Конспект урока русского языка в 3 классе Тема: Общее понятие о склонении. Изменение имен существительных по падежам.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Масленникова Лидия Алексеевна

Цели урока:

•        Формировать первоначальное представление о склонении имен существительных; познакомить учащихся с названием падежей, шестью парами падежных вопросов.

•        Продолжить работу по развитию орфографической зоркости у учащихся.

•        Развивать речь, воображение детей, интерес к предмету.

•        Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_maslennikova.docx22.04 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 3 классе

МБОУ СОШ № 1 имени З.Я. Лавровского

 станицы Ленинградской Ленинградского района

Краснодарского края

 Учитель Масленникова Лидия Алексеевна

Тема: Общее понятие о склонении. Изменение имен существительных по падежам.

Цели урока:

•        Формировать первоначальное представление о склонении имен существительных; познакомить учащихся с названием падежей, шестью парами падежных вопросов.

•        Продолжить работу по развитию орфографической зоркости у учащихся.

•        Развивать речь, воображение детей, интерес к предмету.

•        Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

ХОД УРОКА

I.Организационный момент-

- С каким настроением вы пришли на урок? Покажите на карточках.

(Дети поднимают карточки с грустными и весёлыми человечками).

- Замечательно! Я желаю вам, чтобы ваше настроение осталось таким до конца урока.

А теперь проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

Все ль готовы слушать,

Думать и запоминать?

- Если вы готовы, начинаем урок. Откройте рабочие тетради, запишите сегодняшнее число

II. Словарная работа

-Отгадайте загадки,  запишите отгадки в тетрадь  и подчеркните орфограммы.

1. Летом по лесу гуляет, зимой в берлоге отдыхает. ( Медведь) 2.С людьми дружит, дом сторожит. (Собака) 3.Зимой-беленький, а летом - серенький.  Никого не обижает, а всех сам боится. (Заяц) 4. Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз)  5. Жидко, а не вода, бело, а не снег. (Молоко)  6. Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. (Месяц)  7. Мал, невелик, чик-чирик. (Воробей) 8.Чёрный Ивашка, деревянная рубашка. Где носом поведет, там след оставит. (Карандаш).

-Прочитайте слова отгадки.

-По какому признаку можно объединить эти слова?

-Какой частью речи являются слова отгадки?

-Почему?

III. Актуализация знаний.

- Прочитайте пары слов

( Слайд 1)

1.        Тетрадь - тетради (число).

2.        Шарик-шарик  (собственное, нарицательное).

3.        Скрипка-скрипач  (одушевлённое, неодушевлённое).

       - Какой частью речи являются слова?

- Объясните, по какому грамматическому признаку  составлены пары.

-Так что вы знаете о существительном?

IV. Сообщение темы урока и постановка цели.

-Вот что могла бы сказать о себе героиня нашего урока

Я - важнейшая часть речи.

Давно живу я в мире этом

Даю названия предметам.

- О какой части речи можно так сказать?

- Молодцы. Конечно, это - имя существительное.

- Как вы думаете, а всё ли мы знаем об имени существительном?

- А хотите узнать о нём что-то новое?

- Какую цель вы ставите для себя на этот урок?

V.  Изучение нового материала.

1)Загадка.-Летом ходит без дороги между сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге, от мороза пряча нос.( Медведь)

( Слайд 2)

-Расскажите об этом животном по плану:

-Кто это такой?

-Какой внешний вид?

-Приходилось ли видеть и где?

-Что ты читал о нём?

 - У вас на столах возьмите  карточку .

- Прочитайте текст. Найдите слово, которое встречается в каждом  предложении.

Медведь- это дикое животное.  Сила у медведя огромная. На глаза медведю лучше не попадаться. Я видел медведя в зоопарке. В лесу за медведем хорошо наблюдать издали. Охотники говорят о медведе как об опасном звере.

- Какое слово встречается в каждом предложении?

- Что заметили?

 -Почему изменялись окончания?

Для чего служит окончание?

- Правильно.  Окончания служат для связи слов в предложении.

-Запишите эти слова и выделите окончания.

Взаимопроверка.

                    Вывесить карточку

 Медведь

у медведя

медведю

медведя

за  медведем

о медведе

-Кто знает, как называется изменение окончаний существительных по вопросам?

- Где мы можем найти эту информацию?

(В учебнике.)

-Найдите  ответ в учебнике.

-Так как называется изменение формы слова существительного?

Знакомство с падежами

( Слайд 3.)

- Всего в русском языке 6 падежей:

- Кто знает их и может назвать?

( Слайд 3.)

Именительный

Родительный

 Дательный

 Винительный

 Творительный

 Предложный

-Но почему падежи получили такие названия? Чтобы получить ответ на этот вопрос, вы должны послушать сказку.

-Имя существительное еще не родилось, а уже все думали, какое имя ему дать, и решили назвать - именительный, от слова имя.

-Родился - стал родительный. Это имя ему еще больше понравилось. Но он был малышом, ему всё давали, и он стал дательным.

-Но он был еще и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал винительным.

-Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал творительным.

-Он всем предлагал свою помощь, о нем заговорили и назвали теперь предложным.

-Ребята, какие названия падежей вы услышали?  (учитель вывешивает на доске названия падежей)

-Чтобы запомнить правильное расположение падежей послушайте стишок.

