Рабочая программа по русскому языку для 3 класса по программе "Перспектива"
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему

Габдулхакова Инсия Зуфаровна

Рабочая программа для 3 класса рассчитана на 136 часов ( 4 часа в неделю)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rprusskiy_yazyk.doc297.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

      Рабочая программа   по русскому языку предназначена учащимся 3 класса и расчитана на 2016-2017 учебный год. Программа  составлена на основе  Федерального  государственного  образовательного стандарта начального общего образования утвержденного приказом  МО Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 г., примерной  программы начального общего образования по русскому языку,  программы   Климановой Л. Ф. "Русский язык", учебного  плана   МБОУ"Джалильская СОШ№2"  , утвержденного приказом №85 от 29.08.2016г

      В системе предметов начальной общеобразовательной школы предмет «Русский язык» реализует   цели:

1)   познавательную (ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся);

2)социокультурную (формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека).

Особенностью предмета является его тесная взаимосвязь с литературным чтением, обеспечивающая реализацию основных задач содержания предметной    области       «Филология»:

-формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

-развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

-развитие коммуникативных умений;

-развитие нравственных и эстетических чувств;

-развитие способностей к творческой деятельности.                                                                                                                                    

         Рабочая программа рассчитана   на 136  часов  в год,(4 часа в неделю)

   Из них  контрольных работ-11  (контрольных диктантов – 4;  контрольных  списывания -2; административных  контрольных  диктантов -2, промежуточная   аттестационная   работа-1, тестов – 2.  

       Для реализации рабочей программы используется УМК "Перспектива", который включен в федеральный перечень учебников рекомендованных Министерством образования и науки РФ.   Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждении  с прил. на электрон. носителе. В 2ч./Л.Ф. Климанова, Т.В.Бабушкина-М: Просвещение,2013

      Программа откорректирована в соответствии учебным планом МБОУ «Джалильская СОШ№2», уплотнение учебного материала произошла за счет сокращения количества часов и не повлияло на содержание программы.      

        Примечание: На основании положения МБОУ  «Джалильская СОШ №2» «О структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ, учебных курсов и предметов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения  «Джалильская средняя общеобразовательная школа №2» Сармановского муниципального района РТ», рассмотренного на педагогическом совете от 30 мая 2016 года, протокол  №7,  утвержденного Приказом директора № 66  от 30 мая 2016 года, в случае совпадения уроков с праздничными и каникулярными днями,  программу выполнить согласно п.5.2 данного положения.

Планируемые результаты изучения  учебного предмета

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные:

1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,  понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.

5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты:

1. Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

2. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.

3. Умение  включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.

4. Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

5. Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.

6. Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач

7. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве – Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.

8. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.

9. Овладение следующими логическими действиями: сравнение, анализ, синтез, классификация и обобщение по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.

10. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою. Научатся излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Научатся активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.

11. Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения. Научатся договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.

12. Готовность конструктивно разрешать конфликты с учётом интересов сторон и сотрудничества.

13. Овладение базовыми межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами или процессами.

Предметные результаты:

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношения и функции.

4. Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.

5. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

6. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Учащийся получит возможность  представить  о том, что русский язык является культурным достоянием, великой ценностью русского народа; понимать, что язык (слова, предложения, тексты) — главное средство общения людей, средство, помогающее выразить мысль; обращать внимание на вспомогательные средства общения: мимику, жесты, выразительные движения, интонацию, паузы, осознавать их роль в общении культурных людей; понимать суть речевой модели общения: партнера по речевому общению, цель и тему общения, его результат.

Учащийся научится :

—  состав слова: корень, приставку, суффикс, окончание;

— главные члены предложения (подлежащее и сказуемое); - части речи: имя существительное, имя прилагательное,

глагол, предлог.:

—  проводить синтаксический разбор предложений; определять их вид по цели высказывания и интонации, правильно обозначать на письме знаки препинания; выделять главные и второстепенные члены предложения,  устанавливать  связь между ними по вопросам;

—  обозначать на письме интонацию перечисления в предложениях с однородными членами;

—  отличать текст от набора предложений;

—  определять тему и основную мысль текста; озаглавливать текст;

—  устанавливать связи между предложениями в тексте;

—  делить текст на части, устанавливать связи между ними;

—  писать предложения в  60—70 слов  по коллективно и самостоятельно составленному плану;

—  распознавать виды текстов: повествование, описание, рассуждение;

—  писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного характера по сюжетной картинке, по лич¬ным впечатлениям;

