Рабочая программа по русскому языку для 3 класса УМК "Перспектива"
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему
Программа соответствует Федеральному компоненту Государственного стандарта основного общего образования по русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_dlya_3_kl._umk_perspektiva.zip | 80.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса
(ФГОС нового поколения) УМК «Перспектива»
Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Русский язык» 3 класс создана на основе:
- Федерального и регионального компонентов Государственного стандарта начального общего образования;
- Примерной Программы начального общего образования. М., «Просвещение», 2007год
- Программы курса «Русский язык» под редакцией Климановой Л.Ф, М., «Просвещение», 2007 год;
- Учебного плана школы на 2014-2015 учебный год.
Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Общая характеристика учебного предмета
В содержании курса раскрываются основные функции языка — быть средством общения, познания мира и воздействия на него. Понятие «общение» становится предметом изучения и придает всему курсу коммуникативную направленность. Общение — это не просто передача и восприятие информации. Это процесс взаимодействия двух (или более) партнеров (собеседников). В общении выделяются: определенные условия общения, конкретная цель и результат коммуникации (материальный, духовный и др.).
Собеседник-слушатель и собеседник-читатель должны уметь анализировать речь партнера, осмысливать ее, выделять главное. Собеседникам необходимо взаимопонимание и получение общего, итогового результата общения. Осмысление ситуаций общения делает актуальным вопрос об отборе языковых средств для лучшего взаимопонимания партнеров. Подобная коммуникативная направленность курса предполагает активное развитие всех видов речевой деятельности: умения читать и писать, слушать и говорить.
Языковые понятия в новой системе не даются в готовом виде на иллюстративно-объяснительной основе. Их усвоение начинается с коммуникативно-речевых ситуаций, обеспечивающих главный переход от наблюдений за языковыми фактами к их систематизации, к обобщению с тем, чтобы опять вернуть их в речь и осмыслить, как они работают в текстах различной стилистической направленности.
Текст в новой системе рассматривается как результат (продукт) речевой деятельности. Такой подход к тексту позволяет объединить изучение грамматики и лексики с развитием речевых умений учащихся, стимулирует детей на создание
собственных текстов.
Учебный предмет «Русский язык». Познавательная направленность курса обеспечивает усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека, как средства познания и развития речевого мышления. Мы познаем мир через родной язык, его знаковую систему, т. е. через языковой знак, который является символическим «заместителем» реальности (языковой знак имеет план содержания — семантическая сторона и план выражения — фонетическая и формально-грамматическая сторона).
Содержание программы
Языковой материал представлен на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Курс данной программы включает следующие содержательные линии: систему грамматических понятий, относящихся к предложению (предложение, виды предложений, составные части предложений), к слову (состав слова, части речи в их соотношении с членами предложений), к фонетике (звуки, разряды звуков, сильная и слабая позиция звуков, анализ звучащего звука и буквы, обозначение звуков буквами и т.д.), а также совокупность правил, определяющих написание слов (орфографию).
Речевое общение. Текст
Коммуникативно-речевые умения и навыки. Практическое представление о ситуации общения с использованием образно-символических моделей: партнеры по речевому общению (собеседники), тема, цель и результат общения.
Речевой и неречевой способы общения: наблюдения за ролью языка в общении людей, несловесные средства (интонация, жесты, мимика, выразительные движения), их значение в речевом общении.
Общее представление об устной и письменной речи как формах общения. Из истории письменной речи. Составление высказываний с учетом цели общения,
обстановки и ролевых отношений партнеров, реальных или воображаемых — героев произведений (по аналогии или по образцу).
Умение воспринимать речь партнера: понимать смысл высказывания, уточнять его с помощью вопросов, находить в высказывании опорные слова (с помощью учителя), чувствовать интонацию конца предложения, конца смысловой части
высказывания (текста).
Умение строить высказывание в устной и письменной форме: обдумывать предстоящий ответ; отбирать необходимые языковые средства, понимать цель общения: что-то сообщить, объяснить, описать; проверять и контролировать себя (с помощью учителя).
Совершенствование звуковой стороны речи, устранение недочетов в произношении. Развитие интереса к произносительной стороне речи на основе игр со звуками речи, чтения скороговорок и чистоговорок и наблюдения за звукописью в
стихотворениях.
Практическое овладение приемами интонационно-выразительной речи (громкость, темп и др.), умение использовать их в зависимости от ситуации и цели общения.
Текст. Общее представление о тексте (текст состоит из предложений, которые связаны по смыслу). Тема текста. Роль заглавия. Наблюдение за особенностями текстов (описание, рассуждение, повествование), их жанровым разнообразием (загадка, сказка, рассказ, стихотворение).
Наблюдение за ролью слова в художественном тексте. Умение находить в тексте главную мысль (с помощью учителя), подбирать заглавие к тексту. Самостоятельное изложение повествовательного (или описательного) текста по заданным вопросам. Составление и запись текста по предложенному началу, серии картинок на определенную тему из жизни детей, о любимой игрушке, о летних или зимних каникулах и др.
Составление текста делового стиля: письма, записки, объявления (с помощью учителя).
Речевой этикет. Использование формул речевого этикета
в процессе ведения диалога. Изменение форм речевого этикета в зависимости от ситуации и цели общения (здравствуйте, привет, рады приветствовать вас и др.).
Культура речевого общения (со взрослыми; со сверстниками при работе в парах, в коллективно-распределенной деятельности), умение слушать партнера, поддерживать диалог вопросами и репликами.
Концептуальной основой нового учебника является его коммуникативно-познавательная направленность. В новой системе изучения языка, его основных понятий и правил происходит в тесной взаимосвязи с коммуникативно-речевыми умениями и навыками, которые придают изучению языка практическую, функциональную направленность.
Новая система, базирующаяся на системно-функциональном подходе, обеспечивает интеграцию языка и речи в обучении. В различных коммуникативно-речевых ситуациях, в процессе чтения художественных, познавательных и деловых текстов ученики наблюдают, как основные единицы языка функционируют в речи. Школьники начинают осознавать русский язык, «добывая его из речи», учатся применять полученные знания о языке в своей речевой практике.
Обучение русскому языку строится по схеме: речь – язык – речь. Вопросы и задания учебника побуждают детей к осмыслению собственной речи. Школьники знакомятся с образцами использования родного языка, его выразительных средств в литературных произведениях русских писателей и поэтов (рубрика «Словесное творчество»).
Коммуникативная направленность обучения позволяет детям постепенно накапливать необходимые представления о языке как средстве общения, помогает ориентироваться в ситуации общения, обдумывать свой ответ, корректировать его в зависимости от цели общения и т.д. Новые принципы открывают возможности обучать детей письму не только как речевому навыку, но и как письменной речи и как письменной форме общения, стимулируют развитие творческих способностей детей, их стремление к созданию собственных текстов, которые практически являются своеобразной интеграцией всех речевых умений и навыков.
Познавательная направленность обучения создаёт предпосылки того, что ребёнок начинает накапливать представления о языке как средстве познания, как своеобразной знаковой системе, в которой знаком считаются только двусторонние единицы языка, такие, как слово и морфема.
Познавательная направленность обучения предполагает развитие не только логического мышления, но и образного мышления и воображения учащихся, без которых невозможна их творческая деятельность. С этой целью в учебнике используются художественные тексты.
Большое внимание уделяется развитию речевого мышления. В учебнике много заданий на сравнение слов (его формы и значения), на классификацию слов по разным основаниям (тематическая классификация, связанная с лексическим значением слова, классификация слов по грамматическим признакам, выделение группы слов с общим значением предметности, признака, действия).
