Рабочая программа по русскому языку в 4 классе, Иванов С.В.
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему
Рабочая программа и КТП, 4 класс, Иванов С.В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_russ.yaz_._4_ivanov_s.v._.doc | 432.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании МС зам. директора по УВР директор ОУ
протокол № _____ _______________________ № _________
« ___ » ________ 2016 г. « ___» ____________ 2016 г. « ____ » _______ 2016 г.
Рабочая программа
по русскому языку
по учебнику «Русский язык, 4 класс»,
автор. С.В.Иванов
класс 4 класс
учителя: Меркулова Н.А.
учебный год 2016 – 2017
Пояснительная записка
к тематическому планированию
по русскому языку
Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения к результатам освоения младшими школьниками основ начального курса по русскому языку на основе УМК «Начальная школа ХХI века» под руководством члена-корреспондента РАО профессора Н.Ф.Виноградовой.
Учебный предмет «Русский язык» реализует основную цель обучения:
- формирование у учащихся начальной школы познавательной мотивации к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и знакомство с основами научного описания родного языка;
- ознакомление учеников с основами лингвистических знаний: фонетика, графика и орфоэпия, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис) русского языка; формирование навыков грамотного, безошибочного письма; совершенствование коммуникативных умений учащихся в условиях устного и письменного общения.
Социокультурная цель изучения русского языка достигается решением задач развития устной и письменной речи учащихся и формирования у них основ грамотного, безошибочного письма.
Научно-исследовательская цель реализуется в процессе ознакомления учащихся с основными положениями науки о языке.
Программа ориентирована на использование:
- Русский язык. 4 класс. Учебник (в 2-х частях). Автор. С.В.Иванов. Москва. «Вентана-Граф». 2009 год.
- Русский язык. Рабочая тетрадь (в 2-х частях). Автор. М.И.Кузнецова. Москва. «Вентана-Граф». 2011год.
- Учусь писать без ошибок. Рабочая тетрадь. Автор. М.И.Кузнецова. Москва. «Вентана-Граф». 2011год.
Предпочтительная форма организации – урок. Преобладающей формой текущего контроля УУД и промежуточной аттестацией учащихся являются: диктант, контрольная работа, тест, списывание.
Требования к уровню подготовки учащихся
№ п/п | Разделы учебного курса | Компетенции |
1. | Повторение (развитие речи). | Предметные компетенции: - умение создавать текст письма; анализировать ошибочные варианты текстов, исправлять ошибки. Личностная компетенция: - проявление интереса к предметно-практической деятельности. Метапредметная компетенция: - умение осуществлять анализ выполненной работы. Коммуникативная компетенция: - умение проявлять инициативу в фронтальных опросах. |
2. | Фонетика и словообразование. (Как устроен наш язык). | Предметные компетенции: - умение анализировать и характеризовать звуки речи, различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твёрдые и мягкие, согласные звонкие и глухие, делить слова на слоги, выделять ударный звук. Личностная компетенция: - ориентация на понимание предложений и оценок учителя. Метапредметная компетенция: - умение принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативная компетенция: - умение строить понятные для одноклассников высказывания. |
3. | Повторение орфографии Правописание. | Предметные компетенции: - умение указывать виды орфограмм, называть способы проверки, расположение орфограмм в слове, проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова, правописание слов. Личностная компетенция: - понимание причин успеха в учёбе Метапредметная компетенция: - умение сравнивать между собой работы, выделяя существенные ошибки. Коммуникативная компетенция: - умение воспринимать другое мнение и позицию. |
4. | Морфология. (Как устроен наш язык). | Предметные компетенции: - умение различать имена существительные мужского, женского, среднего рода; 1,2,3-го склонений; характеризовать имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, наречие, числительное как часть речи. Личностная компетенция: -проявление интереса к предметно-практической деятельности, предложенной в учебнике. Метапредметная компетенция: - умение осуществлять анализ выполненной работы. Коммуникативная компетенция: - умение проявлять инициативу в дискуссиях по данной теме. |
5.
| Окончание имён существительных и имён прилагательных. (Правописание). | Предметные компетенции: - умение применять изученные правила написаний окончаний имен существительных 1,2,3-го склонений. Личностная компетенция: -развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности. Метапредметная компетенция: - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативная компетенция: - умение воспринимать другое мнение и позицию. |
6. | Текст. (Развитие речи). | Предметные компетенции: - умение без ошибок списывать несложный текст объёмом 70-90слов; выделять в тексте тему, основную мысль; подбирать заголовки к текстам; находить признаки текста-рассуждения; различать текст, тип текста; выделять основную мысль текста Личностная компетенция: - ориентация на понимание предложений и оценок учителя. Метапредметная компетенция: - умение принимать установленные правила в планировании и контроле способа выполнения данного задания. Коммуникативная компетенция: -овладение способами совместной деятельности в группе. |
7. | Приставка. (Правописание). | Предметная компетенция: - умение применять правила написания приставок. Личностная компетенция: - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. Метапредметная компетенция: - умение проговаривать свои действия после завершения работы. Коммуникативная компетенция: - умение находить компромиссы. |
8. | Твердые и мягкие знаки. (Правописание). | Предметная компетенция: - умение применять правила написания разделительных ь и ъ знаков. Личностная компетенция: - проявление интереса к предметно-практической деятельности. Метапредметная компетенция: - умение принимать установленные правила в планировании и контроле способа выполнения данного задания. Коммуникативная компетенция: - умение строить понятные для одноклассников высказывания. |
9. | Синтаксис. Простое предложение. (Как устроен наш язык). | Предметные компетенции: - умение различать и выделять главные и второстепенные члены простого предложения; характеризовать предложения по цели высказывания, по интонации и структуре. Личностная компетенция: - ориентация на понимание предложений и оценок учителя. Метапредметная компетенция: - умение ориентироваться на возможное разнообразие способов выполнения задания. Коммуникативная компетенция: - умение показывать стойкость перед трудностями. |
10. | Предложение с однородными членами. (Правописание). | Предметные компетенции: - умение применять правила постановки запятой между однородными членами предложения, правила постановки знаков препинания в предложениях с обобщающими словами. Личностная компетенция: - понимание причин успеха в учёбе. Метапредметная компетенция: - умение принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативная компетенция: - умение пользоваться новыми технологиями информации и коммуникации. |
11.
| Правописание глаголов. (Правописание). | Предметные компетенции: - умение применять правила написания приставок в глаголах; сравнивать слова с предлогами и слова с приставками применять правила написания ь после шипящих в глаголах и глагольных формах; применять правила написания –ться и –тся в глаголах. Личностная компетенция: - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. Метапредметная компетенция: - умение осуществлять анализ выполненной работы. Коммуникативная компетенция: - умение воспринимать другое мнение и позицию. |
12. | Правописание наречий. (Правописание). | Предметные компетенции: - умение применять правила написания гласных а-о на конце наречий; объяснять, от чего зависит написание этих букв; применять правила написания наречий на шипящую, выделять общее и различное в группе слов. Личностная компетенция: -проявление интереса к предметно-практической деятельности, предложенной в учебнике. Метапредметная компетенция: - умение проговаривать свои действия после завершения работы. Коммуникативная компетенция: - овладение разными видами речевой деятельности. |
13. | Правописание числительных. (Правописание). | Предметные компетенции: - умение называть и записывать числительные, употреблять названия месяцев в сочетании с числительными в косвенных падежах. Личностная компетенция: - ориентация на понимание предложений и оценок одноклассников. Метапредметная компетенция: - умение осуществлять анализ выполненной работы. Коммуникативная компетенция: - умение строить понятные для одноклассников высказывания. |
14. | Правописание мягкого знака (Правописание). | Предметные компетенции: - умение применять правила написания мягкого знака в словах разных частей речи, группировать слова в зависимости от её орфограммы. Личностная компетенция: - понимание причин успеха в учёбе. Метапредметная компетенция: - умение ставить цель и организовать её достижение. Коммуникативная компетенция: - умение проявлять инициативу в фронтальных опросах. |
15. | Синтаксис. Словосочетание. (Как устроен наш язык). | Предметные компетенции: - умение распознавать понятие словосочетание; различать слово, словосочетание и предложение, находить и выписывать словосочетания из предложений, определять главное и зависимое слово. Личностная компетенция: - проявление интереса к предметно-практической деятельности. Метапредметная компетенция: - умение пояснить свою цель. Коммуникативная компетенция: - умение проявлять инициативу в фронтальных опросах. |
16. | Синтаксис. Сложное предложение. (Как устроен наш язык) | Предметные компетенции: - умение давать определение понятия сложное предложение, сложносочиненное и сложноподчиненное предложения; различать связь частей сложноподчиненного предложения. Личностная компетенция: - ориентация на понимание предложений и оценок учителя. Метапредметная компетенция: - умение ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы. Коммуникативная компетенция: - умение воспринимать другое мнение и позицию. |
17. | Знаки препинания в сложном предложении. (Правописание) | Предметные компетенции: - умение применять правило расстановки знаков препинания в сложном предложении; различает связь частей сложноподчиненного предложения. Личностная компетенция: - понимание причин успеха в учёбе. Метапредметная компетенция: - умение описывать результаты, формулировать выводы. Коммуникативная компетенция: - умение осваивать способы взаимодействия с окружающими событиями и людьми. |
Содержание программы учебного курса
4 класс (5 ч в неделю; 170 часов)
Раздел 1. «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (51 ч)
1.1. Фонетика и графика. Орфоэпия (1 ч)
Повторение изученного на основе фонетического разбора слова.
Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
1.2. Состав слова (морфемика) (1 ч)
Повторение изученного на основе разбора слова по составу и словообразовательного анализа.
1.3. Морфология.(33ч) Повторение основных признаков имени существительного и имени прилагательного на основе морфологического разбора. (6 ч)
Глагол: общее значение, глагольные вопросы. Начальная форма глагола. Глаголы совершенного и несовершенного видов. Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время глаголов. Наклонение глаголов. Личные формы глагола. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов. Изменение глаголов по родам в прошедшем времени. Словообразование глаголов. Глагол в предложении. (19 ч)
Наречие: значение и употребление в речи. Морфологический разбор наречий. (5 ч)
Имя числительное: общее значение. (3 ч)
1.4. Синтаксис (16ч)
Синтаксический анализ простого предложения.(4 ч)
Словосочетание: различение слова, словосочетания и предложения. Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в словосочетании. Связи слов в словосочетании. (7 ч)
Различение простых и сложных предложений. (5 ч)
Раздел 2. «Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (52 ч)
Повторение правил правописания, изученных во 1, 2, 3-ем классах.
Формирование орфографической зоркости, речевого слуха, навыков письма: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.
Ознакомление с правилами правописания и их применение:
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой);
- не с глаголами;
- мягкий знак после шипящих на конце глаголов;
- мягкий знак в глаголах в сочетании –ться;
- безударные личные окончания глаголов;
- суффиксы глаголов –ива/-ыва, -ова/-ева;
- гласные в окончаниях глаголов прошедшего времени;
- буквы а, о на конце наречий;
- мягкий знак на конце наречий;
- слитное и раздельное написание числительных;
- мягкий знак в именах числительных;
- запятая между частями сложного предложения (простейшие случаи).
Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов
.
Раздел 3. «Развитие речи» (29 ч)
3.1. Устная речь
Адекватное использование речевых средств для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Формулировка и аргументирование собственного мнения и позиции в диалоге и дискуссии. Умение договариваться, приходить к общему решению, осуществлять взаимный контроль, оказывать необходимую взаимопомощь в сотрудничестве при проведении парной и групповой работы. Соблюдение норм речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
3.2. Письменная речь
Знакомство с основными видами сочинений и изложений: изложения подробные, сжатые, выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-рассуждения, сочинения-описания (без заучивания учащимися определений). Пересказ текста (изложение) от другого лица.
Продолжение работы над правильностью, точностью, богатством и выразительностью письменной речи в процессе написания изложений и сочинений. Озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.
Корректирование текстов, в которых допущены нарушения норм письменной речи.
Раздел 4. Резервные уроки (32 ч)
Контрольные уроки, повторение
Учебно – тематическое планирование
по русскому языку
Планирование составлено на основе УМК «Начальная школа XXI века»
Учебник:
Русский язык, 4 класс (1 – 2 части). Авторы: Иванов, С. В.,Евдокимова, А. О.,Кузнецова, М. И., М.: Вентана-Граф, 2011 год
Рабочие тетради:
Пишем грамотно, 4 класс, №1, №2.Автор: Кузнецова, М. И., 20011 год; М.: Вентана-Граф, 2011год
Коррекционно-развивающая тетрадь:
Учусь писать без ошибок. Автор: Кузнецова, М. И., 2011 год; М.: Вентана-Граф, 2009год
Методические пособия:
«Русский язык. Комментарии к урокам» 4 класс. Авторы: Иванов С.В., Кузнецова М.И. М.: Вентана-Граф, 2009год
«Контрольные работы, тесты, диктант, изложения» Авторы: Романова В.Ю., Петленко Л.В. М.: Вентана-Граф, 2009год
«Беседы с учителем. Методика обучения» под редакцией Журовой Л.Е. М.: Вентана-Граф, 2007год
Учебно - тематический план уроков русского языка
№ ур. | Название разделов | Тема урока | Содержание урока | Компетенции учащихся | Виды контроля | Д/задание |
1 | Развитие речи. | Пишем письма. | Понятие «письмо», текст. Работа с текстом. | Ученик… умеет создавать текст письма; | Текущий | упр. 4, с.9 |
2 | Фонетика и словообразование (Как устроен наш язык) | Повторяем фонетику и словообразование. | Классификация, анализ и исправление ошибок в фонетическом разборе. | анализирует и характеризует звуки речи; делит слова на слоги, выделяет ударный звук. | Текущий | упр. 3, с. 6 |
3 | Орфография. Правописание | Вспоминаем изученные орфограммы. | Орфограмма, виды орфограмм, способы проверки. Расположение орфограмм в слове. Проверяемые и непроверяемые гласные в корне | указывает виды орфограмм называет способы проверки, расположение орфограмм в слове, проверяемые и непроверяемые гласные в корне | Текущий | упр. 5, с. 9 |
4 | Отработка орфографических правил, изученных во 2-3 классах. | Текущий | упр. 6, с. 12 | |||
5 | Развитие речи. | Пишем письма. | Письмо как текст. Совершенствование речевых умений | создает текст письма, анализирует ошибочные варианты текстов, исправляет ошибки; | Текущий | упр. 2, с. 13 |
6 | Морфология. Имя существительное. (Как устроен наш язык) | Повторяем признаки имени существительного | Род имен существительных; имена существительные 1,2 и 3-го склонений. | различает имена существительные мужского, женского, среднего рода; 1,2,3-го склонений; | Текущий | упр. 5, с. 15 |
7 | Входной диктант | тематический | Повторить правила | |||
8 | Окончание существительных. (Правописание) | Работа над ошибками. Повторяем правописание окончаний имен существительных 1-го склонения | Правописание безударных окончаний имен существительных 1,2,3-го склонений | применяет изученные правила написаний окончаний имен существительных 1,2,3-го склонений | Текущий | упр. 2, с.17 |
9 | Повторяем правописание окончаний имен существительных 2-го склонения | Текущий | упр. 4, с.20 | |||
10 | Повторяем правописание окончаний имен существительных 3-го склонения | Текущий | упр. 3, с.22 | |||
11 | Письмо. (Развитие речи) | Пишем письма. | Письмо, текст. Написание писем. Корректирование текста. Запись исправленного текста. | распознаёт признаки текста; создаёт текст письма; | Текущий | упр.6,с.10. |
12 | Морфология. Имя существительное. (Как устроен наш язык) | Морфологический разбор имени существительного. | Характеристика слова как части речи. Одушевлённость и неодушевлённость существительных. | характеризует имя существительное как часть речи; различает одушевлённые неодушевлённые имена существительные; | Текущий | упр.1,с.24. |
13 | Характеристика слова как части речи. | Текущий | упр.4, с.28. | |||
14 | Окончание имён существительных. (Правописание) | Правописание безударных падежных окончаний существительных. | Безударные окончания имён существительных 1,2,3-го склонений. Классификация, доказательство выбора буквы для записи безударных окончаний. | применяет изученные правила написания окончаний имён существительных 1,2,3-го склонений; | Текущий | упр.2, с.30. |
15 | Текст. (Развитие речи) | Работа с текстом. Списывание. | Текст, главная мысль, заголовок. Работа с текстом – рассуждением. Подбор заголовков. Нахождение признаков текста-рассуждения. Списывание текста по вариантам. | использует предметные компетенции в практической деятельности, | Тематический | упр.8,с.11 |
16 | Морфология. Имя прилагательное. (Как устроен наш язык) | Проверяем признаки имени прилагательного. | Признаки имени прилагательного как части речи. Род, число и падеж имён прилагательных. | определяет род, число и падеж имён прилагательных; характеризует имя прилагательное как часть речи (значение и морфологические признаки); | Текущий | упр.16,с.13 |
17 | Окончание имён прилагательных. (Правописание). | Орфограммы в окончаниях имён прилагательных. | Безударные окончания имён прилагательных. Выделение, дописывание окончаний прилагательных/ | применяет изученные правила написания окончаний имён прилагательных; | Текущий | упр.6,с.38 |
18 | Морфология. Имя прилагательное. (Как устроен наш язык). | Морфологический разбор имени прилагательного. | Морфологический разбор имени прилагательного. | характеризует имя прилагательное как часть речи (значение и морфологические признаки); | Текущий | упр.4,с.41 |
