Проект урока "Что такое приставка "3 класс УМК Школа России
проект по русскому языку (2, 3 класс) на тему

Васягина Светлана Николаевна

Проект урока в соответствии с требованиями ФГОС " Что такое приставка " 3 класс УМК Школа России

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект урока

Учебный предмет: русский язык

УМК: В.П.Канакина , В.Г.Горецкий 3 класс(«Школа России» )

Тема урока: Что такое приставка?

Тип урока : изучение нового материала

Задачи урока:

  • Познакомить с приставкой, как частью слова, с ее основными признаками.
  • Стимулировать интерес к самостоятельному поиску ответов на вопросы
  • Развивать познавательные, поисковые и коммуникативные навыки, самоконтроль учащихся, умение работать в парах, группах.
  • Способствовать созданию благоприятного психологического климата, атмосферы успешности каждого ученика, предупреждение утомляемости.

Ожидаемые результаты :

 Предметные

  • создать условия для  формирования  представлений детей о приставке как значимой части слова;
  • обеспечить усвоения учащимися умения находить приставку среди других частей слова, образовывать новые слова с помощью приставки;
  • помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость материала

Метапредметные результаты 

  • ПознавательныеУУД (П): развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию;
  • Коммуникативные УУД (К): формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • Регулятивные УУД (Р): учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия.

Личностные УУД  (Л):

  •  Формировать представление о богатых возможностях русского языка, о способах повышения точности и выразительности речи.
  • Элементы коммуникативного мотива изучения предмета «Русский язык», осознанного отношения к качеству своей речи.
  • Элементы способности оценивать свои достижения и трудности.

Оборудование:  

  • Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 3 класс. Учеб. для образовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1. – М. : Просвещение, 2014.
  • презентация к уроку;
  • мультимедийная установка;

     карточки  для  групповой и индивидуальной  работы .

Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы:

Дети имеют понятие о слове как о значимой единице языка и о его лексическом значении; сформировано понятие об однокоренных словах, о корне , как о главной значимой части слова, в которой заключается значение однокоренных слов, об окончании, как об изменяемой части слова и его роли.

Умеют решать следующие практические задачи: определять лексическое значение слов (в т.ч. с использованием словарей), выделять корень в словах, окончание и основу слова.

Этапы урока и хронометраж:

№ п/п

Этап урока

Хронометраж

1

Мотивация к УД

2 мин

2

Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений

4 мин

3

Постановка учебной задачи

5 мин

4

Решение УЗ («открытие» детьми нового знания)

7 мин

5

Первичное закрепление (усвоение нового способа действия с проговариванием во внешней речи)

10 мин

6

Самостоятельная работа (закрепление способа действия)

10 мин

7

Рефлексия УД и д/з

7 мин

Содержание урока

№п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Теоретическое обоснование: формируемые УУД

Мотивация к УД

Задача:создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс

У. предлагает детям прочитать пословицу:

«Маленькое дело лучше большого безделья» СЛАЙД1

-Начнем урок с пословицы. Прочитайте ее.

В чем смысл этой пословицы? ( Она будет девизом нашего урока)

-Открыть тетради, записать число, Классная работа.

Дети читают, анализируют , формулируют главную мысль

Личностные:

Желание продолжать свою учебу проявлять интерес к изучению русского языка

Регулятивные:

Самостоятель-но организовы-вать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.

Коммуникатив-ные: участвовать в диалоге

Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений

Задача:

Актуализиро-вать мыслительные операции внимание, мышление;

организовать фиксацию места, где возникло затруднение

У.предлагает выписать из пословицы однокоренные слова.

-Докажите , что данные слова являются однокоренными

      - Слово делится на части,
           Ах, какое это счастье!

       Может каждый грамотей

       Сделать слово из частей.

- Как вы думаете – может ли быть слово без корня?

-Что такое окончание?

- Как найти окончание?

- Смоделируйте на доске те части слова, которые мы уже изучили.

-Нет.

-Это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.

- Чтобы найти окончание надо изменить форму слова.

На доске из магнитов моделируют части слова

Познавательные :

ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; структурировать знания; оформлять в виде модели необходимые для урока имеющиеся знания

Коммуникативные :

оформлять свои мысли в устной форме

Постановка учебной задачи

Задача:

 организовать формулировку темы, цели урока.

