Урок по русскому языку в 4 классе по теме: "Синтаксический разбор предложения"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Урок по русскому языку в 4 классе по теме: «Синтаксический разбор предложения»
Урок комплексного применения знаний и способов деятельности
Цель: создать содержательные и организационные условия для самостоятельного применения школьниками комплекса знаний и способов деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trunicheva_gm.rar | 546.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по русскому языку в 4 классе по теме
«Синтаксический разбор предложения»
Урок комплексного применения знаний и способов деятельности
Цель: создать содержательные и организационные условия для самостоятельного применения школьниками комплекса знаний и способов деятельности.
1. Организационный момент.
Подготовка рабочего места. Запись числа в тетради.
-Добрый день, ребята. Сегодня я, Гузелия Махмутовна, проведу у вас урок русского языка. Наш урок мне хотелось бы начать пожеланием.
– Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день. А теперь присаживайтесь на свои рабочие места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.
2. Минутка чистописания.
-Определим букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она находится в слове, которое является лМишним в данной группе и
обозначает мягкий согласный, который находится в суффиксе этого слова: пейзаж январь рисовать мороз
(Лишнее слово рисовать, т.к. обозначает действие; мягкий согласный в суффиксе т,)
Определим порядок следования элементов в ряду: т/тт//ттт///
-Напишем эту цепочку букв в указанной последовательности, продолжим
закономерность до конца строки.
3.Актуализация знаний, целеполагание. Работа с интерактивной доской.
– Внимательно прочитайте слова (….). Что о них можно сказать? (слова различных частей речи).
– Какие части речи вы знаете? (..)
– Распределите слова по частям речи. Кто попробует? (работа на интерактивной доске; задавать вопрос к каждому слову)
существит. | прилагательное | глагол | наречие | союз | предлог |
сугробы | ранняя | запели | ярко | и | на |
проталинки | любимый | наступила | весело | ||
улицы | весеннее | ||||
город |
– Что можно составить из данных слов? (предложения, текст).
– Правильно!
– Какую работу можно провести с предложением? Как называется такой разбор? (синтаксический разбор предложения).
– Сформулируйте тему урока. (Синтаксический разбор предложения).
Синтаксис – это раздел науки о языке, изучающий строение словосочетаний и предложений, и взаимодействие в них различных частей речи.
Для успешной работы предлагаю вам сформулировать учебные задачи:
- Вспомнить виды предложений.
- Построить алгоритм разбора предложения.
- Выполнить синтаксический разбор предложений по алгоритму.
– Молодцы! Можем эти задачи считать планом урока.
– Каждый возьмите со стола личную карточку, подпишите её.
4. Организация усвоения способов деятельности
– Первая учебная задача: вспомнить виды предложений. Посмотрите внимательно на экран и дополните:
1. Предложения по цели высказывания бывают …
(повествовательное – о чем-либо рассказывает (повествует), побудительные – побуждает к выполнению действия, вопросительные – задаётся вопрос);
2. Предложения по интонации бывают……… (восклицательные и невосклицательные);
3. Предложения по наличию грамматических основ бывают………. (простые – содержат 1 грамматическую основу и сложные – содержит 2 и более грамматических основ);
4. Предложения по наличию второстепенных членов бывают ………. (распространённые – предложение с второстепенными членами и нераспространённые – предложения, содержащие только грамматическую основу).
– Эти пункты относятся к характеристике предложения. Что ещё можем определить в предложении? (разобрать по членам предложения и по частям речи, составить схему).
– Посмотрите внимательно на слайд и выберите ответ:
1. Члены предложения бывают………
(дополнение главные звук буква второстепенные вопросительные);
Главные члены предложения - это………..
(прилагательное подлежащее наречие фонема сказуемое);
Второстепенные члены предложения – это ……….– Этот материал вы в начальной школе не изучаете, но может кто-нибудь знает и поможет нам?
(глагол определение синтаксис дополнение союз обстоятельство).
Молодцы!
(Слайд с учебными задачами)
Первую учебную задачу выполнили (задача меняет цвет), отметьте в личной карточке выполнение задачи и оцените свою работу на данном этапе.
Следующий пункт плана…. (дети продолжают).
– Возьмите конверт №1, и из предложенных карточек в паре с соседом составьте алгоритм синтаксического разбора:
1. Определение грамматической основы предложения.
2. Указание частей речи.
3. Составление схемы предложения.
4. Характеристика (по цели высказывания, по интонации, по наличию грамматических основ, по наличию второстепенных членов предложения).
– Прочитайте полученный алгоритм. (Если поменяли 1 и 2 пункты, то ошибки нет)
-- Сверьте полученный план с образцом (на доске).
