Урок русского языка в 3 классе по теме : «Понятие об окончании и основе слова»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

 

 

 

Тип урока: ОНЗ

Основные цели:

1) формирование представления о понятиях «окончание», «основа слова»;

2)формирование умения находить в словах окончание , выделять основу слова; 3)тренировать в  разборе слов по составу

Демонстрационный материал: слайды, эталон, рефлексия в электроном виде

Раздаточный материал: карточки для самооценивания, учебник

 

 

Ход урока:

1.       Мотивация к учебной деятельности( 3 мин.) 

Работа над пословицей

Неграмотный как слепой, а книга глаза открывает

-Что значит быть грамотным? Для чего необходимо быть грамотным?

-Выберите соответствующую иллюстрацию ( слайд № 2)

-Если вы грамотный человек, иллюстрация № 1, если не совсем грамотный  иллюстрация № 2, если вам необходимо еще многому научиться иллюстрация № 3

 

- Что значит выражение «Книга глаза открывает» ?

-Откроем наш учебник на стр. 121, прочитаем название раздела.( Части слова. Окончание и основа слова)

- Что вам уже известно?( Части слова: корень,приставка)

- С чем мы познакомимся сегодня?

- Перед изучением нового, что должны сделать? ( С повторением необходимых знаний)

 

2.Актуализация знаний

Организация учебной деятельности на этапе 

1)      Актуализировать понятия «Корень», «Однокоренные слова»

–Что мы знаем о корне?

-Какие слова называются однокоренными?

2) Работа в парах. Нахождение однокоренных слов (Слайд № 3)

- Выпишите однокоренные слова из стихотворения, выделите корень.

Проплясали по снегам

Снежные метели.

Снегири снеговикам

Песню просвистели.

У заснеженной реки

В снежном переулке

Звонко носятся снежки,

Режут лед снегурки.

 С.Погорельский.

-Обратим внимание на эти две строчки.

- Измените так, как будто песню снегири пели одному снеговику.

- Запишите это в тетради

Снегири снеговику

Песню просвистели.

2.)Задания для пробного действия

-Запишите лишь пару слов снеговикам- снеговику. Подберите к ним еще одно однокоренное слово .Разберите слова по составу.

-Кто смог легко справиться с заданием

-В чем затруднение? ( Мы не можем обосновать  мнение)

3         Проблемное объяснение нового материала

Организация учебной деятельности 

-Почему возникло затруднение?

( Мы не знаем , как  называется и как выделить ту часть слова, которая находится после корня)

- Какую цель поставите перед собой на уроке?

( Узнать как называется часть слова, которая находится после корня , как она выделяется)

- Как будет звучать тема нашего урока?

- Что нам может помочь? Куда нам нужно обратиться? ( К учебнику, к эталону)

- Я предлагаю вам обратиться к учебнику на стр.122, упр.176

- Спишите, выделив корень.

-Изменилось ли слово?

-Где находится та часть, которая изменилась?

-Как бы вы ее назвали? ( Окончание)

- Сделайте вывод:

-Что такое окончание?

-Что необходимо сделать чтобы найти окончание?

( Прочтение правила на стр.122)

- Что же такое основа?

- Сможем ли преодалеть затруднение в дальнейшем?

-Я приготовила для вас эталон, которым вы будете пользоваться в дальнейшем

 

Чтобы найти окончание и основу в слове необходимо:

1.Изменить слово

2.Найти изменяемую часть слова, это окончание

3. Найти неизменяемую часть, это основа

- Какой следующий шаг нашего урока?

( Закрепить наши знания)

 

4.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Организация учебной деятельности 

Фронтальная работа (стр.123 ,упр.178)

Учащиеся выходят к доске, пишут слова из текста ( 1 четверостишье)  , выполняют задание с комментированием.

 

Физминутка

5. Самоконтроль и самопроверка по эталону.

Организация учебной деятельности 

Учащиеся выполняют работу самостоятельно.( стр.123, упр. 178, 2 четверостишье)

Проверка организуется по эталону

 

Шелковые травы , смолистой сосной, луга, дубравы, весной

 

 

-Кто ошибся? Объясните причину.

 

6.Включение в систему знаний и повторение

Организация учебной деятельности 

-В конце урока я предлагаю вам поупражняться  в нахождении окончания и основы в словах.

стр.180,упр.180

-Спишите стихотворение.

-Найдем окончание, комментировать будут отдельные ученики.

 

7. Рефлексия учебной деятельности.

Организация учебной деятельности 

-_Какую цель ставили на уроке?

- Нам удалось достичь цели?

-Кому это удалось хорошо?

- У кого возникли затруднения? Почему?

- Теперь я предлагаю оценить свою работу на уроке, выбирая соответствующую карточку.

 

Мои успехи на уроке

girlportrait3!!!

girlportrait1!?

girlportrait2???

 

-Домашнее задание (стр.138,упр.1)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Понятие об окончании и основе слова»

Тип урока: ОНЗ

Основные цели:

1) формирование представления о понятиях «окончание», «основа слова»;

2)формирование умения находить в словах окончание , выделять основу слова; 3)тренировать в  разборе слов по составу

Демонстрационный материал: слайды, эталон, рефлексия в электроном виде

Раздаточный материал: карточки для самооценивания, учебник

Ход урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности( 3 мин.) ( слайд № 1)

Работа над пословицей

Неграмотный как слепой, а книга глаза открывает

-Что значит быть грамотным? Для чего необходимо быть грамотным?

