Рабочая программа по русскому языку ,4 класс
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

Пояснительная записка Рабочая программа для 4 класса составлена на основе следующих нормативно – правовых документов: • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ • Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009г.№373 • Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 (ред. от 31.01.2012) "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" • Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1.-М. : Просвещение, 2011. • Сборник рабочих программ «Перспектива» Русский язык. Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина М.: «Просвещение». 2011г. • Учебный план МБОУ «Верхнесуньская ООШ» для 1-4 классов на 2016-2017 учебный год. • Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, модуля, занятия внеурочной деятельности в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Верхнесуньская ООШ» Мамадышского муниципального района Республики Татарстан • Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ«Верхнесуньская ООШ» (ФГОС)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_4_klass1.docx81.93 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа  для 4 класса составлена на основе следующих нормативно – правовых  документов:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ
  • Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009г.№373
  • Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 (ред. от 31.01.2012) "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования"
  • Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1.-М. : Просвещение, 2011.
  • Сборник рабочих программ  «Перспектива» Русский язык. Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина М.: «Просвещение». 2011г.
  • Учебный план МБОУ «Верхнесуньская ООШ» для 1-4 классов на 2016-2017 учебный год.
  • Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, модуля, занятия внеурочной деятельности в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении

 «Верхнесуньская ООШ» Мамадышского муниципального района Республики Татарстан

  • Основная        образовательная программа        начального        общего        образования          МБОУ«Верхнесуньская ООШ» (ФГОС)

       Изучение русского языка в 4 классе  направлено на достижение следующих целей:

  • развитие речевых способностей учащихся, их готовность к общению на русском языке; развитие монологической и диалогической речи;
  • освоение элементарных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
  • овладение умениями слушания, говорения, чтения, письма, необходимыми для общения в семейно- бытовой и учебной сферах;
  • воспитание уважительного отношения и интереса к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, приобщение к культуре  русского народа

            Основная задача обучения русскому языку – развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью.

        Обучение русскому языку строится по схеме: речь – язык – речь Направленность обучения позволяет детям постепенно накапливать необходимые представления о языке как средстве общения, помогает ориентироваться в ситуации общения, обдумывать свой ответ, корректировать его в зависимости от цели общения и т.д. Новые принципы открывают возможности обучать детей письму не только как речевому навыку, но и как письменной речи и как письменной форме общения, стимулируют развитие творческих способностей детей, их стремление к созданию собственных текстов, которые практически являются своеобразной интеграцией всех речевых умений и навыков.

Познавательная направленность обучения создаёт предпосылки того, что ребёнок начинает накапливать представления о языке как средстве познания, как своеобразной знаковой системе, в которой знаком считаются только двусторонние единицы языка, такие, как слово и морфема. Познавательная направленность обучения предполагает развитие не только логического мышления, но и образного мышления и воображения учащихся, без которых невозможна их творческая деятельность. В 4 классе большое внимание уделяется развитию речевого мышления, т.к. обучающимся необходимо пополнять словарный запас

        Таким образом, познавательная направленность курса позволяет эффективно решать задачи обучения русскому языку на начальном этапе:

  • развивать все виды речевой деятельности (умения писать, читать, слушать и говорить), а также речевое мышление учащихся;
  • обеспечивать усвоение программного материала по языку (по фонетике, графике, лексике, грамматике, орфографии); стимулировать развитие коммуникативно-речевых умений и навыков;
  • пользоваться формулами речевого этикета в различных ситуациях общения;
  • формировать представление о языке как о жизненно важном средстве общения, которое предоставляет учащимся широкие возможности для выражения собственных мыслей в общении с другими людьми и для познания окружающего мира;
  • обеспечивать развитие функциональной грамотности учащихся на основе интеграции в изучении языка и речи учащихся;
  • развивать интерес к изучению русского языка, воспитывать чувство любви и уважения к языку как величайшей культурной ценности народа; развивать творческие способности детей, их стремление к созданию собственных текстов.

 Общая характеристика предмета

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

      Учебно-методический комплект по русскому языку (программа, учебник, методическое пособие) направлен на осуществление языкового образования и развития младших школьников, необходимого и достаточного для дальнейшего обучения детей русскому языку в средней школе.

  Содержание предмета раскрывает в доступной детям форме суть и специфику языка как средства общения и познания, как знаковой системы особого рода.

Содержание предмета охватывает довольно широкий круг сведений, относящихся к разным сторонам языка. Учащиеся знакомятся с фонетическим составом слова, с делением слова на слоги и значащие части, с основными частями речи и важнейшими их формами, с различными видами предложений, с членами предложений,усваивают правила правописания. Программа предполагает знакомство учащихся с лексическим значением слова(без термина), с многозначностью слов и синонимией.

