Урок русского языка по теме: «Части речи (общее понятие)».
учебно-методический материал по русскому языку (1 класс) на тему
Тип урока: ОНЗ (Открытие новых знаний).
Формы работы: парная, групповая, задания для мальчиков и девочек.
Система развивающего обучения Л. В. Занкова. 1 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kostinanu.doc | 69 КБ |
kosinanu.doc | 1.32 МБ |
kostinanu.pptx | 1.96 МБ |
Предварительный просмотр:
Система развивающего обучения Л. В. Занкова. 1 класс.
Урок русского языка по теме:
«Части речи (общее понятие)».
Учитель начальных классов: Костина Наталья Юрьевна
Тип урока: ОНЗ (Открытие новых знаний).
Формы работы: парная, групповая, задания для мальчиков и девочек.
Цель: систематизировать имеющиеся у детей знания о частях речи, учить определять части речи.
Задачи:
1.Дать представление учащимся о разных частях речи в русском языке. Отрабатывать умения отличать одну часть речи от другой.
2.Развивать орфографическую зоркость, внимание, память, чувство языка, интерес к русскому языку.
3.Формировать умения оценивать «свои» знания и знания своих одноклассников.
Оборудование:
- Презентация Power Point “Части речи”
- Компьютер, проектор.
- Карточки со словами для групповой работы.
- Раздаточные листы для обучающихся (рисунок).
- Цветные карандаши.
- Учебник русского языка (А. В. Полякова) 1 класс.
Технологическая карта урока русского языка.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
| - Ребята, в этом году Зима со своими спутниками Стужей и Ветром очень долго не пускала к нам Весну. А сейчас лучики солнца светят как-то по особенному, готовятся согревать маленькие ростки новой жизни, показывают все то, что природа так бережно хранила зимой. Мне сегодня так захотелось принести в класс частицу весны, чтобы на нашем уроке было тепло и радостно, чтобы весеннее солнышко озаряло наши лица улыбками и весь урок у нас было приподнятое настроение. Я долго думала, как же это сделать. И помогли мне ваши любимые герои Смешарики. (звучит музыка, видео с распускающимся подснежником) У занесённых снегом кочек, | Подготовка класса к работе, психологический настрой на урок. | Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание, саморегуляция. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2.Актуализация знаний (минутка чистописания). | -Кто знает, как называется этот цветок? -Как вы думаете, почему его так назвали? - Ребята, какой замечательный цветок нашёл Ёжик. Все Смешарики собрались на полянке полюбоваться им. А Лосяш рассказал друзьям о том, что подснежник очень закалённый цветок. И так как он вырастает прямо из-под снега, англичане называют его снежной каплей или снежной сережкой, а немцы – снежным колокольчиком. В Шотландии проводится целый фестиваль подснежников. А великий русский композитор П.И.Чайковский написал в честь этого цветка музыкальную пьесу. - Ребята, Смешарики были так удивлены, что такой маленький цветочек такой необычный, что решили внести в календарь апрельских праздников Праздник Подснежника. - А какие апрельские праздники знаете вы? - Да, ведь действительно в апреле нет праздника Подснежника. Я думаю, что мы с вами вместе со Смешариками можем тоже принять участие в подготовке этого праздника. - Начнем подготовку с оформления. Надо написать Праздник Подснежника. - А с какого звука начинаются эти слова? - Кто догадался, написание какой буквы нам надо повторить на минутке чистописания? - Запишите строку, сохраняя такую же закономерность. - Что нужно помнить при написании этой буквы? - На нашем празднике, я думаю, пригодятся такие слова. Прочитайте их (праздник, подснежник, проталина) - Поработайте в парах, обсудите, что общего между этими словами, и какое слово может быть лишним? - Составьте предложение, используя эти слова. Слова можно изменять, добавлять другие. - Ребята, а Бараш для начала праздника составил вот такое предложение «Расцвёл белый подснежник». Давайте запишем его на второй строчке. - Комментируем. - Выделите основу в этом предложении. О чём в нём говорится? Что он сделал? Какой он? | - Подснежник. - Он появляется из под снега. - 1апреля – День Смеха, юбилей «Полянки», День Птиц, 2 апреля - Международный день детской книги, 6 апреля – Благовещенье, 7 апреля – Всемирный День Здоровья, День рождения Интернета в России, 12 апреля – День Космонавтики… - Со звука «п». - Буквы «п». - О наклоне и соединении. Дети пишут. Работают в парах, обсуждают возможные варианты. Составляют предложения со словами. Комментируют и записывают предложение. - В предложении говорится о подснежнике, это подлежащее. Он расцвёл, это сказуемое. Подснежник белый. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, разрешение конфликтов, умение с достаточной полнотой выражать свои мысли. Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения объектов, построение логической цепи рассуждений, доказательство. Личностные: нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор. |