– Готовый алгоритм разбора предложения лежит на партах на … карточке. На него можете опираться при разборе предложения.
(Слайд с учебными задачами)
Вторую учебную задачу выполнили (задача меняет цвет), отметьте в личной карточке выполнение задачи и оцените свою работу на данном этапе.
А теперь немного отдохнем. (Физ.минутка)
Следующая задача – тренироваться в выполнении синтаксического разбора по алгоритму.
Чего для этого не хватает? (Предложения).
В начале урока вы составляли предложения на тему «Весна в Воркуте». Вам предлагаю готовые предложения о Воркуте.
Слайд с предложениями:
- Вот и наступила долгожданная весна в нашем любимом городе.
- Скоро теплый ветер растопит остатки снежного ковра, и тундра наденет весенний наряд.
Запишите в личную карточку первое предложение. Работаем по алгоритму.
- 1й пункт …. (назовите ….)
- 2й пункт …
- Из предложенных схем выберите подходящую. (Работа с интерактивной доской)
- □ [ ̶ ═ ].
- □ [ ═ ̶ , ̶ и ̶ ].
- □ [ ═ ̶ ].
- □ [ ̶ ═ ], и [ ̶ ═ ].
- 4й пункт … Прочитайте составленную характеристику.
- Запишите второе предложение и выполните синтаксический разбор самостоятельно.
(Ученик разбирает предложение и выполняет самоанализ и самооценивание.)
Скоро теплый ветер растопит остатки снежного ковра, и тундра наденет весенний наряд и (Повествовательное, невосклицательное, сложное, распространенное).
– А теперь поменяйтесь карточками и сделайте взаимопроверку, если есть неточности, то исправьте аккуратно простым карандашом. Те, кто закончил, верните карточку соседу и сверьте синтаксический разбор с экраном. У кого предложение разобрано правильно? Кто допустил ошибку? Какую?
- Посмотрите внимательно на экран, вам предлагаются готовые схемы предложений, составьте предложение к любой из схем и записать в личной карточке. (Проверка).
Третью учебную задачу выполнили (задача меняет цвет), отметьте в личной карточке выполнение задачи и оцените свою работу на данном этапе.
5. Рефлексия
Вспомните, как вы работали на протяжении всего урока, и поставьте итоговую оценку за весь урок:
– всё понял на уроке, трудностей не было;
– имел трудности на уроке;
- было сложно, не понял тему урока.
6. Итог урока. Оценивание детей.
– У кого сегодня всё получилось на уроке, и кому было легко, поднимите руки.
– У кого были сложности во время урока? Кому было сложно?
– Молодцы! Вы хорошо поработали на уроке.
В нижней части карточки написано домашнее задание, связанное с темой урока. Есть какие-нибудь вопросы по выполнению домашнего задания?
– На каждой парте лежат по 3 фрагмента пазла с синтаксическим разбором предложения. Ваша задача в паре определить, какое предложение разобрано правильно и выйти с данным пазлом к доске.
– Переверните выбранные части и соберите изображение.
– У вас получилось первое весеннее цветущее растение Воркуты – мать-и-мачеха. А это значит, что вы успешно справились с темой урока. Спасибо за урок!!! (Слайд с цветком на экране).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План урока по Русскому языку 3 класс Школа 2100. Тема: Разбор слов по составу
Текстовый файл содержит план урока по Русскому языку в 3 классе по программе "Школа 2100", учебник Бунеевых, тема "Разбор слов по составу", с применением интерактивной доски. Файл формата notebook сод...
Конспект урока по русскому языку 4 класс Тема: "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"
Конспект урока по русскому языку 4 класс "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"...
Конспект урока по русскому языку 4 класс Тема: "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"
Цель урока: создание педагогических условий для ознакомления учащихся с понятиями "простые и сложные предложения"; сформировать представление о простых и сложных предложениях....
Технологическая карта урока по русскому языку, 3 класс по теме "морфологический разбор имени прилагательное "
Предмет: Русский зыкТема урока: морфологический разбор имени прилагательное Цели урока: развитие умения определять и называть грамматические признаки имен прилагательных (производить морфоло...
Конспект урока по русскому языку 3 класс "Главные и второстепенные члены предложения"
Конспект урока по русскому языку 3 класс УМК "Школа России" Главные и второстепенные члены предложения....
Конспект урока по русскому языку 3 класс УМК Перспектива Тема: разбор глагола как часть речи
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Разбор глагола как части речи». Цели деятельности учителя: формирование представления о разборе глагола как части речиПланируемые результатыПред...