Урок по русскому языку "Что ты знаешь о предложениях"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
На уроке учащиеся наблюдают за предложениями, различающимися по цели высказывания; формируются элементарных лингвистических представлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 30.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Ход урока.
I этап. Организационный этап. Настрой урока.
Наш урок я бы хотела начать с притчи (нравоучительный рассказ).
Однажды царь решил подвергнуть испытанию всех своих придворных, чтобы узнать, кто из них способен занять в его царстве важный государственный пост. Множество властных и мудрых мужей окружило его. "О, мудрецы, - обратился к ним царь, - у меня есть для вас трудная задача, и я хотел бы знать, кто сможет решить ее". Он подвел присутствующих к такой огромной двери, какой еще никто никогда не видывал. "Это самая большая и самая тяжелая дверь, которая когда-либо была в моем царстве. Кто из вас сможет открыть ее?" - спросил царь. Одни придворные только отрицательно качали головой. Другие, которые считались мудрыми, посмотрели на дверь поближе, но признались, что не смогут ее открыть. Раз уж мудрые признались в этом, то и остальные согласились, что эта задача слишком трудна.
Лишь один человек подошел к двери. Он внимательно её рассмотрел и ощупал, затем так и эдак попробовал её сдвинуть и наконец резко толкнул её. Дверь открылась! Она была просто прикрыта, но не заперта. Нужна была лишь воля, чтобы это проверить, и отвага, чтобы действовать решительно.
Тогда царь объявил: "Ты получишь этот пост при дворе, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но надеешься на собственные силы и не боишься сделать попытку".
-Ребята, я очень хочу, чтобы вы всегда верили в свои силы и тогда вы сможете открыть любую дверь.
- Я вам желаю удачи на сегодняшнем уроке. У вас всё получится.
- Откройте тетради.
- Проговорим орфографически число. Запишите число, классная работа.
Словарная работа
- Запишите словарные слова с доски, вставляя нужную орфограмму,
Берёзка, декабрь, лопата, медведица, сентябрь, субботний, сегодня, спасибо, собачка, учительница.
-Поменялись в парах тетрадями, проверили и оценили работу соседа.
Критерии:
5 – если нет ни одной ошибки.
4 – одна или две ошибки.
3 – 3 ошибки.
2 - более трёх ошибок.
- Что общего во всех этих словах? (словарные слова.)
-К словам медведица, собачка подберем однокоренные слова.
-Вспомним, что такое однокоренные слова?
Однокоренные слова – это слова, которые имеют один корень и общее значение)
II этап. Актуализация знаний
Слайд 1
- Давайте вспомним всё, что мы уже знаем о предложении.
- Послушайте высказывания о предложении и если вы с ним согласны, запишите его номер.
1.Первое слово в предложении всегда пишется с большой буквы.
2.Слова в предложении не связаны между собой по смыслу.
3.Предложение – это одно или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль.
4. В конце предложения всегда ставится точка.
5.В конце предложения всегда ставится точка, вопросительный знак или восклицательный знак.
Какой код получился у вас? Запишите код в тетрадь.
1245 (Слайд 2)
III. Постановка цели и задач урока.
- Прочитайте запись и подумайте, какие ряды слов можно назвать предложением.
Слайд 3
снежная , наступила, и, морозная, зима;
холодный; подул; ветер
небу, тучи, по;
- Почему вы считаете, что это предложения?
- Запишите предложения в тетрадь, выделите главные члены предложения .
(Наступила морозная и снежная зима. Подул холодный ветер.)
Слайд 4
Проверка
- Почему разные знаки препинания в конце предложений?
- Итак, предложения по интонации бывают восклицательные и невосклицательные
Слайд 5
Предложения
по интонации ?
восклицательные невосклицательные
- Посмотрите, в нашей таблице есть знак вопроса. Какие же ещё бывают предложения? На этот вопрос вам и предстоит ответить.
Работа в парах
- Сейчас вы будете работать в парах. Возьмите карточки со скрепкой. Разложите карточки на столе. Разделите слова на три группы – зачем, с какой целью мы говорим.
Слайд 6
Проверка
сообщить спросить повлиять
повествовать узнать побудить к действию
- Итак, общаясь, люди ставят перед собой разные цели. Посмотрите ещё раз на нашу таблицу.
Слайд 7
Предложения
по интонации ?
восклицательные невосклицательные
- Итак, мы знаем, какие бывают предложения по интонации. А что бы вы написали на месте вопросительного знака?
- Какая тема урока?
Тема: Предложения по цели высказывания.
- Чему должны научиться на уроке?
Мы сегодня должны вспомнить какие бывают предложения по цели высказывания.
Какие бывают предложения по интонации.
Мы должны сегодня научиться находить в тексте предложения разных видов.
Самостоятельно составлять такие предложения.
IV этап. Построение проекта выхода из затруднений («открытие» детьми нового знания).
- А помогут вам в этом слова – волшебники. Возьмите карточку с глаголом и магнит. Надо распределить глаголы по трём основным группам – задачам общения.
- Подумайте, в какую группу вы определите свой глагол.
- Выходите к доске все вместе.
сообщить спросить повлиять
повествовать узнать побудить к действию
оповестить расспросить запретить
обменяться
(впечатлениями) выяснить
разузнать
объяснить выспросить приказать
подействовать
объявить выведать
воздействовать
рассказать посоветовать
- Что объединяет все эти глаголы?
- Прочитайте первую группу слов. Как бы вы назвали предложения, где цель общения – сообщить, повествовать?
Повествовательное
- Какое основное назначение повествовательных предложений?
(сообщение об определенных явлениях действительности, передача информации собеседнику)
- Приведите свои примеры повествовательных предложений?
- Какие знаки препинания ставятся в конце повествовательного предложений?
