Проект урока по русскому языку по теме: «Члены предложения бывают однородными. Знакомство с понятием «однородные члены предложения».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Елховикова Наталья Николаевна

На уроке учитель знакомит учащихся с понятием "однородные члены предложения", с грамматическими  признаками однородных членов,  формирует умение находить однородные члены в предложении, понимать назначение однородных членов предложения в речи,обосновывать правила пунктуации при интонации перечисления и одиночном союзе «и».

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Проект урока по русскому языку по теме:

«Члены предложения бывают однородными. Знакомство с понятием «однородные

члены предложения».

Выполнил учитель начальных классов

МБОУ «Школа № 185» Ленинского района

ФИО Елховикова Наталья Николаевна

Н. Новгород
2017


Общие сведения о проекте

  1. Название учебного предмета:  Русский язык.
  2. Класс: Четвертый.
  3. УМК: «Гармония»
  4. Тема урока: «Члены предложения бывают однородными. Знакомство с понятием «однородные члены предложения».
  5. Тип урока: Изучение нового материала.
  6. Программа по учебному предмету: М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» учебник для 4 класса : в 2 частях, Ч 1 (Смоленск 2014), рабочая тетрадь; Т.В. Корешкова «Тестовые задания»
  7. Фрагмент тематического планирования: Новое о строении предложений.

Новое о строении предложений

9+3 резерв

1. Члены предложения бывают однородными

2. Предложения бывают сложными

3. Итоговый диктант

5 ч.

3 ч.

1 ч.

+ 3 ч.

Тема урока: «Члены предложения бывают однородными.

Знакомство с понятием «однородные члены предложения».

Цель:  Знакомство с однородными членами предложения и их особенностями.

Задачи: 

1) познакомить учащихся с понятием однородные члены предложения, с грамматическими  признаками однородных членов,  формировать умение находить однородные члены в предложении, понимание назначения однородных членов предложения в речи,

2) обосновывать правила пунктуации при интонации перечисления и одиночном союзе «и», развивать орфографическую зоркость в процессе работы с орфографическими задачами,

3) развивать коммуникативные  УУД:  формулировать связный ответ на поставленный вопрос,  участвовать в совместной деятельности, в коллективном обсуждении вопросов.  Отстаивать свою позицию, объяснять, рассуждать, доказывать, используя речевые средства.  Умение организовываться в пару, группу, вести учебный диалог;

 4) развивать регулятивные  УУД:  умение ставить, принимать и  решать учебную задачу, сознательно выполнять действия для ее решения. Оценивать свое знание и незнание, продвижение в овладении знанием по изучаемой теме. Планировать общий способ действия для решения конкретных задач. Осуществлять действия самоконтроля и контроля, самооценки и оценки, выявлять свои трудности и достижения;

 5) развивать познавательные УУД: вести наблюдения, читать учебник, слушать учителя для приобретения, уточнения,  извлечения необходимой  информации. Понимать информацию, представленную в схемах, переводить ее в словесную. Выполнять анализ,  сравнение, преобразование, конструирование;  делать умозаключения, выводы, обобщения, структурировать знания.

  1. развивать личностные УУД: формировать мотивацию к изучению родного языка, воспитывать лингвистическую культуру.

Ожидаемые результаты:

Предметные:

Находить и выделять однородные члены предложения;

Соблюдать правильную интонацию при чтении предложений с однородными членами;

Обосновывать постановку знаков препинания при однородных членах.  

Использовать однородные члены для повышения точности, богатства и выразительности своей речи.

Метапредметные:1) Познавательные УУД: умение выделять необходимую информацию, структурировать знания, анализировать, сравнивать и обобщать.

2)Коммуникативные УУД: умение кооперироваться в малую группу, вести учебный диалог, согласовывая свои позиции с партнерами и находить общее решение;

3)Регулятивные УУД: Ставить, понимать и сохранять учебную задачу, сознательно выполнять действия для её решения. Планировать общий способ действия для решения конкретных задач, последовательно выполнять все операции, использовать речь для регуляции своих действий. Контролировать процесс и результаты своей деятельности, оценивать свои достижения и трудности. 

4)Личностные УУД: Воспитание лингвистической культуры; повышения богатства и выразительности своей речи.

Оборудование урока:  компьютер, интерактивная доска, учебники, тетради учащихся, тетради на печатной основе, наглядный и раздаточный материал, компьютерная презентация.

