Урок по русскому языку в 4 классе по теме «Синтаксический разбор предложения»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Урок русского языка по УМК "Начальная школа XXI века".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_1_po_russkomu_yazyku_v_4_klasse_po_teme.docx | 41.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по русскому языку в 4 классе по теме
«Синтаксический разбор предложения»
Цель: повторить характеристики предложения по цели высказывания, интонации и структуре; отработать порядок выполнения синтаксического анализа предложения.
1. Организационный момент.
Подготовка рабочего места.
-Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать пожеланием.
– Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день. А теперь присаживайтесь на свои рабочие места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.
- Орфографическая минутка
Листопад
Иван Бунин
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой...
Вот на ветке лист кленовый.
Нынче он совсем как новый!
Весь румяный, золотой.
Ты куда, листок? Постой!
МУЗЫКА
- Какое чувство вызывают у вас падающие листья?( радости, восторга, удивления, печали)
Хочется ли вам кружиться вместе с листвой?
Продолжаем тему осени
И я вам предлагаю словарь осени. Ваша задача: вставить пропущенные орфограммы и записать их в тетрадь.
З_л_тая, вет_р, п.р.лётные (птицы), шел_ст, лист.пад, к_рмушки, ул_тают, лист.я.
3.Актуализация знаний, целеполагание. Работа с интерактивной доской.
Что объединяет эти слова? (эти слова на тему «Осень»)
Все словарные слова я записала в три группы и добавила в каждую из них еще несколько слов, которые помогут нам составить интересные предложения .
золотая птицы кружатся
перелетные листья падают
разноцветный ветер улетают
шаловливый ковёр покрывает
тёплые листопад наступила
К какой части речи относятся слова 1 группы? ( 2 и 3 группы?)(
– Что можно составить из данных слов? (предложения, текст).
– Правильно!
– Какую работу можно провести с предложением? Как называется такой разбор?(синтаксический разбор предложения).
– Сформулируйте тему урока. (Синтаксический разбор предложения).
-Что такое синтаксис?
Синтаксис – это раздел науки о языке, изучающий строение словосочетаний и предложений, и взаимодействие в них различных частей речи.
-Прорекламируйте этот раздел русского языка.
Для успешной работы предлагаю вам сформулировать учебные задачи:
- Вспомнить виды предложений.
- Построить алгоритм разбора предложения.
- Выполнить синтаксический разбор предложений по алгоритму.
– Молодцы! Можем эти задачи считать планом урока.
– Каждый возьмите со стола личную карточку, подпишите её.
4. Организация усвоения способов деятельности
– Первая учебная задача: вспомнить виды предложений. Посмотрите внимательно на экран и дополните:
1. Предложения по цели высказывания бывают …
(повествовательное – о чем-либо рассказывает (повествует), побудительные – побуждает к выполнению действия, вопросительные – задаётся вопрос);
2. Предложения по интонации бывают……… (восклицательные и невосклицательные);
3. Предложения по наличию грамматических основ бывают………. (простые – содержат 1 грамматическую основу и сложные – содержит 2 и более грамматических основ);
4. Предложения по наличию второстепенных членов бывают ………. (распространённые – предложение с второстепенными членами и нераспространённые – предложения, содержащие только грамматическую основу).
– Эти пункты относятся к характеристике предложения. Что ещё можем определить в предложении? (разобрать по членам предложения и по частям речи, составить схему).
– Посмотрите внимательно на слайд и выберите ответ:
1. Члены предложения бывают………
(дополнение главные звук буква второстепенные вопросительные);
Главные члены предложения - это………..
(прилагательное подлежащее наречие фонема сказуемое);
Второстепенные члены предложения – это …
(глагол определение синтаксис дополнение союз обстоятельство).
Молодцы!
Первую учебную задачу выполнили , отметьте в личной карточке выполнение задачи и оцените свою работу на данном этапе.
Следующий пункт плана…. (дети продолжают).
– Возьмите конверт №1, и из предложенных карточек в паре с соседом составьте алгоритм синтаксического разбора:
1. Определи вид предложения по цели высказывания
2. Определи интонацию предложения.
3. Найди грамматическую основу
4.Найди второстепенные члены предложения и определи, распространённым или нераспространённым является предложение.
5.Укажи, есть ли в предложении однородные члены.
– Прочитайте полученный алгоритм. (Если поменяли 1 и 2 пункты, то ошибки нет)
– Готовый алгоритм разбора предложения лежит на партах на … карточке. На него можете опираться при разборе предложения.
Вторую учебную задачу выполнили , отметьте в личной карточке выполнение задачи и оцените свою работу на данном этапе.
А теперь немного отдохнем. (Физминутка)
Следующая задача – тренироваться в выполнении синтаксического разбора по алгоритму.
Чего для этого не хватает? (Предложения).
Работа в группах
Из слов составить предложение об осени и сделать его синтаксический разбор.
(Каждая группа записывает своё предложение на доске)
Работа с учебником
Стр. 71 упр. 4
Третью учебную задачу выполнили , отметьте в личной карточке выполнение задачи и оцените свою работу на данном этапе.
5. Итог урока. Оценивание детей.
– Существует такое высказывание:
Человек прожил день зря, если не узнал что-то новое.
-Для вас день прожит не зря?
-Что нового вы узнали?
Выставление оценок.
6. Рефлексия
Вспомните, как вы работали на протяжении всего урока, и поставьте итоговую оценку за весь урок:
– всё понял на уроке, трудностей не было;
– имел трудности на уроке;
- было сложно, не понял тему урока.
Раскрасить осенние листья и ими помахать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по русскому языку в 4 классе по теме: "Синтаксический разбор предложения"
Урок по русскому языку в 4 классе по теме: «Синтаксический разбор предложения»Урок комплексного применения знаний и способов деятельностиЦель: создать содержательные и организационные условия для само...
Технологическая карта урока по русскому языку 4г класс ФГОС Тема урока: Как отличить простое предложение от сложного.
Конспект урока русского языка для четвертого класса по теме: Как отличить простое предложение от сложного....
Технологическая карта урока по русскому языку, 3 класс по теме "разбор слова по составу"
Предмет: Русский зыкТема урока: разбор слова по составуЦели урока: повторить темы «состав слова» и «словообразование»Планируемые результаты: · Предметные:...
Технологическая карта урока по русскому языку, 3 класс по теме "морфологический разбор имени прилагательное "
Предмет: Русский зыкТема урока: морфологический разбор имени прилагательное Цели урока: развитие умения определять и называть грамматические признаки имен прилагательных (производить морфоло...
Конспект урока по русскому языку 2 класс по теме "Повторение по теме предложение"
Конспект урока по русскому языку 2 класс по теме "Повторение по теме предложение"...
Урок русского языка 4 класс по теме " Морфологический разбор имени прилагательного. " УМК "Школа России
Тип урока: Урок повторения, углубления и обобщения изученного. Цель: развивать умение называть грамматические признаки имён прилагательных (производить морфологический разбор Оборудование: ...