Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе по теме "Понятие об окончании и основе слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_rus.rar | 12.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение "Лицей №1" г. Волгореченск Костромской области
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе по теме "Понятие об окончании и основе слова"
Учитель: И.В.Кочетова
Дата проведения: 15.12.2011
Цель: ознакомление с окончанием как изменяемой частью слова и его ролью в предложении, с основой слова.
Задачи: создавать условия для получения языковых умений и навыков: нахождение в слове окончания и основы; составление предложений из слов в начальной форме; способствовать сознательному наблюдению за своей речью, обеспечить развитие своей устной речи.
Задачи:
образовательная - развивать умение находить в слове основу и окончание;
развивающая – продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, развитие внимания, памяти, мышления речи; расширять кругозор и словарный запас учащихся;
воспитательная – воспитывать любовь к родному языку, интерес к учению, дружбу.
Демонстрационный материал: мультимедийный проектор, учебник Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева
Этап урока | Структурный компонент урока | Содержание урока | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||
1 | Организационный момент | -Ребята, я снова рада видеть вас. Давайте друг другу улыбнёмся и постараемся сделать наш урок интересным и полезным. Что для этого нам надо? Над землею тучи серые шатром, На земле снега пушистые ковром. (Л. Мей) -О каком времени года говорится в стихотворении? -А самый любимый праздник, конечно, … -Без чего не обходится этот праздник? -Сегодня нам предстоит нарядить не простую ёлку, а волшебную. Мы можем повесить на ёлку шар, если ответим на вопрос, написанный на нём. Цвет играет особую роль. Голубой шар – вопрос «повторение», оранжевый – новый материал, розовый – проблемный вопрос. | Нужно быть внимательным,активным, дружным. В стихотворении говорится о зиме. Новый год! Без ёлки. |
2 | Целеполага ние и мотивация | Минутка чистописания. Зз Загадка о зиме. Назовите однокоренные слова слову зима. Ребята, наш знакомый Афанасий предлагает слово Зиму. Что о нём можно сказать?
-Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с составом слова.
| Дети выполняют минутку чистописания. Отгадка зима. Однокоренные слова: Зимний, зимушка, перезимовать.(запись) Это не однокоренное слово. Изменилась только форма . С помощью приставок и суффиксов.Выделяют в словах корень, приставки, суффиксы. Части слова. Мы видим Афанасия, который задумался. Что такое окончание и основа. Ребята соглашаются. Дети предполагают узнать, что такое окончание и основа, находить и обозначать их. |
3 | Актуализация знаний | ||
4 | Первичное усвоение учебного материала. | Работа в парах. -Допишите слова так, что бы получилось предложение. Мам . слушает дочк . . Проверьте в парах. У кого получились одинаковые предложения? У кого получилмсь разные предложения? Почему? -Объясните смысл каждого предложения. -Почему смысл изменяется? Мама и маму – это однокоренные слова? Как же называется эта часть слова? -Как вы думаете, что же такое окончание? -Проверьте свои предположения, прочитав 1 часть правила на стр. 122. Для чего нужны приставка и суффикс? Интересно, а для чего слову нужно окончание? Попробуем ответить на этот вопрос. Работа в группе. -Предположите, какое задание вам нужно выполнить? Что вы сделали, что бы получились такие правильные и красивые предложения? -С какой проблемой столкнулись, составляя 2 предложение? -Так для чего же служат окончания? -Сравните свой вывод, со второй частью определения. В слове есть изменяемая часть – это… А что же такое основа? Что может входить в основу? -Найдите в тексте определения, как графически обозначаются окончание и основа. Вопрос на слайде: -Как ты думаешь, почему окончание получило такое название? -Для чего служит окончание? | Дети общаются в парах, сравнивают предложения. Записывают на доске. Мама слушает дочку. Маму слушает дочка. В 1 предложении дочка говорит, мама слушает. Во втором мама говорит, дочка слушает. Потому что мы вставили разные окончания. Нет, это одно и то же слово. Изменилась его роль в предложении. Изменилась его форма. Она называется – окончание. Дети предполагают. Читают 1 часть правила. Окончание – это изменяемая часть слова. Внучка, у внучки,с внучкой. Для образования новых слов. Дети предполагают. Каждой группе даны листы с написанными словами в начальной форме. Звучать, нежный, мелодия, вальс. Она, пробуждать, душа, светлый, чувства. Дети предполагают, что нужно составить предложения. Получились предложения: Звучит нежная мелодия вальса. Она пробуждает в душе светлые чувства. Изменили в словах окончания. Нужно было добавить предлог в, который служит для связи слов в предложении. Записывают предложения в тетрадь. Для изменения слов и связи слов в предложении. Окончание служит для связи слов в предложении. Внучка любит бабушку. Бабушка гуляет с внучкой. окончание. Неизменяемая часть слова. Корень, суффикс, окончание. В словах мама, маму, дочка, дочку выделить основу и окончание. Потому что стоит в конце слова. Для связи слов в предложении. |