Исходный уровень знаний и умений обучающихся: Выявлять предложения в устной и письменной речи. Устанавливать связи между словами в предложении. Находить главные члены предложения: подлежащих и сказуемых. Различать главные и второстепенные члены предложения. Находить орфограммы, определять их разновидности и соотносить с определенными правилами.

План урока и хронометраж:     

п/п

Название этапа

Хронометраж

1.

Мотивация к учебной деятельности с помощью работы над цитатой

4 мин.

2.

Актуализация: Постановка проблемы,  определение темы урока «Знакомство с понятием «Однородные члены предложения» с помощью анализа и корректирования текста упражнения.

7 мин.

3.

Выявление места и причины затруднения при постановке запятых между однородными членами.

4 мин.

4.

Построение проекта выхода из затруднения путем составления алгоритма работа с однородными членами.

8 мин.

5.

Реализация построенного проект и первичное закрепление с проговариванием во внешней речи через работу над текстом упражнения.

5 мин.

6.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону при постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами.

6 мин.

7.

Включение в систему знаний и повторение при исправлении ошибок знаков препинания.

7 мин.

8.

Рефлексия: подведение итогов и фиксация затруднений .

4 мин.

Содержание урока (в таблице)

Этап урока
Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы
Деятельность обучающихся с указанием форм организации
Формируемые УУД
(с указанием конкретных действий)

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).

Орг. момент

Сегодня свой урок мы начнем с высказывания Сенека Луций Анней (Младший). На интерактивную доску вынесено высказывание: «Если прочтешь что-либо, то из прочитанного усвой себе главную мысль. Так поступаю и я: из того, что я прочел, я непременно что-нибудь отмечу». (Слайд1).

Как вы понимаете это выражение? Чем оно вам интересно?

Вы тоже часто читаете книги, которые стараетесь понять, почерпнуть для себя что-то новое и если они вам понравились, то и рассказать своим друзьям, одноклассникам. Записываем их содержание в Дневники читателя. Так же наш знакомый Майкл, прочитав книгу Михаила Павловича Коршунова «Школьная вселенная» и решил о ней поведать своим приятелям. Слайд №2.

В нашей тетради ТПО с.52 упр.№ 473  представлен отрывок из его рассказа. Прочитайте его. Решите орфографические задачи с объяснением.

Дети приготовились к уроку.

Дети читают и высказывают свои мнения.

- Очень важно не только читать книги,  но и понимать прочитанное,  делать выводы; брать какую-то мысль себе на заметку и в будущем использовать ее в разных ситуациях.

Учащиеся читают текст, анализируют, вставляют пропущенные буквы в словах, объясняют орфограммы.

Личностные УУД: осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности.

Познавательные УУД: уч-ся анализируют высказывание, обобщают, делают выводы.

Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника, вступать в ними в учебный диалог.

Познавательные УУД: анализ  текста.

Регулятивные УУД: умение контролировать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников,  вносить коррективы.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.

C:\Users\юзер\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\рабочий стол 002.jpg

C:\Users\юзер\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\рабочий стол 001.jpg

Подумайте, не испортил ли мальчик предложения своим пересказом, не требуется ли работа редактора.

- Что вы предлагаете изменить в построении предложений? (Детям предлагается объединиться в пары, посоветоваться друг с другом).

- Назовите главные члены предложений.

- Что вы заметили?

- Встречались ли вы раньше с таким явлением в предложении.

- Известно ли вам как называются такие члены  предложений? Можно ли эти члены пр-я назвать каким-то научным словом.

Учитель предлагает в учебнике на с.64 прочитать сообщение ученых, сравнить со своими предположениями, ответить на вопросы: что нового узнали? что непонятно?

Слайд №3.

- Догадались ли вы, какова тема нашего урока? Как вы понимаете это слово?

- Какие цели мы поставим перед собой?

Слайд №4.

Запишите исправленный текст, решая орфографические задачи и отмечая др. орф-мы. Примените свои знания о постановке запятых. Забыли – обратитесь к памятке учебника  с.146

Дети читают текст и говорят, что мысли выражены неудачно, потому что есть неоправданные повторы.

    Дети редактируют текст.

Затем читают полученные предложения и объясняют, что они объединили несколько предложений в одно, чтобы избежать повторений одних и тех же слов.