—  писать сочинение-описание (после предварительной подготовки);

—  писать под диктовку тексты в 55—65 слов, включающие слова с изученными орфограммами (обозначать на письме безударные гласные, звонкие и глухие согласные звуки в корнях слов, разделительные мягкий и твердый знаки, непроиз¬осимые согласные звуки, удвоенные согласные в корне, мяг¬кий знак (ь) после шипящих в конце имен существительных женского рода, не с глаголами; раздельное написание предло¬гов со словами; знаки препинания в конце предложения и при перечислении);

— правильно переносить слова с удвоенными согласными в корне, на стыке приставки и корня, с мягким знаком (ь);

- грамотно,   каллиграфически   правильно   списывать предложения, тексты, слова, проверять написанное;

—  распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных; род и число имен прилагательных; время и число глаголов);

—  писать слова с непроверяемыми буквами;

—  распознавать в тексте синонимы и антонимы;

—  различать в слове его лексическое значение и звуко-буквенную форму; проводить звуко-буквенный анализ слов;

- самостоятельно ставить ударение в словах.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

-адекватно воспринимать звучащую речь – рассказ учителя, высказывания сверстников, детские радиопередачи, аудиозаписи и др.;

-создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;

-соблюдать орфоэпические нормы;

-передавать в письменной форме несложные тексты по интересующей младшего школьника тематике;

-владеть нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного и учебного общения (приветствие, прощание, благодарность.).        

Содержание учебной программы(136 ч):

№ п/п

Раздел

Количество часов

1.

Мир общения. Повторяем – узнаём новое.

8 часов

2.

Язык – главный помощник в общении.

35 часов

3.

Состав слова.

16 часов

4.

Части речи.

 73 часа

9.

Повторение.

4 часа

Программа  «Русский язык» для третьего класса включает четыре раздела: «Мир общения. Повторяем — узнаем новое», «Язык – главный помощник в общении», «Состав слова», «Части речи», «Повторение»

      Каждый раздел, кроме правил, заданий, текстов, включает диалоги Ани и Вани — сквозных персонажей учебника. Такой прием дает возможность изложить достаточно сложные лингвистические вопросы языком, приближенным к детской речи, к речи третьеклассника. Диалоги помогают акцентировать внимание учащихся на наиболее трудных, проблемных вопросах, обсудить их с разных сторон, приучают детей высказывать собственное мнение.

      Рубрика «Словесное творчество» позволяет наблюдать, как функционируют языковые единицы в тексте. Задания, объединенные общим названием «Творческая переменка», ориентированы на развитие творческих способностей детей.

      Учебник для третьего класса начинается с раздела «Мир общения. Повторяем — узнаем новое». При работе с этим разделом закрепляется представление детей о речевом общении и языке как основном средстве коммуникации, углубляются знания учащихся о вербальных (словесных) и невербальных средствах общения. Третьеклассники знакомятся с основными правилами ведения диалога, продолжается формирование представления детей о культуре устной и письменной речи, речевом этикете, умения поддерживать разговор с партнером, проявлять к собеседнику должное внимание и уважение. Дети наблюдают за функционированием языковых единиц в речи, постепенно приучаясь реализовывать свои коммуникативные намерения, оформлять устные и письменные высказывания в соответствии с существующими культурными нормами.

      Продолжается работа по формированию орфографической зоркости учащихся. Систематизируются знания детей об орфографических правилах. Раздел «Язык – главный помощник в общении» включает в себя не только темы по лексике, но и темы «Состав слова», «Как образуются слова».

      Лексической работе со словом, его значением в новой системе отводится значительное место. Начиная с периода обучения грамоте формируется представление детей о слове как о двусторонней единице языка, которая имеет внешнюю (звуко-буквенную) форму и внутреннюю форму (значение). Осознать и удержать в памяти информацию о двух сторонах слова учащимся помогают простейшие структурно-семантические модели слова. Такие модели помогают глубже осознать особенности многозначных слов, омонимов, синонимов и антонимов.

      В третьем классе представление детей о слове углубляется: учащиеся соотносят слова, которые создаются для наименования целой группы однородных предметов (нарицательные имена), слова, называющие единичные, конкретные предметы (имена собственные), слова, служащие для замещения других слов (местоимения).

.    При изучении состава слова существенное внимание уделяется значению, которое привносит в слово каждая из морфем. Учащиеся знакомятся с понятием основы слова, с элементарными способами словообразования. Знание морфемного состава слова позволяет, с одной стороны, лучше понять его семантику, с другой стороны, организовать эффективную и осмысленную работу над орфографическими правилами.

