Методическая разработка
методическая разработка по русскому языку на тему
Упражнения при ознакмлении с частями речи на уроках русского языка в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Упражнения с частями речи | 32.64 КБ |
Предварительный просмотр:
МОБУ «Сясьстройская средняя общеобразовательная школа №1»
Волховского муниципального района Ленинградской области
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Упражнения развивающего и занимательного характера при ознакомлении с частями речи
на уроках русского языка
во втором классе
Подготовила: Позднякова Е.А., учитель начальных классов.
Упражнения развивающего и занимательного характера
при ознакомлении с частями речи на уроках русского языка
Одна из важнейших задач начальной школы в области лексики и грамматики – научить детей ориентироваться в той массе слов, с которой они имеют дело постоянно в своей речевой практике.
Одни слова обозначают предметы, другие – признаки, третьи – действие и т.д. Одно это уже упорядочивает представления детей о словах. А так как части речи – самые общие разряды слов, то их изучение имеет большое развивающее значение:
- их изучение способствует формированию грамматических обобщений;
- развитию абстрактного мышления.
Основная задача изучения темы «Части речи» во 2 классе состоит в том, чтобы дать учащимся понятие о частях речи, привить умение группировать слова по грамматическим признакам: существительное, прилагательное, глагол.
Во втором классе учащиеся должны знать:
- слова, обозначающие предметы и отвечающие на вопросы: кто? что?
- слова, обозначающие признаки предметов и отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? какие?
- слова, обозначающие действия предмета и отвечающие на вопросы: что делать? что сделать?
Учащиеся должны уметь:
- правильно ставить вопрос к слову и по нему определять слова, обозначающие предметы, признаки предметов, действия предметов;
- различать одушевленные и неодушевленные и неодушевленные существительные;
- правильно употреблять части речи в устной и письменной речи.
Первое знакомство с частями речи, (не называя терминов), происходит в первом классе на уроках обучения грамоте и письма. При работе с логическими упражнениями учила детей группировать слова, обозначающие предметы: инструменты, домашние животные, дикие животные, игрушки, птицы, деревья и т.п., учила находить «лишнее», знакомила детей с многозначными словами.
Постепенно научила детей тому, что слова, которые они называют по картинке, обозначают предметы. Предметы есть вокруг нас, их можно увидеть, потрогать, назвать. Дети узнали, что предметы бывают одушевленные, т.е. живые, и отвечают на вопрос кто?, и неодушевленные, т.е. неживые, они отвечают на вопрос: кто?
Слова могут обозначать один предмет или несколько – понятие об единственном и множественном числе. Учила подбирать к словам-предметам их разнообразные признаки, используя вопросы: какой? какая? какое? какие? Дала понятие, что каждый предмет может обозначать какое-либо действие. Дети могли убедиться в этом, составляя предложения по картинкам букваря, по действиям предметов, их окружающих. При работе над предложением учила детей находить главные слова – они обозначают предмет и его действие.
Во втором классе при изучении темы «Предложение. Текст» давала такие задания:
- Вставить слова, отвечающие на вопрос в скобках.
Надвинулась (какая?) туча. Поднялся (какой?) ветер.
Застучали (какие?) капли дождя. (Кто?) поет песню.
(Что?) светит ярко. Саша (что делает?) кроликов.
Ира (что делает?) цветы. Валя кормила (кого?).
Ребята сажали (что?).
- Из каждой группы слов составить и написать предложения, добавив нужные по смыслу слова.
Раз пошли в рощу. Много грибов. Вдруг сильный дождь. Спрятались под дубом.
- Распространение основы предложения:
Пришла зима. Настала весна. Летят птицы.
Зазеленела травка. Распустились цветы. Птицы готовились.
Они собирались. Журавли машут. Наступила утро.
Дул ветерок. Журчал ручеек.
Уже во втором классе я знакомлю детей с терминами «существительное», «прилагательное», «глагол», даю понятие о роде имен существительных, об изменении всех частей речи по числам. Я использую на уроках упражнения развивающего и занимательного характера. Такие упражнения способствуют развитию памяти, внимания, воображения. Творческих способностей.
Упражнения, используемые при ознакомлении с именем существительным
- Из данной группы слов выписать только имена существительные, определите род.
Зеленеет, зелень, зеленый; Мороз, морозный, морозилка;
Крикливый, крик, крикун; Беглый, бегство, бегун;
Походный, поход, ходьба.
