Тема урока | Звонкие и глухие согласные на конце слова.
|
Цель урока | - актуализация и конкретизация знаний учащихся о парных звонких и глухих согласных;
- формирование знаний о способах проверки слов с парными согласными на конце;
- формирование умения применять полученные знания на практике;
- совершенствование умения распознавать слова с парными согласными на конце;
- развитие слуховой и оперативной памяти;
- развитие логического и творческого мышления, умения делать выводы;
- развитие устной и письменной речи учащихся;
- развитие орфографической зоркости учащихся;
- формирование познавательной мотивации;
- воспитание бережного отношения к животным;
- воспитание чувства взаимопомощи и сотрудничества при работе в парах;
- воспитание аккуратности при работе.
|
Планируе-мый результат обучения | В результате изучения темы обучающиеся должны знать: - правило написания проверяемой согласной на конце слова; - способ проверки написания слов с проверяемой согласной на конце; уметь: - видеть орфограмму в слове и графически её обозначать; - определять опасное место в слове; - правильно писать слова с проверяемой согласной на конце; - выполнять задания творческого характера: редактировать написанное, составлять текст |
Основные понятия | Орфограмма, звонкие и глухие согласные.
|
Межпред- метные связи
| Окружающий мир, музыка.
|
Ресурсы | - Учебник « Русский язык» Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина
- Презентация к уроку «Звонкие и глухие согласные на конце слова».
- Карточки для групповой работы.
- Карточки для индивидуальной работы.
- Дидактический материал.
|
Этапы урока | Формируемые УУД
| Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
Орг. момент | Регулятивные : формирование способности к организации своей деятельности
| Громко прозвенел звонок – Начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки хорошо открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минутки не теряем.
- Сегодня на уроке нас ждёт интересная и разноплановая работа. Покажите сигнальным значком, какое у вас настроение. - Я очень рада, что у вас хорошее настроение. Вперёд к открытиям! - А домашним заданием было подготовить небольшое сообщение о зоопарке .
| Настраивается на активную работу на уроке.
Рассказывают подготовленные сообщения. |
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельнос-ти. Постановка учебной проблемы.
| Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: самостоятельное формулирование цели. | - Ребята, вспомните своё первое впечатление, когда мы с вами посмотрели видео-фильм о зоопарке. Вот пришли мы в зоопарк. Как же этому я рад! Вот верблю[т], ено[т], удо[т], Леопар[т], медве[т`] и кро [т]. Что же делать? Помоги! Пропуск букв восстанови. - Какие звуки слышатся в конце слов? ( звуки [т] и [т`]). - А какие буквы напишем на конце слов? - Ваши мнения разделились? - Сегодня на уроке мы с вами проведём исследование и выясним как правильно написать согласную букву на конце слова.
|
Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.
|
III. Поиск решения. Открытие нового знания. Работа в группах.
| Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование выдвижение гипотезы, поиск решения проблемы, коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. | - Если мы не можем точно определить на слух, какую букву надо написать, то перед нами ОРФОГРАММА. - А что такое орфограмма? - Мы уже знаем, что перед нами орфограмма. Осталось сформулировать правило. - Поработаем в группах и выясним какую букву следует писать на конце слова. - Ребята, вспомним правила работы в группе.
- Ребята, название каких перечисленных животных вам не знакомы и мы не видели их в зоопарке? - Воспользуемся словарём. - Для того, чтобы понять правильно ли мы нашли ответ на этот вопрос мы познакомимся ещё с одним обитателем зоопарка. Выполним упражнение 165 в учебнике на стр.109. - Запишите число классная работа. - Прочитайте данные слова. - Скажите, что вы заметили в слове МОРЖ? - Почему? - Какой вывод сделаем? - Выпишите из этого упражнения проверяемое и проверочное слова. - Правильны ли были ваши мнения? - Прочитайте правило на стр. 106. - Правильно сделали мы вывод?
- Вернёмся к нашему упражнению.
- Можем мы теперь выбрать нужную букву? - Запишем слова с пропущенными буквами вместе с проверочными словами. Проверочные слова запишем на первом месте. - Что мы делаем с орфограммой ? - А ещё что подчеркнём?
| Учатся решать проблему, аргументировать ответы, сравнивать, анализировать, слушать, наблюдать, делать выводы
Орфограмма – это написание по правилу.
Правила работы в группе. Работай дружно, по плану. Умей выслушать другого. Уважай мнение других. Не согласен с мнением других – доказывай свою точку зрения. - Удод.
Ученик читает понятие из словаря.
- В конце слова произносим звук [ш], а пишется буква ж.
-В этом же упражнении есть проверочное слово МОРЖУ. В нём отчетливо слышится звук [ж].
