Рабочая программа по русскому языку для 3 класса
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему

Куулар Юлия Петровна

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_dlya_3_klassa.docx184.68 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса.

Пояснительная записка.

Рабочая программа по русскому языку составлена по программе РФ «Школа России» с учётом общих целей изучения курса, определённых Государственным стандартом содержания начального образования II поколения и отражённых в его примерной (базисной) программе курса русского языка.

Развернутое тематическое планирование по русскому языку (3 класс) составлено на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования и соответствует обязательному минимуму содержания образования.

Тематическое планирование по русскому языку в 3 классе начальной школы рассчитано на 4 часов в неделю на протяжении всего учебного года, что составляет 136 часов в год.

График прохождения учебной программы:

1 четверть:36 часов

2 четверть:28 часов

3 четверть: 40 часов

4 четверть: 36 часов

Содержание программы:

Здравствуй, школа! -16ч

Лето-праздник солнца и тепла, и воды, и света -12ч

Земля заботу любит- 12ч

Жизнь дана на добрые дела – 8ч

На что и клад, коли в семье лад -17ч

Зима-17ч

Делу время - потехе час-12ч

Все на свете нужны!- 12ч

8 марта – праздник мам -6ч

Пришла весна-вёснушка -12ч

Люблю свой край, свою Отчизну-10ч

Умные машины людям помогают-4ч

Одна книга тысячи людей учит-4ч

Нас звонкое лето с собою зовет-4ч

В учебно-методический комплект входят:

Учебник: Г.М.Селиверстова,  Ф. Т. Манзанова.  Русский язык в 2 частях. Санкт-Петербург. «Просвещение».2008

Рабочая тетрадь к учебнику «Русский язык» для 3 класса тувинских школ (часть1,2)

Цели и задачи:

- развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средств языка в соответствии с условиями общения, языковой интуиции, и «чувства языка»;

- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

- овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка, умения правильно читать и писать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

- воспитание позитивного эмоционально-целостного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;

- пробуждение познавательного интереса к русскому языку, стремление овладения русским языком.

Планируемый уровень подготовки учащихся начальной школы:

- формирование элементов учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой, пользовать словарями и справочниками;

- воспитание привычки обращаться к учебной литературе;

- формирование целостного представления о русском языке, его морфологическом, морфемном и синтаксическом строе, звукобуквенном составе, интонационном и лексическом богатстве.

Общая характеристика учебного предмета. В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:

познавательная цель связана с представлением научной картины мира, частью которого является язык, на котором говорит ученик, ознакомлением учащихся с основными положениями науки о языке и, как следствие, формированием логического и абстрактного мышления учеников;

социокультурная цель включает формирование: а) коммуникативной компетенции учащихся (развитие устной и письменной речи); б) навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Особенность курса в том, что он представляет собой первоначальный этап изучения системы родного языка. В этот период осуществляется не только подготовка к изучению русского языка Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс.

Принцип развивающего и воспитывающего обучения

В основе развивающего обучения школьников языку лежит осознание ими законов языка, его системы, способов передачи в нем различных знаний (бочка-почка, угол-уголь), грамматической и лексической сочетаемости (написал что? Кому? Как?) и выразительности (золотая пшеница, золотое кольцо, золотое сердце, золотые руки).

Система упражнений в учебнике направлена на осознание тувинскими учащимися сущности грамматических явлений и связей между ними, на овладение строем русского языка и развитие познавательных возможностей обучаемых. Программа 3 класса предусматривает формирование практическим путем понятий «мя существительное», «имя прилагательное», «глагол». В учебнике представлены таблицы, в работе по которым сопоставляются факты языка, выделяются из признаки, систематизируются и обобщается материал. Выполняя упражнения, дети овладевают логическими приемами, как сравнение, противопоставление, группировка, обобщение и т.д. Тексты для чтения обобщают учеников знаниями об окружающей действительности, расширяют их кругозор и развивают мышление.

Принцип комплексного обучения языку.

Комплексное обучение предполагает одновременно овладение произношением, лексикой и грамматическим строем языка. В учебнике дается материал для каждого урока: подборки слов и словосочетаний для произношения, постатейные словарики, упражнения, направленные на овладение всеми видами связи (согласованием, управлением и примыканием).