Крик, грохот слышится. Шум. крик смолкает. Ит.д.

Дети отвечают, что рядом с одним сказуемым стоят несколько подлежащих (в 1, 3, 4 предложениях) и с одним подлежащим –

несколько сказуемых (в 5,6 пр-х).

Дети дают свои ответы.  (Да, встречались, приводят свои примеры – н-р при перечислении).

- Дети высказывают свои предположения: одинаковые, повторяющиеся, похожие, однородные.

Дети изучают текст в учебнике и отвечают на вопросы.

Узнали, что члены предложения, связанные с одним и тем же словом и отвечающие на один и тот же вопрос называются однородными. Они необходимы для более подробного, развернутого ответа или выражения мысли.

- Однородные члены предложения.

- Будем учиться находить в предложениях однородные члены, составлять предложения с однородными членами, ставить знаки препинания в таких предложениях.

Дети записывают исправленный текст.

Личностные УУД: овладение нормами культуры поведения через выявление поступков героев  произведения.

Познавательные УУД: анализ текста, смысловое чтение, понимание и оценка речи. Синтез - объединение нескольких предложений в одно.

Регулятивные УУД: умение осуществлять взаимный контроль при выполнении задания в паре. Оценка (осознание)  качества и уровня умения выделять главные члены предложения.

Познавательные УУД: сравнение искомого текста и исправленного.

Коммуникативные УУД: умение точно выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.

Регулятивные УУД: умение контролировать результаты своей деятельности, вносить коррективы.

Познавательные УУД: построение логической цепи рассуждения, выдвижение гипотез, их обоснование.

Познавательные УУД: общеучебные УУД:  извлечение необходимой информации при самостоятельном изучении текста (смысловое чтение).

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование учебной цели и задач урока.

Регулятивные УУД: умение планировать и действия, вносить коррективы в свои действия.

Познавательные УУД: логические УУД:  анализ и обобщение.

3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

-А теперь проверьте, получились ли у вас при улучшении текста предложения с однородными членами, докажите. По каким признакам вы узнаете однородные члены?

- Отделяли ли вы однородные члены предложения друг от друга знаками препинания

-Да, получились. Дети читают предложения и доказывают, что однородные члены связаны с одним и тем же словом и отвечают на один и тот же вопрос.

У некоторых детей возникли сомнения: нужно ли ставить запятые между однородными членами; а что если между однородными ч.п. стоит союз?

Регулятивные УУД: умение контролировать результаты своей деятельности.

Коммуникативные УУД: слушать собеседника, точно выражать свои мысли.

Познавательные УУД: логические УУД: умение анализировать, делать выводы, доказывать свое мнение.

4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы, модели, учебник).

- Как обозначаются в речи и на письме однородные члены?

Все верно. Молодцы, ребята! Давайте составим схему, которая поможет нам правильно отделять однородные члены друг от друга на письме.

Учитель предлагает детям объединиться в группы и  составить ( на листах) план своих действий – алгоритм работы с однородными членами.

Учитель предлагает представить и защитить свои алгоритмы.

Учитель предлагает свериться с доской. Слайд №6.

1. Читаю предложение.

2. Нахожу в нем  однородные члены: подлежащие,  сказуемые.

3. Определяю, как они соединены.

4. Если перечислительной интонацией, то ставь запятую.

Если стоит союз «И» , то запятая не ставиться.

- В речи они обозначаются интонацией перечисления. На письме они разделяются запятыми или соединяются союзом «и». Слайд №4.

У детей получаются различные варианты:

1. Нахожу в предложении однородные члены (2 и более),

2. Если их перечисляем то ставим запятую.

3. Если стоит союз и, то запятая не ставится.

или:

1. Читаем предложение. Сколько в нем подлежащих,  сказуемых?       Несколько?

2. Есть союз «И» ?

       ДА                     НЕТ

Запятую                Запятую

не ставим              ставим

Дети выбирают представителя, который защищает проект,  др. группы дают свои комментарии (соглашаются, не соглашаются). Дети сверяют свои записи с алгоритмом на доске, корректируют свои записи.

Развиваются коммуникативные УУД:  учащиеся, рассматривая вопросы, рассуждают, аргументируют мнения, активно и внимательно слушают друг друга, идет активное  сотрудничество в поиске решения.

Регулятивные УУД: осуществляется планирование - определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Познавательные УУД – постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении

проблем поискового характера. Построение логической цепи рассуждения.

