтальный опрос. Беседа по вопросам: 1) На какой вопрос отвечают прилагательные мужского и среднего рода в И.п. и В.п.? (ответы детей) 2) На какой вопрос отвечают прилагательные мужского и среднего рода в Р.п.? (ответы детей) 3) На какой вопрос отвечают прилагательные мужского и среднего рода в Д.п., Т.п. и П.п.? (ответы детей) ( Слайд 4)
- Можно ли сказать, что безударное окончание прилагательных – это орфограмма? - Предложите порядок рассуждения для определения написания безударного окончания прилагательных. (Слайд 5)
Учащиеся под руководством учителя составляют блок-схему по правилу определения окончания прилагательного. (Слайд 6)
Работа с учебником Теоретический материал повторили, теперь перейдем к практике. -Открываем учебник на стр.161 №25
25. Прочитайте текст.
Утреннее со..нце осв..тило зимний сонный лес. Пуш..стый сне.. укрыл за..чий сле.. . Мохнатый вет..р гуляет в чистом пол.. . Он зам..тает стёжки-дорожки.
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Разберите предложения по членам. Укажите падеж прилагательных. Выделите в них окончания.
-Прочитайте задание -Что будете делать? (ответы детей)
| IV. Работа по теме урока. Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД) Уметь находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на предыдущих уроках. (Познавательные УУД)
Самостоятельная работа в рабочей тетради. По очереди комментируют предложение. Составляют схему на доске Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД) Уметь находить ответы на вопросы, используя свои знания (Познавательные УУД, Регулятивные УУД )
| ||||||||||||
V. Электронная физкультминутка http://www.rusedu.ru/ |
|
|
|
| ||||||||||||
VI. Контролирующее задание Цели: - проверка освоения учащимися умения определять написание безударного окончания прилагательного мужского и среднего рода. -проверить знания учащихся по теме урока
| 1.Устанавливают соответствие падежу его окончаний.
2. Работа в группах.
3.Работают в парах, проверяют и оценивают.
| Организует закрепление знаний. Организует фронтальную работу. (постановка, цели и план действий);
Организует взаимопроверку по эталону.
Организует оценочные высказывания учащихся.
| 1. Игра «Ералаш» (Слайд 7)
Класс делится на три группы. Выбрать куратора. Каждый учащийся в группе объясняет написание «своего» окончания прилагательного, остальные члены группы следят за правильностью объяснения. Куратор оценивает работу. (Слайд 8). -На какие правила, вы опирались при выполнении задания? (ответы детей)
3. Творческая работа. - Допишите пословицы, вставляя вместо точек антонимы слова противоположные по смыслу. 1) … дело лучше … безделья. 2) У мудрого человека … уши и … язык. -Поменяйтесь тетрадями проверьте работу по слайду, поставьте оценку. (Слайд 9). -Если все правильно 5 -Одна ошибка 4 -Две ошибки 3
| IV. Контролирующее задание Выполняют задания по карточкам.
Уметь находить ответы на вопросы, используя свои знания (Познавательные УУД)
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).
Взаимопроверка выполненной работы Называют правило, на которое опирались при выполнении задания (Коммуникативные УУД, (Познавательные УУД )
| ||||||||||||
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) Задачи: - подвести итог проделанной работе на уроке - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
| Отвечают на вопросы учителя.
По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли. Формулируют конечный результат своей работы на уроке. | Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. Акцентирует внимание на результатах учебной деятельности учащихся на уроке. | - Какая тема урока была? - Какие задачи ставили? Достигли цели?
- Расскажите по схеме, чему научились на уроке. (Слайд №10, №11) | Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Формулируют конечный результат своей работы на уроке. (Регулятивное УУД)
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД) | ||||||||||||
VII.Домашнее задание | Записывают домашнее задание в дневниках | Дает: -комментарий к домашнему заданию | Составить карточку для самостоятельной работы по определению безударного падежного окончания прилагательного единственного числа мужского и среднего рода (от 5 до 10 словосочетаний) (Слайд №12) | VII. Домашнее задание |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentaciya_k_uroku_po_russkomu_yazyku_v_4_klasse.ppt | 916.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Прочитайте строки из стихотворения Ивана Бунина: Убаюкала вьюга сед … Дикой песнею лес опустел … А над лесом все выше и выше Всходит месяц, - и в дивн … покое. Замирает морозн … полночь И хрустальн … царство лесн … ! Назовите прилагательные, которые поэт употребляет в переносном значении?
