Тема урока: Понятие об окончании и основе слова. Цели урока: учить находить и выделять окончание в слове, дать понятие, что окончание – часть слова, которая изменяется и служит для образования новых слов, развитие логического мышления, воспитание доброты и любви к родному языку.
Ход урока: 1.Организационный момент: Учитель: Прозвенел звонок. Начинаем урок русского языка. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Минутка релаксации: Поставьте свои ладошки вот так. Представьте себе, что на ваших ладонях лежит цветок Добра. Чувствуете, он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. Вас обвевает теплый ласковый ветерок, придает бодрость, будит воображение, помогает открывать многие тайны языка. Ученик: Родной язык – святой язык Отца и матери язык. Как ты прекрасен! Целый мир в твоем Богатстве я постиг! Эти слова являются эпиграфом нашего урока. 2. Минутка чистописания.( запись этого стихотворения) Учитель: Да , ребята, наш язык сложен и многогранен. Каждый урок русского языка – ступенька к познанию его законов, открытию нового. 3. Словарная работа.( Знакомство со словом черемуха) - С каким словом мы познакомимся, вы узнаете, разгадав ребус. - Прочитайте слова так, как оно пишется. - Слово помощник – белая. - Что означает слово ?
4. Повторение изученного материала: Мы продолжаем сегодня работу по теме « Состав слова». Вспомним, что мы знаем по изученной теме. - Какие части слова мы изучили? - Какая часть в слове самая главная? - Что такое корень? - Какие части слова участвуют в образовании новых слов? - Как называется такая работа над словом? - Что такое приставка? - Что такое суффикс? Учитель: Молодцы! Теорию вы знаете хорошо. Сейчас посмотрим, как свои знания вы умеете применять на практике. Я предлагаю выполнить тест. (слайд ). Подчеркнуть слова, которые состоят: 1 ряд – из корня и приставки; 2 ряд – из корня и суффикса; 3 ряд – из приставки, корня и суффикса. Поход, мостик, перелесок, столик, пригород, подсвечник. Проверка выполнения задания. - какие слова , состоящие из корня и приставки подчеркнули учащиеся 1 ряда? и т.д. - кто выполнил по-другому? кто подчеркнул другие слова? Я убедилась, что изученный материал вы знаете хорошо.
5. Изучение новой темы: Из перечисленных выше слов найдите слово с орфограммой безударная гласная в корне, проверяемая ударением. (пригород)
-Запишите это слово. -Употребите это существительное с другими предлогами в, за, к, о - Назовите общую часть, выделите корень. - Назовите ту часть, которая изменяется и обведите ее в квадрат. - Кто знает, как называется эта часть слова? Как вы думаете, какова тема нашего урока? Тема нашего урока: Окончание. Роль окончания в слове. - Главная задача на уроке научиться определять окончание в слове и запомнить, для чего оно нужно. На 1 вопрос вы уже можете ответить. Что такое окончание? Сейчас ответим на вопрос, для чего оно служит.
Для этого выполним следующее задание – «Ты – редактор». Возьмите карточку №2. Какое задание в этой карточке? Всем понятно? Наша страна – Россия. В нашей ( страна) пройдут зимние Олимпийские игры. Мы гордимся нашей ( страна). - работу выполняем в парах. Проверка: - Послушаем, что у вас получилось? - Какая часть изменяется у сущ. страна? - Для чего вы изменяли окончание? Давайте попробуем ответить на вопрос: Для чего служит окончание? - Сформулируйте вывод, что вы узнали об окончании?
Вот мы и сделали маленькое, но очень важное открытие.
Убедимся в правильности нашего вывода и прочитаем правило на с. 144. Физкультминутка. 6.Первичное закрепление. Упр. 176,177(устно) -Могут ли образовываться новые слова с помощью окончания? - Могут ли быть разные окончания у одного и того же слова? - Как же найти в слове окончание? -Проверим наши предположения по учебнику с.145. 7.Закрепление нового материала 1) Закрепим новое правило и выполним упр.178 - прочитайте задание - выполняем с комментированием 2) А теперь мы попробуем сделать полный разбор слов по составу. Начинать разбор слов мы будем с окончания. А для того, чтобы выделить окончание, надо слово …. Тропинка, посадка 8. Итоги урока. Подходит к концу наш урок. Ответим на главный вопрос. Что такое окончание? Для чего служит окончание? Окончание – это часть основы?
9.Отметки, домашнее задание.1)выуч. правила с.144,с.145. 2) упр. 1,с. 162 Подошел к концу наш урок. Я благодарна своим ученикам за замечательную работу. Гостям за поддержку и сопереживание. Цветок Добра согревал наши сердца, дарил взаимопонимание и радость открытий. В память о нашем уроке мне хочется подарить вам сувенир с изображением нашего цветка. Пусть он сохраняет тепло нашего урока. |