Таким образом, коммуникативно-познавательная направленность курса позволяет эффективно решать задачи обучения русскому языку на начальном этапе:
развивать все виды речевой деятельности (умения писать, читать, слушать и говорить), а также речевое мышление учащихся;
обеспечивать усвоение программного материала по языку (по фонетике, графике, лексике, грамматике, орфографии); стимулировать развитие коммуникативно-речевых умений и навыков;
пользоваться формулами речевого этикета в различных ситуациях общения;
формировать представление о языке как о жизненно важном средстве общения, которое предоставляет учащимся широкие возможности для выражения собственных мыслей в общении с другими людьми и для познания окружающего мира;
обеспечивать развитие функциональной грамотности учащихся на основе интеграции в изучении языка и речи учащихся;
развивать интерес к изучению русского языка, воспитывать чувство любви и уважения к языку как величайшей культурной ценности народа;
развивать творческие способности детей, их стремление к созданию собственных текстов.
Цель обучения:
– формирование личности ребенка;
– развитие универсальных учебных действий;
– развитие способности учиться, познавать окружающий мир и сотрудничать.
Задачи программы:
- развивать все виды речевой деятельности (умения писать, читать, слушать и говорить), а также речевое мышление учащихся;
- обеспечивать усвоение программного материала по языку (по фонетике, графике, лексике, грамматике, орфографии); стимулировать развитие коммуникативно-речевых умений и навыков;
- пользоваться формулами речевого этикета в различных ситуациях общения;
- формировать представление о языке как о жизненно важном средстве общения, которое представляет учащимся широкие возможности для выражения собственных мыслей в общении с другими людьми и для познания окружающего мира;
- обеспечивать развитие функциональной грамотности учащихся на основе интеграции в изучении языка и речи учащихся;
- развивать интерес к изучению русского языка, воспитывать чувство любви и уважения к языку как величайшей культурной ценности народа;
- развивать творческие способности детей, их стремление к созданию собственных текстов.
Главные направления работы по учебно-методическому комплекту:
- развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности (говорение, слушание, чтение, письмо, мысленная речь);
- формирование научных, доступных младшим школьникам представлений о лингвистических понятиях и орфографических явлениях, необходимых и достаточных для дальнейшего обучения родному языку, а также формирование умений и навыков использовать их в практике устной и письменной речи;
- активизация мыслительной , познавательно-языковой и речевой деятельности учащихся разных уровней подготовленности к изучению русского языка;
- создание у школьников устойчивой мотивации к изучению русского языка, воспитание чувства уважения к слову и к русскому языку в целом.
Программа курса обеспечивает целостное изучение родного языка в начальной школе за счёт реализации принципов:
- коммуникативного;
- познавательного;
Коммуникативный принцип предусматривает:
- Осмысление и реализацию основной функции языка — быть средством общения;
- Развитие умения ориентироваться в ситуациях общения (понимать цель и результат общения собеседников, контролировать и корректировать свою речь в зависимости от ситуации общения);
- Знакомство с различными системами общения (устными и письменными, речевыми и неречевыми);
- Формирование представления о тексте как результате (продукте) речевой деятельности;
- Развитие у учащихся желания (потребности) создавать собственные тексты различной стилевой направленности: деловой (записки, письма, объявления и др.), художественной (рассказ, стихотворение, сказка), научно-познавательной;
- Организацию учебного (делового) общения (общение как диалог учителя с детьми и друг с другом) с использованием формул речевого этикета и духовно-нравственного стиля общения, основанного на уважении, взаимопонимании и потребности в совместной деятельности.
Познавательный принцип предполагает:
- Усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека и как средства познания мира через слово;
- Развитие мышления младших школьников с опорой на «два крыла познания»: образное и абстрактно-логическое мышление, развитие интуиции и воображения;
- Поэтапное усвоение важнейших понятий курса от наглядно-практического и наглядно-образного уровня до усвоения понятий в абстрактно-логической, понятийной форме;
- Осмысление понятия «культура», обеспечивающее целостность содержания обучения русскому языку, помогающее выявить пути образования изучаемого понятия (от его культурно-исторических истоков, где соединяется предмет деятельности с его функцией, до конечного результата деятельности, т. е. до образования того или иного понятия);
- Освоение процессов анализа и синтеза в структуре мыслительных действий (сравнения, классификации, систематизации и обобщения) и в общем процессе познания;
- Осмысление языка как знаковой системы особого рода и его заместительной функции;
- Рассмотрение слова как сложного языкового знака, как двусторонней единицы языка и речи.
Основной формой организации образовательного процесса является урок:
урок овладения новыми знаниями
урок формирования навыков и умений
урок обобщения и систематизации
урок повторения
урок контроля и проверки знаний
нетрадиционные уроки.
уроки-путешествия
уроки с использованием интерактивных технологий обучения
Для реализации рабочей программы используются следующие технологии:
1. Технологии развивающего обучения.
2. Технологии проблемного обучения.
3. Игровые технологии.
4. Технологии сотрудничества.
5.Здоровьесберегающие технологии.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:
– осознавать роль языка и речи в жизни людей;
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений из учебника «Русский язык».
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
– учиться составлять план решения проблемы совместно с учителем;
- совместно с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
– извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, схема, иллюстрация);
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты;
- пользоваться словарями, справочниками;
- строить рассуждения.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и понимать речь других, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения предмета «Русский язык» в 3 классе является сформированность следующих умений:
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;
– производить звуко-буквенный анализ доступных слов;
– видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам, правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с ь для обозначения мягкости, ь разделительным; владеть способами проверки букв гласных и согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; частицу не с глаголами; буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных; графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора; находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
– правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами (объёмом 55–60 слов), правильно переносить слова с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня, с ь;
– находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму),
- образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне; распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы; производить морфологический разбор этих частей речи в объёме программы;
– определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;
– разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;
– читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;
– читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);
– письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста).
Виды и формы контроля: текущий контроль, индивидуальный контроль, итоговый контроль.
Контрольные работы:
диктанты -9
словарные диктанты – 4
контрольное списывание -2
Планируемый уровень подготовки.
Учащиеся должны знать:
предложения по цели высказывания и интонации (повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные);
главные члены предложения (подлежащее и сказуемое), второстепенные члены предложения;
однородные члены предложения;
состав слова (корень, приставку, суффикс, окончание);
правописание парных согласных в корне;
правописание непроизносимых согласных;
правописание слов с двойными согласными;
изменение имен существительных по падежам (названия падежей и падежные вопросы), начальную форму имен существи тельных, три склонения имен существительных, падежные окончания;
правописание имен существительных мужского и женского рода с шипящими на конце (рожь, вещь, сторож, плащ);
-имя числительное, правописание количественных числительных.
Учащиеся должны уметь:
распознавать виды предложений по цели высказывания и интонации,
-ставить в конце предложения нужные знаки препинания;
устанавливать связь слов в предложении; распознавать предложения с однородными членами;
выделять главные и второстепенные члены предложения (без деления на виды);
производить разбор предложения по членам предложения и частям речи (производить разбор слова как части речи в пределах изучаемого материала);
производить разбор слова по составу;
обозначать парные согласные в корне;
писать слова с непроизносимыми согласными;
писать слова с двойными согласными;
изменять имена существительные по падежам;
склонять существительные, писать падежные окончания существительных в форме единственного и множественного числа;
писать имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце;
писать диктанты различных видов (слуховые, зрительные, зрительно-слуховые, выборочные и т.п.);
использовать интонацию, темп высказывания, голос, мимику, жесты в соответствии с конкретной ситуацией общения;
пользоваться словарями и справочной литературой.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
адекватно воспринимать звучащую речь – рассказ учителя, высказывания сверстников, детские радиопередачи, аудиозаписи и
др.;
создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;
соблюдать орфоэпические нормы;
передавать в письменной форме несложные тексты по интересующей младшего школьника тематике;
владеть нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного и учебного общения (приветствие, прощание, благодарность).
