ПОНЯТИЕ ОБ ОКОНЧАНИИ И ОСНОВЕ СЛОВА
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Познакомить с окончанием и его функциями, с основой слова, развивать умение видеть различие между изменением слова и образованием новых слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okonchanie_i_osnova_2.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: ПОНЯТИЕ ОБ ОКОНЧАНИИ И ОСНОВЕ СЛОВА

Цели: познакомить с окончанием и его функциями, с основой слова, развивать умение видеть различие между изменением слова и образованием новых слов.

Познавательные УУД

1. Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД

1. Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развивать умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре, группе.

Личностные результаты

1. Формировать интерес к языку.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

I.  Введение в раздел. Сообщение темы и цели урока.

-  Прочитайте  слова :

 корень, приставка, суффикс, основа слова, окончание

- Назовите группу слов. (Части слова)

-  Над чем задумался Афанасий? (Что такое окончание и основа.)

-  Какие предположения мы можем сделать? (Это тоже части слова. Окончанием заканчивается слово).

Сообщение темы урока.

II.  Словарная работа

Познакомимся со словарным словом.

- О каком растении идёт речь?

Будто снежный шар бела,

По весне она цвела,

Нежный запах источала.

А когда пора настала,

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна.

- По каким признакам вы определили, что речь идёт о черёмухе?

- Запишем слово.

III.  Знакомство с новым материалом.

  . На парте текст

- Прочитайте.

- Какое настроение

- В этом тексте есть слова, которые употребляются несколько раз. Найди и выпиши

Черёмуха. Автор: И. С. Соколов-Микитов

Под самым окном нашего домика распустилась и цветёт черёмуха.

Черёмуха — очень весёлое деревцо. Она всегда улыбается, а весною, когда душистые белые цветы сплошь её покрывают, даже смеётся. Любуясь цветущей черёмухой, сам невольно начинаешь улыбаться.

Ранней весною мы приглядываемся к черёмухе. Если на ней раскрылись зелёные почки, значит, окончательно проснулась и потеплела земля, а весна вошла в полную силу.

Черёмуха, черёмухой, к черёмухе.

- Это одно и то же слово или разные слова? Докажи

- Чем отличаются? Что изменяется? (Буквы в конце слова)

- Как называется эта изменяемая часть слова?

- Как обозначается?

- Интересно, для чего слову нужно окончание. Какую роль играет окончание в предложении?  Докажи.

- Давайте убедимся в этом на примере выполнения упражнения

2.  Работа по учебнику. Упр 175. В группе.

- Прочитайте слова первой строчки. Понятен ли смысл каждого из них? Можно ли считать, что здесь записано предложение? (Нет. Слова между собой не связаны.)

- Что надо сделать, чтобы составить из этих слов предложения? (Изменить окончания.)

Ученики составляют первое предложение. Звучит нежная мелодия вальса.

- Прочитайте слова на второй строчке.

- Достаточно ли только изменить окончание у слов, чтобы получилось предложение? (Нет. Надо добавить предлог, который служит для связи слов в предложении.)

- Составьте и запишите предложение.

Она пробуждает в душе светлые чувства.

-  Почему же вы изменяли окончания слов?

- Так для чего служит окончание? (Для изменения слова и связи слов  в предложении.)    

Сделайте вывод.                                                                                              

-  Сравните свой вывод с определением в учебнике.

- Что ещё узнали из определения.

-  В слове есть изменяемая часть - это ... (окончание), а оставшаяся часть - неизменяемая. Это ... (основа).

- Найдите в тексте определения, как графически обозначаются окончание и основа. -  Прочитайте вопрос под рамкой на с. 122. Кто может ответить?

IV.  Первичное закрепление.

  1. Упр. 176 и упр. 177. Выполняются в группах  устно по «шагам» в задании.

 Вывод: Окончание не образует новые слова, а изменяет слово.

Разбор по составу слов.

- Какая часть слова не изменяется? Обозначьте.

2.  Ученики отвечают на вопросы (с. 123) при закрытых учебниках.

Последний, третий вопрос - проблемный. Сначала учитель выслушивает варианты, которые предлагают ученики, и записывает их на доске. Затем проверяется каждый вариант. Он или отбрасывается, или принимается. Затем читается вывод на с. 123.

- Разбейте слова на 2 группы.

В море, за морем, море, у моря, приморье, морской, приморский.

1 группа – формы одного слова.

2 группа – однокоренные слова.

- Запишите.

- Какая часть слова изменилась? Обозначьте окончание и основу.

3.  Упр. 178. Выполняется в группах по заданию

Рефлексия учебной деятельности.

- Какие ошибки были допущены в работе?

- Над чем еще надо поработать?

- У кого не было затруднений по новой теме?

- Как оцениваете свою работу на уроке?

V.  Итог урока.

- Что делали на уроке?

- Как работала группа?

Из ключевых слов урока составьте схему.

VI.  Домашнее задание.

1)  Выучить определения на с. 122, 123.2) Упр.178.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие об окончании и основе слова

Открытый урок по русскому языку в 3 классе по теме «Понятие об окончании и основе слова». ( Образовательная модель «Школа 2100…»)....

Урок русского языка в 3 классе по теме : «Понятие об окончании и основе слова»

Тип урока: ОНЗОсновные цели: 1) формирование представления о понятиях «окончание», «основа слова»;2)формирование умения находить в словах окончание , выделять основу слова; 3)трениро...

«Понятие об окончании и основе слова»

                                                    ...

Урок "Понятие об окончании и основе слова".

Цель: познакомить учащихся с понятиями об окончании и основе слова, а также их ролью в словообразовании.Задачи:Научить находить в словах окончание и основу, графически обозначать их.Развивать умение а...

Понятие об окончании и основе слова.

Дети знакомятся с частями слова, окончанием и основой...

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе по теме "Понятие об окончании и основе слова"

Цель: ознакомление с окончанием как изменяемой частью слова и его ролью в предложении, с основой слова. Задачи: создавать условия для получения языковых умений и навыков: нахождение в слове ок...

урок "Понятие об окончании и основе слова"

урок русского языка в 3 классе по программе "Школа 2100"...