Коммуникативные УУД: умение полно и точно выражать свои мысли, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка.

Познавательные УУД: рефлексия способов действий, их контроль и оценка; критичность.

5-6.Реализация построенного проекта и первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.

Спасибо за хорошую работу. Попробуем проверить, как работает наш алгоритм. Обратимся к нашей тетради  ТПО с.53 упр.№475

Как в предложениях соединены однородные члены? В этих предложениях нет запятых при однородных членах. Правильно ли это?

Ученики работают самостоятельно в тетрадях, находят однородные члены, подчеркивают их.

При проверке объясняют, по каким признакам определяли  второстепенные члены (связаны с одним и тем же словом, отвечают на один и тот же вопрос).

Соединены союзами «и», а при одиночных союзах запятая не ставится.

Познавательные УУД: понимают и принимают учебную задачу при самостоятельной работе.

Регулятивные УУД: развитие самоконтроля, коррекции, оценки в ходе выполнения работы.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Учитель предлагает детям выполнить работу:

- Перед вами на партах карточки №1. Вам необходимо списать предложение, расставить знаки препинания, пользуясь нашим алгоритмом. Найти однородные члены и определить, каким членом предложения они являются. Задание выполняйте в тетрадях.

Попробуйте составить схемы к предложениям. Поменяйтесь тетрадями, проверьте правильность на доске, поставьте «+», если все верно, «--», если допущены ошибки.

Учащиеся выполняют задание на карточках.

Барсук внезапно прыгнул к сковородке  сунул в нее нос. Он  взвизгнул и с отчаянным воплем бросился в траву. Он бежал и голосил на весь лес ломал  кусты и плевался от боли.

По К.Паустовскому

Затем объясняют, какие члены являются однородными и почему. Как расставили знаки препинания при однородных членах.

Дети составляют схемы, проверяют работу соседа  и сверяют их правильность с доской.

Познавательные УУД: осознание учебной задачи, самостоятельность в ее решении, применение полученных знаний, постановка и решение проблем. Анализ, синтез, обобщение.

Регулятивные УУД: планирование, контроль, оценка.

Познавательные УУД: моделирование (составление схем).

Регулятивные УУД: умение осуществлять взаимоконтроль, внесение коррекции.  

Коммуникативные УУД: строить взаимное продуктивное сотрудничество с партнером.

8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ  применение нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

На парте карточки №2. Запишите в свои тетради окончание истории. Найдите и подчеркните однородные члены. Как они связаны? Если найдете ошибки, исправьте их.

На следующий день барсук лечил нос. Он нашел трухлявый пень,  и засунул в него обожженный нос... Он стонал от боли  облизывал шершавым языком нос и плакал.

По К.Паустовскому

Дети работают с текстом, объясняют, как связаны одн. члены между собой. Карточки сдаются на проверку.

Познавательные УУД: общеучебные УУД: смысловое чтении, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное осознание применение алгоритма для решения проблемы поискового характера. Ведется анализ текста, подведение под понятия, выведение следствий, построение логической цепи рассуждения, уметь доказывать.  

9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

Подведем итог нашему уроку:  Слайд №7.

- По каким признакам вы узнавали однородные члены?

- Как связаны между собой однородные члены предложения?

- Как вы думаете, только ли главные члены могут быть однородными?

- Молодцы! но об этом мы поговорим на следующем уроке. А дома нужно закончить упр №475.

Дети отвечают: - Связаны, (относятся)  с одним и тем же словом, отвечают на один и тот же вопрос.

Интонацией перечисления.

- Не только, могут быть и второстепенные члены. Приводят примеры.

Регулятивные УУД: оценка: дети осознают, что уже освоено, что подлежит усвоению,  осознание качества усвоения.

Личностные УУД: смыслообразование -  определение того, какое значение, смысл имеет для меня использовать в речи предложения с однородными членами.


Приложение:

Карточка №1.

Фамилия, имя__________________________          

                Барсук внезапно прыгнул к сковородке  сунул в нее нос. Он  взвизгнул и с отчаянным воплем бросился в траву. Он бежал и голосил на весь лес ломал  кусты и плевался от боли.                                                                                                                    По К.Паустовскому

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________                                                                                                    

                                                                                                                           

Карточка №2.

