Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Урок русского языка во 2 классе УМК "Школа России. Урок закрепляет и конкретизирует знания учащихся о том, что звонкие и глухие согласные в конце слов произносятся одинаково глухо; развивает у учащихся навыки грамотного письма, речь, фонематический слух; воспитывает аккуратность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_parnyh_soglasnyh_2klass.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка во 2 классе.
Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова.
Цели. 1. Закреплять и конкретизировать знания учащихся о том, что звонкие и глухие согласные в конце слов произносятся одинаково глухо;
2. Развивать у учащихся навыки грамотного письма, речь, фонематический слух;
3. Воспитывать аккуратность,
Ход урока.
1.Организационный момент.
- Прозвенел звонок. Начинается урок.
Сначала сядет тот, чьё имя начинается с гласных звуков.
А теперь – чьё имя начинается с согласного звука.
2.Минутка чистописания.
Откройте тетради, запишите число, классная работа.
На доске: б п в ф г к у д т ж ш з с
- Что записано на доске? (Буквы)
- Какая буква лишняя и почему? (у – так как обозначает гласный звук, а все остальные согласные)
- Какие это согласные? (звонкие – глухие, парные)
Запишите согласные парами: в верхней строчке – буквы, обозначающие звонкий звук, в нижней - буквы, обозначающие глухой звук.
3.Словарная работа.
Невидимкой осторожно
Он является ко мне
И рисует, как художник,
Он узоры на окне.
Это – клён, а это – ива,
Вот и пальма предо мной.
Как рисует он красиво
Белой краскою одной! (Мороз.)
- Что называет это слово? (Предмет)
- Что можете ещё сказать про это слово?(Нарицательное, неодушевлённое, м.р., ед.ч., двусложное, 2 слог ударный).
- -Образуйте родственные (однокоренные) слова.
(Мороз, морозец, морозный, морозильник, заморозить, морозище, мороженое, изморозь, заморозки, подмораживать, морозно, морозить, отморозить и т.д.)
- Запишите слово мороз, обозначьте ударную и безударную гласные.
- Какая ещё орфограмма в этом слове? (Парный согласный в конце слова)
Парные согласные в конце слова
- Что такое орфограмма? Почему мы можем назвать парные согласные в конце слова орфограммой? (Есть выбор)
Орфограмма
Выбор
?
- Между чем мы выбираем?
4. Постановка темы урока.
- Догадались, какая у нас тема урока?
- На уроке мы будем учиться находить парные звонкие и глухие согласные в конце слова, подбирать проверочные слова, размышлять, рассуждать.
- Для чего надо изучать эту тему?
5. Введение в тему.
День вступил в свои права,
Снова в дверь стучат слова.
- Какие ещё знаем словарные слова с парным согласным в конце? Запишем их (на доске и в тетради запишем в столбик):
[с]
арбуз
[т]
завод
[с]
класс
[к]
мальчик
[к]
ученик
[к]
платок.
- Давайте определим последние звуки и сравним их с буквами, которыми мы их обозначаем.
- Что происходит с парными согласным? (Оглушаются)
- Сравните произношение и обозначение звуков на письме буквами. Что вы можете сказать о произношении последнего согласного звука и его обозначении на письме? (Произношение и написание парного согласного в конце слова может совпадать, а может и не совпадать)
6. Отработка нового материала.
- Если произношение и написание не совпадают, то в какой позиции стоят парные согласные в конце слов? (В слабой)
- А это орфограмма. (Вернуться к первой схеме). Существует выбор: буква глухого или звонкого согласного звука?
- Что требует слабая позиция? (Проверки)
- Как узнать, что писать в конце слова с парным согласным? (Нужно поставить в сильную позицию)
- Что такое сильная позиция? (Когда написание и произношение совпадают)
- Когда согласный слышится отчётливо? (Перед гласным)
- Что надо сделать, чтобы не ошибиться в написании слов с парным согласным на конце слова? (Надо изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный.)
Парные согласные в конце слова
Проверочное слово
Изменить число
Парные согласные -
Самые опасные.
Парный в слове проверяй,
Рядом гласный подставляй.
(С опорой на схему)
- Какие слова будут проверочными для наших слов?
арбуз – арбузы
завод – заводы
класс – классы
мальчик – мальчики
ученик – ученики
платок – платки
7. Физминутка.
Мы писали, мы писали,
А теперь все дружно встали.
Мы сейчас потопаем,
Раз, два, три.
Ручками похлопаем,
Раз, два, три.
Раз – присядем,
Быстро встанем,
Улыбнёмся –
Тихо сядем.
Посидим, отдохнём
И опять писать начнём.
(Упражнения для глаз)
8. Обобщение и систематизация знаний.
- Поупражняемся в подборе проверочных слов. Назовите парную согласную, которую нужно писать в слове. Ответ докажите.
1). Чтобы в цель попасть не раз, зоркий требуется … (глаз).
2). Всё перетрут терпение и … (труд).
3). Как прекрасно всё вокруг, если рядом лучший …(друг).
4). Весь я сделан из железа,
У меня ни ног, ни рук.
Я по шляпку в доску влезу,
А по мне всё стук, да стук. (гвоздь)
5). Под сосною у дорожки,
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть – нет головы. ( гриб)
9. Итог урока.
- Как произносятся парные звонкие и глухие согласные в конце слов?
- Совпадает ли произношение и написание парных согласных в конце слов? (Может совпадать, а может не совпадать) (Обратиться к схемам)
- Что нужно делать с парными согласными в конце слов?
10. Самостоятельная работа.
- А сейчас я предлагаю поработать самостоятельно. Будем работать по вариантам. Ваша задача вставить нужную букву, подбирая проверочное слово.
1 вариант: Ду(б/п) - …, горо(д,т) - …, обе(т,д) - …, су(п,б) - …
2 вариант: Зу(п,б) - …, огоро(д,т) - …, гла(з,с) - …, жу(г,к) - …
Взаимопроверка.
- Возьмите карандаш. Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга работу.
Д/з. стр.111, упр.141.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 2 класс "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова".
Данный материал можно использовать во 2 классе по учебникам Л.М. Зелениной или Т.Г.Рамзаевой....
План-конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова"
Урок в 3 классе по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова" для обучающихся с нарушениями интеллекта....
Открытый урок по теме: "Правописание парных звонких и глухих согласных в конце слов"
Открытый урок по теме: "Правописание парных звонких и глухих согласных в конце слов". 2 класс....
Урок русского языка в 3 классе, в школе VIII вида по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова".
Урок русского языка по теме " Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова". Урок закрепления знаний в 3 классе, в специальной коррекционной школе-интернат 8 вида....
Урок русского языка во 2 классе.Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова.
Тема: Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова.Цели: познакомить учащихся со способами проверки парных согласных на конце и в середине слова...
Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. 2класс
Формирование умения подбирать проверочные слова с парными согласными на конце слова, сравнивать искомую букву в проверочном и проверяемом словах. Продолжать развивать орфографическую зоркость, способс...
Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова
Проблема. Расходится ли произношение непарных согласных звуков в конце слов с их обозначением на письме?Цели: отрабатывать умение правильно писать слова с парными звонкими и глухими согласными на конц...