      Для формирования орфографической грамотности учащихся особое значение имеет задание сравнить форму и значения родственных слов. Выполнение этого задания помогает избежать ошибки, когда к однокоренным относят слова, которые имеют одинаково звучащие части, но различны по значению (вода — водитель, вор — ворона и др.). Знания о составе слова служат залогом орфографически верного написания приставок и суффиксов (простые случаи).

      Тема  «Словосочетание, предложение и текст в речевом общении» знакомит детей с особенностями данных языковых единиц. При этом достаточно новым для начальной школы является стремление показать, что словосочетание, предложение и текст — это не случайные образования. Каждое из них имеет свою четкую структуру. К такому выводу учащиеся приходят при сопоставлении сначала словосочетаний, а затем предложений с разным лексическим наполнением, но построенных по одной модели (схеме). Дети знакомятся также с композицией текста, определяют, что данная структура свойственна не какому-либо одному тексту, а всем синтаксическим единицам данного уровня.

 В разделе «Части речи» углубляются и расширяются знания учеников об имени существительном, глаголе, имени прилагательном. Вводится определение местоимения. При изучении грамматических понятий (род, число и падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время, число и род глаголов) акцент делается на значении  категорий для общения, для верного построения словосочетаний, предложений, текстов

Календарно-тематическое планирование по русскому языку

 

Тема урока.

  Основные виды  учебной деятельности учащихся

Дата проведения

план

факт

Мир общения. Повторяем – узнаём новое. 8ч.

1

Речевое общение. Диалог. Собеседники.

Умение вести диалог, монологический текст, оформление предложений на письме, прописная буква в именах собственных, написание безударных гласных и парных согласных в корне слова. Чтение, обсуждение и запись по памяти «золотого правила общения».

1.09

2

Речевое общение. Диалог. Собеседники. 

2.09

3

Разница между диалогом и спором.

5.09

4

Культура устной и письменной речи.  

Дать детям представление о зависимости выбора речевых средств от ситуации общения;  познакомить учащихся с орфоэпическими нормами произношения; работать над техникой устной речи учащихся: верной интонацией, передающей отношение говорящего к предмету речи; познакомить детей с пунктуационным правилом оформления слов речевого этикета.

6.09

5

Тема и главная мысль текста. 

Вспомнить, каковы особенности текста; что такое тема и главная мысль текста; определить, какие бывают предложения по цели высказывания и по интонации;  повторить изученные во втором классе орфограммы. Работа с текстом, составление плана текста. Запись.

8.09

6

Текст. Тема и главная мысль текста. 

9.09

7

Текст. Типы текстов. 

13.09

8

 Входной контрольный диктант  «Осенний лес»

 Проверить знания учащихся

15.09

Язык-главный помощник в общении.35ч.

9

Звуки и буквы.

Работа над ошибками. Звуки, обозначение их буквами,  йотированные буквы. Работа по выявлению соответствия звуков и букв в словах зависимости между значением слова и последовательностью звуков в нем

16.09

10

Деление слов на слоги.

Нахождение закрытых и открытых слогов. Сравнение звучания поэтического текста, в котором больше слов с открытыми слогами, и поэтического текста, в котором больше слов с закрытыми слогами.        

19.09

11

Ударение.  

20.09

12

Прописная буква в именах собственных. 

Развивать умение распознавать имена, отчества и фамилии людей, клички животных, названия населенных пунктов и писать их с заглавной буквы.

22.09

13

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные  в корне слова.  Контр. списывание «Белый гусь»

Отработка умения обозначать на письме безударные гласные звуки в корне слова, проверяемые ударением.

Отработка умения обозначать на письме  провееряемые и непроверяемые согласные звуки в корне слова.

23.09

14

   Проверяемые и непроверяемые безударные гласные  в корне слова. 

26.09

27.09

15

Проверяемые и непроверяемые согласные в корне слова. 

16

Непроизносимые согласные в корне слова. 

Вспомнить правило написания непроизносимых согласных

29.09

17

Разделительный твёрдый и мягкий знаки. Слов.дикт. 

Повторить правила написания разделительного твердого и мягкого знаков. Определение алгоритма проверки изучаемых орфограмм на материале упр. 64 из учебника. Составление словосочетаний со словами с изучаемыми орфограммами

30.09

18

Удвоенные согласные. 

