Рабочая программа по русскому языку УМК "Перспектива" 2 класс
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему
Данная рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС и "Положением о рабочей программе образовательного учреждения".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk.docx | 68.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные) освоения учебного предмета «Русский язык»
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
способность к оценке своей учебной деятельности;
основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
установка на здоровый образ жизни;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском.
Обучающийся получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
использовать знаково символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
строить сообщения в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, сериацию и классификацию позаданным критериям;
устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
е. осуществлять обобщать, т. генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
устанавливать аналогии;
владеть рядом общих приёмов решения задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнёра;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные универсальные учебные действия
Раздел «Фонетика и графика»
Обучающийся научится:
различать звуки и буквы;
характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.
Обучающийся получит возможность научиться:
пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.
Раздел «Орфоэпия»
Обучающийся получит возможность научиться:
соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.
Раздел «Состав слова (морфемика)»
Обучающийся научится:
различать изменяемые и неизменяемые слова;
различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.
Обучающийся получит возможность научиться:
выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным учебником алгоритмом, оценивать правильность его выполнения;
использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения орфографических задач.
Раздел «Лексика»
Обучающийся научится:
выявлять слова, значение которых требует уточнения;
определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте.
Обучающийся получит возможность научиться:
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
оценивать уместность использования слов в тексте;
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Раздел «Морфология»
Обучающийся научится:
распознавать грамматические признаки слов;
с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает) относить слова к определенной группе основных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы).
Обучающийся получит возможность научиться:
находить в тексте предлоги вместе с существительными, к которым они относятся, частицу не при глаголах.
Раздел «Синтаксис»
Обучающийся научится:
различать предложение, словосочетание, слово;
устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
находить главные члены предложения.
Обучающийся получит возможность научится:
выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор по членам предложения, оценивать правильность разбора.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Обучающийся научится:
применять правила правописания (в объёме содержания курса);
определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
безошибочно списывать текст объёмом 40 - 55 слов;
писать под диктовку тексты объёмом 30- 45 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
подбирать примеры с определённой орфограммой;
при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить её в последующих письменных работах.
Содержательная линия «Развитие речи»
Обучающийся научится:
оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);
выражать собственное мнение и аргументировать его;
самостоятельно озаглавливать текст;
составлять план текста;
сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
Обучающийся получит возможность научиться:
создавать тексты по предложенному заголовку;
подробно пересказывать текст;
составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений);
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного.
Обучающийся научится:
- находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
- определять тему и главную мысль текста;
- делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
- вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
- сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;
- понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
- понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
- использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
- ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Обучающийся получит возможность научиться:
- использовать формальные элементы текста (например,
подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
- работать с несколькими источниками информации;
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации.
Обучающийся научится:
пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Обучающийся получит возможность научиться:
делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;
составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Работа с текстом: оценка информации
Обучающийся научатся:
высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Обучающийся получит возможность научиться:
сопоставлять различные точки зрения;
соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
Содержание учебного предмета «Русский язык»
Содержательные линии программы: «Виды речевой деятельности: слушание, говорение, чтение, письмо», «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Лексика», «Состав слова», «Морфология», «Синтаксис», « Орфография и пунктуация», «Развитие речи» включены во все разделы учебного предмета во 2 классе. Учебный материал распределен по темам.
Мир общения (16 часов).
Собеседники. Коммуникативно-речевые умения. Практическое представление о ситуации общения с использованием образно-символических моделей: партнеры по речевому общению (собеседники), тема, цель и результат общения.
Слово, предложение и текст в речевом общении. Общее представление о слове, предложении, тексте (текст состоит из предложений, которые связаны по смыслу). Тема текста. Роль заглавия. Наблюдение за особенностями текстов (описание, рассуждение, повествование).
Главный помощник в общении – родной язык. Использование формул речевого этикета в процессе веления диалога. Культура речевого общения (со взрослыми; со сверстниками при работе в парах, в коллективно-распределенной деятельности).
Звуки и буквы. Слог. Ударение. ( 55 часов).
Звуки гласные и согласные, их различие, обозначение их буквами. Буквы, не обозначающие звуков: ь, ъ.
