Конспект урока русского языка на тему "Слова с непроизносимыми согласными, которые надо запомнить"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Новоселова Елена Геннадьевна

Урок русского языка на тему "Слова с непроизносимыми согласными, которые надо запомнить" проводится в 3 классе по системе Л.В. Занкова.Учебник А.В.Поляковой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_neproiznosimye_soglasny_dlya_3_klassa.docx27.04 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Слова с непроизносимыми согласными, которые нужно запомнить.

Тип урока: комбинированный урок.

Цель: развитие умения наблюдать за орфограммами-буквами непроизносимых согласных в корне слова, находить в словах эту орфограмму и объяснять написание.

Задачи:

  • Продолжить обучение проверке безударного гласного и парного согласного в корне; учить находить слова с данными орфограммами в тексте.

  • Развивать речь, внимание, умение сравнивать, анализировать, делать выводы.

  • Воспитывать аккуратность в работе, внимательное отношение друг к другу, прививать интерес к урокам русского языка.

Планируемые результаты:

Личностные:

1. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные:

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе фронтальной работы.

2. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные:

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Познавательные:

1. Обобщать и классифицировать по признакам.

2. На основе анализа объектов делать выводы.

3. Представлять информацию в виде схемы.

Средства обучения: учебник, тетрадь, доска, сигнальные карточки, презентация по теме, орфографические словарики П.А. Грушникова  (1экз. на парту)

Ход урока:

I.Мотивация учебной деятельности: Приветствие учащихся.

- Мы будем на уроке думать? (Да)

А может будем спать? (Нет)

Мы будем рассуждать? (Да)

А в облаках летать? (Нет)

Друг другу помогать? (Да)

- Проверим готовность к уроку.

II. Чистописание:  Запишите сочетания букв:  стн  здн   лнц вст

III. Словарно- орфографическая работа:

1.Отгадайте загадки и  запишите отгадки в тетрадь.

  • Не царь, а в короне. Не всадник, а со шпорами (ПЕТУХ)
  • Я сильней десяти коней. Где в полях пройду весной – летом станет хлеб стеной (ТРАКТОР)
  • Замечательный дружище: деревянная ручища, да железный обушок – закалённый гребешок. Он у плотника в почёте – каждый день с ним на работе (ТОПОР)
  • Сам худ, а голова с пуд (МОЛОТОК)

(Далее работа по слайдам)

2.Найди и справь ошибки и запиши слова: сарока, варобей, помедор, празник (СОРОКА, ВОРОБЕЙ, ПОМИДОР, ПРАЗДНИК)

- Какое слова лишнее и почему? (Лишнее слово «праздник», т.к. все остальные слова с безударной гласной, а в слово « праздник» с непроизносимой согласной)

3. Подбери однокоренные слова к слову «праздник» ( праздник, праздничный, праздновать, праздничек ), выдели корень. Есть ли среди них слово, в котором звук [ Д] слышится чётко? (Нет).  Тогда почему пишется буква Д? (Произошло от устаревшего слова «праздь», сейчас слово является словарным, его надо запомнить).

IV. Актуализация знаний:  «Ужасно интересно всё то. что неизвестно.»

1. Спиши предложение и найди слово, в котором букв больше, чем звуков. Почему? Докажи, что буква Т в слове «неизвестно» необходима. ( Проверочные слова: известие, весть, весточка)

2. Вспомните правило о непроизносимых согласных.

3.Распределите слова в два столбика: звёздный, праздничный,  лестничный, гигантский, завистливый, чувственный, доблестный,  бескорыстный, окрестный

 (В столбик слова, где непроизносимую согласную можно проверить, в другой – где надо запомнить.) - Проводим подготовительную работу с использованием словаря

Записывают слова в 2 столбика под диктовку учителя и проверяют.

1группа: звёздный, гигантский, завистливый, доблестный, бескорыстный;

2 группа: праздничный, лестничный, чувственный, окрестный

  V. Постановка учебной задачи:

1.Какова же тема сегодняшнего урока? (Непроизносимые согласные в корне слова)

2.На какие вопросы по этой теме мы уже ответили на предыдущих уроках? (Когда и где  появляются непроизносимые согласные?- При стечении согласных в корне слова.- Как проверить непроизносимую согласную? – Надо подобрать такое однокоренное слово, чтобы звук произносился.)

3.Какие именно непроизносимые согласные нас сегодня интересуют? (Которые нужно запомнить)

VI. Усвоение новых знаний и способов действий:

1.Письмо словарных слов с непроизносимыми согласными по памяти ( Упр.234). Учитель формулирует задания; создаёт условия для самостоятельного выполнения упражнения.

2.  Устно составляем  несколько предложений с данными словами.

3. Письмо под диктовку с последующей проверкой словарных  слов по словарю:

Лес…ница- чудесница бежит сама собой. Широкий пруд зарос густым трос…ником. Молния осветила всю окрес…ность.

VII. Закрепление знаний и способов действий:

1.Работа в паре (Используются слайды).

Зимой  (солнце) светит, но не греет. В большом (сердце) и далёкое близко.

Догадайтесь, какие слова пропущены. Проведите исследование слов по плану:

А) Обсудите транскрипцию слова. Б) Подберите однокоренные слова. В) Выделите корень. Г) Сделайте вывод

2. К словам левого столбика подберите близкие по значению слова из  правого столбика. Вставьте пропущенные буквы.

огромный                     наез…ник

печальный                   радос…ный

знаменитый            извес…ный

всадник                   гиган…ский

весёлый                  грус…ный

VIII. Подведение итогов. Рефлексия.

  1. Что такое стечение согласных?
  2. Какая существует особенность написания и произношения слов со стечением согласных?
  3. Как называются согласные, которые в середине слова пишутся, но не произносятся?
  4. Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с непроизносимой согласной? (Иногда обратиться к словарю)

Оцените свою работу на уроке с помощью сигнальных карточек

- Ты работал на уроке  с интересом или с трудом?

-Выполнил работу аккуратно или нет?

-Тебе было всё понятно или нет?

- Ты работал самостоятельно или по подсказке?

- Какое  у тебя настроение?

IX. Домашнее задание. Упражнение 237; повторить словарные слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

Отработка правописания слов с непроизносимыми согласными с использованием ИКТ....

Урок русского языка "Правописание слов с непроизносимыми согласными"

Конспект открытого урока русского языка во 2 классе, разработанный в соответствии с требованиями ФГОС. Правописание непроизносимых  согласных  остается актуальной проблемой в области обучени...

Урок русского языка в 3 классе "Непроизносимые согласные"

Урок разработан в системно-деятельностном режиме....

Урок русского языка "Правописание слов с непроизносимыми согласными"

Представлен план и подробный конспект урока русского языка (3 класс) изучения орфограммы "Правописание непроизносимых согласных в словах"...

Урок русского языка в 3 классе "Непроизносимые согласные в корне слова"

Конспект проблемного урока в 3 классе "Непроизносимые согласные в корне слова".УМК  "Школа России". Цель: -познакомить с новой орфограммой путём создания проблемной ситуации и орга...

Урок русского языка во 2 классе "Непроизносимые согласные в корне"(УМК "Перспектива")

Второй урок по теме "Непроизносимые согласные в корне" с презентацией и раздаточным материалом....

Урок русского языка по теме: Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

Урок разработан в соответствии с ФГОС по программе "Начальная школа XXI века" (2 класс)....