Обучение русскому языку на основе данной Программы имеет личностно ориентированный характер, так как оно построено с учетом уровня развития интересов ребенка и его познавательных возможностей. Поэтому языковые понятия не даются в готовом виде, а разворачиваются как процесс их получения, а в дальнейшем – как деятельность по их усвоению.

Программа ориентирует на создание условий для развития регулятивных учебных действий, которые вносят порядок и планомерность в любую деятельность и составляют основу учебной деятельности. Формируются умения ставить цель, определять последовательность действий, контролировать, корректировать и оценивать их.

Программой предусматривается отработка навыков чистописания – своеобразная графическая  «гимнастика», где используются образцы письма, отрабатывается написание обобщенных элементов букв, их соединений в словах, ритмическое и темповое написание слов и предложений, даётся установка на каллиграфическое написание букв, их соединений, осуществляется самоконтроль и взаимопроверка.

Отдельно, весьма важный элемент Программы – знакомство со словарем. Предполагается знакомство младших школьников с разными словарями6 орфографическим, толковым, энциклопедическим, словарем  синонимов и антонимов.

. Место предмета  в учебном плане

На изучение предмета «Русский язык»  учебным планом  в 4 классе выделено 102 учебных часов ( 34 недели по 3 часа).

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

В основе построения курса лежат следующие принципы:

  • личностно-ориентированное (знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного отношения к миру);
  • культурно-ориентированные (человек должен научиться понимать окружающий мир и понимать цену и смысл своим поступкам и поступкам окружающих людей)

деятельностно-ориентированные (решение проблемных и творческих задач);

Обучение  русскому языку включает повторение и систематизацию пропедевтического курса русского языка, знакомство с которым происходит в ходе обучения грамоте.

Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей:

1. Язык является средством общения людей, важнейшим средством коммуникации, поэтому знакомство с системой языка должно предполагать обучение младших школьников овладению этим средством для осуществления эффективного, результативного общения. Вот почему данному курсу придана коммуникативная направленность.

2. Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения, родным языком русского народа, явлением национальной культуры. Поэтому освоение детьми русского языка, осознание его богатых возможностей, красоты, признание его значения в жизни человека и общества важно для духовно-нравственного становления личности. Воспитание у школьника уважительного отношения к русскому языку и к себе как его носителю, обучение ответственному, бережному обращению с языком, умелому его использованию в процессе общения следует рассматривать как компонент личностного развития ребёнка, компонент становления его гражданственности.         

3. Язык – это явление культуры, поэтому качество владения языком, грамотность устной и письменной речи являются показателями общей культуры человека. Помощь младшим школьникам в осознании этого факта и на его основе формирование стремления полноценно владеть языком в устной и письменной форме – второй компонент личностного развития ребёнка, компонент становления его культурного облика.

4. Русский язык в системе школьного образования является не только предметом изучения, но и средством обучения. Поэтому освоение русского языка и всех видов речевой деятельности на нём является основой успешного изучения всех других учебных предметов, в том числе основой умения получать, преобразовывать, фиксировать и передавать информацию. Этим определяется статус предмета «Русский язык» в системе начального общего образования.

Требования к уровню подготовки учащихся

Результаты  изучения предмета

Планируемые результаты

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих  личностных, метапредметныых и предметных результатов.

     Личностные результаты

Личностными результатами изучения предмета  «Русский язык» в 4-м классе являются:

  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
  • осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
  • навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

Средством формирования этих действий служит  групповая работа.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» в 4-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата;
  • составлять план и последовательность действий;
  • выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи;
  • различать способ и результат действия;
  • использовать установленные правила в контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  •    вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок;
  •    соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
  • стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов), групповая работа.

Познавательные УУД:

  • осуществлять рефлексию способов и условий действий,
  • контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
  • ставить, формулировать и решать проблемы;
  • самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
  • поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема);
  • сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников; дополнение таблиц новыми данными);
  • обработка информации (определение основной и второстепенной информации);
  • анализ информации;
  • передача информации (устным, письменным, цифровым способами);
  • интерпретация информации (структурировать; переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
  • применение и представление информации;
  • оценка информации (критическая оценка, оценка достоверности).
  • анализ; синтез; сравнение;
  • классификация по заданным критериям; установление аналогий;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение рассуждения; обобщение.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов), групповая работа.

