Урок русского языка "Правописание слов с непроизносимыми согласными"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Представлен план и подробный конспект урока русского языка (3 класс) изучения орфограммы "Правописание непроизносимых согласных в словах"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 3 «А» классе
по теме: "Правописание непроизносимых согласных"
Учитель: Бирюкова М.В.
Тема: Правописание непроизносимых согласных
Цель урока: Формировать у детей представление о словах с непроизносимыми согласными.
Задачи урока:
1. Познакомить детей со словами с непроизносимыми согласными.
2. Учить способам проверки написания слов с непроизносимыми согласными.
3. Развивать у детей память, речь, кругозор, внимание.
4. Воспитывать интерес к русскому языку.
Оборудование: карточки с индивидуальным заданием; с проверочными словами; карточки для групповой работы; таблица – правило.
Ход урока
I. Организационный момент
Звенит, заливается школьный звонок
Вас ждет интересный, полезный урок.
Чудесным пусть будет у вас настроение,
Легко и прелестно дается учение!
II. Чистописание
Человек трудолюбивый – самый счастливый.
Как вы понимаете смысл этой пословицы?
III. Подготовка к знакомству с темой урока
- Подчеркните в пословице слово, в котором букв больше, чем звуков. (Счастливый)
- Выделите в этом слове корень.
- Что нужно сделать, чтобы правильно выделить корень в слове? (Нужно подобрать однокоренные слова)
- Какие однокоренные слова можно подобрать к слову “счастливый”? (Счастье, посчастливилось)
- Запишите слово “счастливый” и его однокоренные слова. Выделите в них корень.
- В каком из данных слов четко слышится звук [т’]? (Счастье) Это слово будет являться проверочным для остальных слов. Так как мы знаем, что корни в однокоренных словах пишутся одинаково, мы можем утверждать, что в слове “счастливый” в корне тоже напишем букву – т.
IV. Тема урока
- А теперь ответьте: Какова будет тема сегодняшнего урока?
(Правописание непроизносимых согласных.)
- Как вы понимаете смысл словосочетания “непроизносимые согласные”?
(Выслушиваются варианты ответов детей.)
Иногда согласные
Играют с нами в прятки.
Они не произносятся,
Но пишутся в тетрадке!
V. Работа по теме урока
На доске записаны слова:
гиган…ский грус…ный извес…ный мес…ный наез…ник искус…ный радос…ный ярос…ный чес…ный |
(У детей карточки, на каждой из которых только одно слово:
огромный | всадник |
- Ребята, у каждого из вас есть карточка с 1 словом. Ваша задача: подобрать к своему слову слово-синоним из группы слов, записанных на доске. Записать слово-синоним к себе в тетрадь и подобрать к этому слову проверочное слово.
/Проверка проводится коллективно: к каждому слову, записанному на доске дети подбирают проверочное слово (учитель вывешивает табличку с заранее написанным проверочным словом, рядом с проверяемым словом), вставляют непроизносимый согласный и подбирают слова-синонимы. Ребенок, у которого карточка с синонимом к проверяемому слову, называет слово, записанное на карточке./
VI. Физ. минутка
VII. Продолжение работы
1. “Ручеек”
(У каждого ребенка на карточке записано слово. Слова на одном ряду у детей не повторяются.)
- Ребята, у каждого из вас на зеленой карточке записано слово. Ваша задача: записать это слово к себе в тетрадь, вставив пропущенную букву, рядом записать проверочное слово. Затем поменяться карточками с соседом по парте и выполнить ту же работу. Затем начинаем двигаться: дети, сидящие на первом варианте остаются на своих местах, а дети, сидящие на втором варианте переходят с первой парты – на последнюю, со второй парты – на первую и т.д., и меняетесь карточками с вновь обретенным соседом. Двигаетесь до тех пор, пока не окажитесь на своем месте. (Учитель следит за передвижением детей.)
(На карточках слова: бессовес.ный, влас.ный, бескорыс.ный, гиганс.кий, горес.ный, доблес.ный, грус.ный, завис.ливый, звез.ный, здра.ствуйте, извес.ный, капус.ный, поз.ний, чес.ный, хрус.нуть)
2. Устная работа
(На доске записана цепочка слов)
- Ребята, найдите “лишнее” слово. Докажите, что это слово “лишнее”.
Сер…це, чес…ный, вкус…ный, радос…ный
(“Лишнее” слово “вкусный”, так как в этом слове букву – m – писать не надо, проверим – “вкус”, “вкусен”, - в этих словах нет звука [ m’], значит и в слове вкусный не будем писать – m -).
- Значит для того, чтобы проверить пишется непроизносимый согласный или нет, нужно подобрать однокоренные слова, в которых эти звуки произносятся.
(На доску вывешивается табличка – правило)
Чтобы знать, как писать, Надо слово изменять, И за звуком непонятным Быстро гласную искать. |
3. Коллективная работа
- Дети, в нашем классе заблудились “слова” - найдите их.
- Распределите все слова в три группы.
(Дети распределяют слова, а учитель развешивает карточки в столбики)
непроизносимые согласные | безударный гласный | словарные слова |
звездное солнце сердце окрестный местный известный радостный грустный | голодный вылепить сосновый небесный сторожка трепещет лепечет зелень | карандаш стакан дежурный герой земляника помидор до свидания болото |
VIII. Итог урока
- Что нового вы сегодня узнали на уроке?
- С каким настроением вы уходите с урока?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка 4 класс_Непроизносимые согласные в корне слова
Конспект урока в 4 классе по УМК Школа России с применением здоровьесберегающих технологий Базарного. В приложении - музыкальный звуковой диктант....
Урок русского языка 2 класс "Непроизносимые согласные в корне слова"
Цель: Формирование представления о непроизносимых согласных в корне слова и способах проверки данной орфограммы. Задачи: Учить детей переносить известные способы проверки согласных на новые случ...
Конспект урока русского языка по теме: «Непроизносимые согласные в корне слова», 3 класс.
Развитие умений наблюдать за орфограммами – буквами непроизносимых согласных в корне слова, находить в словах эту орфограмму и объяснять написание....
Урок русского языка "Слова с непроизносимыми согласными", 3 класс.
Конспект урока и презентация к уроку русского языка в 3 классе. Система развивающего обучения Л.В. Занкова....
Презентация к уроку русского языка по теме: "Непроизносимые согласные в корне слова."
Презентация к уроку русского языка в 3 классе, УМК "Школа2100"...
презентация по русскому языку "Слова с непроизносимой согласной в корне слова"
в презентацию включены упражнения по теме "Слова с непроизносимой согласной в корне слова" и ра бота над способами проверки слов по данной теме....
Урок русского языка "Слова с непроизносимыми согласными"
Технологическая карта урока русского языка по теме "Слова с непроизносимыми согласными" по учебнику А.В.Поляковой....