Урок русского языка 2 кл. Программа Занкова Общее понятие о существительном
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Учебная деятельность учащихся организуется как поисковая, самостоятельная. Её продуктивность стимулируется специальными заданиями: ребёнок сталкивается с новыми условиями использования уже имеющихся знаний, осознаёт полученные знания с опорой на жизненный опыт, применяет знания и умения в новой ситуации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ponyat_sushchest.rar | 541.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Автор: Макаренкова Марина Ивановна, учитель начальных классов
Образовательное учреждение: МОУ СОШ № 2, г Ковдор
Класс 2,
Программа: Л.В.Занкова
Название материала:
Общее понятие об имени существительном.
Предназначение: для проведения урока по русскому языку.
Оборудование: - мультимедиапроектор, экран, компьютер.
Форма использования: проецирование на экран при фронтальной работе с классом
Авторский медиапродукт: презентация.
Авторские комментарии:
Презентации созданы с использованием Интернет - ресурсов ( фото).
Урок « Имя существительное»
Слайд № 2 Чистописание. Кликнуть мышкой на знак в правом верхнем углу. При появлении экрана кликнуть на «прописные», затем навести курсор на букву Ц, затем на строчные, навести курсор на буквы ц, а, е.
Слайд № 7 гиперссылка на физминутку. Двойной щелчок мышки для возвращения на слайд
Слайд № 10 использование триггеров. Нажать на рисунок для перемещения.
Слайд № 16 использование гиперссылки для повторения.
Урок русского языка во 2 классе. Программа Занкова
Тема урока: Общее понятие об имени существительном.
Вид урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цель: формирование грамматического понятия «имя существительное»,
ознакомление с обобщённым лексическим значением.
Задачи:
- учить различать предмет и слово как часть речи;
формировать умение различать существительные среди других частей речи,
- учить соотносить вопросы кто? и что? и слово - название предмета;
-вести в активный словарь термин одушевленные/неодушевленные существительные,
-научить распознать одушевленные/неодушевленные существительные.
- развивать познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать;
- развивать речь учащихся.
Оборудование: компьютер; мультимедиа проектор; презентация
Ход урока:
I.Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята!
У вас хорошее настроение?
Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться.
Настраиваемся на рабочую волну и вспомним наш девиз:.
НАБЛЮДАЮ - ЗАМЕЧАЮ - РАЗМЫШЛЯЮ - ДЕЛАЮ ВЫВОД
II. Чистописание.
(Слайд 2)
-Задание для чистописания подскажет скороговорка. Послушайте и повторите скороговорку: в цветнике цветут цветы
-Какой звук произносим в начале каждого слова ? (Звук ц).
-Расскажите про этот звук. ( согласный, глухой, твёрдый)
-Пропишем в воздухе строчную и заглавную буквы Ц, ц.
(Работа с анимацией « Чистописан ие»).
-А теперь самостоятельно пропишите в тетрадях по образцу буквы и их соединения. (Ц ц Цц Ца це Ци цы).
-Кто подскажет, когда пишем «ци», а когда «цы». ( в конце слова «цы»)
-Запишите скороговорку. (Один ученик диктует предложение, проговаривая).
Подумайте, чем интересны слова в этом предложении.
(Все слова родственные; однокоренные).
- Выделим корень в каждом слове. Подчеркнём в этом предложении главные члены.
III. Работа над новым материалом.
. Лексико - грамматические признаки имен существительных
Слайд 3
Работа со словарным словом. Отгадайте ребус.
Расскажите о слове: ( 2 слога; опасная гласная в 1 слоге; 5 букв, 4 звука;)
Что обозначает это слово? ( Предмет)
Сегодня на уроке мы будем говорить о предметах и словах, которые их обозначают.
Слайд 4
- На какие группы можно разделить эти слова? Почему? Запишите их в три
столбика.
коньки, думать, весёлый, свадьба, играть, большой, медведь, дождь бежать,
хороший, рисовать, золотой
Слайд № 5
коньки свадьба медведь дождь | весёлый большой хороший золотой | думать играть бежать рисовать |
- Что обозначают слова каждой группы?( 1 — предметы, 2 - признаки, 3 -действия)
-Мы остановимся только на первой группе слов.
-Итак, что обозначают слова, записанные в 1 группе
(предметы, явления природы, состояние)
-Такие группы слов (части речи) называются именами существительными.
Слайд № 6
Имя существительное - это часть речи, которая обозначает предметы, явления
природы или события и отвечает на вопросы кто? или что?
Первичное закрепление во внешней речи: (клик мышкой)
«Жужжащее» чтение стихотворения
-В какие слова из стихотворения может превратиться дедушка Существительное?
-Назовите их! Докажите, что правильно нашли слово.
Слайд № 7
Упражнение № 208
-В каждую группу существительных напишите ещё по три слова
Явления природы: что? мороз, ....
События: что? праздник, ....
