урок "Понятие об окончании и основе слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

урок русского языка в 3 классе по программе "Школа 2100"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя  общеобразовательная  школа  №  15

с углубленным изучением отдельных предметов»

Советского  района  г. Казани

ПОНЯТИЕ  ОБ  ОКОНЧАНИИ  

И ОСНОВЕ  СЛОВА

                                                             Открытый урок русского языка

                                                             в 3 классе на районном семинаре учителей

                                                             начальных классов «Деятельностный подход

                                                             как средство реализации целей образования»

                                                             Учитель Багманова З. Т.

                                                             

Цели урока:

  1. Дать учащимся понятия «окончание слова» и «основа слова».
  2. Научить правильно выделять окончание и основу слова. Развивать орфографическую зоркость. Продолжать работу над понятиями однокоренные слова и формы одного слова.
  3. Прививать интерес к русскому языку, воспитывать доброту, доброжелательность, учить видеть красоту природы.

Оборудование:

  • -   учебник «Русский язык» 3 класс (1-4) авт. Е. В. Бунеева, Р. Н. Бунеев, О. В. Пронина,
  • -   рабочие тетради,
  • -   рисунок ежика  и плакат с обращением, плакат с правилом,
  • -   карточки – слова, сигнальные карточки,
  • -   маркеры синий и красный, магниты.

Ход  урока.

I.  Организаөионный момент.

У.     – Здравствуйте, ребята. Мне хочется начать наш  урок с загадок. Попробуйте их отгадать. А поможет вам картина. (на доске картина с зимним пейзажем)

                                       Запорошила дорожки,

                                       Разукрасила окошки.

                                       Радость детям подарила

                                       И на санках прокатила.     (зима)

                                                 Он слетает белой стаей

                                                 И сверкает на лету.

                                                 Он звездой прохладной тает

                                                 На ладони и во рту  (снег)

                                       Покрутилась звездочка

                                       В воздухе немножко,

                                       Села и растаяла

                                       На моей ладошке.              (снежинка)

         - Молодцы. Все загадки отгадали.

         - Слова  снег  и снежинка какие?

Д.     – Однокоренные.

У.     – Почему?

Д.     – У них одинаковый корень и смысл.

У.     – А какое явление мы с вами наблюдаем в корнях этих слов?

Д.     – Чередование согласных букв г//ж .

У.     – Молодцы.

У.     – А сейчас посмотрите на доску и сначала прочитайте текст про себя.

         - Теперь прочитаем вслух.

         (Один ученик читает текст вслух)

                                       День морозный,

                                       ветер лютый.

                                       Холода.

                                       Воробьи на крыше мерзнут.

                                       Ох, беда!

                                       Даже озеро

                                       лежит в оковах льда.

                                       И трещат

                                       от стужи сосны,-

                                       вот так да!

                                       Всюду холод,

                                       всюду ветер,

                                       всюду снег.

                                                           Зияя Мансур.

У.     – Какие знакомые орфограммы вы увидели? (Опрос 4 учащихся,  учитель выделяет орфограммы в тексте на доске, дети работают с сигнальными карточками).

         - Молодцы.

У.     – А сейчас открываем учебники и читаем название раздела на стр. 121.

            ( один ученик читает вслух).

У.     – Что вам уже известно?

Д.     – Части слова: приставка, корень, суффикс, окончание.

У.     – Ребята, посмотрите, наш старый знакомый  младший домовой Афанасий нахмурился и  задумался.  Как вы думаете, о чем он задумался?

Д.     – Что такое основа?

  1. Формулирование темы и цели урока.

У.     – Ребята, а как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? И что должны

            узнать?

Д.     – Мы будем продолжать знакомиться с составом слова. И должны узнать, что такое основа.

У.     – Правильно. Молодцы.

  1. Знакомство с новым материалом.

Работа на доске под руководством учителя.

А)   

У.     – Прочитайте.

                       Дет___    рады   зим___.

                       Дет___    радует    зим___.