Место предмета в базисном учебном плане
В соответствии с базисным учебным планом рабочая программа составлена по программе автора Л.Ф. Климановой, из расчета
5 часов в неделю, 175 часов в год. Программа состоит из разделов курса, темы различных учебных занятий. Каждый раздел темы имеет свою комплексно - дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения. Принцип построения рабочей программы предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде разделов, внутри которых учебный материал распределен по темам. Из разделов формируется учебный курс по предмету.
Используемый УМК «Перспектива»
Учебно-методический комплект «Перспектива» был разработан в соответствии с Государственным образовательным стандартом начального общего образования I поколения и доработан с учётом Стандартов П поколения.
УМК «Перспектива», учитывая инновационные тенденции, обозначенные в рамках Государственных образовательных стандартов П поколения, обеспечивает развитие познавательной мотивации и интереса учащихся, их готовность к продолжению обучения в среднем звене, развитие способности к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, способствует формированию основ нравственного поведения.
Ценностные ориентиры в содержании учебного предмета
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как об основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема (раздел учебника) | Содержание учебного | Всего часов | К/р |
1 | Мир общения. Повторяем – изучаем новое. | Речевое общение. Диалог. Собеседники. | 6 | |
2 | Культура устной и письменной речи | Культура устной и письменной речи | 2 | |
3 | Текст. | Текст. Общее представление о тексте и его особенностях. Виды текстов. Списывание текстов различных типов. Типы текстов. Язык – главный помощник в общении. | 7 | 1 |
4 | Звуки и буквы. | Звуки и буквы. Слог. Ударение. Девять правил орфографии. Прописная буква в именах собственных. Безударные гласные в корне слова. Парные по звонкости -глухости согласные в конце слова. Непроизносимые согласные. Разделительный твёрдый и мягкий знаки. Удвоенные согласные. Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн. Перенос слов. | 21 | 2 |
5 | Слово в речевом общении | Что рассказало слово. Основные функции слова. Слово и его значение Синонимы. Антонимы. Омонимы. Многозначные слова. Местоимения. Словосочетание. Предложение. Главные члены предложения. Предложения с однородными членами. | 20 | 1 |
6 | Состав слова. | Состав слова. Корень. Корень слова. Родственные слова. Состав слова. Корневые орфограммы. Приставка. Предлог. Суффикс. Уменьшительно-ласкательные суффиксы. Окончание и основа. Как образуются слова | 14 | |
7 8 | Части речи. Повторение Резервные уроки Итого: | Части речи. Имя существительное. Собственные и нарицательные имена существительные. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Изменение имён существительных по числам. Род имен существительных. Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных женского рода. Изменение имен существительных по падежам. Именительный падеж имён существительных. Родительный падеж имён существительных. Дательный падеж имён существительных. Винительный падеж имён существительных. Творительный падеж имён существительных. Предложный падеж имён существительных. Как разобрать имя существительное. Местоимение. Глагол как часть речи. Изменение глаголов по временам. Глаголы настоящего времени. Глаголы прошедшего времени. Глаголы будущего времени. Неопределенная форма глагола. Изменение глаголов по числам. Изменение глаголов прошедшего времени по родам. НЕ с глаголами. Разбор глагола как части речи. Имя прилагательное. Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам. Разбор имени прилагательного как части речи. Повторение. Слово. Предложение. Текст. Повторение изученных орфограмм. Обобщение и закрепление изученного за год. | 87 13 5 175 | 6 1 11 |
Содержание образовательной программы
Мир общения. Повторяем – узнаём новое – 6 ч.
Речевое общение. Диалог. Собеседники.
Культура устной и письменной речи – 2 ч.
Культура устной и письменной речи
Текст – 7 ч.
Текст.
Общее представление о тексте и его особенностях.
Виды текстов.
Списывание текстов различных типов.
Типы текстов.
Язык – главный помощник в общении.
Звуки и буквы – 21 ч.
Звуки и буквы.
Слог. Ударение.
Девять правил орфографии.
Прописная буква в именах собственных.
Безударные гласные в корне слова.
Парные по звонкости -глухости согласные в конце слова.
Непроизносимые согласные.
Разделительный твёрдый и мягкий знаки.
Удвоенные согласные.
Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн.
Перенос слов.
Слово в речевом общении – 20 ч.
Что рассказало слово.
Основные функции слова.
Слово и его значение
Синонимы.
Антонимы.
Омонимы.
Многозначные слова.
Местоимения.
Словосочетание.
Предложение.
Главные члены предложения.
Предложения с однородными членами.
Состав слова – 14 ч.
Состав слова.
Корень.
Корень слова. Родственные слова.
Состав слова.
Корневые орфограммы.
Приставка. Предлог.
Суффикс.
Уменьшительно-ласкательные суффиксы.
Окончание и основа.
Как образуются слова
Части речи – 87 ч.
Состав слова.
Корень.
Корень слова. Родственные слова.
Состав слова.
Корневые орфограммы.
Приставка. Предлог.
Суффикс.
Уменьшительно-ласкательные суффиксы.
Окончание и основа.
Как образуются слова
Повторение – 13 ч. (+ 5ч. Резервные уроки)
Повторение. Слово. Предложение. Текст.
Повторение изученных орфограмм.
Обобщение и закрепление изученного за год.
КОНТРОЛЬ уровня достижения планируемых результатов освоения образовательной программы
№ | Тема | Вид контроля | Дата проведения | |
по плану | фактич. | |||
1 | Текст. | итоговый | ||
2 | Звуки и буквы. | итоговый | ||
3 | Слово в речевом общении | итоговый | ||
4 | Части речи. | итоговый | ||
5 | Повторение | итоговый |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Учащиеся должны знать:
— названия и порядок букв русского алфавита;
— признаки гласных и согласных звуков, звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные звуки; пары согласных звуков по звонкости-глухости;
— правила переноса слов;
— признаки предложения и текста;
— правила речевого этикета.
Учащиеся должны уметь:
— использовать правила речевого этикета в соответствии с ситуацией и целью общения;
— вести диалог с собеседником, проявляя к нему внимание и уважение;
— различать устные и письменные формы общения;
— каллиграфически правильно списывать слова, предложения и тексты слов без пропусков и искажений;
— проверять написанное, сравнивая с образцом;
— проводить звуко-буквенный анализ слов, делить слова на слоги, ставить ударение, находить ударный и безударные слоги, переносить слова по слогам;
— обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь;
— писать заглавную букву в именах собственных;
— писать под диктовку без ошибок предложения и небольшие тексты , включающие слова, произношение которых совпадает с их написанием;
— правильно писать слова с разделительным мягким знаком (ь);
— различать предлоги и приставки; писать предлоги раздельно с другими словами;
— находить корень в группе родственных слов; самостоятельно подбирать однокоренные слова, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов (простейшие случаи);
— проверять правильность обозначения безударных гласных и парных согласных звуков в корне слова путем изменения его формы или подбора однокоренных слов;
— выделять предложение из сплошного текста, составлять предложение на заданную тему;
— находить в предложении главные члены;
— определять части речи (имя существительное, глагол, прилагательное) по обобщенному значению предметности, действия, признака и по вопросам;
— определять число имен существительных, прилагательных, глаголов.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
I. Учебно-методический комплект
- Учебник Климанова Г.Ф., Бабушкина Т.В. «Русский язык. 3 класс» Изд-во – М.: Просвещение, 2013
- Электронное приложение к учебнику Л.Ф. Климановой, С.Г. Макеевой «Русский язык» (CD).