Состояние: что? обида, ....
Проверка записи у детей.
Слайд № 8
Введение понятия «одушевленное/неодушевленное»
-С каким словом сегодня знакомились? ( коньки)
-Какие бывают коньки? Рисунок - ответы детей
-Назови лишний предмет? Почему?( Он живой)
(клик мышкой - выводится слово «одушевленные»)
Такие предметы называются одушевлённые.
-Как вы понимаете это слово? (те, у кого есть душа - животные и люди)
-Они отвечают на вопрос Кто?
-А как можно назвать все остальные существительные?
(придумывают названия -бездушные,...., неодушевленные)
-Они отвечают на вопрос: Что?
Слайд № 9
Правило. Имена существительные, отвечающие на вопрос кто ?, обозначают живые предметы, называются одушевлёнными. Имена существительные, отвечающие на вопрос что?, обозначают неживые предметы и называются неодушевлёнными.
Слайд № 10
Первичное закрепление: Игра «Рассади пассажиров».
- Давайте, поиграем, «рассадим пассажиров» по поездам. А правила подскажут нам вопросы. Как же будем «рассаживать пассажиров»?
-По какому признаку вы разделили слова?
(Для перемещения необходимо нажимать мышкой на рисунки предметов).
- Что обозначают слова, отвечающие на вопрос КТО?
(Животных; людей; живые существа).
- Что обозначают слова, отвечающие на вопрос ЧТО?
(Разные предметы; неживое; неживые предметы).
Слайд № 11
Выполним упражнение № 220
Вариант I выписывает неодушевлённые существительные,
Вариант II – одушевлённые
Проверь.(клик мышкой)
Слайд № 12
Проверка усвоения
А теперь каждый из вас будет волшебником. Замените одну букву в слове так,
чтобы оно отвечало на вопрос кто? (устная работа) -
(Клик мышкой у каждого слова)
Что вы можете сказать о словах левого столбика? Правого? ( клик мышкой)
кол капля дверь мак дом | вол цапля зверь рак сом |
Слайд № 13
Кто быстрее всех прочтёт, слово лишнее найдёт?
- Объясните, почему вы так думаете.
(Дети комментируют свой выбор лишних слов).
Мозговой штурм. Акитивизация всех знаний о существительном.
Слайд № 14
В выбранных словах убираем «лишнее» методом исключения.
Кабанчик -одушевлённое,
Рубаха - 3 слога
Ковшик- -парная согласная
Слово полка - «не опасное».
Слайд № 15
- Спишите с доски. Подчеркните имена существительные.
Аисты свили гн.здо на крыше дома. В гн.зде п.щ.ли пт.нцы)
- Проверьте орфографию (клик мышкой - вывод образца)
- Были ли трудности в подборе проверочных слов? Кто готов дать справку?
- Проверьте, все ли существительные вы нашли?
- По каким приметам вы узнали имена существительные?
Слайд № 16 Рефлексия. Итог урока
Какое задание вам понравилось?
Что называется именем существительным? (слайд 6)
Какие бывают имена существительные? (слайд 9)
Слайд № 17 Домашнее задание
- Предлагаю домашнее задание выполнить по вариантам (по 8-10 слов):.
- Посмотреть ,если нужно, значения слов в словаре.
вариант - записать одушевленные существительные
вариант - неодушевленные существительные
5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. 4 класс. Введение понятия "наречие". Система Занкова.
Это первый урок, то по технологии деятельностного метода был выбран тип урока – урок – исследования, открытия нового знания....
Урок русского языка в 4 классе "Понятие части речи".
Урок русского языка в 4 классе.Тема урока: понятие части речи.Урок решения частных задач. В 4 классе учащимся предстоит сконструировать систему теоретических понятий о частях речи. Но чтобы понятие о ...
Конспект урока русского языка в 3 классе «Изменение имён существительных по падежам» (общее понятие о склонении).
Конспект урока, на котором учащиеся знакомятся с понятием "падеж". Работа проходит в парах и группах. Используются традиционные и нетрадиционные формы и методы обучения....
Урок русского языка по программе А.В.Поляковой 4 класс. Тема:"Словосочетания глаголов с существительными в косвенных падежах".
Открытый урок....
Технологическая карта + презентация к уроку русского языка по программе "Начальная школа 21 века" по теме "Род имен существительных"
Технологическая карта урока с презентацией по программе "Начальная школа 21 века"...
Урок русского языка по программе «Школа России» для 4 класса. Тема: Повторение сведений о падежах и приемах их распознавания. Несклоняемые имена существительные.
Конспект урока русского языка в 4 классе по программе "Школа России"....
Урок русского языка по программе "Гармония" 4 класс. Тема. Культура речи: предупреждение ошибок в образовании различных форм имён существительных
Цель: способствовать развитию личности учащихся на основе усвоения предметных знаний.Задачи: создать условия для: - формирования умения грамотного письма безударных окончаний имен существительных...