ПОНЯТИЕ ОБ ОКОНЧАНИИ И ОСНОВЕ СЛОВА
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Познакомить с окончанием и его функциями, с основой слова, развивать умение видеть различие между изменением слова и образованием новых слов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okonchanie_i_osnova_2.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: ПОНЯТИЕ ОБ ОКОНЧАНИИ И ОСНОВЕ СЛОВА
Цели: познакомить с окончанием и его функциями, с основой слова, развивать умение видеть различие между изменением слова и образованием новых слов.
Познавательные УУД
1. Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развивать умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре, группе.
Личностные результаты
1. Формировать интерес к языку.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
I. Введение в раздел. Сообщение темы и цели урока.
- Прочитайте слова :
корень, приставка, суффикс, основа слова, окончание
- Назовите группу слов. (Части слова)
- Над чем задумался Афанасий? (Что такое окончание и основа.)
- Какие предположения мы можем сделать? (Это тоже части слова. Окончанием заканчивается слово).
Сообщение темы урока.
II. Словарная работа
Познакомимся со словарным словом.
- О каком растении идёт речь?
Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна.
- По каким признакам вы определили, что речь идёт о черёмухе?
- Запишем слово.
III. Знакомство с новым материалом.
. На парте текст
- Прочитайте.
- Какое настроение
- В этом тексте есть слова, которые употребляются несколько раз. Найди и выпиши
Черёмуха. Автор: И. С. Соколов-Микитов
Под самым окном нашего домика распустилась и цветёт черёмуха.
Черёмуха — очень весёлое деревцо. Она всегда улыбается, а весною, когда душистые белые цветы сплошь её покрывают, даже смеётся. Любуясь цветущей черёмухой, сам невольно начинаешь улыбаться.
Ранней весною мы приглядываемся к черёмухе. Если на ней раскрылись зелёные почки, значит, окончательно проснулась и потеплела земля, а весна вошла в полную силу.
Черёмуха, черёмухой, к черёмухе.
- Это одно и то же слово или разные слова? Докажи
- Чем отличаются? Что изменяется? (Буквы в конце слова)
- Как называется эта изменяемая часть слова?
- Как обозначается?
- Интересно, для чего слову нужно окончание. Какую роль играет окончание в предложении? Докажи.
- Давайте убедимся в этом на примере выполнения упражнения
2. Работа по учебнику. Упр 175. В группе.
- Прочитайте слова первой строчки. Понятен ли смысл каждого из них? Можно ли считать, что здесь записано предложение? (Нет. Слова между собой не связаны.)
- Что надо сделать, чтобы составить из этих слов предложения? (Изменить окончания.)
Ученики составляют первое предложение. Звучит нежная мелодия вальса.
- Прочитайте слова на второй строчке.
- Достаточно ли только изменить окончание у слов, чтобы получилось предложение? (Нет. Надо добавить предлог, который служит для связи слов в предложении.)
- Составьте и запишите предложение.
Она пробуждает в душе светлые чувства.
- Почему же вы изменяли окончания слов?
- Так для чего служит окончание? (Для изменения слова и связи слов в предложении.)
Сделайте вывод.
- Сравните свой вывод с определением в учебнике.
- Что ещё узнали из определения.
- В слове есть изменяемая часть - это ... (окончание), а оставшаяся часть - неизменяемая. Это ... (основа).
- Найдите в тексте определения, как графически обозначаются окончание и основа. - Прочитайте вопрос под рамкой на с. 122. Кто может ответить?
IV. Первичное закрепление.
- Упр. 176 и упр. 177. Выполняются в группах устно по «шагам» в задании.
Вывод: Окончание не образует новые слова, а изменяет слово.
Разбор по составу слов.
- Какая часть слова не изменяется? Обозначьте.
2. Ученики отвечают на вопросы (с. 123) при закрытых учебниках.
Последний, третий вопрос - проблемный. Сначала учитель выслушивает варианты, которые предлагают ученики, и записывает их на доске. Затем проверяется каждый вариант. Он или отбрасывается, или принимается. Затем читается вывод на с. 123.
- Разбейте слова на 2 группы.
В море, за морем, море, у моря, приморье, морской, приморский.
1 группа – формы одного слова.
2 группа – однокоренные слова.
- Запишите.
- Какая часть слова изменилась? Обозначьте окончание и основу.
3. Упр. 178. Выполняется в группах по заданию
Рефлексия учебной деятельности.
- Какие ошибки были допущены в работе?
- Над чем еще надо поработать?
- У кого не было затруднений по новой теме?
- Как оцениваете свою работу на уроке?
V. Итог урока.
- Что делали на уроке?
- Как работала группа?
Из ключевых слов урока составьте схему.
VI. Домашнее задание.
1) Выучить определения на с. 122, 123.2) Упр.178.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Понятие об окончании и основе слова
Открытый урок по русскому языку в 3 классе по теме «Понятие об окончании и основе слова». ( Образовательная модель «Школа 2100…»)....
Урок русского языка в 3 классе по теме : «Понятие об окончании и основе слова»
Тип урока: ОНЗОсновные цели: 1) формирование представления о понятиях «окончание», «основа слова»;2)формирование умения находить в словах окончание , выделять основу слова; 3)трениро...
Урок "Понятие об окончании и основе слова".
Цель: познакомить учащихся с понятиями об окончании и основе слова, а также их ролью в словообразовании.Задачи:Научить находить в словах окончание и основу, графически обозначать их.Развивать умение а...
Понятие об окончании и основе слова.
Дети знакомятся с частями слова, окончанием и основой...
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе по теме "Понятие об окончании и основе слова"
Цель: ознакомление с окончанием как изменяемой частью слова и его ролью в предложении, с основой слова. Задачи: создавать условия для получения языковых умений и навыков: нахождение в слове ок...
урок "Понятие об окончании и основе слова"
урок русского языка в 3 классе по программе "Школа 2100"...