Урок русского языка по теме: Правописание непроизносимых согласных в корне слова.
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему
Урок разработан в соответствии с ФГОС по программе "Начальная школа XXI века" (2 класс).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_neproiznosimyh_soglasnyh_v_korne._gavrilenko.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА.
Тема: Правописание непроизносимых согласных в корне слова. Работа над ошибками.
Цели:
Образовательные:
1. Организовать деятельность учащихся по определению наличия в корне буквы, обозначающей согласный звук, который не произносится.
2. Формировать умение писать слова с непроизносимыми согласными в корне.
Развивающие:
Способствовать развитию орфографической зоркости, каллиграфического навыка, монологической речи учащихся.
Воспитательные:
Способствовать воспитанию культуры поведения при фронтальной, групповой и индивидуальной работе.
Формирование УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: развивать умение планировать необходимые действия; контролировать процесс и результат деятельности, адекватно оценивать свои достижения; осознавать возникшие трудности, искать их причину и пути преодоления.
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
- Познавательные УУД: развивать умение самостоятельно находить и извлекать нужную информацию, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Планируемые результаты обучения.
Наблюдать за группами родственных слов. Высказывать предположение о возможной орфографической проблеме. Устанавливать несовпадение произношения и написания слов с орфограммой «Непроизносимые согласные в корне». Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность / невозможность его выполнения. Преобразовывать транскрипцию в буквенную запись. Подбирать родственные слова для обнаружения непроизносимого согласного в корне. Определять закономерность расположения слов в столбцах (наличие непроизносимого согласного и способ проверки). Обосновывать применение разных способов работы над ошибками.
Ресурсы:
основные: С.В. Иванов. Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 – М.: Вентана-Граф, 2012; М.И. Кузнецова.
дополнительные: таблица «Непроизносимые согласные в корне слова», фрагменты презентации: «Правописание непроизносимых согласных в корне слова»; интерактивная доска; карточки с заданиями; алгоритм самооценки.
Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа, работа в парах.
Ход урока.
I. Мотивация к учебной деятельности. (1 – 2 мин.)
- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. На улице холодно и неприветливо. А в классе уютно и тепло, как летом. Настроимся на работу на уроке.
Дети. Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем!
Учитель. Солнце, солнышко пришло,
Посмотрело к нам в окно,
Посчитало всех ребят –
Все на месте – 25! (Солнышко прикреплено на доску.)
II. Актуализация знаний и выявление индивидуальных затруднений. (2 - 3 мин.)
- Откройте тетради. Запишем: дату, вид работы. Назовите орфограммы.
Каллиграфическая минутка:
- Посмотрите, какой узор сплёл паучок. На какие буквы он похож? (л, т, д, в)
- Дайте характеристику звукам, которые могут быть обозначены данными буквами. Что в них общего? (Все звуки согласные.)
- Кто может поставить учебную задачу на данном этапе урока? (Написать цепочку букв в указанной последовательности до конца строки.)
Ребята работают в тетради. Подводятся итоги.
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? (Варианты ответов учащихся.)
- Сегодня мы узнаем новую особенность букв в, д, л, т.
- В стихотворении прозвучало слово «солнце». Запишем его.
- Посмотрите (передвинуть солнце). Вместе с солнышком к нам в гости пришли слова «радостно», «сердце», «здравствуй».
- Запишите их каллиграфически правильно в столбик.
III. Выявление места и причины затруднения. (5 - 6 мин.)
- Определим, сколько букв в этих словах? Сколько звуков услышали?
- Запишем: (фронтальная работа у доски, работа в тетрадях)
солнце – 6 букв, 5 звуков
радостно – 8 букв, 7 звуков
сердце – 6 букв, 5 звуков
здравствуй – 10 букв, 9 звуков
- Почему расхождение в количестве букв и звуков?
- Какие звуки не произнесли и не услышали в этих словах? [л, т, д, в]
- Подчеркните их. Как же нам не допускать ошибки в написании этих и им подобных слов? Возникло затруднение. Определите тему урока.
IV. Построение проекта выхода из затруднения. (3 - 4 мин.)
- Какую цель ставим? (Научиться писать слова с непроизносимыми согласными в корне.)
- Наметим наш план действий:
1. Найти «опасное место» (орфограмму) в слове. (Есть ли в слове непроизносимая согласная?)
2. Подобрать проверочное слово.
3. Правильно записать слово.
V. Реализация построенного проекта. (5 - 6 мин.)
- Но если согласные не произносятся, как мы напишем слово без ошибок? Вот как на этот вопрос ответили герои сказки. Послушайте её (слайд № 2).