(Слайд 4)

ИванРодил  Девчонку

ВелелТащить  Пеленку.

-Кто назовёт первый падеж?

(Слайды 5-10)

Стихи о падежах

-Что узнали о падеже?

-На какие вопросы отвечает?

-Почему по два вопроса?

( Слайд 11)

Работа в парах.

Игра « Кто быстрей»

(Падежи и вопросы написаны на отдельных карточках, собрать в порядке следования падежей).

Проверка.

- Для указания падежей в работе принято их сокращенно писать, а поставить вопросы помогут нам слова-помощники

( Слайд 12)

И.п. (есть)  кто?  что?

Р.п. (нет)   кого?  чего?

Д.п. (рад) кому?  чему?

В.п.(вижу)  кого?  что?

 Т.п.(любуюсь)  кем?   чем?

П.п.(думаю)  о ком?   о че

VI. Физминутка.

VII. Закрепление.

1.-Просклонять слово лиса.

Запись на доске и в тетрадях.

2. С.9 упр.2

-Как определить падеж существительных в предложении?

( Памятка на с.10 учебника)

 (Читают задание и разбирают образец, КОТОРЫЙ НАПИСАН НА ДОСКЕ)

(Учащиеся выходят по очереди к доске и записывают словосочетания, определяя падеж существительных, остальные записывают в тетрадях.)

-Кто запомнил, сколько падежей в русском языке? Кто их сможет назвать?

Выбери правильный ответ:

( Слайд 13)

Именительный падеж имён существительных отвечает на вопросы:

Кто? Что?

Кому? Чему?

Кого? Чего?

Род

Родительный падеж имён существительных отвечает на вопросы

(Слайд 14)

Кого? Чего?

Кто? Что?

Кому? Чему?

Выбери существительные в родительном падеже

(Слайд 15)

достать из пенала

растёт около речки

шапка  сына

увидеть кошку

сидеть в тиши

взять тетрадь

Дательный падеж имён существительных отвечает на вопросы

( Слайд 16)

Кому? Чему?

Кого? Чего?

Кого? Что?

Выбери существительные в дательном падеже

( Слайд 17)

принести к подъезду

идти по аллее

помочь маме

думал о подарке

книга о героях

ложка мёда

Творительный падеж имён существительных отвечает на вопросы

( Слайд 18)

Кем? Чем?

О ком? О чём?

Кому? Чему?

Выбери существительные творительного падежа

( Слайд 19)

гордится папой

сидел под столом

рос  перед домом

отошёл от берёзы

приехать к бабушке

спал на диване

Предложный падеж имён существительных отвечает на вопросы

( Слайд 20)

О ком? О чём?

Кому? Чему?

Кем? Чем?

Выбери существительные предложного падежа

( Слайд 21)

сидеть на скамье

грибы в лесу

увидеть корабль

вылез из норы

дошёл до опушки

Определить падежимен существительных

 -Как будем определять?

На доске запись.

Открыл без ключа , шёл по дороге , зашёл за другом , думали о еде , перебежал через дорогу

(Проверка у доски)

Проверь себя.

( Слайд 22)

VIII.  Рефлексия.

- Что полезного для себя вы сегодня узнали на уроке?

- Что больше всего понравилось на уроке?

-Какое задание показалось трудным?

- Ребята, как вы думаете, чем мы будем заниматься на следующем уроке?

- Оцените свою работу на уроке.

IX. Домашнее задание. Стр.10(учебник) упр.3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку . 2 класс. ТЕМА: « Общее понятие об имени прилагательном»

Конспект урока по русскому языку . 2 класс.ТЕМА: « Общее понятие об имени прилагательном»...

Конспект урока русского языка в 3 классе Тема: Общее понятие о склонении. Изменение имен существительных по падежам.

Цели урока:•        Формировать первоначальное представление о склонении имен существительных; познакомить учащихся с названием падежей, шестью парами падежных вопро...

Урок русского языка в 3 классе по теме: "Общее понятие о склонении. Изменение имен существительных по падежам"

В основу урока положена дидактическая система Яновицкой Е.В." Как учить и учиться на уроке так, чтобы учиться хотелось, и удавалось учиться в условиях коллективного обучения в современной общеобразова...

Конспект урока русского языка, 2 класс. Тема урока: Правописание суффиксов : -ик-, -ек- в именах существительных (УМК "Начальная школа XXIвека")

Тип урока: открытие новых знаний.Цель урока: создание условий для усвоения правописания суффиксов существительных-ик-, -ек-....

Проект урока русского языка, 4 класс Тема: Общее понятие о наречии. Тип урока: Урок изучения нового материала. Форма урока: Урок – сказка

Тема: Общее понятие о наречии. Тип урока: Урок изучения нового материала. Форма урока: Урок – сказка...

Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: «Изменение прилагательных по падежам». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: формирование знаний об изменении имен прилагательных по падежам, умений изменять прилагательные по падежам.Планируемые результатыПредметные: знать, как изменяются прилагател...

Конспект урока русского языка (2 класс). Тема: «Что такое текст-описание? Роль имен прилагательных в тексте-описании». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование с понятием «текст-описание» и с его отличительными признаками.Планируемые результатыПредметные: Знать: знать, что такое текст-описание, его структур...