Урок русского языка по теме: Правописание непроизносимых согласных в корне слова.
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Гавриленко Анна Сергеевна

Урок разработан в соответствии с ФГОС по программе "Начальная школа XXI века" (2 класс).

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК  РУССКОГО ЯЗЫКА.

Тема: Правописание непроизносимых согласных в корне слова. Работа над ошибками.

Цели:

Образовательные:

1. Организовать деятельность учащихся по определению наличия в корне буквы, обозначающей согласный звук, который не произносится.

2. Формировать умение писать слова с непроизносимыми согласными в корне.

Развивающие:

Способствовать развитию орфографической зоркости, каллиграфического навыка, монологической речи учащихся.

Воспитательные:

Способствовать воспитанию культуры поведения при фронтальной, групповой и индивидуальной работе. 

Формирование УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

-  Регулятивные УУД: развивать умение планировать необходимые действия; контролировать процесс и результат деятельности, адекватно оценивать свои достижения; осознавать возникшие трудности, искать их причину и пути преодоления.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

- Познавательные УУД: развивать умение самостоятельно находить и извлекать нужную информацию, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, классификации,  устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Планируемые результаты обучения. 

Наблюдать за группами родственных слов. Высказывать предположение о возможной орфографической проблеме. Устанавливать несовпадение произношения и написания слов с орфограммой  «Непроизносимые согласные в корне». Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность / невозможность его выполнения. Преобразовывать транскрипцию в буквенную запись. Подбирать родственные слова для обнаружения непроизносимого согласного в корне. Определять закономерность расположения слов в столбцах (наличие непроизносимого согласного и способ проверки). Обосновывать применение разных способов работы над ошибками.

Ресурсы:

основные: С.В. Иванов. Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 – М.: Вентана-Граф, 2012; М.И. Кузнецова.

дополнительные: таблица  «Непроизносимые согласные в корне слова», фрагменты презентации: «Правописание непроизносимых согласных в корне слова»; интерактивная доска; карточки с заданиями; алгоритм самооценки.

Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа, работа в парах.

Ход урока.

I. Мотивация к учебной деятельности. (1 – 2 мин.)

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. На улице холодно и  неприветливо. А в классе уютно и тепло, как летом. Настроимся на работу на уроке.

 Дети.                       Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты,

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем!

 Учитель.                  Солнце, солнышко пришло,

                                  Посмотрело к нам в окно,

                                  Посчитало всех ребят –

                                  Все на месте – 25! (Солнышко прикреплено на доску.)

II. Актуализация знаний и выявление индивидуальных затруднений. (2 - 3 мин.)

- Откройте тетради. Запишем: дату, вид работы. Назовите орфограммы.

Каллиграфическая минутка:

- Посмотрите, какой узор сплёл паучок.  На какие буквы он похож? (л, т, д, в)

- Дайте характеристику звукам, которые могут быть обозначены данными буквами. Что в них общего? (Все звуки согласные.)

- Кто может поставить учебную задачу на данном этапе урока? (Написать цепочку букв в указанной последовательности до конца строки.)

Ребята работают в тетради. Подводятся итоги.

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? (Варианты ответов учащихся.)

- Сегодня мы узнаем новую особенность букв в, д, л, т.

- В стихотворении прозвучало слово «солнце». Запишем его.

- Посмотрите (передвинуть солнце). Вместе с солнышком к нам в гости пришли слова «радостно», «сердце», «здравствуй».

- Запишите их каллиграфически правильно в столбик.

III. Выявление места и причины затруднения. (5 - 6 мин.)

- Определим, сколько букв в этих словах? Сколько звуков услышали?

- Запишем: (фронтальная работа у доски, работа в тетрадях)

солнце – 6 букв, 5 звуков

радостно – 8 букв, 7 звуков 

сердце – 6 букв, 5 звуков

здравствуй – 10 букв, 9 звуков

- Почему расхождение в количестве букв и звуков?

- Какие звуки не произнесли и не услышали в этих словах? [л, т, д, в]

- Подчеркните их. Как же нам не допускать ошибки в написании этих и им подобных слов? Возникло затруднение. Определите тему урока.

IV. Построение проекта выхода из затруднения. (3 - 4  мин.)

- Какую цель ставим? (Научиться писать слова с непроизносимыми согласными в корне.)

- Наметим наш план действий:

1. Найти «опасное место» (орфограмму) в слове. (Есть ли в слове непроизносимая согласная?)

2. Подобрать проверочное слово.

3. Правильно записать слово.