 Задачи и цели  изучения русского языка в начальной школе:

1) развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, правильно их употреблять в устной и письменной речи, развитие интуиции и «чувства языка»;

2)освоение первоначальных знаний о системе родного языка, лексических, фонетических, грамматических средствах языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых единиц языка;

3)овладение умениями общаться в устной и письменной формах, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

4)воспитание   позитивного   эмоционально-ценностного отношения к языку своего народа; пробуждение познавательного интереса к русскому слову, стремления совершенствовать свою речь, чувства ответственности за сохранение чистоты языка своего народа.

При составлении программы и методики её реализации были также учтены принципы развития, вариативности и спиралевидности (концентричности), рекомендованные в «Концепции содержания непрерывного образования» и документах Госстандартов.

Принцип развития предполагает ориентацию содержания и методики на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-ценностного и интеллектуального развития и саморазвития ребёнка.

Принцип вариативности предполагает возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологий обучения в интересах осуществления дифференцированного и индивидуального подхода к ребёнку. В учебниках с помощью подобрано домашнее задание выбор по сложности.

Принцип спиралевидности (концентричности) предполагает неоднократное обращение к изучению основных средств языка — звуков, слов, словосочетаний, предложений, текстов — с переносом акцента на новые их признаки, свойства, назначение и пр., от общего взгляда на средства языка к более конкретному и многостороннему их анализу.

В общих подходах и принципах, отмеченных выше, проявляется единство курса. Язык и речь выступают не как механические, вполне самостоятельные части, а как ступени единого процесса познания языка: от коммуникативных речевых ситуаций к языку и от языка — к речи.

В целом начальный курс русского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей.

«Русский язык». 

Содержательные линии этого предмета: фонетика, графика, состав слова (морфемика), лексика, грамматика (морфология и синтаксис), орфография, орфоэпия и пунктуация. Языковой материал (основы лингвистических знаний) призван сформировать научное представление (с учётом возрастных особенностей младших школьников) о системе и структуре русского языка, являющегося частью окружающего мира учеников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка, постижению его интонационного и лексического богатства. Путь изучения всех языковых средств — от значения к форме, далее — к назначению (функции) в речи.

 Ознакомление с языковыми единицами проводится через призму основного средства языка — слова. Так, в 1 классе слово рассматривается в основном со стороны его строения — звукового, буквенного, слогового. Во 2 классе акцент переносится на изучение слова со стороны значения, вводятся понятия о лексическом (конкретном) и общем (как часть речи) значениях слов. Состав слова анализируется со стороны входящих в него значимых частей (корня, приставки, суффикса, окончания), а также рассматривается с позиций значения, так как из значений морфем складывается лексическое значение слова. Вопросы правописания слова рассматриваются на морфемном и морфологическом уровнях с введением термина орфограмма. Представления о предложении и тексте углубляются через призму «работы» в них слов как частей речи. В 3—4 классах ядром курса становится изучение предложения, текста.

Неоднократное обращение к основным средствам языка мотивировано новыми задачами. Сначала рассматриваются общие признаки единиц языка, затем, особенно единицы грамматики, с позиции их назначения (функции) в речи. Далее внимание детей фокусируется на роли их главных структурных частей (корень слова, главные члены предложения, тема, главная мысль текста), после этого — на роли структурных частей  «второй степени»  значимости (приставки, суффиксы, окончания в слове, второстепенные члены предложения, композиционные части текста и пр.). Концентрический путь освоения языкового материала соответствует закономерностям понимания смысла речи при её восприятии и передаче смысла при её создании (продуцировании) и способствует более интенсивному развитию мышления детей, их языкового чутья и речевых способностей.

Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания. Орфографический и пунктуационный материал также даётся с коммуникативной мотивацией — обеспечивать грамотность письменной речи.

Закрепление гигиенических навыков письма, развитие мелких мышц и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма составляют задачи занятий по каллиграфии и решаются в системе работы над качествами письменной речи.

Развитие письменной речи у младших школьников отстаёт от развития устной речи на всём протяжении начальной школы. Преобладание работы над письменной речью        требует проведения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному, индивидуализации и дифференциации обучения.

Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся носит практический характер и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся как будущих членов общества.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по формированию у младших школьников универсальных учебных действий (УУД), которые способствуют развитию учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой.

В программе и учебниках представлены разделы с целью мотивации  к изучению курса русского языка в целом, так и к изучению отдельных разделов и тем, даны упражнения ситуативного характера, активизирующие творческое отношение учеников к осознанию той или иной закономерности родного языка.

Система упражнений для уроков составлена в деятельностном ключе и стимулирует учащихся: к формированию как регулятивных действий  (целеполагания, планирования, ориентировки, прогнозирования, контроля, коррекции, оценки), так и общеучебных действий («чтение» текстов, схем, таблиц, моделей и т.п., выбор рациональных способов решения языковых задач, использование разных способов поиска информации в лингвистических словарях и справочниках, структурирование материала в таблицы, плакаты и пр.).

