Звонкие и глухие согласные в конце слова
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Урок по русскому языку во 2 классе по теме "Парные согласные к конце слова". Урок построен с опорой на краеведческий материал, который содержит сведения о флоре и фауне Астраханской области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvonkie_i_gluhie_soglasnye_na_konce_slov_2_klass.docx57.04 КБ

Предварительный просмотр:


Тема урока «Звонкие и глухие согласные на конце слова».

Тип урока  - урок «открытия» нового знания

Цели урока  

  1. актуализация  и конкретизация знаний учащихся о парных звонких и глухих согласных;
  2. формирование знаний о способах проверки слов с парными согласными на конце;
  3. формирование умения применять полученные знания на практике;
  4. совершенствование умения распознавать слова с парными согласными на конце;

  1. развитие слуховой и оперативной памяти;
  2. развитие логического  и творческого мышления, умения делать выводы;
  3. развитие устной и письменной речи учащихся;
  4. развитие орфографической зоркости учащихся;

  1. формирование познавательной мотивации;
  2. воспитание любви к родному краю;
  3. воспитание чувства взаимопомощи и сотрудничества при работе в парах;
  4. воспитание аккуратности при работе.

Средства наглядности:

1.        Презентация к уроку «Астраханский край».

2.        Карточки для групповой работы.

3.        Карточки для индивидуальной работы.

4.       Картинки рыб.

5.       Овощи.


I. Организационный этап

Прозвенел сейчас звонок,

Начинается урок.

Но урок то не простой

Отправляйтесь в путь со мной.

Беритесь, ребята скорей за работу.

Ведь умными стать

Всем конечно охота!

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Постановка учебной проблемы.

1)В дельте красавицы Волги,

Там, где к морю стремится река,

Стоит величаво и гордо

Град на её берегах.

 

Астрахань - это прогулки

В древнем красивом Кремле.

Улочки и переулки –

Как они дороги мне!                                                                                                  

Астрахань - это рыбалка.

Ждет рыболовов успех.

Всех приглашаю, не жалко,

Рыбы здесь хватит на всех.

 

Жарко и пыль у нас летом,

Ветер и слякоть зимой.

Может не нравиться это,

Но этот город - родной.

 

Здесь я родился, здесь мама,

И не открою секрет,                                                                         

Если я выскажу прямо,                  

Что лучше города нет!  

- Почему я прочитала это стихотворение?

                            А с т р а х а н ь (на доске )

- К названию нашего города прикрепились рыбки. Внимательно посмотрите и назовите тему предыдущего урока.

- Астраханский край славится большим урожаем овощных культур. Мы проведем игру «Волшебная корзина».

- На ощупь определите культуру, а название впишите в кроссворд.

3.

К

А

П

У

С

Т

А

1.

О

Г

У

Р

Е

Ц

                 

2.

Ч

Е

С

Н

О

К

5.

П

О

М

И

Д

О

Р

К

А

Р

Т

О

Ф

Е

Л

Ь

4.

М

О

Р

К

О

В

Ь

– Выделите орфограммы в записанных словах.
– Обменяйтесь тетрадями. Ошибки у товарища исправляйте карандашом.

- Какое слово спряталось в кроссворде.

- Несколько ваших одноклассников подготовили небольшую информацию об астраханском кремле.

2)- Выпишите из кроссворда согласные буквы.

- Можно ли их сгруппировать?
-  В какие группы? Запишите.

- Какой пары не хватает? Запишите.

       

 

   - А сейчас, ребята, найдите слово, в котором парный звук не соответствует букве. Как вы думаете, почему?  Как же писать грамотно?

- Ребята, как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

 - Сегодня на уроке проведём исследование и выясним, как правильно написать согласную букву на конце слова.   

   

III. Поиск решения. Открытие нового знания (презентация)

  - В пределах Астраханской области можно встречать около 260 видов птиц. Одних (оседлых) можно встречать круглый год, других (перелетных и кочующих) – во время миграций. Вот некоторые представители фауны:

реме[с], дроз[т], сорокопу[т], лебе[т `], вы[п`], кобчи[к]

- А какие буквы напишем на конце слов?

- Ваши мнения разделились?

- Если мы не можем точно определить на слух, какую букву надо написать, то перед нами ОРФОГРАММА.

- А что такое орфограмма?

Есть птица красивая очень на свете,
Название — лебедь имеет она,
Не встретить прекрасней её на планете,
Она из чудесного будто бы  сна,

И вид лебедей – как отрада для глаз,
Когда по воде они ровно плывут,
Спокойный, приятный их снежный окрас
Собой украшают и реку, и пруд.

