Проект урока по русскому языку по теме: «Члены предложения бывают однородными. Знакомство с понятием «однородные члены предложения».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
На уроке учитель знакомит учащихся с понятием "однородные члены предложения", с грамматическими признаками однородных членов, формирует умение находить однородные члены в предложении, понимать назначение однородных членов предложения в речи,обосновывать правила пунктуации при интонации перечисления и одиночном союзе «и».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odnorodnye_chleny_predlozheniya.docx | 272.43 КБ |
prezentatsiya_odnorodnye_chleny_predlozheniya.pptx | 197.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект урока по русскому языку по теме:
«Члены предложения бывают однородными. Знакомство с понятием «однородные
члены предложения».
Выполнил учитель начальных классов
МБОУ «Школа № 185» Ленинского района
ФИО Елховикова Наталья Николаевна
Н. Новгород
2017
Общие сведения о проекте
- Название учебного предмета: Русский язык.
- Класс: Четвертый.
- УМК: «Гармония»
- Тема урока: «Члены предложения бывают однородными. Знакомство с понятием «однородные члены предложения».
- Тип урока: Изучение нового материала.
- Программа по учебному предмету: М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» учебник для 4 класса : в 2 частях, Ч 1 (Смоленск 2014), рабочая тетрадь; Т.В. Корешкова «Тестовые задания»
- Фрагмент тематического планирования: Новое о строении предложений.
Новое о строении предложений | 9+3 резерв |
1. Члены предложения бывают однородными 2. Предложения бывают сложными 3. Итоговый диктант | 5 ч. 3 ч. 1 ч. + 3 ч. |
Тема урока: «Члены предложения бывают однородными.
Знакомство с понятием «однородные члены предложения».
Цель: Знакомство с однородными членами предложения и их особенностями.
Задачи:
1) познакомить учащихся с понятием однородные члены предложения, с грамматическими признаками однородных членов, формировать умение находить однородные члены в предложении, понимание назначения однородных членов предложения в речи,
2) обосновывать правила пунктуации при интонации перечисления и одиночном союзе «и», развивать орфографическую зоркость в процессе работы с орфографическими задачами,
3) развивать коммуникативные УУД: формулировать связный ответ на поставленный вопрос, участвовать в совместной деятельности, в коллективном обсуждении вопросов. Отстаивать свою позицию, объяснять, рассуждать, доказывать, используя речевые средства. Умение организовываться в пару, группу, вести учебный диалог;
4) развивать регулятивные УУД: умение ставить, принимать и решать учебную задачу, сознательно выполнять действия для ее решения. Оценивать свое знание и незнание, продвижение в овладении знанием по изучаемой теме. Планировать общий способ действия для решения конкретных задач. Осуществлять действия самоконтроля и контроля, самооценки и оценки, выявлять свои трудности и достижения;
5) развивать познавательные УУД: вести наблюдения, читать учебник, слушать учителя для приобретения, уточнения, извлечения необходимой информации. Понимать информацию, представленную в схемах, переводить ее в словесную. Выполнять анализ, сравнение, преобразование, конструирование; делать умозаключения, выводы, обобщения, структурировать знания.
- развивать личностные УУД: формировать мотивацию к изучению родного языка, воспитывать лингвистическую культуру.
Ожидаемые результаты:
Предметные:
Находить и выделять однородные члены предложения;
Соблюдать правильную интонацию при чтении предложений с однородными членами;
Обосновывать постановку знаков препинания при однородных членах.
Использовать однородные члены для повышения точности, богатства и выразительности своей речи.
Метапредметные:1) Познавательные УУД: умение выделять необходимую информацию, структурировать знания, анализировать, сравнивать и обобщать.
2)Коммуникативные УУД: умение кооперироваться в малую группу, вести учебный диалог, согласовывая свои позиции с партнерами и находить общее решение;
3)Регулятивные УУД: Ставить, понимать и сохранять учебную задачу, сознательно выполнять действия для её решения. Планировать общий способ действия для решения конкретных задач, последовательно выполнять все операции, использовать речь для регуляции своих действий. Контролировать процесс и результаты своей деятельности, оценивать свои достижения и трудности.
4)Личностные УУД: Воспитание лингвистической культуры; повышения богатства и выразительности своей речи.