3.Постановка учебной задачи. | - Прочитайте еще раз предложение, которое мы записали. Обратите внимание, в нём все слова разные, потому что отвечают на разные вопросы, обозначают предмет, признак и действие. В русском языке все слова делятся на несколько групп, которые называются «Части речи». - Тогда цель нашего сегодняшнего урока? - Сформулируйте тему урока. - И тема эта очень поможет нам в подготовке праздника. Ведь вы все знаете, что к любому празднику наводят чистоту и порядок. И сегодня мы поможем навести порядок Смешарикам и разделить слова на группы. Для этого, нам нужно будет поработать в команде. | - Узнать, какие бывают части речи. - Части речи. | Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели, логические – формулирование проблемы. |
4. Построение проекта выхода из затруднения. | - А сейчас каждая группа подойдет к своему столу. - Слова, которые, находятся у вас в конвертах, вы должны разделить на 3 группы. - Прочитайте, какие слова вы отнесли к первой группе. - А почему вы объединили их в эту группу. По каким признакам? - А у вас, ребята, есть слова, которые отвечают на такие же вопросы и обозначают предмет? Прочитайте. Аналогично с другими группами. - Мы увидели, что действительно в русском языке есть несколько частей речи. - Как же называются слова, которые отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предмет? - Слова, которые отвечают на вопросы какой? какие? и обозначают признак? - Слова, которые отвечают на вопросы что делает? что делают? и обозначают действие предмета? - Я вместе с вами выполняла это задание и у меня осталось слово «Бараш». Как вы думаете к какой части речи можно отнести это слово? Почему? Объясните. - А как мы можем проверить правильность нашей схемы? - Как быстрее найти нужную страницу? Самопроверка. -Прочитай правило в учебнике и сравни со своим. (Учебник с.83, 85, 87, правило). - Мы были правы. Порядок наводить достаточно сложно, но часть работы мы выполнили, потому что действовали вместе, помогая друг другу. Физминутка для глаз. | Учащиеся в группах обсуждают, зачитывают свои группы слов, объясняют свой выбор. - Существительные. - Прилагательные. - Глаголы. - Это существительное, потому что отвечает на вопрос кто? и обозначает предмет. - По нашему учебнику. - По оглавлению, содержанию. Читают правила в учебнике и делают вывод о правильности своих рассуждений. | |
5. Первичное закрепление. | -Отдохнули и продолжим наводить порядок в частях речи. Составление алгоритма. Чтобы правильно определить часть речи мы должны будем: 1.Задать вопрос к слову. 2.Определить, что обозначает это слово. 3.Назвать часть речи. - Работаем по учебнику. Откройте его на стр.85 упр.115 (4 слова, остальное самостоятельно). - Молодцы! У нас полный порядок с распределением слов по частям речи. И можно снова отдохнуть. Физминутка. (звучит пьеса П. И. Чайковского) - Сейчас вы услышите пьесу П. И. Чайковского. Представьте себе, что вы маленькая луковичка подснежника. С первыми лучами солнышка она медленно начинает расти, появляются первые листочки. Стебелёк растёт. И вот наступает радостный момент, появляется прекрасный цветок. Цветок хорошеет , вы улыбаетесь друг другу. Он тянется к свету, к солнцу. И ещё одно семечко… - Сколько прекрасных подснежников распустилось на лесных проталинках. Устная работа - К любому празднику готовят угощение и веселые игры. И я вам тоже предлагаю поиграть в игру «Готовим угощение». - Что нам понадобится? - Подберите существительные. Докажите, что все это существительные. - Подберите прилагательные к этим существительным. Докажите, что вы подобрали прилагательные. - Подберите глаголы к этим существительным. Докажите что это глаголы. - Какое необыкновенное угощение мы приготовили для нашего праздника с помощью частей речи. | Работают по учебнику, по очереди выходят к доске, объясняют с помощью алгоритма выбор части речи. Выполняют движения, показывая распускающийся цветок. Подбирают различные существительные, прилагательные, глаголы. Объясняют и доказывают свой выбор. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбирать наиболее эффективные способы решения учебной задачи, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра. |