-Разберите выписанные вами слова по составу

-Какие затруднения возникли при разборе? Достаточно ли имеющихся знаний для разбора второго слова?(Поставим знак вопроса над неизвестной пока морфемой)

-Сформулируйте тему урока .Что мы должны узнать и чему научиться?

-Новая морфема обозначается        Помещаю ее в схему слов , в составленную  модель  на доске

Один ученик у доски.

Разбирают слово по составу в соответствии с алгоритмом.  

Приходят к выводу, что им недостаточно знаний для решения данного задания.

Формулируют тему  урока (знакомство с новой морфемой) и планируют работу на уроке, опираясь на прежний опыт знакомства с другими частями слова ( узнать место морфемы, ее роли, научиться определять ее в словах и правильно писать)

Регулятивные:

определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; составлять план и последовательность своих действий

Познавательные

на основе анализа объектов делать выводы.

Решение УЗ («открытие» детьми нового знания)

Задача:

– организовать поиск решения учебной проблемы с использованием побуждающего к выдвижению и проверке гипотез диалога

-Начинаем работу по плану, который вы составили.

Исследовательская  работа ( проводится фронтально)   

   На доске: СЛАЙД2

Переходит, подходит, входит, выходит, обходит, уходит

-Что объединяет слова ?

-Объясните различие в лексическом значении однокоренных слов.      

- Какая часть в каждом слове внесла новый оттенок значения и образовала новое слово?

- Где находится эта часть в слове: перед корнем или после корня?

- Как называется эта часть слова?

-Проверим наши выводы

-Достигли ли вы конечного результата?

 Списывают слова

Они однокоренные

 (выделяют корень)

Высказывают предложения

-пере,-под, -в,-вы,

-об,-у

- Перед корнем

-Приставка.

Читают правила на с. 84-85

-Нет. Необходимо научиться определять приставки

Познавательные УУД:

поиск и выделение необходимой информации, анализирование, сравнение , подведение под понятие Регулятивные УУД

определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; выделение  и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

Коммуникативные УУД

Работать в группе

Физминутка.

Задача: здоровьесбережение,

применение полученных знаний в игровой форме

Я буду называть только приставки, а вы догадайтесь, что нужно сделать.

В-(станьте).

По-(прыгайте).

При-(седайте).

Под-(нимите) руки.    

О-(пустите) руки.

На-(клонитесь) вперед.

А теперь на-(клонитесь)назад.

И тоже в стороны

 

Первичное закрепление (усвоение нового способа действия с проговариванием во внешней речи)

Задача:

– организовать применение нового знания;

 организовать выполнение самостоятельной работы;

– организовать фронтальную проверку

-Какие приставки вы запомнили?

Работа в паре:

-Какие вопросы по нашему плану вы можете задать друг другу? Дайте ответ на поставленные вопросы.( опора- учебник с. 84)

Работа с учебником Упр. 154  с. 85

-Оцените работу друг друга ,называя по очереди получившиеся слова

-Какой вывод  сделаете из этого упр.

-Для чего важно правильно употреблять и писать приставки?

 Работа  в паре по карточке  № 1 

- Ребята, вспомните, что такое антонимы. 

-Выполните задание по карточке( проверка по цепочке + экран) СЛАЙД 3

-Что общего /различного в этих словах?

-Можно ли употребить эти глаголы без приставок?

-Как же найти в слове приставку, сделайте вывод ( проверка вывода с. 86- сведения о языке)

Перечисляют приставки , произнесенные учителем в ф.м.

Задают друг другу вопросы , получают ответ

(- Где находятся приставки?

-Для чего служат приставки?)

-Приставки в словах пишутся одинаково

-Передавать информацию верно и грамотно писать

Формулируют правило «Что такое антонимы?»