Таким образом, курс имеет познавательно-коммуникативную направленность, что предполагает привнесение коммуникативной мотивации в рассмотрение различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи.

В познавательно-коммуникативной направленности курса явственно проступает воспитательная сила предмета: дети учатся культуре речевого поведения, общения, обращения с родным языком как действующим средством, как живым средоточием духовного богатства народа, создающего язык.

Программа обеспечивается учебно-методическими комплектами для каждого класса, включающими учебники,  рабочие тетради и методические рекомендации для учителя.

Планируемые  результаты  освоения программы по русскому языку

к концу 3 класса

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

•осознание языка как основного средства мышления и общения людей;

•восприятие русского языка как явления национальной культуры, понимание связи развития языка с развитием культуры русского народа;

•понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств;

•сформированы навыки  к мелодичности русской звучащей речи;

•положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка;

Учащиеся получат возможность для формирования:

•чувства сопричастности к развитию, сохранению самобытности языка родного народа;

•эстетических чувств на основе выбора языковых средств при общении.

•способность к самооценке успешности в овладении языковыми средствами в устной и письменной речи.

  •  развитие правильной устной и письменной речи являются показателем культуры человека

ПРЕДМЕТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

•различать основные языковые средства (слова, словосочетания, предложения, текста);

•различать и называть: а) значимые части слов (корень, приставка, суффикс, окончание); б) части речи, включая личные местоимения; в) основные типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окрашенности (вопросительные,   повествовательные,   побудительные, восклицательные);

•применять при письме правила орфографические (правописание падежных окончаний имён существительных, имён прилагательных, местоимений, личных окончаний глаголов, употребление мягкого знака после шипящих в глаголах); пунктуационные (употребление знаков препинания в конце предложения, запятой в предложениях с однородными второстепенными членами предложения);

•практически использовать знания алфавита при работе со словарём;

•выявлять слова, значение которых требует уточнения;

•определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря;

•различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

•определять грамматические признаки имён существительных, имён прилагательных, глаголов;

•находить в тексте личные местоимения, предлоги, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;

•различать произношение и написание слов, находить способ проверки написания слова и выбирать нужную букву для обозначения звуков;

•грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку тексты (1 полугодие-35-45 слов, 2 полугодие – 45-55 слов), включающие изученные орфограммы и пунктограммы;

•соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);

•ориентироваться в  заголовке,  оглавлении,  ключевых словах с целью извлечения информации (уметь читать);

•осознанно передавать содержание прочитанного текста, строить высказывание в устной и письменной формах;

•выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения.

Учащиеся получат возможность для формирования:

•производить элементарные языковые анализы слов (звуко-буквенный, по составу, как часть речи) в целях решения орфографических задач, синтаксический анализ предложений для выбора знаков препинания;

•соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного s учебнике материала);

•проверять правильность постановки ударения или произношения слова по словарю учебника (самостоятельно) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.);

•подбирать синонимы для устранения повторов в тексте и более точного и успешного решения коммуникативной задачи;

•подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

•различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);

•оценивать уместность и точность использования слов в тексте;

•определять назначение второстепенных членов предложения: обозначать признак предмета, место, причину, время, образ действия и пр,.;

•осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

•при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;

•составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;

•корректировать тексты с нарушениями логики изложения, речевыми недочётами;

•соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие способы связи);

•использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обмена мыслями, чувствами в устной и письменной речи (уметь слушать, читать и создавать небольшие тексты/высказывания) в учебных и бытовых ситуациях.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

У учащихся будут сформированы:

•осознавать цели и задачи изучения курса в целом, раздела, темы;

•планировать свои действия для реализации задач урока и заданий к упражнениям;

•осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении языковых задач;

•выполнять   учебные   действия   в   материализованной, громкоречевой и умственной форме; руководствоваться правилом при создании речевого высказывания;

•следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника).

•осуществлять само- и взаимопроверку, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Учащиеся получат возможность для формирования:

•осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату изучения темы;

•вносить необходимые коррективы в процесс решения языковых задач, редактировать устные и письменные высказывания.