Степенные, яркие, нежные птицы,
в почёте огромном они у людей,
Едва только лебедь на воду садится,
Все взгляд на него переводят скорей.

- Внимательно прочитайте стихотворение, и вы найдете ответ на свой вопрос.

- Что вы заметили в слове лебедей?  (В этом слове отчетливо слышится [д`])

- Сделайте вывод (Чтобы правильно написать букву согласного в конце слова, нужно подобрать проверочное слово, где после согласного звука есть гласный).

- Найдите подтверждение в «Энциклопедии знаний» нашего класса.

- Составьте предложение, в котором будут проверочные слова к нашим словам-птицам.

IV. Физкультминутка  (подвижная)

V. Первичное применение знаний. Работа в парах.

- Составьте пословицу  (красотами, Волга, Астрахань, рыбой)

-Как вы её понимаете?

- Обратите внимание на слово рыбой. Может ли оно являться проверочным и к какому слову. Составьте предложение с этим словом.

- Астраханский край издавна славится рыбой. Каких рыб вы знаете?

- Нас ждёт работа в парах по карточкам.

- В первом столбике записаны проверочные слова, во втором проверяемые. Соедините пары слов, вставьте буквы.

стерляди

суда_

много сельди

бер_

карпы

стерля_ь

караси

сель_ь

судаки

кара_ь

бершики

кар_

- Какая рыба вам незнакома? (заранее подготовленные доклады).

- Что вы можете сказать про проверочные слова?

- Какой вывод можем сделать?

VI. Закрепление и совершенствование умений. Дифференцированная  работа.

- А что это за прекрасный цветок на слайде?

Разбивает класс на группы, дает задания:

1 группа – исправить ошибки в предложениях. Списать предложения.

2 группа – исправить ошибки в предложениях, восстановить деформированный текст. Списать текст.

3 группа – исправить ошибки, восстановить деформированный текст  и озаглавить текст. Списать текст.

Лотоз  удивляет ученых всего мира, его листья и лепестки всегда остаются чистыми.

Из илистых вот появляется сухой цветок.

Цветог изумительно красиф и всегда обращен к солнцу.

Цветог изумительно красиф и всегда обращен к солнцу.

Лотоз  удивляет ученых всего мира, его листья и лепестки всегда остаются чистыми.

Из илистых вот появляется сухой цветок.

VII. Выведение алгоритма правильного написания согласной буквы на конце слова.

- Ребята, как надо действовать, чтобы правильно написать согласную букву на конце слова?

VIII. Информация о домашнем задании. Творческая работа

- Подберите 3 названия зверей и птиц Астраханского края с парной согласной на конце.  Об одном из животных подготовьте доклад или презентацию.

IX.Подведение итога урока.  Рефлексия.

- Ребята, перед вами картинка бахчи, только на ней пока ничего нет.

- Если вы считаете, что урок прошёл полезно, плодотворно, то прикрепите арбуз.

- Если вы считаете, что урок прошёл плодотворно, но вы испытываете некоторые  затруднения по этой теме, то прикрепите цветок арбуза.

- А если вы считаете, что у вас остались огромные пробелы по этой теме, то прикрепите листик.

По окончании урока дети прикрепляют на бахче листья, цветы, арбузы.

- Я вижу, что на нашей бахче созрели чудесные арбузы, а это значит, что урок прошёл плодотворно, с пользой.

- Ребята, говорю вам большое спасибо. Вы сегодня потрудились на славу и поэтому должны хорошо подкрепиться. Угощайтесь сладкими арбузами!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Звонкие и глухие согласные в конце слова"

Конспек урока урока русского языка во 2 классе...

Урок русского языка 2 класс "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова".

Данный материал можно использовать во 2 классе по учебникам  Л.М. Зелениной или Т.Г.Рамзаевой....

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова

Урок русского языка во 2 классе УМК "Школа России.  Урок закрепляет и конкретизирует знания учащихся о том, что звонкие и глухие согласные в конце слов произносятся одинаково глухо; развивает у у...

План-конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова"

Урок в 3 классе по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова" для обучающихся с нарушениями интеллекта....

Тема урока: "Звонкие и глухие согласные на конце слова" 2 класс

Тема урока: "Звонкие и глухие согласные на конце слова". 2 класс. Урок был дан с целью  формирования  умения находить в слове орфограмму "парный согласный на конце слова" и правил...

Комбинированная работа по русскому языку "Парные звонкие и глухие согласные на конце слов и в корне слова" 3 класс

Комбинированная работа позволит оценить знания, умения и навыки учащихся по изученной теме....