Рабочая программа по русскому языку для 3 класса по программе "Перспектива"
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему
Рабочая программа для 3 класса рассчитана на 136 часов ( 4 часа в неделю)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rprusskiy_yazyk.doc | 297.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку предназначена учащимся 3 класса и расчитана на 2016-2017 учебный год. Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования утвержденного приказом МО Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 г., примерной программы начального общего образования по русскому языку, программы Климановой Л. Ф. "Русский язык", учебного плана МБОУ"Джалильская СОШ№2" , утвержденного приказом №85 от 29.08.2016г
В системе предметов начальной общеобразовательной школы предмет «Русский язык» реализует цели:
1) познавательную (ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся);
2)социокультурную (формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека).
Особенностью предмета является его тесная взаимосвязь с литературным чтением, обеспечивающая реализацию основных задач содержания предметной области «Филология»:
-формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
-развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
-развитие коммуникативных умений;
-развитие нравственных и эстетических чувств;
-развитие способностей к творческой деятельности.
Рабочая программа рассчитана на 136 часов в год,(4 часа в неделю)
Из них контрольных работ-11 (контрольных диктантов – 4; контрольных списывания -2; административных контрольных диктантов -2, промежуточная аттестационная работа-1, тестов – 2.
Для реализации рабочей программы используется УМК "Перспектива", который включен в федеральный перечень учебников рекомендованных Министерством образования и науки РФ. Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждении с прил. на электрон. носителе. В 2ч./Л.Ф. Климанова, Т.В.Бабушкина-М: Просвещение,2013
Программа откорректирована в соответствии учебным планом МБОУ «Джалильская СОШ№2», уплотнение учебного материала произошла за счет сокращения количества часов и не повлияло на содержание программы.
Примечание: На основании положения МБОУ «Джалильская СОШ №2» «О структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ, учебных курсов и предметов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Джалильская средняя общеобразовательная школа №2» Сармановского муниципального района РТ», рассмотренного на педагогическом совете от 30 мая 2016 года, протокол №7, утвержденного Приказом директора № 66 от 30 мая 2016 года, в случае совпадения уроков с праздничными и каникулярными днями, программу выполнить согласно п.5.2 данного положения.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные:
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.
5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты:
1. Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
2. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.
3. Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.
4. Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
5. Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.
6. Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач
7. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве – Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
8. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.
9. Овладение следующими логическими действиями: сравнение, анализ, синтез, классификация и обобщение по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.
10. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою. Научатся излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Научатся активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.
11. Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения. Научатся договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.
12. Готовность конструктивно разрешать конфликты с учётом интересов сторон и сотрудничества.
13. Овладение базовыми межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами или процессами.
Предметные результаты:
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношения и функции.
4. Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.
5. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
6. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Учащийся получит возможность представить о том, что русский язык является культурным достоянием, великой ценностью русского народа; понимать, что язык (слова, предложения, тексты) — главное средство общения людей, средство, помогающее выразить мысль; обращать внимание на вспомогательные средства общения: мимику, жесты, выразительные движения, интонацию, паузы, осознавать их роль в общении культурных людей; понимать суть речевой модели общения: партнера по речевому общению, цель и тему общения, его результат.
Учащийся научится :
— состав слова: корень, приставку, суффикс, окончание;
— главные члены предложения (подлежащее и сказуемое); - части речи: имя существительное, имя прилагательное,
глагол, предлог.:
— проводить синтаксический разбор предложений; определять их вид по цели высказывания и интонации, правильно обозначать на письме знаки препинания; выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;
— обозначать на письме интонацию перечисления в предложениях с однородными членами;
— отличать текст от набора предложений;
— определять тему и основную мысль текста; озаглавливать текст;
— устанавливать связи между предложениями в тексте;
— делить текст на части, устанавливать связи между ними;
— писать предложения в 60—70 слов по коллективно и самостоятельно составленному плану;
— распознавать виды текстов: повествование, описание, рассуждение;
— писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного характера по сюжетной картинке, по лич¬ным впечатлениям;
— писать сочинение-описание (после предварительной подготовки);
— писать под диктовку тексты в 55—65 слов, включающие слова с изученными орфограммами (обозначать на письме безударные гласные, звонкие и глухие согласные звуки в корнях слов, разделительные мягкий и твердый знаки, непроиз¬осимые согласные звуки, удвоенные согласные в корне, мяг¬кий знак (ь) после шипящих в конце имен существительных женского рода, не с глаголами; раздельное написание предло¬гов со словами; знаки препинания в конце предложения и при перечислении);
— правильно переносить слова с удвоенными согласными в корне, на стыке приставки и корня, с мягким знаком (ь);
- грамотно, каллиграфически правильно списывать предложения, тексты, слова, проверять написанное;
— распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных; род и число имен прилагательных; время и число глаголов);
— писать слова с непроверяемыми буквами;
— распознавать в тексте синонимы и антонимы;
— различать в слове его лексическое значение и звуко-буквенную форму; проводить звуко-буквенный анализ слов;
- самостоятельно ставить ударение в словах.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-адекватно воспринимать звучащую речь – рассказ учителя, высказывания сверстников, детские радиопередачи, аудиозаписи и др.;
-создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;
-соблюдать орфоэпические нормы;
-передавать в письменной форме несложные тексты по интересующей младшего школьника тематике;
-владеть нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного и учебного общения (приветствие, прощание, благодарность.).