Оборудование урока: компьютер, интерактивная доска, учебники, тетради учащихся, тетради на печатной основе, наглядный и раздаточный материал, компьютерная презентация.
Исходный уровень знаний и умений обучающихся: Выявлять предложения в устной и письменной речи. Устанавливать связи между словами в предложении. Находить главные члены предложения: подлежащих и сказуемых. Различать главные и второстепенные члены предложения. Находить орфограммы, определять их разновидности и соотносить с определенными правилами.
План урока и хронометраж:
№ п/п | Название этапа | Хронометраж |
1. | Мотивация к учебной деятельности с помощью работы над цитатой | 4 мин. |
2. | Актуализация: Постановка проблемы, определение темы урока «Знакомство с понятием «Однородные члены предложения» с помощью анализа и корректирования текста упражнения. | 7 мин. |
3. | Выявление места и причины затруднения при постановке запятых между однородными членами. | 4 мин. |
4. | Построение проекта выхода из затруднения путем составления алгоритма работа с однородными членами. | 8 мин. |
5. | Реализация построенного проект и первичное закрепление с проговариванием во внешней речи через работу над текстом упражнения. | 5 мин. |
6. | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону при постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами. | 6 мин. |
7. | Включение в систему знаний и повторение при исправлении ошибок знаков препинания. | 7 мин. |
8. | Рефлексия: подведение итогов и фиксация затруднений . | 4 мин. |
Содержание урока (в таблице)
Этап урока | Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы | Деятельность обучающихся с указанием форм организации | Формируемые УУД(с указанием конкретных действий) |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»). | Орг. момент Сегодня свой урок мы начнем с высказывания Сенека Луций Анней (Младший). На интерактивную доску вынесено высказывание: «Если прочтешь что-либо, то из прочитанного усвой себе главную мысль. Так поступаю и я: из того, что я прочел, я непременно что-нибудь отмечу». (Слайд1). Как вы понимаете это выражение? Чем оно вам интересно? Вы тоже часто читаете книги, которые стараетесь понять, почерпнуть для себя что-то новое и если они вам понравились, то и рассказать своим друзьям, одноклассникам. Записываем их содержание в Дневники читателя. Так же наш знакомый Майкл, прочитав книгу Михаила Павловича Коршунова «Школьная вселенная» и решил о ней поведать своим приятелям. Слайд №2. В нашей тетради ТПО с.52 упр.№ 473 представлен отрывок из его рассказа. Прочитайте его. Решите орфографические задачи с объяснением. | Дети приготовились к уроку.Дети читают и высказывают свои мнения. - Очень важно не только читать книги, но и понимать прочитанное, делать выводы; брать какую-то мысль себе на заметку и в будущем использовать ее в разных ситуациях. Учащиеся читают текст, анализируют, вставляют пропущенные буквы в словах, объясняют орфограммы. | Личностные УУД: осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности. Познавательные УУД: уч-ся анализируют высказывание, обобщают, делают выводы. Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника, вступать в ними в учебный диалог. Познавательные УУД: анализ текста. Регулятивные УУД: умение контролировать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, вносить коррективы. |
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими. | Подумайте, не испортил ли мальчик предложения своим пересказом, не требуется ли работа редактора. - Что вы предлагаете изменить в построении предложений? (Детям предлагается объединиться в пары, посоветоваться друг с другом). - Назовите главные члены предложений. - Что вы заметили? - Встречались ли вы раньше с таким явлением в предложении. - Известно ли вам как называются такие члены предложений? Можно ли эти члены пр-я назвать каким-то научным словом. Учитель предлагает в учебнике на с.64 прочитать сообщение ученых, сравнить со своими предположениями, ответить на вопросы: что нового узнали? что непонятно? Слайд №3. - Догадались ли вы, какова тема нашего урока? Как вы понимаете это слово? - Какие цели мы поставим перед собой? Слайд №4. Запишите исправленный текст, решая орфографические задачи и отмечая др. орф-мы. Примените свои знания о постановке запятых. Забыли – обратитесь к памятке учебника с.146 | Дети читают текст и говорят, что мысли выражены неудачно, потому что есть неоправданные повторы. Дети редактируют текст. Затем читают полученные предложения и объясняют, что они объединили несколько предложений в одно, чтобы избежать повторений одних и тех же слов. Крик, грохот слышится. Шум. крик смолкает. Ит.