19 | Фонетика, словообразование, самостоятельная работа. | Фонетика, словообразование, морфология; морфологический разбор имён существительных и прилагательных. | использует предметные компетенции в практической деятельности, | Текущий | Повторить правила | |
20 | Текст. (Развитие речи). | Работа над ошибками. Типы текстов. | Текст. Заголовок, основная мысль текста. Подбор заголовков, составление плана, узнавание типа текста. | различает текст, тип текста; выделяет основную мысль текста, подбирает заголовки, составляет план; | Текущий | упр.17,с.13 |
21 | Орфограммы в словах. (Правописание.) (2ч.) | Буквы о-ё после шипящих и ц. | Написание букв о-ё после шипящих и ц. Классификация слов с буквами о-ё,. | применяет правила написания о-ё после шипящих и ц, | Текущий | упр. 3, с. 17 |
22 | Повторяем орфограмму «Мягкий знак на конце слов после шипящих». | Мягкий знак в конце слов после шипящих. Распределение слов по группам и запись в таблицу с ь и без ь. | применяет правило написания ь после шипящих на конце имен существительных; | Текущий | упр. 3, с.45 | |
23 | Морфология. Местоимение. (Как устроен нам язык). | Повторяем местоимение. | Общее представление о местоимении. | различает местоимение как часть речи; употребляет местоимения в речи; | Текущий | упр. 3, с. 47 |
24 | Приставка. (Правописание). | Орфограммы в приставках. | Гласные и согласные в неизменяемых при письме приставках | применяет правила написания приставок; | Текущий | упр. 4, с. 49 |
25 | Твердые и мягкие знаки. (Правописание). | Разделительный ъ и разделительный ь знаки. | Разделительные ъ и ь знаки. Слова с ь и ъ и соответствующие схемы. | применяет правила написания разделительных ь и ъ знаков; | Текущий | упр. 4, с. 51 |
26 | Работа над изложением. (Развитие речи). | Обучающее (подробное) изложение. | Работа с текстом. Анализ, исправление ошибок и пересказ текста. | подбирает заголовок к данному тексту, письменно пересказывает текст-повествование) | Текущий | Повторить правила |
27 | Синтаксис. Простое предложение. (Как устроен наш язык) | Разбор по членам предложения. Словарный диктант. | Синтаксический разбор простого предложения. Алгоритм разбора простого предложения по членам. | различает и выделяет главные и второстепенные члены простого предложения; | Текущий | упр. 2, с. 55 |
28 | Синтаксический разбор предложения. | Анализ и исправление ошибок в разборе предложения по членам. | характеризует предложения по цели высказывания; интонации; наличию второстепенных членов; | Текущий | упр. 4, с. 58 | |
29 | Определение цел высказывания предложения и его интонации. | Текущий | упр. 4, с. 60 | |||
30 | Предложение с однородными членами. (Правописание) | Знаки препинания при однородных членах предложения. | Нахождение однородных членов предложения. Однородные члены предложения, интонация перечисления, знаки препинания в предложениях с однородными членами. | применяет правила постановки запятой между однородными членами предложения, правила постановки знаков препинания в предложениях с обобщающими словами; | Текущий | упр. 4, с. 64 |
31 | Нахождение однородных членов предложения. | Текущий | упр. 3, с. 67 | |||
32 | Синтаксис. Простое предложение. (Как устроен наш язык) | Синтаксический разбор предложения. | Разбор предложений по членам предложения. | характеризует предложения по цели высказывания, по интонации и структуре; | Текущий | упр.2 , с. 68 |
33 | Текст. (Развитие речи). | Деление текста на абзацы. | Текст, план и заголовок текста. Восстановление последовательности абзацев, подбор заголовков, составление текста плана. | выделяет основную мысль текста, подбирает к нему заголовок, устраняет ошибки; | Текущий | упр. 32, с. 19-20 |
34 | Морфология. Глагол. (Как устроен наш язык) | Глагол как часть речи. | Глагол, значение и употребление. Определение рода и числа у глаголов. Наблюдение над языковым материалом. | характеризует глагол как часть речи, определяет род и число у глаголов; | Текущий | упр. 2, с. 72 |
35 | Значение глагола | упр. 4, с. 77 | ||||
36 | Правописание глаголов. (Правописание) | Правописание приставок в глаголах. | Правописание приставок. Сравнение слов с предлогами и слов с приставками. | применяет правила написания приставок в глаголах; сравнивает слова с предлогами и слова с приставками; | Текущий | упр. 5, с. 79 |
37 | Правописание частицы не с глаголами | Правописание не с глаголами. Выведение правила. Обсуждение исключений. | применяет правила написания не с глаголами; | Текущий | упр. 4, с. 83 | |
38 | Контрольный диктант за 1 четверть | Морфологический разбор имени существительного и имени прилагательного; местоимение; разбор по членам предложения; синтаксический анализ предложения | использует предметные компетенции в практической деятельности, | Итоговый | ||
39 | Работа над изложением. (Развитие речи). | Работа над ошибками Обучающее выборочное изложение | Изложение текста, заголовок, план текста. Запись по памяти части текста. | подбирает заголовок к тексту; составляет план и письменно пересказывает текст | Текущий | повт.правила |
40 | Морфология. Глагол. (Как устроен наш язык) | Вид глагола. | Несовершенный и совершенный виды глаголов. | формулирует понятие вид глагола; определяет вид глаголов, исправляет ошибки в классификации; | Текущий | упр. 4, с. 86 |
41 | Морфология. Глагол. (Как устроен наш язык) | Начальная форма глагола. | Формы глагола. Устранение ошибок в выделении основ глаголов суффиксами -ть-, -ти | формулирует понятие начальная форма глагола; выделяет основы глаголов; | Текущий | упр. 4, с. 89 |
42 | Личные формы глагола. | Распределение глаголов по группам. Соотнесение глаголов с личными местоимениями | формулирует понятие личные формы глагола; распределяет глаголы по группам, соотносит глаголы с личными местоимениями; | Текущий | упр.5, с. 91 | |
43 | Изменение глагола по лицам. | Текущий | упр. 4, с. 93 | |||
44 | Правописание глаголов. (Правописание) | Мягкий знак после шипящих в глаголах | Правописание глаголов 2-го лица единственного числа. Классификация глаголов с Ь. | применяет правила написания ь после шипящих в глаголах и глагольных формах; | Текущий | упр. 5, с. 96 |
45 | Правописание глаголов 2-го лица единственного числа. | Текущий | упр. 4, с. 97 | |||
46 | Правописание глаголов. (Правописание) | Правописание –ться и –тся в глаголах. | Правописание глаголов начальной и личной формы. Выведение правила. Классификация, перевод транскрипции в буквенную запись (слова с ца). Написание диктанта по теме «Мягкий знак после шипящих в глаголах, -тся и –ться в глаголах» | применяет правила написания –ться и –тся в глаголах; классифицирует, переводит транскрипцию в буквенную запись (слова с ца); использует предметные компетенции в практической деятельности | Текущий | упр. 2, с. 101 |
47 | Правописание глаголов начальной и личной формы. | Текущий | упр. 5, с. 104 | |||
48 | Диктант по теме: «Мягкий знак после шипящих в глаголах» | Тематический | Повторить правила | |||
49 | Текст. (Развитие речи ).. | Работа над ошибками. Сочинение – описание «Белка». | Написание текста (описание, повествование). | создаёт текст – описание; , | Текущий | упр.36,с.22 |
50 | Текст. (Развитие речи) | Связь абзацев в тексте. | Изложение текста, заголовок и план текста. Работа над выразительностью письменной речи. Обсуждение связи абзацев в тексте. | составляет план, озаглавливает и письменно пересказывает текст; воспроизводит признаки текста; | Текущий | упр. 72, с. 42 |
51 | Морфология. Глагол. (Как устроен наш язык) | Спряжение глаголов. | Наблюдение над окончаниями личных форм глагола. Формулирование выводов. Определение спряжения глаголов с ударными и безударными личными окончаниями. Глаголы I и II спряжения, глаголы исключения. | владеет практическим способом определения спряжения глаголов, распределяет глаголы по спряжениям; | Текущий | упр. 4, с. 107 |
52 | Определение спряжения глаголов с ударными и безударными личными окончаниями. | Текущий | упр. 4, с. 110 | |||
53 | Глаголы I и II спряжения, глаголы исключения. | Текущий | упр. 4, с. 112 | |||
54 | Правописание глаголов. (Правописание) | Отработка орфографических правил написания глаголов. | Правописание глаголов начальной формы, не с глаголами. | применяет правила написания глаголов начальной формы, не с глаголами; | Текущий | упр. 5, с. 114 |