Познавательные

У учащихся  будут сформированы:

•осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочных материалах Учебника, в детских энциклопедиях);

•ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;

•использовать знаково-символические средства,  в том числе модели, схемы для решения языковых задач;

•дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, тексты);

•находить, характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать единицы языка: звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;

•осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений, текстов);

•классифицировать,  обобщать,  систематизировать изученный материал по плану, по таблице;

•владеть общим способом проверки орфограмм в словах;

•выделять существенную информацию из читаемых текстов;

•строить речевое высказывание с позиций передачи информации, доступной для понимания слушателем.

Учащиеся получат возможность для формирования:

•осуществлять- расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

•осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

•строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

•критически оценивать получаемую информацию.

Коммуникативные

У учащиеся будут сформирования:

•владеть диалоговой формой речи;

•учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре;

•договариваться и приходить к общему решению;

•формулировать собственное мнение и позицию;

•задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании;

•адекватно использовать речевые средства для решении коммуникативных задач.

Учащиеся получат возможность для формирования:

•с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

•осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речь и речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Планируемые результаты освоения учебных программ по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

В результате изучения курса русского языка учащиеся начальной школы научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнет формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, русский язык станет для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.

В процессе изучения русского языка ученики начальной школы получат возможность реализовать в устном и письменном общении потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.

У выпускников 3 класса будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека; они получат начальные представления о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов. У них будут сформированы коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию партнера, учет различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы.

Выпускники 3 класса научатся осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры, они смогут применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеют умением проверять написанное. Получат первоначальные представления о системе и структуре русского языка: познакомятся с разделами изучения языка — фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объеме содержания курса научатся находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами.

В результате изучения курса русского языка у учащихся будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по русскому языку и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка на следующей ступени образования.

К концу 3 класса

учащиеся должны знать:

Названия предложений по интонации и цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные);

Главные члены предложения (подлежащее и сказуемое – основа предложения), второстепенные члены предложения (определение и дополнение);

Однородные члены предложения;

Состав слова (основу, окончание, корень, приставку, суффикс)

Сложные слова

Правила правописания звонких и глухих согласных в корне;

Правило правописания непроизносимых согласных;

Правило правописания слов с двойными согласными;

Правило правописания имен существительных мужского и женского рода с шипящими на конце (рожь, вещь, сторож, плащ)

Учащиеся должны уметь:

Распознавать виды предложений по цели высказывания и интонации, ставить в конце предложения нужные знаки препинания;

Устанавливать связь слов в предложении;

Распознавать предложения с однородными членами;

Выделять главные и второстепенные члены предложения;

Выделять словосочетания;

Производить разбор предложения по членам предложения и частям речи (производить разбор слова как части речи в пределах изучаемого материала);

Производить разбор слова по составу (выделять основу и окончание, корень, приставку и суффикс);

Различать словоизменение и словообразование;

Писать соединительные буквы в сложных словах;

Обозначать звонкие и глухие согласные в корне;

Писать слова с непроизносимыми согласными;

Писать слова с двойными согласными;

Писать имена  существительные мужского и женского с шипящими на конце.

Приводить примеры слов с нужными орфограммами

Писать диктанты различных видов (слуховые, зрительные, зрительно-слуховые, выборочные)

Использовать интонацию, темп высказывания, голос, мимику, жесты в соответствии с конкретной ситуацией общения;

Пользоваться словарями и справочной литературой.

Раздел «Фонетика и графика»

У учащихся будут сформированы:

• различать звуки и буквы;

• характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие);

• знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.

Ученик получит возможность для формирования:

• проводить фонетико-графический  (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетикографического (звукобуквенного) разбора слов.

Раздел «Орфоэпия»

У учащихся будут сформированы:

• соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);

• находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.).

Раздел «Состав слова (морфемика)»

У учащихся будут сформированы:

• различать изменяемые и неизменяемые слова;

• различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

• находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.

Ученик получит возможность для формирования:

разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом; оценивать правильность проведения разбора слова по составу.

Раздел «Лексика»

У учащихся будут сформированы:

•  выявлять слова, значение которых требует уточнения;

• определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.

Ученик получит возможность для формирования:

подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

• подбирать  антонимы  для  точной характеристики предметов при их сравнении;

• различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);

• оценивать уместность использования слов в тексте;

• выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.

Раздел «Морфология»

У учащихся будут сформированы:

• определять грамматические признаки имен существительных — род, число;

• определять грамматические признаки имен прилагательных — род, число;

• определять грамматические признаки глаголов — число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени).