Согласные звуки затеяли игру в прятки. В русском языке так много слов, в которых удобно спрятаться!
Разбежались звуки по словам, сидят и думают: «Кто лучше спрятался?» Вот уже все звуки отыскались, а нескольких не хватает. Кричат согласные хором: «Солнце, сердце, местный!» Никто не отзывается. Ещё раз попробовали. Опять тишина.
Собрались, стали думать, как пропавшие звуки найти. Вдруг один звук говорит: «Давайте мы их ласково позовём: «Солнышко, сердечко, местечко!» Вот так и нашлись пропавшие звуки в словах.
- Что вы узнали из сказки?
- Так как же найти звук, который не произносится, но пишется?
- Как будем проверять слова с непроизносимой согласной?
Коллективная работа под руководством учителя (письменно).
Подберите однокоренные проверочные слова:
солнце –
радостно –
сердце –
здравствуй –
звёздный –
- Сделайте вывод о том, как поверить слова с непроизносимой согласной. (Надо изменить слово так, чтобы непроизносимый согласный слышался чётко. Непроизносимый согласный звук будет чётко слышаться, если он стоит в конце слова или перед гласной.)
- Давайте сравним свой вывод с выводом на доске. (Слайд 3.)
Физкультминутка.
VI. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. (4 - 5 мин.)
Работа в группах – кроссворд. Учащиеся обсуждают, записывают, презентуют.
1. Что обогревает Землю?
2. Как называется ряд ступенек ведущих вверх?
3. Как называется растение, растущее на болоте?
4. Заяц любит (какой?) …. лист.
1 | |||||||||||
2 | 3 | ||||||||||
4 |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (4 - 5 мин.)
- Запишите слова: место, местечко, местность, местный. (Записаны с обратной стороны доски.) Подчеркните те слова, которые являются проверочными для других.
- Ребята, Нюша уже выполнила задание. Вот что у неё получилось. (Слайд 4.)
- Давайте проверим выполненное задание. (Нюша ошиблась. Слово местечко тоже является проверочным).
Работа по учебнику (с. 114 – 115). Упражнение 2. (Самопроверка по образцу. Оказание помощи товарищам.)
Рубрика «Из истории языка» (с. 115).
VIII. Работа над ошибками.
Уч-ся, допустившие ошибки, работают над ними под руководством учителя.
Уч-ся, не допустившие ошибки, работают по карточкам.
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Какую цель ставили? Достигли цели?
- Какая тема урока была?
- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный (я усвоил всё),
жёлтый (я понял, но не всё), красный (не усвоил материал).
- Д/з: (уч.) с. 115 упр. 3.
Карточка 1.Спишите. Подчеркните орфограммы. Зимой кругом лежит снег. Как красив дуб! Как хороши ели! Мороз сковал речку и пруд. Ребята спешат на каток. 2. Спиши слова, вставляя пропущенные буквы. Пиро…, тетра…ь, дож…ь, морко…ь, хле…, сапо…, огоро… |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме "Правописание парных согласных в корне слова"
Цель урока: закрепление правильного написания парных согласных в корне слова....
Урок русского языка по теме "Правописание парной согласной в корне слова"
Предметные задачи урока:-развивать умение проверять слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками в корне;-сравнивать искомую букву в проверочном и проверяемом словах.-отрабатывать по...
Урок русского языка по теме «Правописание парных согласных в корне слова» (УМК «Школа России», 2 класс)
Конспект урока русского языка по программе В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого ....
Конспект урока русского языка по теме "Правописание парных согласных в корне слова"
Конспект урока русского языка по программе "Школа 2100"...
Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание непроизносимых согласных в корне слова".
План-конспект урока по русскому языку. Учебник В. П. Канакина, В. Г. Горецкого....
УМК «Школа России» Русский язык 3класс. Тема. «Правописание непроизносимых согласных в корне слова»
Цель: учить грамотно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова.Задачи:формирование умения постановки орфографической задачи, связанной с опознаванием орфограммы «непроизносим...
Урок русского языка по теме «Правописание парных согласных в корне слова»
Урок русского языка по теме «Правописание парных согласных в корне слова» (УМК «Школа России», 2 класс) Тема: «Буквы для обозначения парных звонких и глух...
Комментарии
Хочется новых мыслей - ведь в
Хочется новых мыслей - ведь в очередной раз предстоит давать эту тему - СПАСИБО, Анна Сергеевна!!!
Была рада помочь.
Была рада помочь.