Конспект урока русского языка на тему "Слова с непроизносимыми согласными, которые надо запомнить"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Урок русского языка на тему "Слова с непроизносимыми согласными, которые надо запомнить" проводится в 3 классе по системе Л.В. Занкова.Учебник А.В.Поляковой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_neproiznosimye_soglasny_dlya_3_klassa.docx | 27.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Слова с непроизносимыми согласными, которые нужно запомнить.
Тип урока: комбинированный урок.
Цель: развитие умения наблюдать за орфограммами-буквами непроизносимых согласных в корне слова, находить в словах эту орфограмму и объяснять написание.
Задачи:
- Продолжить обучение проверке безударного гласного и парного согласного в корне; учить находить слова с данными орфограммами в тексте.
Развивать речь, внимание, умение сравнивать, анализировать, делать выводы.
Воспитывать аккуратность в работе, внимательное отношение друг к другу, прививать интерес к урокам русского языка.
Планируемые результаты:
Личностные:
1. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные:
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе фронтальной работы.
2. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные:
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Познавательные:
1. Обобщать и классифицировать по признакам.
2. На основе анализа объектов делать выводы.
3. Представлять информацию в виде схемы.
Средства обучения: учебник, тетрадь, доска, сигнальные карточки, презентация по теме, орфографические словарики П.А. Грушникова (1экз. на парту)
Ход урока:
I.Мотивация учебной деятельности: Приветствие учащихся.
- Мы будем на уроке думать? (Да)
А может будем спать? (Нет)
Мы будем рассуждать? (Да)
А в облаках летать? (Нет)
Друг другу помогать? (Да)
- Проверим готовность к уроку.
II. Чистописание: Запишите сочетания букв: стн здн лнц вст
III. Словарно- орфографическая работа:
1.Отгадайте загадки и запишите отгадки в тетрадь.
- Не царь, а в короне. Не всадник, а со шпорами (ПЕТУХ)
- Я сильней десяти коней. Где в полях пройду весной – летом станет хлеб стеной (ТРАКТОР)
- Замечательный дружище: деревянная ручища, да железный обушок – закалённый гребешок. Он у плотника в почёте – каждый день с ним на работе (ТОПОР)
- Сам худ, а голова с пуд (МОЛОТОК)
(Далее работа по слайдам)
2.Найди и справь ошибки и запиши слова: сарока, варобей, помедор, празник (СОРОКА, ВОРОБЕЙ, ПОМИДОР, ПРАЗДНИК)
- Какое слова лишнее и почему? (Лишнее слово «праздник», т.к. все остальные слова с безударной гласной, а в слово « праздник» с непроизносимой согласной)
3. Подбери однокоренные слова к слову «праздник» ( праздник, праздничный, праздновать, праздничек ), выдели корень. Есть ли среди них слово, в котором звук [ Д] слышится чётко? (Нет). Тогда почему пишется буква Д? (Произошло от устаревшего слова «праздь», сейчас слово является словарным, его надо запомнить).
IV. Актуализация знаний: «Ужасно интересно всё то. что неизвестно.»
1. Спиши предложение и найди слово, в котором букв больше, чем звуков. Почему? Докажи, что буква Т в слове «неизвестно» необходима. ( Проверочные слова: известие, весть, весточка)
2. Вспомните правило о непроизносимых согласных.
3.Распределите слова в два столбика: звёздный, праздничный, лестничный, гигантский, завистливый, чувственный, доблестный, бескорыстный, окрестный
(В столбик слова, где непроизносимую согласную можно проверить, в другой – где надо запомнить.) - Проводим подготовительную работу с использованием словаря
Записывают слова в 2 столбика под диктовку учителя и проверяют.
1группа: звёздный, гигантский, завистливый, доблестный, бескорыстный;
2 группа: праздничный, лестничный, чувственный, окрестный
V. Постановка учебной задачи:
1.Какова же тема сегодняшнего урока? (Непроизносимые согласные в корне слова)
2.На какие вопросы по этой теме мы уже ответили на предыдущих уроках? (Когда и где появляются непроизносимые согласные?- При стечении согласных в корне слова.- Как проверить непроизносимую согласную? – Надо подобрать такое однокоренное слово, чтобы звук произносился.)
3.Какие именно непроизносимые согласные нас сегодня интересуют? (Которые нужно запомнить)
VI. Усвоение новых знаний и способов действий:
1.Письмо словарных слов с непроизносимыми согласными по памяти ( Упр.234). Учитель формулирует задания; создаёт условия для самостоятельного выполнения упражнения.
2. Устно составляем несколько предложений с данными словами.
3. Письмо под диктовку с последующей проверкой словарных слов по словарю:
Лес…ница- чудесница бежит сама собой. Широкий пруд зарос густым трос…ником. Молния осветила всю окрес…ность.
VII. Закрепление знаний и способов действий:
1.Работа в паре (Используются слайды).
Зимой (солнце) светит, но не греет. В большом (сердце) и далёкое близко.
Догадайтесь, какие слова пропущены. Проведите исследование слов по плану:
А) Обсудите транскрипцию слова. Б) Подберите однокоренные слова. В) Выделите корень. Г) Сделайте вывод
2. К словам левого столбика подберите близкие по значению слова из правого столбика. Вставьте пропущенные буквы.
огромный наез…ник
печальный радос…ный
знаменитый извес…ный
всадник гиган…ский
весёлый грус…ный
VIII. Подведение итогов. Рефлексия.
- Что такое стечение согласных?
- Какая существует особенность написания и произношения слов со стечением согласных?
- Как называются согласные, которые в середине слова пишутся, но не произносятся?
- Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с непроизносимой согласной? (Иногда обратиться к словарю)
Оцените свою работу на уроке с помощью сигнальных карточек
- Ты работал на уроке с интересом или с трудом?
-Выполнил работу аккуратно или нет?
-Тебе было всё понятно или нет?
- Ты работал самостоятельно или по подсказке?
- Какое у тебя настроение?
IX. Домашнее задание. Упражнение 237; повторить словарные слова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.
Отработка правописания слов с непроизносимыми согласными с использованием ИКТ....
Урок русского языка "Правописание слов с непроизносимыми согласными"
Конспект открытого урока русского языка во 2 классе, разработанный в соответствии с требованиями ФГОС. Правописание непроизносимых согласных остается актуальной проблемой в области обучени...
Урок русского языка в 3 классе "Непроизносимые согласные"
Урок разработан в системно-деятельностном режиме....
Урок русского языка "Правописание слов с непроизносимыми согласными"
Представлен план и подробный конспект урока русского языка (3 класс) изучения орфограммы "Правописание непроизносимых согласных в словах"...
Урок русского языка в 3 классе "Непроизносимые согласные в корне слова"
Конспект проблемного урока в 3 классе "Непроизносимые согласные в корне слова".УМК "Школа России". Цель: -познакомить с новой орфограммой путём создания проблемной ситуации и орга...
Урок русского языка во 2 классе "Непроизносимые согласные в корне"(УМК "Перспектива")
Второй урок по теме "Непроизносимые согласные в корне" с презентацией и раздаточным материалом....
Урок русского языка по теме: Правописание непроизносимых согласных в корне слова.
Урок разработан в соответствии с ФГОС по программе "Начальная школа XXI века" (2 класс)....