Раздел «Синтаксис»

У учащихся будут сформированы:

• различать предложение, словосочетание, слово;

• устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

• классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;

• определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;

• находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

• выделять предложения с однородными членами.

• различать простые и сложные предложения.

Раздел «Орфография и пунктуация»

У учащихся будут сформированы:

• применять правила правописания (в объеме содержания курса);

• определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;

• безошибочно списывать текст объемом 60—70 слов;

• писать под диктовку тексты объемом 55—70 слов в соответствии с изученными правилами правописания;

• проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Ученик получит возможность для формирования:

осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

• подбирать примеры с определенной орфограммой;

• при составлении собственных текстов перефразировать записываемое,   чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;

• при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий,  помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах.

Раздел  «Развитие речи»

У учащихся будут сформированы:

• оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

• соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);

• выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения;

• самостоятельно озаглавливать текст;

• составлять план текста;        1

• сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ИТОГОВОЙ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Раздел «Фонетика и графика»

Планируемый результат: характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твердые//мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие.

Умения, характеризующие достижение этого результата:

• различать гласные и согласные звуки;

• различать твердые и мягкие согласные;

• различать звонкие и глухие согласные;

• характеризовать заданный звук;

• группировать звуки по заданному основанию.

 Примеры заданий

Умение: различать гласные и согласные звуки.

Задание базового уровня

Найди́ пáру слов, в котόрой все звýки одинáковые.

       а) пень – лень               б) мир – пир               в) дал - дул              г) лук - луг

Задание повышенного уровня

Вы́бери прáвильное утверждéние.

      а) В слόве мόжет быть два слόга, три соглáсных звýка и оди́н глáсный звук.                                                                          

    б) В слόве мόжет быть оди́н слог, два глáсных звýка и три соглáсных звýка.                                                      

    в) В слόве мόжет быть два слόга, два глáсных звýка и два соглáсных звýка.

    г) В слόве мόжет быть три слόга, оди́н глáсный звук и звук (й).

Раздел «Синтаксис»

Планируемый результат: выделять в предложении главные члены, сколько слов в предложении;

Умение:  находить  главные члены , чем они выражены.

Примеры заданий

Задание базового уровня

Скόлько слов мόжет быть в предложéнии?

    а) Не мéньше двух слов, инáче э́то не предложéние.

    б) Мόжет быть нéсколько, а мόжет быть и однό. Глáвное, чтόбы онό

        имéло закόнченную мысль.

    в) Мόжет быть тόлько однό.

Задание повышенного уровня

Каки́м члéном предложéния явля́ется вы́деленное слόво?

      Рéченька жемчýжная под лунόй блести́т.

      а) подлежáщим          

      б) сказýемым            

      в) второстепéнным члéном

Раздел: «Орфография и пунктуация»

Планируемый результат: применять правила правописания (в объеме содержания курса).

Умения, характеризующие достижение этого результата:

• находить орфограммы в словах;

• определять место орфограммы в слове;

• соотносить орфограмму с изученным правилом;

• находить слова с определенной орфограммой;

• группировать слова с одинаковой орфограммой;

• различать слова с изученными и с неизученными орфограммами.

Примеры заданий

Умение: находить орфограммы в словах.

Задание базового уровня

Что такόе орфогрáмма?

    а) Это бýква, написáние котόрой не трéбует провéрки.

    б) Это бýква, написáние котόрой проверя́ется прáвилом и́ли по словарю́.

Задание повышенного уровня

Запиши́ словá в три стόлбика в зави́симости от тогό, какáя орфогрáмма в

      кόрне.

       Чéстный, кни́жка, сады́, морόз, прáздник, звездá, рáдостно, рéпка, поля́.      

      ……………………..      ………………………..              …………………..

      ……………………..       ……………………….               …………………..

      ……………………..           ……………………….               …………………..

        Умение: группировать слова с одинаковой орфограммой.

Задание базового уровня

Найди́́ непра́вильно напи́санное сло́во.

       а)    шено́к

    б)    плащ

    в)    щётка

    г)    малы́ш

Задание повышенного уровня

В какόм слýчае возмόжны два рáзных написáния?

     а) т…мнотá                                              в) п…ть

     б) л…ни́вый                                             г) см…трéть

       Запиши́, каки́е при э́том получáются словá…………………………………..

    ……………………………………………………………………………………

Раздел «Морфология»

Планируемый результат: определять грамматические признаки частей речи— род, число, падеж, склонение.

Умение: распознавать части речи

Примеры заданий

Задание базового уровня

 Найди́ среди́ э́тих слов тόлько именá существи́тельные.

