Урок по русскому языку в 4 классе по теме: "Синтаксический разбор предложения"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Урок по русскому языку в 4 классе по теме: «Синтаксический разбор предложения»

Урок комплексного применения знаний и способов деятельности

Цель: создать содержательные и организационные условия для самостоятельного применения школьниками комплекса знаний и способов деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trunicheva_gm.rar546.17 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок по русскому языку в 4 классе по теме

«Синтаксический разбор предложения»

Урок комплексного применения знаний и способов деятельности

Цель: создать содержательные и организационные условия для самостоятельного применения школьниками комплекса знаний и способов деятельности.

1. Организационный момент.

Подготовка рабочего места. Запись числа в тетради.

-Добрый день, ребята. Сегодня я, Гузелия Махмутовна, проведу у вас урок русского языка. Наш урок мне хотелось бы начать  пожеланием.

– Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день. А теперь присаживайтесь на свои рабочие места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.

2. Минутка чистописания.

-Определим букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она находится в слове, которое является лМишним в данной группе и

обозначает мягкий согласный, который находится в суффиксе этого слова: пейзаж  январь  рисовать  мороз

(Лишнее слово рисовать, т.к. обозначает действие; мягкий согласный в суффиксе т,)

Определим порядок следования элементов в ряду: т/тт//ттт///

-Напишем эту цепочку букв в указанной последовательности, продолжим

закономерность до конца строки.

3.Актуализация знаний, целеполагание. Работа с интерактивной доской.

– Внимательно прочитайте слова (….). Что о них можно сказать? (слова различных частей речи).

– Какие части речи вы знаете? (..)

– Распределите  слова  по частям речи.  Кто попробует? (работа на интерактивной доске; задавать вопрос к каждому слову)

существит.

прилагательное

глагол

наречие

союз

предлог

сугробы

ранняя

запели

ярко

и

на

проталинки

любимый

наступила

весело

улицы

весеннее

город

– Что можно составить из данных слов? (предложения, текст).

– Правильно!

– Какую работу можно провести с предложением? Как называется такой разбор? (синтаксический разбор предложения).

– Сформулируйте тему урока.  (Синтаксический разбор предложения).

Синтаксис – это раздел науки о языке, изучающий строение словосочетаний и предложений, и взаимодействие в них различных частей речи.

Для успешной работы предлагаю вам сформулировать учебные задачи:

  • Вспомнить виды предложений.
  • Построить алгоритм разбора предложения.
  • Выполнить синтаксический разбор предложений по алгоритму.

– Молодцы! Можем эти задачи считать планом урока.

– Каждый возьмите со стола личную карточку,  подпишите её.

4. Организация усвоения способов деятельности

– Первая учебная задача: вспомнить виды предложений. Посмотрите внимательно на экран и дополните:

1. Предложения по цели высказывания бывают  …

(повествовательное – о чем-либо рассказывает (повествует), побудительные – побуждает к выполнению действия, вопросительные – задаётся вопрос);

2. Предложения по интонации бывают……… (восклицательные и невосклицательные);

3. Предложения по наличию грамматических основ бывают………. (простые – содержат 1 грамматическую основу и сложные – содержит 2 и более грамматических основ);

4. Предложения по наличию второстепенных членов бывают ………. (распространённые – предложение с второстепенными членами и нераспространённые – предложения, содержащие только грамматическую основу).

– Эти пункты относятся к характеристике предложения. Что ещё можем определить в предложении? (разобрать по членам предложения и по частям речи, составить схему).

– Посмотрите внимательно на слайд и выберите ответ:

1. Члены предложения бывают………

(дополнение  главные  звук  буква   второстепенные  вопросительные);

Главные члены предложения - это………..

(прилагательное   подлежащее    наречие   фонема   сказуемое);

Второстепенные члены предложения – это ……….– Этот материал вы в начальной школе не изучаете, но может  кто-нибудь знает и поможет нам?

(глагол    определение      синтаксис     дополнение        союз      обстоятельство).

Молодцы!

(Слайд с учебными задачами)

Первую учебную задачу выполнили (задача меняет цвет), отметьте в личной карточке выполнение задачи и оцените свою работу на данном этапе.

Следующий пункт плана…. (дети продолжают).

– Возьмите конверт 1, и из предложенных карточек в паре с соседом составьте алгоритм синтаксического разбора:

1. Определение грамматической основы предложения.

2. Указание частей речи.

3. Составление схемы предложения.

4. Характеристика (по цели высказывания, по интонации, по наличию грамматических основ, по наличию второстепенных членов предложения).