-Выберите соответствующую иллюстрацию ( слайд № 2)

-Если вы грамотный человек, иллюстрация № 1, если не совсем грамотный  иллюстрация № 2, если вам необходимо еще многому научиться иллюстрация № 3


Что значит быть грамотным?

!!!

!?

???

- Что значит выражение «Книга глаза открывает» ?

-Откроем наш учебник на стр. 121, прочитаем название раздела.( Части слова. Окончание и основа слова)

- Что вам уже известно?( Части слова: корень,приставка)

- С чем мы познакомимся сегодня?

- Перед изучением нового, что должны сделать? ( С повторением необходимых знаний)

2.Актуализация знаний

Организация учебной деятельности на этапе № 2

  1. Актуализировать понятия «Корень», «Однокоренные слова»

–Что мы знаем о корне?

-Какие слова называются однокоренными?

2) Работа в парах. Нахождение однокоренных слов (Слайд № 3)

- Выпишите однокоренные слова из стихотворения, выделите корень.

Проплясали по снегам

Снежные метели.

Снегири снеговикам

Песню просвистели.

У заснеженной реки

В снежном переулке

Звонко носятся снежки,

Режут лед снегурки.

 С.Погорельский.

-Обратим внимание на эти две строчки.

- Измените так, как будто песню снегири пели одному снеговику.

- Запишите это в тетради

Снегири снеговику

Песню просвистели.

2.)Задания для пробного действия

-Запишите лишь пару слов снеговикам- снеговику. Подберите к ним еще одно однокоренное слово .Разберите слова по составу.

-Кто смог легко справиться с заданием

-В чем затруднение? ( Мы не можем обосновать  мнение)

  1. Проблемное объяснение нового материала

Организация учебной деятельности на этапе № 3

-Почему возникло затруднение?

( Мы не знаем , как  называется и как выделить ту часть слова, которая находится после корня)

- Какую цель поставите перед собой на уроке?

( Узнать как называется часть слова, которая находится после корня , как она выделяется)

- Как будет звучать тема нашего урока?

- Что нам может помочь? Куда нам нужно обратиться? ( К учебнику, к эталону)

- Я предлагаю вам обратиться к учебнику на стр.122, упр.176

- Спишите, выделив корень.

-Изменилось ли слово?

-Где находится та часть, которая изменилась?

-Как бы вы ее назвали? ( Окончание)

- Сделайте вывод:

-Что такое окончание?

-Что необходимо сделать чтобы найти окончание?

( Прочтение правила на стр.122)

- Что же такое основа?

- Сможем ли преодалеть затруднение в дальнейшем?

-Я приготовила для вас эталон, которым вы будете пользоваться в дальнейшем

( Слайд № 4)


Чтобы найти окончание и основу в слове необходимо:

1.Изменить слово

2.Найти изменяемую часть слова, это окончание

3. Найти неизменяемую часть, это основа

- Какой следующий шаг нашего урока?

( Закрепить наши знания)

4.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Организация учебной деятельности на этапе № 4

Фронтальная работа (стр.123 ,упр.178)

Учащиеся выходят к доске, пишут слова из текста ( 1 четверостишье)  , выполняют задание с комментированием.

Физминутка

5. Самоконтроль и самопроверка по эталону.

Организация учебной деятельности на этапе № 5

Учащиеся выполняют работу самостоятельно.( стр.123, упр. 178, 2 четверостишье)

Проверка организуется по эталону

 

Шелковые травы , смолистой сосной, луга, дубравы, весной

-Кто ошибся? Объясните причину.

6.Включение в систему знаний и повторение

Организация учебной деятельности на этапе № 6

-В конце урока я предлагаю вам поупражняться  в нахождении окончания и основы в словах.

стр.180,упр.180

-Спишите стихотворение.

-Найдем окончание, комментировать будут отдельные ученики.

7. Рефлексия учебной деятельности.

Организация учебной деятельности на этапе № 7

-_Какую цель ставили на уроке?

- Нам удалось достичь цели?

-Кому это удалось хорошо?

- У кого возникли затруднения? Почему?

- Теперь я предлагаю оценить свою работу на уроке, выбирая соответствующую карточку.


Мои успехи на уроке

!!!

!?

???

-Домашнее задание (стр.138,упр.1)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 4 класс по теме «Правописание безударных окончаний существительных в творительном падеже».

Тип урока: изучение нового материала.Цель:расширить знания учащихся о творительном падеже, формировать навыки правописания безударных окончаний имен существительных в творительном падеже....

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе по теме "Понятие об окончании и основе слова"

Цель: ознакомление с окончанием как изменяемой частью слова и его ролью в предложении, с основой слова. Задачи: создавать условия для получения языковых умений и навыков: нахождение в слове ок...

Урок русского языка 4 класс по теме: Правописание безударных окончаний глаголов

Данный урок подводит детей к осознанию выбора безударного гласного в личных окончаниях глаголов....

Конспект урока русского языка 4 класс по теме "Безударные личные окончания глаголов"

В конспекте урока прописаны цели, задачи, методы,  тип урока,раскрыты формы работы, предложен краткий план урока с указанием деятельности учителя и учащихся, дан подробный конспект урока....

Урок русского языка 2 класс по теме " Понятие о родственных словах"

Урок русского языка по теме "Понятие о родственных словах" Цели данного урока: познакомить с понятием родственные слова, развивать умение находить родственные слова в тексте, развивать словарный запас...

Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме "Понятие об окончании и основе слова".

Конспект  урока по русскому языку  в 3 классе  по теме "Понятие об окончании и основе слова" по программе "Школа 2100"...