Конспект урока "Наречие"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Конспект урока русского языка 4 класс тема "Наречие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_4.docx49.42 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок

Русский язык

Тема «Наречие»

4 класс

                                                         Урок подготовила

                                             учитель начальных классов

  МБОУ « СОШ №2» г.Симферополя

                                                      Кукулевская Елена Владимировна

Тип урока: открытие нового знания;

Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение.

Цель урока:

 - открыть новую часть речи, выявив основные признаки  и сформулировать определение;

- развивать умение находить в тексте и устной речи наречия и записывать их;

- развивать творческие способности детей, способности к оценке своих возможностей;

- формировать навыки учебного общения и сотрудничества в коллективе;

- воспитывать аккуратность и прилежание в работе.

Планируемые результаты:

Предметные:

- знать, что такое наречие;

- уметь ставить вопросы к наречиям;

- находить наречия в тексте;

- отличать наречия от других частей речи

- определять морфологические признаки наречий;

- уметь разбирать предложения с наречиями по членам предложения;

- уметь работать с текстом;

Метапредметные:

Личностные:

- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и принятия образца «хорошего ученика»

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу на уроке;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

Познавательные:

- использовать знаково-символические средства (Алгоритм) для решения задач;

- строить сообщения в устной и письменной речи;

-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

-обобщать;

Коммуникативные:

- владеть диалогической формой коммуникации;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

Ход урока

I этап. Самоопределение к деятельности. (Организационный момент)

Цели этапа: Создание ситуации готовности к уроку. Включение в деловой ритм.

Планируемые результаты на данном этапе:

Личностные: - самоопределение;

Регулятивные: - целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

У. -Ребята, начнем урок русского языка с пожелания вам на сегодняшний  урок.

« Пусть каждый день и каждый час Вам новое добудет.Пусть будет добрым ум у Вас и сердце умным будет».

У. - Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок?

Д.- Интересным, с трудностями, с хитростями.

У. - Сегодня у нас урок из блока «Как устроен наш язык». Нам предстоит на уроке выполнить много работы. Как мы должны с вами работать, чтобы урок получился именно таким?

Д. - Хорошо; быстро; быть внимательными, аккуратными; помогать друг другу;

У. - Правильно. В работе нам поможет дружба, взаимопомощь, умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.

II этап. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Цели этапа: Активизация знаний учащихся. Создание проблемной ситуации.

Планируемые результаты на данном этапе:

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков;

1. Минутка чистописания.

б-п, в-ф…

У. -Помогите закончить строчку.

- Какой звук мы слышим в конце слова / завод/?

- Дайте характеристику звука т.

- Запишите по правилам каллиграфии цепочку строчных букв, обозначающих парные согласные звуки.

2.Орфографическая минутка (работа по  розовым карточкам).

Учащиеся работают с орфограммами.

Комментирование с места

.

3. Работа в группах.

3. Работа в парах.

Учащиеся находят части речи (им. прил., глагол).

1-й ряд - имя существительное.

2-й ряд – имя прилагательное.

3-й ряд – глагол.

Необходимо выйти к доске и доказать правильность выбора.

Дополнительные вопросы:

У.- Изменяется ли по родам имя существительное? Почему? (это постоянный признак имени существительного)

У. - Назови ещё постоянные признаки им. сущ.? (одушевлённость, собств. или нарицательное)

У. - Можно ли определить род у имени прилагательного? Каким членом предложения бывает прилагательное?

У. - Можно ли определить род у глагола? На какие вопросы отвечает неопределённая форма глагола?

У. – При обсуждении в парах возникли разногласия. Почему возникли разногласия?

Д. -Не знаем, как подчёркивать это слово.

У. - Какой возник вопрос?

Д. - Что это за часть речи?

У - Может, это слово является именем существительным, прилагательным, глаголом?

Д. - Доказывают, что это слово не является ни существительным, ни прилагательным,

ни глаголом.

У. – Какой вывод можно сделать?

Д. – Это какая-то новая, нам неизвестная часть речи.

III этап. Открытие нового знания.

2. Построение проекта выхода из затруднения.

Цели этапа: Организация учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Построение алгоритма действий.

Планируемые результаты на данном этапе:

Коммуникативные:

- постановка вопросов;

- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации;

- владение монологической и диалогической формой высказывания;

- стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;

Регулятивные:

- целеполагание;

- планирование;

- прогнозирование;

Познавательные:

- самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели;

- моделирование;

- построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;

У. – Так какая же перед нами возникла проблема?

Д. – Узнать, что это за часть речи.

У. – Итак, прочитаем, как же называется новая часть речи. ( слайд с ребусом)

У. –  Давайте сформулируем тему нашего урока?

Д.- Тема нашего урока « Наречие».

1. Постановка задач.

