Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе по теме "Понятие об окончании и основе слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Кочетова Ирина Владимировна
Цель: ознакомление с окончанием как изменяемой частью слова и его ролью в предложении, с основой слова. Задачи: создавать условия для получения языковых умений и навыков: нахождение в слове окончания и основы; составление предложений из слов в начальной форме; способствовать сознательному наблюдению за своей речью, обеспечить развитие своей устной речи. Задачи: образовательная - развивать умение находить в слове основу и окончание; развивающая – продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, развитие внимания, памяти, мышления речи; расширять кругозор и словарный запас учащихся; воспитательная – воспитывать любовь к родному языку, интерес к учению, дружбу. Демонстрационный материал: мультимедийный проектор, учебник Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_rus.rar12.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение "Лицей №1"       г. Волгореченск Костромской области

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе по теме "Понятие об окончании и основе слова"

                                                                         Учитель: И.В.Кочетова

Дата проведения: 15.12.2011

Цель: ознакомление с окончанием как изменяемой частью слова и его ролью в    предложении,  с основой слова.

Задачи: создавать условия для получения языковых умений и навыков: нахождение в слове окончания и основы; составление предложений из слов в начальной форме; способствовать сознательному наблюдению за своей речью, обеспечить развитие своей устной речи.

Задачи:

образовательная - развивать умение находить в слове основу и окончание;

развивающая – продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, развитие внимания, памяти, мышления речи; расширять кругозор и словарный запас учащихся;

воспитательная – воспитывать любовь к родному языку, интерес к учению, дружбу.

Демонстрационный материал: мультимедийный проектор, учебник Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева

Этап урока

Структурный компонент урока

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный момент

-Ребята, я снова рада видеть вас. Давайте друг другу улыбнёмся и постараемся сделать наш урок интересным и полезным.

Что для этого нам надо?

Над землею тучи серые шатром,

На земле снега пушистые ковром. (Л. Мей)

-О каком времени года говорится в стихотворении?

-А самый любимый праздник, конечно, …

-Без чего не обходится этот праздник?

-Сегодня нам предстоит нарядить не простую ёлку, а волшебную. Мы можем повесить на ёлку шар, если ответим на вопрос, написанный на нём. Цвет играет особую роль. Голубой шар – вопрос «повторение», оранжевый – новый материал, розовый – проблемный вопрос.

Нужно быть внимательным,активным, дружным.

В стихотворении говорится о зиме.

Новый год!

Без ёлки.

2

Целеполага

ние и мотивация

Минутка чистописания.

Зз

Загадка о зиме.

Назовите однокоренные слова слову зима.

Ребята, наш знакомый Афанасий предлагает слово Зиму. Что о нём можно сказать?

  • С помощью чего образовались однокоренные слова?

  • Что такое корень, приставка, суффикс?

-Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с составом слова.

  • Откройте учебник на стр. 121.Кого вы видите?
  • Над чем он задумался?

  • Вы согласны помочь Афанасию и самим разобраться, что же такое окончание и основа?

  • Давайте наметим план наших действий.

Дети выполняют минутку чистописания.

Отгадка зима.

Однокоренные слова:

Зимний, зимушка, перезимовать.(запись)

Это не однокоренное слово. Изменилась только форма .

С помощью приставок и суффиксов.Выделяют в словах корень, приставки, суффиксы.

Части слова.

Мы видим Афанасия, который задумался.

Что такое окончание и основа.

Ребята соглашаются.

Дети предполагают узнать, что такое окончание и основа, находить и обозначать их.

3

Актуализация знаний

4

Первичное усвоение учебного материала.

Работа в парах.

-Допишите слова так, что бы получилось предложение.

Мам . слушает дочк . .

Проверьте  в парах.

У кого получились одинаковые предложения?

У кого получилмсь разные предложения? Почему?

-Объясните смысл каждого предложения.

-Почему смысл изменяется?

Мама и маму – это однокоренные слова?

Как же называется эта часть слова?

-Как вы думаете, что же такое  окончание?

-Проверьте свои предположения, прочитав 1 часть правила на стр. 122.

Для чего нужны приставка и суффикс?

Интересно, а для чего слову нужно окончание?

Попробуем ответить на этот вопрос.

Работа в группе.

-Предположите, какое задание вам нужно выполнить?

Что вы сделали, что бы получились такие правильные и красивые предложения?

-С какой проблемой столкнулись, составляя 2 предложение?

-Так для чего же служат окончания?

-Сравните свой вывод, со второй частью определения.

В слове есть изменяемая часть – это…

А что же такое основа?  

Что может входить в основу?

-Найдите в тексте определения, как графически обозначаются окончание и основа.

Вопрос на слайде:

-Как ты думаешь, почему окончание получило такое название?

-Для чего служит окончание?

Дети общаются в парах, сравнивают предложения.

Записывают на доске.

Мама слушает дочку.

Маму слушает дочка.

В 1 предложении дочка говорит, мама слушает. Во втором мама говорит, дочка слушает.

Потому что мы вставили разные окончания.

Нет, это одно и то же слово. Изменилась его роль в предложении. Изменилась его форма.

Она называется – окончание.

Дети предполагают.

Читают 1 часть правила.