Содержание учебной программы(136 ч):
№ п/п | Раздел | Количество часов |
1. | Мир общения. Повторяем – узнаём новое. | 8 часов |
2. | Язык – главный помощник в общении. | 35 часов |
3. | Состав слова. | 16 часов |
4. | Части речи. | 73 часа |
9. | Повторение. | 4 часа |
Программа «Русский язык» для третьего класса включает четыре раздела: «Мир общения. Повторяем — узнаем новое», «Язык – главный помощник в общении», «Состав слова», «Части речи», «Повторение»
Каждый раздел, кроме правил, заданий, текстов, включает диалоги Ани и Вани — сквозных персонажей учебника. Такой прием дает возможность изложить достаточно сложные лингвистические вопросы языком, приближенным к детской речи, к речи третьеклассника. Диалоги помогают акцентировать внимание учащихся на наиболее трудных, проблемных вопросах, обсудить их с разных сторон, приучают детей высказывать собственное мнение.
Рубрика «Словесное творчество» позволяет наблюдать, как функционируют языковые единицы в тексте. Задания, объединенные общим названием «Творческая переменка», ориентированы на развитие творческих способностей детей.
Учебник для третьего класса начинается с раздела «Мир общения. Повторяем — узнаем новое». При работе с этим разделом закрепляется представление детей о речевом общении и языке как основном средстве коммуникации, углубляются знания учащихся о вербальных (словесных) и невербальных средствах общения. Третьеклассники знакомятся с основными правилами ведения диалога, продолжается формирование представления детей о культуре устной и письменной речи, речевом этикете, умения поддерживать разговор с партнером, проявлять к собеседнику должное внимание и уважение. Дети наблюдают за функционированием языковых единиц в речи, постепенно приучаясь реализовывать свои коммуникативные намерения, оформлять устные и письменные высказывания в соответствии с существующими культурными нормами.
Продолжается работа по формированию орфографической зоркости учащихся. Систематизируются знания детей об орфографических правилах. Раздел «Язык – главный помощник в общении» включает в себя не только темы по лексике, но и темы «Состав слова», «Как образуются слова».
Лексической работе со словом, его значением в новой системе отводится значительное место. Начиная с периода обучения грамоте формируется представление детей о слове как о двусторонней единице языка, которая имеет внешнюю (звуко-буквенную) форму и внутреннюю форму (значение). Осознать и удержать в памяти информацию о двух сторонах слова учащимся помогают простейшие структурно-семантические модели слова. Такие модели помогают глубже осознать особенности многозначных слов, омонимов, синонимов и антонимов.
В третьем классе представление детей о слове углубляется: учащиеся соотносят слова, которые создаются для наименования целой группы однородных предметов (нарицательные имена), слова, называющие единичные, конкретные предметы (имена собственные), слова, служащие для замещения других слов (местоимения).
. При изучении состава слова существенное внимание уделяется значению, которое привносит в слово каждая из морфем. Учащиеся знакомятся с понятием основы слова, с элементарными способами словообразования. Знание морфемного состава слова позволяет, с одной стороны, лучше понять его семантику, с другой стороны, организовать эффективную и осмысленную работу над орфографическими правилами.
Для формирования орфографической грамотности учащихся особое значение имеет задание сравнить форму и значения родственных слов. Выполнение этого задания помогает избежать ошибки, когда к однокоренным относят слова, которые имеют одинаково звучащие части, но различны по значению (вода — водитель, вор — ворона и др.). Знания о составе слова служат залогом орфографически верного написания приставок и суффиксов (простые случаи).