II. Литература для учителя.
Программа курса «Русский язык» (авторы – Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина),
Методическое пособие Васильева Н.Ю., Яценко И.Ф. «Поурочные разработки по русскому языку. 3 класс» - М.: ВАКО, 2013
III. Технические средства обучения.
Компьютер, проектор.
VI. Программные средства.
Microsoft Office
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела программы | Тема урока | Коли-чество часов | Тип урока | Элементы содержания | УУД | Вид контроля | Домашнее задание | Дата | ||||||||
По плану | По факту | ||||||||||||||||
1 | Мир общения. Повторяем – изучаем новое | Речевое общение. Диалог. Собеседники. | 1 | Вводный урок. | Обобщать знания о значении общения. Построение предложений, составление рассказа. | различать дискуссию и ссору в диалоговом общении и обосновывать своё мнение; — вести диалог в необходимой ситуации на основе речевого этикета; — определять тему беседы и обосновывать своё мнение; выполнять учебные действия в соответствии с правилами, слушать мнение партнёра в рамках учебного диалога | Опрос, текущий контроль, тест | С. 5 упр.4 | 2.09 | ||||||||
2 | Речевое общение. Диалог. Собеседники (продолжение) | 1 | Уроки повторения. | Определять темы текстов, выбор заглавия. Составление (устно) текстов-рассуждений | Опрос, текущий контроль | С.7 упр.6 (второй текст) | 3.09 | ||||||||||
3 | Речевое общение. Диалог. Собеседники (продолжение) | 1 | Находить в текстах предложения, разных по цели высказывания и по интонации. | Опрос, текущий контроль | С. 8 упр .7 | 4.09 | |||||||||||
4 | Речевое общение. Диалог. Собеседники (продолжение) | 1 | Определить цель общения людей между собой. | Опрос, текущий контроль | С. 10 упр 12 | 5.09 | |||||||||||
5 | Речевое общение. Диалог. Собеседники (продолжение) | 1 | Составление устных диалогов на одну из выбранных тем. | Опрос, текущий контроль | Выписать из словаря 5 слов с непроверяемой гласной | 8.09 | |||||||||||
6 | Речевое общение. Диалог. Собеседники (продолжение) | 1 | Определение связи главной мысли текста и его настроения. Чтение, обсуждение и запись по памяти «золотого правила общения» | Опрос, текущий контроль | С.12 упр.16 | 9.09 | |||||||||||
7-8 | Культура устной и письменной речи | Культура устной и письменной речи | 2 | Уроки повторения, уроки закрепления материала | Знакомство с орфоэпическими нор-мами (нормами верного произношения) Формирование знаний об устной и письменной речи, приобретение навыков правильного пользования речью. Работа с пословицами о важности хорошей речи. | Актуализирование знаний учеников о двух формах языка — устной и письменной. Дать детям представление о зависимости выбора речевых средств от ситуации общения (коммуникативной обусловленности речи) писать новые словарные слова; оформлять предложение на письме, используя алгоритм. Умение записывать текст под диктовку в соответствии с нормами языка Умение классифицировать свои ошибки Умение определять научные и художественные тексты. | Текущий контроль | С.15 упр.22 С.16 упр.23 | 10.09 11.09 | ||||||||
9 | Текст. | Текст. Общее представление о тексте и его особенностях | 1 | Урок изучения нового | Текст, тема, главная мысль текста, типы текстов, части текста, план текста | Текущий контроль | С. 18 упр.26 | 12.09 | |||||||||
10 | Текст. Виды текстов. | 1 | Урок закрепления Урок контроля знаний Урок закрепления Уроки закрепления | Работа с текстом, составление плана текста. Запись. | Текущий контроль | С. 20 упр.28 | 15.09 | ||||||||||
11 | Входной контрольный диктант | 1 | Знать основные единицы языка Уметь правильно при письме под диктовку передавать звуки буквами Повторить и закрепить изученный материал, восполнять пробелы в знаниях Определяют тип текстов, доказывают свое мнение и составляют собственные тексты различных типов. | Итоговый контроль | 16.09 | ||||||||||||
12 | Работа над ошибками Списывание текстов различных типов. | 1 | Текущий контроль | С. 22 упр.30 | 17.09 | ||||||||||||
13-14 | Текст. Типы текстов | 2 | Текущий контроль | С. 25 упр. 32 С. 27 упр.34 | 18.09 19.09 | ||||||||||||
15 | Язык – главный помощник в общении | 1 | Урок изучения нового | Проверка знаний правила правописания слов | выполнять учебное задание в соответствии с целью. | Текущий контроль | С. 33 упр.41 | 22.09 | |||||||||
16 | Звуки и буквы | Звуки и буквы | 1 | Урок закрепления новых знаний | Звуки обозначение их буквами, йотированные буквы | Умение правильно передавать звуки буквами. Умение анализировать, делать выводы, сравнивать. | Текущий контроль | С.34 упр. 44 | 23.09 | ||||||||
17 | Обучающее изложение | 1 | Урок практического примене-ния знаний, умений | Обучение передаче содержания текста по плану, построению простых предложений и оформлению их на письме, | Умение строить простые предложения и оформлять их на письме. Умение передавать содержание прочитанного текста по памяти с опорой на план. | Текущий контроль | С.34 упр.45 | 24.09 | |||||||||
18-19 | Слог. Ударение | 2 | Урок повторения | Закрепление умения делить слова на слоги, ставить ударение, переносить слова по слогам. | Умение делить слова на слоги. Упражнения в постановке ударения в словах и словоформах | Текущий контроль | С. 36 упр.49 С.37 упр.53 | 25.09 26.09 | |||||||||
20 | Девять правил орфографии | 1 | Урок обобщения | Обобщение знаний об известных орфограммах | Знать алгоритм написания слов | Текущий контроль | С.40 упр.55 | 29.09 | |||||||||
21 | Контрольное списывание | 1 | Урок контроля знаний | Проверка умения списывать без ошибок с печатного текста | Уметь списывать и сличать списанный текст с оригиналом | Итоговый контроль | С.39 правила | 30.09 | |||||||||
22 | Прописная буква в именах собственных. | 1 | Урок изучения нового материала | Умение классифицировать имена собственные по значению, употреблять прописную букву в именах собственных. | проверять правильность вы полненного задания комментировать учебные действия при выполнении задания | Текущий контроль | С. 40 упр.57 | 1.10 | |||||||||
23-24 | Безударные гласные в корне слова. | 2 | Урок изучения нового материала | Формирование умения обозначать на письме безударные гласные звуки в корне слова, проверяемые ударением. | Упражнения на отработку умения обозначать на письме безударные гласные звуки в корне слова, проверяемые ударением | Текущий контроль | С.43 упр.62 С..44 упр.64 | 2.10 3.10 | |||||||||
25-26 | Парные по звонкости -глухости согласные в конце слова. | 2 | Уроки изучения нового материала | Отработка умения проверять парные согласные в корнях слов. | Составление алгоритма проверки изучаемой орфограммы. | Текущий контроль | С.45 упр.67 С.46 упр.69 | 6.10 7.10 | |||||||||
27-28 | Непроизносимые согласные. | 2 | Урок изучения нового материала, урок закрепления | Вспомнить правило написания непроизносимых согласных. Отработка умения проверять непроизносимые согласные в корнях слов. | Составление устных ответов-рассуждений при объяснении написания слов с пропущенными буквами. | Текущий контроль | С.47 упр.71 С.48 упр.73 | 8.10 9.10 | |||||||||
29 | Разделительный твёрдый и мягкий знаки. | 1 | Урок изучения нового материала | Повторить правила написания разделительного твердого и мягкого знаков. | Выполнять задание в соответствии с целью. обозначать мягкость согласного на письме с помощью букв ь; писать орфограммы в новых словарных словах | Текущий контроль | С. 49 упр.75 | 10.10 | |||||||||
30 | Обучающее сочинение | 1 | Урок практического применения знаний, умений | Формирование умения строить простые предложения и оформлять их на письме. Формирование умения самостоятельно составлять текст по картинке и передавать письменно. Работа над упр. 65, с.44 | Умения оформлять предложения на письме | Текущий контроль | С.50 упр.76 | 13.10 | |||||||||
31-32 | Удвоенные согласные | 2 | Урок изучения нового материала | Работа над правописанием слов с удвоенными согласными. | Умение писать слова с удвоенными согласными. | Текущий контроль | С..51 упр.78 С.52 упр.80 | 14.10 15.10 | |||||||||
33-34 | Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, ЧК, чн, щн. | 2 | Урок изучения нового материала, урок закрепления | Закрепление правил написания буквосочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу, чн, чк. Объясняют, почему это орфограммы. Понимают, почему буквосочетания ЧН, ЧК, ЩН пишутся без мягкого знака. Знают слова речевого этикета. | Определять основание для написания слов с буквосочетаниями жи—ши, ча—ща, чу—щу чк –чн , выполнять учебное действие в соответствии с правилом | Текущий контроль | С.53 упр.82 С.55 упр.85 | 16.10 17.10 | |||||||||
35 | Перенос слов | 1 | Урок изучения нового | Повторить правила переноса слов | Выполнение действий по алгоритму. | Текущий контроль | С.57 упр.89 | 20.10 | |||||||||
36 | Контрольный диктант по теме «Язык – главный помощник в общении» | 1 | Контроль ный урок | Обобщение знаний учеников обо всех известных орфограммах | Умеют писать текст под диктовку.