Дифференциация согласных звуков: твердые и мягкие, звонкие и глухие. Обозначение мягкости согласных звуков с помощью букв е, ё, ю, я, и, а также мягкого знака (ь) в конце и середине слова между согласными. Практическое умение писать в словах твердый знак (ъ).
Шипящие согласные звуки (ж, ш, ч, щ); традиционное написание букв и, а, у после шипящих в сочетаниях жи — ши, ча — ща, чу — щу. Правописание слов с сочетанием букв чк, чн, щн.
Слог. Его звуковая структура; слогообразующая роль гласных звуков. Деление слов на слоги. Правила переноса слов по слогам, перенос слов с буквами й, ь (майка, пальто).
Ударение. Роль ударения в различении смысла слова (кружки — кружки, замки — замки). Ударные и безударные слоги (моря — море).
Произношение ударных и безударных гласных звуков в слове. Обозначение на письме гласных звуков в ударных и безударных слогах. Способы их проверки.
Парные звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение на письме звонких и глухих согласных звуков в конце слова (дуб — дубы).
Слова с удвоенными согласными (класс, группа).
Непроизносимые согласные.
Разделительные мягкий и твёрдый знаки (ь ,ъ).
Слово и его значение (17 часов).
Слово как двусторонняя единица языка. Различение в слове двух сторон: звучания слова и его значения. Наблюдение за номинативной функцией слова (называть предметы окружающего мира, их свойства и действия).
Имена собственные и нарицательные. Заглавная буква в именах и фамилиях людей, кличках животных, географических названиях.
Слова с несколькими значениями.
Слова похожие по звучанию и написанию, но различные по значению (омонимы).
Слова близкие по значению (синонимы).
Слова противоположные по значению (антонимы).
Устойчивые сочетания слов. Фразеологические выражения, использование их в речи.
Тематические группы слов. Упражнения в составлении тематических групп слов, их классификации, выделение общего компонента в их лексическом значении, нахождение слов с обобщающим значением.
Состав слова (12 часов).
Словообразование. Первые наблюдения за строением слова на наглядно-образных моделях.
Корень – главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова. Выделение корня слова на основе подбора однокоренных слов (с помощью учителя). Сопоставление значения и написания однокоренных слов. Наблюдение за единообразным написанием корней в родственных словах.
Приставка. Образование новых слов с помощью приставок; правописание приставок.
Суффикс.
Окончание.
Упражнения в разборе слов по составу на основе словообразовательного анализа (вычленять окончание и основу, в составе основы находить корень, приставку и суффикс).
Части речи (25 часов).
Целостное представление о частях речи на основе наглядно-образных моделей; выделение в словах общего значения предметности, признака действия; сопоставление групп слов, объединенных по разным основаниям (содержательная и формально-грамматическая классификация слов).
Имя существительное. Основные признаки. Представление о значении предметности, одушевленности и неодушевленности, вопросах существительных (кто? что?). Изменение существительных по числам. Роль имен существительных в речи.
Глагол. Основные признаки. Выявление групп слов с общим значением действия предметов по вопросам: что делать? что делает? что делал? что сделал? Развитие умения ставить вопрос к глаголу. Изменение глаголов по числам. Роль глаголов в речи.
Имя прилагательное. Основные признаки. Наблюдение за словами с общим значением признака предмета (цвет, форма, размер и т. п.), их группировкой по вопросам Роль прилагательных в речи.
Предлог. Правило написания предлогов с другими словами. Сопоставление предлогов и приставок. Наблюдение за ролью предлогов в словосочетаниях.
Предложение. Текст. (11 часов).
Признаки предложения, смысловая и интонационная законченность предложения. Дифференциация предложений по цели высказывания. Коммуникативная роль предложения в общении. Главные члены предложения. Умение определять, какой член предложения является подлежащим, а какой — сказуемым. Наблюдение за порядком слов в предложении. Связь слов в предложении. Самостоятельное изложение повествовательного (или описательного) текста по заданным вопросам. Составление и запись текста по предложенному началу, серии картинок на определенную тему из жизни детей. Составление текста делового стиля: письма, записки, объявления (с помощью учителя).