Тема «Словосочетание, предложение и текст в речевом общении» знакомит детей с особенностями данных языковых единиц. При этом достаточно новым для начальной школы является стремление показать, что словосочетание, предложение и текст — это не случайные образования. Каждое из них имеет свою четкую структуру. К такому выводу учащиеся приходят при сопоставлении сначала словосочетаний, а затем предложений с разным лексическим наполнением, но построенных по одной модели (схеме). Дети знакомятся также с композицией текста, определяют, что данная структура свойственна не какому-либо одному тексту, а всем синтаксическим единицам данного уровня.
В разделе «Части речи» углубляются и расширяются знания учеников об имени существительном, глаголе, имени прилагательном. Вводится определение местоимения. При изучении грамматических понятий (род, число и падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время, число и род глаголов) акцент делается на значении категорий для общения, для верного построения словосочетаний, предложений, текстов
Календарно-тематическое планирование по русскому языку
№ |
Тема урока. | Основные виды учебной деятельности учащихся | Дата проведения | ||
план | факт | ||||
Мир общения. Повторяем – узнаём новое. 8ч. | |||||
1 | Речевое общение. Диалог. Собеседники. | Умение вести диалог, монологический текст, оформление предложений на письме, прописная буква в именах собственных, написание безударных гласных и парных согласных в корне слова. Чтение, обсуждение и запись по памяти «золотого правила общения». | 1.09 | ||
2 | Речевое общение. Диалог. Собеседники. | 2.09 | |||
3 | Разница между диалогом и спором. | 5.09 | |||
4 | Культура устной и письменной речи. | Дать детям представление о зависимости выбора речевых средств от ситуации общения; познакомить учащихся с орфоэпическими нормами произношения; работать над техникой устной речи учащихся: верной интонацией, передающей отношение говорящего к предмету речи; познакомить детей с пунктуационным правилом оформления слов речевого этикета. | 6.09 | ||
5 | Тема и главная мысль текста. | Вспомнить, каковы особенности текста; что такое тема и главная мысль текста; определить, какие бывают предложения по цели высказывания и по интонации; повторить изученные во втором классе орфограммы. Работа с текстом, составление плана текста. Запись. | 8.09 | ||
6 | Текст. Тема и главная мысль текста. | 9.09 | |||
7 | Текст. Типы текстов. | 13.09 | |||
8 | Входной контрольный диктант «Осенний лес» | Проверить знания учащихся | 15.09 | ||
Язык-главный помощник в общении.35ч. | |||||
9 | Звуки и буквы. | Работа над ошибками. Звуки, обозначение их буквами, йотированные буквы. Работа по выявлению соответствия звуков и букв в словах зависимости между значением слова и последовательностью звуков в нем | 16.09 | ||
10 | Деление слов на слоги. | Нахождение закрытых и открытых слогов. Сравнение звучания поэтического текста, в котором больше слов с открытыми слогами, и поэтического текста, в котором больше слов с закрытыми слогами. | 19.09 | ||
11 | Ударение. | ||||
20.09 | |||||
12 | Прописная буква в именах собственных. | Развивать умение распознавать имена, отчества и фамилии людей, клички животных, названия населенных пунктов и писать их с заглавной буквы. | 22.09 | ||
13 | Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. Контр. списывание «Белый гусь» | Отработка умения обозначать на письме безударные гласные звуки в корне слова, проверяемые ударением. Отработка умения обозначать на письме провееряемые и непроверяемые согласные звуки в корне слова. | 23.09 | ||
14 | Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. | 26.09 | |||
27.09 | |||||
15 | Проверяемые и непроверяемые согласные в корне слова. | ||||
16 | Непроизносимые согласные в корне слова. | Вспомнить правило написания непроизносимых согласных | 29.09 | ||
17 | Разделительный твёрдый и мягкий знаки. Слов.дикт. | Повторить правила написания разделительного твердого и мягкого знаков. Определение алгоритма проверки изучаемых орфограмм на материале упр. 64 из учебника. Составление словосочетаний со словами с изучаемыми орфограммами | 30.09 | ||
18 | Удвоенные согласные. | Работа над правописанием слов с удвоенными согласными сочетается с повторением правил переноса слов; составлением словосочетаний (упр. 69 из учебника); составлением предложений; повторением всех известных детям орфографических правил (упр. 68из учебника); работой с текстом. | 3.10 | ||
19 | Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чк, чн, щн. | Выполнение упр. 70 из учебника в форме комментированного письма. Нахождение слов с изучаемыми орфограммами. Работа над сравнением. | 4.09 | ||