Коммуникативные УУД:

  • проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
    договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
  • формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы;
  • строить понятные для партнёра высказывания;
  • строить монологичное высказывание;
  • вести    устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; слушать  собеседника.
  • определять общую цель и пути ее достижения;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
    оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;
  • прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
  • разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
  • координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Средством формирования этих действий служит  групповая работа

Предметные результаты

Учащиеся должны иметь представление: о русском языке как культурной ценности русского народа, проявлять интерес к изучению родного языка; о языке как главном средстве речевого общения; его вспомогательных средствах (мимика, жесты, выразительные движения, интонация, пауза); диалоговой модели общения, о значении цели, темы, условий, результатах общения; правилах речевого этикета.

Учащиеся научатся

алгоритм определения склонения существительного;

окончания имен существительных при склонении;

склонение прилагательных в единственном числе мужского, женского и среднего рода;

склонение имен прилагательных во множественном числе;

правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе;

 понятие о неопределенной форме глагола;

 изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спряжение);

глаголы 1–2-го спряжений;

правописание безударных личных окончаний глаголов;

мягкий знак после шипящих в окончании глаголов 2-го лица в единственном числе;

 изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам;

правописание частицы не с глаголами;

правописание неопределенной формы и 3-го лица глаголов (-ться, -тся );

Служебные части речи.

Ученик получит возможность научиться:

ставить знаки препинания в предложениях простых, простых с однородными членами;

устанавливать связь слов в предложениях по вопросам, выделять главные члены предложения (основу предложения) и словосочетания;

распознавать местоимения, определять их число и лицо;

писать раздельно местоимение с предлогом;

правильно писать падежные окончания прилагательных;

определять время, число и спряжение глаголов;

спрягать глаголы, правильно писать личные окончания;

 распознавать неопределенную форму глаголов;

 писать мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица в единственном числе;

писать не с глаголами раздельно;

 писать -ться в неопределенной форме и -тся в 3-м лице глаголов;

писать диктанты различных видов

Основное содержание всех тем

                            Тема раздела

Количество часов

1

Повторяем – узнаём новое.

                12

2

Язык как средство общения.

25

3

Состав слова.

12

4

Части речи. Имя существительное.

17

5

Имя прилагательное.

6

6

Местоимение.

4

7

Глагол.

18

8

Имя числительное

2

9

Наречие

2

10

Служебные части речи

1

11

Повторение.

3

Речевое общение. Речь устная и письменная.

Расширение понятия о речевом общении: ролевые отношения (кто и кому говорит), содержание речи и словесное ее оформление (что и как говорится), цель и мотивы общения (зачем и почему говорится).

Умение общаться на разных уровнях (собеседник, группа, коллектив.)

Представление о качестве речевого общения: выразительности, информативности, логичности, правильности речи.  Роль умения слушать и говорить в речевом общении.

Цель речевого общения:  умение вести диалог-расспрос, аргументировать свое высказывание, доказывать свою точку зрения.

 Речевая культура. Общение.Речевой этикет. Формулы речевого этикета, используемые в устной и письменной формах общения, в различных сферах личного и социального общения (в школе, клубе, театре и дома. Устная и письменная формы общения.Обращение. Знаки препинания при обращении.Наблюдение за построением диалогов устной и письменной речи

Текст как речевое произведение. Тема, главная мысль, заглавие текста, опорные слова, абзацы. . ПРИЗНАКИ ТЕКСТА Расширение представлений о тексте: составление текста на заданную тему («Золотая осень», «Моя собака» и др.) и текста, отражающего проблему общения — нравственную, речевую («Почему я люблю осень?», «Зачем мне нужна собака?» и др.). Различение типов текста: повествования, рассуждения, описания. Составление текстов-повествований (по заданному плану, по вопросам), текста — описания любимой игрушки, предмета живой и неживой природы. Небольшое сочинение на темы школьной жизни и семьи. Составление письма и оформление адреса на конверте.

План простой и развернутый. Изложение текста по самостоятельно или коллективно составленному плану. Сочинение на заданную и свободную тему, на тему по выбору (на основе прочитанных произведений). Написание деловых текстов: записки, объявления, письма, отзыва о книге, фильме и др. Элементарное сравнение небольших текстов научного и художественного стиля, умение выделить их характерные признаки (сообщить информацию, дать объяснение, оказать воздействие на слушателя, читателя, изобразить что-либо).

Культура оформления письменного текста: разборчивое письмо в соответствии с требованиями каллиграфии.

Средства общения Роль языка в общении. Из истории происхождения слов. Знакомство с нормами русского литературного языка (произносительными, словоупотребительными).  Наблюдение за тем, как звуковые единицы (звуки, слоги) и звуковые явления (ударение, интонация) обеспечивают функционирование языка — основного средства общения  людей.