Тематическое планирование
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
1 | Мир общения | 16 | Различать устное и письменное речевое общение и речевые роли в общении (говорящий — слушающий, пишущий — читающий). Употреблять этикетные слова в общении. Уметь вести диалог, поддерживать разговор вопросами и репликами. Различать цели общения: сообщить, спросить приказать воздействовать, передать, поделиться чувствами. Уметь реализовать цели общения в письменной речи с помощью различных типов предложений. Уметь просить, переспросить, уточнить, задать уточняющие вопросы. Ориентироваться в ситуации общения: выделять тему и цель общения, сопоставлять цель и результат общения. Анализировать, сопоставлять способы общения в зависимости от ролевых отношений партнёров (взрослый — ребёнок). Выделять в речи слова и предложения как средства общения. Строить высказывание в устной и письменной форме. Анализировать интонационнозвуковую сторону речи, устранять недочёты в произношении отдельных звуков и слов. Наблюдать за мелодикой, темпом речи, силой голоса, изменять их в зависимости от речевой задачи. Обдумывать и планировать ответ, отбирать слова и выражения в зависимости от учебной задачи: объяснить, сообщить, убедить. Контролировать свою речь в процессе общения. Проявлять творческую активность в процессе сотрудничества, выражать своё мнение в процессе выполнения различных заданий. Соблюдать правила общения: проявлять к собеседнику внимание, терпение. Проявлять уважение к чужому мнению, опираться на моральноэтические нормы в процессе общения. Понимать значение вежливого стиля общения, объяснять смысл слов: приветствие, обращение извинение. Составлять диалоги на заданные темы. Выделять предложение из сплошного текста, составлять предложение на заданную тему; правильно оформлять его на письме и в устной речи. Определять тип предложения по цели высказывания и по интонации. Определять тему текста, подбирать заглавия. Составлять план текста: на основе памяток, образцов, на основе выделения главной мысли в каждой смысловой части текста (с помощью учителя). Практически различать тексты различных типов: текст-описание, текст-повествование, текста-рассуждение, использовать их в общении. Сотрудничать со сверстниками в процессе выполнения парной, групповой и коллективной работы. Использовать в общении деловые тексты (записки, письма, объявления, приглашения). Составлять текст заданного типа: описание, повествование, рассуждение. Письменно отвечать на вопросы, самостоятельно составлять и записывать 3—5 предложений на заданную тему. Писать изложение текста в 40—55 слов (с использованием вопросов). Называть основные языковые единицы: звуки, буквы, слова, предложения, текст; определять их роль в речи. Определять тему текста, подбирать заглавия. Составлять план текста: на основе памяток, образцов, на основе выделения главной мысли в каждой смысловой части текста (с помощью учителя).Практически различать тексты различных типов: текст-описание, текст-повествование, текстрассуждение, использовать их в общении. Сотрудничать со сверстниками в процессе выполнения парной, групповой и коллективной работы. Использовать в общении деловые тексты (записки, письма, объявления, приглашения). Составлять текст заданного типа: описание, повествование, рассуждение. Письменно отвечать на вопросы, самостоятельно составлять и записывать 3—5 предложений на заданную тему. Писать изложение текста в 40—55 слов (с использованием вопросов). Называть основные языковые единицы: звуки, буквы, слова, предложения, текст; определять их роль в речи. Сравнивать, различать языковые единицы. Объединять в группы языковые единицы. Давать определения основным языковым единицам. |
