Конспект урока русского языка в 3 классе Тема: Общее понятие о склонении. Изменение имен существительных по падежам.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Цели урока:
• Формировать первоначальное представление о склонении имен существительных; познакомить учащихся с названием падежей, шестью парами падежных вопросов.
• Продолжить работу по развитию орфографической зоркости у учащихся.
• Развивать речь, воображение детей, интерес к предмету.
• Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_maslennikova.docx | 22.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 3 классе
МБОУ СОШ № 1 имени З.Я. Лавровского
станицы Ленинградской Ленинградского района
Краснодарского края
Учитель Масленникова Лидия Алексеевна
Тема: Общее понятие о склонении. Изменение имен существительных по падежам.
Цели урока:
• Формировать первоначальное представление о склонении имен существительных; познакомить учащихся с названием падежей, шестью парами падежных вопросов.
• Продолжить работу по развитию орфографической зоркости у учащихся.
• Развивать речь, воображение детей, интерес к предмету.
• Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
ХОД УРОКА
I.Организационный момент-
- С каким настроением вы пришли на урок? Покажите на карточках.
(Дети поднимают карточки с грустными и весёлыми человечками).
- Замечательно! Я желаю вам, чтобы ваше настроение осталось таким до конца урока.
А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Все ль готовы слушать,
Думать и запоминать?
- Если вы готовы, начинаем урок. Откройте рабочие тетради, запишите сегодняшнее число
II. Словарная работа
-Отгадайте загадки, запишите отгадки в тетрадь и подчеркните орфограммы.
1. Летом по лесу гуляет, зимой в берлоге отдыхает. ( Медведь) 2.С людьми дружит, дом сторожит. (Собака) 3.Зимой-беленький, а летом - серенький. Никого не обижает, а всех сам боится. (Заяц) 4. Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз) 5. Жидко, а не вода, бело, а не снег. (Молоко) 6. Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. (Месяц) 7. Мал, невелик, чик-чирик. (Воробей) 8.Чёрный Ивашка, деревянная рубашка. Где носом поведет, там след оставит. (Карандаш).
-Прочитайте слова отгадки.
-По какому признаку можно объединить эти слова?
-Какой частью речи являются слова отгадки?
-Почему?
III. Актуализация знаний.
- Прочитайте пары слов
( Слайд 1)
1. Тетрадь - тетради (число).
2. Шарик-шарик (собственное, нарицательное).
3. Скрипка-скрипач (одушевлённое, неодушевлённое).
- Какой частью речи являются слова?
- Объясните, по какому грамматическому признаку составлены пары.
-Так что вы знаете о существительном?
IV. Сообщение темы урока и постановка цели.
-Вот что могла бы сказать о себе героиня нашего урока
Я - важнейшая часть речи.
Давно живу я в мире этом
Даю названия предметам.
- О какой части речи можно так сказать?
- Молодцы. Конечно, это - имя существительное.
- Как вы думаете, а всё ли мы знаем об имени существительном?
- А хотите узнать о нём что-то новое?
- Какую цель вы ставите для себя на этот урок?
V. Изучение нового материала.
1)Загадка.-Летом ходит без дороги между сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге, от мороза пряча нос.( Медведь)
( Слайд 2)
-Расскажите об этом животном по плану:
-Кто это такой?
-Какой внешний вид?
-Приходилось ли видеть и где?
-Что ты читал о нём?
- У вас на столах возьмите карточку .
- Прочитайте текст. Найдите слово, которое встречается в каждом предложении.
Медведь- это дикое животное. Сила у медведя огромная. На глаза медведю лучше не попадаться. Я видел медведя в зоопарке. В лесу за медведем хорошо наблюдать издали. Охотники говорят о медведе как об опасном звере.
- Какое слово встречается в каждом предложении?
- Что заметили?
-Почему изменялись окончания?
Для чего служит окончание?
- Правильно. Окончания служат для связи слов в предложении.
-Запишите эти слова и выделите окончания.
Взаимопроверка.
Вывесить карточку
Медведь
у медведя
медведю
медведя
за медведем
о медведе
-Кто знает, как называется изменение окончаний существительных по вопросам?
- Где мы можем найти эту информацию?
(В учебнике.)
-Найдите ответ в учебнике.
-Так как называется изменение формы слова существительного?
Знакомство с падежами
( Слайд 3.)
- Всего в русском языке 6 падежей:
- Кто знает их и может назвать?
( Слайд 3.)
Именительный
Родительный
Дательный
Винительный
Творительный
Предложный
-Но почему падежи получили такие названия? Чтобы получить ответ на этот вопрос, вы должны послушать сказку.
-Имя существительное еще не родилось, а уже все думали, какое имя ему дать, и решили назвать - именительный, от слова имя.
-Родился - стал родительный. Это имя ему еще больше понравилось. Но он был малышом, ему всё давали, и он стал дательным.
-Но он был еще и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал винительным.
-Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал творительным.
-Он всем предлагал свою помощь, о нем заговорили и назвали теперь предложным.
-Ребята, какие названия падежей вы услышали? (учитель вывешивает на доске названия падежей)
-Чтобы запомнить правильное расположение падежей послушайте стишок.