Работа над правописанием слов с удвоенными согласными сочетается с повторением правил переноса слов; составлением словосочетаний (упр. 69 из учебника); составлением предложений; повторением всех известных детям орфографических правил (упр. 68из учебника); работой с текстом.

3.10

19

Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чк, чн, щн. 

Выполнение упр. 70 из учебника в форме комментированного письма. Нахождение слов с изучаемыми орфограммами. Работа над сравнением.

4.09

20

Творческая переменка. Мини-сочинение «Осень».

Нахождение орфограмм в словах из упр. 78 учебника. Выполняется в форме комментированного письма.

6.10

21

Правила переноса слов. 

Работа по вопросам и заданиям учителя. Комментированное письмо.

7.10

22

 Контрольный диктант «Скучная картина»

Работа по вопросам из рубрики «Проверь себя». Контрольный диктант

10.10

23

Работа над ошибками. Работа с изученными орфограммами.  

Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Обобщение знаний учеников обо всех известных орфограммах.

11.10

24

Слово и его значение.

Чтение сообщения Самоварова, выполнение упр. из учебника — составление устного рассказа по рисунку с использованием опорных слов. Знакомство с ролью жеста в общении людей.

13.10

25

Основные функции слова. 

Работа с моделями слов. Зависимость значения слова от его звуко-буквенной формы.

14.10

26

Устойчивые выражения (фразеологизмы).   

Наблюдение за устойчивыми оборотами, соотнесение фразеологизма и его значения.

17.10

27

Как «устроено» слово.  

Игра «Кто знает больше слов?» (упр. 93). Работа с рубрикой «Из толкового словаря» на с. 64 учебника. Знакомство с библией.

18.10

28

Как возникают слова. 

Выявление разного видение одного и того же предмета у разных народов  на примере слова подснежник. Объяснение значений «говорящих» названий.

20.10

29

Откуда слово пришло. 

Работа с этимологией топонимов. Разбор слов по составу и анализ орфограмм в них. Происхождение имен рек и озер. Географические имена. Названия древнерусских городов

21.10

30

Контрольный диктант

“Снегирь”

Контроль увоения изученного материала.

24.10

31

Синонимы. 

Наблюдения за синонимами, антонимами и омонимами, чтение сообщения Самоварова. Работа с моделями слов-синонимов. Выяснение различий в сфере употребления синонимов.

25.10

32

Антонимы. 

Значение термина «антонимы». Нахождение антонимов в пословицах . Анализ антонимов с использованием моделей слова. Подбор антонимов к словам разных частей речи.

27.10

33

 Омонимы.  

Выявление сущности омонимов при анализе моделей слов. Нахождение омонимов в текстах, определение их значений . Составление предложений с омонимами и многозначными словами.

28.10

34

Многозначные слова. 

7.11

35

Обобщающие слова. 

Отличия имен нарицательных, имен собственных; слов с обобщающим значением.  

8.11

36

Имена собственные и нарицательные.  

11.11

37

Словосочетание. 

Чтение определения словосочетания Выявление отличий словосочетания от слова. Составление словосочетаний с использованием данных слов.

10.11

38

Предложение.     

Уточнение сведений об отличии слова, словосочетания и предложения при чтении диалога Ани, Вани и Самоварова - информация о предложении, которое может состоять из одного слова.

14.11

39

Главные члены предложения. 

Определение главных членов в предложениях. Составление предложений из данных слов, определение в них главных членов. Составление устного текста-рассуждения при ответе на вопрос: «Почему не все из предложенных слов могут быть подлежащими?»  Нахождение главных членов предложения и установление связи между ними с помощью вопроса.

15.11

17.11

40

Главные члены предложения. 

18.11

41

Предложения с однородными членами.

42

Предложения с однородными членами. 

Наблюдение за особенностями однородных членов предложения. Игра «Вспомни сказочных и литературных героев». Надо так составить предложения с именами героев, чтобы в них были однородные члены предложения. Викторина.

21.11

43

Р.р. Обучающее изложение по предложенному тексту

Обучение написанию изложения. Обобщение знаний учеников обо всех известных орфограммах.

22.11

Состав слова. 16ч.

44

Работа над ошибками. Состав слова. Основа слова

Р.н.о. Обобщение знаний учеников обо всех известных орфограммах. Актуализировать знания детей о частях слова;  показать, что части слова — это реально употребляемые в целом ряде слов языковые единицы со своим значением, которое они привносят в слово. Осмысление значения термина «основа слова». Выделение основы и окончания в словах.