55 | Текст. (Развитие речи). | Знакомство со средствами художественной выразительности. | Текст (сочинение). Построение текста. Приём противопоставления. | создаёт небольшой текст по заданной тематики; | Текущий | упр. 74, с. 4 |
56 | Правописание глаголов (Правописание) | Правописание безударных личных окончаний глаголов, словарный диктант. | Безударные окончания глаголов. Определение спряжения глаголов с безударным личным окончанием. Работа с глаголами – исключениями. Списывание текста. | применяет правила написания безударных личных окончаний глаголов (I и II спряжения); определяет спряжение глаголов с безударным личным окончанием; | Текущий | упр. 5, с. 119 |
57 | Безударные окончания глаголов. | Текущий | упр. 2, с. 120 | |||
58 | Определение спряжения глаголов с безударным личным окончанием. | Текущий | упр. 2, с. 122 | |||
59 | Работа с глаголами – исключениями | Текущий | упр. 6, с. 124 | |||
60 | Правописание. | Глаголы-исключения | Текущий | Повторить правила | ||
61 | Текст. (Развитие речи). | Работа над ошибками. Текст. | Текст. Значение слова. Приём построения текста. | находит языковые средства, делающие текст выразительным; | Текущий | упр. 77, с. 44 |
62 | Морфология. Глагол. (Как устроен наш язык) | Правописание личных окончаний глаголов. | Определение спряжения, лица, числа глаголов. Правописание глаголов. Поиск глаголов в форме настоящего времени, определение признаков глаголов. | распознаёт глаголы-исключения; определяет спряжение, лицо, число глаголов; изменяет глаголы по временам, определяет признаки глаголов; | Текущий | упр. 4, с. 128 |
63 | Спряжение, лицо, число глаголов | Текущий | упр. 4, с. 130 | |||
64 | Правописание глаголов. | Текущий | упр. 5, с. 132 | |||
65 | Настоящее время глагола. | Текущий | упр. 2с. 135 | |||
66 | Правописание глаголов. (Правописание). | Правописание суффиксов глаголов. | Выведение правила. Замена звуковой записи на буквенную | применяет правила написания суффиксов глаголов; | Текущий | упр. 2, с. 137 |
67 | Морфология глагол (Как устроен наш язык) (2ч). | Прошедшее время глагола. Словарный диктант. | Времена глаголов, прошедшее время. Нахождение глаголов прошедшего времени, их написание. | определяет глаголы прошедшего времени, их написание. | Текущий | упр. 4, с. 140 |
68 | Нахождение глаголов прошедшего времени. | Текущий | упр. 4, с. 142-143 | |||
69 | Работа над изложением. (Развитие речи). | Обучающее изложение с элементами сочинения. | Изложение текста, заголовок и план текста. Самостоятельное написание заголовка. Создание окончания текста. | письменно пересказывает текст; | Текущий | упр. 81, с. 47 |
70 | Правописание глаголов. (Правописание). | Правописание суффиксов глаголов. | Правописание суффиксов глаголов, группировка, подбор глагольных форм. | применяет правила написания суффиксов в глаголах; | Текущий | упр. 2, с. 146 |
71 | Повторение. | Синтаксический разбор предложения, глагол, морфологический разбор им. сущ. и им. прил. | использует предметные компетенции в практической деятельности, | Текущий | упр. 87, с. 51 | |
72 | Итоговый тест за первое полугодие | Синтаксический разбор предложения, глагол, морфологический разбор им. сущ. и им. прил. | использует предметные компетенции в практической деятельности, | Итоговый | Повторить правила | |
73 | Морфология. Глагол. (Как устроен наш язык). | Анализ и работа над ошибками. Будущее время глагола. | Выполнение работы над ошибками Времена глаголов, будущего время. Нахождение глаголов будущего времени, их написание. | различает глаголы будущего времени, находит их в тексте; | Текущий | упр. 2, с. 5 |
74 | Правописание глаголов (Правописание). | Правописание суффиксов глаголов. | Группировка глаголов. Правописание суффиксов глаголов. Проводит орфографический комментарий текста. | проводит орфографический комментарий; применяет правила написания суффиксов в глаголах; | Текущий | упр. 4, с.8 |
75 | Морфология. Глагол. (Как устроен наш язык). | Изменение глаголов по временам. | Образование глагольных форм, формулирование и сравнение выводов. Время глагола, изменение глаголов по временам. | различает время глагола; изменяет глаголы по временам; | Текущий | упр.3, с.10 |
76 | Контрольный диктант | Правописание слов. Написание текста. Совершенствование навыка написания под диктовку. | использует предметные компетенции в практической деятельности, | Итоговый | Повторить правила | |
77 | Текст. (Развитие речи). | План текста. | Изложение текста. Заголовок и план текста. | письменно пересказывает текст с элементами сочинения (Обучающее изложение); | Текущий | упр.89, с.52 |
78 | Морфология. Глагол. (Как устроен наш язык) | Анализ и работа над ошибками. Изъявительное наклонение глагола | Введение понятий: изъявительное, повелительное и условное наклонение глагола. Наклонение – грамматический признак глагола. | распознаёт наклонение глагола, определяет форму изъявительного и условного наклонения; | Текущий | упр.4, с.14 |
79 | Условное наклонение. | Текущий | упр.5, с.17 | |||
80 | Правописание глаголов. (Правописание) | Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени. | Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени, их выделение при записи. | применяет правила написания окончаний глаголов в прошедшем времени, выделяет окончания; | Текущий | упр.3, с. 19 |
81 | Правописание глаголов. (Правописание) | Выделение окончаний глаголов прошедшего времени. | Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени, их выделение при записи. | применяет правила написания окончаний глаголов в прошедшем времени, выделяет окончания; | Текущий | упр.2,с.22 |
82 | Текст. (Развитие речи). | Работа с текстом. | Текст. Составление плана для продолжения рассказа, написание рассказа. | перечисляет признаки текста; создаёт текст-рассказ; составляет план; | Текущий | упр.69,с.40 |
83 | Морфология. Глагол. (Как устроен наш язык) | Повелительное наклонение глагола. | Изменение глаголов в форме повелительного наклонения по числам. Поиск глаголов, выражающих совет, просьбу, приказ. | кратко излагает понятия наклонение глагола, повелительное наклонение; различает наклонения глагола; образует форму глаголов повелительного наклонения; | Текущий | упр.4,с.26 |
84 | Глагол, повелительное наклонение. | Текущий | упр.4,с.28-29 | |||
85 | Глагол. (Как устроен наш язык). | Образование глаголов от других частей речи. | Глагол, способы образования глаголов. | различает способы образования глаголов; | Текущий | упр.4,с.30 |
86 | Текст. (Развитие речи). | Работа с текстом. Обучающее сочинение – повествование | Текст. Заголовок, план, написание текста. | называет признаки текста; создаёт небольшой текст на заданную тему и записывает его; | Текущий | упр.71,с.41 |
87 | Глагол. (Как устроен наш язык) | Глагол в предложении. | Глагол, значение и употребление в речи. Написание глаголов в предложении и в словосочетании. | определяет значение глагола в предложении; | Текущий | упр.4,с.34 |
88 | Синтаксическая функция глагола. | Текущий | упр.3,с.36 | |||
89 | Правописание глаголов. (Правописание) | Правописание глаголов. | Правописание глаголов. Алгоритм применения изученных правил. Группировка слов в зависимости от правил написания. | распознаёт изученные орфограммы, связанные с написанием глаголов; формулирует и применяет правила написания глаголов; | Текущий | упр.5,с.38-39 |
90 | Группировка слов в зависимости от правил написания. | Текущий | упр.4,с.41 | |||
91 | Текст. (Развитие речи). | Работа над правильностью и точностью письменной речи. | Текст, текст-диалог. Составление текста, в основе которого лежит диалог, оформление его на письме. | распознаёт признаки текста; практически владеет диалогической речью, исправляет ошибки в предложениях; | Текущий | упр.73,с.42-43 |
92 | Правописание. | Диктант по теме «Окончание глаголов в прошедшем времени» | Окончание глаголов в прошедшем времени, суффиксы глаголов, безударные личные окончания глаголов | использует предметные компетенции в практической деятельности, | Тематический | Повторить правила |