20 | Творческая переменка. Мини-сочинение «Осень». | Нахождение орфограмм в словах из упр. 78 учебника. Выполняется в форме комментированного письма. | 6.10 | ||
21 | Правила переноса слов. | Работа по вопросам и заданиям учителя. Комментированное письмо. | 7.10 | ||
22 | Контрольный диктант «Скучная картина» | Работа по вопросам из рубрики «Проверь себя». Контрольный диктант | 10.10 | ||
23 | Работа над ошибками. Работа с изученными орфограммами. | Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Обобщение знаний учеников обо всех известных орфограммах. | 11.10 | ||
24 | Слово и его значение. | Чтение сообщения Самоварова, выполнение упр. из учебника — составление устного рассказа по рисунку с использованием опорных слов. Знакомство с ролью жеста в общении людей. | 13.10 | ||
25 | Основные функции слова. | Работа с моделями слов. Зависимость значения слова от его звуко-буквенной формы. | 14.10 | ||
26 | Устойчивые выражения (фразеологизмы). | Наблюдение за устойчивыми оборотами, соотнесение фразеологизма и его значения. | 17.10 | ||
27 | Как «устроено» слово. | Игра «Кто знает больше слов?» (упр. 93). Работа с рубрикой «Из толкового словаря» на с. 64 учебника. Знакомство с библией. | 18.10 | ||
28 | Как возникают слова. | Выявление разного видение одного и того же предмета у разных народов на примере слова подснежник. Объяснение значений «говорящих» названий. | 20.10 | ||
29 | Откуда слово пришло. | Работа с этимологией топонимов. Разбор слов по составу и анализ орфограмм в них. Происхождение имен рек и озер. Географические имена. Названия древнерусских городов | 21.10 | ||
30 | Контрольный диктант “Снегирь” | Контроль увоения изученного материала. | 24.10 | ||
31 | Синонимы. | Наблюдения за синонимами, антонимами и омонимами, чтение сообщения Самоварова. Работа с моделями слов-синонимов. Выяснение различий в сфере употребления синонимов. | 25.10 | ||
32 | Антонимы. | Значение термина «антонимы». Нахождение антонимов в пословицах . Анализ антонимов с использованием моделей слова. Подбор антонимов к словам разных частей речи. | 27.10 | ||
33 | Омонимы. | Выявление сущности омонимов при анализе моделей слов. Нахождение омонимов в текстах, определение их значений . Составление предложений с омонимами и многозначными словами. | 28.10 | ||
34 | Многозначные слова. | 7.11 | |||
35 | Обобщающие слова. | Отличия имен нарицательных, имен собственных; слов с обобщающим значением. | 8.11 | ||
36 | Имена собственные и нарицательные. | 11.11 | |||
37 | Словосочетание. | Чтение определения словосочетания Выявление отличий словосочетания от слова. Составление словосочетаний с использованием данных слов. | 10.11 | ||
38 | Предложение. | Уточнение сведений об отличии слова, словосочетания и предложения при чтении диалога Ани, Вани и Самоварова - информация о предложении, которое может состоять из одного слова. | 14.11 | ||
39 | Главные члены предложения. | Определение главных членов в предложениях. Составление предложений из данных слов, определение в них главных членов. Составление устного текста-рассуждения при ответе на вопрос: «Почему не все из предложенных слов могут быть подлежащими?» Нахождение главных членов предложения и установление связи между ними с помощью вопроса. | 15.11 | ||
17.11 | |||||
40 | Главные члены предложения. | ||||
18.11 | |||||
41 | Предложения с однородными членами. | ||||
42 | Предложения с однородными членами. | Наблюдение за особенностями однородных членов предложения. Игра «Вспомни сказочных и литературных героев». Надо так составить предложения с именами героев, чтобы в них были однородные члены предложения. Викторина. | 21.11 | ||
43 | Р.р. Обучающее изложение по предложенному тексту | Обучение написанию изложения. Обобщение знаний учеников обо всех известных орфограммах. | 22.11 | ||
Состав слова. 16ч. | |||||
44 | Работа над ошибками. Состав слова. Основа слова | Р.н.о. Обобщение знаний учеников обо всех известных орфограммах. Актуализировать знания детей о частях слова; показать, что части слова — это реально употребляемые в целом ряде слов языковые единицы со своим значением, которое они привносят в слово. Осмысление значения термина «основа слова». Выделение основы и окончания в словах. | 24.11 | ||
45 | Корень слова. | Познакомить учеников с историческими фонетическими чередованиями согласных звуков в корне слова; закрепить представление детей о единообразном написании корня слова. | 25.11 | ||
46 | Корень слова. Родственные слова. Чередование согласных в корне. | Выбор верного проверочного слова для написания безударных гласных в корнях слов. Наблюдение за единообразным написанием гласных в корне слов. | 28.11 | ||
