Конспект урока по русскому языку "Запятая в сложном предложении и в простом предложении с однородными членами"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме
Закрепление сложного и простого предложения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zapyataya_p_slozhnom_i_prostom_predlozhenii.doc | 84 КБ |
zapyataya_p_slozhnom_i_prostom_predlozhenii.doc | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
План урока по русскому языку
в 4-ом классе на тему:
«Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но»
Учитель начальных классов Сахатова Галина Геннадьевна
Тема: «Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но».
Цель: 1) закрепить знания о простом и сложном предложении; роли союзов в предложении;
2) упражняться в постановке знаков препинания в простом предложении с однородными членами и сложном предложении;
3) развивать умение анализировать, делать выводы;
4) воспитывать любовь к школе, интерес к учебе, доброжелательное отношение к людям.
I. Организация детей к уроку.
II. Чтение «Поучения» Владимира Мономаха детям.
- Кто такой Владимир Мономах?
(Внук Ярослава Мудрого, первый писатель, написавший поучение для детей).
- К чему призывает Вас автор этого «поучения»?
- Найдите союзы в тексте.
- Какова роль союзов в предложении?
(соединяют части предложения или однородные члены).
III. Работа по карточкам.
- Соедините вид предложения с нужными союзами:
- Проверка работы (коллективная).
IV. Постановка проблемы:
- Почему не провели стрелочку от сложного предложения к союзу и без запятой?!
(На письме части сложного предложения разделяются запятой. Если части сложного предложения соединяют союзы и, а, но, запятая ставится перед союзом).
V. Формулирование темы и целей урока.
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока по карточке.
VI. Закрепление изученного.
- Открываем тетради, записываем число, классная работа.
- Повторим написание соединений букв с буквой ч.
- Дайте характеристику звука ч – согласный, всегда мягкий, глухой.
Ччч еч чч Ччч Ча ач еч чу уч Учу Ччч
- Прочитайте предложение:
Ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает (пословица).
- Объясните, как понимаете смысл этой пословицы.
- Какие еще пословицы об учении знаете?!
- Подчеркните грамматическую основу в данном предложении.
- Что скажете о предложении? (простое с однородными сказуемыми).
- Почему поставили запятую?
- Составьте схему данного предложения: [-- О, а О].
- Послушайте стихотворение Эммы Мошковской «Прогульщик». Найдите в нем родственные слова к слову прогульщик.
(Чтение стихотворения ученицей).
- Кого назвал автор стихотворения прогульщиком? (мальчика, который прогуливал уроки).
- А с Вами случалось такое? Почему нельзя прогуливать уроки?
Прогульщик, прогулка, прогуляли, прогуливал, гулял.
-Под диктовку запись первого предложения.
Шел прогульщик на прогулку, шел и песенку свистел.
- Почему поставили запятую?
- Составьте схему предложения.
[О --, О и О].
VII. Работа с текстом.
- Прочитайте текст на доске:
Только плохие люди морщатся при виде кошки и замахиваются палкой на собаку. А когда у человека бьется доброе сердце, он будет дружить с собакой, полюбит кошку и смастерит голубятню.
- Как понимаете выражение «доброе сердце»?
- Объясните пропущенные орфограммы.
- Составьте схему первого предложения.
[-- О и О].
- Почему не поставили запятую?
VIII. Работа с учебниками.
Упражнение 70 страница 45.
1. Прочитайте текст.
- Чем могли огорчить бедного лесничего его сыновья? (Ответы детей).
2. Расставьте в нем знаки препинания.
(У доски учащиеся проводят разбор слов предложения).
1) Чернобородый – разбор по составу;
2) день – фонетический разбор;
3) в лесу – морфологический разбор.
день – [д'э'н] – 4 б., 3 зв.
д – [д'] – согласный, звук мягкий.
е – [э] – гласный, уд.
н – [н'] – согласный, звук мягкий.