V. Реализация построенного проекта. (5 - 6 мин.)        

- Но если согласные не произносятся, как мы напишем слово без ошибок? Вот как на этот вопрос ответили герои сказки. Послушайте её (слайд № 2).

Согласные звуки затеяли игру в прятки. В русском языке так много слов, в которых удобно спрятаться!

Разбежались звуки по словам, сидят и думают: «Кто лучше спрятался?» Вот уже все звуки отыскались, а нескольких не хватает. Кричат согласные хором: «Солнце, сердце, местный!» Никто не отзывается. Ещё раз попробовали. Опять тишина.

Собрались, стали думать, как пропавшие звуки найти. Вдруг один звук говорит: «Давайте мы их ласково позовём: «Солнышко, сердечко, местечко!» Вот так и нашлись пропавшие звуки в словах.

- Что вы узнали из сказки?

- Так как же найти звук, который не произносится, но пишется?

- Как будем проверять слова с непроизносимой согласной?

Коллективная работа под руководством учителя (письменно).

Подберите однокоренные проверочные слова:

солнце –

радостно –

сердце –

здравствуй –

звёздный –

- Сделайте вывод о том, как поверить слова с непроизносимой согласной. (Надо изменить слово так, чтобы непроизносимый согласный слышался чётко.  Непроизносимый согласный звук будет чётко слышаться, если он стоит в конце слова или перед гласной.)

- Давайте сравним свой вывод с выводом на доске. (Слайд 3.)

Физкультминутка.

VI. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. (4 - 5  мин.)

 Работа в группах – кроссворд. Учащиеся обсуждают, записывают, презентуют.

            1. Что обогревает Землю?

2. Как называется ряд ступенек ведущих вверх?

3. Как называется растение, растущее на болоте?

4. Заяц любит (какой?) …. лист.

1

2

3

4

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (4 - 5  мин.)

- Запишите слова: место, местечко, местность, местный. (Записаны с обратной стороны доски.) Подчеркните те слова, которые являются проверочными для других.

- Ребята, Нюша  уже выполнила  задание.  Вот что у неё получилось. (Слайд 4.)

- Давайте проверим выполненное задание. (Нюша ошиблась. Слово местечко тоже является проверочным).

Работа по учебнику (с. 114 – 115). Упражнение  2. (Самопроверка по образцу. Оказание помощи товарищам.)

Рубрика «Из истории языка» (с. 115).

VIII. Работа над ошибками.

     Уч-ся, допустившие ошибки, работают над ними под руководством учителя.

     Уч-ся, не допустившие ошибки, работают по карточкам.

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Какую цель ставили? Достигли цели?

- Какая тема урока была?

- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный (я усвоил всё),

жёлтый (я понял, но не всё), красный (не усвоил материал).

- Д/з: (уч.) с. 115 упр. 3.

Карточка

1.Спишите. Подчеркните орфограммы.

Зимой кругом лежит снег. Как красив дуб! Как хороши ели!

Мороз сковал речку и пруд. Ребята спешат на каток.

2. Спиши слова, вставляя пропущенные буквы.

    Пиро…, тетра…ь, дож…ь, морко…ь, хле…, сапо…, огоро…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Правописание парных согласных в корне слова"

Цель урока: закрепление правильного написания парных согласных в корне слова....

Урок русского языка по теме "Правописание парной согласной в корне слова"

Предметные задачи урока:-развивать умение проверять слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками в корне;-сравнивать искомую букву в проверочном и проверяемом словах.-отрабатывать по...

Урок русского языка по теме «Правописание парных согласных в корне слова» (УМК «Школа России», 2 класс)

Конспект урока  русского  языка по программе В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого ....

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание непроизносимых согласных в корне слова".

План-конспект урока по русскому языку. Учебник В. П. Канакина, В. Г. Горецкого....

УМК «Школа России» Русский язык 3класс. Тема. «Правописание непроизносимых согласных в корне слова»

Цель: учить грамотно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова.Задачи:формирование умения постановки орфографической задачи, связанной с  опознаванием орфограммы «непроизносим...

Урок русского языка по теме «Правописание парных согласных в корне слова»

Урок русского языка по теме «Правописание парных согласных в корне слова» (УМК «Школа России», 2 класс)  Тема: «Буквы для обозначения парных звонких и глух...


 

Комментарии

Мандрикова Людмила Андреевна

Хочется новых мыслей - ведь в очередной раз предстоит давать эту тему - СПАСИБО, Анна Сергеевна!!!

Гавриленко Анна Сергеевна

Была рада помочь.