47 | Чередование согласных в корне. | 29.11 | |||
48 | Корни в сложных словах. | Работа с безударными гласными в сложных слова, подбор проверочных слов; определение типа текста, озаглавливание. Определять позиции парного по звонкости-глухости согласного в слове и того, когда он нуждается в проверке. Сопоставление слов с двумя орфограммами: «Парные по звонкости-глухости согласные в корне слова» и «Непроизносимые согласные» | 1.12 | ||
49 | Корни в сложных словах. | ||||
2.12 | |||||
50 | Приставка. | Р.н.о. Систематизация знаний детей об изученных орфограммах.Определение степени усвоения изученных орфографических правил. Активизировать и расширить знания учащихся о приставке как части слова; научить детей определять (в некоторых случаях) значения приставок в словах | 5.12 | ||
51 | Разделительный ъ знак после приставок. | Закрепление умения правильно писать слова с орфограммой «Разделительный твердый знак» при выполнении упр. из учебника. | 6.12 | ||
52 | Приставка и предлог. Слов.диктант. | Повторение сведений о том, каковы различия в написании приставок и предлогов. Наблюдение за сочетаемостью слов с разными приставками, составление словосочетаний. Пишут словарный диктант. | 8.12 | ||
53 | Суффикс. | Определение суффикса, чтение «Узелков на память». Распределение слов в зависимости от значения суффиксов. Образование слов — названий лиц по профессии с помощью суффиксов -тель и –ёp. Самостоятельное определение семантики суффиксов. | 9.12 | ||
54 | Уменьшительно-ласкательные суффиксы. | Разные значения суффиксов: уменьшительно-ласкательные и увеличительно-пренебрежительным. Наблюдение за использованием (ролью) суффиксов в именах собственных из русских народных сказок. | 12.12 | ||
55 | Окончание. | Выделение окончаний у слов разных частей речи. Исправление ошибок в употреблении окончаний. Выделение окончаний в рифмующихся словах из стихотворения О. Григорьева. | 13.12 | ||
56 | Тестовая работа «Состав слова» | Выполнение тестовой работы. Выбор верного проверочного слова для написания безударных гласных в корнях слов. Наблюдение за единообразным написанием гласных в корне слов. | 15.12 | ||
57 | Окончание и основа. | Выделение окончаний у слов разных частей речи. Исправление ошибок в употреблении окончаний. | 16.12 | ||
58 | Как образуются слова. | Способы образования слов. Обобщить знания детей о составе слова; формировать представление учащихся о слове как единстве определенных морфем, каждая из которых привносит в слово свое значение (основное значение или оттенок значения) | 19.12 | ||
59 | Административный диктант 1 полугодия «Синички» | Диктант. Самопроверка работы. Выполнение заданий по тексту диктанта. | 20.12 | ||
Части речи. 73 ч. | |||||
60 | Части речи. | Работа над ошибками. Части речи, имя существительное имя прилагательное, глагол, предлог, развитие орфографической зоркости | 22.12 | ||
61 | Определение частей речи с помощью вопросов. | Определение частей речи по принадлежности слов при работе по образцу. Составление предложений по рисунку с использованием опорных слов разных частей речи. Составление ответов на вопросы по тексту с указанием в первом ответе частей речи. | 23.12 | ||
62 | Определение частей речи. | Создание проблемной ситуации: Могут ли слова одинаково произноситься, но относиться к разным частям речи? Выполнение упр. 5 с обязательным чтением диалога Ани, Вани и Совенка. Выполнение тестовых заданий. | 9.01 | ||
63 | Роль слов разных частей речи в тексте. | Вывод о том, что в тексте-описании используется больше имен прилагательных, а в тексте-повествовании — глаголов. Составление устных рассказов на одну из предложенных тем. | 10.12 | ||
64 | Имя существительное. | Принципы выделения частей речи. Общее значение и вопросы как средство выделения частей речи. | 12.01 | ||
65 | Собственные имена существительные. | Признаки имени существительного Отличия в орфографическом оформлении имен собственных и нарицательных; смысловые отличия собственных и нарицательных имен существительных. | 13.01 | ||
66 | Нарицательные имена существительные. | ||||
16.01 | |||||
67 | Собственные и нари цательные имена существительные. | ||||
17.01 | |||||
68 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | Нахождение одушевленных и неодушевленных имен существительных в рассказе И. Абрамова, выполнение задания по выбору (составление текста-рассуждения или текста- повествования). Распределение одушевленных имен существительных по группам с обязательным объяснением значений непонятных слов. | 19.01 | ||
20.01 | |||||
69 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | ||||
70 | Число имен существительных. Словарный диктант.