| Итоговый контроль | 21.10 | ||||||||||
37 | Слово в речевом общении | Работа над ошибками. Что рассказало слово. | 1 | Урок изучения нового | Формирование умений классифицировать ошибки Знакомство детей с ролью жеста в общении людей. Расширение знаний детей об окружающем мире. | Умеют находить орфограммы Умеют доказывать, что язык является главным средством общения. Закрепление знаний учащихся об устройстве слова. Умеют писать слова с непроверяемыми орфограммами Закрепление знаний учащихся об устройстве слова. | Текущий контроль | С. 58 зад.4 | 22.10 | ||||||||
38-39 | Что рассказало слово. Основные функции слова. Словарный диктант | 2 | Уроки закрепления | Определить основные функции слова. Понимать, что язык является главным средством общения. Проверить умение писать под диктовку слова с непроверяемыми орфограммами | Текущий контроль Итоговый контроль | С.62 упр.96 С.64 упр.99 | 23.10 24.10 | ||||||||||
40 | Слово и его значение | 1 | Урок изучения нового | Закрепить знания учащихся об устройстве слова. Познакомить учащихся с этимологией некоторых слов. | Текущий контроль | С.69 упр.106 | 27.10 | ||||||||||
41 | Обучающее изложение | 1 | Урок практического применения знаний, умений | Проверить умения учащихся в составлении предложений, в передаче содержания текста с опорой на вопросы | Умение пересказывать текст с опорой на вопросы | Текущий контроль | С.72 упр.111 | 28.10 | |||||||||
42 | Работа над ошибками Синонимы. | 1 | Урок изучения нового | Формирование представления детей о неоднозначности соответствия предмета и слова; восполнять пробелы в знаниях | Умеют находить орфограммы и объяснять их написание в словах Умеют находить синонимы в предложениях; понимают роль синонимов в речи | Текущий контроль | С.74 упр. 117 С. 75 упр. 120 | 29.10 | |||||||||
43 | Употребление синонимов в тексте. | 1 | Урок изучения нового | Расположение синонимов по степени возрастания признака. Составление предложений с фразеологизмами. | Текущий контроль | 30.10 | |||||||||||
44 | Антонимы. | 1 | Урок изучения нового | Формировать представление учеников об использовании антонимов в речи. | Умеют находить антонимы в предложениях, подбирать антонимы к словам разных частей речи. | Текущий контроль | С.77 упр.124 | 31.10 | |||||||||
45 | Омонимы | 1 | Урок изучения нового | Расширить знания учащихся об омонимах; обогащать словарь учеников новыми словами-омонимами. | Подбирать и использовать омонимы в речи | Текущий контроль | С.78 упр.126 | 10.11 | |||||||||
46 | Многозначные слова. | 1 | Урок изучения нового | Наблюдение за употреблением в различных контекстах многозначного слова в разных его значениях | Различать омонимы и многозначные слова, использовать их в речи | Текущий контроль | С.81 упр.130 | 11.11 | |||||||||
47 | Местоимения. | 1 | Урок изучения нового | Умение употреблять местоимения в речи. Редактирование текста: замена имен существительных местоимениями. | Знать правила употребления местоимений в речи. | Текущий контроль | С. 83 упр. 134 | 12.11 | |||||||||
48 | Контрольный диктант по теме «Слово и его значение» | 1 | Контрольный урок | Проверить знания учащихся по теме | Использовать знания по теме в написании текста под диктовку. | Итоговый контроль | 13.11 | ||||||||||
49-50 | Работа над ошибками Словосочетание | 2 | Урок изучения нового, урок закрепления | Знакомство с понятием «словосочетание». Составление и выделение словосочетаний из предложений, постановка вопроса от слова к слову. Провести работу над ошибками, допущенными в тексте. | Составлять и находить словосочетания в предложениях. Умеют анализировать свою работу, объяснить причину, по которой допущена ошибка. | Текущий контроль | С. 85 упр.136 С.85 упр. 138 | 14.11 17.11 | |||||||||
51 | Предложение | 1 | Уроки изучения нового, уроки закрепления | Умение определять вид предложения по цели их высказывания и интонации, ставить знаки препинания в конце слова. | Составлять верные по форме и логичные по смыслу предложения, ставить знаки в конце предложения, находить главные и второстепенные члены предложения, составлять предложения с однородными членами, анализировать, делать выводы | Текущий контроль Текущий контроль Текущий контроль Текущий контроль | С.87 упр.141 | 18.11 | |||||||||
52 | Главные члены предложения | 1 | Урок изучения нового | Умение выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам | С.88 упр.145 | 19.11 | |||||||||||
53 | Главные члены предложения | 1 | Урок закрепления | Умение выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам | С. 91 упр. 151 | 20.11 | |||||||||||
54-55 | Предложения с однородными членами | 2 | Уроки изучения нового, уроки закрепления | Нахождение в тексте однородных членов предложения и их обозначения. Умение обозначать на письме интонацию перечисления в предложениях с однородными членами | С.92 упр.154 С. 93 упр.156 | 21.11 24.11 | |||||||||||
56 | Обучающее сочинение | 1 | Урок практического применения знаний, умений | Формирование умения строить простые предложения и оформлять их на письме. Формирование умения самостоятельно составлять текст по заданной теме и передавать его письменно. | Умения оформлять предложения на письме | Текущий контроль | Составить текст на тему «Поздняя осень» | 25.11 | |||||||||
57 | Состав слова | Работа над ошибками. Состав слова. Корень. | 1 | Урок изучения нового | Актуализировать знания детей о частях слова. Осмысление значения термина «основа слова». Расширять знания о корне слова, находить в словах корень. | Умение определять из каких частей состоит слово, выделять их в словах, находить в корне слова чередующиеся согласные звуки, проверять безударные гласные в корне слова, делать выводы, строить сообщения в устной и письменной форме. Знать правило нахождения чередующихся согласных в в корне слова, проверять парные и непроизносимые согласные в корне слова | Текущий контроль | С. 95 упр.159 | 26.11 | ||||||||
58 | Корень слова. Родственные слова. | 1 | Урок изучения нового | Познакомить учеников с историческими фонетическими чередованиями согласных звуков в корне слова; закрепить представление детей о единообразном написании корня слова. | Текущий контроль | С. 97 упр.162 | 27.11 | ||||||||||
59-61 | Состав слова. Корневые орфограммы | 3 | Уроки закрепления | Выбор верного проверочного слова для написания безударных гласных в корнях слов. Наблюдение за единообразным написанием гласных в корне слов. Определять позиции парного по звонкости-глухости согласного в слове и того, когда он нуждается в проверке. Сопоставление слов с двумя орфограммами: «Парные по звонкости-глухости согласные в корне слова» и «Непроизносимые согласные» | Текущий контроль | С.98 упр.165 С.100 упр.170 С.101 упр.172 | 28.11 1.12 2.12 | ||||||||||
62 | Состав слова. Приставка. | 1 | Урок изучения нового | Активизировать и расширить знания учащихся о приставке как части слова, выделять приставки в словах. | Умение находить в словах приставки, определять значение приставок в словах | Текущий контроль | С.104 упр.180 С.106 упр.184 С.108 упр.190 | 3.12 4.12 5.12 | |||||||||
