Урок русского языка "Правописание слов с непроизносимыми согласными"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Конспект открытого урока русского языка во 2 классе, разработанный в соответствии с требованиями ФГОС. Правописание непроизносимых согласных остается актуальной проблемой в области обучения детей орфографии. В ходе представленного урока дети учатся находить непроизносимую согласную в слове, правильно писать слова с непроизносимыми согласными. Предложенные задания помогают усвоить тему, способствуют активной работе учащихся, формируют у них орфографическую зоркость, способствуют развитию мышления, речи, воображения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1429302102012urok_rucckogo_yazika.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
Класс: 2
Тема: Правописание слов с непроизносимыми согласными.
Цель: 1) совершенствовать умение проверять и писать слова с непроизносимыми согласными в корне; 2) отработка алгоритма правописания слов с непроизносимыми согласными; 3) развивать речь, наблюдательность, внимание, логическое мышление.
УУД:
Личностные: проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
Предметные: проверяет слова с непроизносимыми согласными; подбирает родственные слова; делит слова на группы по видам орфограмм; умеет пользоваться орфографическим и этимологическим словарями;
Регулятивные: определяет, формулирует учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; умеет работать по предложенному плану, используя необходимые средства; умеет организовывать своё рабочее место и работу.
Коммуникативные: оформляет свою мысль в устной и письменной речи; обосновывает высказанное суждение; умеет задавать уточняющие вопросы
Ход урока:
1.Орг.момент. (1 мин.)
Вот книжки на столе, а вот тетрадки,
Не хочется играть сегодня в прятки.
И недосуг дуть на корабль бумажный –
Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный!
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку « пять».
2.Введение в тему урока. (1 мин.)
2.1.Актуализация знаний.
- Итак, начинаем урок. Тема нашего урока …
- А вот тему урока отгадайте сами:
Иногда согласные
Играют с нами в прятки.
Они не произносятся,
Но пишутся в тетрадке.
2.2.Объявление темы урока.
- Итак, тема нашего урока «Непроизносимые согласные».
- Какие непроизносимые согласные вы знаете? (в, д, т, л)
3.Чистописание.
- Запишите, продолжив закономерность. (1 мин.)
Лдтв Дтвл Твлд Влдт
- Что написано на доске? (пословица)
Сердце матери лучше солнца греет. (3 мин.)
- Почему так говорят?
- Какие опасные места есть в предложении?
- Как проверить?
Чтобы знать, как писать,
Надо слово изменять,
И за звуком непонятным
Быстро гласный звук искать.
(сердце – сердечный, солнце – солнечный)
- Запишите пословицу в тетрадь.
- Подчеркните главные члены предложения.
4.Словарная работа.
- А сейчас отгадайте загадку: (на доске)
Хорошо по лестнице
Нам идти с тобой,
Лестница – чудесница
Бежит сама собой.
(эскалатор)
- Эскалатор – это движущаяся лестница в метро. Не путайте с экскаватором!
- Назовите слова с непроизносимыми согласными (лестница).
- Какой согласный не произносится? (т)
- Подберите проверочное слово, чтобы согласный т слышался ясно.
- Да, таких слов нет, поэтому правописание сова лестница нужно запомнить.
- А как называются слова, правописание которых нужно запомнить? Правильно, словарные.
- С красной строки с заглавной буквы запишите слово Словарь.
- Запишем с комментированием слово лестница.
- Какие ещё словарные слова с непроизносимыми согласными вы знаете? (праздник, чувство, здравствуй)
- Запишем с комментированием.
- Непроизносимые согласные в этих словах нельзя проверить – их нужно запомнить.
- Но если заглянуть в этимологический словарь и узнать историю этих слов, то увидим, что эти буквы не зря находятся в данных словах.
- Лестница – произошло от древнерусского лествица, от слова лества (лезть) – то, с помощью чего лезут.
- Слово праздник в древнерусском языке звучало праздь (свободный от работы день), отсюда и буква д.
- А вот как появилась буква в в слове чувство, вы узнаете сами, используя этимологический словарь.
- Составьте предложение с одним из слов.
4.Изучение новой темы.
- Ребята, нам пришло письмо. По-моему, оно из леса, от Лесовичка - хозяина леса. Наверное, он хотел вам рассказать о том, что происходит в лесу сейчас. Ой, но что это с письмом? Всё ясно. По дороге письмо похитил страшный дед Буквоед и поэтому оно так задержалось в пути. Да ещё этот противный дед похитил из некоторых слов буквы и я с трудом могу понять, о чём говорится в письме.
- Ребята, поможете мне? (читают письмо)
«Редко светит со.нце. Стоят ненас.ные дни. Грус.но в эту пору в лесу. Отошли ягоды, орехи. Пахнет прелой листвой.