в лесу – существительное (в чем?), н.ф. – лес, неодуш., м.р., ед.число.
3. Найти предложения, которые соответствуют схемам:
[= –], а [= –] - (первое предложение)
[– = О и О], и [= –] – (третье предложение)
4. Найдите в тексте и составьте схемы сложных предложений.
4-ое предложение [– =], но [– О и О].
5-ое предложение [ = ], а [ = – ].
IX. Анализ сочинений.
- На прошлой неделе мы с Вами написали сочинение «Что я люблю!».
- Мне очень понравились Ваши сочинения. Молодцы!
- Особенно было приятно, что некоторые дети, помимо своих развлечений, написали, что любят ходить в школу, любят учиться.
- В своем сочинении Вы использовали и сложные предложения с однородными членами.
- Я выписала некоторые предложения. Послушайте и скажите, какие знаки препинания в них Вы поставите.
1. Мне интересно читать энциклопедии о животных, о разных планетах и растениях.
2. Я люблю уроки математики и русского языка.
3. Люблю слушать музыку и современную, и классическую, она поднимает настроение и помогает приобщиться к прекрасному миру искусства.
X. Итог урока. Чему научились на уроке?
Простое предложение с однородными членами
Сложное предложение
, а
, но
и
, и
Предварительный просмотр:
План урока по русскому языку
в 4-ом классе на тему:
«Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но»
Учитель начальных классов Сахатова Галина Геннадьевна
Тема: «Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но».
Цель: 1) закрепить знания о простом и сложном предложении; роли союзов в предложении;
2) упражняться в постановке знаков препинания в простом предложении с однородными членами и сложном предложении;
3) развивать умение анализировать, делать выводы;
4) воспитывать любовь к школе, интерес к учебе, доброжелательное отношение к людям.
I. Организация детей к уроку.
II. Чтение «Поучения» Владимира Мономаха детям.
- Кто такой Владимир Мономах?
(Внук Ярослава Мудрого, первый писатель, написавший поучение для детей).
- К чему призывает Вас автор этого «поучения»?
- Найдите союзы в тексте.
- Какова роль союзов в предложении?
(соединяют части предложения или однородные члены).
III. Работа по карточкам.
- Соедините вид предложения с нужными союзами:
- Проверка работы (коллективная).
IV. Постановка проблемы:
- Почему не провели стрелочку от сложного предложения к союзу и без запятой?!
(На письме части сложного предложения разделяются запятой. Если части сложного предложения соединяют союзы и, а, но, запятая ставится перед союзом).
V. Формулирование темы и целей урока.
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока по карточке.
VI. Закрепление изученного.
- Открываем тетради, записываем число, классная работа.
- Повторим написание соединений букв с буквой ч.
- Дайте характеристику звука ч – согласный, всегда мягкий, глухой.
Ччч еч чч Ччч Ча ач еч чу уч Учу Ччч
- Прочитайте предложение:
Ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает (пословица).
- Объясните, как понимаете смысл этой пословицы.
- Какие еще пословицы об учении знаете?!
- Подчеркните грамматическую основу в данном предложении.
- Что скажете о предложении? (простое с однородными сказуемыми).
- Почему поставили запятую?
- Составьте схему данного предложения: [-- О, а О].
- Послушайте стихотворение Эммы Мошковской «Прогульщик». Найдите в нем родственные слова к слову прогульщик.
(Чтение стихотворения ученицей).
- Кого назвал автор стихотворения прогульщиком? (мальчика, который прогуливал уроки).
- А с Вами случалось такое? Почему нельзя прогуливать уроки?
Прогульщик, прогулка, прогуляли, прогуливал, гулял.
-Под диктовку запись первого предложения.
Шел прогульщик на прогулку, шел и песенку свистел.
- Почему поставили запятую?
- Составьте схему предложения.
[О --, О и О].