24.11

45

Корень слова. 

Познакомить учеников с историческими фонетическими чередованиями согласных звуков в корне слова;  

закрепить представление детей о единообразном написании корня слова.

25.11

46

Корень слова. Родственные слова. Чередование согласных в корне. 

Выбор верного проверочного слова для написания безударных гласных в корнях слов. Наблюдение за единообразным написанием гласных в корне слов.

28.11

47

Чередование согласных в корне. 

29.11

48

Корни в сложных словах. 

Работа с безударными гласными в сложных слова, подбор проверочных слов; определение типа текста, озаглавливание. Определять позиции парного по звонкости-глухости согласного в слове и того, когда он нуждается в проверке. Сопоставление слов с двумя орфограммами: «Парные по звонкости-глухости согласные в корне слова» и «Непроизносимые согласные»

1.12

49

Корни в сложных словах. 

2.12

50

  Приставка. 

Р.н.о. Систематизация знаний детей об изученных орфограммах.Определение степени усвоения изученных орфографических правил. Активизировать и расширить знания учащихся о приставке как части слова; научить детей определять (в некоторых случаях) значения приставок в словах

5.12

51

Разделительный ъ знак после приставок. 

Закрепление умения правильно писать слова с орфограммой «Разделительный твердый знак» при выполнении упр. из учебника.

6.12

52

Приставка и предлог. Слов.диктант.  

Повторение сведений о том, каковы различия в написании приставок и предлогов. Наблюдение за сочетаемостью слов с разными приставками, составление словосочетаний. Пишут словарный диктант.

8.12

53

Суффикс. 

Определение суффикса,  чтение «Узелков на память». Распределение слов в зависимости от значения суффиксов. Образование слов — названий лиц по профессии с помощью суффиксов -тель и –ёp. Самостоятельное определение семантики суффиксов.

9.12

54

Уменьшительно-ласкательные суффиксы. 

Разные значения суффиксов: уменьшительно-ласкательные и увеличительно-пренебрежительным. Наблюдение за использованием (ролью) суффиксов в именах собственных из русских народных сказок.

12.12

55

Окончание. 

Выделение окончаний у слов разных частей речи. Исправление ошибок в употреблении окончаний. Выделение окончаний в рифмующихся словах из стихотворения О. Григорьева.

13.12

56

 Тестовая работа «Состав слова»  

  Выполнение тестовой работы. Выбор верного проверочного слова для написания безударных гласных в корнях слов. Наблюдение за единообразным написанием гласных в корне слов.

15.12

57

 Окончание и основа. 

 Выделение окончаний у слов разных частей речи. Исправление ошибок в употреблении окончаний.

16.12

58

Как образуются слова. 

Способы образования слов.  Обобщить знания детей о составе слова; формировать представление учащихся о слове как единстве определенных морфем, каждая из которых привносит в слово свое значение (основное значение или оттенок значения)

19.12

59

Административный  диктант 1 полугодия «Синички»

Диктант. Самопроверка работы. Выполнение заданий по тексту диктанта.

20.12

Части речи. 73 ч.

60

 Части речи.  

Работа над ошибками. Части речи, имя существительное имя прилагательное, глагол, предлог, развитие орфографической зоркости

22.12

61

Определение частей речи с помощью вопросов. 

Определение частей речи по принадлежности слов при работе по образцу. Составление предложений по рисунку с использованием опорных слов разных частей речи. Составление ответов на вопросы по тексту с указанием в первом ответе частей речи.

23.12

62

Определение частей речи. 

Создание проблемной ситуации: Могут ли слова одинаково произноситься, но относиться к разным частям речи? Выполнение упр. 5  с обязательным чтением диалога Ани, Вани и Совенка. Выполнение тестовых заданий.

9.01

63

Роль слов разных частей речи в тексте. 

Вывод о том, что в тексте-описании используется больше имен прилагательных, а в тексте-повествовании — глаголов. Составление устных рассказов на одну из предложенных тем.

10.12

64

  Имя существительное.

Принципы выделения частей речи. Общее значение и вопросы как средство выделения частей речи.

12.01

65

 Собственные имена существительные. 

Признаки имени существительного

Отличия в орфографическом оформлении имен собственных и нарицательных; смысловые отличия собственных и нарицательных имен существительных.

13.01

66

Нарицательные имена существительные. 

16.01

67

Собственные и нари цательные имена существительные. 

17.01

68

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. 