63-64 | Состав слова. Приставка. Предлог. | 2 | Урок изучения нового | Умение находить приставки в однокоренных словах. Умение различать написание приставок и предлогов. | Находить различие в написании приставок и предлогов, обосновывать свое мнение | Текущий контроль | |||||||||||
65 | Состав слова. Суффикс. | 1 | Урок изучения нового | Актуализировать и расширить знания детей о суффиксе как части слова | Находить в словах суффиксы | Текущий контроль | С.110 упр.195 | 8.12 | |||||||||
66 | Состав слова. Уменьшительно-ласкательные суффиксы. | 1 | Урок повторения и закрепления | Научить школьников определять значение суффикса в слове и сферу употребления слов с определенными (уменьшительно-ласкательными) суффиксами. | Употреблять в речи суффиксы, определять значение суффиксов в словах | Текущий контроль | С.112 упр.198 | 9.12 | |||||||||
67 | Окончание и основа | 1 | Урок изучения нового | Умение находить в словах основу и окончание, определять их роль в словах. | Знать какие части слова входят в основу; умение разбирать слова по составу | Текущий контроль | С.114 упр.201 | 10.12 | |||||||||
68 | Окончание (обобщение) | 1 | Урок закрепления | Обобщить знания детей о составе слова; формировать представление учащихся о слове как единстве определенных морфем, каждая из которых привносит в слово свое значение (основное значение или оттенок значения) | Текущий контроль | С.116 упр.205 | 11.12 | ||||||||||
69-70 | Как образуются слова Словарный диктант | 2 | Уроки изучения нового | Познакомить учеников с особенностями словообразования и правописания сложных слов. Способы образования слов. Проверить умение писать слова с непроверяемыми орфограммами | Выполнять взаимопроверку учебного зада ния и вносить коррективы. формулировать понятное высказывание | Текущий контроль Итоговый контроль | С.118 упр.211 С.120 упр.215 | 12.12 15.12 | |||||||||
71-72 | Части речи | Части речи | 2 | Уроки изучения и закрепления нового | Систематизация знаний учащихся о частях речи. Принципы выделения частей речи. Общее значение и вопросы как средство выделения частей речи. | Различать и представлять части речи как группы слов. Умение представлять части речи как группы слов объединенных на основе общих вопросов и значений | Текущий контроль | С.124 упр.220 С.125 упр.222 | 16.12 17.12 | ||||||||
73 | Развитие речи. Письменные ответы на вопросы по содержанию текста | 1 | Урок практического применения знаний, умений | Проверить умения учащихся в составлении предложений, в передаче содержания текста с опорой на вопросы (упр.223) | Умение пересказывать текст с опорой на вопросы | Текущий контроль | С.129 упр.226 | 18.12 | |||||||||
74 | Части речи | 1 | Урок закрепления новых знаний | Познакомит с принципами выделения частей речи. Общее значение и вопросы как средство выделения частей речи. | Умение представлять части речи как группы слов объединенных на основе общих вопросов и значений | Текущий контроль | С.131 упр.227 | 19.12 | |||||||||
75 | Контрольный диктант | 1 | Контрольный урок | Проверить знания учащихся по пройденному материалу | Анализировать выбор написания орфограмм и обосновывать своё мнение. | Итоговый контроль | 22.12 | ||||||||||
76 | Работа над ошибками Имя существительное. | 1 | Урок повторения и коррекции знаний | Знать признаки имени существительного. Провести работу над ошибками, допущенными в диктанте. | Умение определять имена существительные (одушевлённые и неодушевлённые, собствен. и нарицат.) обосновывать своё мнение; строить предложения, используя имена существительные | Текущий контроль | С.136 упр.234 | 23.12 | |||||||||
77 | Собственные и нарицательные имена существительные. | 1 | Урок закрепления | Отличия в орфографическом оформлении имен собственных и нарицательных; смысловые отличия собственных и нарицательных имен существительных. | формулировать понятные вы сказывания, используя термины, писать в тексте имена собст венные и нарицательные | Текущий контроль | С.138упр.240 | 24.12 | |||||||||
78-79 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | 2 | Урок изучения нового | Уметь различать одушевленные и неодушевленные имена существительные по вопросу и значению. | Знают правило классификации имен существительных. | Текущий контроль | С.141упр. 248 С.143 упр.251 | 25.12 26.12 | |||||||||
80 | Число имен существительных. | 1
2 | Урок изучения нового материала Уроки закрепления | Познакомить с числом имен существительных. Учить различать имена существительные единственного и множественного числа. Формировать умение находить окончания при изменении существительных по числам | Умеют менять формы слов в словосочетаниях и предложениях в зависимости от формы числа имени существительного. | Текущий контроль | С.144 упр.254 С.147упр. 260 С.148упр. 262 | 29.12 30.12 12.01 | |||||||||
81-82 | Изменение имён существительных по числам. | ||||||||||||||||
83 | Обучающее изложение | 1 | Урок практического применения знаний | Формировать умение писать текст по памяти с опорой на вопросы плана. | Применять правила правописания, определять тему и главную мысль текста | Текущий контроль | Составить текст на тему «Зимние каникулы» | 13.01 | |||||||||
84 | Работа над ошибками. Закрепление изученного. | 1 | Урок обобщения и коррекции знаний | Восполнять пробелы в знаниях. Обобщить знания учащихся по изученному материалу. | Умеют анализировать свою работу, объяснить причину, по которой допущена ошибка. | Текущий контроль | С.151 зад.6 | 14.01 | |||||||||
85 -89 | Род имен существительных | 5 | Урок изучения нового материала. Уроки закрепления | Определение рода имен существительных, значение согласования существительного и прилагательного | Умение определять род имен существительных, определять цель учебной деятельности | Текущий контроль | С.5 упр.3 С.7 упр.7 С. 9 упр.10 С.11 упр.14 С. 12 упр.16 | 15.01 16.01 19.01 20.01 21.01 | |||||||||
90 -92 | Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных женского рода | 3 | Урок изучения нового материала, урок закрепления | Знакомство с новой орфограммой – правописание мягкого знака в конце имен существительных женского рода | Различать функции употребления мягкого знака в словах | Текущий контроль, упражнения, тест | С.14 упр.21 С.16 упр. 24 С. 17 упр.27 | 22.01 23.01 26.01 | |||||||||
93 | Контрольный диктант по теме «Мягкий знак на конце существительных женского рода» | 1 | Контрольный урок | Проверка знаний учащихся по теме | Умеют применять правила правописания | Итоговый контроль | 27.01 | ||||||||||
94-96 | Работа над ошибками Изменение имен существительных по падежам | 3 | Урок коррекции знаний Уроки изучения и закрепления нового материала | Провести работу над ошибками. Познакомить с понятием «падеж», названия падежей, роль окончания при изменении имен существительных по падежам | Осознавать причины появления ошибок. Умение определять падеж имен существительных | Текущий контроль | С.20 упр.30 С.21 упр.32 С.22 упр.34 | 28.01 29.01 30.01 | |||||||||