     а) весéлье                                                          в) весёлый              

     б) весели́ться                                                    г) весельчáк

14. Найди́ среди́ э́тих слов тόлько именá прилагáтельные.

     а) краснотá                                                       в) крáсный          

     б)  краснéет                                                      г) крáсненький

15. Найди́ среди́ э́тих слов тόлько глагόлы.

    а) полёт                                                               в) лётчик                  

    б) лечý                                                                г) прилетéл

Задание повышенного уровня

  1. Три  слόва   из   четырёх  имéют  όбщий  граммати́ческий   при́знак   ( род,

       числό, …). Найди́ и подчеркни́ «ли́шнее» слόво.

     Дόмик, кни́ги, автόбус, хлеб.

     Объясни́, почемý э́то слόво мόжно считáть «ли́шним».

  1. Даны́   три   словосочетáния. Определи́,   что   нарýшено  в  кáждом из э́тих сочетáний (род, числό).

           

  род

  числό

ничегό не нарýшено

читáли мáльчик

рисовáл карти́ну

ширόкая пόле

3 класс

Рýсский язы́к

Годовόй тест

Вариáнт 1

    Вы́полни зада́ния. Ставь  знак плюс (+) в квадра́т (      )  ря́дом

     с пра́вильным отве́том     (    +   )

1.  Найди́ пáру слов, в котόрой все звýки одинáковые.

    а) пень – лень               б) мир – пир               в) дал - дул              г) лук - луг

2. Вы́бери прáвильное утверждéние.

    а) В слόве мόжет быть два слόга, три соглáсных звýка и оди́н глáсный звук.                                                                          

    б) В слόве мόжет быть оди́н слог, два глáсных звýка и три соглáсных звýка.                                                      

    в) В слόве мόжет быть два слόга, два глáсных звýка и два соглáсных звýка.

    г) В слόве мόжет быть три слόга, оди́н глáсный звук и звук (й).

3. Вы́бери прáвильное утверждéние.

     а) Слόво мόжет состоя́ть из пристáвки и окончáния.                                                  

     б) Слόво мόжет состоя́ть из пристáвки, кόрня и окончáния.  

     в) Слόво мόжет состоя́ть из сýффикса и окончáния.

     г) Слόво мόжет состоя́ть из сýффикса и пристáвки.              

              4. Найди́ слόво, котόрое подхо́дит да́нной схе́ме

     а) крáсный             б) пробéжка                  в) волшéбный             г) расскáзы

5. Какáя часть слόва назывáется окончáнием?

    а) Часть слόва, котόрая стои́т пόсле кόрня.

    б) Изменя́ющаяся часть слόва, котόрая стои́т пόсле кόрня или сýффикса.

6. Каки́е чáсти слόва, крόме кόрня, есть в слόве голόвушка?

      а) пристáвка и окончáние                   в) сýффикс и окончáние                  

      б) пристáвка и сýффикс                      г) пристáвка, сýффикс и окончáние

7. Когдá мéжду соглáсной и глáсной пи́шется раздели́тельный ь?

    а) Когдá соглáсная бýква обозначáет мя́гкий звук.

    б) Когдá мéжду соглáсным и глáсным звýками произнόсится звук  (й).

8. В каки́х словáх есть раздели́тельный ь?

     а) варéнье             б) васильки́               в) бáнька                    г) обезья́на

9. Что такόе орфогрáмма?

    а) Это бýква, написáние котόрой не трéбует провéрки.

    б) Это бýква, написáние котόрой проверя́ется прáвилом и́ли по словарю́.

10. Запиши́ словá в три стόлбика в зави́симости от тогό, какáя орфогрáмма в

      кόрне.

       Чéстный, кни́жка, сады́, морόз, прáздник, звездá, рáдостно, рéпка, поля́.      

      ……………………..      ………………………..              …………………..

      ……………………..       ……………………….               …………………..

      ……………………..           ……………………….               …………………..

11. В какόм слýчае возмόжны два рáзных написáния?

     а) т…мнотá                                              в) п…ть

     б) л…ни́вый                                             г) см…трéть

       Запиши́, каки́е при э́том получáются словá…………………………………..

    ……………………………………………………………………………………

12. Найди́́ непра́вильно напи́санное сло́во.

       а)    шено́к

    б)    плащ

    в)    щётка

    г)    малы́ш

13. Найди́ среди́ э́тих слов тόлько именá существи́тельные.

     а) весéлье                                                          в) весёлый              

     б) весели́ться                                                    г) весельчáк

14. Найди́ среди́ э́тих слов тόлько именá прилагáтельные.

