урок "Понятие об окончании и основе слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
урок русского языка в 3 классе по программе "Школа 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_v_3_klponyatie_ob_okonchanii_i_osnove_slova.docx | 30.78 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15
с углубленным изучением отдельных предметов»
Советского района г. Казани
ПОНЯТИЕ ОБ ОКОНЧАНИИ
И ОСНОВЕ СЛОВА
Открытый урок русского языка
в 3 классе на районном семинаре учителей
начальных классов «Деятельностный подход
как средство реализации целей образования»
Учитель Багманова З. Т.
Цели урока:
- Дать учащимся понятия «окончание слова» и «основа слова».
- Научить правильно выделять окончание и основу слова. Развивать орфографическую зоркость. Продолжать работу над понятиями однокоренные слова и формы одного слова.
- Прививать интерес к русскому языку, воспитывать доброту, доброжелательность, учить видеть красоту природы.
Оборудование:
- - учебник «Русский язык» 3 класс (1-4) авт. Е. В. Бунеева, Р. Н. Бунеев, О. В. Пронина,
- - рабочие тетради,
- - рисунок ежика и плакат с обращением, плакат с правилом,
- - карточки – слова, сигнальные карточки,
- - маркеры синий и красный, магниты.
Ход урока.
I. Организаөионный момент.
У. – Здравствуйте, ребята. Мне хочется начать наш урок с загадок. Попробуйте их отгадать. А поможет вам картина. (на доске картина с зимним пейзажем)
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (зима)
Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту (снег)
Покрутилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (снежинка)
- Молодцы. Все загадки отгадали.
- Слова снег и снежинка какие?
Д. – Однокоренные.
У. – Почему?
Д. – У них одинаковый корень и смысл.
У. – А какое явление мы с вами наблюдаем в корнях этих слов?
Д. – Чередование согласных букв г//ж .
У. – Молодцы.
У. – А сейчас посмотрите на доску и сначала прочитайте текст про себя.
- Теперь прочитаем вслух.
(Один ученик читает текст вслух)
День морозный,
ветер лютый.
Холода.
Воробьи на крыше мерзнут.
Ох, беда!
Даже озеро
лежит в оковах льда.
И трещат
от стужи сосны,-
вот так да!
Всюду холод,
всюду ветер,
всюду снег.
Зияя Мансур.
У. – Какие знакомые орфограммы вы увидели? (Опрос 4 учащихся, учитель выделяет орфограммы в тексте на доске, дети работают с сигнальными карточками).
- Молодцы.
У. – А сейчас открываем учебники и читаем название раздела на стр. 121.
( один ученик читает вслух).
У. – Что вам уже известно?
Д. – Части слова: приставка, корень, суффикс, окончание.
У. – Ребята, посмотрите, наш старый знакомый младший домовой Афанасий нахмурился и задумался. Как вы думаете, о чем он задумался?
Д. – Что такое основа?
- Формулирование темы и цели урока.
У. – Ребята, а как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? И что должны
узнать?
Д. – Мы будем продолжать знакомиться с составом слова. И должны узнать, что такое основа.
У. – Правильно. Молодцы.
- Знакомство с новым материалом.
Работа на доске под руководством учителя.
А)
У. – Прочитайте.
Дет___ рады зим___.
Дет___ радует зим___.
У. - Измените слова так, чтобы получилось предложение.
У. – Прочитайте.
У. – Объясните смысл каждого предложения? Почему он изменяется?
- Сравните буквы, которые вы вставили в первом слове, третьем слове.
- Это однокоренные слова? (дети, детей; зима, зиме)
Д. – Нет. Это одно и то же слово. Изменилась его роль в предложении.
У. – Как называется изменяемая часть слова?
Д. – Окончание.
У. – Для чего оно служит?
Д. – Для связи слов в предложении.
У. – А сейчас проверьте себя и прочитайте первую часть правила на стр.122
(1 ученик – вслух)
У. – Правильно. Молодцы.
Физкультминутка.
Б)
У. – Прочитайте слова первой строчки.(один учение читает вслух)
- Можно ли считать, что здесь записано предложение?
Д. – Нет. Слова между собой не связаны.
У. – Что нужно сделать, чтобы составить из них предложение?
Д. – Изменить окончания.
У. – Измените окончания, составьте предложение. Что получилось?
(учитель «перекидывает» окончания и переставляет слова).
Вьюги наметают большие сугробы снега.
У. – Запишите это предложение.
У. – Прочитайте слова на второй строке. (один уч-к читает вслух)
У. – Достаточно ли изменить только окончания, чтобы получилось предложение?
Д. – Нет. Надо добавить предлог, который служит для связи слов в предложении.
У. – Составьте предложение.
Легкие снежинки кружат в воздухе.
(учитель «перекидывает окончания, переставляет слова, добавляет предлог).
У. – Запишите предложение.
У. – Что вы изменяли, чтобы получилось предложение?
Д. – Окончания.
У. – Для чего служат окончания?
Д. – Окончания служат для связи слов в предложении.
У. – Значит, в слове есть изменяемая часть – окончание, а оставшаяся часть – неизменяемая. Это основа.
У. – Выделите окончания слов в записанных предложениях.
(один ученик работает у доски маркером)
(Учитель открывает правило в стихотворной форме на планшет справа от доски).