д. Дети отвечают, что рядом с одним сказуемым стоят несколько подлежащих (в 1, 3, 4 предложениях) и с одним подлежащим – несколько сказуемых (в 5,6 пр-х). Дети дают свои ответы. (Да, встречались, приводят свои примеры – н-р при перечислении). - Дети высказывают свои предположения: одинаковые, повторяющиеся, похожие, однородные. Дети изучают текст в учебнике и отвечают на вопросы. Узнали, что члены предложения, связанные с одним и тем же словом и отвечающие на один и тот же вопрос называются однородными. Они необходимы для более подробного, развернутого ответа или выражения мысли. - Однородные члены предложения. - Будем учиться находить в предложениях однородные члены, составлять предложения с однородными членами, ставить знаки препинания в таких предложениях. Дети записывают исправленный текст. | Личностные УУД: овладение нормами культуры поведения через выявление поступков героев произведения. Познавательные УУД: анализ текста, смысловое чтение, понимание и оценка речи. Синтез - объединение нескольких предложений в одно. Регулятивные УУД: умение осуществлять взаимный контроль при выполнении задания в паре. Оценка (осознание) качества и уровня умения выделять главные члены предложения. Познавательные УУД: сравнение искомого текста и исправленного. Коммуникативные УУД: умение точно выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации. Регулятивные УУД: умение контролировать результаты своей деятельности, вносить коррективы. Познавательные УУД: построение логической цепи рассуждения, выдвижение гипотез, их обоснование. Познавательные УУД: общеучебные УУД: извлечение необходимой информации при самостоятельном изучении текста (смысловое чтение). Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование учебной цели и задач урока. Регулятивные УУД: умение планировать и действия, вносить коррективы в свои действия. Познавательные УУД: логические УУД: анализ и обобщение. |
3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа. | -А теперь проверьте, получились ли у вас при улучшении текста предложения с однородными членами, докажите. По каким признакам вы узнаете однородные члены? - Отделяли ли вы однородные члены предложения друг от друга знаками препинания | -Да, получились. Дети читают предложения и доказывают, что однородные члены связаны с одним и тем же словом и отвечают на один и тот же вопрос. У некоторых детей возникли сомнения: нужно ли ставить запятые между однородными членами; а что если между однородными ч.п. стоит союз? | Регулятивные УУД: умение контролировать результаты своей деятельности. Коммуникативные УУД: слушать собеседника, точно выражать свои мысли. Познавательные УУД: логические УУД: умение анализировать, делать выводы, доказывать свое мнение. |
4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы, модели, учебник). | - Как обозначаются в речи и на письме однородные члены? Все верно. Молодцы, ребята! Давайте составим схему, которая поможет нам правильно отделять однородные члены друг от друга на письме. Учитель предлагает детям объединиться в группы и составить ( на листах) план своих действий – алгоритм работы с однородными членами. Учитель предлагает представить и защитить свои алгоритмы. Учитель предлагает свериться с доской. Слайд №6. 1. Читаю предложение. 2. Нахожу в нем однородные члены: подлежащие, сказуемые. 3. Определяю, как они соединены. 4. Если перечислительной интонацией, то ставь запятую. Если стоит союз «И» , то запятая не ставиться. | - В речи они обозначаются интонацией перечисления. На письме они разделяются запятыми или соединяются союзом «и». Слайд №4. У детей получаются различные варианты: 1. Нахожу в предложении однородные члены (2 и более), 2. Если их перечисляем то ставим запятую. 3. Если стоит союз и, то запятая не ставится. или: 1. Читаем предложение. Сколько в нем подлежащих, сказуемых? Несколько? 2. Есть союз «И» ? ДА НЕТ Запятую Запятую не ставим ставим Дети выбирают представителя, который защищает проект, др. группы дают свои комментарии (соглашаются, не соглашаются). Дети сверяют свои записи с алгоритмом на доске, корректируют свои записи. | Развиваются коммуникативные УУД: учащиеся, рассматривая вопросы, рассуждают, аргументируют мнения, активно и внимательно слушают друг друга, идет активное сотрудничество в поиске решения. Регулятивные УУД: осуществляется планирование - определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Познавательные УУД – постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Построение логической цепи рассуждения. Коммуникативные УУД: умение полно и точно выражать свои мысли, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка. Познавательные УУД: рефлексия способов действий, их контроль и оценка; критичность. |