 Предложение. Повторение знаний о предложении. Различение предложений и словосочетаний. Разные виды предложений. Главные и второстепенные члены предложения. Подлежащее и сказуемое как грамматическая  основа предложения. Способы выражения  подлежащего и сказуемого. Роль второстепенных членов предложения

Предложения с однородными членами, соединенными союзами и, а, но. Интонация перечисления и знаки препинания в предложениях с однородными членами. Составление предложений с однородными членами.

Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях  с союзами и, а, но. Использование простых и сложных предложений в речи. СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С СОЮЗАМИ И, А. СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С СОЮЗАМИ ЧТО, ЧТОБЫ (УПОТРЕБЛЕНИЕ В РЕЧИ)

Безличные предложения. (Употребление безличных предложений со словами можно, нельзя, нужно)

Словосочетание

Различие между словосочетанием, словом и предложением.

Слово и его значение. Слово как двусторонняя единица языка: рассмотрение слова с содержательной (внутренней) и формальной стороны. Обобщение представлений о лексическом значении слова. Тематическая классификация слов на разных основаниях. Наблюдение за смысловыми связями слов.

Прямое и переносное значение слова, многозначность. Антонимы, синонимы. Их различение и употребление Омонимы. Многозначные слова. Метафора и сравнение. Различные виды лингвистических словарей: фразеологические и этимологические. Их устройство и назначение. Фразеологизмы. Роль слова в художественном тексте.

Слово как часть речи. Целостное представление о частях речи. Их роль в предложении.

Состав слова. Однокоренные слова. Повторение и систематизация основных орфограмм корня. Правописание суффиксов –ек  -ик. Сложные слова. Образование новых слов с помощью приставок и суффиксов.

Слово как часть речи. Целостное представление о частях речи. Их роль в предложении. Грамматическое значение частей речи.

Имя существительное. Повторяем что знаем. Общее значение, вопросы. Род имен существительных как постоянный признак. Изменяемые признаки: число, падеж. Закрепление алгоритма определения падежа имени существительного.

Склонение имен существительных в единственном числе.

Несклоняемые имена существительные.

Три склонения имен существительных.

Безударные падежные окончания имен существительных 1, 2 и 3-го склонений (кроме имен существительных на - мя, - ий, - ие, - ия);

Склонение существительных во множественном числе.

Правописание падежных окончаний существительных во множественном числе. Употребление предлогов с именами существительными в разных падежах. Различение именительного и винительного, родительного и винительного падежей. Имена существительные собственные и нарицательные.

Разбор имени существительного как часть речи.

Роль имен существительных в речи и в составе предложений.

 Имя прилагательное. Повторяем что знаем. Общее значение: признак, качество предмета, вопросы. Изменение прилагательных по родам, числам, падежам.

Склонение имен прилагательных. Безударные падежные окончания имен прилагательных в единственном и во множественном числе (кроме имен прилагательных с основой на шипящие, - ц, - ий, с окончаниями на - ья, - ье, - ов, - ин) и способы их проверки.

Образование имен прилагательных.

Разбор имени прилагательного как часть речи.

Местоимение. Общие сведения о местоимении как части речи. Употребление в речи местоимений личных, вопросительных, указательных  и притяжательных. Местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.

Правописание личных местоимений с предлогами. Личные местоимения как члены предложения, наблюдение за их ролью в предложении.

Глагол. Повторяем что знаем. Общее значение действия, состояния, вопросы. Изменение глагола по временам. Неопределенная форма глагола как его начальная форма.

Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение).

Наблюдение за личными окончаниями глаголов при спряжении в единственном и во множественном числе.

Глаголы I и II спряжения. Личные окончания глаголов I и II спряжения. Способы определения спряжения глагола.

 Правописание глаголов на - тся и - ться. 

Определение написания  - тся и – ться с помощью вопроса к глаголу

Гаголы- исключения

Написание окончаний в глаголах-исключениях I и II спряжения

Разбор глагола как часть речи.

Имя числительное. Общее представление об имени числительном как части речи. Количественные и порядковые числительные, их различение по вопросам и функции.

Разряды числительных по структуре: простые, сложные, составные. Употребление числительных в речи, их сочетаемость с именами существительными (простейшие случаи).

Наречие. Наречия времени, образа действия, места Вопросы к наречиям. Неизменяемость наречий. Образование наречий от имен прилагательных. Роль наречий в предложении. Употребление наречий в речи.

Служебные части речи. Предлоги. Союзы. Общее представление. Значение и роль в предложении служебных частей речи.

Повторение

Промежуточная аттестация.

  Промежуточная аттестация обучающихся проводится с целью повышения ответственности общеобразовательного учреждения за результаты образовательного процесса, за объективную оценку усвоения обучающимися образовательных программ каждого года обучения в общеобразовательном учреждении, за степень усвоения обучающимися Федерального государственного образовательного стандарта, определенного образовательной программой в рамках учебного года и курса в целом.

