Конспект урока "Наречие"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Конспект урока русского языка 4 класс тема "Наречие"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_4.docx | 49.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок
Русский язык
Тема «Наречие»
4 класс
Урок подготовила
учитель начальных классов
МБОУ « СОШ №2» г.Симферополя
Кукулевская Елена Владимировна
Тип урока: открытие нового знания;
Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение.
Цель урока:
- открыть новую часть речи, выявив основные признаки и сформулировать определение;
- развивать умение находить в тексте и устной речи наречия и записывать их;
- развивать творческие способности детей, способности к оценке своих возможностей;
- формировать навыки учебного общения и сотрудничества в коллективе;
- воспитывать аккуратность и прилежание в работе.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать, что такое наречие;
- уметь ставить вопросы к наречиям;
- находить наречия в тексте;
- отличать наречия от других частей речи
- определять морфологические признаки наречий;
- уметь разбирать предложения с наречиями по членам предложения;
- уметь работать с текстом;
Метапредметные:
Личностные:
- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и принятия образца «хорошего ученика»
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу на уроке;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок
Познавательные:
- использовать знаково-символические средства (Алгоритм) для решения задач;
- строить сообщения в устной и письменной речи;
-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
-обобщать;
Коммуникативные:
- владеть диалогической формой коммуникации;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
Ход урока
I этап. Самоопределение к деятельности. (Организационный момент)
Цели этапа: Создание ситуации готовности к уроку. Включение в деловой ритм.
Планируемые результаты на данном этапе:
Личностные: - самоопределение;
Регулятивные: - целеполагание;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
У. -Ребята, начнем урок русского языка с пожелания вам на сегодняшний урок.
« Пусть каждый день и каждый час Вам новое добудет.Пусть будет добрым ум у Вас и сердце умным будет».
У. - Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок?
Д.- Интересным, с трудностями, с хитростями.
У. - Сегодня у нас урок из блока «Как устроен наш язык». Нам предстоит на уроке выполнить много работы. Как мы должны с вами работать, чтобы урок получился именно таким?
Д. - Хорошо; быстро; быть внимательными, аккуратными; помогать друг другу;
У. - Правильно. В работе нам поможет дружба, взаимопомощь, умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.
II этап. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Цели этапа: Активизация знаний учащихся. Создание проблемной ситуации.
Планируемые результаты на данном этапе:
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков;
1. Минутка чистописания.
б-п, в-ф…
У. -Помогите закончить строчку.
- Какой звук мы слышим в конце слова / завод/?
- Дайте характеристику звука т.
- Запишите по правилам каллиграфии цепочку строчных букв, обозначающих парные согласные звуки.
2.Орфографическая минутка (работа по розовым карточкам).
Учащиеся работают с орфограммами.
Комментирование с места
.
3. Работа в группах.
3. Работа в парах.
Учащиеся находят части речи (им. прил., глагол).
1-й ряд - имя существительное.
2-й ряд – имя прилагательное.
3-й ряд – глагол.
Необходимо выйти к доске и доказать правильность выбора.
Дополнительные вопросы:
У.- Изменяется ли по родам имя существительное? Почему? (это постоянный признак имени существительного)
У. - Назови ещё постоянные признаки им. сущ.? (одушевлённость, собств. или нарицательное)
У. - Можно ли определить род у имени прилагательного? Каким членом предложения бывает прилагательное?
У. - Можно ли определить род у глагола? На какие вопросы отвечает неопределённая форма глагола?
У. – При обсуждении в парах возникли разногласия. Почему возникли разногласия?
Д. -Не знаем, как подчёркивать это слово.
У. - Какой возник вопрос?
Д. - Что это за часть речи?
У - Может, это слово является именем существительным, прилагательным, глаголом?
Д. - Доказывают, что это слово не является ни существительным, ни прилагательным,
ни глаголом.
У. – Какой вывод можно сделать?
Д. – Это какая-то новая, нам неизвестная часть речи.
III этап. Открытие нового знания.
2. Построение проекта выхода из затруднения.
Цели этапа: Организация учащихся по исследованию проблемной ситуации.
Построение алгоритма действий.
Планируемые результаты на данном этапе:
Коммуникативные:
- постановка вопросов;
- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации;
- владение монологической и диалогической формой высказывания;
- стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;
Регулятивные:
- целеполагание;
- планирование;
- прогнозирование;
Познавательные:
- самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели;
- моделирование;
- построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;
У. – Так какая же перед нами возникла проблема?
Д. – Узнать, что это за часть речи.
У. – Итак, прочитаем, как же называется новая часть речи. ( слайд с ребусом)
У. – Давайте сформулируем тему нашего урока?
Д.- Тема нашего урока « Наречие».
1. Постановка задач.
Работа с голубым листом. (карта наречия)
У. – Необходимо поставить задачи.