Нахождение одушевленных и неодушевленных имен существительных в рассказе И. Абрамова, выполнение задания по выбору (составление текста-рассуждения или текста- повествования). Распределение одушевленных имен существительных по группам с обязательным объяснением значений непонятных слов.        

19.01

20.01

69

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. 

70

Число имен существительных. Словарный диктант.

 

 

Чтение «Узелков на память» со с.40. Определение числа имен существительных в тексте, наблюдение за значением категории числа .

Создание проблемной ситуации — игра «Один — много». Распределение имен существительных по группам: существительные, которые изменяются по числам, и существительные, которые по числам не изменяются. Определение того, может ли каждое из выделенных в тексте существительных изменяться по числам (упр. 55). Самостоятельная работа по определению числа имен существительных и повторению орфограмм

23.01

71

Число имен существительных. 

24.01

72

Число имен существительных. 

26.01

27.01

73

Род имён существительных.. 

74,

75

Род имён существительных. 

 

Составление рассказа по рисунку и определение рода имен существительных в

составленном тексте. Объяснение значения категории рода начинается с работы по учебнику: чтение диалога Совенка и Ани на с. 33, выполнение упр. 40, чтение высказывания Вани после упр. 34 может быть предварено самостоятельными ответами детей.

Выявление значения категории рода имен существительных при составлении

словосочетаний с именами прилагательными.        

30.01

31.01

Род имён существительных. 

2.02

76

Род имён существительных Контр.списывание. 

77

Мягкий знак на конце имен существительных женского рода после  шипящих . 

Орфограмма – правописание мягкого знака в конце имен существительных  женского рода. Уточнение знаний учащихся о роли мягкого знака в конце имен существительных после шипящих. Разграничение случаев употребления мягкого знака.

Орфограмма – правописание мягкого знака в конце имен существительных  женского рода. Уточнение знаний учащихся о роли мягкого знака в конце имен существительных после шипящих. Разграничение случаев употребления мягкого знака.

3.02

6.02

78

Мягкий знак на конце имен существительных женского рода после  шипящих. 

79

Мягкий знак на конце имен существительных женского рода после  шипящих. 

7.02

80

Контрольный диктант «На охоте» по теме «Мягкий знак на конце имен существительных женского рода после  шипящих»

Диктант. Самопроверка работы. Выполнение заданий по тексту диктанта.

9.02

81

Изменение имен существительных по падежам 

Названия падежей, роль окончания при изменении имен существительных по падежам. Наблюдение за ролью окончаний существительных: служат для связи слов в предложении по смыслу. Наблюдение за верным употреблением предлогов с именами существительными. Игра «Помоги автору сказки».

10.02

82

Изменение имен существительных по падежам 

13.02

83

Именительный падеж. 

Чтение сообщения Самоварова. Работа по вопросам и заданиям учителя. Выборочный диктант. Нахождение имен существительных в именительном падеже с подбором антонимов

14.02

84

Родительный падеж. 

Работа по заданию Совенка. Нахождение в тексте имен существительных в родительном падеже, выделение их окончаний. Составление словосочетаний с именами существительными в родительном падеже . Игра «Вернись назад».

16.02

85

Дательный падеж. 

Работа по заданию Совенка. Коллективное составление словосочетаний с существительными в дательном падеже с выбором предлогов. Обязательно выделить окончания существительных.

17.02

86

Винительный падеж. 

Работа по заданию Совенка. Нахождение имен существительных в винительном падеже в тексте. Чтение сообщения Самоварова.

20.02

87

Творительный падеж. 

Работа по заданию Совенка. Составление словосочетаний c именами существительными в творительном падеже. Составление рассказа по опорным словосочетаниям.

21.02

88

Предложный падеж. 

Работа по заданию Совенка. Поиск существительных в предложном падеже в тексте . Выбор нужного предлога, употребляемого с именем существительным в предложном падеже.

23.02

89

Тестовая работа «Изменение имен существительных по падежам». 

Систематизация знаний о склонении имен существительных

24.02

90

Разбор имени существительного. 

 Задание повышенной сложности — составить предложения, употребив данные слова во всех шести падежах. Составление словосочетаний из предложенных слов.

27.02

91

Разбор имени существительного. 

28.02

92

Изложение с использованием плана текста. 

Делить текст на части, определять тему и основную мысль текста. Озаглавливать его. Писать изложение по составленному плану.

2.03

93

Работа над ошибками. Местоимение. 