93 | Текст. (Развитие речи). | Анализ и работа над ошибками. Учимся писать краткое изложение. | Текст, изложение, краткое изложение текста. Запись основного содержания текста. | называет признаки текста; практически владеет диалогической речью, исправляет ошибки в предложениях | Текущий | упр.80,с.46 |
94 | Морфология. Глагол. (Как устроен наш язык) | Морфологический разбор глагола. | Порядок морфологического разбора существительного, прилагательного, глагола. | характеризует глагол как часть речи (значение и морфологические признаки); | Текущий | упр.3,с.46 |
95 | Алгоритм морфологического разбора глагола. | Текущий | упр.109,с.66 | |||
96 | Текст. (Развитие речи). | Учимся писать краткое изложение. | Краткое изложение текста. Запись основного содержания текста. | называет признаки текста; практически владеет диалогической речью, исправляет ошибки в предложениях | Текущий | упр.110,с.66-67 |
97 | Тест по теме «Глагол» | Окончание глаголов в прошедшем времени, суффиксы глаголов, безударные личные окончания глаголов. | использует предметные компетенции в практической деятельности, | Тематический | Повторить правила | |
98 | Морфология. Наречие. (Как устроен наш язык) | Анализ и работа над ошибками. Наречие. | Наречие как часть речи. Морфологические признаки наречия, его синтаксическая функция. Образование наречий. Упражнение в образовании наречий. | различает наречие как часть речи; находит наречия в тексте по вопросам: где? когда? куда? как?; характеризует наречие как неизменяемую часть речи. Различает способы образования наречий; | Текущий | упр.4,с.54 |
99 | Значение наречий. | Текущий | упр.3,с.56 | |||
100 | Наречие – как часть речи. | Текущий | упр.3,с.59 | |||
101 | Образование наречий. | Текущий | упр.4,с.61 | |||
102 | Правописание наречий. (Правописание) | Правописание гласных на конце наречий. | Правописание наречий с гласными а-о на конце. Наречия-исключения. | применяет правила написания гласных а-о на конце наречий; объясняет, от чего зависит написание этих букв; | Текущий | упр.5,с.63 |
103 | Наречия-исключения. | Текущий | упр.4,с.64 | |||
104 | Текст. (Развитие речи). | Учимся писать сочинение. | Чтение текста, озаглавливание, составление плана. | создаёт текст (сочинение) на заданную тему, озаглавливает и записывает его | Текущий | упр.100,с.59 |
105 | Морфология. Наречие. (Как устроен наш язык). | Морфологический разбор наречий. | Морфологический разбор наречий, его особенности. Образование наречий от данных слов. Нахождение в тексте словосочетаний с наречиями. | распознаёт особенности морфологического разбора наречий; характеризует наречие как часть речи; | Текущий | упр.3,с.67 |
106 | Правописание наречий (Правописание) | Учимся писать наречие на шипящую. | Правописание наречий на шипящую. Ознакомление с правилом написания мягкого знака на конце наречий после шипящих. | применяет правила написания наречий на шипящую, выделяет общее и различное в группе слов. | Текущий | упр.2,с.69 |
107 | Мягкий знак на конце наречий после шипящих. | Текущий | упр.2,с.72 | |||
108 | Правописание наречий. Тест. | Текущий | упр.4,с.74 | |||
109 | Текст. (Развитие речи). | Изложение повествовательного текста. | Текст. Признаки текста. Работа над совершенствованием умений использовать образные слова и выражения, последовательно излагать мысли на письме. | использует средства языка в речи с в соответствии с условиями общения; использует предметные компетенции в практической деятельности, | Текущий | Повторить правила |
110 | Морфология. Имя числительное. (Как устроен наш язык) | Работа над ошибками. | Имя числительное. Запись числа словами. Понятие о порядковых и количественных числительных | распознаёт понятия порядковые числительные; различает имя числительное как часть речи, записывает числа словами. | Текущий | упр.4,с.78-79 |
111 | Порядковое и количественное числительное. | Текущий | упр.3,с.80 | |||
112 | Текст. (Развитие речи). | Работа с текстом. Списывание. | Текст. Признаки текста. Работа над совершенствованием умений использовать образные слова и выражения, последовательно излагать мысли на письме. | использует средства языка в речи в соответствии с условиями общения; | Текущий | упр.99,с.58-59 |
113 | Морфология. Имя числительное. (Как устроен наш язык). | Изменение имён числительных. | Имя числительное, склонение числительных. | изменяет имена числительные по родам, числам; | Текущий | упр.3,с.85 |
114 | Правописание числительных. (Правописание) | Слитное и раздельное написание числительных. | Правописание сложных, простых и составных числительных. Написание мягкого знака в числительных в середине или на конце слова. Правописание мягкого знака в именах числительных | называет и записывает числительные, употребляет названия месяцев в сочетании с числительными в косвенных падежах; применяет правила слитного и раздельного написания числительных; | Текущий | упр.3,с.89 |
115 | Правописание мягкого знака в именах числительных. | Текущий | упр.3,с.91 | |||
116 | Правописание числительных. | Текущий | упр.3,с.92-93 | |||
117 | Текст. (Развитие речи). | Учимся писать сочинение. | Текст. Признаки текста. Особенности построения текста-рассуждения. | создаёт текст на заданную тему; выявляет особенности построения текста; выбирает наиболее яркие, выразительные приметы; | Текущий | упр.61,с.36 |
118 | Правописание мягкого знака (Правописание). | Повторение правил написания мягкого знака в словах. | Правописание мягкого знака в словах. Повторение орфограмм, связанных с правописанием мягкого знака в словах разных частей речи. | применяет правила написания мягкого знака в словах разных частей речи, группировать слова в зависимости от её орфограммы; | Текущий | упр.4,с.96 |
119 | Синтаксис. Словосочетание. (Как устроен наш язык) | Связь слов в предложении. | Слово. Словосочетание. Предложение. Главное слово. Зависимое слово. | распознаёт понятие словосочетание; различает слово, словосочетание и предложение, находить и выписывать словосочетания из предложений, определять главное и зависимое слово; | Текущий | упр.3, с.98-99 |
120 | Словосочетание. | Текущий | упр.3,с.101 | |||
121 | Слово. Словосочетание. Предложение. | Текущий | 3,с.105 | |||
122 | Правописание. | Предложение. Самостоятельная работа. | Глагол, наречие, имя числительное. Самостоятельное выполнение заданий работы. | использует предметные компетенции в практической деятельности. | Текущий | Повторить правила |
123 | Текст. (Развитие речи) | Работа над ошибками. Учимся писать сочинения. | Текст. Признаки текста. Особенности построения текста-рассуждения | создаёт текст на заданную тему; выявляет особенности построения текста; выбирает наиболее яркие, выразительные приметы; | Текущий | упр.58,с.34 |
124 | Правописание словосочетаний. (Правописание). | Учимся писать словосочетания. | Повторение правил написания числительных, входящих в состав словосочетаний. | применяет правила написания словосочетаний; составляет словосочетания: числительное +существительное; | Текущий | упр.4,с.108 |
125 | Синтаксис. Словосочетание. (Как устроен наш язык) | Связь слов в словосочетании. Согласование. | Словосочетание. Согласование. Ознакомление с согласованием как особым видом подчинительной связи. | объясняет понятие «согласование как особый вид подчинительной связи»; находит словосочетания с согласованием; | Текущий | упр.2,с.110 |
126 | Правописание. | Итоговый диктант за 3четверть | Правописание слов. Написание диктанта с орфографическим заданием. | использует предметные компетенции в практической деятельности. | Итоговый | Повторить правила |
127 | Правописание словосочетаний. (Правописание) | Работа над ошибками. Правописание слов в словосочетаниях | Повторение правил написания числительных, входящих в состав словосочетаний | применяет правила написания словосочетаний; | Текущий | упр.4,с.113 |
128 | Правописание слов в словосочетаниях | выполняет самостоятельно задания в тетради, применяя полученные знания; | Текущий | упр.136,с.82 | ||
129 | Синтаксис. Словосочетание. (Как устроен наш язык) | Связь слов в словосочетании: управление. | Словосочетание, управление. Ознакомление с типом связи управление как особым видом подчинительной связи. | находит словосочетания с управлением; определяет главное и зависимое слово в словосочетании. | Текущий | упр.3,с.116 |