Фамилия, имя_________________________

               На следующий день барсук лечил нос. Он нашел трухлявый пень,  и засунул в него обожженный нос... Он стонал от боли  облизывал шершавым языком нос и плакал.

По К.Паустовскому

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________                                                                                                    

Литература

  1. М.С.Соловейчик , Н.С.Кузьменко «Русский язык»,  учебник «К тайнам нашего языка» 4 класс, в 2 частях, 2 часть Смоленск «Ассоциация XXI век», 2014 г.
  2. М.С.Соловейчик , Н.С.Кузьменко «Тетрадь – задачник к учебнику для 4 класса», в 2 частях, 2 часть
  3. Т.В.Корешкова «Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 4 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. 2 часть
  4. И.И.Бондаренко, О.Ю.Дедова,  Н.Н.Деменева, Е.А.Захарова, И.Н.Мохова, Н.А.Кузьмина, Н.Н.Морозова, В.Ф.Одегова, Т.А.Рунова,С.К.Тивикова, Н.Ю.Яшина «Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС» Методическое пособие Изд.Аркти М.2012
  5. Л.Г.Петерсон, М.А.Кубышева, Т.Г.Кудряшова «Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельстного метода», Москва. 2006 г.
  6. Н.Ю.Яшина, В.И.Овсянникова «Развитие логического мышления младших школьников на уроках русского языка» методическое пособие для учителей начальных классов Н.Новгород, 2012
  7. Интернет-ресуры http: // eor. edu. ru


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Если прочтешь что-либо, то из прочитанного усвой себе главную мысль. Так поступаю и я: из того, что я прочел, я непременно что-нибудь отмечу.» Сенека Луций Анней (Младший)

Слайд 2

Михаил Павлович Коршунов «Школьная вселенная»

Слайд 3

Однородные члены предложения

Слайд 4

Однородные члены предложения Познакомимся с однородными членами предложения. Будем учиться находить однородные члены предложения. Научимся составлять предложения с однородными членами. Узнаем, как обозначаются в речи и на письме однородные члены предложения?

Слайд 5

Однородные члены предложения обозначаются в речи и на письме: В речи: соединяются перечислительной интонацией или союзами. На письме: разделяются запятыми; соединяются союзом и , …

Слайд 6

Однородные члены предложения 1. Читаю предложение. 2. Нахожу в предложении однородные члены. 3. Определяю, как они соединены. Перечислительной Союзом «И»? интонацией? Ставлю запятую. Запятую не ставлю

Слайд 7

Однородные члены предложения По каким признакам вы узнавали однородные члены предложения ? Как связаны между собой однородные члены? Как вы думаете, только ли однородные члены могут быть однородными?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Однородные члены предложения. Связь однородных членов предложения с помощью союзов и интонации перечисления".

Урок комбинированного типа. Включает этапы повторения изученного материала, обЪяснения нового материала и закрепление изученного материала. В ходе обЪяснения используются знаковые символы, а также опо...

План-конспект с презентацией урока по русскому языку в 4 классе по УМК "Гармония": "Знакомство с понятием "однородные члены предложения"".

В данном материале представлена разработка урока русского языка в 4-ом классе по УМК "Гармония" на тему "Знакомство с понятием "однородные члены предложения"". Разработка сопровождается презентацией....

Проблемный урок по русскому языку в 4-м классе c презентацией "Обобщение знаний об однородных членах предложения"

Урок построен и проведён с использованием предметно-ориентированной и личностно-ориентированной технологии обучения. На уроке происходит обучение целеполаганию и планированию собственной деятельности....

Технологическая карта урока русского языка.Тема: «Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными интонацией перечисления».УМК "Школа России".

Цели деятельности учителя: дать представление о видах связи однородных членов предложения; познакомить с правилом постановки запятой между однородными членами.Планируемые результатыПредметные:знать: п...

Проект урока по русскому языку по теме: «Члены предложения бывают однородными. Союзы и знаки препинания при однородных членах»

Общие сведения о проектеНазвание учебного предмета:  Русский язык.Класс: Четвертый.УМК: «Гармония»Тема урока: «Члены предложения бывают однородными. Союзы и знаки препинания при...

Конспект урока по русскому языку на тему: Правописание окончаний существительных 1 склонения. Разбор предложений по членам предложений.

Конспект урокапо русскому языкуна тему: Правописание окончаний существительных 1 склонения.Разбор предложений по членам предложений....