Игра «Найди четвертое лишнее» . Работа по вопросу учителя: Всегда ли мы верно употребляем местоимения в речи? Наблюдение за употреблением местоимений в диалоге. Запись под диктовку местоимений с предлогами: к нему, с ней, около них, с ними, без нее, без них. Исправление некорректного в речевом отношении текста.

3.03

94

Местоимение. 

6.02

95

Глагол как часть речи. 

Актуализировать знания детей о глаголе как части речи; расширить представление учащихся о значении глагола, познакомить их с группами глаголов по значению;

показать роль глаголов в речи; познакомить школьников с этимологией термина «глагол»; обогащать речь детей глаголами разных семантических групп.

7.03

9.03

96

Глагол как часть речи. 

97

Сочинение «Как бы я хотел провести выходной день»

Дополнить предложения однородными подлежащими или сказуемыми. Определить тип составленных предложений. Работа в паре. Составить рассказ на тему «Как бы я хотел провести выходной день» так, чтобы в нем было вступление, основная часть и заключительная часть.        .

10.03

98

Р.н.о. Изменение глаголов по временам. 

Познакомить учащихся с изменением глаголов по временам;    развивать речь учащихся при образовании грамматических форм времени глагола; продолжить формирование орфографического навыка учащихся.

13.03

99

Контрольный диктант «Летучая мышь»

Проверка знаний об имени существительном

14.03

100

Р.н.о. Глаголы настоящего времени. 

Показать, как зависит возможность употребить глагол в настоящем времени от того, на какой вопрос (что делать? Что сделать?) глагол отвечает;  обратить внимание на новую орфограмму (без объяснения) — «Безударные гласные в окончаниях глаголов». Образование форм глагола в настоящем времени по образцу.

16.03

17.03

101

Глаголы настоящего времени. 

102

Глаголы прошедшего времени. 

Чтение текста учебника, работа по заданиям, выписывание глаголов. Поиск глаголов в прошедшем времени в загадках, в стихотворном отрывке. Читается сообщение Самоварова. Образование форм глаголов в прошедшем времени по образцу, выделение суффикса-л.

30.03

103

Глаголы прошедшего времени. 

31.03

104

Глаголы будущего времени. 

.Наблюдение за разными способами образования форм будущего времени от глаголов разного вида Образование форм будущего времени от данных глаголов по вопросам проводится коллективно. Поиск глаголов в будущем времени в пословицах.

3.04

105

Глаголы будущего времени. 

4.04

106

Непределенная форма глагола. 

Нахождение начальной формы для каждого из данных глаголов  — коллективная работа в классе — работа в паре с последующей проверкой в классе. Распределение глаголов в неопределенной форме в группы по вопросам что делать? И что сделать? Выделение суффиксов данных глаголов . Составление видовых пар глаголов (называют похожие действия, но отвечают на разные вопросы)

6.04

107

Непределенная форма глагола. 

7.04

10.04

108

Непределенная форма глагола.

109

Изменение глаголов по числам. Словарный диктант. 

. Определение числа и времени глаголов в предложениях. Обратить внимание на то, что безударные окончания глаголов — это орфограмма. Устное составление рассказов по рисункам. Комментированное списывание текста с грамматическим заданием, ответ на после текстовые вопросы .

11.04

110

Изменение глаголов по числам. 

13.04

111

Изменение по родам глаголов  прошедшего времени. 

Наблюдение за изменением по родам глаголов в прошедшем времени в единственном числе начинается с задания дописать окончания глаголов. При этом для анализа предлагаются глаголы с ударными окончаниями. Чтение сообщения Совенка. Дописывание окончаний глаголов в форме работы в паре.

14.04

112

Изменение по родам глаголов  прошедшего времени. 

17.04

113

НЕ с глаголами. 

Выявление значения частицы не. Чтение сообщения Самоварова. Наблюдение за ролью частицы не в пословици в загадках. Исправление ошибок в написании частицы не и ее употреблении в тексте. Составление правил поведения ученика на уроке.

18.04

114

НЕ с глаголами. 

20.04

115

Разбор глагола как части речи.   

Систематизация знаний по теме «Глагол». Делать разбор глагола как части речи. Знакомство с алгоритмом устного разбора глагола.         

21.04

116

Разбор глагола как части речи. 

24.04

117

Контрольный диктант  по теме «Глагол как часть речи» 

Проверка знаний по теме «Глагол». Работа по заданиям и вопросам из раздела «Проверь себя» со с. 133 в устной форме с проведением диктанта с грамматическим заданием: определить и указать время глаголов в тексте, два глагола выписать и сделать их полный разбор.