2 | Звуки и буквы. Слог. Ударение. | 55 | Рассказывать о гласных и согласных звуках, их классификации по наглядно-образной схеме Звукограда. Различать гласные и согласные звуки. Классифицировать согласные звуки: глухие и звонкие (парные и непарные), твёрдые и мягкие (парные и непарные). Называть все буквы русского алфавита правильно, называть буквы в алфавитном порядке. Объяснять значение знания алфавита для работы с различными справочниками. Изображать буквы русского алфавита с помощью пластических движений рук, тела и рисунков. Различать букву й, обозначающую согласный звук, и букву и, обозначающую гласный звук. Делить слова с буквой й на части для переноса. Обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью мягкого знака и букв е, ё, ю, я, и. Сопоставлять случаи обозначения мягкости согласных с помощью мягкого знака и с помощью букв е, ё, ю, я, и. Подробно пересказывать текст; анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; соотносить собственный текст с исходным. Писать слова с орфограммами жи—ши, ча—ща, чу—щу, чк, чн, щн. Объяснять, почему эти написания являются традиционными. Проводить звуко-буквенный анализ слов, делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, переносить слова по слогам. Объяснять роль ударения в слове, ставить ударение, находить ударный и безударные слоги. Работать с орфоэпическим словарём, объяснять его назначение. Уметь ставить ударение в слове, находить безударные гласные звуки. Подбирать проверочные слова. Находить в тексте слова с безударными гласными в корне. Находить в слове и объяснять орфограмму. Использовать алгоритм проверки орфограммы. Уметь ставить ударение в слове, находить безударные гласные звуки. Подбирать проверочные слова. Находить в слове и объяснять орфограмму (слов с непроверяемыми написаниями). Записывать под диктовку словарные слова без ошибок, пропусков и искажений. Работать с орфографическим словарём. Объяснять случаи обозначения одинаковых согласных звуков разными буквами. Находить в слове и объяснять орфограмму (правописание парных по звонкости — глухости согласных в корне слова). Изменять слово так, чтобы орфограмму можно было проверить. Писать орфографически правильно слова с парными по звонкости — глухости согласными в корне слова. Находить в слове и объяснять орфограмму (правописание удвоенных согласных). Писать орфографически правильно слова с удвоенными согласными. Уметь пользоваться орфографическим словарём. Находить в слове и объяснять орфограмму (правописание слов с непроизносимыми согласными). Писать орфографически правильно слова с непроизносимыми согласными. Наблюдать за употреблением разделительного твёрдого знака. Находить в слове и объяснять орфограмму (правописание слов с разделительным мягким знаком). Писать орфографически правильно слова с разделительным мягким знаком. |
3 | Слово и его значение | 17 | Составлять двусторонние модели слов, различать значение слова и его звуко-буквенную форму. Сопоставлять слова по звуко-буквенному составу и по значению, классифицировать слова по различным критериям, находить слово с обобщающим значением для тематической группы слов. Пользоваться лингвистическими словарями (орфографическим и толковым). Принимать участие в составлении учебных лингвистических словарей (орфографического, толкового). Распознавать имена собственные и имена нарицательные, различать их по функциям. Знать и уметь применить правила употребления заглавной буквы в именах собственных. Объяснять принцип возникновения нескольких значений у одного слова. Объяснять значение многозначного слова в конкретном тексте. Пользоваться толковым словарём. Различать слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению, и многозначные слова. Объяснять разницу между многозначными словами и словами-омонимами. Объяснять роль синонимов как средства обогащения речи. Использовать синонимы в собственных высказываниях. Подбирать антонимы к словам разных частей речи, находить антонимы в тексте и объяснять их роль. Объяснять семантику фразеологических оборотов (наиболее употребительных) и использовать их в собственной речи. Распределять слова по тематическим группам, дополнять тематические группы своими словами. Понимать язык (слово, предложение) как знаковую систему, выполняющую функцию замещения предметов (действий и свойств) окружающего мира. |
