Понятие об окончании и основе слова.
методическая разработка (русский язык, 3 класс) на тему

Дети знакомятся с частями слова, окончанием и основой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.rar85.54 КБ

Предварительный просмотр:


Урок русского языка "Понятие об окончании и основе слова"


Тема урока: Понятие об окончании и основе слова.

Цели урока: учить находить и выделять окончание в слове, дать понятие, что окончание – часть слова, которая изменяется и служит для образования новых слов, развитие логического мышления, воспитание доброты и любви к родному языку.

                              Ход урока:

1.Организационный момент:

Учитель:  Прозвенел звонок.  Начинаем урок русского языка. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости.

Минутка релаксации:  Поставьте свои ладошки вот так. Представьте себе, что на ваших ладонях лежит цветок Добра. Чувствуете, он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. Вас обвевает теплый ласковый ветерок, придает бодрость, будит воображение, помогает открывать многие тайны языка.

Ученик: Родной язык – святой язык

               Отца и матери язык.

               Как ты прекрасен!

               Целый мир в твоем

               Богатстве я постиг!

Эти слова являются эпиграфом нашего урока.

2. Минутка чистописания.( запись этого стихотворения)

Учитель:  Да , ребята, наш язык сложен и многогранен. Каждый урок русского языка – ступенька к познанию его законов, открытию нового.

3. Словарная работа.( Знакомство со словом черемуха)

- С каким словом мы познакомимся, вы узнаете, разгадав ребус.

- Прочитайте слова так, как оно пишется.

- Слово помощник – белая.

- Что означает слово ?

4. Повторение изученного материала:

    Мы продолжаем сегодня работу по теме « Состав слова».

Вспомним, что мы знаем по изученной теме.

- Какие части слова   мы изучили?

- Какая часть в слове самая главная?

- Что такое корень?

- Какие части слова участвуют в образовании новых слов?

- Как называется такая работа над словом?

- Что такое приставка?

- Что такое суффикс?

Учитель:  Молодцы! Теорию вы знаете хорошо. Сейчас посмотрим, как свои знания вы умеете применять на практике. Я предлагаю выполнить тест.  (слайд  ). Подчеркнуть слова, которые состоят:

1 ряд – из корня и приставки;

2 ряд – из корня и суффикса;

3 ряд – из приставки, корня и суффикса.

    Поход, мостик, перелесок, столик, пригород, подсвечник.

Проверка выполнения задания.

- какие слова , состоящие из корня и приставки подчеркнули учащиеся 1 ряда? и т.д.

- кто выполнил по-другому? кто подчеркнул другие слова?

Я убедилась, что изученный материал вы знаете хорошо.

5. Изучение новой темы:

Из перечисленных выше слов найдите слово с орфограммой безударная гласная в корне, проверяемая ударением. (пригород)

-Запишите это слово.

     -Употребите это существительное с другими предлогами в, за, к, о

             - Назовите общую часть, выделите корень.

    - Назовите ту часть, которая изменяется и обведите ее в квадрат.

    - Кто знает, как называется эта часть слова? Как вы думаете, какова тема нашего урока?

Тема нашего урока: Окончание. Роль окончания в слове.

- Главная задача  на уроке научиться определять окончание в слове и запомнить, для чего оно нужно. На 1 вопрос вы уже можете ответить. Что такое окончание? Сейчас ответим на вопрос, для чего оно служит.

 Для этого выполним следующее задание – «Ты – редактор». Возьмите карточку №2. Какое задание в этой карточке? Всем понятно?

    Наша страна – Россия. В нашей ( страна) пройдут зимние Олимпийские игры. Мы гордимся нашей ( страна).

- работу выполняем в парах.

Проверка:

- Послушаем, что у вас получилось?

- Какая часть изменяется у сущ. страна?

- Для чего вы изменяли окончание?

 Давайте попробуем ответить на вопрос: Для чего служит окончание?

- Сформулируйте вывод, что вы узнали об окончании?

Вот мы и сделали маленькое, но очень важное открытие.

Убедимся в правильности нашего вывода и прочитаем правило на с. 144.

 Физкультминутка.

6.Первичное закрепление. Упр. 176,177(устно)

-Могут ли образовываться новые слова с помощью окончания?

- Могут ли быть разные окончания у одного и того же слова?

- Как же найти в слове окончание?

-Проверим наши предположения по учебнику с.145.

7.Закрепление нового материала

 1) Закрепим новое правило и выполним упр.178

- прочитайте задание

- выполняем с комментированием

 2) А теперь мы попробуем сделать полный разбор слов по составу. Начинать разбор слов мы будем с окончания. А для того, чтобы выделить окончание, надо слово ….

  Тропинка, посадка

8.     Итоги урока.

Подходит к концу наш урок. Ответим на главный вопрос. Что такое окончание? Для чего служит окончание? Окончание – это часть основы?

9.Отметки, домашнее задание.1)выуч. правила с.144,с.145.

                                                        2) упр. 1,с. 162

Подошел к концу наш урок. Я благодарна своим ученикам за замечательную работу. Гостям за поддержку и сопереживание. Цветок Добра согревал наши сердца, дарил взаимопонимание и радость открытий.

В память о нашем уроке мне хочется подарить вам сувенир с изображением нашего цветка. Пусть он сохраняет тепло нашего урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие об окончании и основе слова

Открытый урок по русскому языку в 3 классе по теме «Понятие об окончании и основе слова». ( Образовательная модель «Школа 2100…»)....

Урок русского языка в 3 классе по теме : «Понятие об окончании и основе слова»

Тип урока: ОНЗОсновные цели: 1) формирование представления о понятиях «окончание», «основа слова»;2)формирование умения находить в словах окончание , выделять основу слова; 3)трениро...

«Понятие об окончании и основе слова»

                                                    ...

Урок "Понятие об окончании и основе слова".

Цель: познакомить учащихся с понятиями об окончании и основе слова, а также их ролью в словообразовании.Задачи:Научить находить в словах окончание и основу, графически обозначать их.Развивать умение а...

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе по теме "Понятие об окончании и основе слова"

Цель: ознакомление с окончанием как изменяемой частью слова и его ролью в предложении, с основой слова. Задачи: создавать условия для получения языковых умений и навыков: нахождение в слове ок...

урок "Понятие об окончании и основе слова"

урок русского языка в 3 классе по программе "Школа 2100"...

ПОНЯТИЕ ОБ ОКОНЧАНИИ И ОСНОВЕ СЛОВА

Познакомить с окончанием и его функциями, с основой слова, развивать умение видеть различие между изменением слова и образованием новых слов....