| Чтение «Узелков на память» со с.40. Определение числа имен существительных в тексте, наблюдение за значением категории числа . Создание проблемной ситуации — игра «Один — много». Распределение имен существительных по группам: существительные, которые изменяются по числам, и существительные, которые по числам не изменяются. Определение того, может ли каждое из выделенных в тексте существительных изменяться по числам (упр. 55). Самостоятельная работа по определению числа имен существительных и повторению орфограмм | 23.01 | ||
71 | Число имен существительных. | 24.01 | |||
72 | Число имен существительных. | 26.01 | |||
27.01 | |||||
73 | Род имён существительных.. | ||||
74, 75 | Род имён существительных.
| Составление рассказа по рисунку и определение рода имен существительных в составленном тексте. Объяснение значения категории рода начинается с работы по учебнику: чтение диалога Совенка и Ани на с. 33, выполнение упр. 40, чтение высказывания Вани после упр. 34 может быть предварено самостоятельными ответами детей. Выявление значения категории рода имен существительных при составлении словосочетаний с именами прилагательными. | 30.01 | ||
31.01 | |||||
Род имён существительных. | |||||
2.02 | |||||
76 | Род имён существительных Контр.списывание. | ||||
77 | Мягкий знак на конце имен существительных женского рода после шипящих . | Орфограмма – правописание мягкого знака в конце имен существительных женского рода. Уточнение знаний учащихся о роли мягкого знака в конце имен существительных после шипящих. Разграничение случаев употребления мягкого знака. Орфограмма – правописание мягкого знака в конце имен существительных женского рода. Уточнение знаний учащихся о роли мягкого знака в конце имен существительных после шипящих. Разграничение случаев употребления мягкого знака. | 3.02 | ||
6.02 | |||||
78 | Мягкий знак на конце имен существительных женского рода после шипящих. | ||||
79 | Мягкий знак на конце имен существительных женского рода после шипящих. | 7.02 | |||
80 | Контрольный диктант «На охоте» по теме «Мягкий знак на конце имен существительных женского рода после шипящих» | Диктант. Самопроверка работы. Выполнение заданий по тексту диктанта. | 9.02 | ||
81 | Изменение имен существительных по падежам | Названия падежей, роль окончания при изменении имен существительных по падежам. Наблюдение за ролью окончаний существительных: служат для связи слов в предложении по смыслу. Наблюдение за верным употреблением предлогов с именами существительными. Игра «Помоги автору сказки». | 10.02 | ||
82 | Изменение имен существительных по падежам | 13.02 | |||
83 | Именительный падеж. | Чтение сообщения Самоварова. Работа по вопросам и заданиям учителя. Выборочный диктант. Нахождение имен существительных в именительном падеже с подбором антонимов | 14.02 | ||
84 | Родительный падеж. | Работа по заданию Совенка. Нахождение в тексте имен существительных в родительном падеже, выделение их окончаний. Составление словосочетаний с именами существительными в родительном падеже . Игра «Вернись назад». | 16.02 | ||
85 | Дательный падеж. | Работа по заданию Совенка. Коллективное составление словосочетаний с существительными в дательном падеже с выбором предлогов. Обязательно выделить окончания существительных. | 17.02 | ||
86 | Винительный падеж. | Работа по заданию Совенка. Нахождение имен существительных в винительном падеже в тексте. Чтение сообщения Самоварова. | 20.02 | ||
87 | Творительный падеж. | Работа по заданию Совенка. Составление словосочетаний c именами существительными в творительном падеже. Составление рассказа по опорным словосочетаниям. | 21.02 | ||
88 | Предложный падеж. | Работа по заданию Совенка. Поиск существительных в предложном падеже в тексте . Выбор нужного предлога, употребляемого с именем существительным в предложном падеже. | 23.02 | ||
89 | Тестовая работа «Изменение имен существительных по падежам». | Систематизация знаний о склонении имен существительных | 24.02 | ||
90 | Разбор имени существительного. | Задание повышенной сложности — составить предложения, употребив данные слова во всех шести падежах. Составление словосочетаний из предложенных слов. | 27.02 | ||
91 | Разбор имени существительного. | 28.02 | |||
92 | Изложение с использованием плана текста. | Делить текст на части, определять тему и основную мысль текста. Озаглавливать его. Писать изложение по составленному плану. | 2.03 | ||
93 | Работа над ошибками. Местоимение. | Игра «Найди четвертое лишнее» . Работа по вопросу учителя: Всегда ли мы верно употребляем местоимения в речи? Наблюдение за употреблением местоимений в диалоге. Запись под диктовку местоимений с предлогами: к нему, с ней, около них, с ними, без нее, без них. Исправление некорректного в речевом отношении текста. | 3.03 | ||