6.Самостоятельная работа с проверкой по эталону. | - Порядок мы навели, угощение готово и настало время подарков. В любой праздник приятно получать подарки, а ещё приятнее их дарить. Давайте приготовим для Смешариков подарки – праздничные открытки, ведь это они придумали праздник подснежника. Чтобы ваши открытки принесли радость, вы должны быть внимательными и аккуратными. - Листочки с заданием. Разбейте множество слов на группы. Закрасьте цветным карандашом:
- Проверьте свою работу. У девочек должен получиться такой рисунок, у мальчиков. - Поднимите свои рисунки те, кто выполнил задание правильно. - Не расстраивайтесь те ребята, у кого получились другие открытки, Смешарики им тоже будут рады. После урока мы сложим ваши открытки в этот конверт. Мы все приготовили с вами к празднику подснежника, а проведем его 6 апреля на классном часе. | Работают на индивидуальных карточках, закрашивают элементы рисунка соответственно словам, которые на них написаны. Проверяют выполненную работу по эталону (образцы выводятся на слайд), рисунки мальчиков и девочек получаются различными. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: самоопределение. |
7.Рефлексия деятельности (итог урока). | - Наш урок подходит к концу. Закончите предложения. Сегодня я убедился в том, что… Теперь я умею определять… Я знаю, что в русском языке… - Давайте оценим свои дела, свою работу на уроке сами. - Кто считает, что хорошо поработал на уроке и ему всё понятно показывает распустившийся подснежник. - Что вы расскажете дома о сегодняшнем уроке? - Ребята, глядя на ваши лица, я понимаю что мне действительно удалось принести в класс частицу весны, потому что наш урок был наполнен теплом и радостью, это чувствовалось по вашим глазам, улыбкам, лицам. | Заканчивают предложения соответственно теме урока. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результат, степень их соответствия. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия. Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. |
8.Домашнее задание. | - Подобрать игру для нашего праздника. - Нарисовать картину для украшения класса. - Составить рассказ или сказочную историю про подснежник. |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
снежн ая капл я снежн ая сер ё жк а снежн ый колокольчи к
Праздник Подснежника
1 апреля 7 апреля
Праздник Подснежника.
Праздник, подснежник, проталина.
Расцвёл белый подснежник.
Ц ель урока: узнать, какие бывают части речи Т ем а урока : Части речи
1.Задать вопрос к слову. 2.Определить, что об означает это слово. 3.Назвать часть речи. Как определить часть речи:
Работа с учебником стр.85 упр.115
Пьеса П. И. Чайковского «Подснежник»
Готовим угощение.
Подарки к празднику
Сегодня я убедился в том, что… Теперь я умею определять… Я знаю, что в русском языке…
Домашнее задание. - Подобрать игру для нашего праздника. - Нарисовать картину, для украшения класса. - Составить рассказ про подснежник.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 2 кл. Программа Занкова Общее понятие о существительном
Учебная деятельность учащихся организуется как поисковая, самостоятельная. Её продуктивность стимулируется специальными заданиями: ребёнок сталкивается с новыми условиями использования уже имеющихся з...
Конспект урока русского языка в 3 классе Тема: Общее понятие о склонении. Изменение имен существительных по падежам.
Цели урока:• Формировать первоначальное представление о склонении имен существительных; познакомить учащихся с названием падежей, шестью парами падежных вопро...
Конспект урока русского языка в 3 классе Тема: Общее понятие о склонении. Изменение имен существительных по падежам.
Цели урока:• Формировать первоначальное представление о склонении имен существительных; познакомить учащихся с названием падежей, шестью парами падежных вопро...
Проект урока русского языка в 4 классе "Местоимение. Общее понятие" Система Занкова
Проект урока русского языка в 4 классе по курсу "Русский язык. 4 класс", автор учебника А.В.Полякова...
Урок русского языка по теме: «Части речи. Местоимение как часть речи»
Цели урока:1. Воспроизводить и углублять знания о местоимении как части речи;2. Наблюдать за значением местоимений( указывать на предмет, но не называть...
Конспект урока русского языка в 4 классе Тема «Общее понятие о глаголе».
Конспект урока русского языка в 4 классе Тема «Общее понятие о глаголе»....
Конспект урока(технологическая карта) по русскому языку 2 класс "Части речи" ( общее понятие)
Данная разработка поможет провести урок по этой теме....
- Мне нравится (1)
Комментарии
Наталья Юрьевна, прекрасный,
Наталья Юрьевна, прекрасный, грамотный урок. Обязательно возьму себе на заметку!