-Это глаголы с приставками ,однокоренные/противоположные по смыслу

Делают вывод , проверка  в учебнике

Регулятивные УУД:

проговаривать последовательность действий на уроке, находить и исправлять ошибки самостоятельно ,сличение способа действия и его результата с эталоном, осознание уровня усвоения

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других , умение работать в паре 

Личностные УУД:

формировать  мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Познавательные УУД:

мыслительные операции анализа , синтеза, сравнение объектов  и установление причинно-следственных связей

Самостоятельная работа (закрепление способа действия)

Задача:

 организовать выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий

– организовать самопроверку;

Индивидуальная работа по карточке №2

Самопроверка с экрана

Познавательные УУД:

рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка

Регулятивные УУД:

 составление плана и  последовательности действий, сличение способа действия и результата с эталоном, осознание качества и уровня усвоения

Рефлексия УД

задача:

– зафиксировать новое содержание урока;

– организовать рефлексию собственной учебной деятельности

Тест зачитывается учителем

1.Приставка – это:

а) главная часть слова  

б) значимая часть слова  

2. Приставка стоит:

а) перед корнем  

б) после корня

 

3. Приставка служит:

а) для связи слов в предложении  

б) для образования новых слов

 

4. Приставка – это:

а) изменяемая часть слова  

б) неизменяемая часть слов

5. Чтобы найти приставку в слове надо:

а) изменить форму слова

б) подобрать однокоренные слова

6. В каком слове есть приставка:

а) безделье

б) белить

СЛАЙД 3

-Какое слово вызвало затруднение в начале урока. Оно встретилось и в конце. Думаю тот из вас сможет оценить свою работу, кто не был бездельником

– Закончите предложения:

•  Урок помог мне…

•  Для меня было сложным…

•  Мне понравилось…

-Кто сможет дома рассказать для чего же нужны приставки?

Заполняют табличную форму, сверяют с эталоном на экране, делают вывод о степени овладения новым знанием

-Безделье.

Личностные УУД: 

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата;  развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Коммуникативные УУД:

-формировать умение работать в подготовленной предметно-развивающей среде

ПознавательныеУУД:

- самостоятельное решения проблем  поискового характера;  развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью;   Регулятивные УУД:

Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его; формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Д/з

Задача:

– организовать выполнение д/з

Правила с. 84-85 упр.156

 (Вставить приставки в слова,  списать словосочетания и выделить приставки)

Слушают пояснения учителя, записывают в дневник.

Коммуникативные УУД:

слушать и понимать речь других

Карточка №1

К данным словам подберите однокоренные слова-антонимы. Приставки выделите.

разложить - …

развернуть - …

разлепить - …

вбежать - …

внести - …

вползти - …

Карточка №2

Вставьте подходящие по смыслу приставки:

…ступила осень. В воздухе …холодало. Вода в водоемах …темнела. С кустов и деревьев …летает листва. …летные птицы скоро …летят в теплые края.

Карточка №3

1

2

3

4

5

6

а

б



Предварительный просмотр:

Мероприятие на тему «Путешествие мир доброты»


Цели познакомить учащихся с понятиями: добро, доброта ;сформировать потребность в совершении добрых дел; формировать добрые взаимоотношения между детьми в классе.

Оборудование: плакаты с пословицами и высказываниями весы-разновесы, таблички со словами, детали аппликации.

Ход урока

1. Чтобы узнать, о чём будем говорить сегодня на занятии, надо восстановить пословицы, из которых потерялись слова: 

* Жизнь дана на :. дела.

* Мир не без :людей.

* :.желаешь - :и делай.

* :слово человеку - что дождь в засуху.

2. Правильно вы догадались. А что объединяет все эти слова?

"Мир не без добрых людей так " вывели наши предки. Они были уверены, что доброта происходит от любви; любви к человеку и тогда доброта направлена на окружающих людей, любви к природе она направлена на всё живое, что окружает нас.

-Вы любите путешествовать? Давайте представим , что мы отправимся в путешествие мир доброты.

Мир удивителен и интересен , мы много чего на учимся и познаем.

-И вот первая остановка в сад Доброты .Пройдёмся по этому саду и соберём самые вкусные и спелые плоды ,но что бы сорвать с дерева плод , я буду называть дела, которые совершают ребята. Если вы одобряете поведение детей, то срываете плод .А если вам не нравится поведение ребят, то не срываете яблоко.

- поздороваться при встрече

- уступить место в автобусе пожилому человеку

-жаловаться на всех подряд

- смастерить скворечник

- перебивать взрослых, которые разговаривают

- приготовить маме подарок на 8 Марта

- помочь полить летом грядку на огороде

- сорить в классе и в других общественных местах

- помочь товарищу решить задачу

-Какие у вас яблочки ? (на яблочках написаны добрые поступки)

-А какой человек должен так поступать?(Добрый)

-И так путешествие продолжается .