    Промежуточная аттестация  определяется учебным планом   школы, утвержденным директором.

 Промежуточная  аттестация по русскому языку,  обучающихся 4-х классов  проводится в форме диктанта с грамматическим заданием. (текст   диктанта с грамматическим заданием в приложение1)

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Примечание

план

факт

Мир общения. Повторяем – узнаём новое.  (12 ч)

1

Речевое общение. Речь устная и письменная.

1

5.09

2

Цель речевого общения

1

6.09

3

Речевая культура. Обращение

1

8.09

4

Деловая речь, или официальная. Сравнение её с речью разговорной.

1

12.09

5

Научная речь и художественная речь

1

13.09

6

Входной контрольный диктант. «Клюква» Поурочные разработки по русскому языку. Т,Н. Ситникова, И.Ф.Яценко стр.39     .

1

15.09

7

 План текста простой и развёрнутый . Работа над ошибками.

1

19.09

8

Изложение по теме план текста  «Кот-ворюга» К. Паустовского упр

1

20.09

9

Текст. Признаки текста

1

22.09

10

Проверочный диктант по теме «Текст» с грамматическим заданием «Осень» Поурочные разработки по русскому языку. Т,Н. Ситникова, И.Ф.Яценко стр.39     

1

26.09

11

Работа над ошибками. Типы текстов.

1

27.09

12

Способы передачи сообщения

1

29.09

Язык как средство общения ( 25 ч)

1

13

 Роль письменности в истории человечества.

1

3.10

14

Систематизация знаний об основных языковых единицах: звуках, буквах

1

410

15

Контрольное списывание. «Осенний парк»

1

6.10

16

Повторение основных орфограмм.

1

10.10

17

Контрольная работа «Проверь себя»

1

11.10

18

Работа над ошибками. Предложение. Повторение знаний о предложении.

1

13.10

19

Повествовательные и побудительные предложения.

1

17.10

20

Главные члены предложения.

1

18.10

21

Подлежащее и сказуемое как грамматическая основа предложения.

1

20.10

22

    Роль второстепенных членов предложения    Словарный диктант.

1

24.10

23

Контрольный диктант по теме «Язык как средство общения» «Гроза» Поурочные разработки по русскому языку. Т,Н. Ситникова, И.Ф.Яценко стр.83

1

25.10

24

Работа над ошибками. Связь слов в предложении.

1

27.10

25

Предложения с однородными членами. Отработка навыка нахождения однородных членов предложения.

1

7.11

26

Словосочетание. Различия между словом, предложением и словосочетанием

1

8.11

27

Предложения с однородными членами. Интонационное и пунктуационное оформление однородных членов.

1

10.11

28

Простые и сложные предложения. Введение понятия сложного предложения.

1

14.11

29

Выявление различий сложного предложения и простого предложения с однородными членами.

1

15.11

 30

Сложные предложения с союзами и, а, что, чтобы

1

17.11

31

Упражнения в употрблении в речи простого и сложного предложения с союзами в соответствии с речевой ситуацией.

1

21.11

32

Систематизация знаний учащихся.       Проверочный  диктант по теме «Предложение» «Трусиха» Поурочные разработки по русскому языку. Т,Н. Ситникова, И.Ф.Яценко стр.129     

1

22.11

33

Работа над ошибками. Слово и его значение.

Обобщение  представлений о лексическом значении слова.

1

24.11

34

Знакомство с различными видами лингвистических словарей.

1

28.11

35

Антонимы, синонимы,  омонимы.

1

29.11

36

Многозначные слова. Фразеологизмы

1

1.12

37

Проверь себя. Тест «Слово»

1

5.12

            Состав слова (12 ч)

38

Работа над ошибками. Повторение и систематизация основных орфограмм корня.

1

6.12

39

Значение приставок  в словах

1

8.12

40

Образование слов с помощью суффиксов.

1

12.12

41

Однокоренные слова.

1

13.12

42

Изложение «Горькая вода» (упр.185) 

1

15.12

43

Закрепление орфографических навыков при  написании корней слова.

1

19.12

44

Итоговый контрольный диктант за 2-  четверть. «Правописание предлогов и приставок» «Кукушка» Поурочные разработки по русскому языку. Т,Н. Ситникова, И.Ф.Яценко стр.176     

1

20.12

45

Коррекция знаний.  Корень слова.

1

22.12

46

Сложные слова. Образование новых слов с помощью приставок и суффиксов.

1

9.01

47

Нахождение сложных слов.