Работа с голубым листом. (карта наречия)

У. – Необходимо поставить задачи.

Д. – Это группа слов с одинаковыми грамматическими признаками.

У. – Внизу прочитайте слова немецкого философа Готхольда Эфраима Лессинга.

2. Работа над задачами.

У. – Поставьте вопросы к тем словам, которые вызвали у вас затруднения.

Д. – Как?

У. – Может, кто нибудь был знаком с этой частью речи и сможет подсказать ещё вопросы наречия.( слайд с вопросами)

Работа в тетрадях. Подобрать наречия по данным вопросам.

У.- Решили ли мы первую задачу? Знаем ли мы вопросы наречий? Отметили на карте.

У. – Наречия появились в русском языке позже других частей речи. Древние римляне называли эту часть речи приглаголием. Как вы думаете почему?

Д.- Стоит при глаголе. Связана с глаголом.

У. – Какую задачу мы решили?

Работа с карточкой зелёного цвета.

У. – На карточке  записаны слова. Определите часть речи. К глаголам подберите наречия с помощью вопроса.

Вывод 1. (ребята делают самостоятельно)

Наречие стоит при глаголе и поясняет его.

Вывод 2.

Если глагол обозначает действие, значит, наречие обозначает? (признак действия).

У.- Какую задачу мы решили?

Физминутка для глаз.

У. – Давайте проведём опыт. Найдите первое словосочетание. Измените это словосочетание по числам. Поставьте в прошедшем времени( в будущем).

У.- Какой вывод можно сделать?

Д.- Наречие не изменяемая часть речи.

У.- Если наречие не изменяемая часть речи, то какая морфема отсутствует у наречия? Значит в слове медленно (о) это – суффикс.

У. – Выделите суффиксы у наречий.

У.- какую задачу мы выполнили.

Д.- Наречие не изменяемая часть речи.

Физминутка.

У.- Какие задачи мы уже выполнили? Какая ещё задача осталась не выполненной?

Д.- Каким членом предложения является наречие?

У.- Возьмите желтую карточку. Дано деформированное предложение. Составьте предложение и сделайте полный грамматический разбор.

У.- Сделайте вывод. Каким членом предложения является наречие?

Д.- Обстоятельством.

IVэтап. Первичное закрепление. 

Цель этапа: Осознанность восприятия. Первичное обобщение.

Планируемые результаты на данном этапе:

Регулятивные:

- пошаговый контроль по результату;

- оценка;

- коррекция;

Познавательные:

- умение структурировать знания;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

Коммуникативные:

- контроль за действиями партнёра;

- Формулировка собственного мнения и позиции;

Работа возле доски и в тетрадях. Полный грамматический разбор.

У.- Сделайте вывод. Какую задачу мы выполнили?

У.- Теперь, глядя на алгоритм, давайте попробуем самостоятельно сформулировать правило, что такое наречие?( слайд проверить правило) 

У. -Точно ли мы его сформулировали?

У.- Давайте вернемся к карте «Наречие» и отметим для себя, какие умения вы приобрели? Чем отличаются знания от умений?

V этап. Самостоятельная работа. 

Цель этапа: Организация деятельности по применению новых знаний.

Планируемые результаты на данном этапе:

Регулятивные:

- контроль, коррекция и выделение того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению;

- осознание качества и уровня усвоения;

Личностные:

- самоопределение;

У. - Давайте выполним упражнение.

Сегодня, 22 октября- 145 лет со дня рождения русского писателя Ивана Алексеевича Бунина (1870-1953).

У.- Прочитайте отрывки из его стихотворений на белой карточке, найдите наречия и выпишите их.

  1. Бушует полая вода,

          Шумит и глухо и протяжно.

          Грачей пролётные стада

          Кричат и весело и важно…

  1. … А Весна в зазеленевшей роще

Ждёт зари, дыханье затая,-

Чутко внемлет шороху деревьев,

Зорко смотрит в тёмные поля.

V I этап. Рефлексия деятельности. 

Цель этапа:

- Умение делать выводы в результате совместной деятельности работы всего класса;

- умение объективно оценивать свою деятельность, деятельность своих товарищей, всего класса.

Планируемые результаты на данном этапе:

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные:

- осуществление подведения под понятие на основе распознавания объектов;

Личностные:

- смыслообразование;

У. – Ребята, что вы скажете про сегодняшний урок?

- Таким он получился, каким вы хотели его видеть в начале урока?

- Какое правило вы усвоили на сегодняшнем уроке?

- Что особенно запомнилось?

- Какие задания вызвали у вас затруднения?

- Почему?

- Оцените свои знания по этой теме на шкале  в конце урока.

Д. - Отвечают на поставленные вопросы, оценивают свою работу, работу всего класса, отдельных ребят, делают выводы.

VII этап . Домашнее задание.  С. 74 правило. Упр. 127

У. – Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"

Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...