Проверяем Убаюкала вьюга седая Дикой песнею лес опустелый А над лесом все выше и выше Всходит месяц, - и в дивном покое. Замирает морозная полночь И хрустальное царство лесное! Разберите по составу прилагательные, которые поэт употребляет в переносном значении.
Тема урока: «Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода» И.п. и В.п .(неодуш. сущ.) какой? з олотой (колос) какое? с пелое (зерно) Р.п. и В.п .(одуш. сущ.) какого? з олотого (колоса) какого? с пелого (зерна) Д.п. какому? з олотому (колосу) с пелому (зерну) Т.п. каким? з олотым (колосом) с пелым (зерном) П.п. о каком? о золотом (колосе) о спелом (зерне)
Памятка. Для того чтобы правильно написать безударное окончание имени прилагательного, нужно: Найти в предложении существительное, к которому относится прилагательное, определить род и падеж. Вспомнить окончание прилагательного в этом падеже. Сравнить окончание прилагательного в этом падеже. Сравнить окончание прилагательного и окончание вопроса, на который оно отвечает.
Физкультминутка Мы старались, мы учились. Мы старались, мы учились И немного утомились. Сделать мы теперь должны Упражненье для спины. (Вращение корпусом вправо и влево.) Мы работаем руками. Мы летим под облаками. Руки вниз и руки вверх. Кто летит быстрее всех'? (Дети имитируют движения крыльев.) Чтобы ноги не болели. Раз - присели, два - присели. Три. Четыре. Пять и шесть. Семь и восемь. Девять, десять. (Приседания.) Рядом с партою идем, (Ходьба на месте.) И садимся мы потом. (Дети садятся за парты.)
Блок-схема как х сущ. + прил.
Игра «Ералаш» ому Р.п. ом ого Д.п. его ым Т.п. им ем П.п. ему ?
Работа в группе 1-я группа Знатн… происхождение На золотист… сиянии Из-за рыхл… снега На рябеньк… яичко К рябинов… квасу С секретн… замком К сердечн … привету Сквозь серебрист… иней У сер… волка 2-я группа В чист… море У хмур… утра В цепк… взгляде У хлебн… магазина О здешн… жителе С ценн… подарком Для янтарн… ожерелья При ярк… свете О ясн… солнышке 3-я группа Про жарк… лето К добр… молодцу О дорож… происшествии В крайн… доме О заботлив… сыне На зимн… пальто В жидк… тесто Легк.. морозом Вкусн… салом
Творческая работа Допишите пословицы, вставляя вместо точек антонимы (слова противоположные по смыслу) … дело лучше … безделья. У мудрого человека … уши и … язык.
Проверяем: Маленькое дело лучше большого безделья. У мудрого человека длинные уши и короткий язык.
Рефлексия Какая тема урока была? Какие задачи ставили? Достигли цели? Расскажите по схеме, чему научились на уроке.
Закончите предложение Я (очень, не очень) доволен (льна) собой, потому что (смог(ла), не смог(ла)) написать пословицы самостоятельно.
Домашнее задание Составить карточку для самостоятельной работы по определению безударного падежного окончания у прилагательных единственного числа мужского и среднего рода (от 5 до 10 словосочетаний).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Безударные падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа
Уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляю открытый урок, который проводила в 4 классе на семинаре директоров. Конспект составлен по учебнику русского языка Зелениной. К уроку прилакается презента...
Разработка урока русского языка в 4 классе по теме: "Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода. Зимующие птицы".
Тема: Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода. Зимующие птицы.Цели: 1. Обобщить знания учащихся по теме «Склонение имён прилагательных мужского и ...
Конспект урока. 4класс. Русский язык "Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных"
Урок связан с замечательным событием - "Спортивная олимпиада. Сочи 2014."...
Открытый урок.Русский язык.Тема: Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода (обобщение) 3 класс.
Открытый урок.Русский язык.Тема: Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода (обобщение)3 класс....
Технологическая карта к уроку по русскому языку "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных во всех падежах." 4 класс
Урок составлен в соответствие с ФГОС...
Презентация по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода»
Презентация по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода» (4 класс)...
Презентация по русскому языку на тему "Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода"
Презентация поможет научиться правильно писать безударные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода....