Понятие об окончании и основе слова.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Семёнова Светлана Николаевна

Урок изучения нового материала. Школа 2100.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок изучения нового материала.21.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«СОШ №47» г.Чебоксары

                                                   Открытый урок

по русскому языку в 3 классе.

Тема: «Понятие об окончании и основе слова».

( Образовательная модель «Школа 2100»)

            Учитель начальных классов: Семенова С.Н.

Цели урока:

1) Создать условия для творческого усвоения детьми понятия «окончание» и «основа» слова.

2) Совершенствовать умение «видеть» и проверять орфограммы в основе слова; на основе этого умения развивать орфографическую зоркость учеников.

3) Развивать и совершенствовать грамматический строй речи: наблюдать над связью слов в предложении, над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью.

4) Развивать интерес учащихся к предмету через познавательную деятельность.

5) Воспитывать взаимовыручку у младших школьников.

Ход урока.

Ι. Оргмомент.

Долгожданный дан звонок.

Начинается урок.

Будем грамотно писать,

Тайны слова «познавать».

- Сегодня на уроке мы будем опять «познавать» новое. Для этого нужно быть внимательными, наблюдательными, дружными. Посмотрели друг на друга, улыбнулись.

- Я желаю вам удачи. (1 мин.)

ΙΙ. Актуализация знаний.

  1. Рассказ учителя.

- Послушайте небольшой рассказ. Помогите мне продолжить его.

Всё на свете из чего-то состоит: облака – из мельчайших капелек, лес – из …(деревьев). Речь состоит из …(предложений), а предложения из …(слов). Слова сделаны из своего «строительного материала». И каждый из «кирпичиков» вносит в слово свою часть смысла – « смыслиночку».

  1. Беседа.

- Из чего состоят слова? (Из букв, звуков) (Из частей слова.)

(Учитель вывешивает таблицы ¬ , ^ , ∩ .)

- Какую большую тему мы изучаем? (2 мин.)

ТЕМА: Части слова.

- Сегодня мы сделаем новое «открытие».

- Но сначала давайте вспомним, что мы знаем о частях слова. Послушайте задание.

Образуйте группы.

Работа в группах.(5 групп).

- Возьмите карточку на столе. Подготовьте устный ответ по плану.

Приставка – это …

стоит …

служит …

Суффикс – это …

стоит …

служит …

Корень – это …

В корне заключён …

Проверка. Выступает ученик от группы, остальные дополняют ответ, показывают сигнал.

Экспертами выступят наши гости. (8 мин.)

ΙΙΙ. Постановка учебной проблемы.

Части слова вам дают задание.

Мам... слушает дочк…

- Допишите слова так, чтобы получилось предложение. Прочитайте полученные предложения. У всех получилось одинаково? Предложения запишите в тетради. Это будет чистописанием. Пишите чисто, соблюдая каллиграфию.

Мама слушает дочку.

Маму слушает дочка.

- Одинаковый ли смысл предложений? Почему он изменился? (Разные буквы на конце слов мама и дочка.)

- Мама и маму – это одно и то же слово или разные слова? (Это одно и то же слово.)

- А дочка и дочку?

- Что же тогда изменилось, ведь слова одни и те же? (Изменилась какая – то их часть)

- Как называется эта изменяемая часть слова? (Окончание).

- Вот теперь назовите тему нашего урока. Попробуйте назвать задачи, т.е. то, чему мы должны научиться? (5-6 мин.)

Физкультминутка.

ΙV. «Открытие» нового знания.

  1. Разобраться в теме урока нам поможет этот план.(2 мин.)

ПЛАН:

1.Название.

2.Место в слове.

3.Обозначение.

4.Особенность.

5.Роль.

- Как вы думаете, почему эту часть слова называют окончание? (Стоит в конце слова). Узнали место в слове. Может кто – то из вас знает, как обозначается окончание? (Квадратиком).

- Переходим к 4 пункту. Для этого давайте выполним задание.

2) Задание

Возьмите карточку, прочтите задание, выполните его в парах.

Дочк.. мам…

Без дочк.. у мам…

С дочк… к мам…

О дочк… о мам…

- Прочитай. Впиши нужные буквы в слова. Обозначь окончание.

- Понаблюдаем за окончаниями. Что вы заметили?

(Слово одно и то же, а вот окончания разные). Что происходило с окончанием?

( Оно изменялось.)

- Правильно, окончание – это изменяемая часть слова. Это и есть особенность окончания. (5 мин.)

3) Роль окончания.

Работа с учебником. Упражнение № 175, с. 121.

- Прочитайте задание.

- Прочитайте слова 1 строчки.

- Понятен ли смысл каждого из них?

- Можно ли считать, что здесь записано предложение? ( Нет, слова между собой не связаны.)

- Что надо сделать, чтобы составить из этих слов предложение? (Изменить окончания).

- Составьте предложение. (Звучит нежная мелодия вальса.)

1 ученик на доске пишет предложение с комментированием.

- Выделите окончания в словах, которые вы изменяли. Почему вы их изменяли?

- Прочитайте слова на 2 строчке.

- Что вы можете сказать?

- Достаточно ли только изменить окончание у слов, чтобы получилось предложение? (Нет, надо добавить предлог, который служит для связи слов в предложении.)

- Составьте и запишите предложение. (Она пробуждает в душе светлые чувства.)

2 ученик записывает предложение с обратной стороны доски, обозначает орфограммы.

(- Записали, проверяем.).

- Почему же вы изменяли окончания слов? ( Чтоб был понятен смысл, для связи слов в предложении.)

- Так для чего служит окончание? ( Для изменения слова и связи слов в предложении.)

(5 мин.)

4) Вывод.

- Итак, что мы узнали про окончание?

5) Работа с правилом с. 122.

- А теперь сравним наш вывод с авторским. Откройте учебник на с.144, прочитайте правило. (2 мин.)

6) Ответы на вопросы.

- Что такое окончание?

- Для чего служит?

- Как обозначается? 
- Про какую часть слова вы ещё узнали? (Основа слова.)

- Что такое основа? (Неизменяемая часть слова.)

- Найдите в тексте, как обозначается основа(________)

- Входит ли окончание в основу?

– Какие части слова входят в основу? (¬∩^ )

- Что вы запомнили про основу слова? (Неизменяемая часть.) (3-4 мин.)

V. Первичное закрепление.

Упражнение 176, с.145. Выполняется по «шагам» в задании. (3 мин.)

VΙ. Самостоятельная работа.

Тест по теме «Состав слова». Вариант 1.

1. Укажи слово, которое не является однокоренным среди данной группы:

а) мышонок

б) мышиный

в) смышленый

г) мышка

2. Найди название выделенной части слова РАСсвело:

1) приставка 3) корень

2) суффикс 4) окончание

3.Отметь слово, которое соответствует схеме: (корень, суффикс, окончание)

1) вопросы; 2) записка; 3) котята

4. В каком слове допущена ошибка?

1) дочитал; 2) падписал; 3) прабабушка.

5. Вставь пропущенные буквы в словах с безударной гласной в корне.

Для кошки сл…зать с дерева оказалось не простым делом, зато сметану сл…зала она быстро.

Вариант 2.

1. Найди название выделенной части слова РАЗзвонил:

1) приставка 3) корень

2) суффикс 4) окончание

2. Укажи слово, которое не является однокоренным среди данной группы:

а) гром

б) громадный

в) громкий

г) громкость

3. Отметь слово, которое соответствует схеме: (приставка, корень, суффикс, окончание)

1) лыжники; 2) задумка; 3) улов

4. В каком слове допущена ошибка?

1) зоехать; 2) пробег; 3) прадедушка.

5. Вставь пропущенные буквы в словах с безударной гласной в корне.

Ребята, посп..шите на соревнования в спортзал!

Ребята, сп..шите с доски домашнее задание. (4 мин.)

VΙΙ. Итог. Рефлексия учебной деятельности.

- С какими частями слова мы познакомились?

- Ответьте при помощи сигналов.

- Окончание – часть слова? (да)

- Окончание – изменяемая часть

слова? (да)

- Окончание – часть основы? (нет)

- Окончание служит для связи слов в предложении? (да)

- У одного и того же слова могут быть разные окончания? (да)

- С помощью окончания образуются новые слова? (нет)

- Что такое основа слова? Приведите примеры.

- У кого затруднение? У кого всё получилось? (сигнальные карточки.)

Оценка знаний учащихся.

VIII. Домашнее задание.

Творческое задание: сочинить стихотворение, загадку или сказку о новых частях слова.(3 мин.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие об окончании и основе слова

Открытый урок по русскому языку в 3 классе по теме «Понятие об окончании и основе слова». ( Образовательная модель «Школа 2100…»)....

Урок русского языка в 3 классе по теме : «Понятие об окончании и основе слова»

Тип урока: ОНЗОсновные цели: 1) формирование представления о понятиях «окончание», «основа слова»;2)формирование умения находить в словах окончание , выделять основу слова; 3)трениро...

«Понятие об окончании и основе слова»

                                                    ...

Урок "Понятие об окончании и основе слова".

Цель: познакомить учащихся с понятиями об окончании и основе слова, а также их ролью в словообразовании.Задачи:Научить находить в словах окончание и основу, графически обозначать их.Развивать умение а...

Понятие об окончании и основе слова.

Дети знакомятся с частями слова, окончанием и основой...

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе по теме "Понятие об окончании и основе слова"

Цель: ознакомление с окончанием как изменяемой частью слова и его ролью в предложении, с основой слова. Задачи: создавать условия для получения языковых умений и навыков: нахождение в слове ок...

урок "Понятие об окончании и основе слова"

урок русского языка в 3 классе по программе "Школа 2100"...