Окончание – это изменяемая часть слова. Внучка, у внучки,с внучкой.

Для образования новых слов.

Дети предполагают.

Каждой группе даны листы с написанными словами в начальной форме.

Звучать, нежный, мелодия, вальс.

Она, пробуждать, душа, светлый, чувства.

Дети предполагают, что нужно составить предложения.

Получились предложения:

Звучит нежная мелодия вальса.

Она пробуждает в душе светлые чувства.

Изменили в словах окончания.

Нужно было добавить предлог в, который служит для связи слов в предложении.

Записывают предложения в тетрадь.

Для изменения слов и связи слов в предложении.

Окончание служит для связи слов в предложении. Внучка любит бабушку. Бабушка гуляет с внучкой.

окончание.

Неизменяемая часть слова.

Корень, суффикс, окончание.

В словах мама, маму, дочка, дочку выделить основу и окончание.

Потому что стоит в конце слова.

Для связи слов в предложении.

5

Физкультминутка.

6

Первичное закрепление учебного материала.

Физкультминутка.

Прочитайте. Составьте предложения с каждым словом.( в группах)  

Как вы думаете, это одно и то же слово с разными окончаниями или 6 разных слова? (Слайд

. Объясните свою точку зрения.

Образуются ли новые слова с помощью окончания?

 Отвечаем на вопросы из учебника (слайд)

-Могут ли быть разные окончания у одного и того же слова?

-Как найти в слове окончание?(рассуждения в группах)

Чтение правила.

А сейчас проведем гимнастику для глаз. (Слайды )

Много поэтов восхищается зимними пейзажами. И. Конечно же А.С. Пушкин.

Прочитайте,  как А.С.Пушкин рисует картину зимнего утра? (Слайд )

-Ребята, что случилось? Стихотворение рассыпалось! Видимо Афанасий решил пошалить.

Подумайте в группах, как должно читаться это стихотворение.

На доске –проверка.

-У выделенных слов отметить окончание и основу.

  Как вы будете искать окончание?

Читают:

снеговик

про снеговика

к снеговику

со снеговиком

  за снеговиком

на снеговике

       

Вывод: окончание не образует новые слова, а изменяет слово.

Могут.

Предлагают варианты ответов на третий вопрос.

Выполняют физминутку «Лови снежинку»

 (следят под музыку  за движениями снежинки глазами).

Читают вслух:

Зимнее утро.

Под голубыми небесами                                        Прозрачный лес один чернеет,

Великолепными коврами,                                   И ель сквозь иней зеленеет,

Блестя на солнце, снег лежит;                    

 И  речка   подо   льдом блестит.  

                                                                                     

Выполняют у доски, остальные пишут слова в тетради.

7

Домашнее задание.

Выучить определения на стр. 123.

Выполнить упр. 1, на стр.138.

8

Рефлексия (подведение итогов урока)

Ребята у Афанасия возникло 3 сложных вопроса. Попробуйте на них ответить в группах.

-Что общего у окончания и…

а)… облака;

б) …предлога;

в)…приставки.

Поработаем с цветными окончаниями. Если «да»-зелёный цвет, если «нет»- красный цвет, если « не знаю»- желтый.

  1. Окончание – часть слова?
  2. Окончание – изменяемая часть слова?
  3. Окончание -  часть основы?
  4. Окончание служит для связи слов в предложении?
  5. У одного и того же слова могут быть разные окончания?
  6. С помощью окончания образуются новые слова?
  7. Что такое основа слова? Приведите пример.

- Ребята, мы помогли разобраться Афанасию с тем, что такое окончание и основа? А сами разобрались?( если да- зелёный цвет, нет- красный , не совсем- жёлтый.)

Спасибо за урок.

а) изменяет форму;

б) служит для связи слов в предложении;

в) являются частью слова.

Да

Да

Нет

Да

Да

Нет

Приводят примеры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку. Тема: Звук [ы], гласная буква Ы. Понятие о словах в единственном и множественном числе.

Создать условия для ознакомления учащихся с буквой Ы, звуком [ы], словами в единственном и множественном числе.Развивать речь, мышление, память.Воспитывать дисциплинированность, интерес к предмету....

Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

Открытый урок по русскому языку 4 класс Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"

Представленный материал является уроком   русского языка  в 4 классе УМК Гармония по теме  Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. В процессе уро...

Конспект открытого урока по русскому языку 2 класс "Единственное и множественное число имён существительных" к учебнику Канакиной по ФГОС

В феврале был проведён открытый урок по русскому языку во 2 классе по теме "Единственное и множественное число имён существительных". Конспект был разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Урок с...

Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Тема урока. Имя прилагательное как часть.

Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Учебник:Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. Тема урока. Имя прилагательное как часть речи. Цель урока. Предметные. Дат...

Конспект открытого урока по русскому языку образовательная система "Гармония" "Как узнавать буквы корня в словах названиях действий"

Конспект открытого урока по русскому языку образовательная система "Гармония" "Как узнавать буквы корня в словах названиях действий"...

План – конспект открытого урока по русскому языку на тему:Роль имен существительных в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы.

Тип урока:  закрепление изученного материала. Цели урока:1) Обучающая:-закрепить знания учащихся о  роли имен существительных в речи;-формировать умение подбирать синонимы и антонимы к ...