У.      - Измените слова так, чтобы получилось предложение.

У.      – Прочитайте.

У.      – Объясните смысл каждого предложения? Почему он изменяется?

          - Сравните буквы, которые вы вставили в первом слове, третьем слове.

          - Это однокоренные слова? (дети, детей; зима, зиме)

Д.      – Нет. Это одно и то же слово. Изменилась его роль в предложении.

У.      – Как называется изменяемая часть слова?

Д.      – Окончание.

У.      – Для чего оно служит?

Д.      – Для связи слов в предложении.

У.      – А сейчас проверьте себя и прочитайте первую часть правила на стр.122

 (1 ученик – вслух)

У.      – Правильно. Молодцы.

Физкультминутка.

Б) 

  У.   – Прочитайте слова первой строчки.(один учение читает вслух)

          - Можно ли считать, что здесь записано  предложение?

Д.      – Нет. Слова между собой не связаны.

У.      – Что нужно сделать, чтобы составить из них предложение?

Д.      – Изменить окончания.

У.      – Измените окончания, составьте предложение. Что получилось?

             (учитель «перекидывает» окончания и переставляет слова).

                        Вьюги  наметают  большие  сугробы  снега.

У.      – Запишите это предложение.

У.      – Прочитайте слова на второй строке. (один уч-к читает вслух)

У.      – Достаточно ли изменить только окончания, чтобы получилось предложение?

Д.      – Нет. Надо добавить предлог, который служит для связи слов в предложении.

У.      – Составьте предложение.

                        Легкие  снежинки  кружат  в  воздухе.

           (учитель «перекидывает окончания, переставляет слова, добавляет предлог).

У.      – Запишите предложение.

У.      – Что вы изменяли, чтобы получилось предложение?

Д.      – Окончания.

У.      – Для чего служат окончания?

Д.      – Окончания служат для связи слов в предложении.

У.      – Значит, в слове есть изменяемая часть – окончание, а оставшаяся часть – неизменяемая.  Это основа.

У.      – Выделите окончания слов в записанных предложениях.

             (один ученик работает у доски маркером)

(Учитель открывает правило в стихотворной форме на планшет справа от доски).

                                                           Часть слова, которая изменяется,

                                                           Окончанием называется.

                                                           Остальную же часть слова

                                                           Именуем мы основой.

У.      – Молодцы. Вы выделили окончания. А остальная часть в слове будет основой. (учитель маркером выделяет основу во всех словах данных предложений)

У.      – Выделите основу слов в своих предложениях.

У.      – Прочитайте вопрос под правилом на стр. 122.

          - Кто может ответить?

  1. Первичное закрепление.

    1.     Устная работа.

У.      – К нам в гости пришел лесной житель. Кто это?

             (учитель открывает доску с рисунком ежика).

У.      –С какой просьбой обращается к вам ежик? (дети читают).

          - Как мы должны  исполнить просьбу ежика? (дети отвечают)

У.      – Прочитайте слова и составьте с ними предложения.

          - Скажите, как вы думаете это одно и то же слово или три разных слова)?

Д.      – Одно и то же слово, потому что окончание только изменят слово, но не образует новые слова.

У.      – Как найти в слове окончание?

Д.      – Надо изменить слово.

У.      – Читаем вывод на стр. 123.  в синей рамочке. (1 ученик читает вслух).

Физкультминутка.  – А теперь мысленно перенесемся в лес.

Ели за окном стоят,

В небо синее глядят.  ( руки вверх )

Ветки в стороны торчат (руки вперед).

Белки на ветвях сидят (глубокий присед).

Белки прыгают по елкам,

Собирают белки шишки.

Не пугают их иголки –

Белки ловкие малышки. (прыжки)

Мы под елками сидим

И на белочек глядим.    ( садимся за парты)

  1. Комплексная работа с текстом.

Работа по учебнику. Упр. 179 стр. 124.

А)

У.      – Читаем текст про себя.

          - Прочитайте текст вслух (читает 1 ученик).