25.04

118

Работа над ошибками. Имя прилагательное. 

Работа над ошибками.  Актуализировать знания детей об имени прилагательном как части речи;  классифицировать имена прилагательные по значению; показать роль имен прилагательных в речи.

27.04

119

Роль имён прилагательных в речи.  

Определение роли имен прилагательных в речи — работа по вопросу Совенка, редактирование описания Незнайки: только имена прилагательные помогают представить всю нелепость одеяния героя Н. Носова; исключение из текста всех имен прилагательных.

28.04

120

Образование имён прилагательных с помощью суффиксов. 

Образование имен прилагательных от существительных с помощью данных суффиксов. Распределение имен прилагательных по синонимическим группам. Словесное иллюстрирование стихотворения А. К. Толстого.

1.05

121

Зависимость имени прилагательного от имени существительного.

Наблюдение за изменением одного и того же прилагательного при согласовании его с существительными разного рода и разного числа. Формирование умения находить в предложении имя существительное, от которого зависит прилагательное.

2.05

122

Изменение имён прилагательных по родам. 

Наблюдение за согласованием имен прилагательных с именами существительными, за изменением окончаний прилагательных при согласовании с существительными разных родов. Нахождение в предложениях-загадках словосочетаний из имен существительных и прилагательных.

4.05

123

Обучающее изложение по предложенному тексту

Обобщение знаний учеников обо всех известных орфограммах.

5.05

124

Изменение имен прилагательных по родам и числам. 

Наблюдение за согласованием имен прилагательных с именами существительными, за изменением окончаний прилагательных при согласовании с существительными разных родов и числа. Нахождение в предложениях-загадках словосочетаний из имен существительных и прилагательных.

8.05

9.05

125

Изменение имен прилагательных по родам и числам. 

11.05

126

Изменение имен прилагательных по родам и числам. 

127

Изменение имен прилагательных по родам и числам. 

12.05

128

Проверка безударных окончаний имён прилагательных. 

Формирование умения определять, какое окончание следует написать у имени прилагательного. Наблюдение за написанием безударного окончания прилагательного в начальной форме. Формирование умения орфографически верно записывать безударные окончания прилагательных.

15.05

129

Морфологический разбор имени прилагательного. 

Знакомство с последовательностью разбора имени прилагательного как части речи — чтение сообщения Самоварова.

16.05

130

Комплексная работа  (оценка  метапредметных результатов)

Систематизация знаний, полученных учащимися 3-го класса за год.

18.05

131

Морфологический разбор имени прилагательного. 

 Устный и письменный разбор имен прилагательных по предложенной схеме. Исправление ошибок в разборе имен прилагательных.

19.05

132

 Промежуточная аттестационная работа(диктант)

Систематизация знаний, полученных учащимися 3-го класса за год.

22.05

Повторение. 4часа.

133

Р.н.о. Повторение.Слово. Предложение. Текст. 

Систематизировать изученный в третьем классе материал по всем разделам учебника;  закрепить навык написания изученных орфограмм. Проверка знаний за год.  Закрепить навык написания изученных орфограмм. Повторение основных признаков изученных единиц языка и речи — слова, предложения, текста. Работа над основными особенностями текста и предложения: отличие текста от предложения; тема и главная мысль текста; заглавие текста; типы текстов по сфере употребления: научные и художественные; типы предложений по цели высказывания и по интонации; состав слова; части речи.

23.05

134

Повторение. Культура общения.  

23.05

135

Повторение. Состав слова. 

24.05

136

Повторение. Части речи. 

25.05

Список литературы по реализации программы:

  1. Л.Ф.Климанова; Т.В.Бабушкина учебник «Русский язык» часть 1. - М.: «Просвещение», 2013г.
  2. Л.Ф.Климанова; Т.В.Бабушкина  учебник «Русский язык» часть 2. - М.: «Просвещение», 2013г.
  3.  И.Ф.Яцеко, Н.Ю.Васильева Поурочные разработки по русскому языку М.: «Вако», 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому языку 2 класс по программе школы России

Рабочая программа по русскому языку для 2 «А» класса ГСКОУ 3-4 вида г. Петровск-Забайкальска на 2011-2012 учебный год разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс "Школа России" и календарно–тематическое планирование уроков русского языка

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 1 класса составлена на основе авторской программы Канакиной В.П., Горецкого В.Г, Бойкиной М.В.   УМК &laqu...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...