4 | Состав слова | 12 | Наблюдать за строением слова на наглядно-образных моделях. Составлять наглядно-образные модели состава слова. Называть части слова. Находить корень слова путём сопоставления однокоренных слов, подбирать однокоренные слова, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов (простейшие случаи). Объяснять лексическое значение корня. Различать корни с омонимичным значением. Применять алгоритмы проверки безударных гласных и парных по звонкости — глухости согласных в корне слова. Проверять правильность обозначения безударных гласных и парных согласных звуков в корне слова путём изменения формы слова или подбора однокоренных слов. Применять нужный алгоритм для проверки орфограмм корня. Доказывать родство слов, объяснять общность их значения. Выделять в слове приставку, определять значение, которое придаёт слову приставка (простые случаи). Различать предлоги и приставки, писать предлоги раздельно с другими словами. Употреблять при написании слов разделительные мягкий и твёрдый знаки. Объяснять разницу в употреблении разделительных мягкого и твёрдого знаков. Выделять в слове суффикс, определять значение, которое придают слову суффиксы (простейшие случаи). Правильно употреблять окончание (простейшие случаи ударного окончания), объяснять его роль для связи слов в предложении или в словосочетании. |
5 | Части речи | 25 | Определять части речи (имя существительное, глагол, имя прилагательное) по обобщённому значению предметности, действия, признака и по вопросам; правильно употреблять их в речи. Использовать в процессе выполнения заданий и усвоения грамматических понятий приёмы нагляднообразного и логического мышления Осознанно употреблять заглавную букву при написании имён собственных. Выбирать формы имён существительных из вариантов падежных окончаний, употреблять эти формы в речи в соответствии с действующими нормами литературного языка. Определять число имён существительных. Подробно пересказывать текст; анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; соотносить собственный текст с исходным. Находить в предложении глаголы по вопросу и общему значению действия. Определять число глаголов. Ставить вопросы к глаголам в форме настоящего, прошедшего и будущего времени. Составлять рассказы по рисункам, используя глаголы. Находить в предложении имена прилагательные по их основному грамматическому значению, определять их связь с именами существительными. Классифицировать имена прилагательные на основе различий в их значении. Редактировать тексты, дополняя их именами прилагательными, подбирая имена прилагательные с синонимическим или антонимическим значением. Применять алгоритм определения различия между предлогом и приставкой. Выбирать предлоги в соответствии с литературными речевыми нормами. |
6 | Предложение. Текст. | 10 | Оформлять предложение на письме в соответствии с правилами пунктуации. Составлять предложения, разные по цели высказывания. Находить в предложении главные члены. Строить предложения, адекватно выражая основную мысль. Составлять текст с изученными орфограммами по аналогии с учебным текстом. Предлагать варианты проверки написанного слова и предложения; сравнивать записанный текст с образцом. Писать под диктовку предложения и тексты с изученными орфограммами. Знать определения текста; типы текстов. Составлять текст с изученными орфограммами; писать под диктовку предложения и тексты с изученными орфограммами; делить сплошной текст на предложения; писать записки, письма, приглашения. |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту |
«Мир общения» - 16 часов | ||||
1 | Знакомство с учебником. Мир общения. Собеседники. | 1 | 01.09 | |
2 | Мир общения. Собеседники. | 1 | 02.09 | |
3, 4*, 5 | Слово, предложение и текст в речевом общении. | 3 | 03.09,07.09, 08.09 | |
6 | Входная контрольная работа (диктант). | 1 | 09.09 | |
7 | Работа над ошибками. Слово, предложение и текст в речевом общении. | 1 | 10.09 | |
8* | Слово, предложение и текст в речевом общении. | 1 | 14.09 | |
9 | Слово, предложение и текст в речевом общении. | 1 | 15.09 | |
10 | Главный помощник в общении – родной язык. | 1 | 16.09 | |
11 | Главный помощник в общении – родной язык. Словарный диктант. | 1 | 17.09 | |
12* | Главный помощник в общении – родной язык. | 1 | 21.09 | |
13 | Главный помощник в общении – родной язык. | 1 | 22.09 | |
14 | Главный помощник в общении – родной язык. | 1 | 23.09 | |
15 | Главный помощник в общении – родной язык. | 1 | 24.09 | |
16* | Обобщение по разделу «Мир общения». Списывание текста о Казани. | 1 | 28.09 | |
«Звуки и буквы. Слог. Ударение» - 55 часов | ||||
17 | Гласные и согласные звуки и буквы. | 1 | 29.09 | |
18 | Гласные и согласные звуки и буквы. Словарный диктант. | 1 | 30.09 | |