5-6.Реализация построенного проекта и первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания. | Спасибо за хорошую работу. Попробуем проверить, как работает наш алгоритм. Обратимся к нашей тетради ТПО с.53 упр.№475 Как в предложениях соединены однородные члены? В этих предложениях нет запятых при однородных членах. Правильно ли это? | Ученики работают самостоятельно в тетрадях, находят однородные члены, подчеркивают их. При проверке объясняют, по каким признакам определяли второстепенные члены (связаны с одним и тем же словом, отвечают на один и тот же вопрос). Соединены союзами «и», а при одиночных союзах запятая не ставится. | Познавательные УУД: понимают и принимают учебную задачу при самостоятельной работе. Регулятивные УУД: развитие самоконтроля, коррекции, оценки в ходе выполнения работы. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. | Учитель предлагает детям выполнить работу: - Перед вами на партах карточки №1. Вам необходимо списать предложение, расставить знаки препинания, пользуясь нашим алгоритмом. Найти однородные члены и определить, каким членом предложения они являются. Задание выполняйте в тетрадях. Попробуйте составить схемы к предложениям. Поменяйтесь тетрадями, проверьте правильность на доске, поставьте «+», если все верно, «--», если допущены ошибки. | Учащиеся выполняют задание на карточках. Барсук внезапно прыгнул к сковородке сунул в нее нос. Он взвизгнул и с отчаянным воплем бросился в траву. Он бежал и голосил на весь лес ломал кусты и плевался от боли. По К.Паустовскому Затем объясняют, какие члены являются однородными и почему. Как расставили знаки препинания при однородных членах. Дети составляют схемы, проверяют работу соседа и сверяют их правильность с доской. | Познавательные УУД: осознание учебной задачи, самостоятельность в ее решении, применение полученных знаний, постановка и решение проблем. Анализ, синтез, обобщение. Регулятивные УУД: планирование, контроль, оценка. Познавательные УУД: моделирование (составление схем). Регулятивные УУД: умение осуществлять взаимоконтроль, внесение коррекции. Коммуникативные УУД: строить взаимное продуктивное сотрудничество с партнером. |
8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применение нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. | На парте карточки №2. Запишите в свои тетради окончание истории. Найдите и подчеркните однородные члены. Как они связаны? Если найдете ошибки, исправьте их. | На следующий день барсук лечил нос. Он нашел трухлявый пень, и засунул в него обожженный нос... Он стонал от боли облизывал шершавым языком нос и плакал. По К.Паустовскому Дети работают с текстом, объясняют, как связаны одн. члены между собой. Карточки сдаются на проверку. | Познавательные УУД: общеучебные УУД: смысловое чтении, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное осознание применение алгоритма для решения проблемы поискового характера. Ведется анализ текста, подведение под понятия, выведение следствий, построение логической цепи рассуждения, уметь доказывать. |
9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания. | Подведем итог нашему уроку: Слайд №7. - По каким признакам вы узнавали однородные члены? - Как связаны между собой однородные члены предложения? - Как вы думаете, только ли главные члены могут быть однородными? - Молодцы! но об этом мы поговорим на следующем уроке. А дома нужно закончить упр №475. | Дети отвечают: - Связаны, (относятся) с одним и тем же словом, отвечают на один и тот же вопрос. Интонацией перечисления. - Не только, могут быть и второстепенные члены. Приводят примеры. | Регулятивные УУД: оценка: дети осознают, что уже освоено, что подлежит усвоению, осознание качества усвоения. Личностные УУД: смыслообразование - определение того, какое значение, смысл имеет для меня использовать в речи предложения с однородными членами. |
Приложение:
Карточка №1.
Фамилия, имя__________________________ Барсук внезапно прыгнул к сковородке сунул в нее нос. Он взвизгнул и с отчаянным воплем бросился в траву. Он бежал и голосил на весь лес ломал кусты и плевался от боли. По К.Паустовскому ______________________________________________________ ______________________________________________________ ______________________________________________________
|
Карточка №2.