130 | Правописание словосочетаний. (Правописание) | Правописание слов в словосочетаниях | Повторение правил написания числительных, входящих в состав словосочетаний | применяет правила написания словосочетаний; составляет словосочетания: числительное+ существительное | Текущий | упр.4,с.118 |
131 | Текст. (Развитие речи). | Учимся писать сочинение. | Текст, признаки текста. Написание текста-описания. Сравнение и обсуждение результатов работы. | создаёт текст на заданную тему, придумывает и записывает начало истории с включением заданных слов; | Текущий | упр.132,с.79 |
132 | Синтаксис. Словосочетание. (Как устроен наш язык) | Связь слов в словосочетании. Примыкание. | Алгоритм распознавания словосочетаний с типом связи примыкание. | находит словосочетания с примыканием; | Текущий | упр.4,с.121 |
133 | Правописание словосочетаний. (Правописание) | Правописание слов в словосочетаниях | Повторение правил написания числительных, входящих в состав словосочетаний | применяет правила написания словосочетаний; составляет словосочетания: числительное+ существительное | Текущий | упр.2, с.122 |
134 | Словосочетание. (Как устроен наш язык). | Словосочетание в предложении. | Словосочетание, предложение. | указывает на роль словосочетаний в предложении; | Текущий | упр.4, с.125 |
135 | Связь слов в словосочетании, самостоятельная работа. | Словосочетание, слово, предложение, связь слов в словосочетании. | использует предметные компетенции в практической деятельности. | Текущий | Повторить правила | |
136 | Текст. (Развитие речи) | Работа над ошибками. Учимся писать текст-рассуждение. | Текст. Признаки текста. Самостоятельное написание сочинения-рассуждения | создает текст рассуждения на заданную тему; | Текущий | упр. 130, с. 78 |
137 | Правописание. Синтаксис | Диктант по теме «Правописание слов в словосочетании» | Правописание слов в словосочетании | использует предметные компетенции в практической деятельности | Тематический | Повторить правила |
138 | Синтаксис. Сложное предложение. (Как устроен наш язык) | Анализ и работа над ошибками. Сложное предложение. | Ознакомление с понятием сложное предложение. Тренировка в нахождении сложных предложений в тексте. | дает определение понятиям сложное предложение, сложносочиненное и сложноподчиненное предложения; | Текущий | упр. 4, с. 131 |
139 | Как связаны части сложносочиненного предложения. | Сложное предложение, сложносочиненное предложение. Тренировка в нахождении частей сложносочиненного предложения. | различает сложносочиненное предложение; владеет алгоритмом различения сложносочиненного и сложноподчиненного предложений; | Текущий | упр. 5, с. 134 | |
140 | Знаки препинания в сложном предложении. (Правописание) | Знаки препинания в сложном предложении. | Различение сложных предложений и предложений с однородными членами, в состав которых входят союзы и, или, а, но. | применяет правило расстановки знаков препинания в сложном предложении; | Текущий | упр. 2, с. 136 |
141 | Учимся ставить запятые между частями сложного предложения. | Текущий | упр. 2, с. 138 | |||
142 | Текст. (Развитие речи) | Учимся писать сочинение. Сочинение- описание на тему «Дым столбом». | Текст, признаки текста, чтение и обсуждение текста учебника. | создает текст на заданную тему; определяет тип текста, составляет план; | Текущий | упр. 3, с. 157 |
143 | Синтаксис. Сложное предложение. (Как устроен наш язык) | Как связаны части сложноподчиненного предложения | Сложное предложение, сложноподчиненное предложение. Знакомство с союзами связывающими части сложноподчиненного предложения. Различие сложноподчиненного и сложносочиненного предложений. | различает связь частей сложноподчиненного предложения; составляет предложения по схемам и определяет их принадлежность к сложносочиненным или сложноподчиненным предложениям; | Текущий | упр. 3, с. 142 |
144 | Сложносочиненное и сложноподчиненное предложения. | Текущий | упр. 2, с. 144 | |||
145 | Знаки препинания в сложном предложении. (Как устроен наш язык) | Учимся ставить запятые между частями сложного предложения. | Сложное предложение, знаки препинания в сложном предложении. Правило постановки запятой в сложноподчиненном предложении. | применяет правила расстановки запятых между частями сложного предложения; | Текущий | упр. 4, с. 147 |
146 | Правило постановки запятой в сложноподчиненном предложении. | Текущий | упр. 4, с. 149 | |||
147 | Текст. (Развитие речи) | Продолжение рассказа «Мальчики». Контрольное списывание | Текст, признаки текста. Написание начала рассказа и продолжение текста. | Создает начало и конец заданной истории; использует предметные компетенции в практической деятельности, | Тематический | Повторить правила |
148 | Синтаксис. Сложное предложение. (Как устроен наш язык) | Сложное предложение. | Сложное предложение, сложноподчиненное предложение. Знакомство с союзами связывающими части сложноподчиненного предложения. Различие сложноподчиненного и сложносочиненного предложений. | различает связь частей сложноподчиненного предложения; составляет предложения по схемам и определяет их принадлежность к сложносочиненным или сложноподчиненным предложениям; | Текущий | упр. 4, с. 151 |
149 | Сложносочиненное, сложноподчиненное предложения | Текущий | упр. 8, с. 159 | |||
150 | Знаки препинания в сложном предложении. (Как устроен наш язык) | Учимся ставить запятые между частями сложного предложения. | Сложное предложение, знаки препинания в сложном предложении. Правило постановки запятой в сложноподчиненном предложении. | применяет правила расстановки запятых между частями сложного предложения; | Текущий | упр. 3, с. 153. |
151 | Знаки препинания в сложном предложении. | Текущий | упр. 10, с. 160 | |||
152 | Упражнение в постановке знаков препинания в сложном предложении. | Текущий | упр. 11, с. 160-161 | |||
153 | Текст. (Развитие речи) | Учимся писать сочинение | Текст, признаки текста. Написание начала рассказа и продолжение текста. | создает начало и конец заданной истории; | Текущий | упр. 13, с. 162-163 |
154 | Развитие речи. | Итоговое изложение | Изложение текста, заголовок, план текста. | использует предметные компетенции в практической деятельности, | Итоговый | Повторить правила |
155 | Синтаксис. Словосочетание. (Как устроен наш язык) | Работа над ошибками. Связь слов в предложении | Сложное предложение, сложноподчиненное предложение. Знакомство с союзами связывающими части сложноподчиненного предложения. Различие сложноподчиненного и сложносочиненного предложений. | различает связь частей сложноподчиненного предложения; составляет предложения по схемам и определяет их принадлежность к сложносочиненным или сложноподчиненным предложениям; | Текущий | упр. 14, с. 163 |
156 | Слово. Словосочетание. Предложение. | Текущий | упр. 15, с. 163 | |||
157 | Сочинительная связь между однородными членами предложения. | Текущий | упр. 16, с. 163 | |||
158 | Правописание числительных. (Правописание) | Правописание мягкого знака в именах числительных | Написание мягкого знака в числительных. | применяет правила слитного и раздельного написания числительных; | Текущий | упр. 11, с. 160-161 |
159 | Морфология. Имя числительное. (Как устроен наш язык)
| Слитное и раздельное написание числительных. | Имя числительное, склонение числительных. | изменяет имена числительные по родам, числам; использует предметные компетенции в практической деятельности | Текущий | упр. 7, с. 158-159 |
160 | Итоговый тест | Итоговый | Повторить правила | |||
161 | Работа над ошибками. Изменение порядковых числительных. | Текущий | упр. 5, с. 158 | |||
162 | Изменение количественных числительных. | Текущий | упр. 4, с. 157 | |||
163 | Изменение имен числительных. | |||||
164 | Правописание | Повторение правил написания мягкого знака в словах. | Повторение орфограмм, связанных с правописанием мягкого знака в словах разных частей речи. | применяет правила написания мягкого знака в словах разных частей речи; | Текущий | упр. 1, с. 156 |
165 | Морфология. Имя числительное. (Как устроен наш язык) | Имя числительное. | Имя числительное. Понятие о порядковых и количественных числительных | различает имя числительное как часть речи, записывает числа словами | Текущий | упр. 133, с. 79-80 |
166 | Запись числа словами. | Текущий | упр. 135, с. 81-82 | |||
167-170 | Резервные уроки |
Учебно-методические средства обучения.