- Прочитайте вторую группу слов. Как бы вы назвали предложения, где цель общения – узнать, спросить?
-Какое основное назначение вопросительных предложений?
-Какое основное назначение вопросительных предложений?
(вопросительные предложения служат для выражения вопроса)
-Приведите свои примеры вопросительных предложений.
-Какие знаки ставятся в конце вопросительных предложений?
- Прочитайте третью группу слов. Как бы вы назвали предложения, где цель общения – повлиять, побудить к действию?
- Какое основное назначение побудительных предложений?
Основное назначение побудительных предложений: побуждение к действию того, к кому обращена речь.
Приведите примеры побудительных предложений.
- Таким образом, предложения по цели высказывания бывают…..
- Сравните наши выводы с таблицей.
(краткая историческая справка о М.В. Ломоносове)
Вывод: Какие же бывают предложения по цели высказывания?
Физкультминутка:
Мы, листики осенние,
На веточках сидели.
Ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал.
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил.
И на землю опустил.
V Первичное проверка понимания.
- Самостоятельная работа в парах.
- У вас на столах тексты, вы сейчас будете в качестве редакторов. Кто такие редакторы?
Редакторы – это тот, кто работает с текстом, а именно составляет, проверяет и исправляет содержание .
- А на что надо будет особенно обратить внимание вы узнаете из сценки, которую приготовили учащиеся).
Все вы важны. Каждый из вас сообщает определенную информацию в определенной последовательности, которая очень важна каждому человеку. Без умения ставить знаки препинания невозможно овладеть письменной речью.
- У вас на столах карточки с заданиями. Ваша задача списать текст, вставим орфограммы. Определить по цели высказывания и интонации какие это предложения.
1. Наступила длинная ночь? где ночуют зимой лесные птицы. воробей спит под крышей дома! синицы залетели в густые кусты. тетерка и рябчик под снег спрятались? тихо в лесу!
2. Наступила длинная ночь. (Повеств., невоскл.) Разбор по членам предложения и глагол разобрать
Где ночуют зимой лесные птицы? (Вопрос., невоскл.)
Воробей спит под крышей дома. (Повеств., невоскл.)
Синицы залетели в густые кусты. (Повеств., невоскл.)
Тетерка и рябчик под снег спрятались. (Повеств., невоскл.)
VI Первичное закрепление
Слайд 7
- Прочитайте предложения.
- Какие они по цели высказывания? Как вы это определили?
- Спишите сначала вопросительные, затем повествовательные и после побудительные предложения.
Проверка.
А что подарил он дружку?
Нет вороны на крыше, где её крылья и лапки?
Что такое вышина?
Много дорожек прошёл этот ёжик.
Слониха, слонёнок и слон во сне по дельфинам тоскуют.
Скорее, милый Зайка, на ёлку залезай-ка!
- Прочитайте предложение и определите, какое оно по цели высказывания и интонации.
Слайд 13
Работа у доски.
- Запишем предложения и укажем какие они по цели высказывания и интонации.
Пушистый зверёк прыгнул на ель. (Повеств., невоскл.)
Ты был в Москве? (Вопр., невоскл.)
Мойте руки перед едой. (Побудит., невоскл.)
Сколько грибов в лесу! (Повеств., воскл.)
Работа в парах
- Сейчас вы будете работать в парах. Приготовьте листочки с квадратиками.
- Я вам читаю предложение, а вы ставите в квадратиках знак препинания, который, по вашему мнению, должен стоять в конце предложения.
- Начинаем работу с верхней левой клетки.
1. С деревьев опадают листья.
2. Подул холодный ветер.
3. У народа глаз верен, а ум догадлив.
4. Давай помолчим.
5. Девочка, почему ты плачешь?
6. Не утонет в речке мяч!
7. В нашей школе три этажа.
8. Сегодня идёт дождь.
9. Не обижайте маленьких и слабых.
10. Какие книги вы прочитали летом?
11. Как чудесен русский лес!
12. Мы шли по узкой тропе.
13. Лужи покрылись льдом.
14. Под деревьями спрятались грибы.
15. Наступило ясное солнечное утро.
- Закрасьте квадратики, в которых стоят точки. Что получилось?
(Предложение)
VI I этап. Рефлексия.
- Какие бывают предложения по цели высказывания?
- Какова цель высказывания у повествовательного предложения?
- Какова цель высказывания у вопросительного предложения?
- Какова цель высказывания у побудительного предложения?
VIII Итог
Продолжи предложение:
Я узнал (а) на уроке…..
Было интересно….
Встретились трудности….
- Молодцы, вы были очень активны, старались. Спасибо за урок.
IX этап. Домашнее задание.
Учебник стр. 14 упр. 26
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский язык 1 класс. Презентация фрагмента урока по русскому языку. Составление из слов предложений.
Презентация фрагмента урока по русскому языку.Составление из слов предложений....
Урок по русскому языку . Связь слов в предложении. 2 класс.
Использованные образовательные технологии:- развивающее обучение; критическое мышление; работа в малых группах.Цели: Закрепить умения устанавливать связь слов в предложении по вопросам; воспитание люб...
Урок по русскому языку "Обобщение знаний о предложении"
Обобщение знаний о предложении. Роль предложения в речи....
Конспект урока по русскому языку "Запятая в сложном предложении и в простом предложении с однородными членами"
Закрепление сложного и простого предложения....
Разработка урока по русскому языку по теме "Сложное предложение"
Урок введение новых знаний...
Проект урока по русскому языку по теме: «Члены предложения бывают однородными. Знакомство с понятием «однородные члены предложения».
На уроке учитель знакомит учащихся с понятием "однородные члены предложения", с грамматическими признаками однородных членов, формирует умение находить однородные члены в предлож...