– Прочитайте полученный алгоритм. (Если поменяли 1 и 2 пункты, то ошибки нет)

-- Сверьте полученный план с образцом (на доске).

– Готовый алгоритм разбора предложения лежит на партах на … карточке. На него можете опираться при разборе предложения.

(Слайд с учебными задачами)        

Вторую  учебную задачу выполнили (задача меняет цвет), отметьте в личной карточке выполнение задачи и оцените свою работу на данном этапе.

А теперь немного отдохнем. (Физ.минутка)

Следующая задача – тренироваться в выполнении синтаксического разбора по алгоритму.

Чего для этого не хватает? (Предложения).

В начале урока вы составляли предложения на тему «Весна в Воркуте». Вам предлагаю готовые предложения о Воркуте.

Слайд с предложениями:

  • Вот и наступила долгожданная весна в нашем любимом городе.
  • Скоро теплый ветер растопит остатки снежного ковра, и тундра наденет весенний наряд.

Запишите в личную карточку первое предложение. Работаем по алгоритму.

- 1й пункт …. (назовите ….)

- 2й пункт …

- Из предложенных схем выберите подходящую. (Работа с интерактивной доской)

  •  [  ̶    ].
  •  [    ̶   ,   ̶   и   ̶   ].
  •  [    ̶  ].
  •  [  ̶    ], и [  ̶    ].

- 4й пункт … Прочитайте составленную характеристику.

- Запишите второе предложение и выполните синтаксический разбор самостоятельно.

(Ученик разбирает предложение и выполняет самоанализ и самооценивание.)

Скоро теплый ветер растопит остатки снежного ковра, и тундра наденет  весенний наряд и (Повествовательное, невосклицательное, сложное, распространенное).

– А теперь поменяйтесь карточками и сделайте взаимопроверку, если есть неточности, то исправьте аккуратно простым карандашом. Те, кто закончил, верните карточку соседу и сверьте синтаксический разбор с экраном. У кого предложение разобрано правильно? Кто допустил ошибку? Какую?

- Посмотрите внимательно на экран, вам предлагаются  готовые схемы  предложений, составьте  предложение к любой из схем и записать в личной карточке.  (Проверка).

Третью  учебную задачу выполнили (задача меняет цвет), отметьте в личной карточке выполнение задачи и оцените свою работу на данном этапе.

5. Рефлексия

Вспомните, как вы работали на протяжении всего урока, и поставьте  итоговую оценку за весь урок:

– всё понял на уроке, трудностей не было;

– имел трудности на уроке;

         

                                                    - было сложно, не понял тему урока.

6. Итог урока. Оценивание детей.

– У кого сегодня всё получилось на уроке, и кому было легко, поднимите руки.

– У кого были сложности во время урока? Кому было сложно?

– Молодцы! Вы хорошо поработали на уроке.

В нижней части карточки написано домашнее задание, связанное с темой урока. Есть какие-нибудь вопросы по выполнению домашнего задания?

– На каждой парте лежат по 3 фрагмента пазла с синтаксическим разбором предложения. Ваша задача в паре определить, какое предложение разобрано правильно и выйти с данным пазлом к доске.

– Переверните выбранные части и соберите изображение.

– У вас получилось первое весеннее цветущее растение Воркуты – мать-и-мачеха. А это значит, что вы успешно справились с темой урока. Спасибо за урок!!! (Слайд с цветком на экране).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока по Русскому языку 3 класс Школа 2100. Тема: Разбор слов по составу

Текстовый файл содержит план урока по Русскому языку в 3 классе по программе "Школа 2100", учебник Бунеевых, тема "Разбор слов по составу", с применением интерактивной доски. Файл формата notebook сод...

Конспект урока по русскому языку 4 класс Тема: "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"

Конспект урока по русскому языку 4 класс "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"...

Конспект урока по русскому языку 4 класс Тема: "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"

Цель урока: создание педагогических условий для ознакомления учащихся с понятиями "простые и сложные предложения"; сформировать представление о простых и сложных предложениях....

Технологическая карта урока по русскому языку, 3 класс по теме "морфологический разбор имени прилагательное "

Предмет: Русский зыкТема урока: морфологический разбор имени прилагательное Цели урока: развитие умения определять и называть  грамматические признаки имен прилагательных (производить морфоло...

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Главные и второстепенные члены предложения"

Конспект урока по русскому языку 3 класс УМК "Школа России" Главные и второстепенные члены предложения....

Конспект урока по русскому языку 3 класс УМК Перспектива Тема: разбор глагола как часть речи

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Разбор глагола как части речи». Цели деятельности учителя: формирование представления о разборе глагола как части речиПланируемые результатыПред...