          -  Придумайте заголовок.

Д.      -  «Необычные охотники».

У.      – Определите главную мысль текста.

Д.      – Охотниками автор назвал фотографов, которые делали снимки животных.

Б)

У.      – Найдите в тексте одно и то же слово с разными окончаниями.

Д.      -  охотники                                                  зайчишка

              охотников                                               зайчишки

              охотникам                                               с зайчишкой

У.      – Запишите эти слова.

У.      – Выделите в этих словах окончания. (1 ученик работает у доски)

В)

У.      – Найдите  в тексте слова с орфограммами-согласными в корне слова и подберите к ним  проверочные слова.

             Дети отвечают. Остальные работают с сигнальными карточками.

У.       – Запишите слова вместе с проверочными.

           Хрустнула (хруст), ветка (веточка), грустно (грусть), фотоаппарат.

У.      – Графически выделите орфограмму.

Г)

У.      – Прочитайте выделенные слова.

          - Они обозначают одно и то же слово или разные?

Д.      – Разные.

У.      - Как вы думаете почему в тексте употреблены оба эти слова?

Д.      – Чтобы не повторятся.

У.       - Как они называются?

Д.       – Синонимами*.

У.       – Составьте  устно предложения со словами – синонимами в рамке.

                       (* бежать     - быстро передвигаться,

                           мчаться    - очень быстро бежать,

                           нестись    - передвигаться с очень большой скоростью.)

Физкультминутка.

                   - Чтобы глазки быстро бегали по строчкам им нужен отдых.

                      ( дети работают по таблице только глазами, головой не вертят)

Работа по учебнику.  Упр. 180. стр. 125.

У.      - Коллективное чтение. Читаем вслух вместе.

У.      – Самостоятельная работа по вариантам. Списываете четверостишие, вставляя и выделяя  окончания. (1 в. – 1-ое четверостишие, 2 в. – 2-ое четверостишие).

Дети самостоятельно выполняют работу.

У.      – Работы проверяем с помощью сигнальных карточек. (один ученик читает и проговаривает окончания, которые вставил)

Учитель видит и отмечает детей, которые не справились с заданием.

V.     Итог урока.

У.      – Приготовьте сигнальные карточки.

          - Окончание – изменяемая часть слова?

          - Окончание служит для связи слов в предложении?

          - С помощью окончания образуются новые слова?

У.      – Молодцы. Справились с вопросами.

          - Отвечаем устно.

          - Что такое основа слова?

Д.      – Неизменяемая часть слова.

У.      – Приведите примеры.

  1. Задание на дом.

У.      - Выучить правило на стр. 122, 123.

          - Упражнение 1 на стр. 138. (как найти окончание?)      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие об окончании и основе слова

Открытый урок по русскому языку в 3 классе по теме «Понятие об окончании и основе слова». ( Образовательная модель «Школа 2100…»)....

Урок русского языка в 3 классе по теме : «Понятие об окончании и основе слова»

Тип урока: ОНЗОсновные цели: 1) формирование представления о понятиях «окончание», «основа слова»;2)формирование умения находить в словах окончание , выделять основу слова; 3)трениро...

«Понятие об окончании и основе слова»

                                                    ...

Урок "Понятие об окончании и основе слова".

Цель: познакомить учащихся с понятиями об окончании и основе слова, а также их ролью в словообразовании.Задачи:Научить находить в словах окончание и основу, графически обозначать их.Развивать умение а...

Понятие об окончании и основе слова.

Дети знакомятся с частями слова, окончанием и основой...

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе по теме "Понятие об окончании и основе слова"

Цель: ознакомление с окончанием как изменяемой частью слова и его ролью в предложении, с основой слова. Задачи: создавать условия для получения языковых умений и навыков: нахождение в слове ок...

Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме "Понятие об окончании и основе слова".

Конспект  урока по русскому языку  в 3 классе  по теме "Понятие об окончании и основе слова" по программе "Школа 2100"...