19 | Гласные и согласные звуки и буквы. | 1 | 01.10 | |
20* | Гласные и согласные звуки и буквы. | 1 | 05.10 | |
21 | Гласные и согласные звуки и буквы. | 1 | 06.10 | |
22 | Звук [ й'] и буква й. Срез знаний. | 1 | 07.10 | |
23 | Изложение по сказке К.Ушинского «Утренние лучи» | 1 | 08.10 | |
24* | Звук [ э ]и буква э. | 1 | 12.10 | |
25 | Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме. | 1 | 13.10 | |
26 | Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме. | 1 | 14.10 | |
27 | Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме. | 1 | 15.10 | |
28* | Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме | 1 | 19.10 | |
29 | Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме. Изложение текста "Галка". | 1 | 20.10 | |
30 | Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний. | 1 | 21.10 | |
31 | Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний. | 1 | 22.10 | |
32* | Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. | 1 | 26.10 | |
33 | Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. | 1 | 27.10 | |
34 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1 | 28.10 | |
35 | Закрепление знаний по теме: «Звуки и буквы». Анализ итогов контрольного диктанта и работа над ошибками. | 1 | 29.10 | |
36* | Обучающее изложение "Синичка". | 1 | 09.11 | |
37 | Слог. Перенос слов. | 1 | 10.11 | |
38 | Слог. Перенос слов. | 1 | 11.11 | |
39 | Ударение. Ударный слог. Текст «Мой город». | 1 | 12.11 | |
40* | Ударение. Ударный слог. | 1 | 16.11 | |
41 | Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме. Обучающее изложение. | 1 | 17.11 | |
42 | Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме. | 1 | 18.11 | |
43 | Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме. | 1 | 19.11 | |
44* | Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме. | 1 | 23.11 | |
45 | Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме. | 1 | 24.11 | |
46 | Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме. | 1 | 25.11 | |
47 | Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме. Обучающее изложение "Лев". | 1 | 26.11 | |
48* | Диктант по теме «Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме». | 1 | 30.11 | |
49 | Работа над ошибками. Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме. | 1 | 01.12 | |
50 | Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме. | 1 | 02.12 | |
51 | Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме. | 1 | 03.12 | |
52* | Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме. | 1 | 07.12 | |
53 | Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме. | 1 | 08.12 | |
54 | Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме. Срез знаний. | 1 | 09.12 | |
55 | Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме. Словарный диктант. | 1 | 10.12 | |
56* | Слова с удвоенными согласными. | 1 | 14.12 | |
57 | Слова с удвоенными согласными. | 1 | 15.12 | |
58 | Слова с удвоенными согласными. | 1 | 16.12 | |
59 | Контрольный диктант за 2 четверть по теме «Звонкие и глухие согласные звуки» | 1 | 17.12 | |
60* | Работа над ошибками контрольного диктанта. Непроизносимые согласные. | 1 | 21.12 | |
61 | Непроизносимыми согласными. | 1 | 22.12 | |
62 | Непроизносимыми согласными. Списывание с печатного текста. | 1 | 23.12 | |
63 | Непроизносимыми согласными. | 1 | 24.12 | |
64* | Разделительные мягкий и твёрдый знаки. | 1 | 11.01 | |
65 | Разделительные мягкий и твёрдый знаки. | 1 | 12.01 | |
66 | Разделительные мягкий и твёрдый знаки. | 1 | 13.01 | |
67 | Разделительные мягкий и твёрдый знаки. | 1 | 14.01 | |
68* | Разделительные мягкий и твёрдый знаки. | 1 | 18.01 | |
69 | Разделительные мягкий и твёрдый знаки. | 1 | 19.01 | |
70 | Разделительные мягкий и твёрдый знаки. | 1 | 20.01 | |
71 | Контрольная работа по теме: «Звуки и буквы. Слог. Ударение». Обобщение знаний по теме: «Звуки и буквы. Слог. Ударение». | 1 | 21.01 | |
"Слово и его значение" - 17 часов | ||||
72* | Работа над ошибками. Что сказало слово? | 1 | 25.01 | |
73 | Имена собственные и нарицательные. Города Татарстана. | 1 | 26.01 | |
74 | Имена собственные и нарицательные. | 1 | 27.01 | |
75 | Слова с несколькими значениями. | 1 | 28.01 | |
76* | Слова с несколькими значениями. | 1 | 01.02 | |