Фамилия, имя_________________________ На следующий день барсук лечил нос. Он нашел трухлявый пень, и засунул в него обожженный нос... Он стонал от боли облизывал шершавым языком нос и плакал. По К.Паустовскому ______________________________________________________ ______________________________________________________ ______________________________________________________ |
Литература
- М.С.Соловейчик , Н.С.Кузьменко «Русский язык», учебник «К тайнам нашего языка» 4 класс, в 2 частях, 2 часть Смоленск «Ассоциация XXI век», 2014 г.
- М.С.Соловейчик , Н.С.Кузьменко «Тетрадь – задачник к учебнику для 4 класса», в 2 частях, 2 часть
- Т.В.Корешкова «Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 4 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. 2 часть
- И.И.Бондаренко, О.Ю.Дедова, Н.Н.Деменева, Е.А.Захарова, И.Н.Мохова, Н.А.Кузьмина, Н.Н.Морозова, В.Ф.Одегова, Т.А.Рунова,С.К.Тивикова, Н.Ю.Яшина «Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС» Методическое пособие Изд.Аркти М.2012
- Л.Г.Петерсон, М.А.Кубышева, Т.Г.Кудряшова «Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельстного метода», Москва. 2006 г.
- Н.Ю.Яшина, В.И.Овсянникова «Развитие логического мышления младших школьников на уроках русского языка» методическое пособие для учителей начальных классов Н.Новгород, 2012
- Интернет-ресуры http: // eor. edu. ru
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Михаил Павлович Коршунов «Школьная вселенная»
Однородные члены предложения
Однородные члены предложения Познакомимся с однородными членами предложения. Будем учиться находить однородные члены предложения. Научимся составлять предложения с однородными членами. Узнаем, как обозначаются в речи и на письме однородные члены предложения?
Однородные члены предложения обозначаются в речи и на письме: В речи: соединяются перечислительной интонацией или союзами. На письме: разделяются запятыми; соединяются союзом и , …
Однородные члены предложения 1. Читаю предложение. 2. Нахожу в предложении однородные члены. 3. Определяю, как они соединены. Перечислительной Союзом «И»? интонацией? Ставлю запятую. Запятую не ставлю
Однородные члены предложения По каким признакам вы узнавали однородные члены предложения ? Как связаны между собой однородные члены? Как вы думаете, только ли однородные члены могут быть однородными?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Однородные члены предложения. Связь однородных членов предложения с помощью союзов и интонации перечисления".
Урок комбинированного типа. Включает этапы повторения изученного материала, обЪяснения нового материала и закрепление изученного материала. В ходе обЪяснения используются знаковые символы, а также опо...
План-конспект с презентацией урока по русскому языку в 4 классе по УМК "Гармония": "Знакомство с понятием "однородные члены предложения"".
В данном материале представлена разработка урока русского языка в 4-ом классе по УМК "Гармония" на тему "Знакомство с понятием "однородные члены предложения"". Разработка сопровождается презентацией....
Конспект урока по русскому языку "Запятая в сложном предложении и в простом предложении с однородными членами"
Закрепление сложного и простого предложения....
Проблемный урок по русскому языку в 4-м классе c презентацией "Обобщение знаний об однородных членах предложения"
Урок построен и проведён с использованием предметно-ориентированной и личностно-ориентированной технологии обучения. На уроке происходит обучение целеполаганию и планированию собственной деятельности....
Технологическая карта урока русского языка.Тема: «Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными интонацией перечисления».УМК "Школа России".
Цели деятельности учителя: дать представление о видах связи однородных членов предложения; познакомить с правилом постановки запятой между однородными членами.Планируемые результатыПредметные:знать: п...
Проект урока по русскому языку по теме: «Члены предложения бывают однородными. Союзы и знаки препинания при однородных членах»
Общие сведения о проектеНазвание учебного предмета: Русский язык.Класс: Четвертый.УМК: «Гармония»Тема урока: «Члены предложения бывают однородными. Союзы и знаки препинания при...
Конспект урока по русскому языку на тему: Правописание окончаний существительных 1 склонения. Разбор предложений по членам предложений.
Конспект урокапо русскому языкуна тему: Правописание окончаний существительных 1 склонения.Разбор предложений по членам предложений....