5 | Физкультминутка. | ||
6 | Первичное закрепление учебного материала. Физкультминутка. | Прочитайте. Составьте предложения с каждым словом.( в группах) Как вы думаете, это одно и то же слово с разными окончаниями или 6 разных слова? (Слайд . Объясните свою точку зрения. Образуются ли новые слова с помощью окончания? Отвечаем на вопросы из учебника (слайд) -Могут ли быть разные окончания у одного и того же слова? -Как найти в слове окончание?(рассуждения в группах) Чтение правила. А сейчас проведем гимнастику для глаз. (Слайды ) Много поэтов восхищается зимними пейзажами. И. Конечно же А.С. Пушкин. Прочитайте, как А.С.Пушкин рисует картину зимнего утра? (Слайд ) -Ребята, что случилось? Стихотворение рассыпалось! Видимо Афанасий решил пошалить. Подумайте в группах, как должно читаться это стихотворение. На доске –проверка. -У выделенных слов отметить окончание и основу. Как вы будете искать окончание? | Читают: снеговик про снеговика к снеговику со снеговиком за снеговиком на снеговике
Вывод: окончание не образует новые слова, а изменяет слово. Могут. Предлагают варианты ответов на третий вопрос. Выполняют физминутку «Лови снежинку» (следят под музыку за движениями снежинки глазами). Читают вслух: Зимнее утро. Под голубыми небесами Прозрачный лес один чернеет, Великолепными коврами, И ель сквозь иней зеленеет, Блестя на солнце, снег лежит; И речка подо льдом блестит.
Выполняют у доски, остальные пишут слова в тетради. |
7 | Домашнее задание. | Выучить определения на стр. 123. Выполнить упр. 1, на стр.138. | |
8 | Рефлексия (подведение итогов урока) | Ребята у Афанасия возникло 3 сложных вопроса. Попробуйте на них ответить в группах. -Что общего у окончания и… а)… облака; б) …предлога; в)…приставки. Поработаем с цветными окончаниями. Если «да»-зелёный цвет, если «нет»- красный цвет, если « не знаю»- желтый.
- Ребята, мы помогли разобраться Афанасию с тем, что такое окончание и основа? А сами разобрались?( если да- зелёный цвет, нет- красный , не совсем- жёлтый.) Спасибо за урок. | а) изменяет форму; б) служит для связи слов в предложении; в) являются частью слова. Да Да Нет Да Да Нет Приводят примеры. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по русскому языку. Тема: Звук [ы], гласная буква Ы. Понятие о словах в единственном и множественном числе.
Создать условия для ознакомления учащихся с буквой Ы, звуком [ы], словами в единственном и множественном числе.Развивать речь, мышление, память.Воспитывать дисциплинированность, интерес к предмету....
Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик
Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....
Открытый урок по русскому языку 4 класс Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"
Представленный материал является уроком русского языка в 4 классе УМК Гармония по теме Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. В процессе уро...
Конспект открытого урока по русскому языку 2 класс "Единственное и множественное число имён существительных" к учебнику Канакиной по ФГОС
В феврале был проведён открытый урок по русскому языку во 2 классе по теме "Единственное и множественное число имён существительных". Конспект был разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Урок с...
Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Тема урока. Имя прилагательное как часть.
Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Учебник:Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. Тема урока. Имя прилагательное как часть речи. Цель урока. Предметные. Дат...
Конспект открытого урока по русскому языку образовательная система "Гармония" "Как узнавать буквы корня в словах названиях действий"
Конспект открытого урока по русскому языку образовательная система "Гармония" "Как узнавать буквы корня в словах названиях действий"...
План – конспект открытого урока по русскому языку на тему:Роль имен существительных в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы.
Тип урока: закрепление изученного материала. Цели урока:1) Обучающая:-закрепить знания учащихся о роли имен существительных в речи;-формировать умение подбирать синонимы и антонимы к ...