Часть слова, которая изменяется,
Окончанием называется.
Остальную же часть слова
Именуем мы основой.
У. – Молодцы. Вы выделили окончания. А остальная часть в слове будет основой. (учитель маркером выделяет основу во всех словах данных предложений)
У. – Выделите основу слов в своих предложениях.
У. – Прочитайте вопрос под правилом на стр. 122.
- Кто может ответить?
- Первичное закрепление.
1. Устная работа.
У. – К нам в гости пришел лесной житель. Кто это?
(учитель открывает доску с рисунком ежика).
У. –С какой просьбой обращается к вам ежик? (дети читают).
- Как мы должны исполнить просьбу ежика? (дети отвечают)
У. – Прочитайте слова и составьте с ними предложения.
- Скажите, как вы думаете это одно и то же слово или три разных слова)?
Д. – Одно и то же слово, потому что окончание только изменят слово, но не образует новые слова.
У. – Как найти в слове окончание?
Д. – Надо изменить слово.
У. – Читаем вывод на стр. 123. в синей рамочке. (1 ученик читает вслух).
Физкультминутка. – А теперь мысленно перенесемся в лес.
Ели за окном стоят,
В небо синее глядят. ( руки вверх )
Ветки в стороны торчат (руки вперед).
Белки на ветвях сидят (глубокий присед).
Белки прыгают по елкам,
Собирают белки шишки.
Не пугают их иголки –
Белки ловкие малышки. (прыжки)
Мы под елками сидим
И на белочек глядим. ( садимся за парты)
- Комплексная работа с текстом.
Работа по учебнику. Упр. 179 стр. 124.
А)
У. – Читаем текст про себя.
- Прочитайте текст вслух (читает 1 ученик).
- Придумайте заголовок.
Д. - «Необычные охотники».
У. – Определите главную мысль текста.
Д. – Охотниками автор назвал фотографов, которые делали снимки животных.
Б)
У. – Найдите в тексте одно и то же слово с разными окончаниями.
Д. - охотники зайчишка
охотников зайчишки
охотникам с зайчишкой
У. – Запишите эти слова.
У. – Выделите в этих словах окончания. (1 ученик работает у доски)
В)
У. – Найдите в тексте слова с орфограммами-согласными в корне слова и подберите к ним проверочные слова.
Дети отвечают. Остальные работают с сигнальными карточками.
У. – Запишите слова вместе с проверочными.
Хрустнула (хруст), ветка (веточка), грустно (грусть), фотоаппарат.
У. – Графически выделите орфограмму.
Г)
У. – Прочитайте выделенные слова.
- Они обозначают одно и то же слово или разные?
Д. – Разные.
У. - Как вы думаете почему в тексте употреблены оба эти слова?
Д. – Чтобы не повторятся.
У. - Как они называются?
Д. – Синонимами*.
У. – Составьте устно предложения со словами – синонимами в рамке.
(* бежать - быстро передвигаться,
мчаться - очень быстро бежать,
нестись - передвигаться с очень большой скоростью.)
Физкультминутка.
- Чтобы глазки быстро бегали по строчкам им нужен отдых.
( дети работают по таблице только глазами, головой не вертят)
Работа по учебнику. Упр. 180. стр. 125.
У. - Коллективное чтение. Читаем вслух вместе.
У. – Самостоятельная работа по вариантам. Списываете четверостишие, вставляя и выделяя окончания. (1 в. – 1-ое четверостишие, 2 в. – 2-ое четверостишие).
Дети самостоятельно выполняют работу.
У. – Работы проверяем с помощью сигнальных карточек. (один ученик читает и проговаривает окончания, которые вставил)
Учитель видит и отмечает детей, которые не справились с заданием.
V. Итог урока.
У. – Приготовьте сигнальные карточки.
- Окончание – изменяемая часть слова?
- Окончание служит для связи слов в предложении?
- С помощью окончания образуются новые слова?
У. – Молодцы. Справились с вопросами.
- Отвечаем устно.
- Что такое основа слова?
Д. – Неизменяемая часть слова.
У. – Приведите примеры.
- Задание на дом.
У. - Выучить правило на стр. 122, 123.
- Упражнение 1 на стр. 138. (как найти окончание?)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Понятие об окончании и основе слова
Открытый урок по русскому языку в 3 классе по теме «Понятие об окончании и основе слова». ( Образовательная модель «Школа 2100…»)....
Урок русского языка в 3 классе по теме : «Понятие об окончании и основе слова»
Тип урока: ОНЗОсновные цели: 1) формирование представления о понятиях «окончание», «основа слова»;2)формирование умения находить в словах окончание , выделять основу слова; 3)трениро...
Урок "Понятие об окончании и основе слова".
Цель: познакомить учащихся с понятиями об окончании и основе слова, а также их ролью в словообразовании.Задачи:Научить находить в словах окончание и основу, графически обозначать их.Развивать умение а...
Понятие об окончании и основе слова.
Дети знакомятся с частями слова, окончанием и основой...
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе по теме "Понятие об окончании и основе слова"
Цель: ознакомление с окончанием как изменяемой частью слова и его ролью в предложении, с основой слова. Задачи: создавать условия для получения языковых умений и навыков: нахождение в слове ок...
Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме "Понятие об окончании и основе слова".
Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме "Понятие об окончании и основе слова" по программе "Школа 2100"...