1

10.01

48

Р.Р. Обучающее сочинение на тему «Первый снег»

1

12.01

49

Предупредительный диктант по теме «Состав слова» «Беда» Поурочные разработки по русскому языку. Т,Н. Ситникова, И.Ф.Яценко стр.219 

1

16.01

Части речи. Имя существительное (17 ч)

1

50

Работа над ошибками .Различие и общность частей речи  

1

17.01

51

Грамматическое значение частей речи. 

1

19.01

52

Закрепление умения распределять слова по частям речи. Тест

1

23.01

53

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные    

1

24.01

54

Число и род имён существительных. Повторение падежей имён существительных

1

26.01

55

Определение падежа у несклоняемых имен существительных.

1

30.01

56

Три склонения имён существительных

1

31.02

57

Закрепление знаний о трёх склонениях имён существительных.

1

2.02

58

Падежные окончания имён существительных 1-го склонения

1

6.02

59

Падежные окончания имён существительных 2-го склонения

1

7.02

60

Способы проверки правописания окончаний имён существительных 2-го склонения.

1

9.02

61

Окончания имён существительных 3-го склонения в разных падежах

1

13.02

62

Определение падежа имён существительных 3-го склонения.

Тестирование

1

14.02

63

Контрольное изложение «Щенок» (упр.67)

1

16.02

64

Работа над ошибками. Наблюдение над  падежными окончаниями имён существительных во множественном числе

1

20.02

65

Отработка навыка образования формы именительного падежа

множественного числа.

1

21.02

66

Объяснительный  диктант по теме «Склонение имён существительных» «Лес» Поурочные разработки по русскому языку. Т,Н. Ситникова, И.Ф.Яценко стр.303     

1

23.02

Имя прилагательное (6 ч)

67

Работа над ошибками. Имя прилагательное. Наблюдение над ролью имён прилагательных в речи

1

27.02

68

Склонение имён прилагательных в единственном числе

1

28.02

69

Безударные окончания  имён прилагательных

1

2.03

70

Наблюдение над окончаниями имён прилагательных  множественного числа.

1

6.03

71

Разбор имени прилагательного как части речи. (тестирование)

1

7.03

72

Проверочный диктант по теме

«Имя прилагательное» «Зимний день» Поурочные разработки по русскому языку. Т,Н. Ситникова, И.Ф.Яценко стр.339     

1

9.03

Местоимение (4 ч)

73

Работа над ошибками. Местоимения. Общие сведения о местоимении как части речи. (местоимения личные, вопросительные, указательные притяжательные  )

1

13.03

74

Личные местоимения 1-го, 2-го и 3-го лица единственного и множественного числа. (Тестирование)

1

14.03

75

Склонение личных местоимений.

1

16.03

76

Контрольный диктант по теме «Местоимение» «Лесной голосок» Поурочные разработки по русскому языку. Т,Н. Ситникова, И.Ф.Яценко стр.358     

1

30.03

Глагол (18 ч)

1

77

Повторяем, что знаем. Роль глаголов в языке.

1

3.04.

78

Неопределённая форма глагола

1

4.04.

79

Спряжение глаголов в настоящем времени

1

6.04

80

Спряжение глаголов в будущем времени

1

10.04.

81

Мягкий знак на конце глаголов 2-го лица единственного числа.

1

11.04.

82

Личные окончания глаголов первого и второго спряжения

1

13.03.

83

Закрепление знаний личных окончаний глаголов первого и второго спряжения.

1

17.04.

84

Определение написания безударного окончания глагола.

1

18.04.

85

Правописание глаголов 3-го лица единственного числа

1

20.04.

86

Способы определения спряжения глаголов

1

24.04.

87

Наблюдение над личными окончаниями глаголов будущего времени.

1

25.04.

88

Неопределённая форма глагола.

1

27.04.

89

Правописание глаголов на –тся и-ться.

1

1.05.

90

Глаголы-исключения.

Словарный диктант.

1

2.05.

91

Написание окончаний в глаголах-исключениях первого и второго спряжения.

1

4.05.

92

Систематизация знаний о глаголе

1

8.05.

93

Глагол. Повторение. Тест

1

9.05.

94

Объяснительный диктант по теме «Глагол» «Весеннее утро» Поурочные разработки по русскому языку. Т,Н. Ситникова, И.Ф.Яценко стр.414     

1

11.05.

Имя числительное.-2а

95

Работа над ошибками.

Количественные и порядковые числительные

1

15.05.

96

 Разряды числительных по структуре: простые, сложные и составные.

1

16.05.

97

Итоговый контрольный диктант Поурочные разработки по русскому языку. Т,Н. Ситникова, И.Ф.Яценко стр.467     

1

18.05.

98

Наречие.

 Наречия времени, образа действия, места

1

22.05.

99

Работа над ошибками Неизменяемость наречий. Роль наречий в речи.