(Слайд 4)
ИванРодил Девчонку
ВелелТащить Пеленку.
-Кто назовёт первый падеж?
(Слайды 5-10)
Стихи о падежах
-Что узнали о падеже?
-На какие вопросы отвечает?
-Почему по два вопроса?
( Слайд 11)
Работа в парах.
Игра « Кто быстрей»
(Падежи и вопросы написаны на отдельных карточках, собрать в порядке следования падежей).
Проверка.
- Для указания падежей в работе принято их сокращенно писать, а поставить вопросы помогут нам слова-помощники
( Слайд 12)
И.п. (есть) кто? что?
Р.п. (нет) кого? чего?
Д.п. (рад) кому? чему?
В.п.(вижу) кого? что?
Т.п.(любуюсь) кем? чем?
П.п.(думаю) о ком? о че
VI. Физминутка.
VII. Закрепление.
1.-Просклонять слово лиса.
Запись на доске и в тетрадях.
2. С.9 упр.2
-Как определить падеж существительных в предложении?
( Памятка на с.10 учебника)
(Читают задание и разбирают образец, КОТОРЫЙ НАПИСАН НА ДОСКЕ)
(Учащиеся выходят по очереди к доске и записывают словосочетания, определяя падеж существительных, остальные записывают в тетрадях.)
-Кто запомнил, сколько падежей в русском языке? Кто их сможет назвать?
Выбери правильный ответ:
( Слайд 13)
Именительный падеж имён существительных отвечает на вопросы:
Кто? Что?
Кому? Чему?
Кого? Чего?
Род
Родительный падеж имён существительных отвечает на вопросы
(Слайд 14)
Кого? Чего?
Кто? Что?
Кому? Чему?
Выбери существительные в родительном падеже
(Слайд 15)
достать из пенала
растёт около речки
шапка сына
увидеть кошку
сидеть в тиши
взять тетрадь
Дательный падеж имён существительных отвечает на вопросы
( Слайд 16)
Кому? Чему?
Кого? Чего?
Кого? Что?
Выбери существительные в дательном падеже
( Слайд 17)
принести к подъезду
идти по аллее
помочь маме
думал о подарке
книга о героях
ложка мёда
Творительный падеж имён существительных отвечает на вопросы
( Слайд 18)
Кем? Чем?
О ком? О чём?
Кому? Чему?
Выбери существительные творительного падежа
( Слайд 19)
гордится папой
сидел под столом
рос перед домом
отошёл от берёзы
приехать к бабушке
спал на диване
Предложный падеж имён существительных отвечает на вопросы
( Слайд 20)
О ком? О чём?
Кому? Чему?
Кем? Чем?
Выбери существительные предложного падежа
( Слайд 21)
сидеть на скамье
грибы в лесу
увидеть корабль
вылез из норы
дошёл до опушки
Определить падежимен существительных
-Как будем определять?
Открыл без ключа , шёл по дороге , зашёл за другом , думали о еде , перебежал через дорогу
(Проверка у доски)
Проверь себя.
( Слайд 22)
VIII. Рефлексия.
- Что полезного для себя вы сегодня узнали на уроке?
- Что больше всего понравилось на уроке?
-Какое задание показалось трудным?
- Ребята, как вы думаете, чем мы будем заниматься на следующем уроке?
- Оцените свою работу на уроке.
IX. Домашнее задание. Стр.10(учебник) упр.3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку . 2 класс. ТЕМА: « Общее понятие об имени прилагательном»
Конспект урока по русскому языку . 2 класс.ТЕМА: « Общее понятие об имени прилагательном»...
Конспект урока русского языка в 3 классе Тема: Общее понятие о склонении. Изменение имен существительных по падежам.
Цели урока:• Формировать первоначальное представление о склонении имен существительных; познакомить учащихся с названием падежей, шестью парами падежных вопро...
Урок русского языка в 3 классе по теме: "Общее понятие о склонении. Изменение имен существительных по падежам"
В основу урока положена дидактическая система Яновицкой Е.В." Как учить и учиться на уроке так, чтобы учиться хотелось, и удавалось учиться в условиях коллективного обучения в современной общеобразова...
Конспект урока русского языка, 2 класс. Тема урока: Правописание суффиксов : -ик-, -ек- в именах существительных (УМК "Начальная школа XXIвека")
Тип урока: открытие новых знаний.Цель урока: создание условий для усвоения правописания суффиксов существительных-ик-, -ек-....
Проект урока русского языка, 4 класс Тема: Общее понятие о наречии. Тип урока: Урок изучения нового материала. Форма урока: Урок – сказка
Тема: Общее понятие о наречии. Тип урока: Урок изучения нового материала. Форма урока: Урок – сказка...
Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: «Изменение прилагательных по падежам». УМК «Перспективная начальная школа»
Цель деятельности учителя: формирование знаний об изменении имен прилагательных по падежам, умений изменять прилагательные по падежам.Планируемые результатыПредметные: знать, как изменяются прилагател...
Конспект урока русского языка (2 класс). Тема: «Что такое текст-описание? Роль имен прилагательных в тексте-описании». УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование с понятием «текст-описание» и с его отличительными признаками.Планируемые результатыПредметные: Знать: знать, что такое текст-описание, его структур...