94 | Местоимение. | 6.02 | |||
95 | Глагол как часть речи. | Актуализировать знания детей о глаголе как части речи; расширить представление учащихся о значении глагола, познакомить их с группами глаголов по значению; показать роль глаголов в речи; познакомить школьников с этимологией термина «глагол»; обогащать речь детей глаголами разных семантических групп. | 7.03 | ||
9.03 | |||||
96 | Глагол как часть речи. | ||||
97 | Сочинение «Как бы я хотел провести выходной день» | Дополнить предложения однородными подлежащими или сказуемыми. Определить тип составленных предложений. Работа в паре. Составить рассказ на тему «Как бы я хотел провести выходной день» так, чтобы в нем было вступление, основная часть и заключительная часть. . | 10.03 | ||
98 | Р.н.о. Изменение глаголов по временам. | Познакомить учащихся с изменением глаголов по временам; развивать речь учащихся при образовании грамматических форм времени глагола; продолжить формирование орфографического навыка учащихся. | 13.03 | ||
99 | Контрольный диктант «Летучая мышь» | Проверка знаний об имени существительном | 14.03 | ||
100 | Р.н.о. Глаголы настоящего времени. | Показать, как зависит возможность употребить глагол в настоящем времени от того, на какой вопрос (что делать? Что сделать?) глагол отвечает; обратить внимание на новую орфограмму (без объяснения) — «Безударные гласные в окончаниях глаголов». Образование форм глагола в настоящем времени по образцу. | 16.03 | ||
17.03 | |||||
101 | Глаголы настоящего времени. | ||||
102 | Глаголы прошедшего времени. | Чтение текста учебника, работа по заданиям, выписывание глаголов. Поиск глаголов в прошедшем времени в загадках, в стихотворном отрывке. Читается сообщение Самоварова. Образование форм глаголов в прошедшем времени по образцу, выделение суффикса-л. | 30.03 | ||
103 | Глаголы прошедшего времени. | 31.03 | |||
104 | Глаголы будущего времени. | .Наблюдение за разными способами образования форм будущего времени от глаголов разного вида Образование форм будущего времени от данных глаголов по вопросам проводится коллективно. Поиск глаголов в будущем времени в пословицах. | 3.04 | ||
105 | Глаголы будущего времени. | 4.04 | |||
106 | Непределенная форма глагола. | Нахождение начальной формы для каждого из данных глаголов — коллективная работа в классе — работа в паре с последующей проверкой в классе. Распределение глаголов в неопределенной форме в группы по вопросам что делать? И что сделать? Выделение суффиксов данных глаголов . Составление видовых пар глаголов (называют похожие действия, но отвечают на разные вопросы) | 6.04 | ||
107 | Непределенная форма глагола. | 7.04 | |||
10.04 | |||||
108 | Непределенная форма глагола. | ||||
109 | Изменение глаголов по числам. Словарный диктант. | . Определение числа и времени глаголов в предложениях. Обратить внимание на то, что безударные окончания глаголов — это орфограмма. Устное составление рассказов по рисункам. Комментированное списывание текста с грамматическим заданием, ответ на после текстовые вопросы . | 11.04 | ||
110 | Изменение глаголов по числам. | 13.04 | |||
111 | Изменение по родам глаголов прошедшего времени. | Наблюдение за изменением по родам глаголов в прошедшем времени в единственном числе начинается с задания дописать окончания глаголов. При этом для анализа предлагаются глаголы с ударными окончаниями. Чтение сообщения Совенка. Дописывание окончаний глаголов в форме работы в паре. | 14.04 | ||
112 | Изменение по родам глаголов прошедшего времени. | 17.04 | |||
113 | НЕ с глаголами. | Выявление значения частицы не. Чтение сообщения Самоварова. Наблюдение за ролью частицы не в пословици в загадках. Исправление ошибок в написании частицы не и ее употреблении в тексте. Составление правил поведения ученика на уроке. | 18.04 | ||
114 | НЕ с глаголами. | 20.04 | |||
115 | Разбор глагола как части речи. | Систематизация знаний по теме «Глагол». Делать разбор глагола как части речи. Знакомство с алгоритмом устного разбора глагола. | 21.04 | ||
116 | Разбор глагола как части речи. | 24.04 | |||
117 | Контрольный диктант по теме «Глагол как часть речи» | Проверка знаний по теме «Глагол». Работа по заданиям и вопросам из раздела «Проверь себя» со с. 133 в устной форме с проведением диктанта с грамматическим заданием: определить и указать время глаголов в тексте, два глагола выписать и сделать их полный разбор. | 25.04 | ||
118 | Работа над ошибками. Имя прилагательное. | Работа над ошибками. Актуализировать знания детей об имени прилагательном как части речи; классифицировать имена прилагательные по значению; показать роль имен прилагательных в речи. | 27.04 | ||