1. Русский язык.4 класс.
- Сборник программ к комплекту учебников « Начальная школа ХХI века». Москва. «Вентана-Граф». 2009г.
- Русский язык. Учебник. 2класс. 2части. С.В.Иванов, М.И.Кузнецова. Москва. «Вентана-Граф». 2010.г.
- Русский язык. Рабочая тетрадь. 2класс. 2части. М.И.Кузнецова. Москва. «Вентана-Граф». 2011.г.
- Учусь писать без ошибок. Рабочая тетрадь. 2класс. М.И.Кузнецова. Москва. «Вентана-Граф». 2011.г.
-- Оценка знаний. Сборник. Контрольные работы, тесты, диктанты. В.Ю.Романова. Москва. «Вентана-Граф». 2009г.
- Комментарии к урокам русского языка. Методическое пособие для учителя. С.В.Иванов. Москва. «Вентана-Граф». 2009г.
- Запоминаем слова с непроверяемым написанием. Рабочая тетрадь. 2класс. С.Ю.Михайлова. Москва. «Вентана-Граф». 2010.г.
- Тесты за курс начальной школы. Ф.Ф.Лысенко. Ростов – на – Дону. «Легион». 2010г.
- Русский язык. Тесты. Н.А.Сенина. Ростов – на – Дону. «Легион». 2010г.
- Русский язык. Итоговая аттестация. И.В.Щеглова. Москва. «Экзамен». 2011г.
- Итоговая аттестация по окончании начальной школы. Е.А.Болотова. Волгоград. «Учитель».2011г.
2. Медиатека, интернет – ресурсы.
Диск СD «Вентана – Граф». УМК «Начальная школа ХХI».
- Предметные программы.
- Программа формирования УУД.
-Программа коррекционной работы.
- Планируемые результаты освоения ООП.
- Википедия. Свободная энциклопедия. Режим доступа: http://ru. wikipedia. orq/wiki.
Входящий диктант
11.09.2012
Кот в сапогах
В дозор пограничники ходят со служебными собаками. А у нас на заставе служебный кот жил. Как-то один из бойцов принес маленького пушистого котенка. Зверек оказался способным. Уходят пограничники в дозор, а кот за ними идет. От шороха встает у него шерстка дыбом.
Однажды зимой кот на посту лапы отморозил. Сшили солдаты пушистому пограничнику меховые кошачьи пимы. Так появился на заставе кот в сапогах.
(66 слов)
Орфографическое задание.
Измени по падежам сочетание слов:
1вариант 2 вариант
Волчья нора Собачья конура
Списывание
21.09.2012
Задание: отредактируй текст и спиши.
Березовые люстры.
Я осторожно встряхнул деревце. Послышался легкий звон. Утренний морозец превратил капли воды в прозрачные ледяные хрусталики.
Осенним утром шел я по лесной тропинке. Под ногами хрустела трава, шуршали сухие листья. Взошло солнце. Березка, вся усыпанная капельками воды, загорелась и засверкала. Она переливалась всеми цветами радуги, как чудесная хрустальная люстра.
Вокруг искрились и переливались звонкие березовые люстры.
(58 слов)
Итоговый диктант за I четверть
24.10.2012
Ночная радуга.
Однажды я ночью увидел радугу!
В летнюю ночь мы с товарищем сидели у костра на берегу реки. Надвинулась туча и затянула все небо. Пошел мелкий, но сильный дождь. Мы спрятались в шалаш.
Скоро дождь почти перестал. И я увидел над рекой радугу. Только она была не цветная, а молочно-белая. Среди черных туч появился просвет, а в него выглядывала луна.
Я не спал и любовался светящейся в темноте ночной радугой.
(70 слов)
Орфографическое задание.
1 вариант
1. Выпиши из диктанта все слова с орфограммой «Мягкий знак на конце слов после шипящих». Обозначь орфограмму.
2*.Запиши номер предложения и укажи количество запятых, которые нужно в нем поставить.
1)Свежий ветер пахнет полынью васильками мятой. 2)Дремучими лесами покрыты Урал Приуралье и Сибирь. 3)На кустах на траве на былинках на соломинках блестят нити осенней паутины.
2 вариант.
1.Выпиши из диктанта слово с орфограммой «Разделительный мягкий знак» запиши еще два слова с этой орфограммой. Обозначь орфограмму.
2*.Запиши номер предложения и укажи количество запятых, которые нужно в нем поставить.
1)Заяц выбрал местечко посуше раскопал снег лег в новую нору уложил на спине уши и заснул.2)Искры костра взвивались падали шипели. 3)Солнце выглянуло из-за туч поиграло лучами но скоро опять исчезло.
Диктант по теме: «Мягкий знак после шипящих в глаголах»
15.11.2012
Ночь в лесу.
Наступила ночь. Луна серебрит траву на поляне. Заиграли ночные кузнечики. Беззвучно летит, торопится на охоту сова. В чаще леса захохотал филин. Испугалась филина, проснулась на ветке, робко пискнула маленькая птичка.
Остановись и послушай лесные шорохи. В ночной тиши ты услышишь нежную песню ручья, шепот кустов, дыхание ветра. Ты увидишь зеленые огоньки светлячков на тропинке, прозрачную росу в густой траве.
Скоро проснутся птицы. Вот первый луч солнца робко крадется из-за туч.
(73 слова)
Орфографическое задание.
1 вариант.
1.Спиши, вставь , где необходимо мягкий знак.
Береч…., скрипач…, зажеч…., сидиш…, гараж…, вещ…, стоиш…, мелоч…
2. Выпиши из текста слова с орфограммой «Мягкий знак на конце существительных после шипящих». Определи род, склонение и падеж этих слов.
2 вариант.
1. Сделай буквенную запись слов
Любит купа[ца], учит кувырка[ца], низко нагиба[ца], редко улыбае[ца], хочет познакоми[ца]
2.выпиши из текста три слова с орфограммой «Безударные падежные окончания имен существительных». Определи склонение и падеж этих слов. Обозначь окончания.
Итоговый тест/ контрольная работа за I полугодие
19.12.2012
1 вариант
1.Выпишите из предложения все существительные. Обозначь окончания. Укажи число, род, склонение, падеж выписанных слов.
Быстрой тенью мелькала по стволам белка.
2. Найди в тексте и выпиши имя прилагательное в форме множественного числа родительного падежа.
Утреннее солнце медленно поднимается из-за стены дальнего леса. Его жаркие лучи еще не коснулись вершин темных елей.
3* Отметь «Х» словосочетания, в которых местоимения употреблены вместо прилагательных.
- кататься с ним
- мой брат
- свой ученик
- подарить тебе
- наш праздник
4. В каждой группе слов подчеркни глаголы.
1. белый, белеть, побелка, побелеть, белизна, побелить.
2. ходьба, переходить, прохожий, проходить, проход, заходить.
3. свет, светить, светлый, осветить, подсвечник, посветить.
5. К данным словам пообдери однокоренные глаголы в начальной форме.