97 | Обучающее сочинение по серии картинок | 1 | Урок практического применения знаний | Формирование умения строить простые предложения и оформлять их на письме. Формирование умения самостоятельно составлять текст по серии картинок и передавать его письменно. | Умения оформлять предложения на письме. | Текущий контроль | Составить текст на тему «Мои друзья» | 2.02 | |||||||||
98 | Работа над ошибками. Именительный падеж имён существительных. | 1 | Урок изучения нового материала | Восполнять пробелы в знаниях. Определение имен существительных в именительном падеже | Знают падежные окончания имен существительных.умеют работать в паре, слушать собеседника, составлять устные и письменные рассказы | Текущий контроль | С. 24 упр. 38 | 3.02 | |||||||||
99-100 | Родительный падеж имён существительных. | 2 | Уроки изучения и закрепления нового материала | Определение имен существительных в родительном падеже, вопросы и предлоги родительного падежа | Текущий контроль | С. 26 упр. 42 С. 28 упр. 47 | 4.02 5.02 | ||||||||||
101 | Дательный падеж имён существительных. | 1 | Урок изучения нового материала | Определение имен существительных в дательном падеже, вопросы и предлоги дательного падежа | Текущий контроль | С.29 упр. 51 | 6.02 | ||||||||||
102 | Винительный падеж имён существительных | 1 | Урок изучения нового материала | Определение имен существительных в винительном падеже, вопросы и предлогов винительного падежа | Наблюдать над изменением имен существительных по падежам, контролировать и оценивать свою работу. | Текущий контроль | С .32 упр. 57 | 9.02 | |||||||||
103 - 104 | Творительный падеж имён существительных. | 2 | Уроки изучения и закрепления нового материала | Определение имен существительных в творительном падеже, вопросы и предлоги творительного падежа, окончания имен существительных в творительном падеже | Текущий контроль | С.34 упр. 60 С.35 упр.64 | 10.02 11.02 | ||||||||||
105- 106 | Предложный падеж имён существительных. | 2 | Урок изучения и закрепления нового материала | Списывание текста с пропущенными падежными окончаниями имен существительных. Определение имен существительных в предложном падеже, вопросы и предлоги предложного падежа | Знают правила склонения имен существительных, умеют действовать по алгоритму | Текущий контроль | С.37 упр.68 С. 38 упр.70 | 12.02 13.02 | |||||||||
107- 108 | Изменение имен существительных по падежам | 2 | Урок закрепления и повторения | Систематизация знаний о склонении имен существительных | Знают правила склонения имен существительных, умеют действовать по алгоритму | Текущий контроль | С.39 упр.72 С.41 упр.74 | 16.02 17.02 | |||||||||
109 | Как разобрать имя существительное | 1 | Урок изучения нового | Систематизация знаний об имени существительном | Знают правила разбора имен существительных | Текущий контроль | С.43 упр.77 | 18.02 | |||||||||
110 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное как часть речи» | 1 | Урок контроля | Проверка знаний об имени существительном | Умеют применять правила правописания | Итоговый контроль | 19.02 | ||||||||||
111 | Работа над ошибками. Закрепление пройденного материала. | 1 | Урок закрепления | Учить делать анализ ошибок, подбирать аналогичные примеры, восполнять пробелы в знаниях. | Осознавать причины появления ошибок и их устранение | Работа над ошибками. | С.45 упр.80 | 20.02 | |||||||||
112 | Проверочная работа по теме «Имя существительное» | 1 | Урок повторения | Проверить уровень усвоения знаний по теме | Умеют применять полученные знания при ответе на вопросы | Тематический контроль, самостоятельная работа | Повторить изученные орфограммы | 24.02 | |||||||||
113 | Обучающее изложение | 1 | Урок практического применения знаний | Формировать умение писать текст по памяти с опорой на вопросы плана. | Применять правила правописания, определять тему и главную мысль текста | Текущий контроль | 10 словарных слов | 25.02 | |||||||||
114-116 | Работа над ошибками. Местоимение Словарный диктант | 3 | Уроки изучения и закрепления нового материала | Местоимение, функция местоимений в речи - замещение других слов в предложении, умение правильно употреблять формы местоимений в речи. Проверить знание написания слов с непроверяемыми гласными. | Употреблять местоимения в речи вместо имен существительных. Контролировать и оценивать свою работу | Текущий контроль | С. 47 упр. 83 С. 50 упр.88 С.51 упр.90 | 26.02 27.02 2.03 | |||||||||
117 - 119 | Глагол как часть речи | 3 | Уроки изучения и закрепления нового | Глагол как часть речи Актуализировать знания детей о глаголе как части речи; расширить представление учащихся о значении глагола, познакомить их с группами глаголов по значению; показать роль глаголов в речи; познакомить школьников с этимологией термина «глагол»; обогащать речь детей глаголами разных семантических групп. | Учатся наблюдать и анализировать языковые явления, использовать специальную терминологию при определении глагола. Контролировать и оценивать свою работу. | Текущий контроль | С. 53 упр 93 С.55 упр. 98 С.57 упр.103 | 3.03 4.03 5.03 | |||||||||
120-127 | Изменение глаголов по временам. Глаголы настоящего времени. Глаголы прошедшего времени. Глаголы будущего времени. | 8 | Уроки изучения и закрепления нового материала | Познакомить учащихся с изменением глаголов по временам; развивать речь учащихся при образовании грамматических форм времени глагола; продолжить формирование орфографического навыка учащихся. Показать, как зависит возможность употребить глагол в настоящем времени от того, на какой вопрос (что делать? что сделать?) глагол отвечает; обратить внимание на новую орфограмму (без объяснения) — «Безударные гласные в окончаниях глаголов». Образование форм глагола в настоящем времени по образцу. Учить детей находить глагол в прошедшем времени по вопросу; познакомить учащихся с суффиксом глаголов в прошедшем времени; показать, как меняются глаголы в прошедшем времени в единственном числе по родам; учить детей верно писать родовые окончания глаголов в прошедшем времени. | Умение использовать специальную терминологию при определении времени глагола, изменять глаголы по временам, выполнять морфологический и фонетический разбор, работать в паре. контролировать свою работу. | Текущий контроль | С.60 упр. 106 С. 61 упр. 109 С.62 упр.111 С.64 упр.115 С.66 упр.119 С.67 упр.122 С.69 упр.125 С.70 упр.128 | 6.03 10.03 11.03 12.03 13.03 16.03 17.03 18.03 | |||||||||
128 | Контрольный диктант | 1 | Урок контроля | Неопределенная форма глагола, суффиксы глаголов в неопределенной форме, мягкий знак после шипящих согласных в конце глаголов в неопределенной форме | Умеют распознавать в речи глаголы неопределенной формы, применять правила правописания | Итоговый контроль | 19.03 | ||||||||||