VII. Работа с текстом.
- Прочитайте текст на доске:
Только плохие люди морщатся при виде кошки и замахиваются палкой на собаку. А когда у человека бьется доброе сердце, он будет дружить с собакой, полюбит кошку и смастерит голубятню.
- Как понимаете выражение «доброе сердце»?
- Объясните пропущенные орфограммы.
- Составьте схему первого предложения.
[-- О и О].
- Почему не поставили запятую?
VIII. Работа с учебниками.
Упражнение 70 страница 45.
1. Прочитайте текст.
- Чем могли огорчить бедного лесничего его сыновья? (Ответы детей).
2. Расставьте в нем знаки препинания.
(У доски учащиеся проводят разбор слов предложения).
1) Чернобородый – разбор по составу;
2) день – фонетический разбор;
3) в лесу – морфологический разбор.
день – [д'э'н] – 4 б., 3 зв.
д – [д'] – согласный, звук мягкий.
е – [э] – гласный, уд.
н – [н'] – согласный, звук мягкий.
в лесу – существительное (в чем?), н.ф. – лес, неодуш., м.р., ед.число.
3. Найти предложения, которые соответствуют схемам:
[= –], а [= –] - (первое предложение)
[– = О и О], и [= –] – (третье предложение)
4. Найдите в тексте и составьте схемы сложных предложений.
4-ое предложение [– =], но [– О и О].
5-ое предложение [ = ], а [ = – ].
IX. Анализ сочинений.
- На прошлой неделе мы с Вами написали сочинение «Что я люблю!».
- Мне очень понравились Ваши сочинения. Молодцы!
- Особенно было приятно, что некоторые дети, помимо своих развлечений, написали, что любят ходить в школу, любят учиться.
- В своем сочинении Вы использовали и сложные предложения с однородными членами.
- Я выписала некоторые предложения. Послушайте и скажите, какие знаки препинания в них Вы поставите.
1. Мне интересно читать энциклопедии о животных, о разных планетах и растениях.
2. Я люблю уроки математики и русского языка.
3. Люблю слушать музыку и современную, и классическую, она поднимает настроение и помогает приобщиться к прекрасному миру искусства.
X. Итог урока. Чему научились на уроке?
Простое предложение с однородными членами
Сложное предложение
, а
, но
и
, и
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку в 4 классе. Тема:"Запятая в предложениях с однородными членами.Закрепление."
Урок-закрепление по теме "Однородные члены предложения". На примере предложений из литературных произведений отрабатывается умение расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами....
Запятая в сложных союзных и бессоюзных предложениях, запятая в простых предложениях с однородными членами. 4 класс
Конспект урока написан в форме сказочного приключения по поиску клада героями известного мультфильма.Игровая форма подачи материала понравятся ребёнку и превратят урок в увлекательную игру.На данном у...
Разработка урока русского языка "Повторение о простых предложениях с однородными членами и сложных предложениях", 4 класс, "Школа 2100"
Урок представляет собой мини-исследование традиций и обычаев русского народа. На материале публицистических статей учащиеся полу...
Конспект по русскому языку по образовательной системе «Школа 2100» по учебникам Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, Прониной О. В. «Русский язык». Тема «Развитие умения различать сложные и простые предложения с однородными членами и ставить в них запятые».
Данный урок проводится в 3 классе....
Презентация к уроку Русского языка по теме : Знаки препинания в простом предложении с однородными членами и в сложном предложении.
В Презентации отлично подобран материал по теме....
Конспект урока по русскому языку "Как отличить сложное предложение от простого с однородными членами?",4 класс, УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: знакомство с отличительными признаками сложного предложения и предложения с однородными членами.Планируемые результатыПредметные знать: понятия «предложение...
Технологическая карта урока по русскому языку "Как отличить сложное предложение от простого предложения с однородными членами?" (4 класс, УМК "Школа России")
Тип урока: "открытия" нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представления об отличиях сложного предложения от простого предложения с однородными членами Задачи урока...