1

23.05

100

. Служебные части речи. Предлоги. Союзы.

1

25.05.

101

Повторение изученных орфограмм Тест

1

29.05

102

Повторение алгоритмов проверки окончаний слов разных частей речи.

1

30.05.

     

   

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку

        Оценочную деятельность в школе первой ступени образования регулирует и регламентирует Письмо Минобразования России от 19. 11. 1998 № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе».

Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.

Диктант

        Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.

        Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Слова на не изученные к данному моменту правила заранее выписываются на доске или проговариваются орфографически. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.

        Тексты контрольных диктантов должны включать орфограммы, определенные «Минимумом начального общего образования», «Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта».        Количество слов в текстах, предназначенных для контрольных диктантов:

Класс

I-е полугодие

II-е полугодие

1 класс

-

15-17 слов

2 класс

25-30 слов

35-45 слов

3 класс

45-55 слов

55-65 слов

4 класс

65-70 слов

75-80 слов

Оценка «5» Нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (в 3 классе возможно одно исправление графического характера).

Оценка «4» Не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм.

Оценка «3» допущено 3 – 5 ошибок, работа написана небрежно.

Оценка «2»Допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.

Оценка «1»Отменяется оценка «1». Это связано с тем, что единица как отметка в начальной школе практически не используется и оценка «очень плохо» может быть приравнена к оценке «плохо».

 Ошибкой в диктанте следует считать:

  • нарушение правил орфографии при написании слов;
  • пропуск и искажение букв в словах;
  • замену слов;
  • отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;
  • неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).

За ошибку не считаются:

  • ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались;
  • единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;
  • единичный случай замены одного слова без искажения смысла.

За одну ошибку в диктанте считаются:

  • два исправления;
  • две пунктуационные ошибки;
  • повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове «ножи» дважды написано в конце «ы». Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку.

Негрубыми ошибками считаются следующие:

  • повторение одной и той же буквы в слове;
  • недописанное слово;
  • перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
  • дважды записанное одно и то же слово в предложении.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

        Ошибки:

  • нарушения правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены, вставки лишних букв в словах;
  • неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемым написанием);
  • отсутствие изученных знаков препинания в тексте;
  • наличие ошибок на изученные правила орфографии.

Недочеты:

  • отсутствие знаков препинания в конце предложений, если следующее предложение написано с большой буквы;
  • отсутствие красной строки;
  • неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило.

Грамматическое задание

        Грамматическое задание есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.

Оценка «5»Выполнено без ошибок.

Оценка «4»Правильно выполнено не менее 3/4 заданий.

Оценка «3»Правильно выполнено не менее 1/2 заданий.

Оценка «2»Правильно выполнено менее 1/2 заданий.

Оценка «1»Отменяется оценка «1». Это связано с тем, что единица как отметка в начальной школе практически не используется и оценка «очень плохо» может быть приравнена к оценке «плохо».

Словарный диктант

        Примерное количество слов для словарных диктантов:

2 класс - 10-12 слов;

3 класс - 12-15 слов;

4 класс - 15-20 слов.

Оценка «5»

Выполнено без ошибок.

Оценка «4»

Допущена 1 ошибка.

Оценка «3»

Допущены 2-3 ошибки.

Оценка «2»

Допущено 4 и более ошибок.

Оценка «1»

Отменяется оценка «1». Это связано с тем, что единица как отметка в начальной школе практически не используется и оценка «очень плохо» может быть приравнена к оценке «плохо».

        

Контрольное списывание

        Контрольное списывание - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.

Для контрольных списываний предлагаются тексты с пропущенными знаками препинания. Количество слов в текстах списываний и диктантов одинаково.

Оценка «5»

Выполнено без ошибок.

Оценка «4»

Допущены 1-2 исправления или 1ошибка.

Оценка «3»

Допущены 2-3 ошибки.

Оценка «2»

Допущено 4 и более ошибок.

Оценка «1»

Отменяется оценка «1». Это связано с тем, что единица как отметка в начальной школе практически не используется и оценка «очень плохо» может быть приравнена к оценке «плохо».

                Изложение

        Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умения организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.

        Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Количество слов в текстах на 15-20 больше, чем в диктанте.

        При оценке изложения необходимо обратить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутствие главной части повествования.

        Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

        Ошибки:

  • существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;
  • отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;
  • употребление слов в не свойственном им значении (в изложении).

Недочеты:

  • отсутствие красной строки;
  • незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.

Рекомендуется оценивать изложение одной отметкой - только за содержание. Грамотность проверяется, но не оценивается, так как на начальном этапе формирования навыка связной письменной речи очень важно, чтобы дети сосредоточили все свое внимание на передаче содержания текста и его речевом оформлении.