77 | Слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению. | 1 | 02.02 | |
78 | Слова, близкие по значению (синонимы). | 1 | 03.02 | |
79 | Слова, близкие по значению (синонимы). | 1 | 04.02 | |
80* | Слова, близкие по значению (синонимы). | 1 | 08.02 | |
81 | Слова, противоположные по значению (антонимы). | 1 | 09.02 | |
82 | Слова, противоположные по значению (антонимы). | 1 | 10.02 | |
83 | Устойчивые сочетания слов. | 1 | 11.02 | |
84* | Устойчивые сочетания слов. | 1 | 15.02 | |
85 | Тематические группы слов. | 1 | 16.02 | |
86 | Тематические группы слов. «Животный мир Татарстана». | 1 | 17.02 | |
87 | Обобщение знаний по теме: "Слово и его значение". | 1 | 18.02 | |
88* | Контрольная работа по теме: "Слово и его значение". | 1 | 22.02 | |
« Состав слова» - 12 часов | ||||
89 | Как собрать и разобрать слово. | 1 | 22.02 | |
90 | Корень – главная часть слова. Однокоренные слова. | 1 | 24.02 | |
91 | Корень – главная часть слова. Однокоренные слова. | 1 | 25.02 | |
92* | Корень – главная часть слова. Однокоренные слова. | 1 | 01.03 | |
93 | Приставка. | 1 | 02.03 | |
94 | Приставка. | 1 | 03.03 | |
95 | Тест по теме «Корень и приставка» | 1 | 04.03 | |
96* | Суффикс. | 1 | 09.03 | |
97 | Суффикс. | 1 | 10.03 | |
98 | Окончание. | 1 | 11.03 | |
99 | Окончание. Контрольное списывание. | 1 | 15.03 | |
100* | Контрольный диктант за 3 четверть с грамматическим заданием по теме «Состав слова». | 1 | 16.03 | |
"Части речи" - 25 часов | ||||
101 | Что такое части речи. | 1 | 17.03 | |
102 | Имя существительное | 1 | 18.03 | |
103 | Имя существительное. | 1 | 29.03 | |
104* | Имя существительное. | 1 | 30.03 | |
105 | Имя существительное. | 1 | 31.03 | |
106 | Имя существительное. | 1 | 01.04 | |
107 | Имя существительное. Обучающее изложение. | 1 | 05.04 | |
108* | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме "Имя существительное". | 1 | 06.04 | |
109 | Имя существительное. Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. | 1 | 07.04 | |
110 | Глагол. | 1 | 08.04 | |
111 | Глагол. | 1 | 12.04 | |
112* | Глагол. | 1 | 13.04 | |
113 | Глагол. | 1 | 14.04 | |
114 | Глагол. Тест по теме «Глагол». | 1 | 15.04 | |
115 | Имя прилагательное. | 1 | 19.04 | |
116* | Имя прилагательное. | 1 | 20.04 | |
117 | Имя прилагательное. | 1 | 21.04 | |
118 | Имя прилагательное. | 1 | 22.04 | |
119 | Имя прилагательное. Составление текста «Весна в нашем городе» | 1 | 26.04 | |
120* | Имя прилагательное. Тест по теме «Имя прилагательное». | 1 | 27.04 | |
121 | Предлог. | 1 | 28.04 | |
122 | Предлог. Раздельное написание предлогов со словами. | 1 | 29.04 | |
123 | Предлог. Раздельное написание предлогов со словами. | 1 | 03.05 | |
124* | Контрольный диктант по теме "Части речи". | 1 | 04.05 | |
125 | Обобщение по теме: «Части речи». Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. | 1 | 05.05 | |
"Предложение. Текст" - 10 часов | ||||
126 | Предложение. Текст. «Городу Нижнекамску – 50 лет». | 1 | 06.05 | |
127 | Главные члены предложения. | 1 | 10.05 | |
128* | Главные члены предложения. | 1 | 11.05 | |
129 | Главные члены предложения. | 1 | 12.05 | |
130 | Связь слов в предложении. | 1 | 13.05 | |
131 | Типы текста. | 1 | 17.05 | |
132* | Типы текста. | 1 | 18.05 | |
133 | Проверочная работа по разделу «Предложение. Текст». | 1 | 19.05 | |
134 | Итоговый диктант за год. | 1 | 20.05 | |
135 | Обобщение знаний по теме: «Предложение. Текст». Работа над ошибками. | 1 | 24.05 | |
136* | Повторение изученного за год. | 1 | 25.05 |
Лист изменений в тематическом планировании
№ записи | Дата | Изменения, внесенные в КТП | Причина | Согласование с зам. директора по УР |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по русскому языку 2 класс по программе школы России
Рабочая программа по русскому языку для 2 «А» класса ГСКОУ 3-4 вида г. Петровск-Забайкальска на 2011-2012 учебный год разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку 1 класс "Школа России" и календарно–тематическое планирование уроков русского языка
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 1 класса составлена на основе авторской программы Канакиной В.П., Горецкого В.Г, Бойкиной М.В. УМК &laqu...
Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...