     а) краснотá                                                       в) крáсный          

     б)  краснéет                                                      г) крáсненький

15. Найди́ среди́ э́тих слов тόлько глагόлы.

    а) полёт                                                               в) лётчик                  

    б) лечý                                                                г) прилетéл

16. Три  слόва   из   четырёх  имéют  όбщий  граммати́ческий   при́знак   ( род,

       числό, …). Найди́ и подчеркни́ «ли́шнее» слόво.

     Дόмик, кни́ги, автόбус, хлеб.

     Объясни́, почемý э́то слόво мόжно считáть «ли́шним».

         Потому́ что, ……………………………………………………………….

     ………………………………………………………………………………...

    …………………………………………………………………………………

17. Скόлько слов мόжет быть в предложéнии?

    а) Не мéньше двух слов, инáче э́то не предложéние.

    б) Мόжет быть нéсколько, а мόжет быть и однό. Глáвное, чтόбы онό

        имéло закόнченную мысль.

    в) Мόжет быть тόлько однό.

18. Каки́м члéном предложéния явля́ется вы́деленное слόво?

      Рéченька жемчýжная под лунόй блести́т.

      а) подлежáщим          

      б) сказýемым            

      в) второстепéнным члéном

19. Из   дáнного   предложéния   вы́пиши    имя существи́тельное   жéнского

      рόда  еди́нственного числá.

      В мя́гкой травé зазвенéли кузнéчики.     ……………………………………………………………………………………..

20. Даны́   три   словосочетáния. Определи́,   что   нарýшено  в  кáждом из э́тих сочетáний (род, числό).

         

  род

  числό

ничегό не нарýшено

читáли мáльчик

рисовáл карти́ну

ширόкая пόле

3 класс.

Рýсский язы́к

Годовόй тест

Вариáнт 2

Вы́полни зада́ния. Ставь  знак плюс (+) в квадра́т (      )  ря́дом

     с пра́вильным отве́том     (    +   )

 1.  Найди́ пáру слов, в котόрой все звýки одинáковые.

       а) был - бил             б) ми́шка - мы́шка            в) пар – пир           г) рот - род

2. Вы́бери прáвильное утверждéние.

      а) В слόве мόжет быть три слόга, три соглáсных звýка и три глáсных зву́ка.                                                                          

    б)В слόве мόжет быть оди́н слог, два глáсных звýка и оди́н соглáсный звук.                                                      

    в) В слόве мόжет быть два слόга, три глáсных звýка и два соглáсных звýка.

    г) В слόве мόжет быть три слόга, два глáсных звýка и звук (й).

3. Вы́бери прáвильное утверждéние.

     а) Слόво мόжет состоя́ть из сýффикса и окончáния.                                                  

     б) Слόво мόжет состоя́ть из пристáвки  и сýффикса.  

     в) Слόво мόжет состоя́ть из кόрня и окончáния.

     г) Слόво мόжет состоя́ть из пристáвки, сýффикса и окончáния.              

           4. Найди́ слόво, котόрое подхо́дит да́нной схе́ме

     а)  весéнний                                                 в) ветеро́к

     б) вы́ходы                                                    г) заклáдка

5.  Какáя часть слόва назывáется окончáнием?

    а) Часть слόва, котόрая стои́т пόсле кόрня.

    б) Изменя́ющаяся часть слόва, котόрая стои́т пόсле кόрня и́ли сýффикса.

  6. Каки́е чáсти слόва, крόме кόрня, есть в слόве пробéжка?

      а) пристáвка и окончáние                    в) сýффикс и окончáние                  

      б) пристáвка и сýффикс                       г) пристáвка, сýффикс и окончáние

             7. Когдá мéжду соглáсной и глáсной пи́шется раздели́тельный ь?

    а) Когдá соглáсная бýква обозначáет мя́гкий звук.

    б) Когдá мéжду соглáсным и глáсным звýками произнόсится звук  (й).

8. В каки́х словáх есть раздели́тельный ь?

      а) пáльцы                                                      в) друзья́            

      б) ручьи́                                                        г) мéльница

9. Что такόе орфогрáмма?

    а) Э́то бýква, написáние котόрой не трéбует провéрки.

    б) Э́то бýква, написáние котόрой проверя́ется прáвилом и́ли по словарю́.

10. Запиши́ словá в три стόлбика в зави́симости от тогό, какáя орфогрáмма в

      кόрне.

  Странá, счастли́вый, друг, сόлнце, лéбедь, малы́ш, звёздный, слáдкий, следы́.