- К данным существительным подберите однокоренное существительное, отвечающее на вопрос: кто?
Дружба - _________, бег - _______, победа - ________, бой - ________,
Море - _________, стрела - _______, старость - ________, доброта - _______.
Укажите род всех существительных.
- Подберите подходящее существительное, в скобках укажите род:
Алый мак (м.р.) холодная золотая умный
Зеленое печальный свежее.
- Запишите 3-4 существительных так, чтобы каждое существительное начиналось на последнюю букву предыдущего существительного:
Класс _______ Сосна ______ Арбуз______ Заяц______ Огород______ Ключ_______ Ветер_______ Аист______
- Прочитать слова. Подумай, какая орфограмма пропущена. Какой частью речи являются все слова? Как их можно сгруппировать? Запиши слова по группам:
в…ршина, дож…ь, случ…й; м…л…ко, к…ртина, зерк…ло;
пиро…, б…лото, ябл…ня; сн…жок, ябл…ко.
- Прочитайте слова справа налево и запишите их. Определите часть речи:
Обен, азерёб, ретер, орбод; Анишит ером зором;
Отьлап ацинис фариж.
- Запишите предложения, заменив выделенные существитеьные одним словом:
На фабрике делают столы, стулья, шкафы, диваны.
Весной сажают картофель, лук, репу, морковь.
Я люблю малину, клубнику, вишню.
- Напишите предложения, заменив выделенное слово несколькими существительными:
Я люблю цветы. В лесу живут животные. Весной к нам прилетают птицы.
- Из данных существительных выпиши синонимы, укажи род:
Темнота, холод, прохлада, мрак, потемки, стужа.
У каждого существительного род не определить? Почему?
- Из каждой группы существительных составь пары, укажи род существительных:
теленок, овца | дерево, уж |
поросенок, собака | цветы, дом |
ягненок, лошадь | змея, яблоко |
щенок, корова | жилище, роза |
жеребенок, свинья | фрукт, сосна |
- Допиши существительное, подходящее для всех слов:
Звонкий, быстрый, веселый ______________
Старательный, выносливый, аккуратный ______________
Белое, пушистое, легкое ______________
Ветреная, холодная, дождливая ______________
Круглая, желтая, сладкая ______________.
- Допиши существительное в каждую группу:
Явления природы: (что?) снег, _____,_____.
События: (что?) утренник, ______,______.
Состояние: (что?) обида, _____, _____.
- Запишите рядом с существительным мужского рода существительное женского рода:
ученик – ученица; волк - ______, учитель - ______, лось - ______, заяц - ______, школьник - ______, медведь - ______, кот - ______.
- Запишите существительные в 2 группы:
Единственное число | Множественное число |
Сахар, ножницы, пальто Сани, радио, железо, щипцы
Молоко, метро, клещи Деньги, шахматы, погода.
- Замени в словосочетании выделенное слово на существительное с предлогом:
Морской берег – берег у моря
Малиновое варенье - Грибной суп - Золотая цепочка –
- Прочитайте и запишите слова. Что можно сказать о них?
Дом, здание, изба, юрта, чум, яранга, терем.
Определите род.
- Определите род у имен собственных:
Рита, Саша, Вера, Женя, Сима, Ваня, Валя.
Какие имена могут быть и мужского и женского рода?
- Выпишите имена существительные, которые могут быть и в единственном, и во множественном числе:
Обед, смех, ворота, пожар, сапоги, темнота, кашель, крыло, сосед, дрова, блины.
- Запишите существительные во множественном числе. Что заметили в полученных существительных?
воробей, дерево, сук, ручей, муравей, колос, крыло,
перо, друг, стул, брат.
- Расставь правильно буквы, запиши слова. Что они обозначаю?
бруска вюрдлеб аблек обкаса берза шока
оетн инфжра едлят.
- Напиши общее название каждой группе существительных:
Малина, клубника, черника - _______,
Сапоги, тапки, туфли - _______,
Сясьстрой, Волхов, Петербург - _______,
Нева, Сясь, Волга - _______,
Клен, рябина, ясень - _______,
Сирень, шиповник, жасмин - _______.
Упражнения, используемые при ознакомлении с именами прилагательными
- Подбери прилагательные для лисы и для белочки:
Хитрая, ловкая, пугливая, жадная, запасливая, хищная, осторожная, веселая.