Ещё видны кое-где запоздалые поз.ние цветы.
- Ой, ребята, ну и долго же было письмо в пути. О каком времени года хотел рассказать нам Лесовичок? (об осени)
- А какое сейчас время года? (зима)
- Ну и противный же этот дед Буквоед! А давайте накажем его и восстановим слова, из которых он похитил буквы.
- А для того, чтобы они больше не потерялись, запишите слова в тетрадь. Подчеркните непроизносимые согласные.
Солнце, ненастные, грустно, поздние. (2,5 мин.)
- Вы отлично справились с заданием, а сейчас немного отдохнём.
5.Физминутка. (2 мин.)
- Лесовичок в своём письме рассказал нам о поздней осени в лесу. Поздняя осень была любимой порой поэта А.С.Пушкина, и он писал:
Дни поздней осени
Бранят обыкновенно,
Но мне она мила…
- Вы уже знаете много стихов А.С.Пушкина, но сегодня мне хотелось бы посмотреть, как вы помните сказки поэта.
(на доске)
Видит: весь сияя в злате,
Царь Салтан сидит в палате
На престоле и в венце
С печальной думой на лице.
Добрый день, князь ты мой прекрасный,
Что ж ты тих, как день пасмурный?
Опечалился чему?
- Узнали сказку? Замените подчёркнутые слова синонимами с непроизносимыми согласными, и тогда мы получим тот текст, который был у А.С.Пушкина.
Запись в тетрадях (с последующим выносом на доску)
С печальной – с грустной.
Добрый день – здравствуй.
Пасмурный – ненастный. (3 мин.)
- Прочитайте текст, который был у А.С.Пушкина.
- А сейчас давайте все вместе повторим правило о проверке слов с непроизносимыми согласными. Я начну, а вы продолжите:
Порой в словах встречаются
Ужасные согласные.
Они не произносятся,
И что писать, неясно вам…
Чтобы знать, как писать,
Надо слово изменять,
И за звуком непонятным
Быстро гласный звук искать.
6.Закрепление изученного.(правописание слов с сочетанием –сн-)
- А сейчас посмотрим, как вы умеете применять правило.
На доске открывается запись:
Чудес…ный, опас…ный, прекрас…ный, яс…ный, вкус…ный.
- Составьте с этими словами словосочетания.
- Запишите слова. Подчеркните сочетание –сн-.
- Запомните:
Не чудесно, не прекрасно,
А ужасно и опасно
Букву Т писать напрасно
В словах «вкусный», «интересный».
7.Письмо по памяти. «Не ошибись!»
- А сейчас проверим вашу память.
- Прочитайте стихотворение о правописании слов с сочетанием –сн-
Вкусный, гласный, интересный.
Безопасный и небесный,
И чудесный, и прекрасный,
И ужасный. И напрасный –
Этих слов не забывайте,
Букву Т в них не вставляйте!
8.Рефлексия.
Используется метод незаконченного предложения.
- Я научился…
- Я хотел бы больше…
- Оказывается, что…
- Ребята, вы сегодня отлично поработали, а чтобы подвести итог нашего урока, давайте споём песенку о непроизносимых согласных.
«Песенка о непроизносимых согласных»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка 4 класс_Непроизносимые согласные в корне слова
Конспект урока в 4 классе по УМК Школа России с применением здоровьесберегающих технологий Базарного. В приложении - музыкальный звуковой диктант....
Урок русского языка 2 класс "Непроизносимые согласные в корне слова"
Цель: Формирование представления о непроизносимых согласных в корне слова и способах проверки данной орфограммы. Задачи: Учить детей переносить известные способы проверки согласных на новые случ...
Конспект урока русского языка по теме: «Непроизносимые согласные в корне слова», 3 класс.
Развитие умений наблюдать за орфограммами – буквами непроизносимых согласных в корне слова, находить в словах эту орфограмму и объяснять написание....
Урок русского языка "Слова с непроизносимыми согласными", 3 класс.
Конспект урока и презентация к уроку русского языка в 3 классе. Система развивающего обучения Л.В. Занкова....
Презентация к уроку русского языка по теме: "Непроизносимые согласные в корне слова."
Презентация к уроку русского языка в 3 классе, УМК "Школа2100"...
презентация по русскому языку "Слова с непроизносимой согласной в корне слова"
в презентацию включены упражнения по теме "Слова с непроизносимой согласной в корне слова" и ра бота над способами проверки слов по данной теме....
Урок русского языка "Слова с непроизносимыми согласными"
Технологическая карта урока русского языка по теме "Слова с непроизносимыми согласными" по учебнику А.В.Поляковой....