-Сейчас мы с вами попали в сказочный горд где живут злые и добрые персонажи сказок. (Иван-царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас - Барабас, Красная Шапочка, Гуси - Лебеди, Баба - Яга, Золушка, Морозко, Мальвина).

-Скажите ,а кто из них добрый а кто злой?

-Почему вы так считаете?

А на какого героя вы хотели бы быть похожим? Почему? (ответы детей).

  • Как вы думаете, ребята, чего на земле всё-таки больше: добра или зла? Может быть, нам помогут это узнать старинные весы? (показываю весы-разновесы).
  • На одну чашу весов мы будем класть «зло» (таблички с надписями: Зависть, Жадность, Грубость, Предательство, Война, Ложь, Трусость).
  • А что надо сделать, чтобы победить зло? Правильно, нужно чтобы чаша весов с «добром» перевесила. Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, и по капельке положим их на чашу весов с добром. (Дети подходят по одному к весам, говорят о своём добром деле и кладут на чашку свою «капельку» - мелкие игрушки. Вскоре чаша весов «добра» перевешивает чашу «зла»).

Учитель. Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручей – в реку, реки – в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.

Следующая остановка город добра , но в этом городе разрушен один дом давайте поможем его достроить.

На листках записано описание качества человека, дети должны догадаться и выбрать кирпичик с названием данной черты характера: 

* Человека, на которого всегда и во всём можно положиться, называют:.

* Человека, у которого доброе сердце, называют:..

* Человек, который желает другим только добра, называют:..

* Человека с доброй душой и мягким характером, незлопамятного, называют:

* Человека, обладающего добрым, хорошим нравом, называют:.

Добавляем в Дом Доброты следующие кирпичики: добропорядочность, добросердечность, добродушие, добронравие, доброжелательность.

12. Вот мы и построили Дом .Как мы его назовем ,а давайте дом доброты.. Хотели бы вы в нём жить? 

Давайте представим себя жителями Дома под названием "Доброта".  А давайте возле дома посадим цветы ,чтобы жителю дома веселей жилось. Давайте посадим цветы только с волшебными названиями, скажите пожалуйста ,а что это за такие волшебные названия.

Это вежливые слова?

-Молодцы !

Наше путешествие подходит к концу .

-И последняя остановка это Страна доброты ,давайте в этой стране построим свой дом.

На чистый лист ватмана каждый ребёнок наклеивает заранее заготовленные из цветной бумаги детали аппликации: дом, деревья, облака, солнце, фигурки детей, цветы, фигурки птиц и зверей. Получается красивая аппликация).

Скажите, что в этом доме должно быть? Не догадываетесь, а я вам подскажу то без чего не может существовать мир, так что это? (добро)

Как мы назовём эту картину? («Как прекрасен этот мир», «Добро победило зло»…).

Учитель. Наш классный час подходит к концу.

Но нам нужно сдать экзамен и получит аттестат.

И так первый вопрос ?

Что такое добро?

Что такое доброта?

Какого человека можно назвать добрым?

Молодцы , ребята, все получают аттестаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - проект "Размножение животных" 3 класс УМК "Школа России"

         Через организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, у детей формируются знания, о размножении  разных групп животных....

Проект урока "Миллиметр"2 класс,программа "Школа России".

Проект урока "Миллиметр" 2 класс,программа "Школа России"....

Конспект урока. Тема: "Наши проекты: "Задачи - расчеты"". 3 класс. УМК "Школа России".

Конспект урока по математике на тему: "Наши проекты: "Задачи-расчеты""...

Конспект к уроку русского языка "проект "Зимняя страничка" (3 класс УМК "Школа России")

Ниже представлен конспект  к уроку русского языка "Проект "Зимняя страничка""Проводится в конце изучения раздела об имени существительном. Ребята работают весь урок в группах,...

Конспект урока "проект "Детская площадка" (3 класс, УМК "Школа России")

Вашему вниманию предоставляю конспект урока по технологии  на тему: "проект "Детская площадка". Данный конспект предназначен для учащихся 3 класса УМК "Школа России"...

Конспект урока русского языка. Тема: "Проект "Зимняя страничка" 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока:  «Зимняя страничка»Цели урока: формировать умение подбирать текстовую информацию; формировать навыки выделения главной мысли;Планируемые результаты:Предметные: учиться нах...