Победа - …., мечта - …, встреча - …, желтый - ….
6. Определи спряжение глаголов.
Моют - …, чертит - …, спят - …, идет - …, летим - …
7* Запиши начальную форму данных глаголов.
- повторяю, повторяешь, повторяем, повторяют - …..
- решаем, решаешь, решаете, решают - …
Слова для справок: повторять, повторить, решить, решать.
8. Проверь характеристику предложения. Если есть ошибки, письменно исправь их.
Ученики долго репетировали и хорошо подготовились к концерту. (Побудительное, восклицательное, грамматическая основа ученики репетировали, распространенное, однородных членов нет).
9. Отметь «Х» слова, на конце которых нужно писать Ь.
- съеш…
- зажеч…
- карандаш…
- лож…
- ключ…
10. Прочитай предложение, расставь пропущенные запятые.
Старое дерево скрипит но не ломается.
Печаль человека не украсит а состарит.
Правда в огне не горит в воде не тонет.
11. Отметь «Х» раздельные написания
- (за)кладка
- (за)поворотом
- (не)находить
- (за)летать
- (не)навидеть
12. Впиши недостающие окончания.
На лошадк.. – на лошад.., в кроват… - в кроватк…, о морковк… - о морков…
13. Отметь «Х» глаголы, в которых пропущена буква е.
- готов…м
- жела…м
- дыш…м
- рису…
- чита…м
14* Запиши слова в таблицу в зависимости от того, в какой части слова находится орфограмма.
Орфограммы | ||
В приставке | В корне | В окончании |
Надрезать, прут, от боли, страна, гриб, подумать, румяное (яблоко), подкупить, пишет.
15 Прочитай текст. Отметь «Х» предложение, в котором правильно высказана основная мысль текста. Придумай и запиши заголовок.
Кто самый прожорливый в природе? Хочется ответить: лев или волк. Кто-то подумает: птицы. Ведь ими съедается за день столько, сколько весят они сами. Трудно догадаться, что самое прожорливое существо на свете – стрекоза. За два часа она может съесть сорок мошек и комаров. Стрекоза величиной со льва съедала бы целую корову в один присест! Поэтому проводит она весь день на охоте, ей трудно насытиться. Теперь можно представить, сколько вредных насекомых уничтожается стрекозой.
- У животных разный аппетит.
- Стрекоза – самое прожорливое животное в природе.
- Стрекозе трудно прокормиться.
16. Заполни пропуски, выбрав подходящее слово в скобках.
Бабушка приготовила ….. (сытый, сытный) обед.
Рыжий… (соседский, соседний) кот любил лакомиться сметаной.
Кремль был обнесен высокими …. (каменными, каменистыми) стенами.
2 вариант
1.Выпишите из предложения все существительные. Обозначь окончания. Укажи число, род, склонение, падеж выписанных слов.
В деревне в палисадниках пышно цвела сирень.
2*. Найди в тексте и выпиши имя прилагательное в форме единственного числа мужского рода родительного падежа.
Утреннее солнце медленно поднимается из-за стены дальнего леса. Его жаркие лучи еще не коснулись вершин темных елей.
3* Отметь «Х» словосочетания, в которых местоимение употребляется вместо существительных.
- прочитать им
- твой велосипед
- думай о нем
- пригласить вас
- мои вопросы
4. В каждой группе слов подчеркни глаголы.
1. грозить, гроза, грозный, погрозить, угрожать, угроза
2.рассказ, рассказать, рассказчик, рассказывать, пересказ, пересказать.
5. . К данным словам пообдери однокоренные глаголы в неопределенной форме.
сторож - …
игра - …
светлый - …
ужин - …
6. Определи спряжение глаголов.
мечтаем - …
печет - …
сидит - …
даришь - …
думают - …
7* Запиши начальную форму данных глаголов.
- изучаю, изучаешь, изучаете, изучает - …
- наступает, наступаем, наступаете, наступают - …
Слова для справок: наступить, наступать, изучить, изучать.
8. Проверь характеристику предложения. Если есть ошибки, письменно исправь их.
Мы целый день бродили по лесу и собрали очень много грибов ( побудительное, невосклицательное, грамматическая основа мы бродили, распространенное, однородных членов нет).
9. Отметь «Х» слова, на конце которых нужно писать Ь.
- кирпич…
- стереч…
- прочитаеш…
- плащ…
- рож…
10. Прочитай предложение, расставь пропущенные запятые.
Месяц светит но не греет.
Терпенье и труд все перетрут.
Взойдет солнце росу высушит.
Декабрь год кончает а зиму начинает.
11. Отметь «Х» раздельные написания.
- (на)окне
- (не)придумал
- (на)грузка
- (не)годовать
- (на)рисовать
12. Впиши недостающие окончания.
На ладон… - на ладошк…, по площад… - по площадк…, в тетрад.. – в тетрадк…
13. Отметь «Х» глаголы, в которых пропущена буква и.
- держ…м
- уч…м
- лета…м
- люб…м
- скач…м
14* Запиши слова в таблицу в зависимости от того, в какой части слова находится орфограмма.
Орфограммы | ||
В приставке | В корне | В окончании |
Поделка, грязь, в песне, записка, подшить, зима, дальняя (дорога), страна, варит.
15. Прочитай текст. Отметь «Х» предложение, в котором правильно высказана основная мысль текста. Придумай и запиши заголовок.
В доме у меня было много мышей. Тогда я принес из леса ежика. Пусть он живет у меня и ловит мышей. Положил я этот колючий комок на пол. Скоро ежик развернулся и огляделся. Он завертелся возле газеты, ухитрился надеть ее на колючки и потащил в угол. Из нее он сделал себе гнездо. Он кончил дело и вышел из своего жилища. А я лег и задул свечу. Вдруг опять шум. Бежит ежик по комнате и несет на колючках яблоко. Прибежал в гнездо, сбросил его там и за другим бежит в уголок. Там в углу завалился мешок с яблоками. Вот еж подбежал, свернулся около яблок, дернулся и опять бежит. Несет колючая голова уже другое яблоко в гнездо. Вот такой замечательный ежик у меня живет.
- В доме завелись мыши.
- Ежик – сообразительный и запасливый зверек.
- Ежик нашел в доме мешок яблок.
16. Заполни пропуски, выбрав подходящее слово в скобках.
Медленно тянулись осенние ….(дождливые, дождевые) дни.
Сестра научилась готовить вкусные … (рыбьи, рыбные) котлеты.
Цыплята были похожи на желтые … (пушные, пушистые) комочки.
Контрольный диктант
25.12.2012
Ежик.
По лесной тропинке торопится, бежит в свою норку еж. Осенью у ежей мало добычи. Не найдешь червей и лягушек. Не отыщешь жуков и гусениц.
Днем и ночью таскает еж в нору листочки и мягкий мох, готовит себе теплое зимовье. Скоро спрячется зверек в своем логове и проспит там всю зиму. Накроет норку снежный сугроб. Никто не найдет, не разбудит ежа. Будет зимовать колючий в теплой норке до весны. Будут ему сниться лесные ежиные сны.
(75 слов)
Орфографические задания
1 вариант
1.Запиши глаголы в два столбика: (1спр/ 2 спр). Вставь пропущенные буквы, обозначь окончания.
Тян…м, корм…м, вар…м, зна…м, пиш…м, смотр…м, ход…м, стира…м.
2.Выпиши из текста три слова с орфограммой «тся и ться в глаголах»
2 вариант
Запиши глаголы в форме 2-го лица единственного числа. Обозначь личные окончания.
Образец: желать – желаешь
Варить, вертеть, начинать, читать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...
Рабочая программа по русскому языку 2 класс Иванов С.В.
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса по учебнику С.В.Иванова составлена на основе требований ФГОС начального образования и авторской программы "Русский язык" для начальной школы, разработа...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку 1 класс "Школа России" и календарно–тематическое планирование уроков русского языка
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 1 класса составлена на основе авторской программы Канакиной В.П., Горецкого В.Г, Бойкиной М.В. УМК &laqu...
Рабочая программа по русскому языку 2 класс ФГОС УМК "Начальная школа XXI века", С.В. Иванов
Бюджетное общеобразовательное учреждение г. Омска«Средняя общеобразовательная школа № 132» РАССМОТРЕННОна заседании МО _____________ /________________Руководитель МО...