       ………………………..            …………………….               ……………………

 ……………………..              ……………………….             ……………………

  ……………………..              ……………………….             ……………………

  11. В какόм слýчае возмόжны два рáзных написáния?

     а) ч … тáть                                              в) нап … сáть

     б) р … кá                                                 г) см … ши́ть

       Запиши́, каки́е при э́том получáются словá…………………………………..

     ……………………………………………………………………………………

12. Найди́ непра́вильно напи́санное сло́во.

    а)    ща́пка

    б)    борщ

    в)    щу́ка

    г)    шум

       13. Найди́ среди́ э́тих слов тόлько именá существи́тельные.

     а) беговáя                                                         в) бéгать              

     б) бегýн                                                            г) беготня́

14. Найди́ среди́ э́тих слов тόлько именá прилагáтельные.

     а) дόбрый                                                        в) добротá          

     б) добрéет                                                       г) дόбренький

15. Найди́ среди́ э́тих слов тόлько глагόлы.

    а) шаг                                                                  в) шáгом                  

    б) шагáет                                                            г) зашагáл

16. Три слόва из четырёх имéют όбщий  граммати́ческий    при́знак (род, числό, …). Найди́ и подчеркни́ «ли́шнее» слόво.

      Морόз, хόлод, лопáта, гриб  .

    Объясни́, почему́ э́то слόво мόжно считáть «ли́шним».

    Потому́ что, …………………………………………………………………..

     …………………………………………………………………………………    

    ………………………………………………………………………………….

     17. Скόлько слов мόжет быть в предложéнии?

    а) Не мéньше двух слов, инáче э́то не предложéние.

    б) Мόжет быть нéсколько, а мόжет быть и однό. Глáвное, чтόбы онό

        имéло закόнченную  мысль.

    в) Мόжет быть тόлько однό.

18. Каки́м члéном предложéния явля́ется вы́деленное слόво?

      Бáбочки порхáют над цвети́стым лýгом.

      а) подлежáщим          

      б) сказýемым            

      г) второстепéнным члéном

19. Из   дáнного   предложéния   вы́пиши   имя существи́тельное  срéднего

      рόда  еди́нственного числá.

     У́тром у реки́ лисá охόтилась на ýток.

     ……………………………………………………………………………………

20. Даны́   три   словосочетáния. Определи́,   что   нарýшено  в  кáждом из э́тих сочетáний (род, числό).

           

  род

  числό

ничегό не нарýшено

летáли соловéй

смотрéл в окнό

краси́вая плáтье

Что проверяет тест.

1. Представление детей о слове, слоге и звуках.

3. Представление о составе слова

4. Умение правильно писать гласные после шипящих .

5. Представление о  разделительном  мягком  знаке и умение  различать слова   с разделительным мягким знаком.

6. Умение определять в словах  орфограммы.

7. Представление  о частях речи.

8. Умение находить из предложений имена существительные.

9. Представление о главных членах предложения.

3 класс. Русский язык. Годовой тест.

Правильные ответы и баллы.

   №

      Вариант 1

     Вариант 2

       Баллы

 1.

 г                                  

    г  

1

 2.

 в              

    а

1

 3.

 б

    в

1

 4.

 г                        

    г

1

 5.

 б

    б

1

 6.

 в

    г

1

 7.

 б

    б

1

 8.

 а г

    б в  

2

 9.

 б

    б

1

10.

 сам. работа  

  сам. работа  

3

11.

 петь-пить

  рука-река

2

12.

 а

     а

1

13.

 а г

     б г  

2

14.

 в г

     а г

2

15.

 б г  

     б г

2

16.

 книги  

   лопата

2

17.

 б

     б

1

18.

 а

     б

1

19.

 в траве

     утром

1

20.

 сам. работа

  сам. работа  

3

 Оценка результатов теста.

29 - 30 - высокий. Тема усвоена полностью «5».

23 - 28 - повышенный. Тема усвоена хорошо «4».

16 – 22- средний. Тема усвоена удовлетворительно «3».

Ниже 15 – низкий. Тема не усвоена «2».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс "Школа России" и календарно–тематическое планирование уроков русского языка

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 1 класса составлена на основе авторской программы Канакиной В.П., Горецкого В.Г, Бойкиной М.В.   УМК &laqu...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа по Чтению на родном языке. Рабочая программа Родной русский язык 3 класс УМК Школа России

Рабочая программа по Чтению на родном языке. Рабочая программа Родной русский язык 3 класс УМК Школа России...