- Чтобы правильно написать букву согласного в конце слова, нужно подобрать проверочное слово, где после согласного звука есть гласный. - Да. Мы знаем правило. - Ещё в проверочном слове подчеркнём гласную букву, т. к. она наша помощница.
|
IV. Физкультми-нутка. (подвижная) | Личностные: умение применять правила охраны своего здоровья |
|
|
V. Первичное применение знаний. Работа в парах
| Познавательные: моделирование логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и обоснование. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Регулятивные: планирование своих действий.
| - Ребята, мы на уроке сегодня с вами узнали о звонких и глухих согласных. - Продолжим нашу работу. Нас ждёт работа в парах по карточкам. - В первом столбике записаны проверочные слова, во втором проверяемые. Соедините пары слов, вставьте буквы. муравьеды | жира_ | дикобразы | муравье_ | жирафы | у_ | львёнок | ле_ | котёнок | ё_ | ежик | ено_ | нет енота | дикобра_ | нет ужа | носоро_ | нет носорога | ко_ |
- Названия каких перечисленных животных вам не знакомы? - А кто такой муравьед нам расскажет … . - Что вы можете сказать про проверочные слова? - Какой вывод можем сделать?
| Работают в парах по составлению пары слов. Соблюдают правила взаимоотношений и сотрудничества, аргументируют свои ответы, используя полученную информацию и имеющиеся знания
- Муравьед.
1) Можно подобрать слово, которое называет не один предмет, а много. Например: муравьед – муравьеды, дикобраз – дикобразы, жираф – жирафы. 2) Можно подобрать однокоренное слово. Например: лев – львёнок, ёж – ёжик, кот – котёнок. 3) Можно подставить слово НЕТ. Например: енот – нет енота, уж – нет ужа, носорог – нет носорога. - Оцените свою работу. Выставите оценки в оценочных листах |
VI.Физкультминутка. (для глаз) | Личностные: умение применять правила охраны своего здоровья |
|
|
VII. Закрепление и совершен-ствование умений. Дифференцированная работа. | Познавательные: моделирование логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и обоснование. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
Регулятивные : планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; прогнозирование.
| - Какое животное появилось на слайде? (верблюд) - Что вы знаете об этом животном? Работа с текстом. Верблют – выносливое животное. | Ещё верблюды помогают людям перевозить грус. | Он помогает верблюду переносить жару и голот. | У него есть горп. |
Верблюд. | Верблюд – выносливое живот- ное. | У него есть горб. | Он помогает верблюду переносить жару и голод. | Ещё верблюды помогают людям перевозить груз. |
1 группа – исправить ошибки в предложениях. Списать предложения. 2 группа – исправить ошибки в предложениях, восстановить деформированный текст. Списать текст. 3 группа – исправить ошибки, восстановить деформированный текст и озаглавить текст. Списать текст.
| Формирование умения находить ошибки в тексте, восстанавливать деформированный текст, озаглавливать текст.
|
VIII. Выведение алгоритма правильного написания согласной буквы на конце слова.
| Познавательные: анализ информации, создание алгоритма деятельности.
Личностные: осознание необходимости новых знаний для ученика. | - Ребята, как надо действовать, чтобы правильно написать согласную букву на конце слова?
| Высказывания обучающихся.
Выводят алгоритм правильного написания согласной буквы на конце слова.
|
IХ. Подведение итога урока. Рефлексия.
| Личностные: самоконтроль, устанавливать связь между целью деятельности и её результатом Регулятивные: совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке Коммуникативные: строить монологическое высказывание.
| - Ребята, перед вами яблоня, только на ней пока ничего нет. - Если вы считаете, что урок прошёл полезно, плодотворно, то прикрепите яблоко. - Если вы считаете, что урок прошёл плодотворно, но вы испытываете некоторые затруднения по этой теме, то прикрепите цветок. - А если вы считаете, что у вас остались огромные пробелы по этой теме, то прикрепите листик. По окончании урока дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды. - Я вижу, что на нашей яблоньке созрели чудесные яблоки, а это значит, что урок прошёл плодотворно, с пользой. - Ребята, говорю вам большое спасибо. Вы сегодня потрудились на славу.
| Анализируют и оценивают свою деятельность на уроке.
|
X. Информа-ция о домашнем задании. Творческая работа | Познавательные: построение самостоятельного процесса поиска. | - Подберите 5названий зверей с парной согласной на конце и 5 названий птиц с парной согласной на конце слова. Про одного из животных подготовьте доклад . Выберите себе задание по душе, но не забывайте слова Николая Алексеевича Заболоцкого: Не позволяй душе лениться! Чтоб в ступе воду не толочь, Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь! | Умение самостоятельно добывать информацию и применять полученные знания на практике. |