Лиса (какая?) Белочка (какая?)
- Запиши к данным прилагательным противоположные по смыслу (антонимы):
Пасмурный - Грустный - Чистый - Отважный –
Легкий - Злой - Узкий –
- Замени выделенное существительное с предлогом прилагательным:
Тропинка в лесу – лесная тропинка
Суп из рыбы - Дом из кирпича - Воздух в горах –
Берег у реки - Компот из вишни –
- Прочти текст. Подберите к каждому предложению подходящее по смыслу прилагательное:
Был день. Луч солнца осветил верхушки дубов. Заря занималась над землей.
Слова для справок: последний, тихий, ясный, огромный, вечерний, теплый.
- Выделенные существительные замените существительными женского рода. Выделите окончания имен прилагательных. Почему они изменились?
Весенний день
Стройный клен
Горячий чай
Свежее молоко
Сосновый лес
Сочное яблоко.
- Подбери и запиши 2-3 прилагательных к данному существительному:
Яблоко (какое?) _____,_____,_____. Дождь (какой?) _____,_____,_____.
Лента (какая?) _____,_____,_____. Тучи (какие?) _____,_____,_____.
- Допишите окончания прилагательных:
Ручей (какой?) быстр… Река (какая?) быстр…
Течение (какое?) быстр… День весел…
Игра весел… Лето весел…
- К данным прилагательным подбери подходящее существительное, укажи род:
Сахарный, сахарная, сахарное Добрый, добрая, доброе.
- Запиши по 3-4 прилагательных, обозначающих:
Цвет: _____,_____,_____,_____. Вкус: _____,_____,_____,_____.
Величина: _____,_____,_____,_____. Температура: _____,_____,_____.
Погода: _____,_____,_____,_____.
- С помощью суффиксов –енок- , -оват-, -еват- образуйте новые прилагательные:
Синий – синенький, синеватый
Кислый - Красный - Рыжий - Хитрый –
- Допиши окончания прилагательных в тексте, выдели окончания:
Горяч… лучи солнца нагрели землю. Нежн… молод… травка покрыла пригорки. Появились душист… ландыши. Прилетели из теплых стран певч… птицы.
- Прочитай прилагательные. Выпиши в один столбик прилагательные, обозначающие вкус, в другой – обозначающие цвет:
Узкий, белый, холодный, горький, коричневый, кислый. Сладкий, желтый. Деревянный. Черный, пресный. Голубой, круглый, соленый.
Ест ли лишние прилагательные?
Упражнения, используемые при ознакомлении с глаголом
- Напишите, кто как голос подает:
Кот ______, мышка ______, жук ______, ворона ______, корова ______, воробей_______, лягушка ______, собака _____.
- Напишите, что вы делаете дома и в школе:
Дома я встану, убираю кровать, _____,_____,_____.
В школе я пишу, _____,_____, _____.
- Допишите глаголы:
Ветер дует, _____, _____, _____.
Дождь идет, _____, _____, _____.
Снег падает, _____, _____, _____.
Ребята читают, _____, _____, _____.
- Выбери из скобок подходящий глагол и запиши предложения.
На опушке леса (пылает, горит) яркий костер. (Дует, шумит) сильный ветер. (Идет, сыплет) крупный снег.
- Запиши глаголы. В скобках перед глаголом напиши вопрос.
(Что делал?) бежал, поел, читать, ходит, смотрят, режет. Выучит, несли, напишу, учу, красим, рисуете.
- При помощи приставок – при, - про, - с образуй глаголы, отвечающие на вопрос: что сделать?
Писать - , смотреть - , думать - , беречь - , строить - .
- От прилагательных образуй глаголы:
Синий – (что делать?) синеть;
Белый - , желтый - , бледный - , звонкий - , голодный - , шумный - .
- Подберите к глаголам антонимы:
Закрыть - , лечь - , говорить - , налить - , поднять - , веселиться - .
- Какой глагол в каждой строке «лишний»?
Часы – идут, стоят, спешат. Солнце – греет, веет, сияет, светит.
Дорога – стоит, бежит, ведет, петляет. Ветер – гудит, дует, веет, молчит.
Река – бежит, течет, идет, движется. Дождь – идет, бежит, стучит, хлещет.
- Напишите, кто как передвигается:
змея - ______, заяц - ______, человек - ______, стрекоза - ______, лиса - ______,
рыба - ______.