        Оценка «5»Правильно и последовательно (без пропусков существенных моментов) воспроизведено содержание авторского текста; нет фактических ошибок; правильно построены предложения и употреблены слова (допускается не более одной речевой неточности).

Оценка «4»Содержание передано правильно и достаточно точно; в построении предложений и употреблении слов нет существенных недостатков; имеются отдельные фактические и речевые неточности (допускается не более трех речевых недочетов в содержании и построении текста).

Оценка «3»Допущено существенное отклонение от авторского текста; допущены нарушения в последовательности изложения мыслей; есть недочеты в построении предложений и употреблении слов (допускается не более пяти речевых недочетов в содержании и построении текста).

Оценка «2»Допущено существенное искажение авторского текста (упущены важные события, отсутствует главная часть); много фактических неточностей; нарушена последовательность изложения мыслей; имеет место употребление слов в не свойственном им значении; допущено более шести речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста.

Оценка «1»Отменяется оценка «1». Это связано с тем, что единица как отметка в начальной школе практически не используется и оценка «очень плохо» может быть приравнена к оценке «плохо».

Сочинение

Оценка «5»Логически последовательно раскрыта тема, правильно построены предложения и употреблены слова (допускается не более одной речевой неточности), нет фактических ошибок.

Оценка «4»Последовательно раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей; в построении предложений и употреблении слов нет существенных недостатков, имеются отдельные фактические и речевые неточности (допускается не более трех речевых недочетов в содержании и построении текста).

Оценка «3» Имеются существенные отступления от темы, есть недочеты в построении предложений и употреблении слов (допускается не более пяти речевых недочетов в содержании и построении текста).

Оценки «2» и «1»Создание небольшого текста (сочинения) не включается в Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу, поэтому отрицательные отметка за сочинение не выставляется.

Оценка устных ответов

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следящими критериями:

  • полнота и правильность ответа;
  • степень осознанности, понимания изученного;
  • речевое оформление ответа.

Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила к конкретным случаям.

Оценка «5» обстоятельно, с достаточной полнотой излагает текущий материал, дает правильные определения языковых понятий;

  • обнаруживает полное понимание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
  • излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» Ответ, удовлетворяет тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускаются единичные ошибки, которые ученик сам же исправляет после замечаний учителя, и единичные погрешности в последовательности и языке изложения.

Оценка «3» Ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

  • излагает материал недостаточно полно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
  • не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
  • излагает материал недостаточно последовательно и допускает ошибки в языковом оформлении изложения.

Оценка «2» Ученик: обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изученного материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка "2" отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

    Оценка «1»Отменяется оценка «1». Это связано с тем, что единица как отметка в начальной школе практически не используется и оценка «очень плохо» может быть приравнена к оценке «плохо».

Положительная оценка ("5", "4", "3") может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока.

    Промежуточная аттестация

                                    Примерная итоговая контрольная работа (контрольный диктант)

Рябина

           Рябина повсюду растет в наших лесах. У неё зелёные листья шелестят даже при легком ветерке. Есть что-то весёлое , радостное в этом деревце, которое всем и всегда улыбается.

          Рябину можно увидеть и на севере нашей страны, где не растут плодовые деревья.

          Цветёт рябина поздней весной, когда оденутся в зелёную одежду леса, поют, заливаются на берегах рек и лесных ручьев звонкоголосые соловьи. Скромные цветы рябины не отличаются пышной красотой.

         Летом на рябине начинают краснеть гроздья небольших ягод. Они медленно созревают под лучами летнего солнца.  Только поздней осенью ягоды рябины становятся сладкими. (85 слов)

        Грамматические задания.

  1. Выполни синтаксический разбор предложения. Выдели окончания, укажи падеж имён прилагательных в предложении.

I в. - У неё зелёные листья шелестят даже при легком ветерке.

II в. - Скромные цветы рябины не отличаются пышной красотой.

  1. Разберите по составу слова

I в. – плодовые, лучами;  II в. радостное, созревают.

  1. Определите спряжение и лицо каждого глагола, выделите окончание.

I в. – увидишь, заливаются;  II в. – оденутся, слышим.

(Материал взят из журнала “Магариф”(“Просвещение) №4, 2013 года)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс "Школа России" и календарно–тематическое планирование уроков русского языка

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 1 класса составлена на основе авторской программы Канакиной В.П., Горецкого В.Г, Бойкиной М.В.   УМК &laqu...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа по Чтению на родном языке. Рабочая программа Родной русский язык 3 класс УМК Школа России

Рабочая программа по Чтению на родном языке. Рабочая программа Родной русский язык 3 класс УМК Школа России...