119 | Роль имён прилагательных в речи. | Определение роли имен прилагательных в речи — работа по вопросу Совенка, редактирование описания Незнайки: только имена прилагательные помогают представить всю нелепость одеяния героя Н. Носова; исключение из текста всех имен прилагательных. | 28.04 | ||
120 | Образование имён прилагательных с помощью суффиксов. | Образование имен прилагательных от существительных с помощью данных суффиксов. Распределение имен прилагательных по синонимическим группам. Словесное иллюстрирование стихотворения А. К. Толстого. | 1.05 | ||
121 | Зависимость имени прилагательного от имени существительного. | Наблюдение за изменением одного и того же прилагательного при согласовании его с существительными разного рода и разного числа. Формирование умения находить в предложении имя существительное, от которого зависит прилагательное. | 2.05 | ||
122 | Изменение имён прилагательных по родам. | Наблюдение за согласованием имен прилагательных с именами существительными, за изменением окончаний прилагательных при согласовании с существительными разных родов. Нахождение в предложениях-загадках словосочетаний из имен существительных и прилагательных. | 4.05 | ||
123 | Обучающее изложение по предложенному тексту | Обобщение знаний учеников обо всех известных орфограммах. | 5.05 | ||
124 | Изменение имен прилагательных по родам и числам. | Наблюдение за согласованием имен прилагательных с именами существительными, за изменением окончаний прилагательных при согласовании с существительными разных родов и числа. Нахождение в предложениях-загадках словосочетаний из имен существительных и прилагательных. | 8.05 | ||
9.05 | |||||
125 | Изменение имен прилагательных по родам и числам. | ||||
11.05 | |||||
126 | Изменение имен прилагательных по родам и числам. | ||||
127 | Изменение имен прилагательных по родам и числам. | 12.05 | |||
128 | Проверка безударных окончаний имён прилагательных. | Формирование умения определять, какое окончание следует написать у имени прилагательного. Наблюдение за написанием безударного окончания прилагательного в начальной форме. Формирование умения орфографически верно записывать безударные окончания прилагательных. | 15.05 | ||
129 | Морфологический разбор имени прилагательного. | Знакомство с последовательностью разбора имени прилагательного как части речи — чтение сообщения Самоварова. | 16.05 | ||
130 | Комплексная работа (оценка метапредметных результатов) | Систематизация знаний, полученных учащимися 3-го класса за год. | 18.05 | ||
131 | Морфологический разбор имени прилагательного. | Устный и письменный разбор имен прилагательных по предложенной схеме. Исправление ошибок в разборе имен прилагательных. | 19.05 | ||
132 | Промежуточная аттестационная работа(диктант) | Систематизация знаний, полученных учащимися 3-го класса за год. | 22.05 | ||
Повторение. 4часа. | |||||
133 | Р.н.о. Повторение.Слово. Предложение. Текст. | Систематизировать изученный в третьем классе материал по всем разделам учебника; закрепить навык написания изученных орфограмм. Проверка знаний за год. Закрепить навык написания изученных орфограмм. Повторение основных признаков изученных единиц языка и речи — слова, предложения, текста. Работа над основными особенностями текста и предложения: отличие текста от предложения; тема и главная мысль текста; заглавие текста; типы текстов по сфере употребления: научные и художественные; типы предложений по цели высказывания и по интонации; состав слова; части речи. | 23.05 | ||
134 | Повторение. Культура общения. | 23.05 | |||
135 | Повторение. Состав слова. | 24.05 | |||
136 | Повторение. Части речи. | 25.05 |
Список литературы по реализации программы:
- Л.Ф.Климанова; Т.В.Бабушкина учебник «Русский язык» часть 1. - М.: «Просвещение», 2013г.
- Л.Ф.Климанова; Т.В.Бабушкина учебник «Русский язык» часть 2. - М.: «Просвещение», 2013г.
- И.Ф.Яцеко, Н.Ю.Васильева Поурочные разработки по русскому языку М.: «Вако», 2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку 1 класс "Школа России" и календарно–тематическое планирование уроков русского языка
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 1 класса составлена на основе авторской программы Канакиной В.П., Горецкого В.Г, Бойкиной М.В. УМК &laqu...
Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...
Рабочая программа по Чтению на родном языке. Рабочая программа Родной русский язык 3 класс УМК Школа России
Рабочая программа по Чтению на родном языке. Рабочая программа Родной русский язык 3 класс УМК Школа России...