129 | Работа над ошибками. | 1 | урок закреп-ления | Провести работу над ошибками, допущенными в диктанте. Закреплять пройденный материал. | Умеют определять время глаголов, применять правила правописания | Текущий контроль | С.71 упр.130 | 20.03 | |||||||||
130-131 | Неопределенная форма глагола | 2 | урок изуче-ния нового материала, урок закреп-ления | Учить находить в предложениях глаголы в неопределенной форме Умение составлять полные ответы на вопросы по тексту | Умеют находить в предложениях глаголы в неопределенной форме | Текущий контроль | С.73 упр. 134 С.74 упр.136 С.76 упр.140 | 1.04 2.04 3.04 | |||||||||
132- 133 | Изменение глаголов по числам | 2 | урок изучения нового материала, урок закрепления | Упражнять в изменении глаголов по числам | Изменение глаголов по числам, окончания при изменении глаголов по числам | Текущий контроль | С.78 упр.143 С.79 упр145 | 6.04 7.04 | |||||||||
134 | Обучающее сочинение | 1 | Урок практического применения знаний | Умение составлять предложения, определять главную мысль текста, применять правила правописания. Способствовать развитию речи учащихся при составлении сочинений разных типов | Соблюдать нормы русского и литературного языка | Текущий контроль | С.81 упр.147 | 8.04 | |||||||||
135 - 137 | Работа над ошибками. Изменение глаголов прошедшего времени по родам | 3 | Уроки изучения и закрепления нового материала | Провести работу над ошибками, допущенными в сочинении. Изменение глаголов по числам, выделение окончания при изменении глаголов по числам | Умеют изменять глаголы прошедшего времени по родам, определять род глаголов, применять правила правописания | Текущий контроль | С.83 упр. 152 С.85 упр. 155 С.86 упр.157 | 9.04 10.04 13.04 | |||||||||
138 - 139 | НЕ с глаголами | 2 | Уроки изучения и закрепления нового материала | Частица НЕ и правила ее написания с глаголами | Умеют правильно употреблять глаголы в речи, писать частицу НЕ с глаголами | Текущий контроль | С.89 упр.162 С.91 упр.166 | 14.04 15.04 | |||||||||
140-141 | Разбор глагола как части речи |
2 | Уроки повторения | Систематизация знаний по теме «Глагол» | Выполнение действий по алгоритму. | Текущий контроль | С.93 упр.168 С.94 упр.170 | 16.04 17.04 | |||||||||
142 | Контрольный диктант по теме «Глагол как часть речи» |
1 | Урок контроля | Проверка знаний по теме «Глагол» | Планировать свои действия в соответствии с целью; выполнять самопроверку учебного задания. | Итоговый контроль | 20.04 | ||||||||||
143-147 | Работа над ошибками. Имя прилагательное | 5 | Уроки изучения и закрепления нового | Осознавать причины появления ошибок. Актуализировать знания детей об имени прилагательном как части речи; классифицировать имена прилагательные по значению; показать роль имен прилагательных в речи. | Умение классифицировать свои ошибки в соответствии с изученными правилами. Выполнять учебное действие, используя алгоритм;согла совывать свое мнение с партнёром для принятия общего решения в рамках учебного диалога. | Текущий контроль | С.98 упр.176 С.100 упр.179 С.102 упр.182 С.104 упр.186 С.107 упр.190 | 21.04 22.04 23.04 24.04 27.04 | |||||||||
148 | Контрольное списывание | 1 | Контрольный урок | Проверка навыков правописания слов с изученными орфограммами | Умеют списывать печатный текст и сличать его с оригиналом | Итоговый контроль | 10 словарных слов | 28.04 | |||||||||
149-153 | Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам | 5 | Уроки изучения и закрепления нового материала | Грамматическая зависимость имени прилагательного от имени существительного, алгоритм проверки безударных окончаний имени прилагательного по окончанию вопроса | Адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач. | Текущий контроль | С.109 упр.195 С.110 упр.197 С.112 упр.200 С.113 упр.204 С.115 упр.208 | 29.04 30.04 5.05 6.05 7.05 | |||||||||
154-156 | Разбор имени прилагательного как части речи Словарный диктант | 3 | Уроки изучения и закрепления нового материала | Систематизация знаний по теме «Имя прилагательное» | Выполнение действий по алгоритму | Текущий контроль | С.116 упр.209 С.118 упр.213 С.121 упр.219 | 8.05 12.05 13.05 | |||||||||
157 | Обучающее изложение | 1 | Урок практического применения знаний | Систематизировать полученные учащимися знания об имени прилагательном | Самостоятельно составлять план текста и делать пересказ по этому плану, устанавливать в словах наличие изученных орфограмм | Текущий контроль | С.125 зад.2 | 14.05 | |||||||||
158-161 | Повторение | Работа над ошибками. Повторение. Слово. Пред-ложение. Текст. | 4 | Уроки повторения и закрепления | Провести работу над ошибками, допущенными в изложении. Повторить и закрепить изученный материал по теме «Имя прилагательное». Систематизировать изученный в третьем классе материал по всем разделам учебника; закрепить навык написания изученных орфограмм. | Писать текст под диктовку, следуя правилам оформления письма; определять части речи; контролировать свою работу. | Текущий контроль | С.125 зад.3 С.125 зад.4 С.127 упр.226 С.128 упр.228 | 15.05 18.05 19.05 20.05 | ||||||||
162 | Итоговый контрольный диктант Промежуточная аттестация | 1 | Урок контроля | Проверка знаний по пройденному материалу за год. | Писать текст под диктовку, сопоставлять произношение и написание слов, делать изученные виды грамматического разбора | Итоговый контроль | 21.05 | ||||||||||
163-165 | Работа над ошибками. Повторение. Слово. Предложение. Текст. | 3 | Уроки повторения и закрепления | Систематизировать изученный в третьем классе материал по всем разделам учебника; закрепить навык написания изученных орфограмм. | Работа в паре. Планирование учебного сотрудничества | Текущий контроль | С.130 упр.231 С.132 упр.234 С.132 упр.235 | 22.05 25.05 26.05 | |||||||||
166-170 | Повторение изученных орфограмм. Обобщение и закрепление изученного за год | 5 | Уроки повторения и закрепления | Систематизировать изученный в третьем классе материал по всем разделам учебника; закрепить навык написания изученных орфограмм. | Выполнять учебное действие, используя алгоритм;согла совывать свое мнение с партнёром для принятия общего решения в рамках учебного диалога. | Текущий | С.134 упр.237 С.135 упр.239 | 27.05 28.05 29.05 | |||||||||
171-175 | Резервные уроки | 5 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по русскому языку 2 класс по программе школы России
Рабочая программа по русскому языку для 2 «А» класса ГСКОУ 3-4 вида г. Петровск-Забайкальска на 2011-2012 учебный год разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку 1 класс "Школа России" и календарно–тематическое планирование уроков русского языка
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 1 класса составлена на основе авторской программы Канакиной В.П., Горецкого В.Г, Бойкиной М.В. УМК &laqu...
Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...