Д. – Это группа слов с одинаковыми грамматическими признаками.
У. – Внизу прочитайте слова немецкого философа Готхольда Эфраима Лессинга.
2. Работа над задачами.
У. – Поставьте вопросы к тем словам, которые вызвали у вас затруднения.
Д. – Как?
У. – Может, кто нибудь был знаком с этой частью речи и сможет подсказать ещё вопросы наречия.( слайд с вопросами)
Работа в тетрадях. Подобрать наречия по данным вопросам.
У.- Решили ли мы первую задачу? Знаем ли мы вопросы наречий? Отметили на карте.
У. – Наречия появились в русском языке позже других частей речи. Древние римляне называли эту часть речи приглаголием. Как вы думаете почему?
Д.- Стоит при глаголе. Связана с глаголом.
У. – Какую задачу мы решили?
Работа с карточкой зелёного цвета.
У. – На карточке записаны слова. Определите часть речи. К глаголам подберите наречия с помощью вопроса.
Вывод 1. (ребята делают самостоятельно)
Наречие стоит при глаголе и поясняет его.
Вывод 2.
Если глагол обозначает действие, значит, наречие обозначает? (признак действия).
У.- Какую задачу мы решили?
Физминутка для глаз.
У. – Давайте проведём опыт. Найдите первое словосочетание. Измените это словосочетание по числам. Поставьте в прошедшем времени( в будущем).
У.- Какой вывод можно сделать?
Д.- Наречие не изменяемая часть речи.
У.- Если наречие не изменяемая часть речи, то какая морфема отсутствует у наречия? Значит в слове медленно (о) это – суффикс.
У. – Выделите суффиксы у наречий.
У.- какую задачу мы выполнили.
Д.- Наречие не изменяемая часть речи.
Физминутка.
У.- Какие задачи мы уже выполнили? Какая ещё задача осталась не выполненной?
Д.- Каким членом предложения является наречие?
У.- Возьмите желтую карточку. Дано деформированное предложение. Составьте предложение и сделайте полный грамматический разбор.
У.- Сделайте вывод. Каким членом предложения является наречие?
Д.- Обстоятельством.
IVэтап. Первичное закрепление.
Цель этапа: Осознанность восприятия. Первичное обобщение.
Планируемые результаты на данном этапе:
Регулятивные:
- пошаговый контроль по результату;
- оценка;
- коррекция;
Познавательные:
- умение структурировать знания;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
Коммуникативные:
- контроль за действиями партнёра;
- Формулировка собственного мнения и позиции;
Работа возле доски и в тетрадях. Полный грамматический разбор.
У.- Сделайте вывод. Какую задачу мы выполнили?
У.- Теперь, глядя на алгоритм, давайте попробуем самостоятельно сформулировать правило, что такое наречие?( слайд проверить правило)
У. -Точно ли мы его сформулировали?
У.- Давайте вернемся к карте «Наречие» и отметим для себя, какие умения вы приобрели? Чем отличаются знания от умений?
V этап. Самостоятельная работа.
Цель этапа: Организация деятельности по применению новых знаний.
Планируемые результаты на данном этапе:
Регулятивные:
- контроль, коррекция и выделение того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению;
- осознание качества и уровня усвоения;
Личностные:
- самоопределение;
У. - Давайте выполним упражнение.
Сегодня, 22 октября- 145 лет со дня рождения русского писателя Ивана Алексеевича Бунина (1870-1953).
У.- Прочитайте отрывки из его стихотворений на белой карточке, найдите наречия и выпишите их.
- Бушует полая вода,
Шумит и глухо и протяжно.
Грачей пролётные стада
Кричат и весело и важно…
- … А Весна в зазеленевшей роще
Ждёт зари, дыханье затая,-
Чутко внемлет шороху деревьев,
Зорко смотрит в тёмные поля.
V I этап. Рефлексия деятельности.
Цель этапа:
- Умение делать выводы в результате совместной деятельности работы всего класса;
- умение объективно оценивать свою деятельность, деятельность своих товарищей, всего класса.
Планируемые результаты на данном этапе:
Коммуникативные:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Познавательные:
- осуществление подведения под понятие на основе распознавания объектов;
Личностные:
- смыслообразование;
У. – Ребята, что вы скажете про сегодняшний урок?
- Таким он получился, каким вы хотели его видеть в начале урока?
- Какое правило вы усвоили на сегодняшнем уроке?
- Что особенно запомнилось?
- Какие задания вызвали у вас затруднения?
- Почему?
- Оцените свои знания по этой теме на шкале в конце урока.
Д. - Отвечают на поставленные вопросы, оценивают свою работу, работу всего класса, отдельных ребят, делают выводы.
VII этап . Домашнее задание. С. 74 правило. Упр. 127
У. – Спасибо за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"
Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.
В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса
Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...