- От данных существительных образуйте глагол:
Письмо – писать
крик - ______, скрип - ______, свист - ______, корм - ______, шалость-_______.
- Выберите существительное из скобок так, чтобы полученное словосочетание имело переносное значение:
Шумит (ребенок, ветер) Вьется (тропинка, волос)
Льется (песня, вода) Горя (дрова, щеки)
Упражнения при повторении всех частей речи
- В каждом ряду найди и выпиши слово-антоним первому.
Погасить – гореть, разжечь, дуть, согрет.
Медленный – живой, быстрый, неспокойный.
Теплый – холодный, ясный, горячий.
Свет – ночь, темнота, мгла.
Говорить – кричать, петь, молчать.
Смех – плач, скука, грусть.
- В каждой группе слов найдите «лишнее» и образуйте от него однокоренное слово той же части речи, что и остальные слова в группе.
Улица, речной, город, озеро
Большой, кислый, молоко, зеленый
Ходил, красил, бег, кричал.
- Из данных слов выписать группы однокоренных слов, определить, какой частью речи они являются:
Болезнь, чистый, болит, ласковый, чистота, больной, ласка, чистить, ласкает.
- Запишите к данным существительным однокоренные прилагательные и глаголы:
Сад – садовый, посадил.
Старик - ______,_______. Бег - ______,_______.
Ночь - ______,_______. Свет - ______,_______.
Белок - ______,_______.
- Определите, в чем различие выделенных слов:
Снежное покрывало всю землю покрывало.
Стою на этом берегу, покой границы берегу.
Кто без кисти и белил крыши города белил?
На то и печь, чтобы пироги печь.
Я, не жалея мыла, нос терпеливо мыла.
Зависело бы от мыла, веснушки я бы отмыла.
- Подберите синонимы к данным частям речи:
Распахнул - _______, исчез - _______, таинственный - _______, озорной - _______, богатырский - _______, летчик - _______, ворвался - _______.
- Найди в стихотворении синонимы. Какой частью речи они являются?
Зябнет осинка.
Дрожит на ветру.
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жару.
Деревья зимою
Пронизаны ветром
И стужей самою.
И старые сосны
И острые ели
Встают, как солдаты,
Навстречу метели,
В пурге по колено,
Буранами гнутся
Вершинами машут, Но не сдаются.
- Какими синонимами (из 4 букв) можно заменить слова:
Приятель - _______, противник - _______, солдат - _______, шагать - _______, красный - _______, печаль - _______, работа - _______.
- Каких зверей называют так:
Косой - _______, косолапый - _______, серый - _______, сохатый - _______.
- Каких животных мы вспоминаем, чтобы назвать:
Храбреца, задиру, хитреца, увальня, безбилетника.
Литература
- Н.Н.Ушаков. Внеклассная работа по русскому языку в начальных классах. М., Просвещение, 1971.
- В.А. Шукейло. Русский язык в начальных классах. Сочетание традиционных и нетрадиционных форм обучения. С-Петербург, 1998.
- 350развивающих упражнение по русскому языку. Минск, Юнипресс, 2004.
- Практический курс для начальной школы. М., Слово, 1998.
- Развивающие задание (тесты, игры, упражнения) 2 класс, М., Экзамен, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка разработка: "Рабочая тетрадь по экономике", 1 год обучения.
Рабочая тетрадь в двух частях....
Методическая разработка "Формирование орфографической зорокости у первоклассников по учебно-методическому комплекту "Гармония" "К тайнам нашего языка" М.С.Соловейчик
Данные рекомендации предназначены для того, чтобы помочь в период обучения грамоте подготовить детей к работе над языком и речью по учебнику «К тайнам нашего языка» М.С.Соловейчик....
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"
Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""
Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...
2016 г. Конкурс "Авторские методические разработки" Методическая разработка "Можно жить без ссор"
Детские конфликты – это не просто негативные явления в детской жизни, это особые, значимые ситуации общения. И от того, насколько взрослые (педагоги и родители) будут готовы к правильному руково...
Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс
Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...
Методическая разработка МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.
Аннотация: Учитель начальных классов, МОБУ СОШ №18г.СОЧИ им. Героя Советского Союза Мачуленко А.С. Кормянкова Е.В.В настоящее время количество детей с врожденными и наследственными з...